Заседание № 22

23.04.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 350764-3 "О внесении дополнений в пункт 5 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о наделении избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), правом отмены регистрации кандидатов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 572 по 577 из 4229
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, по пунктам 10 и 11 повестки дня, по закону     
об основных гарантиях избирательных прав, докладчиком вместо Владимира          
Николаевича Плигина будет Москалец Александр Петрович.                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2567 по 2742 из 4229
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении дополнений в пункт 5 статьи    
76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на     
участие в референдуме граждан Российской Федерации". Государственное Собрание   
- Курултай - Республики Башкортостан доверило представлять законопроект         
депутату Государственной Думы Михаилу Евгеньевичу Бугере. Пожалуйста, Михаил    
Евгеньевич.                                                                     
                                                                                
БУГЕРА М. Е., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы!       
Государственное Собрание Республики Башкортостан вносит проект федерального     
закона "О внесении дополнений в пункт 5 статьи 76 Федерального закона "Об       
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме          
граждан Российской Федерации". В чем необходимость принятия такого закона?      
Все мы только что прошли горнило избирательной кампании и знаем, что есть ряд   
случаев, когда необходимо оперативно рассматривать какие-либо жалобы на         
нарушения, которые могут иметь место в процессе избирательной кампании. Не      
всегда эти нарушения носят какой-то очень сложный, очень принципиальный         
характер. По нашему мнению, не всегда требуется по каждому нарушению            
обращаться в судебные органы, ряд нарушений по жалобам может быть рассмотрен    
самими избирательными комиссиями, могут быть приняты удовлетворяющие решения    
и избирательная кампания может протекать достаточно быстро, не осложняясь       
различными судебными процедурами, которые требуют, как известно, достаточно     
большого труда, достаточно большого времени. Поэтому и предлагается внести в    
закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в            
референдуме..." дополнения, в соответствии с которыми избирательная комиссия,   
зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), наделяется правами наравне    
с судом рассматривать нарушения правил регистрации кандидатов (списков          
кандидатов), а также этими дополнениями предлагается установить обязательный    
досудебный порядок рассмотрения избирательной комиссией всех заявлений и        
жалоб на нарушения правил регистрации кандидатов. Мы считаем, что в             
избирательных комиссиях сейчас уже, когда мы имеем более чем десятилетний       
опыт избирательных кампаний на основе нового законодательства, работают         
высококвалифицированные специалисты, которые знают специфику избирательного     
процесса и могут профессионально - даже можно подчеркнуть:                      
высокопрофессионально - разрешить все конфликты и разногласия, возникающие в    
процессе регистрации и предвыборной деятельности кандидатов.                    
                                                                                
Мы считаем, что эти дополнения, в случае если они будут приняты и вступят в     
силу, позволят обеспечить соблюдение прав и свобод избирателей и кандидатов,    
иных участников избирательного процесса на более высоком уровне. Реализация     
данного законопроекта не требует каких-либо дополнительных бюджетных либо       
иных затрат. Прошу поддержать внесенный законопроект.                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад сделает заместитель председателя Комитета по     
конституционному законодательству и государственному строительству Александр    
Петрович Москалец.                                                              
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Комитет     
по конституционному законодательству и государственному строительству           
рассмотрел это предложение и отмечает, что, к сожалению, вопрос о               
правомерности наделения избирательной комиссии правом отмены регистрации        
кандидата или списка кандидатов в качестве меры ответственности за нарушение    
избирательного права уже был предметом рассмотрения. Мы отмечаем, что он был    
предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, и имеется    
по этому поводу постановление от 11 июня 2002 года № 10-П, которое признало     
указанное право избирательной комиссии не соответствующим части 2 статьи 32,    
части 2 статьи 46 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, так     
как граждане имеют право избирать и быть избранными, решение и действия (или    
бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть        
обжалованы в суд, а права и свободы человека и гражданина могут быть            
ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в      
целях защиты основ конституционного строя.                                      
                                                                                
Предложение законопроекта об установлении обязательного досудебного порядка     
рассмотрения избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата или список   
кандидатов, всех заявлений и жалоб на нарушение правил регистрации              
кандидатов, которое, по мнению авторов, позволит оперативно преодолевать        
возникающие затруднения и устранять возможные нарушения избирательного          
законодательства, является корреспондирующим рассмотренной выше норме,          
признанной не соответствующей Конституции Российской Федерации, а также         
противоречащей пункту 8 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях    
избирательных прав и права на участие в референдуме...", редакция которого      
была подготовлена с учетом указанного постановления Конституционного Суда,      
где оговорено, что предварительное обращение в вышестоящую избирательную        
комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную     
избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.   
                                                                                
С учетом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе указанный         
законопроект отклонить.                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы?                                 
                                                                                
Пожалуйста, депутат Кравец, ваш вопрос.                                         
                                                                                
КРАВЕЦ А. А. Вопрос к коллеге Москальцу. Скажите, пожалуйста, каким образом     
антиконституционный законопроект оказался у нас сегодня на рассмотрении на      
пленарном заседании?                                                            
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Вот ответить, каким образом оказался такой законопроект, я не    
могу. Ну, вообще, давать такую сразу оценку: антиконституционный... Ну, мы      
всегда говорим о том, что возможны разные оценки. Что же, видимо, авторы        
законопроекта исходили из этого.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Глотов Сергей Александрович.                                                    
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопрос к Бугере Михаилу     
Евгеньевичу, поскольку он представляет Государственное Собрание Республики      
Башкортостан.                                                                   
                                                                                
Пожалуйста, приведите примеры, статистические данные, говорящие в поддержку     
того законопроекта, который сегодня обсуждается. Ведь Российская Федерация      
весьма наслышана из телевизионных репортажей, сообщений прессы о том, что       
делалось на протяжении многих выборов, проходивших в Республике Башкирия, в     
том числе и недавних выборов, когда этим правом избирательные комиссии как      
раз-таки и злоупотребляли в политических целях.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Евгеньевич. С места.                   
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
БУГЕРА М. Е. Средства массовой информации у нас не являются истиной в           
последней инстанции, а, может быть, даже и в первой инстанции они истиной не    
являются. Поэтому я думаю, что если мы будем обращать внимание на все те        
инсинуации, которые нам предоставляют средства массовой информации, в том       
числе и о нас, в том числе и о положении в отдельных фракциях Государственной   
Думы, то мы слишком далеко зайдем. Что же касается конкретно того вопроса,      
который мне поручено представлять, я его представляю по тем материалам,         
которые мне представило Государственное Собрание Республики Башкортостан.       
Статистических данных, которые удовлетворили бы коллегу Глотова, мне не         
переслали.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы закончились. Есть ли желающие            
выступить? Депутат Махмудов, пожалуйста.                                        
                                                                                
Включите микрофон депутату Махмудову.                                           
                                                                                
МАХМУДОВ М. Г. Уважаемые коллеги, любой законопроект должен исходить из         
реальной жизни, и, наверное, надо знать, как на практике на местах его          
использовать. А практика говорит о том, что избирательные комиссии              
практически подбираются местными администрациями и органами местного            
самоуправления из тех людей, которые могли бы выполнить любую команду,          
которая им будет дана от имени тех, кто их туда подбирает. В лучшем случае      
один-два человека попадают туда от политических партий, и то даже на            
заседания их не приглашают. Ряд избирательных комиссий накопили такой           
уникальный опыт, когда они уже научились проводить выборы без участия           
избирателей. Это не голословно сказано, это на практике кое-где можно и         
подтвердить.                                                                    
                                                                                
Если сейчас мы дадим права судебных органов избирательным комиссиям, то тогда   
наверняка они смогут даже уже решать, кто будет кандидатом, а кому не быть      
кандидатом, и тогда можно будет эту комиссию называть не избирательной          
комиссией, а комиссией по подбору и утверждению выборных лиц. Мы считаем, что   
таких прав судебных органов избирательным комиссиям ни в коем случае давать     
нельзя, наоборот, надо усилить контроль за деятельностью этих комиссий.         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще желающие выступить? Представители правительства и президента?       
Нет. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу        
проголосовать. Мнение комитета - отклонить данный законопроект.                 
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за                4 чел.0,9%                                      
Проголосовало против          112 чел.24,9%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    116 чел.                                          
Не голосовало                 334 чел.74,2%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Решение не принято.