Заседание № 226
25.04.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 350434-4 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (введение понятия "метрополитен").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2553 по 2706 из 5826
Уважаемые депутаты, переходим к пункту 12 порядка работы. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Сергея Игоревича Чаплинского. ЧАПЛИНСКИЙ С. И., фракция "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемые коллеги, на сегодняшний день в одиннадцати городах Российской Федерации эксплуатируются или строятся метрополитены. В этих городах проживают двадцать семь миллионов человек, или 20 процентов населения страны. Метрополитен является надёжным и бесперебойным видом городского транспорта, он обеспечивает перевозку пассажиров в час пик в количестве пятнадцати - шестидесяти тысяч человек в час. Как показывает отечественная и зарубежная практика, при указанных пассажиропотоках, которые образуются в городах с населением от восьмисот тысяч человек и выше, альтернативы, кроме метрополитена, нет. Помимо того, учитывая его основную, транспортную функцию, метрополитен можно рассматривать также в качестве важнейшего элемента инженерной защиты населения крупных городов: в силу специфики подземные сооружения выполняют функции гражданской обороны и обеспечивают массовую, коллективную защиту сотен тысяч жителей этих городов как в особый период, так и в мирное время при чрезвычайных ситуациях, и это является элементом национальной безопасности. Между тем в законодательстве Российской Федерации отсутствует даже определение понятия "метрополитен", не говоря уже о каких-то отдельных законах. Единственным из нормативных федеральных документов, содержащих трактовку термина "метрополитен", является справочное приложение к СНиПу 32-02-2003 Госстроя России, определяющее метрополитен как вид городского внеуличного пассажирского транспорта. Но под это понятие подпадают и все объекты ОАО "РЖД", связанные с движением пригородных электропоездов, что вносит серьёзную путаницу в нормативные документы. С 1991 года в Российской Федерации не осуществляется государственная политика в области метрополитена, хотя он является массовым видом городского транспорта - в сутки метрополитенами перевозится по стране порядка пятнадцати миллионов человек, что в два раза больше, чем по всей сети ОАО "РЖД". Даже правила технической эксплуатации метрополитенов утверждаются на муниципальном уровне. Как ни странно, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта не имеет полномочий по контролю за работой этого вида транспорта. Технические параметры метрополитены сегодня устанавливают сами и сами фактически осуществляют контроль за их соблюдением. Всё это ведёт к возникновению реальной угрозы безопасности перевозок пассажиров. Напомню вам, что автобусы городского транспорта каждые полгода проходят технический осмотр в ГИБДД МВД. На метрополитенах такого техосмотра независимыми структурами не производится. Также остаются неурегулированными вопросы взаимоотношений пассажиров и перевозчиков. Эта проблема решается путём применения на метрополитенах норм правового регулирования по вопросам перевозки пассажиров в соответствии с Федеральным законом "О железнодорожном транспорте...". Именно это и решает рассматриваемая нами сейчас законодательная инициатива по внесению поправки в этот закон. Кроме того, с принятием этого закона открывается возможность разработки специального технического регламента по эксплуатации метрополитенов, которая, безусловно, имеет свои отличия от эксплуатации железнодорожного транспорта не общего пользования. Есть ещё один правовой узел, который позволяет развязать данный законопроект. В соответствии с постановлением Верховного Совета России от 27 декабря 1991 года метрополитены являются муниципальной собственностью. Вместе с тем в соответствии с указом Президента России от 24 декабря 1993 года метрополитены отнесены к объектам, приватизация которых запрещена. Единственное справедливое замечание по данному законопроекту, представленное Правовым управлением Аппарата Государственной Думы, - это то, что в соответствии с законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" единым хозяйствующим субъектом по эксплуатации железнодорожной инфраструктуры является ОАО "РЖД". Но, во-первых, статья 5 этого закона определяет, что полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации, оно же утверждает Устав ОАО "РЖД". Во-вторых, планируется внесение изменений и дополнений в этот закон, в связи с тем что уже и вагоны, и локомотивы, и другие объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта находятся не только в собственности РЖД. Ну и кроме того, есть возможность ко второму чтению устранить это несоответствие. Учитывая вышеизложенное и особую актуальность данной проблематики, предлагаю вам поддержать данную законодательную инициативу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по энергетике, транспорту и связи Петра Николаевича Рубежанского. РУБЕЖАНСКИЙ П. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитетом рассмотрен проект федерального закона. Указанным законопроектом предлагается установить понятие "метрополитен", определяемое как железнодорожные пути общего пользования, не предназначенные для приёма, выдачи и перевозки грузов, осуществление перевозок на которых обеспечивается подвижным составом, отвечающим требованиям соответствующего габарита. Предлагаемое определение понятия "метрополитен" не только необоснованно сужает его содержание до железнодорожных путей общего пользования, но в этом определении не учитываются станции, входящие в их состав, подуличные переходы, эскалаторы, межстанционные тоннели, площадки электроподстанций, депо и вентиляционных шахт и другие элементы инфраструктуры метрополитена, не учитывается значение метрополитенов как важных объектов гражданской обороны. Хочу сказать, что в цене метрополитена до 35 процентов - это цена объектов гражданской обороны. По мнению авторов, принятие законопроекта позволит распространить действие положений закона "О железнодорожном транспорте..." на метрополитен, в частности определить правовые, организационные и экономические условия функционирования метрополитенов. Однако этот закон не содержит специальных норм в отношении деятельности метрополитена, и введение в него нового понятия не решит поставленную авторами задачу. Проблема, которую пытались решить авторы законопроекта, действительно очень важна. Комитет считает необходимым разработку и принятие полноценного закона, регламентирующего развитие и функционирование метрополитенов в России. 18 апреля этого года Комитет по энергетике, транспорту и связи принял решение рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о разработке и внесении в Государственную Думу соответствующего проекта федерального закона. Ещё раз подчеркну: это должен быть законопроект, всесторонне регулирующий функционирование метрополитенов, важных для социально-экономического развития России. На рассматриваемый сегодня проект получены отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации и отрицательное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. В связи с изложенным комитет считает принятие законопроекта нецелесообразным и рекомендует Государственной Думе его отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть вопросы. Тогда я предлагаю пойти по следующей процедуре и вношу сейчас такое предложение на ваше рассмотрение: поскольку есть вопросы, возможно, будут желающие выступить, а у нас в 12 часов, как предполагается, автобусы от Думы будут отъезжать в сторону храма Христа Спасителя, предлагаю сейчас прекратить обсуждение, объявить перерыв и продолжить обсуждение после 14 часов, как мы с вами и договаривались. Ставится на голосование предложение депутата Морозова сейчас объявить перерыв до 14 часов. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 17 сек.) Проголосовало за 280 чел.99,6% Проголосовало против 1 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 281 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2729 по 2885 из 5826
Давайте продолжим обсуждение пункта 12 порядка работы. Я прошу записаться на вопросы по обсуждаемой теме. Включите режим записи. Покажите список. Три вопроса. Пожалуйста, Кибирев Борис Григорьевич. КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Олег Викторович. Я хочу задать вопрос главному докладчику. Уважаемый Сергей Игоревич, мы поддерживаем вашу идею законодательно урегулировать работу метрополитена. Но метрополитен, по нашему представлению, как объект законодательного урегулирования - это очень сложный производственно-технологический транспортный комплекс: пути и станции, подвижной состав, энергетика, связь, автоматика, организация технологической, коммерческой эксплуатации и так далее. Вы же почему-то ограничили определение этого сложного комплекса только железнодорожными путями, причём не предназначенными для перевозки грузов, и не написали, что это те пути, по которым пассажиров перевозят, и так далее. Скажите, пожалуйста, можно это поправить в дальнейшем и, вообще, почему вы очень кратко определили понятие "метрополитен"? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон депутату Чаплинскому. ЧАПЛИНСКИЙ С. И. Спасибо. Понятный вопрос. Объясню, почему так сделано. На самом деле для меня остаётся загадкой, почему до сих пор закон "О железнодорожном транспорте..." не распространяется на метрополитен. Видимо, это забыли в своё время сделать, и, к сожалению, исполнительные надзорные органы просто игнорируют то, что метрополитен - это разновидность железнодорожного транспорта. Вот чтобы не было двусмысленностей, и вносится эта поправка. А почему определение охватывает только пути... Во-первых, в законе, в который мы вносим поправку, подробно расписывается, что это комплекс - и станции, и все сооружения и так далее. Я пример приведу. Мы, например, слово "трамвай" ассоциируем с вагоном на колёсах, который пассажиров перевозит, но ведь и рельсы трамвайные, и провода, и депо трамвайное, и остановки - это всё трамвайный комплекс, не надо специально для этого пояснений каких-то давать. Но именно из-за того, что закон "О железнодорожном транспорте..." полностью отвечает на все вопросы, которые возникают при взаимоотношениях пассажира и перевозчика на метрополитене, и для того, чтобы не было такой точки зрения, что метро - это не железнодорожный транспорт, а непонятно какой, самостоятельный, мы и вносим такую простенькую поправку, которая позволит в полной мере действие закона "О железнодорожном транспорте..." распространить не только на пути в метрополитене, но и на депо, и на все остальные сооружения, которые там имеются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, второй вопрос. Депутат Безбородов Николай Максимович. БЕЗБОРОДОВ Н. М. К уважаемому Петру Николаевичу вопрос будет. Уважаемый Пётр Николаевич, комитет рекомендует законопроект отклонить. Собирается ли комитет взамен предложить что-то другое и когда можно ожидать такого предложения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рубежанскому включите микрофон. РУБЕЖАНСКИЙ П. Н. Спасибо. Уважаемые коллеги, во-первых, за неимением времени скажу, что с 2001 года в соответствии с распоряжением правительства от 12 октября 2000 года № 1433-Р из федерального бюджета выделяется всего 20 процентов от потребности на финансирование строящихся объектов метрополитена, 80 процентов должны найти бюджеты субъектов Федерации и муниципальные бюджеты. Безусловно, они таких денег не имеют, поэтому с 2003 по 2007 год финансирование наших метрополитенов составляло всего 50 процентов. Что предлагает комитет? В бюджете 2008-2010 года предложить другое соотношение - 50 на 50: 50 процентов из федерального бюджета и 50 процентов из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов. Это первое. Второе. Мы выступили с предложением на заседании палаты, на "правительственном часе", заслушать наше правительство по вопросу провала строительства метрополитена в Российской Федерации. И третье. Мы сейчас работаем над новым законопроектом и предложили правительству принять участие в разработке действительно комплексного закона по нашему метрополитену, где предусматривалось бы в первую очередь финансирование из федерального бюджета. Буквально одна ремарка - о том, как в других странах финансируются метрополитены из федеральных бюджетов: в Италии - 70 процентов, в Австрии - 50, в ФРГ - 45, в США - 75 процентов, в Бельгии и Нидерландах - 100 процентов. Мы приняли 20 процентов и хотим при этом, чтобы метрополитены строились. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы завершили процедуру вопросов и ответов. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет желающих. Настаивают ли представитель президента и представитель правительства? Нет. Докладчик просит время для заключительного слова. Пожалуйста, включите микрофон депутату Чаплинскому. ЧАПЛИНСКИЙ С. И. Уважаемые коллеги, вот здесь прозвучал не совсем чёткий ответ на один из вопросов, я позволю себе ответить на него. У меня такое ощущение, что основная причина, по которой данный законопроект отклоняется, - это то, что он внесён депутатами, не входящими в парламентское большинство, хотя я предлагал всем желающим принять участие в этой разработке. У меня большие сомнения, что нынешний состав Государственной Думы сможет какие-либо аналогичные законы в области метрополитена рассмотреть. Хотелось бы надеяться, что я ошибаюсь, но, если судить по стилю работы нашей Государственной Думы, взаимоотношений с правительством, боюсь, что проблемами метро мы так и не будем заниматься, хотя пресса продолжает писать о тех сложностях, которые есть, о том, что есть реальная угроза жизни пассажиров, которые фактически безнадзорно ездят на метрополитене. Очень жаль, что столь серьёзная проблема вызывает такое несерьёзное отношение у Государственной Думы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивает ли на заключительном слове Пётр Николаевич Рубежанский? Просит слова. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Рубежанскому. РУБЕЖАНСКИЙ П. Н. Буквально одна ремарка. Я хочу сказать, что депутат Чаплинский является заместителем председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи и как раз отвечает за работу над законодательством по железнодорожному транспорту. Так давайте не две строчки, а давайте вы, как заместитель председателя комитета... Флаг вам в руки - и вперёд, при чём здесь партийная принадлежность? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" в первом чтении. Комитет не поддерживает данную законодательную инициативу. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 56 сек.) Проголосовало за 36 чел.8,0% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 39 чел. Не голосовало 411 чел.91,3% Результат: не принято Не принято.