Заседание № 208
11.04.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 352246-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части создания единого реестра организаторов просветительской деятельности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4297 по 4429 из 4839
23-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Борис Александрович Чернышов. ЧЕРНЫШОВ Б. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Суть данного законопроекта крайне проста: мы предлагаем внести изменения в закон "Об образовании в Российской Федерации" в части создания единого реестра организаторов просветительской деятельности. Сегодня просветительской деятельностью по факту занимается кто угодно, особенно в сети "Интернет". Мы видим, как проходят марафоны по обучению тому, как будут исполняться желания, как заработать миллион в два присеста и так далее. Все эти вопросы так или иначе постоянно возникают в инфополе. Часто бывает и так, что все эти курсы рекламируются и это позволяет привлекать всё больше и больше новых сторонников, клиентов. Людей, по сути, обманывают, это мошенничество. Но есть и те, кто страдает от такого инфобизнеса, законопослушные, нормальные люди, которые действительно в сети "Интернет" проводят обучающие лекции, встречи, по-настоящему занимаются образованием. С одной стороны, это век такого бурного информационного роста таких предложений, с другой стороны, попыток фильтровать это всё у людей не так много. Мы предлагаем создать единый реестр, который будет публиковаться либо на сайте Министерства высшего образования и науки, либо на сайте Министерства просвещения, либо в ином, другом информационном ресурсе, где добропорядочные представители сферы образовательных услуг будут публиковать информацию о себе. Такое уже было реализовано многими другими решениями: мы видим, есть разные реестры образовательных организаций, которые ведут и Рособрнадзор, и уже упомянутые мною Министерство высшего образования и науки и Министерство просвещения. Итак, мы предлагаем создать в Российской Федерации единый реестр организаторов просветительской деятельности; дать возможность утверждения правил формирования и ведения реестра Правительству Российской Федерации; установить обязательный перечень сведений, подлежащих публикации; закрепить право правительства устанавливать дополнительные требования к организаторам данной просветительской деятельности; установить обязанность публиковать эти сведения в сети "Интернет". Безусловно, у нас состоялась дискуссия в Комитете по просвещению. И я хотел бы сразу оппонировать по тем предложениям и мнениям, которые были указаны в заключении Комитета по просвещению. Цитата из документа: "В пояснительной записке автор законопроекта отмечает растущее число «случаев злоупотребления доверием граждан, распространения организаторами просветительской деятельности опасных и недостоверных знаний». В свою очередь, никаких статистических данных или результатов исследований... не приводится". Если это главный критерий, то вот вам сегодняшняя новость: Аязу Шабутдинову, одному из блогеров, который втюхивал вот эти, по сути, просветительские услуги, ещё 23 новых случая такого мошенничества инкриминируют. Или вот случай, я специально подобрал его, далеко ходить не надо, город Москва: житель ЮВАО заплатил 108 тысяч рублей за онлайн-занятие по курсу "Фабрика beauty-звёзд", но быстро понял, что платил ни за что, и так далее и так далее. Это мошенничество привело к тому, что мировой судья участка № 251 района Текстильщики полностью удовлетворил требование управления федеральной службы, истец получил денег даже больше, чем он заявлял. Всё это говорит о том, что, по большому счёту, голосование против или неголосование депутатов Государственной Думы по данному вопросу приведёт к тому, что мошенничества продолжатся, злоупотребления продолжатся, новые мошенники по-новому будут обманывать наших граждан, достаточно дружелюбных, достаточно доверчивых. Именно поэтому, уважаемые депутаты Государственной Думы, я предлагаю вам проголосовать за данный законопроект. Если есть какие-то неточности, шероховатости, мы можем поправить их ко второму чтению вместе. Но если не голосовать, не поддерживать, как некоторые комитеты или депутаты, тогда мошенничества продолжатся, а людям лучше не станет. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Александрович. С содокладом выступает Анна Валерьевна Скрозникова. СКРОЗНИКОВА А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Борис Александрович, коллеги! Комитет Государственной Думы по просвещению рассмотрел законопроект о создании единого реестра организаторов просветительской деятельности. Действующим законодательством установлено, что порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, порядок проведения контроля за ней устанавливаются Правительством Российской Федерации. В целях реализации указанной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2022 года, в соответствии с которым сформирован комплекс норм, направленных на регулирование просветительской деятельности. В пояснительной записке в качестве обоснования подготовки законопроекта автор отмечает растущее число "случаев злоупотребления", как он уже сказал, "доверием граждан, распространения организаторами просветительской деятельности опасных и недостоверных знаний", однако никаких статистических данных, как уже сказал сам автор, он не привёл. Законопроект предполагает использование ряда новых понятий, отсутствующих в законодательстве, - "участник просветительской деятельности", "организатор просветительской деятельности", "программа просветительской деятельности". Их содержание не раскрывается, а также не раскрывается понятие "стоимость участия", что создаёт правовую неопределённость. Предлагаемым законопроектом предусмотрено включение в единый реестр организаторов просветительской деятельности физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, но автором не обосновывается, почему в единый реестр не включаются органы государственной власти, местного самоуправления, которые по действующей редакции федерального закона № 273-ФЗ также могут вести просветительскую деятельность. В законопроекте не раскрываются механизмы реализации предлагаемых норм, не определено, кто будет оператором реестра и за счёт каких средств он будет создаваться и вестись. Создание и ведение государственного реестра требует финансирования, источники которого в законопроекте не предусмотрены, что нарушает требования статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается. Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре также не поддерживает законопроект. Комитет Государственной Думы по просвещению отмечает необходимость более активного использования действующего законодательства для пресечения случаев злоупотребления доверием граждан, распространения инфомошенниками опасных и недостоверных знаний с использованием псевдопросветителями в названиях своих заведений слов "школа", "академия", "университет" и других. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по просвещению не поддерживает представленный на рассмотрение проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анна Валерьевна. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 45 мин. 28 сек.) Проголосовало за 44 чел.9,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 44 чел. Не голосовало 406 чел.90,2 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.