Заседание № 158
23.04.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 351843-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (в части уточнения показателей программы государственных гарантий).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 739 по 755 из 6215
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Борис Вячеславович, сегодня в повестке дня вопрос об изменениях в федеральный бюджет на 2010 год. В заключении отмечено, что изменения вносятся по результатам исполнения бюджета за 2009 год. Это говорит о крайне низком уровне бюджетного прогнозирования правительством, отсутствии контроля за исполнением бюджета, в том числе и со стороны Думы. Как известно, 3,2 триллиона рублей, или треть бюджета прошлого года, было освоено только в четвёртом квартале, при этом вносилось более шести тысяч изменений. Какое здесь может быть прогнозирование на будущие периоды? В этом году всё повторяется. Ещё нет отчёта Счётной палаты об исполнении бюджета за первый квартал, а уже вносятся изменения. Предлагаю перенести рассмотрение этого вопроса до получения оперативных данных... (Микрофон отключён.)
Фрагмент стенограммы:
Строки с 809 по 843 из 6215
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Виктор Андреевич предлагает не рассматривать пункт 19. Я попрошу прокомментировать комитет по бюджету. Шуба Виталий Борисович, пожалуйста. ШУБА В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Абсолютно правильно было сказано, что изменения в закон о бюджете на 2010 год необходимо внести в связи с тем, что исполнен бюджет 2009 года. Это касается программ по внешним заимствованиям, предоставлению гарантий. Нет необходимости в данном случае иметь заключение Счётной палаты, Государственная Дума может рассматривать законопроект исходя из того заключения, которое нам направлено Правительством Российской Федерации. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Проголосовать? Да, давайте проголосуем по предложению Коломейцева Виктора Андреевича. Кто за то, чтобы не рассматривать сегодня 19-й вопрос? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 27 мин. 04 сек.) Проголосовало за 57 чел.12,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 57 чел. Не голосовало 393 чел.87,3% Результат: не принято Не принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2908 по 3556 из 6215
Переходим к рассмотрению законопроектов первого чтения. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Доклад представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Александра Валентиновича Новака. НОВАК А. В., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Добрый день, уважаемые депутаты, уважаемая Любовь Константиновна! В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Правительством Российской Федерации разработан и представлен в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Данным законопроектом не затрагиваются основные параметры бюджета - доходы, расходы, дефицит бюджета, - они остаются неизмененными. Проектом предусмотрено внесение изменений в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации (приложение 21), в Программу государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в Программу предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов без увеличения общего объёма кредитов путём перераспределения внутри программы. Также вносятся изменения в некоторые статьи в связи с данными изменениями, это статьи 1, 11, 15, 16, 21 и 24. В связи с этим предусматривается внесение изменений в основные характеристики бюджета в части увеличения общей величины государственного внутреннего долга Российской Федерации. Основные изменения, предлагаемые данным законопроектом, следующие. Первое. В целях расширения возможностей привлечения денежных средств на международных финансовых рынках в 2010 году и в период до 2012 года путём выпуска внешних облигационных займов и обеспечения долгосрочных источников финансирования дефицита федерального бюджета законопроектом устанавливается новая редакция перечня 1 приложения 21 закона о бюджете, которой предусматривается возможность привлечения средств на срок до тридцати лет. В действующей редакции закона срок ограничивается двадцатью годами. Эта норма даёт возможность более гибко подходить к срокам заимствований, повышая эффективность привлечения средств на покрытие дефицита федерального бюджета. Второе - изменения, касающиеся программы государственных гарантий. В части условий предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на осуществление инвестиционных проектов, законопроектом предусматривается в 2010 году увеличение объёма оказания данного вида государственной гарантийной поддержки со 100 миллиардов рублей до 175 миллиардов за счёт неиспользованного объёма в 2009 году, когда было предусмотрено на данные цели 75 миллиардов рублей. Кроме того, уточняются формы заимствования, в обеспечение которых предоставляются госгарантии (не только по облигационным займам, но и по кредитам). Предоставляется также возможность обеспечения государственными гарантиями не только возврата суммы основного долга, но и уплаты процентов за пользование кредитом, а также дохода по облигациям в виде процентов. Данный механизм был впервые предусмотрен в бюджете 2010 года, и в отличие от гарантий, которые выдавались в 2009 году в рамках антикризисных мер, это уже является новым инструментом развития, который направлен на поддержку в первую очередь инфраструктурных проектов, таких, например, как строительство автомобильных дорог Москва - Санкт-Петербург, Москва - Минск, Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, развитие портовых зон и так далее. В части условий предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными на территории Чеченской Республики, на реализацию инвестиционных проектов на территории данной республики предусматривается увеличение объёма государственной гарантийной поддержки с 10 миллиардов до 15 миллиардов рублей. Причина увеличения - неиспользованные объёмы в 2009 году. Законопроектом также уточняются условия предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым государственной корпорацией "Российская корпорация нанотехнологий". Ранее эта возможность уже была предусмотрена бюджетом. Данной корректировкой предлагается исключить необходимость установления Правительством Российской Федерации отдельного порядка отбора инвестиционных проектов, в связи с тем что данные функции возложены на госкорпорацию и реализуются ею на основе действующего федерального законодательства, 139-го федерального закона. Уточняются объёмы предоставления госгарантий по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса и отобранными в порядке, установленном правительством, предприятиями на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, а также на погашение кредитов и облигационных займов указанных организаций, привлечённых ранее: объём сокращён с 75 миллиардов рублей и 225 миллиардов рублей соответственно до 47 миллиардов рублей и 108 миллиардов рублей. Корректировка связана с уточнением объёма государственных гарантий Российской Федерации, фактически предоставленных в 2009 году. Законопроектом также предусмотрены новые виды государственных гарантий: по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым государственной компанией "Российские автомобильные дороги" на строительство новых автомобильных дорог в объёме до 3 миллиардов рублей, а также по облигационным займам, привлекаемым открытыми акционерными обществами "Объединённая авиастроительная корпорация" и "Объединённая промышленная корпорация "Оборонпром" на погашение кредитов, в соответствии с утверждёнными условиями реструктуризации задолженности данных предприятий в объёме до 46 миллиардов 280 миллионов рублей и до 21 миллиарда 526 миллионов рублей соответственно. В связи с необходимостью финансового обеспечения расходов по возвращению в Россию из Республики Сербия на долговременное хранение и переработку высокообогащённого ядерного топлива исследовательского реактора "Винча" предлагается выделить дополнительные средства в Фонд технической помощи и сотрудничества МАГАТЭ с целевым назначением на финансирование проекта. Для финансового обеспечения проекта предусматривается возможность дополнительно использовать 3 миллиона долларов США за счёт бюджетных ассигнований, поступающих в доход федерального бюджета от выпуска материальных ценностей из государственного запаса спецсырья и делящихся материалов, расходование которых обусловлено статьёй 24 закона о бюджете. И последняя поправка. Законопроектом предусматривается право Правительства Российской Федерации в 2010 году направить средства федерального бюджета на приобретение акций совместного российско-индийского предприятия "Система Шиям Телесервисез Лтд" в сумме, эквивалентной до 676 миллионов долларов США, за счёт средств, поступающих в погашение задолженности Республики Индия по государственным кредитам, ранее предоставленным бывшим СССР и Российской Федерацией. Данная норма была ранее предусмотрена федеральным законом № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов", однако вследствие длительности проведения оценки стоимости пакета акций, предполагаемого к передаче в собственность Российской Федерации, решение Правительством Российской Федерации по указанному вопросу в 2009 году принято не было. Учитывая изложенное, предусматривается внесение изменений в статью 16 закона о бюджете, касающихся изменения верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, а также увеличения общей величины государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года на сумму 51 миллиард 300 миллионов рублей, аналогичное увеличение на 1 января 2012 года и на 1 января 2013 года на сумму 70 миллиардов 800 миллионов рублей. Уважаемые депутаты, учитывая важность данного законопроекта, Правительство Российской Федерации просит рассмотреть и утвердить представленные изменения в закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Валентинович. Пока присаживайтесь. Содоклад от Комитета по бюджету и налогам сделает Надежда Сергеевна Максимова. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, уважаемые приглашённые! Комитет по бюджету и налогам очень подробно рассматривал представленный правительством законопроект № 351843-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Как уже говорилось, законопроектом не предусматривается изменение общего объёма доходов, расходов и дефицита федерального бюджета, но увеличивается на 51,3 миллиарда рублей верхний предел государственного внутреннего долга по государственным гарантиям Российской Федерации и соответственно общая величина государственного внутреннего долга Российской Федерации. Вносятся соответствующие изменения в программы - приложения к закону о федеральном бюджете на 2010, 2011 и 2012 годы: в программу государственных внутренних заимствований в рублёвом эквиваленте, в программы государственных внешних заимствований, государственных гарантий в иностранной валюте и в приложение 18, которое является секретным. Позвольте мне конкретно не останавливаться на тех поправках, которые вносятся этим законопроектом, поскольку и в заключении комитета, вам представленном, и в заключении Счётной палаты подробно это изложено, а самое главное, докладчик сейчас очень подробно изложил все эти поправки, которые вносятся этим законопроектом. Вносимые правительством поправки, по мнению комитета по бюджету, обоснованны. Законопроект, по мнению комитета и Счётной палаты, представлен в полном соответствии со статьёй 104 Конституции Российской Федерации, и в соответствии со статьёй 212 Бюджетного кодекса представлена справка об исполнении федерального бюджета за январь - февраль 2010 года. Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна. Пока оставайтесь на трибуне. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Три руки только вижу, да? Депутаты Багаряков, Коломейцев Николай Васильевич и Коломейцев Виктор Андреевич. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Александр Валентинович, вопрос объёмный. Вот ваш руководитель Кудрин с этой трибуны говорил нам, что если цена на нефть будет не ниже 50 долларов, то у нас никаких проблем ни с долгами, ни с бюджетом быть не может. Сегодня утром выше 82 долларов за баррель цена нашей нефти марки "Юралс". Скажите, пожалуйста, с чем связаны поправки на четвёртом месяце исполнения бюджета? И в прошлом году было шесть тысяч поправок. Это низкий уровень проработки подготовленного закона или какие-то другие причины? Это первое. И второе. Вы говорите, что увеличение на 51 миллиард верхней планки внешнего долга - это несущественно. У нас сегодня корпоративный долг значительно выше, чем золотовалютные резервы. Кроме того, у нас был 47 миллиардов государственный долг, теперь вы предлагаете ещё плюс 51. Ничего себе - в два раза увеличиваете долг... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Пожалуйста, ответьте, Александр Валентинович. НОВАК А. В. Спасибо. По поводу повышения планки общей величины государственного долга хочу сказать, что у нас немножко другая информация в соответствии с утверждённым законом - общая величина государственного внутреннего долга составляет 3 триллиона 353 миллиарда 101 миллион 464 тысячи рублей, то есть увеличение идёт на 51 миллиард рублей, это меньше 0,01... 0,1 процента. Здесь не те цифры немножко. Что касается вопроса, связанного с изменениями, которые сегодня рассматриваются в Государственной Думе: они также не связаны с изменением доходов и расходов бюджета и носят технический характер, во многом уточняющий. Поправки касаются либо переходящих обязательств, не исполненных в 2009 году по отдельным позициям, как я уже сказал, по российско-индийскому контракту, либо тех гарантий, по которым было принято решение в 2009 году, но в результате процедур, проходящих в рамках выдачи гарантий, фактическая выдача и принятие решений Министерством финансов производится в 2010 году. То есть это наши переходящие обязательства и уточнение отдельных позиций, касающихся предоставления государственных гарантий по инфраструктурным проектам и в связи с реструктуризацией задолженностей предприятий, по которым также были приняты решения в 2009 году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Виктор Андреевич, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Александр Валентинович, вопрос к вам. Вот скажите, пожалуйста, почему эти, в общем-то, очевидные вещи не были учтены при разработке бюджета, проекта бюджета 2010 года? Проектирование такое, прогнозирование? Что изменилось за пять месяцев? И в заключении написано, что по итогам исполнения бюджета необходимо внести эти изменения. Значит, в сентябре, пять-шесть месяцев назад, вы просто не представляли, каким будет исполнение бюджета 2009 года. Но это же говорит об очень серьёзных просчётах в работе Министерства финансов, отсутствии прогнозирования, ошибках. Так или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Валентинович, пожалуйста. НОВАК А. В. Да, спасибо. Я ещё раз хочу повторить, что данные поправки не связаны с исполнением бюджета в части формирования доходов и расходов бюджета, изменения вносятся в программы предоставления государственных гарантий, программы предоставления государственных кредитов и в отдельные статьи и, как я уже говорил, связаны с уточнением тех позиций, которые были в 2009 году прописаны, и с решениями, которые были приняты в конце 2009-го - начале 2010 годов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к комитету. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре человека было записано. РОХМИСТРОВ М. С. Вот в части, касающейся предоставления дополнительных государственных гарантий по кредитам, привлекаемым рядом государственных корпораций, объединений: а вообще у нас комитетом как-то рассматривались отчёты о их деятельности? Потому что, к сожалению, мы пока слышим негатив. И с этой трибуны неоднократно заявляли, что у нас, к сожалению, не проработан механизм контроля за этими корпорациями. Мы вот всё гарантируем этим предприятиям, деньги в бюджет направляем, а отчётов их мы не слышим, и куда деньги идут - непонятно. Вот комитет как-то рассматривал отчёт о их деятельности? Заключения аудиторские были представлены? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Надежда Сергеевна. МАКСИМОВА Н. С. Ну, вы знаете, что комитеты профильные рассматривают, как правило, отчёты об исполнении тех поручений, которые даются, или отчёты, связанные с выделением ресурсов конкретным корпорациям, по своим профильным вопросам. Это первое. Во-вторых, хочу сказать, что есть контрольные органы, которые тоже смотрят за тем, как используются бюджетные средства. Кроме того, если эмиссию производят какие-то корпорации - им такое право дано, - особенно некоммерческие, то у нас есть аудит по финансовым рынкам, есть такой фонд - агентство по финансовым рынкам. Поэтому контроль, безусловно, осуществляется. А когда рассматривает комитет по бюджету, то мы имеем информацию от профильных комитетов, от Счётной палаты и, безусловно, ею пользуемся. Те ресурсы, которые дополнительно предусмотрены здесь, они также... Либо, например, "Роснанотехнологиям" предоставляются дополнительные гарантии под выполнение функций, которые предусмотрены 139-м законом, мы с вами его утвердили, а буквально в среду дали им возможность делать заимствования и эмиссию производить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багаряков Алексей Владимирович, пожалуйста. БАГАРЯКОВ А. В., фракция КПРФ. У меня вопросы к обоим докладчикам. Вот в пакете антикризисных мер было предусмотрено 300 миллиардов рублей государственных гарантий. Использование этих гарантий началось лишь только с помощью Президента Российской Федерации после большой критики того, что этот механизм не работал. Вопрос первый. Сколько госгарантии пролежали без движения? Второе. В чём причина того, что госгарантии не работали, и какие отрасли экономики эти деньги, 300 миллиардов, получили всё-таки в конце концов? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Александру Валентиновичу Новаку. НОВАК А. В. Спасибо. Вы знаете, решение о предоставлении государственных гарантий было принято изначально ещё законом о федеральном бюджете на 2009 год, и разработка механизма была начата сразу, как только был принят закон о бюджете. Соответственно, были приняты постановления Правительства Российской Федерации о предоставлении государственных гарантий по кредитам, привлекаемым как предприятиями оборонно-промышленного комплекса, так и предприятиями других отраслей экономики. Данные постановления были приняты в середине февраля 2009 года, и затем в них, в данные постановления, вносились изменения с учётом предложений, которые поступили от участников данного процесса, в том числе и от банков, от принципалов, которые прошел отбор. Могу пояснить: с технической точки зрения там возникли вопросы, связанные с субсидиарной либо солидарной ответственностью, эти вопросы обсуждались. Первые гарантии начали предоставляться в августе. До конца 2009 года были приняты решения соответствующих межведомственных комиссий, организованных при министерстве экономики и Министерстве финансов, о гарантиях по кредитам на сумму 300 миллиардов рублей. В 2009 году было предоставлено Министерством финансов по принятым решениям гарантий по кредитам на сумму 145,9 миллиарда рублей. И вот сейчас мы продолжаем это делать по решениям, принятым в 2009 году. В связи с этим и возникла необходимость корректировки бюджета 2010 года, с тем чтобы завершить процедуру предоставления гарантий в 2010 году по решениям, принятым в прошлом году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вера Александровна, вы хотели задать тоже вопрос. Лекаревой включите микрофон. ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Любовь Константиновна. Александр Валентинович, у меня к вам вопрос: скажите, пожалуйста, есть ли случаи невозврата кредитов юридическими лицами, так называемых плохих долгов, и неплатежей по процентам и с чем связан такой серьёзный неиспользованный объём в 2009 году - 75 миллиардов, проводилась ли аналитика? И скажите, пожалуйста, есть ли, вообще, у правительства рычаги влияния на отраслевые министерства, которые постоянно не достигают заявленных целей? Мы уже привыкли к тому, что эти цели объявляются в парламенте Российской Федерации, а потом через полгода, через год говорится, что мы не достигли заявленных целей и нужно принять поправки в действующий бюджет. НОВАК А. В. Спасибо. До настоящего времени у нас нет заявок о неисполнении тех обязательств, которые взяли на себя принципалы, чтобы гарантии были использованы. В основном у нас предоставляются государственные гарантии по кредитам и займам примерно на срок от трёх до пяти лет, и сейчас ещё не наступили сроки погашения обязательств, взятых предприятиями. Хотя, наверное, теоретически этот вариант не исключён, и для этого в законе о бюджете ежегодно предусматриваются определённые средства, как это и полагается в соответствии с Бюджетным кодексом, но мы, конечно, будем работать над тем, чтобы эти случаи не происходили или чтобы их минимизировать. Теперь что касается вопроса о 75 миллиардах рублей, которые не были использованы в 2009 году. Речь идёт о тех трёх концессионных соглашениях, по которым были подписаны договора о строительстве автомобильных дорог, как я уже говорил, Москва - Минск, Москва - Санкт-Петербург и Западного скоростного диаметра. Финансовое закрытие по данным концессионным соглашениям было в марте, но по отдельным, по некоторым оно ещё не произошло, в связи с чем процедуру предоставления данных гарантий перенесли на 2010 год. Что касается взаимоотношений соответствующих министерств и их возможностей контролировать исполнение принятых обязательств, эти процедуры прописаны сегодня Правительством Российской Федерации в различных нормативных правовых актах, и я думаю, что они реализуются. В случае необходимости правительство, наверное, сможет представить соответствующий отчёт об этом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Присаживайтесь, Надежда Сергеевна. Есть ли желающие выступить, коллеги? Есть желающие - Рохмистров, Коломейцев и Гончар Николай Николаевич. Пожалуйста, Рохмистров Максим Станиславович. Включите микрофон. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, не так давно мы с вами принимали бюджет и уже вносим в него изменения. Бюджет тяжёлый, дефицитный, и поэтому при его рассмотрении было множество вопросов, связанных с исполнением и контролем по исполнению бюджета, особенно в части, касающейся созданных нами специальных организаций. И с этой трибуны мы слышали, что у нас контроля там нет. Неоднократно здесь говорилось, что деньги размещаются на депозитах, не так используются, а от "Оборонпрома" мы слышали, что нет длинных денег, отсутствуют кредиты, поэтому там ничего не делается. И опять мы здесь сталкиваемся с тем, что на сегодняшний день... Я спрашивал, рассматривался ли у нас в комитетах вопрос о контроле за порядком расходования этих средств, о том, как работают эти корпорации, мне ответили, что профильные комитеты рассматривали это и дали свои заключения. Я внимательно посмотрел материалы к законопроекту, где мы предлагаем увеличить гарантии государства по кредитам, привлекаемым рядом организаций, и не увидел заключения о том, что профильные комитеты это смотрели. То есть одна только надежда на то, что кто-то у нас за ними смотрит, как раз и приводит к тому, что деньги у нас неизвестно куда исчезают, и это не только здесь. Я вот много слышал о проекте "Здоровье", но пока сам не побывал в одной из московских больниц... Проект "Здоровье" туда не дошёл: там оборудование стоит, извините меня, 70-х годов выпуска, ремонта зданий не было там лет десять - но проект "Здоровье" у нас идёт. Вот здесь то же самое. Мы с вами даём гарантии государства корпорациям, а вот механизма контроля нет, нет его. Я внимательно прочитал и заключение Счётной палаты. Собственно говоря, в заключении Счётной палаты я не увидел того, чтобы она как-то обосновала необходимость данных изменений. Единственное, я нашёл вот такую фразу: "В пояснительной записке к законопроекту обоснований указанных изменений не приведено". Понимаете? Это заключение нашего высшего контрольного органа, в котором говорится, что всё написано правильно, но вот обоснований этих изменений нету! С чем это связано? Обоснований я и здесь тоже не услышал. Та ссылка комитета, что они внимательно рассматривали все эти вопросы... Мне кажется, что это как-то не совсем соответствует действительности, потому что, если бы они рассматривали, конкретно бы и сказали, какие вопросы, какие аудиторские отчёты рассматривались, сказали бы, что направлено Счётной палатой заключение о порядке расходования бюджетных средств, о механизмах контроля за предоставлением государственных гарантий по кредитам, которые сегодня действуют. Мне кажется, что если мы принимаем на себя ответственность распоряжаться бюджетными средствами, то, наверное, мы вправе получить и отчёт об использовании этих средств, и какое-то заключение о том, что данные государственные гарантии чем-то обеспечены. Говорят, что контролируют эти корпорации профильные комитеты. Я в этом не очень уверен, потому что я ни разу не услышал от профильного комитета, что он как-то у нас контролирует, а контрольных функций у Государственной Думы явно недостаточно. В связи с изложенным фракция ЛДПР не может поддержать данный законопроект, так как, по заключению высшего контрольного органа, Счётной палаты, в пояснительной записке обоснование необходимости изменений не приведено. Фракция ЛДПР не поддерживает внесение настоящего изменения в федеральный бюджет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Виктор Андреевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Уважаемые коллеги, как известно, фракция КПРФ голосовала против принятия закона о федеральном бюджете на 2010 год, поскольку в нём не было в достаточной мере предложено финансирование по многим социальным проблемам и отраслям экономики, в том числе и по тем позициям, которые называются сегодня. На 300 миллиардов рублей были урезаны трансферты субъектам Федерации, в регионах сегодня из-за недостатка финансирования реально закрываются школы, больницы, дома культуры, библиотеки, почтовые отделения, обеспеченность детскими дошкольными учреждениями в стране сократилась до 50 процентов. Об этом постоянно сообщают наши избиратели. Мы видим это, когда приезжаем в регионы. Многие депутаты точно об этом знают. Разветвлённая, доступная населению бюджетная сфера страны, созданная за многие десятилетия многими поколениями, сегодня просто угасает, и не видеть этого нельзя. Вчера об этом шла речь на президентском Совете по культуре, министр культуры прямо говорил об этом. Таким образом, коммунисты были правы, когда они не голосовали за бюджет 2010 года. Не будет фракция КПРФ голосовать и за предложенные сегодня изменения в бюджет, касающиеся государственных гарантий по кредитам, а также приобретения акций совместного российско-индийского предприятия. Может быть, это и целесообразно, но работать надо по чётким правилам. Комитет по бюджету и налогам в своём заключении отмечает, что изменения вносятся в бюджет сегодня по результатам исполнения бюджета за 2009 год, а это говорит о крайне низком уровне бюджетного прогнозирования правительством, бесконтрольности исполнения бюджета, в том числе и со стороны Государственной Думы. Я говорил об этом в начале нашего заседания. Как известно, 3,2 триллиона рублей, или треть бюджета прошлого года, было освоено только в четвёртом квартале, при этом было внесено более шести тысяч изменений. Какое здесь может быть прогнозирование на будущие периоды?! 300 миллиардов рублей вообще в бюджете прошлого года не освоено! И в этом году всё повторяется: ещё нет отчёта Счётной палаты об исполнении бюджета за первый квартал, а уже вносятся изменения. По имеющимся данным Федерального казначейства за два месяца 2010 года, по многим социальным направлениям, федеральным целевым программам финансирование ещё даже не начато. Государственной Думе следует установить жёсткий парламентский контроль за исполнением федерального закона о бюджете, используя при этом главный контрольный орган - Счётную палату. На все правительственные поправки к бюджету текущего года необходимо запрашивать заключение Счётной палаты и только после этого их рассматривать. Только такой жёсткий подход к работе Минфина поможет навести порядок, вообще-то, в государственных финансах. Никакие поправки, предлагаемые к внесению, причём срочно, не должны рассматриваться. Фракция КПРФ будет голосовать против этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гончар Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект. Более того, мы поддержали бы предложение, если оно будет сформулировано комитетом, проголосовать в первом чтении и в целом данный законопроект. Первое. Что изменилось? Виктор Андреевич Коломейцев задавал вопрос... Что изменилось за полгода? Коллеги, всё! Полгода тому назад курс евро был 44, запятая... А сейчас ситуация изменилась - есть такая страна, называется Греция, ну и так далее, и тому подобное. А быстрая, оперативная реакция на изменяющуюся ситуацию - критерий эффективности управления. Задают вопрос: а завтра что будет? Если ситуация изменится, то мы завтра будем корректировать бюджет снова, и это правильно. В чём, я считаю, наша заслуга? В том, что в непростой ситуации мы тем не менее сохранили процедуру утверждения таких изменений, и в том числе обсуждения их в Государственной Думе. Было предложение передать всё это с учётом сложного периода в правительство, и тем не менее мы эту процедуру сохранили, и сейчас правительство представлено здесь, и мы изучаем те изменения, которые оно предлагает. Наша фракция с этими изменениями согласна. Справедливое замечание - ссылка на заключение Счётной палаты по поводу необходимости уточнения в пояснительной записке к законопроекту ряда изменений. И редакция, которую предлагает Счётная палата... По редакции этих изменений тоже идёт обсуждение, этот процесс тоже происходит гласно в парламенте страны, и это правильно. Но, сохраняя эту процедуру, мы должны дать возможность правительству оперативно реагировать на изменения экономической ситуации. Повторяю: то, что ситуация меняется, - объективная реальность, и то, что мы должны менять бюджет, тоже соответствует... Нет, мы должны сказать: "А что же нам скажут наши коллеги-коммунисты? Не будем менять ничего" - и в результате придём к экономическим потерям. Теперь ещё одно. Вне всякого сомнения, ситуация будет и дальше меняться, и мы должны оперативно на это реагировать. У нас нет ни малейших сомнений в том, что до сегодняшнего момента Правительство Российской Федерации, что касается и наших золотовалютных резервов, и наших действий на внешнеэкономических рынках, поступало правильно. Вспомните, сколько было рыданий по поводу того, что мы делаем, почему мы не отказываемся от долларов в наших золотовалютных резервах. Слушайте, оказалось, что правительство-то право, оказалось, что предложение всё перевести в евро - ошибка. Повторяю ещё раз, наша фракция считает, что изменения должны вноситься, если меняется ситуация, и должны вноситься оперативно. Мы должны также оперативно их рассматривать и поддерживать, если считаем, что это правильно. Мы считаем, что это правильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Уважаемые коллеги, выступления закончились. Есть ли желание высказаться у представителя правительства? Нет. Хотите выступить с заключительным словом, Надежда Сергеевна? Пожалуйста. Максимовой включите микрофон. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, я не могу согласиться с обвинением уважаемого Максима Станиславовича в адрес комитета, что якобы он не рассмотрел обоснование вносимых изменений. Я вам хочу сказать, что при обсуждении этого законопроекта было задано очень много вопросов. Те вопросы, на которые тогда не смог ответить представитель правительства, были в письменном виде в комитет представлены. Есть обоснование, почему мы "Роснанотехнологии" поддерживаем, а также почему мы с индийскими долгами таким образом поступаем, тем более что по индийским долгам решение принималось, вообще-то, в 2008 году и в бюджете 2009 года ресурсы на эти цели тоже были заложены. Поэтому если вас интересует дополнительное обоснование, оно у нас в комитете имеется - добро пожаловать! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У представителя президента нет желания выступить? Нет. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 41 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6% Проголосовало против 91 чел.20,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0% Результат: принято Принято. Коллеги, имеется проект постановления о принятии данного законопроекта в целом. Есть ли возражения? Нет возражений. По мотивам - депутат Багаряков. Пожалуйста. БАГАРЯКОВ А. В. Уважаемые коллеги, никто не спорит с тем, что необходимо вносить изменения, поправки в действующий бюджет. Действительно, время идёт, всё течёт, всё меняется. Но у нас есть несколько принципиальных возражений по этому поводу. Первое. Я уже говорил, что 300 миллиардов рублей, выделенные государством в рамках пакета антикризисных мер, лежали без движения примерно семь месяцев. Эти семь месяцев, уважаемые коллеги, предприятия испытывали нехватку в ресурсах, в ликвидности, а государственные банки не кредитовали наш реальный сектор экономики ввиду того, что была несогласованность между Минфином и госбанками по поводу ответственности за эти деньги, семь месяцев в разгар кризиса не было денег. Теперь второе, что касается "Роснано". Мы недавно говорили о том, что дали возможность "Роснано" быть квалифицированным инвестором, дали возможность выпускать облигации, варранты, другие суррогаты на фондовом рынке, фактически госкорпорация превратилась в инвесткомпанию. Причём за гарантии, которые мы предоставляем "Роснано" и которые уйдут в частный рынок, ответственность будет нести именно государство, государственный бюджет. Более того, эти гарантии распространяются не только на инвестпроекты, но и на финансирование прочих функций государственных корпораций. И последнее. Сегодня появилась информация, что Минфин гордится тем, что разместил на внешнем рынке облигации на сумму 5,5 миллиарда долларов. Хочу заметить, ставка привлечения этих денег - 5 процентов годовых. В то же время у нас 400 с лишним миллиардов долларов золотовалютных резервов размещены в импортные бумаги при ставке (премьер об этом говорил) 3,2 процента годовых. В чём смысл привлечения импортных заимствований при условии наличия сегодня больших ресурсов, ведь такая разница в процентах? В итоге наша фракция решила не поддерживать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, в рамках "часа голосования" прошу проголосовать по данному законопроекту в целом. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 37 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 91 чел.20,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0% Результат: принято Принято.