Заседание № 246
12.09.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 352639-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (установление ответственности за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3437 по 3633 из 4298
Коллеги, пункт 12. Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Законодательное Собрание Санкт-Петербурга просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. С докладом выступит заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Николаевич Харитонов. Пожалуйста, Александр Николаевич. ХАРИТОНОВ А. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Предлагаем вашему вниманию законопроект "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесённый Законодательным Собранием Санкт-Петербурга. Рассматриваемым законопроектом предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьёй 20.22-1, в соответствии с которой устанавливается административная ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за попустительство нахождению несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в общественных местах, а также в помещениях юридического лица и индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в сфере развлечения (досуга), в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих). Как следует из пояснительной записки, разработка законопроекта вызвана необходимостью борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних, в том числе с такими серьёзными, как употребление наркотических средств, что мы вчера подробно обсуждали. Комитет разделяет озабоченность авторов законопроекта ростом подростковой преступности, но вместе с тем считает необходимым отметить, что в соответствии со статьёй 3.1 кодекса введение административной ответственности должно быть основано на нормах базового федерального закона, в котором содержался бы соответствующий запрет или ограничение. Однако в федеральных законах от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и от 21 мая 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", регулирующих правоотношения, связанные с реализацией и гарантиями основных прав и законных интересов несовершеннолетних в Российской Федерации, в настоящий момент каких-либо запретов по указанным в проекте вопросам не содержится. Также комитет отмечает, что в законопроекте не определён круг лиц, которые могут заменять родителей. Кроме того, определение "помещения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере развлечений (досуга)" представляется нечётким, поскольку таким помещением может быть, например, административное здание (офис), за нахождение в котором в ночное время, по всей видимости, устанавливать административную ответственность нецелесообразно. В наименовании статьи 20.22-1 предусматривается ответственность за "попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих)", в диспозиции статьи - "допущение...". Понятие "попустительство" является практически полным синонимом понятия "допущение". Следует отметить, что ряд статей Особенной части кодекса предусматривает ответственность за "допущение" каких-либо противоправных действий, понятие же "попустительство" не используется. В этой связи введение этого термина лишь в одну статью кодекса не соответствовало бы терминологии и методике изложения материала в других, аналогичных по содержанию статьях кодекса. Предполагаемое дополнение кодекса статьёй 20.22-1 с учётом применённого в кодексе способа нумерации также представляется неверным. Предпочтительнее было бы дополнить соответствующую главу статьёй под следующим порядковым номером. Необходимо отметить, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона № 375047-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который будем рассматривать в октябре. В нём предусматривается запрет на допуск несовершеннолетних в отдельные общественные места, в том числе в ночное время, без сопровождения родителей и лиц, их заменяющих, и устанавливается административная ответственность граждан и юридических лиц за нарушение данного запрета. Кроме того, ранее в Государственной Думе уже рассматривался аналогичный законопроект, но постановлением Государственной Думы от 8 апреля 2005 года он был отклонён. С учётом изложенного законопроект рекомендуется к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Нет. Присаживайтесь, пожалуйста. Есть ли желающие выступить? Борис Григорьевич, вам трёх минут хватит? Пожалуйста, Кибирев Борис Григорьевич. И потом - Фральцова. КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Любовь Константиновна. В отличие от Александра Николаевича, докладчика, я хочу выступить в поддержку этого законопроекта. О чём в нём идёт речь? Не допускается нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в помещении юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в сфере развлечений (досуга), в ночное время без сопровождения взрослых или заменяющих их лиц. За это нарушение предполагается административная ответственность. Уважаемые коллеги, только вчера состоялось большое обсуждение на "правительственном часе", где нам два министра - образования и внутренних дел - очень подробно рассказали (собственно говоря, об этом мы и сами знаем) о проблемах, существующих в среде несовершеннолетних, в том числе о таких вещах, которые хороши сами по себе - компьютерные клубы, игровые автоматы, дискотеки и так далее, - но когда туда приходят дети и в ночное время ведут себя там, так сказать, непотребно, то они, конечно, никакого положительного влияния на воспитание не оказывают. Надо принимать энергичные меры, чтобы это явление изживать из жизни. Дети до шестнадцати лет должны дома спать. И поэтому инициатива Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в этом плане, конечно, положительная. Кто против? Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству. Так вот, мне кажется, что в доводе этого комитета логики мало. Я беру два мотива этого комитета для комментария. Первое, почему закон не годится: он не основан на требованиях федеральных законов. Дорогие мои, так это же поправка, это изменение федерального закона! И Государственная Дума может это делать. Второе: определение "помещение юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в сфере развлечений", мол, нечёткое, потому что помещение может находиться в административном здании (офисе). Дорогие мои, так привлекаются за нарушение не за нахождение в офисе, а за нахождение в развлекательном учреждении, которое может находиться в офисе. И непонятна логика уважаемого Комитета по делам женщин, семьи и детей. В его заключении написано, что комитет поддерживает инициативу Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по усилению борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, но в то же время не поддерживает данный проект в представленной редакции. Мол, пусть внесут поправки в закон "Об основных гарантиях прав ребёнка..." и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ко второму чтению. Уважаемые, ну если вы не поддерживаете и Дума не проголосует за принятие законопроекта в первом чтении, откуда же возьмётся второе чтение?! Конечно, может быть... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фральцова Тамара Анатольевна. ФРАЛЬЦОВА Т. А., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я хотела бы прояснить логику нашего Комитета по делам женщин, семьи и детей по данному законопроекту. Да, в заключении наш комитет написал, что мы поддерживаем идею этого законопроекта. Это, несомненно, правильно, потому что, наверное, любой разумный человек согласится с тем, что наши дети должны быть защищены законодательно от пребывания в ночное время в тех местах, в которых им не положено быть. Теперь по существу данного законопроекта. Мы не поддерживаем текст данного законопроекта, потому что он нуждается в значительной юридической проработке. Данным законопроектом, я ещё раз поясняю, предлагается установить административную ответственность, ну, мы с вами все понимаем, за что... Можно установить административную ответственность тогда, когда есть запрет на какое-то конкретное действие. Но сегодня у нас нет юридически прописанных в данном законопроекте ни понятия "общественное место", ни понятия "ночное время", ни понятий, связанных ещё с некоторыми значительными моментами, они в данном законопроекте вообще отсутствуют. Я обращаю внимание на такую строчку, где написано: "ко второму чтению". Наш Комитет по делам женщин, семьи и детей уже внёс в Государственную Думу законопроект, и номер его был назван, которым предусматривается именно ответственность родителей за нахождение детей... И там конкретно прописано, где, когда, в какое время - от какого часа до какого, - какой тип этих заведений. Наш комитет не поддерживает рассматриваемый законопроект ввиду его слабой юридической проработки. И мы приглашаем всех наших коллег принять участие в разработке, корректировке и внесении поправок в законопроект, который предлагает наш комитет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Все желающие, кто поднимал руки, выступили. Сергей Владимирович, я уже делала сегодня исключение для вас. Давайте будем справедливыми. Коллеги, есть ли желание выступить с заключительным словом? Нет. Представители правительства и президента? Не желают. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 44 сек.) Проголосовало за 82 чел.18,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 82 чел. Не голосовало 368 чел.81,8% Результат: не принято Не принято.