Заседание № 143

22.01.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 352088-6 "О внесении изменений в статью 8.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5121 по 5410 из 6024
14-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в     
статью 8.23 Кодекса Российской Федерации об административных                    
правонарушениях". Доклад депутата Государственной Думы Михаила Васильевича      
Брячака.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БРЯЧАК М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему          
вниманию законопроект предусматривает усиление ответственности за превышение    
нормативов выброса загрязняющих веществ и превышение нормативов уровня шума     
при эксплуатации автомототранспортных средств.                                  
                                                                                
На первый взгляд, уважаемые коллеги, законопроект почти бытовой, очень          
простой. Превышение шума - особенно эта часть авторами законопроекта            
подчёркивается - вызывает всё больше и больше протестов у нашего населения и    
увеличение количества жалоб, и это обоснованно, потому что особенно в летние    
месяцы, когда отдельные безответственные с точки зрения уважения к окружающим   
владельцы транспортных средств просто снимают глушители или делают так          
называемый прямоток, они создают колоссальные проблемы для жителей спальных     
районов, которые имеют своё конституционное право на труд и отдых, а            
некоторые категории граждан, например, дети или люди, которым предписан покой   
как необходимое средство для нормальной жизни по причине их болезни, - вот      
эти категории граждан страдают больше всего. Страдают и те люди, которые        
должны идти на работу. Ведь как можно рассчитывать на то, что хирург, который   
ночью не мог заснуть потому, что постоянный треск под окном этой возможности    
ему не дал, качественно сделает операцию? Как может развиваться ребёнок,        
который постоянно вздрагивает и вскрикивает от шума под окном?                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по конституционному законодательству и               
государственному строительству в заключении обратил внимание авторов (и         
сейчас, наверное, на этом уважаемые коллеги остановятся) на то, что             
законопроект имеет недостатки, и действительно с этим надо согласиться:         
предлагаемая норма штрафных санкций несколько завышена с учётом действующего    
законодательства, не снята такая санкция, как предупреждение за данное          
нарушение, что даёт возможность вольным образом трактовать данную ситуацию.     
Сложнее согласиться с тем, что с 1 сентября 2013 года уже введена норма о       
штрафных санкциях в 500 рублей и надо посмотреть, как она будет работать. Да    
что тут смотреть! Что это за санкции - 500 рублей?! Практика показала, что      
эти санкции недейственные.                                                      
                                                                                
Учитывая все эти обстоятельства, которые можно устранить в процессе             
подготовки проекта закона ко второму чтению, коллеги, просьба поддержать        
законодательную инициативу. При этом я, как один из авторов законопроекта,      
примерно представляю себе реальность этой перспективы, но обращаю ваше          
внимание, коллеги: если не сегодня, то в дальнейшем нужно решить этот очень     
важный для нашего населения вопрос, принять соответствующее решение и           
защитить прописанное в Конституции право наших граждан на отдых - это           
социально очень значимый вопрос!                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Дмитрия Фёдоровича Вяткина.                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел           
указанную законодательную инициативу. В общем-то, все аргументы, которые        
приведены комитетом за отклонение её в первом чтении, прозвучали уже в          
основном докладе, могу лишь повторить, что действительно ещё не обобщалась      
практика применения данной нормы с уже увеличенным до 500 рублей штрафом,       
который действует с 1 сентября 2013 года. Увеличение сразу же до 10 тысяч,      
конечно же, по нашему мнению, является необоснованным.                          
                                                                                
Кроме того, в заключении комитета отражён ещё целый ряд замечаний, которые      
носят юридический характер. Так, не предложены изменения в корреспондирующие    
статьи, в частности в статью 3.5 Кодекса об административных правонарушениях.   
                                                                                
От себя ещё могу добавить, что Конституционный Суд неоднократно в течение       
2012 и 2013 годов нам, законодателям, указывал на недопустимость применения     
чрезмерно высоких ставок административных штрафов, которые не подтверждаются    
ни тяжестью, ни общественным вредом совершаемого административного проступка.   
Я полагаю, что и в этом году будут приняты такие постановления, где снова на    
это будет указано, следовательно, не исключается, что, если мы примем данный    
закон, нам придётся опять вносить изменения и снижать планку штрафов до         
каких-то разумных пределов. Вот поэтому мы предлагаем сейчас оставить пока ту   
санкцию, которая действует с 1 сентября прошлого года, а данный законопроект    
отклонить.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Нет вопросов? Есть.                         
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Старовойтов Александр Сергеевич, пожалуйста.                                    
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Михаил Васильевич, в целом, наверное, инициатива правильная, потому что         
действительно поступают жалобы от граждан, но, как показывает практика, уже     
появились такие граждане, которые задают очень правильные вопросы сотрудникам   
правоохранительных органов, будь то участковые, будь то сотрудники ГИБДД: а     
как вы докажете, что шумы превышают допустимые нормы? Вот есть ли у вас         
какая-то статистика о том, как данная норма применялась до настоящего           
времени, и есть ли вообще соответствующие приборы у тех сотрудников             
правоохранительных органов, которые будут реализовывать это предложение на      
практике?                                                                       
                                                                                
БРЯЧАК М. В. Спасибо, Александр Сергеевич, за то, что обратили внимание на      
этот действительно важный вопрос, он имеет колоссальное значение для            
значительного количества наших граждан.                                         
                                                                                
Что касается превышения допустимого уровня, существуют ГОСТы, которые сегодня   
действуют, с их применением никаких сложностей нет, и есть измерители           
шумового эффекта, которые могут использоваться, например, так же, как           
использовались измерители уровня светопроводимости в тонированных машинах:      
как мы с вами знаем, эта проблема, которая, кстати, приводила к множеству       
аварий, была решена в течение полугода, стёкла передних дверей, водительской    
и пассажирской, были приведены в соответствие с нормами, что позволяет иметь    
соответствующий обзор. То есть никаких технических сложностей здесь нет, а      
есть только отсутствие политической воли и мотивированности инспекторов,        
которые, с моей точки зрения, будут соизмерять важность этого вопроса с         
размером предлагаемой санкции. Предлагаемая санкция в 500 рублей вряд ли        
будет означать для инспектора ГИБДД, что это важный вопрос.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Михаил Васильевич, полностью согласен с вами, есть проблемы,     
связанные с шумом, а вот что касается проблем экологических, связанных с        
выхлопами, надо учитывать следующее. У нас очень много людей, которые имеют     
очень маленькие доходы, у которых нет работы, и для них огород, дача - это не   
место отдыха, а способ выживания. Они имеют, скажем, "жигули" или ещё           
какую-то автомашину, которая уже кем-то использовалась пять, десять лет, она    
им нужна просто для того, чтобы доехать до огорода, что-то вырастить, чтобы     
потом зимой было что есть; они купили бы более современную, более               
экологически чистую машину, но у них просто-напросто денег нет, для них         
автомобиль - это средство выживания, а мы их, безденежных, ещё накажем          
штрафом за эти выхлопы? Ну, едва ли это справедливо! Будет хорошая жизнь -      
тогда можно будет к ним требования предъявлять, а когда мы этим нищим работу    
не даём, зарплату не платим, да ещё хотим наказать - это, по-моему,             
несправедливо с социальной точки зрения!                                        
                                                                                
БРЯЧАК М. В. Спасибо, Владимир Николаевич, за этот вопрос, я ответил бы на      
него следующим образом. Во-первых, перемещение граждан на садовые участки       
доступным общественным транспортом будет им и экономически выгоднее. И          
второе: если сравнить степень полезности употребления выращенной самими         
продукции с вредом от тех загрязняющих веществ, которыми наши граждане сами     
же дышат в этих уже не соответствующих стандартам автомобилях во время          
движения, мне кажется, всё-таки, наверное, отрицательных моментов значительно   
больше, чем положительных.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович.                              
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Михаил Васильевич, сама проблема загрязнения            
атмосферы приобрела мировой характер, гигантская автомобилизация приводит к     
тому, что здесь автотранспорт вышел на первое место, оттеснив даже              
промышленность. Проблема злободневная, требующая решения, но я хотел            
уточнить, может быть, я не расслышал. Когда движется по трассе или в городе     
изношенный "КамАЗ" или другая грузовая машина, а за ней тянется выхлопной       
шлейф на километр, ущерб существенно выше. Вот как вы смотрите на то, чтобы     
ввести более строгую дифференциацию ко второму чтению в этой части?             
                                                                                
БРЯЧАК М. В. Спасибо, Валентин Степанович. Безусловно, ко второму чтению        
дифференциацию нужно учесть, но я хочу сказать, что по каждому виду             
транспорта в зависимости от потребляемого количества топлива, от вида           
топлива, от грузоподъёмности специалистами с помощью соответствующего           
оборудования устанавливаются нормативы на СО2 и, думаю, в этой части проблемы   
не будет.                                                                       
                                                                                
Понимая судьбу данной законодательной инициативы, я всё-таки просил бы,         
уважаемые коллеги, не снимать вопрос в части шумового эффекта, именно здесь у   
нас большая проблема: дети не могут получить полноценного развития, больные     
люди не могут излечиться, специалисты, выйдя на работу, не могут                
квалифицированно выполнять её, кроме того, наша нервная система в настоящее     
время требует очень серьёзного внимания - даже у здоровых граждан, не говоря    
уже о перечисленных.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шингаркин Максим Андреевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, безусловно, импонирует то, что законодательная инициатива    
направлена на защиту окружающей среды и, как следствие, на защиту прав          
граждан, их здоровья, но хотелось бы объяснить: главным фактором                
загрязняющего, негативного воздействия автомобиля является качество бензина.    
Мы с вами, Государственная Дума, уже с 2011 года ожидаем исполнения             
распоряжения правительства, опирающегося, кстати говоря, на национальное        
законодательство, в части выпуска топлива соответствующего еврокласса, чтобы    
у нас и старые, и новые автомобили не заправлялись тем, что наносит вред        
жизни и здоровью человека. Когда мы сегодня наказываем конечного потребителя,   
не имеющего возможности, по сути дела, приобрести качественное топливо, мы      
должны помнить о многомиллиардных состояниях, сколоченных олигархами, о         
вывезенных в зарубежные оффшоры финансовых средствах, которые не стали          
фундаментом модернизации российской нефтяной промышленности. Именно эти люди    
повинны в том, что мы с вами задыхаемся от выхлопных газов автомобилей!         
                                                                                
Далее, о национальном автопроме. Сегодня в развитых государствах передовыми     
компаниями современные автомобили выпускаются с системой временной остановки    
двигателя при завершении торможения и ожидании дальнейшего движения.            
Российский автопром не в состоянии реализовать эту концепцию.                   
                                                                                
К слову говоря, предыдущий вопрос, который касался взимания налога на           
автомобиль, также мог являться механизмом регулирования правильного,            
дифференцированного отношения к использованию автомобилей. Самым идеальным      
условием - и для вас это не секрет - являлось бы использование в городах        
электромобилей либо гибридных автомобилей, которые значительную часть           
времени, особенно в городе, передвигаются на электрической тяге, и в этом       
случае не было бы предмета для обсуждения. И в этом направлении сделан          
большой шаг: вы знаете, что уже с этого года пошлины на электромобили           
обнулены. Безусловно, если бы были ещё снижены пошлины и на гибридные           
автомобили, если бы налог на гибридные автомобили и электромобили был           
обнулён, мы бы с вами получили... (Микрофон отключён.)                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы от фракции? Нет.                                       
                                                                                
Старовойтов Александр Сергеевич, пожалуйста.                                    
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С. Мой коллега Максим Шингаркин достаточно подробно коснулся     
экологической составляющей, поэтому мне, наверное, останется рассказать про     
шумовую.                                                                        
                                                                                
Михаил Васильевич, я ещё раз подчеркну, что мы полностью поддерживаем вашу      
инициативу, вашу идею, защищающую интересы граждан, тех, кто проживает, в       
частности, в многоквартирных домах, кто вынужден слушать все шумы,              
извлекаемые с помощью тех "изысков", которые предлагаются нашим автопромом и    
продавцами различных комплектующих. Но тем не менее хочется напомнить всем      
присутствующим, что есть категория таких граждан... ну, вредных граждан:        
когда ты с кем-то даже в вечернее время стоишь около подъезда и просто          
разговариваешь, обязательно найдутся жильцы первого, второго этажей, которые    
высунутся в форточку и будут гораздо громче, чем вы разговариваете, кричать,    
требуя прекратить разговаривать, отойти от подъезда и так далее. Такие же       
претензии зачастую предъявляют эти жители и к абсолютно законопослушным         
владельцам автомобилей, по сути дела, не давая им, в общем-то, нормально        
проехать около дома или стоять с включённым двигателем в ожидании кого-либо.    
Так вот я боюсь, что усиление данной санкции в целом может повлечь за собой и   
такие последствия: вот эти вредные граждане, понимая, что ответственность       
усилена, будет с большей интенсивностью действовать - будет звонить             
сотрудникам правоохранительных органов, дёргать их по поводу и без повода, а,   
как я уже сказал сегодня, задавая вам вопрос, сотрудники правоохранительных     
органов, приезжая на место соответствующего правонарушения, зачастую просто     
не имеют в наличии этого прибора. Это по факту так: всё-таки Россия состоит     
не только из Москвы и Санкт-Петербурга, Россия - это ещё и маленькие сёла,      
посёлки, коих в стране гораздо больше, чем крупных городов.                     
                                                                                
Ещё раз подчёркиваю: в целом мы готовы поддержать концепцию законопроекта и     
надеемся, что правоприменительная практика тоже наладится.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Автор?                                 
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Брячаку.                                 
                                                                                
БРЯЧАК М. В. Спасибо, коллеги, за внимание к этому вопросу. Я благодарен за     
то, что в связи с обсуждением данного законопроекта были подняты глобальные     
вопросы переработки нефти, производства качественных нефтепродуктов,            
экологические проблемы, проблемы в производственном, промышленном секторе,      
где должны обратить внимание на этот вопрос, но в данном случае речь идёт об    
элементарном хамстве хулиганов, которые, снимая глушители, создают такую        
проблему. Это не потребует каких-то значительных расходов и каких-то            
глобальных изменений в промышленной политике или в экологическом                
законодательстве, это элементарная административная мера, которая должна        
остановить хамов.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование пункт 14 повестки дня, проект федерального закона "О    
внесении изменений в статью 8.23 Кодекса Российской Федерации об                
административных правонарушениях".                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              113 чел.25,1 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    114 чел.                                          
Не голосовало                 336 чел.74,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.