Заседание № 22
О проекте федерального закона № 350756-3 "О внесении дополнения в статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (об установлении законом республики в составе Российской Федерации дополнительного условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права на выборах высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) республики, связанного со знанием государственных языков республики).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, по пунктам 10 и 11 повестки дня, по закону об основных гарантиях избирательных прав, докладчиком вместо Владимира Николаевича Плигина будет Москалец Александр Петрович.
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан доверило представлять законопроект депутату Госдумы Михаилу Евгеньевичу Бугере. Пожалуйста. БУГЕРА М. Е. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Государственное Собрание Республики Башкортостан предлагает внести дополнение в статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Это касается определенных условий реализации пассивного избирательного права гражданами Российской Федерации, вытекающих из особенностей той территории, где проходят выборы и где проживают данные кандидаты. Как известно, в соответствии с частью 2 статьи 26 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В статье 4 Федерального закона "Об основных гарантиях..." предусматриваются условия реализации пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина России на определенной территории Российской Федерации, достижением гражданином определенного возраста, количеством сроков пребывания в одной и той же должности, наличием решения суда о признании гражданина недееспособным, или в отношении содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. В данном законе, к сожалению, не учитываются положения статьи 68 Конституции Российской Федерации о том, что республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, местного самоуправления, в государственных учреждениях республик государственные языки республики употребляются наряду с русским языком как государственным языком всей Российской Федерации. Осуществление на практике требования к кандидатам на должность высшего должностного лица республики напрямую связано с реализацией их пассивного избирательного права, поэтому предлагаемое дополнение, мы считаем, нельзя рассматривать как дискриминацию по национальному или языковому признаку. Эта норма содержит квалификационное требование к высшему должностному лицу республики в составе Российской Федерации, определяет элемент специального статуса высшего должностного лица республики. Государственный язык - это язык, на котором государственная власть общается с населением, с избирателями, на нем пишутся официальные документы, публикуются нормативные правовые акты, ведется делопроизводство. Поэтому квалификационное требование, чтобы кандидат на должность главы республики в составе Российской Федерации владел также государственным языком той республики, главой которой он хочет стать, на наш взгляд, соответствовало бы Конституции Российской Федерации, обеспечивало бы право каждого пользоваться государственными языками республик при обращении к высшим должностным лицам этих республик. Реализация закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Просим поддержать представленный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад сделает Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Как вы поняли, целью внесенного Государственным Собранием - Курултаем - Республики Башкортостан законопроекта является дополнение статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливающее дополнительное условие реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права на выборах высшего должностного лица республики в составе Российской Федерации (я, как там написано, так и читаю: именно республики в составе Российской Федерации), связанное со знанием государственных языков этой республики. То есть предлагается в эту статью ввести дополнительно пункт 7 следующего содержания: "Законом республики в составе Российской Федерации может быть установлено дополнительное условие реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права на выборах высшего должностного лица республики (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти республики), связанное со знанием государственных языков республики". По мнению комитета, указанный законопроект противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, здесь прямо записано: "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка", далее по тексту. И далее: "Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности". Это же нашло свое отражение и в пункте 2 статьи 4 действующей редакции закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которым гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка и так далее. Предлагаемая же авторами норма ограничивает пассивное избирательное право гражданина по указанному основанию. Комитет считает, что введение в федеральный закон нового, дополнительного требования, касающегося знания государственного языка республики, безусловно, повлечет ущемление пассивного избирательного права граждан Российской Федерации. И при этом следует учесть, что часть 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. В связи с этим доводы авторов законопроекта о том, что предлагаемая норма представляет собой квалификационное требование к кандидату на высшую должность субъекта Российской Федерации - обязательное владение им государственным языком республики в составе Российской Федерации, - являются несостоятельными. С учетом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе указанный законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Депутат Глотов, пожалуйста. ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Александр Петрович, это самый блестящий доклад, который вы сделали за последнее время в этом зале. А вопрос у меня следующий: не разжигают ли на самом деле национальную рознь подобного рода законодательные инициативы высшего законодательного органа власти, а именно парламента Республики Башкирии? Вот ваша личная точка зрения. МОСКАЛЕЦ А. П. Сергей Александрович, я бы на вашем месте не задавал сегодня мне вопросы, потому что на предыдущих заседаниях вы достаточно неэтично высказывались по одному докладу, сейчас же вы в противоположную сторону идете по другому докладу. Ну а что касается того, о чем вы говорите, - тут никаких опасений я не вижу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Махмудов. Пожалуйста, ваш вопрос. МАХМУДОВ М. Г. У меня вопрос к Михаилу Евгеньевичу. Вообще, я удивлен, что такой законопроект мог внести законодательный орган Башкортостана. Или они хотят четко сказать, какой национальности должен быть руководитель республики? Вопрос следующего характера. У нас в Дагестане четырнадцать титульных языков, а всего языков - тридцать. На каком языке должен говорить руководитель республики и какими еще оговорками мы должны его ограничить? Это противоречит тому... Мы, наоборот, стараемся выравнивать права и возможности всех народов, а вот данный законопроект идет совершенно в обратную сторону. Я предлагаю вообще такой законопроект не поддерживать. Он не послужит национальному миру и согласию между малыми и другими народами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Есть ли желающие выступить? Я думаю, что депутат Махмудов высказал свою точку зрения, а не вопрос. Сергей Александрович Глотов, я просила бы вас покорректнее относиться к докладам представителей наших комитетов. Мы не на экзаменационной сессии, чтобы давать оценку тому или иному выступлению наших депутатов. Я вам пока делаю замечание. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Мнение комитета - отклонить. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 33 сек.) Проголосовало за 4 чел.0,9% Проголосовало против 138 чел.30,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 142 чел. Не голосовало 308 чел.68,4% Результат: не принято Не принято.