Заседание № 190
03.11.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 352087-4 "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (о предоставлении Правительству Российской Федерации права устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4031 по 4340 из 6484
Уважаемые коллеги, пункт 10 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей". Доклад депутата Государственной Думы Евгения Алексеевича Фёдорова. Приглашаю Евгения Алексеевича на трибуну. ФЁДОРОВ Е. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проблемы развития потребительского рынка всем вам отлично знакомы. Есть проблемы во взаимоотношениях покупателя с продавцами, зачастую не соответствует требуемому технический уровень предприятий торговли и сферы услуг. Структура конечного потребительского рынка во многом стала барьером для развития отечественного производства. Наиболее сложная ситуация сложилась на розничных и оптовых рынках. Продукция российских сельхозпроизводителей, потенциально высоко востребованная потребителями, зачастую не находит на них выхода. Вы об этих случаях прекрасно знаете. На законодательном уровне вопросы оптовой и розничной торговли регулируются Гражданским кодексом, Законом "О защите прав потребителей", рядом отраслевых законов. Таким образом, необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем фактом, что в настоящее время федеральное законодательство не содержит положений, единообразно регламентирующих правила организации работы рынков, и данные вопросы решаются на уровне отдельных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Принятие и реализация Правительством Российской Федерации данной нормы закона позволит унифицировать подход к регулированию отношений, связанных с осуществлением торговой деятельности на потребительском рынке, дать соответствующие понятия и определения - "розничный рынок", "сельскохозяйственный рынок" и так далее, будет способствовать более эффективному обеспечению прав и законных интересов субъектов торговой деятельности, защиты прав потребителей. Упорядочение торговой деятельности будет служить также предотвращению и пресечению правонарушений в сфере осуществления торговой деятельности на розничных рынках. Принятие и реализация проекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также из местных бюджетов. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Анвара Мухаметкадыровича Мухаметзакирова. МУХАМЕТЗАКИРОВ А. М., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитетом по экономической политике, предпринимательству и туризму рассмотрен и представлен вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", внесённый депутатом Государственной Думы Фёдоровым. В соответствии с указанным законопроектом Правительству Российской Федерации предоставляется право устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям. В последнее время стали более очевидными серьёзнейшие проблемы в регулировании и функционировании сферы потребительского оборота товаров. Промедление в урегулировании возникающих проблем может привести не только к ослаблению защищённости прав граждан, потребителей, но и к социальной нестабильности в стране. Изменение этой ситуации требует практически сиюминутного решения, и наша задача как законодателей заключается в предоставлении исполнительной власти, Правительству Российской Федерации, дополнительных правовых возможностей по обеспечению порядка в потребительской сфере и, соответственно, по защите своих граждан-потребителей. В Законе "О защите прав потребителей" вряд ли возможно решить все возникающие вопросы, поэтому некоторые из них должны быть урегулированы подзаконными актами Правительства Российской Федерации, которые имеют преимущество - более оперативное реагирование и гибкие механизмы реализации предписаний. Таким образом, именно Правительство Российской Федерации, обладая ответственными функциями и будучи в равной мере заинтересованным как в обеспечении законности деятельности коммерческих структур, так и в установлении реальных гарантий соблюдения прав и законных интересов граждан в сфере потребления и обслуживания, является тем органом, нормативные акты которого могут и должны обеспечить надлежащую конкретизацию и реализацию норм Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Прошу вас поддержать предложение комитета о принятии законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Оставайтесь пока на трибуне. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопросы. Глотов, Кузнецов, Решульский, да? Никого не забыл? Больше рук не вижу, подводим черту. Пожалуйста, коллега Глотов. ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые докладчики! 5 октября президент, выступая, потребовал навести порядок на продовольственных рынках в первую очередь и в целом в сфере потребительского рынка и услуг. Хочу задать следующий вопрос: есть ли хоть какие-то серьёзные наработки в плане законотворчества, существуют ли они помимо того проекта закона, который мы обсуждаем и поддерживаем, в отношении наведения порядка на продовольственных рынках и в сфере потребительского рынка и, подчёркиваю, услуг? Об услугах вообще ничего не говорится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Александрович, кому вопрос? ГЛОТОВ С. А. Докладчику вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Автору, то есть Фёдорову. По карточке Резника Владислава Матусовича. ФЁДОРОВ Е. А. Ну, вы знаете, что у нас есть законодательство, которое регулирует оборот алкогольной продукции, есть законодательство, которое регулирует оборот лекарственных средств, но нет разработанного сводного законодательства, которое регулирует оборот на рынках. Суть-то моего предложения как раз в этом и заключается, чтобы подойти к сводному регулированию этого вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Кузнецов Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е. Коллеги, у меня, вообще говоря, вызывает большое сомнение то, что не обязанность мы прописываем, во-первых, а право, то есть хочет - издаёт, хочет - не издаёт. Это вы сразу закладываете такой вот коридор для правительства. Во-вторых. О каком оперативном, вообще, влиянии правительства на сельскохозяйственные или какие-то там ещё рынки можно говорить? Они не справляются даже с тем объёмом документов, который надо делать, а вы хотите, чтобы они дотянулись до рынка. По-моему, просто абсурдна постановка вопроса. Если не могут уже имеющимися возможностями решать эти проблемы... Ну что можно сделать? Вы же общую... Вы что хотите отрегулировать-то? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Егорович, кому вы задаёте вопрос? КУЗНЕЦОВ В. Е. Автору. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я не понял вас: автору? Пожалуйста. ФЁДОРОВ Е. А. В первой части вашего вопроса содержится общая критика правительства, и я не поддерживаю эту общую критику. Конечно, у правительства есть ошибки, но это совершенно отдельный дискуссионный вопрос по всей деятельности правительства, если так стоит он. Если говорить конкретно о рынках, то у нас есть целая группа вопросов, которые необходимо регулировать, - это и соблюдение требований, определённых законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, законодательством о пожарной безопасности, законодательством об охране окружающей природной среды, ветеринарным законодательством, и многое другое, что необходимо свести вместе в виде, ну, если угодно, типовых правил работы рынка и других инструментов, которые у правительства сегодня есть. Мы исходим из того, что это наше правительство и оно также беспокоится о том, что происходит в стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Олег Викторович. У меня к Евгению Алексеевичу вопрос, как к автору. Я нисколько не сомневаюсь, что наводить порядок на потребительском рынке надо, и чем быстрее это будет делаться со стороны правительства, других органов власти, тем легче жить будет нашему народу. Вот всё время упор делается на рынки розничной торговли, продовольственные рынки, но ведь не сказано в законе, что это касается только рынков продовольственных, скажем, где будут делить, как я слышал, места 50 на 50. Не могли бы вы, Евгений Алексеевич, конкретный пример привести, что вы видите под этими правилами организации деятельности по продаже товаров и оказанию услуг. Ну хотя бы один пример. Либо это... Возьмём там тарифы сотовой связи, мобильной связи... Объясните, как они будут регулироваться или как это будет сказываться... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте десять секунд. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. ...или как это будет сказываться на ценах и на организации работы супермаркетов. И касается ли это... или только опять всё выйдет, как говорится, в свисток?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон включите. ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо за вопрос. Я хотел бы сразу сказать, что мы вносим поправки в Закон "О защите прав потребителей". В соответствии с этим законом (цитирую) вопрос касается исключительно "личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности", - вот сфера действия закона в целом. Таким образом, закон имеет конкретную направленность - потребление товаров и услуг. Теперь по супермаркетам, по-моему, так вы сказали. Мы предлагаем сегодня, чтобы правительство отрегулировало своими инструментами это направление деятельности. Я в принципе понимаю, что, вообще, вопрос со временем, наверное, нужно будет выносить на законодательный уровень, выходить на законы прямого действия. Но мы сейчас вообще не готовы выйти на это поле, поэтому, на мой взгляд, решение правительства - это определённый первый шаг в направлении урегулирования ситуации на этих рынках. А озабоченность, о которой вы упомянули, я, конечно, разделяю. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы закончены. Пожалуйста, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть. Депутат Малышкин. Всё, больше не вижу рук. Пожалуйста, включите микрофон. Присаживайтесь, Анвар Мухаметкадырович. Включите микрофон на центральной трибуне. На трибуну с чистой совестью. МАЛЫШКИН О. А. Есть наработки, я делал их восемь лет назад, сейчас президент это делает. Какие наработки? Вот я смотрел по телевидению: там тоже специалистов собрали на Первом канале у Познера, и никто представления даже не имеет, что это такое: о-о, там перекупщики, то да сё, ничего не нужно. Ясно и чётко: вы знаете, сколько продукция на месте стоит и сколько она будет стоить по пути на рынок. Обсчитайте это всё, вложите процент наценки и больше ничего не надо, и они все, эти посредники, разбегутся моментально. Почему это я вам говорю? Потому что я это делал. Все ростовские депутаты, старые ещё, на меня вот такими буквами писали: самодур, дурак, устанавливает цены на рынках, туда-сюда делает. Это было на самом деле. Но сейчас президент это делает. Это нужно было делать. Смотрю, допустим, яйца. Цена яйца - 8 рублей, на базаре, смотрю, по 20 рублей. Что же такое? Ну-ка, дай-ка я вникну: что там происходит? Нюська Бородина быстренько с автобуса все яйца поскупает и бабочкам своим раздаёт, по 20 рублей продаёт. Вот я вмешивался туда, смотрел. Власть, власть обязательно должна считать! Смотрю дальше: у меня поголовье свиней - пятьдесят две тысячи, а мясо, смотрю, у меня самое дорогое. Подожди, ну-ка давай посмотрим: по чём же вы там мясо продаёте? Тоже обсчитал. Сколько ты со свиньи имеешь? Не нужно мне, чтобы ты имел 1300 от проданной свиньи, 600 рублей тебе достаточно. Три ты продаешь. За день ты сколько имеешь? Шестью три - восемнадцать. Хватит тебе. Чего тебе надо ещё? Но говорю: сделаю муниципальный магазин. Сделал муниципальный магазин. Никто к вам подходить не будет, санитарные справки, всё у вас тут есть, в муниципальном магазине. Но говорю: вот тут цены такие, вот по таким ценам, потому что вы же закупаете свиней в хозяйствах, вам же продают это всё. Ставлю туда директора - коррумпируется. Человека три уже поменял: только поставлю - сразу коррумпируется. Тогда я ввёл правила такие в муниципальном магазине. Перед тем как захотите по моим ценам продавать здесь, пишите расписочку такую: если нарушу то-то, то-то, то-то, всех свиней в детский дом отдам. Пару раз хлопнул этих - всё пошло. И потихонечку всё навелось. Разбегались мгновенно, то перекупщики были, а потом их вообще не стало. Но власть туда влезает, смотри. Вот сейчас то же самое у вас на рынках. Кто-нибудь из вас пойдите на Измайловский рынок, посмотрите: кто-нибудь там есть, кто-нибудь там смотрит, как всё это дело делается? Никого нет абсолютно! Там на кого-то надеются. Ни в коем случае! Только если будете вникать в эти вопросы, смотреть наценки, сами устанавливать, считать, обсчитывать всё, смотреть, чтобы товар доходил туда, вопросы отпадут сами собой, будет нормальная цена, и потребительский рынок будет у вас самым дешёвым. И не надо головы ломать. А то вы здесь начнёте выдумывать: тех, своих, брать, тех выгнать, перекупщики... Регулируйте эти вопросы! Власть должна заниматься этим всем, власть, запомните! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас выступления закончились. Есть ли желание выступить у представителя президента, представителя правительства? Докладчик хочет выступить с заключительным словом? Нет. Содокладчик? Нет. Ставлю на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей". Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 32 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2% Результат: принято Принимается законопроект. Просит слова депутат Мухаметзакиров. С центральной трибуны. МУХАМЕТЗАКИРОВ А. М. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект, который мы только что, сейчас проголосовали, прошёл юридическую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы. Замечаний нет. Имеется положительное заключение. Законопроект небольшой. Текст не претерпел изменений и полностью готов к рассмотрению в целом, исключая процедуру второго чтения. Регламент Государственной Думы позволяет провести такую процедуру, поэтому я прошу поставить на голосование и поддержать предложение комитета о принятии закона в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли замечания по докладу представителя комитета? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в третьем чтении. В рамках "часа голосования". Объявляется "час голосования". Включите, пожалуйста, режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В целом, да, в целом, прошу прощения, неправильно объявил, в целом. Все поняли меня правильно, но для стенограммы: исправьте, пожалуйста. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 18 мин. 00 сек.) Проголосовало за 423 чел.94,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 423 чел. Не голосовало 27 чел.6,0% Результат: принято Принимается закон в целом.