Заседание № 19
О проекте федерального закона № 3526-4 "О внесении изменений и дополнения в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения условий осуществления депутатской деятельности депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, у нас с вами осталось четыре минуты. Успеем мы 27-й рассмотреть? Успеем. О проекте закона о внесении изменений в закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов..." Самарская Губернская Дума также доверила доложить нашему депутату. Александр Николаевич Белоусов доложит данный законопроект. Пожалуйста. БЕЛОУСОВ А. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Здесь я буду краток. На ваше рассмотрение представляется проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В соответствии с законопроектом предлагается установить, что депутат в своей деятельности руководствуется не только Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией или уставом субъекта Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, но и наказами избирателей. В соответствии с частью 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации народ нашей страны вправе осуществлять свою власть, в частности, через органы государственной власти, в том числе через региональные парламенты. Отсюда вытекает, что депутаты законодательных органов государственной власти в своей деятельности обязаны руководствоваться не только нормами законодательства Российской Федерации, но и интересами своих избирателей. На практике депутаты очень редко исполняют те обещания, которые давали избирателям в ходе своей предвыборной кампании. В связи с этим возникла необходимость возложения на депутатов дополнительной обязанности - по исполнению наказов избирателей. Принятие настоящего федерального закона не требует финансовых расходов за счет федерального бюджета. И следует также отметить, что большинство субъектов Российской Федерации поддержали инициативу Самарской Губернской Думы. Вследствие этого прошу вас также поддержать данную инициативу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Александрович Рыжков, прошу вас сделать содоклад по данному законопроекту. РЫЖКОВ В. А. Я вижу время на мониторе, коллеги, поэтому буду очень краток. Мы все за народ и все за наказы, но проблема в том, что самарцы даже не объясняют, что такое наказ. Вы посмотрите закон - там определения нет, предлагается просто в закон записать лозунг "Даешь наказы!". Но это будет мертвая норма, потому что смысл понятия "наказ" не раскрывается, непонятно, кто их формирует, кто их систематизирует, что они собой представляют, что считать наказом, а что не считать. Письмо избирателя - наказ или не наказ? Совершенно непонятно. В старое, советское время вы помните, как это было: под это выделялся бюджет, наказы представляли собой то, что уже было в планах социально-экономического развития, депутата выбирали - и это всё реализовывалось. Сейчас мы с вами работаем в совершенно других условиях. Поэтому в силу неопределенности термина, отсутствия практики и того, что это элемент императивного мандата, который не соответствует сейчас ни Конституции, ни законам, наш комитет предлагает законопроект отклонить. Кстати говоря, не соответствует действительности утверждение, что большинство поддержало, - разошлись мнения субъектов об этой законодательной инициативе: двадцать один - против, двадцать - за, то есть даже здесь не было единодушия. Поэтому наш комитет просит отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Я тогда прошу продлить время. Или мы рассмотрим после перерыва? 11 часов 59 минут. РЫЖКОВ В. А. Давайте закончим сейчас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу продлить время до окончания рассмотрения этого вопроса. Кто за мое предложение? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 04 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4% Результат: принято Принимается. Вопрос Локтя Анатолия Евгеньевича. ЛОКОТЬ А. Е. Владимир Александрович, не первый раз избираетесь по одномандатному округу, у вас большой опыт в этой части, наверняка в своей деятельности вы руководствуетесь теми наказами, теми пожеланиями, которые вам дают избиратели из округа. Поэтому вопрос заключается в следующем: вы принципиально за институт наказов, чтобы ввести вот такое понятие наказов избирателей, или против? Спасибо. РЫЖКОВ В. А. Я считаю, что можно было бы ввести это понятие, но это надо делать профессионально, то есть что такое наказ, как он оформляется, где он регистрируется, как он выглядит и так далее. А самарцы просто пишут одно слово, что депутат в своей деятельности руководствуется Конституцией, законодательством и наказами - точка. Что это такое, совершенно непонятно. Мы с вами профессиональные законодатели, мы не можем такие законы принимать. Поэтому, если Самарская Губернская Дума, очень мною уважаемая, подготовит проект о наказах, где это всё установит, внесет в Государственную Думу, мы рассмотрим и, может быть, даже поддержим, но в таком виде, мы считаем, делать это нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. РЫЖКОВ В. А. То есть в принципе я всегда за ответственность перед избирателями, но это будет просто чистый лозунг: вписали слово, а за ним ничего не стоит. Это будет мертвая, неработающая норма. Даже больше вам скажу: если мы примем этот закон в таком виде, мы только дискредитируем наказы, потому что мы не разъясняем, что это такое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У вас вопрос, Николай Николаевич? Вопрос Николая Николаевича Гончара. Но я вас предупреждаю, коллеги, в 12.30 у нас фиксированное время по постановлению. Пожалуйста, Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Не считает ли докладчик возможным сделать уточняющую норму - переписать уточняющую норму из прежнего закона о статусе депутата в конце концов - в отношении того, что такое наказ? То есть принять в первом чтении, а в качестве поправки включить расшифровку этого термина. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. РЫЖКОВ В. А. Николай Николаевич, это практически невозможно сделать, потому что за одним этим словом идут целые главы и разделы. Понимаете? То есть получается, что мы заголовок сейчас принимаем, а дальше надо писать целый закон. А может быть, самарцы совсем другое имели в виду, откуда мы знаем? Поэтому давайте все-таки обсуждать не абстрактную тему наказов, а законопроект, который лежит на вашем столе. Вот тот законопроект, который лежит на вашем столе, концептуально, по мнению комитета, не годится. Просим отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Желающие выступить? Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить. Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 03 мин. 05 сек.) Проголосовало за 86 чел.19,1% Проголосовало против 74 чел.16,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 161 чел. Не голосовало 289 чел.64,2% Результат: не принято Не принимается.