Заседание № 148
25.02.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 352254-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части отнесения к вопросам местного значения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных домашних животных).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3344 по 3693 из 6681
Коллеги, переходим к 21-му вопросу порядка работы, проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Докладывает Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект внесён Тюменской областной Думой, и затрагивает он проблему регулирования численности безнадзорных, бесхозных животных на территории муниципальных образований. Это очень сложный вопрос. Согласно действующему законодательству безнадзорные, бесхозные животные у нас относятся к категории бесхозного имущества: согласно Гражданскому кодексу это не объекты животного мира, если эти животные находятся вне животного мира, природная среда обитания для них не является естественной средой и они не относятся к охраняемым видам. Таким образом, если на территории муниципалитета живёт медведь, или лось, или, как бывает иногда, леопард, то в этом случае это объект животного мира, а если это кошка, собака, крыса, проживающие не в естественной природной среде, в этом случае они не являются объектами животного мира, их как минимум считают неким бесхозным имуществом. Это с одной стороны. С другой стороны, такие животные объекты относятся к объектам, которые создают угрозу жизни и здоровью человека. Согласно положению Конституции высшей ценностью в Российской Федерации являются жизнь и здоровье человека и гражданина, то есть необязательно быть гражданином Российской Федерации, чтобы тебя, твою жизнь защищали Конституция и законы Российской Федерации. Жизнь и здоровье всех жителей, всех лиц - граждан и неграждан, находящихся на территории Российской Федерации, подвергаются угрозам в результате того, что бесхозные, безнадзорные животные, в частности собаки, кошки, достаточно крупные млекопитающие, в массовом количестве находящиеся на территории Москвы, - крысы, могут являться переносчиками заболеваний. Они могут представлять угрозу жизни и здоровью человека особенно вследствие непосредственного контакта с человеком, то есть они могут покусать человека, нанести травмы, несовместимые с жизнью. Иногда жизнь человека может быть подвергнута смертельной опасности вследствие укусов стаи таких животных, а для лиц, находящихся в социально малоурегулированных условиях жизни, даже стая крыс представляет собой опасность жизни и здоровью. Таким образом, выполняя функции государственной власти на территории субъектов Российской Федерации, обеспечивая местное самоуправление, все представители власти, органы местного самоуправления должны обеспечить безопасность граждан и иных лиц на территории Российской Федерации, защитить их от угроз со стороны бесхозных, безнадзорных животных. Однако санитарно-эпидемиологические требования, санитарно-эпидемиологические правила и связанные с этим мероприятия исполняются исключительно в рамках полномочий субъектов Российской Федерации. Мы с вами понимаем, что субъектом, имеющим единую систему государственного управления, является город Москва, однако для других субъектов, таких как, например, Красноярский край, где отдельные муниципальные образования находятся далеко друг от друга, единая система санитарно-эпидемиологического благополучия обеспечивается комплексом мер, но при этом в части обращения с бесхозными, безнадзорными животными такая система отсутствует, так как законодательно это до сих пор не урегулировано (об этом я скажу чуть позже), а ситуация, связанная с угрозой для жизни и здоровья людей, требует принятия именно санитарно-эпидемиологических мер. И это обоснованно, потому что в случае возникновения массовых заболеваний домашних животных, животных, находящихся в природной среде, а также безнадзорных животных повсеместно возникает риск угрозы жизни и здоровью людей, а ареал, где имеется опасность, не может быть ограничен какими бы то ни было границами, в том числе муниципального образования, поэтому решение о ликвидации объектов животного мира того или иного вида (например, в связи со свиной чумой) осуществляется в отношении всех видов данных животных (например, парнокопытных) на территории не только одного, но и ряда других субъектов Российской Федерации. При этом не делается разделения на объекты животного мира, на имущество, принадлежащее гражданам, и на имущество, принадлежащее хозяйствующим субъектам. В случае, если бы такая ситуация была связана с бешенством, подлежали бы ликвидации все животные, в отношении которых могло возникнуть подозрение в их заболевании бешенством, в данном случае все виды псовых. Таким образом, хотя и работают механизмы регулирования в рамках субъектов Российской Федерации, конкретная опасность для жизни и здоровья человека возникает в местах нахождения людей, то есть на территории муниципальных образований, причём в разных муниципальных образованиях эта ситуация имеет разные уровни критичности. Так, например, в относительно небольших, сельских, возникает некая саморегуляция, так как на территории рядом расположенных лесных массивов находятся объекты животного мира, к примеру волки, которые регулируют избыточную численность бродячих собак, выбегающих за пределы села, и таким образом общая ситуация, в том числе с учётом контроля жителями небольшого села источников питания бесхозных животных, улучшается, возникает достаточно хорошая саморегуляция. В отношении же крупных муниципальных образований такая саморегуляция невозможна: во-первых, отсутствует контроль за питательной, кормовой базой бесхозных животных, во-вторых, отсутствует единообразный подход граждан к поддержанию численности бесхозных животных. Есть граждане, которые самостийно, самостоятельно, на свой страх и риск опекают бесхозных животных, в том числе тех, в отношении которых имеются подозрения в том, что они представляют угрозу в силу стайного поведения или в силу того, что могут являться переносчиками инфекционных заболеваний, в том числе смертельных. Законодательством Российской Федерации установлено, что бесхозное имущество, к которому относятся безнадзорные животные на территории городов, может и должно находиться во временном управлении субъекта, который приобрёл контроль над таким имуществом, на протяжении шести месяцев. Таким образом, муниципалитеты, регулируя численность безнадзорных животных, изымая их из неестественной, неприродной среды, приобретают обязанность содержать таких животных в соответствии с требованиями Гражданского кодекса не менее шести месяцев в целях сохранения имущества для их хозяев, которые на протяжении шести месяцев могут быть выявлены. Желание муниципалитетов изъять безнадзорных животных приводит к дополнительным тратам, связанным с содержанием бесхозных животных в приютах. Однако в соответствии с законом о местном самоуправлении у муниципалитетов нет полномочия расходовать муниципальные средства на такие виды деятельности, определено, что субъекты Российской Федерации могут передавать муниципалитетам эти функции, но только вместе с финансированием. Такая практика фактически не реализована на территории большинства субъектов Российской Федерации, в результате у нас с вами возникает кризис при принятии решения о том, как регулировать численность животных. Законопроект, предложенный Тюменской областной Думой, указывает на то, что необходимо законодательно закрепить за муниципалитетами функции регулирования численности безнадзорных животных, а именно отлов, содержание и умерщвление при необходимости тех животных, которые представляют опасность в случае их нахождения на территории муниципального образования. Так, например, если кошачьи или семейство псовых не представляют угрозу по причине недостаточности размеров или отсутствия стайности, то такие животные по решению муниципалитета оставляются на территории муниципального образования для проживания вплоть до возникновения каких-то рисков, во всех остальных случаях они изымаются, и в законопроекте предусмотрено введение муниципальных правил обращения с такими животными, то есть сами муниципалитеты определят эти правила в дальнейшем, когда будет введено в действие данное законодательство. Профильный комитет Государственной Думы рассмотрел данный законопроект и рекомендует его к отклонению по следующим причинам. В настоящее время Государственной Думой в первом чтении принят и находится на согласовании в правительстве законопроект "Об ответственном обращении с животными", в котором гораздо шире регулируются вопросы нахождения животных в собственности людей, содержания бесхозных животных на территории муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, правила организации регулирования численности животных и иные вопросы, в том числе вопросы обеспечения безопасности граждан, вопросы гуманного - ну, "гуманного" неправильно говорить, - ответственного обращения с бесхозными животными, защиты их от необоснованной жестокости. С одной стороны, неурегулированность этого вопроса сегодня заставляет ряд наших граждан самостоятельно регулировать численность безнадзорных животных. И если это делается методами без избыточного принесения страданий, без демонстрации каких-то негативных действий, то есть если не нарушается статья Уголовного кодекса в части жестокого обращения с животными, такое регулирование, осуществляемое гражданами за счёт собственных средств, не является нарушением закона. Однако надолго откладывать решение этой проблемы нельзя, и, несмотря на то что комитет рекомендует отклонить данный законопроект, мы с вами должны понимать, что такой закон, но в более полном виде, чем предлагает Тюменская областная Дума, безусловно, должен быть принят в ближайшее время, может, правительство под нашим нажимом всё-таки нам выдаст свою версию закона. Такой закон должен обеспечить реализацию конституционного права наших граждан на безопасность проживания на территории Российской Федерации. Такой закон должен создать условия для создания и введения динамичной системы попечительства над теми животными, которые изымаются из городской, муниципальной среды. Такой закон должен по-другому расставить акценты в отношении вопросов жестокого обращения с животными, обеспечив защиту тех животных, чьё нахождение на территории муниципальных образований не представляет собой угрозу жизни и здоровью людей. Это должно быть законодательство, наделяющее полномочиями, в том числе и финансовыми, не только органы государственного управления субъектов Российской Федерации, но и органы местного самоуправления. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Андреевич. С содокладом выступает Пётр Иванович Пимашков. ПИМАШКОВ П. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Проектом федерального закона предлагается возложить на органы местного самоуправления поселений и городских округов отлов и содержание безнадзорных домашних животных. Проблема безнадзорных домашних животных, безусловно, актуальна, и об этом сегодня говорилось. Однако сейчас их отлов и содержание относятся к ведению субъектов Российской Федерации и должны осуществляться ими в рамках обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Если органы государственной власти субъектов Российской Федерации считают необходимым осуществлять мероприятия по регулированию численности безнадзорных домашних животных на местном уровне, они могут передать эти полномочия органам местного самоуправления с предоставлением соответствующих субвенций. Передача же федеральным законом функций на местный уровень в качестве вопроса местного значения, как это предлагается в проекте, на наш взгляд, нецелесообразна, в частности, потому, что это повлечёт увеличение расходов местных бюджетов без компенсации из каких-либо дополнительных источников. Другое дело, что за органами местного самоуправления имеет смысл закрепить право заниматься отловом безнадзорных домашних животных. Вообще, мы считаем, что они уже сейчас вправе это делать на основе законодательства, но пока в федеральном законе прямо об этом не сказано, и это создаёт определённые сложности и разнотолки на практике, однако закрепление такого права нельзя осуществить в рамках подготовки данного законопроекта ко второму чтению, так как это будет изменением его концепции. По указанным причинам Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не поддерживает данный законопроект и предлагает отклонить его при рассмотрении в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Пётр Иванович. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Пётр Иванович, в заключении вашего комитета делается следующий вывод, цитирую: "Положение, при котором органы местного самоуправления не обязаны, но вправе заниматься отловом и содержанием безнадзорных животных, представляется оптимальным в существующих условиях". Так вот, хочу уточнить: для кого это положение оптимально? Для самих бездомных животных, наверное, да, оптимально. Вот в прошлогоднем заключении на аналогичный законопроект, внесённый Законодательным Собранием Республики Карелия, ваш комитет указал, что эта проблема может быть решена в рамках подготовки проекта федерального закона "Об ответственном обращении с животными" ко второму чтению, - и ничего! Вот вы сейчас сказали, что, по вашему мнению, во втором чтении невозможно изменить то, о чём доложил Максим Андреевич, - ну так разработайте сами законопроект или внесите поправки в существующие законы! С этой проблемой нужно что-то делать. Прокомментируйте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Пимашкову включите микрофон. ПИМАШКОВ П. И. Я уже здесь говорил, что действительно проблема такая есть, проблема существует, она актуальна, но решить её в рамках предложенного проекта сегодня просто нереально. Когда мы говорим о том, что нужно предоставить право муниципалитетам этим заниматься, - это значит, что уже будет меняться концепция законопроекта, которую нельзя изменять во втором чтении. В связи с этим и предлагается отклонить. Что касается того, кто внесёт, какой комитет внесёт, мы подтверждаем, что сегодня эта тема актуальна, и, если инициаторы этого проекта внесут соответствующий новый проект, который будет отвечать требованиям, о которых я говорил, мы этот законопроект поддержим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Каргинов Сергей Генрихович. КАРГИНОВ С. Г., фракция ЛДПР. Пётр Иванович, вам вопрос. То, что тема актуальная, не вызывает сомнений, и не только потому, что комитет это подтвердил и вы сказали. Интернет открываем и видим: через каждые два-три дня появляются сообщения о гибели людей, покусанных собаками, или о травмах. Но вот если уйти от всех условностей, исходя из вашего опыта - вы же всё-таки практик, вы управляли одним из крупнейших городов, - исходя из вашей практики, скажите, с учётом особенностей наших территорий, таких больших, какой уровень власти всё-таки этим должен заниматься - Москва, регион или поселение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Пимашкову включите микрофон. ПИМАШКОВ П. И. Я считаю, что большей частью всех вопросов, которые касаются безнадзорных домашних животных, должны заниматься на местах, то есть это должны делать органы местного самоуправления. Но каждый раз, когда мы принимаем тот или иной закон и не финансируем его, мы возлагаем на органы местного самоуправления дополнительные полномочия, не подкреплённые финансово. Я вот приведу недавний пример. На встрече с президентом выступал мэр города Хабаровска и рассказывал, что, когда полномочия по здравоохранению были на уровне местного комитета, субъект Федерации выделил на них 900 миллионов рублей, а сейчас, когда вернули всё на уровень субъекта, то субъект Федерации с муниципалитета снял уже 1 миллиард 800 миллионов. Вот такое отношение у субъектов Федерации к органам местного самоуправления, и мы не должны, так скажем, эту тенденцию поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Каргинов Сергей Генрихович. КАРГИНОВ С. Г. Уважаемые коллеги, вопрос этот не только сегодня поднимается. Только в шестом созыве, наверное, два или три раза выходили с этими же проблемами. То есть муниципалитеты просят отдать им эти полномочия, потому что действительно на местах, на территориях зачастую происходят вакханалии. Вот буквально недавние случаи: в Якутии девятилетнего мальчика загрызла стая собак (это было шесть дней назад); в Улан-Удэ целый район они фактически захватили и третируют население, учительницу покусали. То есть проблема существует, и местное самоуправление просит дать им такие полномочия, а мы говорим: нет, возьмите лучше вопросы миграции, - хотя это функция, которая совершенно несвойственна муниципалитетам и регионам. В этом направлении, которое мы предлагаем, нам надо двигаться. Пётр Иванович правильно сказал, - и его здесь надо поддержать, - что масса полномочий, которые переданы на уровень поселений, не финансируется. Давайте в конце концов сделаем смелый шаг, который поможет нашим людям и спасёт многие жизни, и наконец решим проблему на местах в этом формате. Ведь мы же всегда боремся с последствиями: поступил сигнал какой-то - поехала бригада, отстреляли, практически до двух тысяч собак отстреливают на территории региона! И это делается вот какими-то волновыми методами: появилась проблема - начинаем решать. А смотреть надо вглубь: откуда берутся эти собаки? Это культуры не хватает у людей - они сначала берут животных, а потом выбрасывают их на улицу. И ведь, смотрите, выбрасывают сегодня не просто дворняжек, не просто овчарок - уже бойцовские собаки появились на улицах, те, которые не чувствуют боли, они кусают человека и рвут его до смерти практически. Вот этого надо бояться нам в первую очередь! А здесь проблема-то ещё глубже: ведь где питаются собаки? Это помойки, они открыты - пожалуйста! Баки не закрыты, места не оборудованы - сначала вороны раскидали, потом собаки прибежали поели. То есть у них нормальная кормовая база, особенно в крупных городах, поэтому они и размножаются, они уже в стаи собираются, начинают контролировать территории определённые, это угрожает не одному человеку, не двум, а целой массе людей! Поэтому давайте сделаем смелый шаг - давайте дадим поселениям деньги и возложим на них эту ответственность. А фракция ЛДПР вообще предлагает: надо запретить содержать дома животных. Если у вас нет никаких условий соответствующих, зачем вы берёте собаку, кошку, попугайчика? Они все переносят болезни! Сегодня он у вас в квартире, а завтра он улетел на улицу, заболел птичьим гриппом - и понеслась эпидемия! И посмотрите, это же жестокое издевательство над животными - содержать их в четырёх стенах! Все же работают - взяли собаку, закрыли её на ключ дома, и вот она целый день находится одна, она гадит в квартире, воет, соседи не могут спокойно жить. Бывают такие ситуации: бабушка собрала двадцать кошек у себя в квартире и они создали антисанитарные условия во всём доме - они же везде могут ходить! Надо запретить держать животных дома, это кощунственно, это жестоко! Ведь не держат же обезьяны человека в клетке! Давайте такую ситуацию вообразим: почему бы обезьянам не забрать человека к себе и не держать там, и не смотреть, как он развивается, не издеваться над ним?! Поэтому глубже надо анализировать проблему: это и развитие культуры в первую очередь, которое надо финансировать, дать поселениям максимальное количество средств; это и жестокое отношение к животным, когда мы их содержим просто в каком-то замкнутом пространстве, к этому не приспособленном, поэтому они и бросаются на людей - их сначала держали в клетке, а потом выкинули на улицу, вот они и начинают мстить. В своё время собака, наверное, укусила академика Павлова и забыла, а вот он не забыл и издевался над ними постоянно потом, целую жизнь свою. Фракция ЛДПР предлагает чёткие действия: запретить держать собак и вообще любую живность в квартирах, если нет земли, если нет подходящих условий, и дать поселениям соответствующие полномочия, дать денег для того, чтобы всё это прекратить, чтобы люди чувствовали себя спокойно на той территории, на которой они живут! Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Андреевич, достаточно? Достаточно. Содокладчик, Пётр Иванович, тоже достаточно? Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5419 по 5436 из 6681
21-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 53 сек.) Проголосовало за 191 чел.42,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 191 чел. Не голосовало 259 чел.57,6 % Результат: не принято Законопроект отклонён.