Заседание № 155
О проекте федерального закона № 352692-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" (об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны независимо от их имущественного положения).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к пункту 10. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах". Доклад председателя Комитета по делам ветеранов Николая Дмитриевича Ковалёва. КОВАЛЁВ Н. Д., председатель Комитета Государственной Думы по делам ветеранов, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представляется во втором чтении проект федерального закона № 352692-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах". Законопроект был внесён Президентом Российской Федерации и принят в первом чтении 14 апреля сего года. Напомню, что законопроектом предлагается дополнить нормы Федерального закона "О ветеранах", устанавливающие меры социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, положением, в соответствии с которым указанные граждане подлежат обеспечению жильём независимо от их имущественного положения. При подготовке законопроекта ко второму чтению было внесено одиннадцать поправок. Поправка в таблице 1 носит юридико-технический характер, в ней учитываются замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы, она не затрагивает концепцию законопроекта. В поправке излагается статья 2 в новой редакции, тем самым уточняется порядок вступления в силу федерального закона со дня его официального опубликования, а также конкретизируются нормы Федерального закона "О ветеранах", устанавливающие меры социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов. При этом действие этих норм также будет распространяться на правоотношения, которые возникли с 1 января 2010 года, то есть так, как и установлено в принятом в первом чтении законопроекте. Данная поправка рекомендована комитетом к принятию. Остальные десять поправок изложены в таблице 2, я остановлюсь на них отдельно. Поправками 1, 2, 3, 4 и 5, внесёнными депутатом Хованской, которые изложены в таблице 2, предлагается дополнить нормы законопроекта положениями, согласно которым ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от срока проживания на территории населённого пункта, являющегося их местом жительства. Данные поправки рекомендованы комитетом к отклонению по следующим основаниям. Вопросы предоставления гражданам жилья являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в области жилищного законодательства, предусмотренных статьёй 13 Жилищного кодекса. Кроме того, пунктом 11 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений ветеранам определяется законодательством субъектов Российской Федерации. Это было наше с вами принципиальное решение, закреплённое в ряде законов, которые действуют в течение длительного периода времени на территории Российской Федерации. Таким образом, устанавливая в Федеральном законе "О ветеранах" дополнительные требования в части обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны жильём независимо от срока проживания на территории населённого пункта, являющегося их местом жительства, мы тем самым выходим за рамки тех полномочий, которые установлены жилищным законодательством в отношении условий постановки граждан на учёт, и вторгаемся в полномочия субъектов Российской Федерации. Кроме того, данные поправки требуют безусловного согласования с регионами, что в рамках рассмотрения законопроекта не сделано. Я уже не говорю о том, что, конечно же, реализация данных поправок потребует существенных средств из федерального бюджета, которые нами пока не предусмотрены. Поправки 6, 7, 8, 9 и 10 из таблицы поправок 2, внесённые депутатами Куликовым, Останиной, Рябовым, Разворотневым, вчера дополнительно были рассмотрены в комитете и также рекомендуются к отклонению. Во-первых, авторы поправок явно подменяют понятия. Как следует из содержания пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы. Как видим, законодательство Российской Федерации чётко вводит понятие, описанное в ряде законов, - понятие "учётная норма". В данных же поправках вносится совершенно непонятное, новое определение, которое ни в одном законодательном акте не растолковано и не применялось в Российской Федерации до этого момента. Поэтому, конечно же, речь необходимо вести не об общей площади жилого помещения, как предлагают авторы поправки, а об учётной норме площади жилого помещения. Это законодательная техника, которую данные депутаты просто обязаны знать в силу их огромного опыта работы в парламенте. Под учётной нормой площади жилого помещения понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4 статьи 50 кодекса). Именно учётная норма рассматривается как норматив при постановке граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилье. Во-вторых, в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. В то же время федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, а также законами субъектов Российской Федерации допускается возможность установления иных учётных норм для отдельных категорий граждан, но только в том случае, если эти нормативные акты устанавливают порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма (часть 6 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации). Повторю, что определение порядка предоставления жилых помещений ветеранам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с пунктом 11 статьи 23-2 данного закона определяется законодательством субъектов Российской Федерации. Таким образом, поправки 6, 7, 8, 9 и 10 прямо противоречат нормам жилищного законодательства и Федеральному закону "О ветеранах". В-третьих, непонятно, чем обосновывалась цифра - не более 22 квадратных метров. Хочу проинформировать авторов данных поправок, что муниципальным правовым актом от 7 апреля сего года о внесении изменений в решение Думы города Владивостока от 29 сентября 2005 года № 94 "Об установлении нормы предоставления и учётной нормы площади жилого помещения в городе Владивостоке" было принято решение об установлении учётной нормы для постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях ветеранов Великой Отечественной войны в размере 36 квадратных метров. Если мы поддержим данные поправки, мы сознательно ухудшим положение тех ветеранов в нашей стране, которые проживают в субъектах, где установлен более высокий размер учётной нормы, и лишим их таким образом права на жильё. Вот почему мы не можем поддержать данные поправки. И в-четвёртых. Предлагаемые поправки, безусловно, также должны быть согласованы с субъектами Российской Федерации, в том числе и в плане финансового обеспечения, что не сделано авторами поправок. Законопроект, подготовленный с учётом поправок ко второму чтению, прошёл экспертизу в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы, замечаний нет. Исходя из изложенного, Комитет по делам ветеранов рекомендует принять законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я думаю, что у нас сейчас будет проблема: если кто-то будет выносить поправки, вам придётся всё повторить, Николай Дмитриевич. Поэтому я, видимо, поступлю следующим образом: если кто-то будет выносить поправки на отдельное голосование, я буду говорить, что по всем обсуждаемым поправкам комитет свою позицию высказал. Кто хотел бы высказаться по таблице 1? Нет таких. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 05 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0% Результат: принято Принимается таблица 1. Есть ли замечания по таблице 2? Есть - депутат Хованская и депутат Куликов. Так, депутат Хованская, какие у вас замечания? ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо. Я прошу вынести на отдельное голосование поправки 1, 2, 3, 4 и 5. Я готова дать обоснования в более быстром режиме, не используя пятнадцати минут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Куликов Александр Дмитриевич. КУЛИКОВ А. Д. Спасибо, Олег Викторович. Прошу вынести на отдельное голосование поправки с 6-й по 10-ю. Обоснование будет достаточно скоротечным и лаконичным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, у нас, получается, вынесли все поправки, так что мы таблицу не голосуем. Пожалуйста, депутат Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо. Уважаемые депутаты, я выслушала аргументацию отклонения поправки о том, что не надо учитывать срок проживания на территории населённого пункта, являющегося местом жительства, постоянным местом жительства гражданина, и хочу сказать, что ни в коем случае это не противоречит законодательству Российской Федерации, а именно Жилищному кодексу, потому что в соответствии с частью второй статьи 49 вправе федеральный законодатель либо Президент Российской Федерации определить иные основания признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, что мы и делаем, исключая, например, такое основание признания нуждающимся, как малоимущий. Я предлагаю дополнить вторым основанием: независимо от места жительства. Потому что создаётся парадоксальная ситуация: инвалид войны, танкист, приехавший из Смоленска в Москву, проживший здесь семь лет ещё до указа президента, не зная, что вот такое счастье может свалиться на его голову, не обеспечивается жильём, потому что в Москве десятилетний ценз проживания, значит, он не получает средств на приобретение жилья ни в Смоленской области, ни в Москве. Я считаю, что это несправедливо, неправильно, и эту поправку надо обязательно принять. Я полностью поддерживаю позицию о неучёте имущества в виде старого жигулёнка какого-то, который был выделен инвалиду войны, и предлагаю не учитывать срок проживания. Тем более аргументирую свою позицию следующим: статья 53 Жилищного кодекса говорит о последствиях намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Поэтому, учитывая, что не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий гражданин может быть поставлен на учёт, нечего опасаться никаких перепрописок и вселений в связи с принятием нами вот такого законодательного акта, опасения эти излишни. Я считаю, что, так как деньги из федерального бюджета и мы обещали всех инвалидов войны, на всей территории Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечить, мы должны эту поправку принять. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Эту или эти вы обосновывали? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, Николай Дмитриевич. КОВАЛЁВ Н. Д. Уважаемая Галина Петровна, уважаемые депутаты! Я должен сказать, что в данном случае мы с вами имеем дело с попыткой изменения концепции законопроекта, который мы приняли в первом чтении. Концепция заключалась в том, чтобы исключить норму о малоимущественном положении ветеранов войны. В данном случае совершенно очевидно, что идёт речь о расширении. Этот вопрос имеет право на жизнь, и надо заниматься тем, чтобы решить эту проблему для всех ветеранов, кстати, чем мы и будем заниматься, но к данному законопроекту просто в силу юридической техники не может быть принята эта поправка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 1. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 01 мин. 43 сек.) Проголосовало за 101 чел.22,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 101 чел. Не голосовало 349 чел.77,6% Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование поправка 2. Голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 12 сек.) Проголосовало за 100 чел.22,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 100 чел. Не голосовало 350 чел.77,8% Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование поправка 3. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 43 сек.) Проголосовало за 101 чел.22,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 101 чел. Не голосовало 349 чел.77,6% Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование поправка 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 03 мин. 12 сек.) Проголосовало за 96 чел.21,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 96 чел. Не голосовало 354 чел.78,7% Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование поправка 5. Пожалуйста, голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 03 мин. 39 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9% Результат: не принято Отклоняется. Включите микрофон Александру Дмитриевичу Куликову. Поправки с 6-й по 10-ю. КУЛИКОВ А. Д. Спасибо. Уважаемые коллеги! К господам особенно обращаюсь - мне не нравится социально-экономический строй и политическая система, которую вы создали и которая, на мой взгляд, и несправедлива, и недемократична, и нечестна. Но вместе с тем это не мешает мне сегодня вам сказать о необходимости хоть в какой-то мере уважать Президента Российской Федерации, который 9 января 2010 года своим указом № 30 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны..." чётко прописал в пункте 2: Правительству Российской Федерации в двухмесячный срок разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета лиц, названных в пунктах (мы сегодня слышали об этом, перечень этих пунктов)... исходя из общей площади жилья на одного человека 22 квадратных метра. Когда я увидел проект федерального закона, который нам поступил 14-го числа и о котором председатель Комитета по делам ветеранов говорит, что они вот в три дня... в сутки не уложились, для того чтобы поработать над ним, честно говоря, я поразился тому, что вот этой-то нормы - 22 квадратных метра - нет в федеральном законе. Николай Дмитриевич, нет! И из уважения к руководителю государства, который неоднократно обращался к партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", ну давайте справедливость наведём в отношении ветеранов. Я вынужден внести поправки, которые эту справедливость восстанавливают, вместе со своим товарищами по фракции, которые являются участниками, авторами вот этих поправок, депутатских поправок, и ничего в этом странного нет. Вот закон передо мной - основы жилищного законодательства, то есть Жилищный кодекс Российской Федерации: статьи 50 и 51 чётко дают возможность нам сегодня принять эту поправку, которая позволит не только по имущественному положению определяться, причём оцениваемому достаточно субъективно. Комитет по делам ветеранов не дал определения, что такое вот это имущественное положение. Ведь на местах чиновники по-разному будут это определять: у кого - жильё, у кого жильё и машина, у кого имущество - просто воробей в квартире, так сказать. Мы предлагаем принять эту поправку дополнительно, она даст возможность действительно реально улучшить жилищное положение участников Великой Отечественной войны и нам избавиться от того колоссального количества жалоб и заявлений, которые к каждому депутату, приезжающему в округ, постоянно на протяжении последних месяцев поступают от людей, не имеющих возможностей реализовать своё право на улучшенное жильё, как об этом говорят Президент Российской Федерации и лидер партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Путин Владимир Владимирович. Предлагаю поддержать все поправки, связанные с введением этой нормы - 22 квадратных метра для участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, перечисленных в проекте федерального закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но на эту тему подробно говорил председатель комитета... Пожалуйста, Николай Дмитриевич. КОВАЛЁВ Н. Д. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я, честно говоря, просто поражён вот этим выступлением, потому что закон, который мы с вами примем в случае его поддержки, именно отменяет оценку имущественного положения ветеранов. О чём вы говорите, какое имущественное положение ветеранов? Никакого произвола тут не может быть, потому что независимо от имущественного положения ветерана предоставляется жильё. Именно в этом смысл законопроекта, который внесён Президентом Российской Федерации и который мы с вами поддержали в первом чтении. Теперь по существу. Вот я вам привёл в пример Владивосток: 36 квадратных метров, там эту цифру учитывают, когда ставят на учёт для улучшения жилищных условий. Я вам могу ещё примеры привести: Селенгинский муниципальный район Республики Бурятия - 29 квадратных метров, тогда берут на учёт; Батагайский муниципальный район - 33 квадратных метра. И вы хотите ветеранов, участников войны, лишить возможности встать на учёт по улучшению жилья, ограничив их 22 квадратными метрами? Вот что вы делаете! Не говоря уже о том, что, ещё раз повторю, нет в законодательстве такого понятия, которое вы пытаетесь своими поправками внести, когда пишете: "при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека...". Нигде в стране, ни в одном законодательном акте, нормативном акте не раскрыто это понятие. Ну и, Александр Дмитриевич, простой вопрос: вы, депутаты, подписывающие поправки, вообще читаете то, что вы внесли? Вот стоят подписи. Что вы написали? Прочитайте: "Текст проекта, внесённого депутатом Государственной Думы П. В. Крашенинниковым". Классно! Спутать президента с Павлом Владимировичем - это, наверное, лестно. Какой текст вы имеете в виду? И несмотря на это комитет собрался экстренно, рассмотрел ваши поправки и принял по ним решение. Ну прочитайте... Хорошо, я закрываю глаза на то, что вы заявили пятерых депутатов как авторов законодательной поправки, а подписи только четверо поставили, но читайте хотя бы то, что вы подписываете. Вот она - техника, вот отношение к этой категории людей! Нельзя спекулировать на отношении к ветеранам, нельзя этого делать, остановитесь! Я просто прошу по-человечески, по-офицерски. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка... Александр Дмитриевич, я вижу, что у вас горит "по ведению", но у нас дискуссия по поправкам не предусмотрена. Высказывается человек, который вынес поправку на обсуждение, комитет даёт своё толкование, потом мы ставим на голосование. Ставится на голосование поправка 6 из таблицы отклонённых. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 10 мин. 35 сек.) Проголосовало за 57 чел.12,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 57 чел. Не голосовало 393 чел.87,3% Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование поправка 7. Пожалуйста, голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 05 сек.) Проголосовало за 65 чел.14,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 65 чел. Не голосовало 385 чел.85,6% Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование поправка 8. Голосуйте. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) Да, из таблицы отклонённых, по всем этим поправкам комитет против. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 35 сек.) Проголосовало за 62 чел.13,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 62 чел. Не голосовало 388 чел.86,2% Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование поправка 9 из таблицы отклонённых. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 04 сек.) Проголосовало за 64 чел.14,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 64 чел. Не голосовало 386 чел.85,8% Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование поправка 10 из таблицы отклонённых. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 32 сек.) Проголосовало за 63 чел.14,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 63 чел. Не голосовало 387 чел.86,0% Результат: не принято Отклоняется поправка. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 03 сек.) Проголосовало за 425 чел.94,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 426 чел. Не голосовало 24 чел.5,3% Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении. Пожалуйста, Николай Дмитриевич. КОВАЛЁВ Н. Д. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Предлагается рассмотреть законопроект в третьем чтении. Необходимые процедуры проведены, завершены. Я, кстати, замечу, что предложение принять сразу в трёх чтениях, в целом, поступило от фракции Коммунистической партии Российской Федерации, было это позавчера, озвучил это предложение Анатолий Евгеньевич Локоть. Я не знаю, что случилось внутри фракции, которая попыталась подправить предложение одного из лидеров фракции. Тем не менее такие предложения прозвучали и от ЛДПР, и от КПРФ. И комитет, безусловно, откликаясь на это предложение, подготовил к рассмотрению Государственной Думой законопроект в третьем чтении. Замечаний Правового управления по законопроекту не имеется. Комитет по делам ветеранов рекомендует принять законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли у фракций предложения о выступлении по мотивам? Есть. Депутат Хованская от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и... Депутат Куликов? Нет. Подводим черту. Пожалуйста, депутат Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо. Уважаемые депутаты, безусловно, наша фракция будет поддерживать этот законопроект. И я очень сожалею, что не принята поправка о том, что мы не должны учитывать, сколько лет живёт - три, четыре, семь лет - человек, инвалид войны в этой местности, то есть вот от этого будет зависеть решение его жилищной проблемы. К сожалению, вы нас не поддержали, но я думаю, что президент примет справедливое решение и мы всё-таки будем обеспечивать всех инвалидов Великой Отечественной войны, независимо от того, где он живёт, в Москве, где действительно существует так называемый десятилетний ценз оседлости, либо в Смоленской области. Он защищал Родину, он получил ранение, он инвалид первой группы - мы обязаны создать ему в конце жизни нормальные жилищные условия. Мы будем, безусловно, поддерживать этот документ, но мы будем вносить свои предложения вновь в отношении исключения ценза проживания при принятии решения о постановке на учёт и обеспечении жильём инвалидов войны. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах". Третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 21 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 154
О проекте федерального закона № 352692-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" (об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны независимо от их имущественного положения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вот видите, что значит нарушать Регламент. Я нарушил Регламент, дав возможность депутату Решульскому выступить не по ведению. А у меня сейчас высветилось: восемь человек из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" хотят ответить депутату Решульскому. Вот что я должен сейчас сделать? Я буду следовать Регламенту. У нас в 13.30, в фиксированное время, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах". Докладчик и содокладчик присутствуют. Я приглашаю на трибуну официального представителя Президента Российской Федерации министра регионального развития Российской Федерации Виктора Фёдоровича Басаргина. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, спокойно, уже докладчик на трибуне, а вы всё про арифметику. БАСАРГИН В. Ф., официальный представитель Президента Российской Федерации, министр регионального развития Российской Федерации. Уважаемые депутаты Государственной Думы, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", который позволит снять противоречия, возникшие при обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714. Несколько пояснений. Скажу, что после принятия в конце прошлого года, 21 декабря 2009 года, Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", в котором говорится о норме жилья, предоставляемого ветеранам, о формах предоставления компенсаций, возникла коллизия. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вне зависимости от времени постановки на учёт, обращаются в адрес Президента Российской Федерации, в адрес исполнительных органов федеральной власти, региональной, в адрес органов местной власти, в средства массовой информации в связи с тем, что жильём обеспечиваются только нуждающиеся в жилье ветераны, относящиеся к категории малоимущих. Действительно, такая норма содержится в Жилищном кодексе, в статье 49, пункт 2: жильём, передаваемым по договору социального найма, должны обеспечиваться только граждане малоимущие. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации был подготовлен законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", который должен закрепить юридически, что для обеспечения жильём ветерана Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не требуется, чтобы этот человек был малоимущим. Таким образом, противоречия с принятием этих изменений устраняются. Хотя я отмечу, что в конце прошлого - начале текущего года в наши регионы, в муниципальные образования рассылались соответствующие разъяснения Комитета Государственной Думы по делам ветеранов и Министерства регионального развития. Скажу, что принятие этих поправок в закон "О ветеранах" позволит более интенсивно решать вопросы улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны. И, уважаемые депутаты, я воспользуюсь тем, что сегодня выступаю с этими поправками, и проинформирую вас коротко о том, как сегодня ведётся работа по обеспечению жильём ветеранов Великой Отечественной войны. За 2008-2010 годы на обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учёт до 1 марта 2005 года, федеральным бюджетом было выделено практически 50 миллиардов рублей, точнее 49,2 миллиарда рублей, причём 8,9 было выделено в 2008 году, в конце года, а все остальные средства были выделены в 2009 году. За этот период были обеспечены жильём более двадцати семи тысяч ветеранов Великой Отечественной войны во всех субъектах, это те, кто встал на учёт до 1 марта 2005 года. На сегодняшний день тридцать четыре субъекта задачу обеспечения жильём ветеранов, вставших на учёт до 1 марта 2005 года, выполнили в полном объёме, и мы ожидаем по тем графикам, которые сегодня представлены субъектами Российской Федерации, что эта задача будет выполнена остальными субъектами до 1 мая 2010 года. За этот период, то есть практически за три недели, осталось обеспечить чуть более тысячи двухсот человек. В дальнейшем, я бы хотел отметить, работа по обеспечению жильём ветеранов Великой Отечественной войны ещё более активизируется. Сегодня ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учёт после 1 марта 2005 года, почти шестьдесят восемь тысяч, то есть количество превышает первоначальное в два раза. На финансирование реализации этой программы в 2009 году было выделено 5,6 миллиарда рублей. В этом году, буквально две недели назад, вы знаете, принято решение Правительства Российской Федерации о выделении на реализацию этой программы ещё 34,5 миллиарда рублей. Задача эта сегодня в субъектах уже выполняется. Более полутора тысяч квартир предоставлено ветеранам Великой Отечественной войны этой категории, то есть тем, кто встал на учёт после 1 марта 2005 года. Также хотелось бы отметить, что все программы, которые сегодня представлены в Минрегион в связи с использованием обязанностей по обеспечению жильём ветеранов Великой Отечественной войны, свидетельствуют о том, что в основном во всех субъектах эта задача будет выполнена в 2010 году. Поэтому я считаю, что эта задача вполне выполнимая, она обеспечена финансово, она обеспечена сегодня теми ресурсами, которые есть в субъектах Российской Федерации, и думаю, что по этому поводу в ближайшее время я буду отчитываться здесь, в Государственной Думе, по первой категории, то есть по тем, кто встал на учёт до 1 марта. Думаю, что по следующей категории в конце 2010 года я тоже буду готов встретиться с депутатами Государственной Думы. Спасибо за внимание. Прошу поддержать те поправки, которые сегодня вносятся министерством, Президентом Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Фёдорович, присаживайтесь. Николай Дмитриевич Ковалёв от Комитета по делам ветеранов делает содоклад. КОВАЛЁВ Н. Д., председатель Комитета Государственной Думы по делам ветеранов, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Министр регионального развития достаточно подробно ознакомил вас с концепцией данного законопроекта. Федеральный закон от 21 декабря 2009 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" установил право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны независимо от того, когда они встали на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Общий порядок обеспечения граждан жильём установлен Жилищным кодексом Российской Федерации. В статье 49 кодекса определены категории граждан, которым предоставляются жилые помещения по договору социального найма, - это малоимущие граждане, а также иные определённые федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан. Вместе с тем в поступающих в Государственную Думу и в Комитет по делам ветеранов обращениях от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан и ветеранских организаций отмечается отсутствие единого подхода к решению проблемы обеспечения жильём ветеранов, прежде всего в части, касающейся оснований, необходимых для признания их в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Как показала правоприменительная практика, органы местного самоуправления, на которые возложена обязанность по постановке граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в некоторых случаях требуют признания факта того, что ветеран, член семьи погибшего (умершего) инвалида или участника Великой Отечественной войны является малоимущим, и, как следствие, отказывают в постановке на учёт. В связи с этим законопроектом предлагается дополнить нормы Федерального закона "О ветеранах", устанавливающие меры социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, положением, в соответствии с которым указанные граждане подлежат обеспечению жильём независимо от их имущественного положения. Такое уточнение устранит правовую коллизию, которая препятствует признанию указанных граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и позволит, безусловно, исполнить поручение Президента Российской Федерации по обеспечению жильём ветеранов. У Правового управления Аппарата Государственной Думы имеются к законопроекту замечания юридико-технического характера, они будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Уважаемые депутаты, Комитет по делам ветеранов рекомендует принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Да, я вижу, что есть вопросы. От фракции КПРФ: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять... Девять желающих. От фракции ЛДПР двое. Ещё вижу... Восемнадцать желающих задать вопросы, коллеги. По два вопроса от фракции предлагается. Есть два предложения. Депутат Тягунов предложил по два вопроса от фракции, поскольку действительно у каждой фракции минимум два вопроса. И было предложение депутата Останиной все восемнадцать вопросов задать. Ставлю на голосование предложение депутата Тягунова, если не пройдёт, значит, будем восемнадцать вопросов задавать. И я обращаю внимание, что у нас осталось восемнадцать минут до перерыва. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 00 сек.) Проголосовало за 317 чел.97,2% Проголосовало против 9 чел.2,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 326 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Проходит. По ведению - Груздев, пожалуйста. ГРУЗДЕВ В. С. Олег Викторович, у меня предложение: в связи с тем что мы немножко из графика выбиваемся, а вопрос очень важный, давайте продлим работу до 15 часов и час оставим на перерыв. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот есть возражения, в том числе и нашей фракции, говорят, что распланировали перерыв. Вы настаиваете на этом предложении, Владимир Сергеевич? Не настаивает. Другое дело, что мы с вами вынуждены будем вернуться к теме времени. Пожалуйста, Коломейцев, вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Виктор Фёдорович, мы эти проблемы ставили и раньше. У меня вопрос следующего порядка. Скажите, пожалуйста, согласована ли вашим министерством с Минсоцразвития численность ветеранов - участников Великой Отечественной войны? Подготовленное, вероятно, вашим министерством постановление правительства по распределению федеральных денег даёт порядковую разницу: скажем, в Ростовской области уже две тысячи состоящих на учёте на получение жилья, а вы почему-то 44 миллиона всего дали, Татарстан - 600 миллионов и так далее. И ответьте, пожалуйста, на второй вопрос. Многие ветераны, особенно в сельской местности, ставят вопрос о том, что им не надо жильё, но они хотели бы, чтобы им органы власти улучшили условия: водопровод провели, туалет тёплый сделали и так далее. Третий вопрос. Нормы всё-таки сделать одинаковые: у нас в одном месте 6 метров, в другом 11... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Фёдорович. БАСАРГИН В. Ф. Значит, по количеству вставших на учёт. Я уже отмечал, что у нас шестьдесят восемь тысяч практически тех, кто встал на учёт после 1 марта 2005 года, сумма 34,5 миллиарда рублей распределялась на тех, кто встал на учёт до 1 марта. Сегодня мы ещё дополнительно запрашиваем в бюджете порядка 20 миллиардов рублей исходя из нормы стоимости квадратного метра жилья и количества ветеранов. Поэтому здесь расхождений никаких не будет в итоговой цифре, каждый субъект получит на каждого ветерана в соответствии с тем нормативом, который определён: количество квадратных метров и стоимость квадратного метра. Никаких проблем не будет. С точки зрения улучшения условий, я ещё раз говорю, - мы, правда, сейчас поправки в постановление правительства вносим, - порядок и форму распределения этих средств определяет сам субъект. Мы сегодня в этом же пункте постановления правительства написали, что субъект может направить эти средства в том числе на создание инфраструктуры, на строительство, на решение социальных вопросов и так далее, поэтому эта проблема тоже будет решена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста... Да, учётная норма. БАСАРГИН В. Ф. По учётной норме, коллеги, мы анализировали ситуацию. У нас разброс по всем субъектам очень большой, и мы считаем, что сегодня унифицировать эту норму в рамках Российской Федерации практически невозможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен ответ. Пожалуйста, Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Виктор Фёдорович, у меня вот такой вопрос. В вашем докладе да и в содокладе от комитета прозвучало, что тем чиновникам, которые "очень хотели" выполнить поручение президента и премьера наконец-то дадут возможность в установленном порядке улучшить жилищные условия ветеранов. У меня глубокие сомнения есть в желании этих самых чиновников выполнять это поручение. И тем не менее в законопроекте мы не увидели никакой ответственности за невыполнение настоящего закона, как нет ответственности за невыполнение поручений президента и так далее. Не считаете ли вы возможным ввести такую специальную ответственность за невыполнение этого закона в виде там штрафа, либо в виде лишения должности, либо хотя бы в виде объявления о служебном несоответствии, чтобы он всё-таки был исполнен в кратчайшие сроки? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Фёдорович. БАСАРГИН В. Ф. Уважаемый Максим Станиславович, я думаю, что сегодня уже во всех заявлениях и президента, и председателя правительства, и со стороны Минрегиона отмечалось, что меры для тех, кто не выполнит эти обязательства, будут самые суровые, поэтому я не считаю, что необходимо это законодательно вводить. Давайте мы дойдём до первого рубежа отчётности - это 9 мая 2010 года, я ещё раз говорю, осталось три недели. Я думаю, что все субъекты - у нас есть опасения, я не говорил об этих опасениях, по некоторым субъектам проблемным - выполнят эти обязательства. Тот, кто не выполнит, президентом было сказано, лишится своей должности. И я считаю, что это касается и региональных, и местных органов власти, и федеральных в том числе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто от "ЕДИНОЙ РОССИИ" задаёт вопрос? Депутат Серебров. СЕРЕБРОВ Л. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Виктор Фёдорович, вопрос к вам. Мы вот этим законопроектом закрываем очень мощную лазейку для чиновников отказать ветерану - его имущественное положение. А как быть со второй лазейкой, которая работает сейчас на полную мощность? Речь идёт о нормативах. Всем понятно, эту границу устанавливают местные органы власти, но ведь, кроме всего прочего, есть чиновник, он пришёл с комиссией, посчитал: один метр лишний на человека - и тут же отказ. Как быть вот с этим? Может быть, каким-то образом можно это дело поправить, пока ещё не поздно? Я готов привести вам сколько угодно примеров вот этого безобразного отношения - и не знаешь, как его преодолеть. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Фёдорович. БАСАРГИН В. Ф. По малоимущим. Мы как раз этими поправками эту проблему снимаем, то есть отнесение к категории малоимущих, они на учёт встают как нуждающиеся. Но да, вы правы, здесь вступает в действие норматив, я ещё раз говорю, что очень сложно это унифицировать. Там, где действительно разговор идёт о том, что на один метр больше и прочее, я считаю, что органы власти, местного самоуправления должны пойти навстречу ветеранам и эту проблему всё-таки решить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лекарева от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, уважаемые Виктор Фёдорович и Николай Дмитриевич! Я присоединяюсь к пожеланию Гарри Владимировича, чтобы вождя поменьше трогали, но обращаю ваше внимание, что недавно я выступала с трибуны и говорила о том, что на официальном сайте Генеральной прокуратуры висят сведения: Генеральная прокуратура по указанию президента проводит проверку исполнения указа, двадцать один субъект Российской Федерации не выполняет указ Президента Российской Федерации. Ведь дело в том, что деньги федеральные, а порядок постановки на учёт муниципальная власть сама себе придумывает. Скажите, вы можете дать сведения премьер-министру Путину Владимиру Владимировичу к 20 апреля, какие регионы игнорируют распоряжения федеральной власти, и как с ними поступите? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Фёдорович. БАСАРГИН В. Ф. Я просто ещё раз отмечу, что мы сегодня практически в ежедневном режиме отслеживаем количество обеспеченных из вставших на учёт до 1 марта, количество обеспеченных из вставших на учёт после 1 марта 2005 года. Этой информацией мы тоже практически в ежедневном режиме обеспечиваем и администрацию, и Правительство Российской Федерации, то есть... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БАСАРГИН В. Ф. Вы знаете, на последней видеоконференции, которую мы проводили по исполнению указа президента, мы призывали, что называется, к ответственности те субъекты, где численность необеспеченных превышала десять человек. Я ещё раз говорю, что сегодня пока не обеспечены чуть более тысячи двухсот человек из категории вставших на учёт до 1 марта 2005 года. Но мы считаем, что субъекты очень серьёзно относятся к этой задаче. Я единственное отмечу: да, от чёрствости наших чиновников сегодня никто не застрахован, и бывает, что в органах местного самоуправления очень непросто относятся к нашим ветеранам, поэтому это, конечно, мы постараемся искоренить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, о том, что серьёзным препятствием на пути реализации закона станет отсутствие единого подхода к постановке ветеранов на учёт, наверное, догадаться было нетрудно. Более того, Николай Дмитриевич, согласитесь, что мы об этом, вообще, предупреждали, когда высказывали опасение, что возникнут препятствия на пути реализации закона, как говорили, я помню, вам и о том, что неправильно делить ветеранов на тех, кто успел встать на учёт до 1 марта 2005 года, и тех, кто не успел встать на учёт. Это вызвало такие трагедии в семьях ветеранов, что многие ушли из жизни гораздо раньше, чем это могло бы случиться. И в связи с этим думается, что и данный закон, собственно, проблемы не решит окончательно, потому что в регионах придумывают новые препоны на пути постановки ветеранов на учёт. Вот, положим, в Москве придумали ценз оседлости. И у меня вопрос: Виктор Фёдорович, скажите, пожалуйста, если ветеран приехал к своим детям - он стал немощным, дети пригласили его жить сюда, - а в Москве... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста, Виктор Фёдорович. БАСАРГИН В. Ф. Мы тоже поднимали эту тему. У нас ряд субъектов ввели такой принцип оседлости, сегодня ряд норм таких принят. Более того, есть решение Конституционного Суда, которое закрепляет эти нормы. Мы считаем, что это полномочия федеральные, и это вытекает из законодательства, в том числе того закона, который мы сегодня рассматриваем. Мы выделяем сегодня субвенции субъектам Российской Федерации, считаем, что местные, региональные законы как бы на наши полномочия не распространяются, поэтому принцип оседлости для ветеранов Великой Отечественной войны сегодня не действует. Мы в ближайшее время подготовим соответствующие разъяснительные письма - я сегодня уже с Москвой, Санкт-Петербургом на эту тему разговаривал - и направим в эти субъекты. И думаю, что они будут руководствоваться действующими нормами федерального законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто задаёт второй вопрос от ЛДПР? Селезнёв, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемый Виктор Фёдорович, как вы относитесь всё-таки к тому, чтобы произвести монетизацию, может быть, данной социальной инициативы для тех ветеранов, инвалидов ВОВ, которые в силу тех или иных причин не хотят переезжать из сельской местности, из родного дома, а имеют такое жильё, в котором и жить-то страшно, и не имеют обстановки, мебели, утвари, посуды? Может быть, стоит рассмотреть вопрос и произвести расчёт деньгами для таких людей? Потому что это всё-таки инициатива социальная и приурочена к определённым событиям. Мы и так обделили наших ветеранов, давайте подумаем о них. БАСАРГИН В. Ф. Мы согласны, что, может быть, надо об этом подумать. И более того, вы знаете, было мнение, что можно выплачивать компенсации. Но компенсация должна иметь целевой характер - решать жилищные проблемы ветерана. Мы считаем, что всё, что касается жилья, - это просто наша обязанность, то есть человек должен получить то, что он заслужил, он должен получить жильё. И я ещё раз говорю, что порядок и формы выплаты предусматривает субъект, но субъект, на мой взгляд, должен проследить, чтобы, даже если выдана компенсация, она была использована на улучшение жилищных условий ветерана, то есть мы по результатам использования этой компенсации должны понять, что он должен быть снят с учёта. А в принципе, конечно, надо об этом думать сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Дмитриевич. КОВАЛЁВ Н. Д. Я, отвечая на вопрос Валерия Сергеевича, хотел бы добавить, что законодательно мы эту проблему решили и в законе чётко прописали, что выплаты предусмотрены из федерального бюджета. Выплаты идут либо на покупку готового жилья, либо на строительство нового. Порядок получения этих денег определяется субъектом Российской Федерации. Вот эта норма должна заработать. И сегодня есть уже положительные примеры - в частности Волгоград, Калининград выпустили такие постановления, - и уже идут выплаты. В законе, на мой взгляд, мы всё прописали. Единственное, остановка небольшая за исполнением, вот это, мне кажется, основная проблема, с которой на сегодняшний день мы сталкиваемся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, осталось три минуты. Давайте посоветуемся, у нас ещё два вопроса от двух фракций плюс... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну вот есть предложение, я слышу из зала. У меня высветилось: по ведению - Морозов. Я не верю своим глазам. Пожалуйста, депутат Груздев. ГРУЗДЕВ В. С. Олег Викторович, совершенно верно, я же сразу просил коллег: давайте до трёх часов... У нас важные вопросы, по которым докладывает министр. Я предлагаю нормально поработать до трёх часов, у нас есть ещё законопроекты, которые тоже надо рассмотреть и принять. Ну а дальше уже как сложится. Поэтому предлагаю проголосовать: до трёх часов... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ещё два предложения. Вот депутат Локоть и депутат Гильмутдинов тянут руки. Пожалуйста, депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Другое предложение звучит так: продлить время до окончания рассмотрения этого вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Гильмутдинов. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Продлить время - и по одному выступлению от каждой фракции, которое ограничить пятью минутами, и на этом завершить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование предложение депутата Груздева работать до трёх часов. Но я так уже понял, что он снял это предложение. Депутат Локоть предлагает работать до окончания рассмотрения данного вопроса, но в полноформатном режиме. Депутат Гильмутдинов согласился с ним в том, чтобы работать до окончания рассмотрения этого вопроса, но он предлагает, чтобы от каждой фракции было по одному выступлению до пяти минут. Раньше было предложение депутата Локотя, и поэтому я... Или он не возражает? Согласились: работаем до завершения рассмотрения данного вопроса и по одному выступлению от фракций до пяти минут. Никто не возражает. Кто задаёт второй вопрос от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ"? Пожалуйста, Иванов Анатолий Семёнович. ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Виктор Фёдорович, ну вот я не знаю такого случая, чтобы отказывали в жилье ветеранам по имущественному признаку, видимо, у нас в Самарской области такое не происходит. Но вот существует разное понимание, каким категориям ветеранов должно предоставляться жильё. Ведь в указе президента сказано, что жильё предоставляется ветеранам Великой Отечественной войны. Но в соответствии с законом "О ветеранах" к ветеранам относятся и другие категории граждан. Поэтому это или неточность указа, или всё же всем категориям граждан, которые указаны в законе "О ветеранах", жильё должно предоставляться? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Фёдорович. БАСАРГИН В. Ф. Я единственное скажу, что действительно в законе "О ветеранах" перечислено очень много категорий. Но мне кажется, в законопроекте об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны очень чётко говорится о том, какие категории обеспечиваются жильём, а что касается категорий, которые приравнены... они жильём не обеспечиваются. Вот такой подход. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Грешневиков. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Спасибо. Уважаемый Виктор Фёдорович, вы справедливо заметили, что законопроект - об обеспечении ветеранов Великой Отечественной войны жильём, а не компенсациями за жильё. Однако в ряде регионов, в том числе у нас в Ярославской области, вместо жилья дают сертификат в размере 1 миллиона рублей. Скажите, пожалуйста, если ветерану Великой Отечественной войны за 1 миллион рублей не купить квартиру, потому что она стоит как минимум 2 или 3 миллиона рублей, то каким образом ветеран всё-таки, желая получить квартиру, а не сертификат в размере 1 миллиона рублей, может быть обеспечен жильём? БАСАРГИН В. Ф. Анатолий Николаевич, я ещё раз подчёркиваю, что никакие виртуальные схемы обеспечения жильём ветеранов Великой Отечественной войны в субъектах нами не принимаются. Мы с этими фактами будем серьёзно разбираться и смотреть по каждому субъекту Российской Федерации, как там предоставляется жильё. Причём ещё раз было сказано, что посылать по кругу в риэлторские фирмы ветерана, достигшего возраста восьмидесяти с лишним лет, субъект или органы власти местного самоуправления не могут. То есть если ветеран говорит, что он должен быть обеспечен жильём, это значит, что его волеизъявление должно быть исполнено в прямом смысле: он должен быть обеспечен жильём. Никакие бумажки никаким оправданием сегодня не являются. Поэтому мы будем все эти факты проверять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступает депутат Локоть от фракции КПРФ. Пожалуйста. Дайте мне сигнал по другим фракциям. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые депутаты, очень много вопросов сегодня было задано в зале, но в десятки, в сотни раз больше вопросов поступает от наших избирателей, от ветеранов. Всё это говорит об актуальности данной проблемы, которую призвана решить данная законодательная инициатива. Не могу удержаться от небольшого экскурса в историю, в нашу недалёкую историю. Когда мы принимали эту норму, в которую сегодня мы вносим поправки данным законопроектом, депутаты от КПРФ говорили, предупреждали, что мы делим ветеранов на части. Мы говорили о том, что мы вносим рознь в ряды ветеранов, когда начинаем делить: те, которые подали заявления до 2005 года, и те, которые не подали, те, которые относятся к категории малоимущих, и те, которые не относятся. Но в ответ мы услышали жёсткую отповедь со стороны некоторых сидящих сегодня в зале депутатов, а также тех, кто выступал с этой трибуны. Поэтому, когда мы говорим о бездушии чиновников, не надо забывать, что порой это бездушие чиновников начинается с бездушия, с безразличия, которое проявляем порой мы с вами при обсуждении вопросов здесь, в этом зале пленарных заседаний. Надо отметить, что действительно вот это бездушие чиновников, помноженное на те неопределённости, которые были заложены в законе, фактически сводят к нулю всю ту инициативу, которая была высказана Президентом Российской Федерации. Поэтому я позволю себе высказать очень серьёзное сомнение от имени нашей фракции в том, что за три оставшиеся недели данная проблема будет решена во всех субъектах Российской Федерации. И ещё больше я сомневаюсь в том, что кто-то будет наказан, а тем более уволен с работы. Поэтому от имени нашей фракции, уважаемые коллеги, я вношу предложение принять сегодня данный законопроект в целом. Если потребуется, мы потом успеем ещё поправить, но надо успеть за три недели. Поэтому мнение фракции КПРФ - голосовать за законопроект в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Рохмистров, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, фракция ЛДПР двумя руками за настоящий законопроект, и мы поддерживаем инициативу, которая только что прозвучала от фракции КПРФ, - принять его в целом. Но в то же время мы считаем, что надо в срочном порядке разработать меры ответственности для тех чиновников, которые не сделают это. Почему? Мы неоднократно слышали заявления, подобные сегодняшним, что виновные будут наказаны, и от лиц более высокопоставленных. Кто-нибудь наказан? Нет. Совсем недавнее прошлое: президент отчитывает ряд чиновников за то, что они год не выполняют его поручения. Кто-нибудь уволен? Нет. Вы помните заявление, которое сделал Путин? Аплодировала вся страна. Когда у нас кризис был в полном разгаре, Владимир Владимирович собрал банкиров, стукнул рукой по столу и сказал: "Давать реальному сектору экономики деньги, которые мы вам направляем из бюджета, по ставке рефинансирования ЦБ плюс 3 процента! Нет - я вас всех за ушко и на солнышко вытяну". Кто получил? Я встречался с банкиром после этого, спрашивал: "Вы реально будете выполнять поручение президента?" - Он посмеялся и сказал: "Да, будем - "Газпрому" и "Роснефти". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РОХМИСТРОВ М. С. У меня просьба к ведущему всё-таки делать замечания, когда прерывают выступающего. Я считаю, что это просто хамство, и не только по отношению к выступающему, к депутату, к вашему коллеге, но и в отношении ветеранов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Станиславович, выступайте, пожалуйста. Время идёт у вас. РОХМИСТРОВ М. С. Вопрос заключается в том, что мы не вводим реальную ответственность. Каждый чиновник будет думать: да я далеко или я близко, я слишком близко, меня не накажут. И будут придумывать разные, извините меня, вещи. Жильё - это серьёзная проблема в нашей стране, хотя у нас большие запасы, но в то же время самая коррупционная. Если бы я не сталкивался с этим, наверное, я бы не так близко к сердцу всё это принимал, но я принимал участие в судьбе одной ветеранской семьи, все члены которой уже практически умерли. Дедушка, Герой Советского Союза, один из тех лётчиков, которые шли на таран, умер, не получил жильё, его жена, тоже ветеран и инвалид Великой Отечественной войны, попыталась встать на очередь, но ответы приходили такие из Москвы, что многие депутаты ко мне подходили и говорили: не может быть! Я показывал ответы, они говорили: да, разберёмся. Не разобрались. Тоже умерла несколько месяцев назад. Ответы были простые: 5 метров на человека (по нашим нормам больше), а вот там то, а вот это, а принесите эту справку, ту справку... Этим законом мы даём законодательную возможность этим ветеранам получить жильё, но не вводим ответственность. К сожалению, вот для тех чиновников, которым, по большому счёту, на всё наплевать, которых интересует только одно - денежные знаки, которые им приносят в конвертах, - вот для них мы ответственность никакую не прописываем. А громкие заявления... Ну, мы слышали эти громкие заявления не один раз и от лиц высокопоставленных, но, собственно говоря, времени-то осталось очень мало. И если мы через полгода или через год кого-нибудь действительно накажем, я думаю, ветерану, которому пообещали дать квартиру или улучшить жилищные условия, от того, что какого-то чиновника, скорее всего, какого-нибудь маленького чиновника, где-то выгонят, от этого легче не будет, он ждёт подарок к 9 Мая. И мы для этого должны сделать всё от нас зависящее. Поэтому я призываю Думу поддержать законопроект сразу в трёх чтениях, совместными усилиями внести поправки хотя бы в административный кодекс и ввести за неисполнение этого закона специальную ответственность. Фракция ЛДПР поддерживает настоящий законопроект и призывает депутатов поддержать в том числе и наше предложение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Фахритдинов от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ФАХРИТДИНОВ И. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В 2008 году мы приняли федеральный закон, который дал возможность обеспечить нуждающихся в жилье ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета. При этом норма обеспечения жильём ветеранов была повышена с 18 до 22, а затем до 36 квадратных метров. В прошлом году было принято также ещё одно важное законодательное решение: обеспечить жильём нуждающихся ветеранов независимо от того, когда они встали на учёт - до 1 марта 2005 года либо после этой даты. При этом ветеранам было предоставлено право выбора: получить жилое помещение или получить единовременную денежную выплату, которая может быть потрачена на строительство или приобретение жилья. Рассматриваемый сегодня проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" является очередным этапом в реализации поставленной Президентом Российской Федерации задачи по обеспечению жильём ветеранов и членов семей погибших, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. К сожалению, в ходе реализации данной программы выявилась некоторая несогласованность между указом президента, Федеральным законом "О ветеранах", с одной стороны, и нормами жилищного законодательства - с другой. Органы местного самоуправления продолжают требовать от ветеранов сведения об их имущественном положении. Безусловно, сегодня ветеран не может являться малоимущим, так как размер пенсии составляет в зависимости от категории от 14 тысяч до 22 тысяч рублей в месяц. Поэтому требовать от пожилых людей доказательств, подтверждающих их имущественный статус, их доходы, как минимум несправедливо. Данный проект федерального закона позволит решить вопрос постановки на учёт нуждающихся в жилье ветеранов независимо от их имущественного статуса и снять данную проблему. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" безусловно поддерживает президентскую инициативу. Принятые государством на себя обязательства по обеспечению жильём ветеранов Великой Отечественной войны в год празднования юбилея великой Победы приобретают особое значение. Мы сегодня услышали цифры, сколько ветеранов уже смогли реализовать своё право. В то же время необходимо сделать всё возможное, чтобы поставленная Президентом России и председателем правительства задача была решена до конца 2010 года. Особое внимание должно быть уделено той категории ветеранов, которые встали на учёт после 1 марта 2005 года. Со своей стороны мы, Комитет по делам ветеранов, возьмём на особый контроль те регионы, в которых наблюдается отставание в графике обеспечения жильём. Кроме того, субъектам необходимо предусмотреть возможность иным образом улучшить жилищные условия нашим ветеранам, например благоустроить жильё, сделать капитальный ремонт, провести водопровод и канализацию. Такая проблема особенно актуальна для ветеранов, живущих в сельской местности. В решении жилищной проблемы ветеранов многое зависит и от местных властей, ведь именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по постановке граждан на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому они должны активизировать свою работу, прийти на помощь ветерану, помочь собрать ему необходимые документы, рассмотреть их и вообще исключить всякие бюрократические проволочки, ведь в некоторых случаях требуется более чуткое и внимательное отношение к нашим освободителям. У нас нет сомнений в том, что эта социальная гарантия будет полностью реализована в юбилейный год победы, но для этого необходимо консолидировать усилия на всех уровнях. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Шеин Олег Васильевич от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я бы хотел начать со слов благодарности в первую очередь Президенту Российской Федерации, который решает эту проблему, а также руководству профильного министерства - очень хороший прозвучал доклад. Вместе с тем надо понимать, что именно наши коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ" делают сегодня всё возможное, чтобы ветераны квартиры не получили. И я полагаю, что это должно в этом зале прозвучать, чтобы не было двусмысленности и каких-то заявлений, не соответствующих действительности. Давайте смотреть. Вначале мы решили проблему, связанную с получением жилья теми, кто встал на очередь до 2005 года. Но кто поставил порог отсечения? Кто запретил вставать на очередь после 2005 года? Крашенинников и ещё триста человек в этом зале. Почему об этом предыдущий докладчик не сказал? Надо было сказать. Дальше. Возникла проблема, связанная с сертификатами, когда давали сертификат только на 22 квадратных метра, и именно "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" подняла эту проблему первой - мы очень рады, что нас поддержал Дмитрий Анатольевич. В итоге размер сертификата был повышен с 22 квадратов до 36, то есть с 500 тысяч до миллиона рублей. А что, непонятно было с самого начала, что за 500 тысяч ничего не купишь в нашей стране? Дальше. Сегодня мы решаем проблему, связанную с тем, чтобы убрать норму об отсечении малоимущих. Но кто её ввёл? Авторы Жилищного кодекса Российской Федерации, которые сидят в этом зале. Вместе с тем очень важно, конечно, помимо закона - я целиком присоединяюсь к нашим коллегам из ЛДПР и КПРФ - принять ряд нормативных актов в правительстве. В частности, прозвучала очень хорошая фраза о том, что необходимо разрешить органам местного самоуправления и региональным органам власти выдавать сертификаты тем ветеранам, чья жилплощадь превышает учётную норму на метр квадратный, на два. Это необходимо отрегулировать в правительственных постановлениях, чтобы местные органы власти, принимая такие решения, этим семьям тоже предоставляли соответствующий ГЖС. Это необходимо отразить очень быстро в решениях правительства, и я просил бы министерство подготовить соответствующие документы. Далее. Есть тема ценза оседлости. В городе Санкт-Петербурге, как мне сказала сегодня коллега Дмитриева, только те ветераны имеют право на получение жилья, которые проживают там не менее десяти лет. Ценз оседлости надо тоже устранять. Это то, что необходимо решать оперативно, быстро, что сегодня невозможно без решения на федеральном уровне. Далее. Мы с вами говорим по поводу предоставления некоего механизма государственной поддержки тем людям, у кого есть жильё, но условия этого жилья необходимо улучшать. Речь идёт о газификации, водоснабжении. Учитывая, что у нас в стране порядка семисот тысяч фронтовиков, из которых шестьдесят тысяч человек получают жильё сегодня по системе ГЖС, примерно шестьсот пятьдесят тысяч фронтовиков сегодня обеспечены жильём, почему бы нам не принять решение, причём тоже сделать это достаточно оперативно и быстро, и выделить хотя бы 30-40 тысяч рублей на то, чтобы где-то улучшить инженерные коммуникации, чтобы люди могли хотя бы как-то отремонтировать жильё? По нашим оценкам, это будет стоить примерно 20 миллиардов рублей. Учитывая, что речь идёт о людях, без которых мы бы в этом зале не сидели и не было сегодня страны, наверное, разумно такое решение принять, и наша фракция предлагает это сделать. Далее, труженики тыла. В 2005 году опять-таки те, кто в этом зале сидит и сегодня рассказывает, как они всех любят, приняли решение, по которому тружеников тыла перевели в категорию второго сорта, а именно сделали льготниками регионального уровня. В результате труженики тыла в регионах теряют право на бесплатный проезд, право на льготы по ЖКХ. Наша фракция считает необходимым принять решение о том, чтобы вернуть тружеников тыла в категорию федеральных льготников, потому что человек не Калининградскую область защищал, которой тогда вообще не было у нас в стране, человек не Туву защищал, которая только в 44-м году вошла в состав Российской Федерации, и размер льгот не должен зависеть от состояния соответствующего регионального бюджета. Мы считаем необходимым тружеников тыла вернуть в категорию федеральных льготников. И последнее, о чём хотелось бы сказать. Еще раз хотел бы поблагодарить руководство министерства и администрацию президента за те очень человечные доклады, которые сегодня здесь прозвучали. И хочу попросить предоставить депутатскому корпусу, чтобы мы могли на местах эти вещи сами проконтролировать (оппозиция это сделает с большим интересом), данные о том, как в регионах сегодня реализуется программа предоставления ветеранам ГЖС, предоставления ветеранам жилья. Здесь прозвучало, что в тридцати территориях ситуация более-менее благоприятная, соответственно, в пятидесяти она требует большего контроля, и мы просили бы здесь нам помочь увидеть эту ситуацию, чтобы мы и через наши региональные фракции, используя наши ресурсы, возможности, могли бы совместно поработать над решением этих вопросов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, пожалуйста... Виктор Фёдорович, есть необходимость в заключительном слове? Нет. Представитель комитета тоже... Или хотели бы выступить? Ковалёв, пожалуйста. КОВАЛЁВ Н. Д. Уважаемые коллеги, я хотел бы ответить на те вопросы, которые прозвучали, и ключевой из них - очень многие говорят: вот мы говорили... Да, говорили, а мы - делали. Вот когда встречаешься с этой категорией граждан, спрашиваешь: "Дед, а с какого момента ты, вообще, начал мечтать об улучшении жилищных условий?" И он говорит: "Да, сынок, считай с 45-го, как закончили воевать, так я и надеялся на то, что государство вспомнит". И вот он, этот момент настал, сделан важнейший шаг, и вместо того чтобы консолидироваться, объединить усилия, вновь высказываем взаимные упрёки: кто-то чего-то недоговорил, кто-то с большим интересом подключится... Слушайте, все цифры есть, они направлены в регионы, просьба высказана: взять под контроль. Мы это делаем по линии "ЕДИНОЙ РОССИИ". В этом вопросе нам всем необходимо объединиться и выступить единым фронтом, нет никаких сомнений на сей счёт. И я прошу вас: больше консолидации в интересах решения конкретных проблем ветеранов, действительно самой заслуженной категории нашего населения. Что касается принятия закона в целом. Комитет рассматривал на своём заседании такую возможность, и мы первоначально именно так и хотели сделать - принять в первом чтении и в целом. Но, коллеги, заседание Совета Федерации состоится 28-го числа. Мы установили срок подачи поправок к этому законопроекту - 15-е, это завтра. Мы с вами 16-го - во всяком случае, комитет так планирует - примем во втором и третьем чтениях. И мы ни дня не упустим, для того чтобы закон вступил в силу, вступил в действие и начал применяться. Есть замечания Правового управления юридико-технического характера, которые, конечно, хотелось бы учесть. В этой связи комитет просит принять законопроект в первом чтении, а 16-го числа рассмотреть во втором и третьем чтениях одновременно. Спасибо вам тем не менее за такую заинтересованную поддержку, за заинтересованное обсуждение. И я очень надеюсь, что Государственная Дума при голосовании покажет рекордный результат. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, я обратился - он не настаивал. Виктор Фёдорович, пожалуйста, есть такая возможность. БАСАРГИН В. Ф. Я хотел бы тоже отметить, что полностью поддерживаю предложение, связанное с тем, что надо провести работу в регионах и посмотреть фактическое исполнение законодательства, ну, и выразить благодарность за те вопросы, за те проблемы, которые здесь поднимаются. Мы обязательно все эти проблемы изучим. Действительно, это тема, которая всех нас объединяет. Спасибо огромное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 54 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7% Результат: принято Три человека вышли из зала.