Заседание № 126

21.06.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 350372-7 "О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4838 по 4886 из 5792
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 366 и    
367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования      
полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда".     
                                                                                
Докладывает Михаил Васильевич Тарасенко.                                        
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный              
законопроект аналогичен предыдущему. Только потому, что изменения в кодекс, в   
данном случае в Трудовой кодекс, должны вноситься отдельным законом, эта        
проблема выделена в отдельный законопроект. Ко второму чтению также поступили   
три поправки, которые включены в таблицу № 1. Комитет по труду предлагает       
утвердить таблицу и принять законопроект во втором чтении.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 30 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              308 чел.68,4 %                                    
Проголосовало против           30 чел.6,7 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    338 чел.                                          
Не голосовало                 112 чел.24,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставлю на голосование законопроект во втором чтении.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.68,2 %                                    
Проголосовало против           27 чел.6,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    334 чел.                                          
Не голосовало                 116 чел.25,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принимается.                                      
                                                                                

Заседание № 102

22.02.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 350372-7 "О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3270 по 3493 из 5107
Коллеги, 12-й вопрос нашей повестки. О проекте федерального закона "О           
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в      
части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной     
власти в сфере охраны труда". 13-й вопрос, проект федерального закона "О        
внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации    
в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной   
власти в сфере охраны труда". Докладчик - официальный представитель             
Правительства Российской Федерации заместитель министра труда и социальной      
защиты Российской Федерации Григорий Григорьевич Лекарев. Коллеги, по этим      
двум вопросам будет один доклад и содоклад, но понятно, что дальше уже мы       
обсуждение будем вести раздельно, соответственно, законопроекты будут           
ставиться на голосование раздельно. Нет возражений? Нет. Мы на Совете Госдумы   
обсуждали этот вопрос и согласились с тем, что будет правильно поступить        
именно таким образом, потому что общая тема у законопроектов.                   
                                                                                
Итак, по 12-му и 13-му вопросам доклад Григория Григорьевича Лекарева.          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛЕКАРЕВ Г. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Проекты федеральных          
законов "О внесении изменений в отдельные законодательные акты..." и "О         
внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации    
в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной   
власти в сфере охраны труда" были подготовлены в рамках реализации "дорожной    
карты" по реформе контрольно-надзорной деятельности. При этом изменения в       
Трудовой кодекс были выделены из общего законопроекта, поскольку начиная с 1    
сентября 2017 года все изменения в Трудовой кодекс вносятся самостоятельным     
законодательным актом.                                                          
                                                                                
Нами был проведён анализ полномочий федеральных органов исполнительной власти   
в сфере регулирования безопасности работников на производстве, а также          
отдельных процедур в сфере оценки условий труда, таких как производственный     
контроль и специальная оценка условий труда. Установлено, что имеется           
дублирование полномочий Роструда и таких служб, как Ростехнадзор,               
Росздравнадзор, а также процедур специальной оценки условий труда и             
производственного контроля. Сейчас испытания, измерения в рамках специальной    
оценки условий труда и производственного контроля во многом аналогичны, и это   
вынуждает работодателя при прохождении обеих процедур делать повторные          
аналогичные исследования, что увеличивает нагрузку, создаёт избыточную          
финансовую и административную нагрузку. Взаимное признание результатов таких    
исследований позволит устранить очевидное дублирование и снизить нагрузку на    
работодателей.                                                                  
                                                                                
Кроме того, законопроектом исключаются установленные в отраслевых законах и в   
Трудовом кодексе избыточные полномочия Ростехнадзора, Росздравнадзора по        
надзору за соблюдением требований по охране труда. Например, сейчас Трудовым    
кодексом предусматривается, что при эксплуатации электрических и тепловых       
установок надзор за соблюдением требований охраны труда осуществляет            
Ростехнадзор, вместе с тем другой статьёй Трудового кодекса, статьёй 356,       
установлено, что федеральным органом исполнительной власти, который             
осуществляет полномочия по федеральному надзору за соблюдением требований       
охраны труда, является Роструд. Таким образом, с учётом изложенного, а также    
принимая во внимание заявления самих работодателей и профсоюзных организаций,   
можно сказать, что имеется дублирование полномочий надзорных инстанций и это    
может привести к двойному наказанию работодателя. В законопроекте разделяются   
эти полномочия: Ростехнадзор будет осуществлять исключительно надзор за         
безопасным ведением работ; надзор за соблюдением общих требований охраны        
труда, таких как выдача средств индивидуальной защиты, обучение работников,     
прохождение осмотров, останется за Рострудом.                                   
                                                                                
Законопроекты были поддержаны Российской трёхсторонней комиссией по             
регулированию социально-трудовых отношений, замечаний нет. Принятие законов     
не требует выделения каких-то дополнительных средств, проекты нацелены на       
снижение нагрузки.                                                              
                                                                                
Прошу поддержать данные законопроекты.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Григорий Григорьевич, присаживайтесь.            
                                                                                
С содокладом по этим двум законопроектам выступает Михаил Васильевич            
Тарасенко.                                                                      
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемые     
законопроекты направлены на решение общей задачи - исключению дублирования      
полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда.      
Изменения касаются таких ведомств, как Роструд, Ростехнадзор,                   
Росэнергонадзор, Росздравнадзор, Роспотребнадзор; изменения вносятся в          
Трудовой кодекс, в законы "О теплоснабжении", "Об электроэнергетике", "О        
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О специальной оценке     
условий труда".                                                                 
                                                                                
Обстоятельный доклад официального представителя правительства избавляет меня    
от необходимости детального раскрытия существа предлагаемых новелл, которые     
действительно направлены на исключение дублирования функций и по своей сути     
весьма конструктивны. Однако комитет полагает, что некоторые положения          
законопроектов - в частности, изменение некоторых принципиально важных          
положений действующего закона о спецоценке, предусматривающее уход от           
комиссионной выработки позиций, - представляются недостаточно обоснованными.    
В идеологии законопроекта о спецоценке, когда он был внесён в Госдуму,          
социальных партнёров объединяло одно, только один тезис - что так дальше быть   
не может, - а всё остальное каждый, представители трудящихся, работодатели,     
представители Минтруда, видел по-своему. В результате четырёхмесячной           
дискуссии был найден компромисс, который позволил сделать рабочий закон,        
который действительно работает и приносит пользу и нашей экономике, и нашим     
гражданам. Однако это плод компромисса, и в данной ситуации, если из здания     
вытащить один кирпичик, могут наступить непредсказуемые последствия, поэтому    
я полагаю - и на заседании комитета об этом говорилось, - что корректировки     
здесь представляются недостаточно обоснованными и роль трудовых коллективов     
ни в коем случае нельзя умалять. Думаю, что это мы можем поправить ко второму   
чтению.                                                                         
                                                                                
Результаты рассмотрения законопроектов. Шестнадцать субъектов Федерации дали    
положительные отзывы, мнение остальных считается невыраженным. Комитет          
Государственной Думы по энергетике в своём заключении высказывает ряд           
замечаний, обращая внимание, в частности, на то, что совершение только          
контрольно-надзорных полномочий в сфере охраны труда не затрагивает вопросов    
нормативного регулирования, является недостаточным для достижения целей         
принятия законопроекта и не позволит исключить дублирование полномочий в        
сфере безопасности и охраны труда. Комитет поддерживает концепцию               
законопроектов при условии их доработки ко второму чтению. Комитет Совета       
Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроектов, а       
также сообщает в своём отзыве на законопроекты об их поддержке Комитетом        
Совета Федерации по экономической политике. Стороны Российской трёхсторонней    
комиссии, как уже доложил Григорий Григорьевич, согласны с концепцией           
представленных законопроектов.                                                  
                                                                                
С учётом изложенного комитет предлагает принять законопроекты в первом          
чтении, а все имеющиеся недостатки могут быть устранены ко второму чтению.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич.                               
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Записываемся на вопросы по любому из этих       
двух законопроектов.                                                            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Боева Наталья Дмитриевна.                                                       
                                                                                
БОЕВА Н. Д. Спасибо, Иван Иванович.                                             
                                                                                
У меня к Григорию Григорьевичу вопрос.                                          
                                                                                
Я изучила внимательно пояснительную записку и посмотрела сам законопроект -     
получается, ещё одна структура будет проверять предприятие, добавился           
энергонадзор, так?                                                              
                                                                                
ЛЕКАРЕВ Г. Г. Нет, Наталья Дмитриевна, речь идёт о том, что у Ростехнадзора     
были не только полномочия по проверке того, как функционируют опасные           
объекты, поднадзорные объекты, но и полномочия по охране труда, параллельно с   
этим полномочия по охране труда есть у Роструда, и предприятия и организации    
сталкиваются с тем, что их могут проверить по одному и тому же сюжету две       
надзорные инстанции. Законопроектом разводятся эти вещи, прописывается, что     
охраной труда, как это должно быть, будет заниматься Роструд - другими          
надзорными органами вопросы охраны труда затрагиваться не будут. В этом,        
Наталья Дмитриевна, суть преобразований.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня тоже вопрос к Григорию Григорьевичу.                                     
                                                                                
Григорий Григорьевич, у Росздравнадзора были достаточно специфические           
полномочия по оценке, по соответствующим проверкам - каким образом это всё      
будет передано Роструду, есть ли там специалисты или подразделение целиком      
будет туда передано, технически как это будет осуществляться?                   
                                                                                
ЛЕКАРЕВ Г. Г. Алексей Владимирович, эти полномочия и сейчас есть у Роструда:    
этот орган вправе и обязан заниматься вопросами охраны труда, проводить         
проверки, и там должны быть компетентные специалисты - речь не идёт о           
перераспределении, об изменении штатной численности или изменении               
финансирования, в специфическую деятельность Росздравнадзора мы вторгаться      
абсолютно не планируем. Мы с коллегами из Минздрава, из Росздравнадзора,        
договорились, что разделим эти надзорные функции так, чтобы Роструд проверял    
исключительно вопросы охраны труда конкретно сотрудников; что касается          
надзора за соблюдением порядка и стандартов оказания медицинской помощи, это,   
конечно, остаётся за Росздравнадзором и ни в коей мере нами не затрагивается.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Видимо, нет необходимости и в         
заключительном слове.                                                           
                                                                                
Коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении           
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части         
исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти    
в сфере охраны труда", 12-й вопрос.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              347 чел.77,1 %                                    
Проголосовало против           24 чел.5,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    371 чел.                                          
Не голосовало                  79 чел.17,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    
                                                                                
Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в        
статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения      
дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере       
охраны труда", 13-й пункт порядка работы.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              346 чел.76,9 %                                    
Проголосовало против           25 чел.5,6 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    371 чел.                                          
Не голосовало                  79 чел.17,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.