Заседание № 163

14.05.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 350331-5 "О ратификации Протокола об утверждении Положения об организации взаимодействия пограничных и иных ведомств государств - участников Содружества Независимых Государств в оказании помощи при возникновении и урегулировании (ликвидации) кризисных ситуаций на внешних границах".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1201 по 1889 из 6404
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 8. О     
проекте федерального закона "О ратификации Протокола об утверждении Положения   
об организации взаимодействия пограничных и иных ведомств государств -          
участников Содружества Независимых Государств в оказании помощи при             
возникновении и урегулировании (ликвидации) кризисных ситуаций на внешних       
границах". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации    
первого заместителя директора - руководителя Пограничной службы Федеральной     
службы безопасности Российской Федерации Владимира Егоровича Проничева.         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПРОНИЧЕВ В. Е., официальный представитель Президента Российской Федерации,      
первый заместитель директора - руководитель Пограничной службы Федеральной      
службы безопасности Российской Федерации.                                       
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему   
вниманию предлагается внесённый Президентом Российской Федерации на             
ратификацию Протокол об утверждении Положения об организации взаимодействия     
пограничных и иных ведомств государств - участников Содружества Независимых     
Государств в оказании помощи при возникновении и урегулировании (ликвидации)    
кризисных ситуаций на внешних границах.                                         
                                                                                
Протокол подписан в городе Душанбе 5 октября 2007 года президентами             
Российской Федерации, Республики Армения, Республики Беларусь с оговоркой,      
что белорусская сторона не намерена направлять пограничные и иные воинские      
формирования за пределы своей территории, Республики Казахстан, Киргизской      
Республики и Республики Таджикистан.                                            
                                                                                
Республика Казахстан 25 мая 2009 года и Республика Беларусь 25 июня 2008 года   
данный протокол ратифицировали. После ратификации Российской Федерацией         
протокол вступит в силу, так как в соответствии с пунктом 2 протокола он        
вступает в силу с даты получения депозитарием третьего уведомления о            
выполнении сторонами внутригосударственных процедур. Республика Армения,        
Киргизская Республика, Республика Таджикистан планируют провести ратификацию    
в 2010-2011 годах. Протокол открыт для присоединения других государств и не     
затрагивает прав и обязательств сторон по другим международным договорам,       
участниками которых они являются. Протокол подготовлен в целях дальнейшей       
реализации Соглашения о взаимодействии пограничных войск государств -           
участников Содружества Независимых Государств при возникновении кризисных       
ситуаций на внешних границах от 17 мая 1996 года.                               
                                                                                
Чем была вызвана необходимость заключения протокола и положения? Соглашением    
от 17 мая 1996 года были установлены лишь общие принципы и подходы по           
предотвращению военно-политических и социальных конфликтов, которые             
дестабилизируют ситуацию на внешних участках границы, что не позволяет          
сторонам эффективно проводить мероприятия по предотвращению или локализации     
конфликтов. В этой связи в развитие соглашения заключено Положение об           
организации взаимодействия пограничных и иных ведомств государств -             
участников Содружества Независимых Государств в оказании помощи при             
возникновении и урегулировании (ликвидации) кризисных ситуаций на внешних       
границах. В положении достаточно детально прописаны термины и определения,      
основы организации и механизмы взаимодействия сил и средств сторон по           
урегулированию (ликвидации) кризисных ситуаций на различных этапах их           
развития, подробно определены порядок завершения совместных мероприятий и       
разрешения спорных вопросов, статус группировки, правовое положение её          
личного состава. Важно отметить, что согласно протоколу и положению расширен    
состав группировки войск - с привлечением не только пограничных, но и иных      
ведомств и представителей компетентных органов.                                 
                                                                                
Реализация протокола и утверждаемого им положения в случае возникновения        
кризисной ситуации потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.   
Порядок и размеры финансирования и материально-технического обеспечения         
действий пограничной группировки в районе кризисной ситуации определяются       
Советом глав правительств Содружества Независимых Государств. Финансирование    
расходов будет осуществляться в порядке, установленном статьёй 83 Бюджетного    
кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с решениями Президента     
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, принимаемыми в       
связи с обращениями заинтересованных федеральных органов исполнительной         
власти. В соответствии с положением российские военнослужащие, входящие в       
состав объединённой группировки, будут находиться под юрисдикцией Российской    
Федерации.                                                                      
                                                                                
Прошу положительно рассмотреть вопрос о ратификации Протокола об утверждении    
Положения об организации взаимодействия пограничных и иных ведомств             
государств - участников Содружества Независимых Государств в оказании помощи    
при возникновении и урегулировании (ликвидации) кризисных ситуаций на внешних   
границах.                                                                       
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по делам Содружества Независимых     
Государств и связям с соотечественниками Арсена Сулеймановича Фадзаева.         
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ФАДЗАЕВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона     
"О ратификации Протокола об утверждении Положения об организации                
взаимодействия пограничных и иных ведомств государств - участников              
Содружества Независимых Государств в оказании помощи при возникновении и        
урегулировании (ликвидации) кризисных ситуаций на внешних границах" внесён      
Президентом Российской Федерации.                                               
                                                                                
Настоящий протокол заключён в целях дальнейшей реализации Соглашения о          
взаимодействии пограничных войск государств - участников Содружества            
Независимых Государств при возникновении кризисных ситуаций на внешних          
границах, подписанного в городе Москве 17 мая 1996 года. Протоколом             
утверждается Положение об организации взаимодействия пограничных и иных         
ведомств государств - участников Содружества Независимых Государств в           
оказании помощи при возникновении и урегулировании (ликвидации) кризисных       
ситуаций на внешних границах. Международно-правовые принципы и нормы,           
положенные в основу указанных документов, отражают накопленный пограничными     
войсками и другими российскими воинскими формированиями опыт урегулирования     
вооружённых конфликтов в кризисных ситуациях на внешних границах СНГ, в         
Таджикистане, а также проведения миротворческих операций в Абхазии и            
Приднестровье.                                                                  
                                                                                
Реализация протокола и утверждаемого им положения потребует дополнительных      
расходов из федерального бюджета при возникновении кризисных ситуаций на        
внешних границах государств - участников СНГ. Порядок и размеры                 
финансирования и материально-технического обеспечения действий приграничной     
группировки в районах кризисной ситуации определяются Советом глав              
правительств СНГ в соответствии со статьёй 4 упомянутого соглашения.            
                                                                                
Ратификация протокола - свидетельство о подтверждении выполнения Российской     
Федерацией ранее принятых ею договорных обязательств. Правительство             
Российской Федерации поддерживает указанный законопроект. Правовое управление   
по проекту федерального закона замечаний не имеет.                              
                                                                                
Учитывая, что настоящими протоколом и положением создаётся надлежащая           
договорная и правовая база для координации усилий сторон по снижению            
напряжённости при возникновении конфликтных ситуаций и дестабилизации           
обстановки на участках внешних границ Содружества Независимых Государств, а     
также полагая, что ратификация протокола отвечает интересам национальной        
безопасности России, комитет рекомендует Государственной Думе поддержать        
рассматриваемый законопроект.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Багдасаров Семён Аркадьевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
У меня два вопроса.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сразу говорите кому.                                      
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Уважаемый Владимир Егорович, первый вопрос: скажите, под       
термин "кризисная ситуация" подпадает ли резкое возрастание наркотрафика?       
                                                                                
И второй вопрос. Под иными ведомствами, я так понимаю, понимаются в том числе   
и подразделения, воинские части Министерства обороны, дислоцированные на        
территориях государств-подписантов. Как по-вашему, насколько эффективно они     
на сегодняшний день дислоцированы и как можно будет их эффективно               
использовать в целях выполнения данного протокола и в целом соглашения?         
                                                                                
ПРОНИЧЕВ В. Е. А можно второй вопрос повторить?                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Багдасарову, пожалуйста.                
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Второй вопрос. Под другими ведомствами, насколько я понимаю,   
подразумеваются в том числе войсковые части и подразделения Министерства        
обороны, которые дислоцируются на территориях государств СНГ. В первую          
очередь, я так понимаю, подразумеваются эти ведомства. Насколько, по-вашему,    
эффективно на сегодняшний день дислоцированы эти подразделения и как можно их   
эффективно использовать в целях выполнения вот этого соглашения, и в том        
числе этих протоколов, которые мы сейчас будем ратифицировать?                  
                                                                                
ПРОНИЧЕВ В. Е. Спасибо.                                                         
                                                                                
Я бы хотел пояснить. Кризисная ситуация - это ситуация, когда есть угроза       
безопасности одного или нескольких государств. Что касается непосредственно     
наркотрафика, в настоящее время уже принимаются меры, превентивные меры,        
связанные с противодействием этому непосредственно там, откуда наркотрафик      
берёт начало, то есть в Афганистане. В частности, различными силами и           
средствами проводятся совместные операции по противодействию распространению    
их за пределы Афганистана. Это первое.                                          
                                                                                
И второе. Мы инициировали выход на международные организации в связи с тем,     
что неэффективно проводится в настоящее время контртеррористическая операция    
в Афганистане. Мы эти материалы представили в ООН и в другие международные      
организации (повторяться не буду).                                              
                                                                                
Что касается непосредственно взаимодействия других министерств и ведомств.      
Подразделения министерств и ведомств, в частности Министерства обороны, как     
вы говорите, применяются для противодействия в вооружённых силовых              
конфликтах. Это не специальные действия. Для этого тоже необходимо принятие     
специальных решений в зависимости от угрозы военного характера в том или ином   
государстве.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович, пожалуйста.                      
                                                                                
КАШИН В. И., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! У меня вопрос к докладчику.    
Скажите, пожалуйста, каковы перспективы расширения количества стран-участниц    
по этому протоколу? И возможно ли, ведёт ли сегодня соответствующая служба      
работу по снятию с Белоруссии особого условия для вхождения в этот протокол?    
                                                                                
ПРОНИЧЕВ В. Е. На сегодняшний день протокол закрепляет положение о вхождении    
других государств - ограничений нет, и те государства, которые хотят принять    
в нём участие, имеют на то право, и это будет рассматриваться в частном         
порядке.                                                                        
                                                                                
Если говорить в целом о соглашении, следует сказать, что оно соответствует      
всем нормам международного права и принято на всех международных уровнях,       
является основополагающим документом, регламентирующим действия специальных     
подразделений непосредственно в рамках Содружества Независимых Государств.      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Владимир Егорович, скажите, пожалуйста, с чем        
связаны задержка, длительность проработки протокола и сейчас активизация        
ратификации? Не связано ли это с событиями в Киргизии?                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРОНИЧЕВ В. Е. Нет, этот вопрос исторически был связан с тем, что ряд           
государств поставили вопрос о статусе военнослужащих, находящихся в том или     
ином регионе. В частности, казахстанская сторона выдвинула проблему,            
связанную с распространением норм внутреннего законодательства того             
государства, где находится группировка, но защита прав граждан, их статус в     
соответствии с нашей Конституцией должны осуществляться в соответствии с        
нашим законодательством. Мы сейчас пришли к полному пониманию друг друга, и     
поэтому вынесли этот документ на ратификацию Государственной Думой.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня первый вопрос к вам, наверное, Борис Вячеславович. Я стоял в списке      
вторым, чтобы задать вопрос, потом фамилия вдруг исчезла. С чем это связано?    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, вы знаете, это не я сделал. Раз ко мне вопрос, я      
вам отвечаю. Владимир Николаевич, ваше время-то идёт уже, пожалуйста, вопрос    
сформулируйте.                                                                  
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Владимиру Егоровичу.                             
                                                                                
Если действительно такой хороший этот протокол подписали четырнадцать лет       
назад, а потом четырнадцать лет мы искали взаимопонимания, тогда зачем          
подписывали - чтобы через четырнадцать лет ратифицировать? Мне непонятно! Или   
надо сразу ратифицировать, в течение года, или найти вначале взаимопонимание,   
а уже потом подписывать, ну наоборот-то не делается. Почему это время,          
четырнадцать лет, ушло непонятно на что?                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРОНИЧЕВ В. Е. Моё частное мнение: то любое государство, в том числе и наше,    
имеет право на высказывание своей точки зрения. Первое соглашение имело общий   
формат, правовой формат в части, касающейся деятельности подразделений,         
спецподразделений пограничных войск и других министерств и ведомств, а          
впоследствии шёл процесс, связанный с формированием непосредственно положения   
и протокола, детализация этого соглашения. Это вполне нормальный процесс, он    
шёл достаточно долго, но он завершён, и были подписаны документы. Я считаю,     
это хорошее решение.                                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич.                             
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня вопросы к докладчику.                                  
                                                                                
Правильно ли я вас понял, что основную тяжесть этой работы будут выполнять      
русские пограничники?                                                           
                                                                                
И второй: всё будет фокусироваться в основном на внешних границах               
Таджикистана, естественно, с Афганистаном или же Абхазии, Южной Осетии с        
Грузией, а Армения и Турция, а Иран и Азербайджан, а Туркмения, которая         
вообще здесь, по-моему, выпадает? Вот какой формат? Где будут стоять? Как я     
понял, в основном кровью будут истекать русские, в том числе и там, где есть    
опасность для Таджикистана, допустим, но не для России. Вот я правильно понял   
или я здесь заблуждаюсь? Поправьте.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Егорович.                            
                                                                                
ПРОНИЧЕВ В. Е. На сегодняшний день в СНГ входят одиннадцать государств. Так     
вот, речь идёт о внешних границах этих одиннадцати государств. И это не имеет   
никаких других политических решений, кроме как по обстановке, только            
обстановка влияет на принятие решений, связанных с обеспечением безопасности    
внешних границ Союза Независимых Государств.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович.                          
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Уважаемый Владимир Егорович, вопрос такой: во сколько реализация данного        
договора обойдётся Российской Федерации, какова в общих расходах доля           
расходов, которые берёт на себя Российская Федерация, то есть будут ли за       
счёт России обустраиваться внешние границы стран СНГ?                           
                                                                                
И второй вопрос: предусмотрено ли какое-то особое отношение к тем странам, на   
территории которых находятся воинские подразделения других государств, в        
доктринах которых Россия называется потенциальным противником?                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРОНИЧЕВ В. Е. Если говорить непосредственно о планируемых расходах, то мы      
можем вести разговор в зависимости от конкретно складывающейся обстановки.      
Когда обстановка стабильная, спокойная, то идут плановые совместные операции    
по противодействию угрозам в отношении всех государств и проводятся             
оперативно-профилактические мероприятия в рамках формируемого планового         
бюджета. При возникновении сложной обстановки идёт обращение в инстанции,       
принимаются частные решения. Эти решения принимаются пропорционально, то есть   
в зависимости от того, какие силы будут привлекаться на том или ином            
направлении. Всё это предусмотрено положениями, и там полностью расписано,      
поэтому говорить о том, что где-то кто-то дислоцируется... Мы пока адекватно    
не реагируем. Размещены специальные базы, которые могут привлекаться в любой    
ситуации, связанной с обострением, существуют управления на территории других   
государств, они определены специальными двусторонними соглашениями и            
действуют только в рамках двусторонних соглашений. В части, касающейся СНГ и    
привлечения специальных сил, пограничных войск и иных ведомств, это             
определено только данным положением.                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Егорович.                               
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Кашин Владимир Иванович и Багдасаров Семён         
Аркадьевич.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Кашин Владимир Иванович.                                            
                                                                                
КАШИН В. И. Спасибо.                                                            
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Фракция, безусловно, будет     
поддерживать ратификацию этого протокола. У нас есть несколько пожеланий.       
                                                                                
Первое - это, конечно, расширение круга стран-участниц, которые должны быть     
членами этого протокола. Ну, всего шесть государств даже из реально имеющихся   
одиннадцати, а уж если говорить о возможностях, которые появляются сегодня, -   
Украина и так далее, и тому подобное, то здесь есть над чем работать, и         
работать очень активно. То напряжение, которое сегодня определяется нами, как   
говорится, уже по факту, - это результат несерьёзной и неэффективной работы.    
Надо многие вещи планировать на перспективу, прогнозировать правильно, и        
тогда будут действительно защищены национальные интересы всех стран, в первую   
очередь Российской Федерации. Это первое.                                       
                                                                                
Второе. Конечно, что касается Белоруссии и ряда других стран, которые имеют     
нормальную бюджетную составляющую, мы должны работать так, чтобы всякие         
оговорки и прочее были сняты.                                                   
                                                                                
Третье. Нам, безусловно, сегодня следует более конкретно решать вопросы         
взаимодействия на этих направлениях, чтобы в первую очередь, конечно,           
препятствовать негативным явлениям, которые по периферии границы возникают, и   
в том числе - правильно поднимался вопрос, для России это очень важный вопрос   
- всё сделать для того, чтобы прекратить наркотрафик, это разложение нашей      
молодёжи, и не только молодёжи. В этом плане, мне думается, нам всем есть над   
чем поработать, и в первую очередь тем, кому поручено этим заниматься, потому   
что абсолютно правы наши коллеги, когда говорят: прошло столько лет - и это     
какая-то еле живая организация, подобие существования.                          
                                                                                
Протокол сам по себе снимает важные, назревшие вопросы, в том числе             
касающиеся юрисдикции контингента, который будет разрешать эти возникающие      
кризисные ситуации, прописаны многие вещи и в преамбуле в понятийном плане,     
во всех четырёх разделах. И всё-таки ещё и ещё раз: сама ситуация, которую мы   
называем кризисной, мне думается, должна быть дополнительно, ещё более          
содержательно прописана в перспективе, с тем чтобы действительно мы могли       
самым серьёзным образом предотвращать негативные ситуации, в том числе с        
точки зрения защиты экономических интересов всех стран, подписавших этот        
протокол.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Багдасаров Семён Аркадьевич.                                                    
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Уважаемые депутаты, давайте проанализируем, собственно, где    
это соглашение может быть применено (я имею в виду страны-подписанты, потому    
что, как известно, не все страны СНГ подписали).                                
                                                                                
Начнём с Белоруссии, с запада. Что такое возникновение кризисной ситуации на    
границе Белоруссии с Польшей и Прибалтикой? Это возникновение кризисной         
ситуации на границе с государствами, входящими в НАТО. Понятно, что данное      
соглашение там не может работать, потому что такой конфликт, такое осложнение   
может привести к большой войне с мощнейшим военно-политическим блоком, как бы   
нерабочая ситуация в этом плане.                                                
                                                                                
С Арменией то же самое: Армения граничит с Турцией, Турция - член НАТО. Здесь   
вторые по численности вооружённые силы в системе НАТО - один миллион человек.   
Третья полевая армия Турции превосходит на несколько порядков численность       
вооружённых сил Армении и нашей так называемой гюмринской базы. Это тоже        
нерабочая ситуация.                                                             
                                                                                
Так где же это будет работать? Да снова в нашей Центральной Азии, снова на      
афгано-таджикской границе. Я хотел бы обратить внимание, что само соглашение    
было подписано в 96-м году, а ратифицировано в 2000 году. Хочу вам напомнить,   
что в 96-м году в Афганистане сложилась ситуация противодействия Северного      
альянса, которому мы оказывали, к сожалению, прямо скажу, помощь, движению      
"Талибан". А в 2000 году центральноазиатские государства СНГ - Таджикистан и    
Узбекистан - в паническом настроении обращались ко всем, в том числе к          
России, чтобы им срочно оказали какую-то помощь, поэтому это соглашение тогда   
было ратифицировано.                                                            
                                                                                
Сегодня мы ратифицируем вот этот протокол. Я не просто так задал вопрос по      
наркотрафику: это кризисная ситуация? Да, конечно, кризисная ситуация. Мы       
говорим, что сейчас работаем с Афганистаном, с ООН и так далее. Это, мягко      
говоря, не то что малоэффективная, это вообще неэффективная работа! Вы знаете   
позицию командующего вооружёнными силами США и НАТО в Афганистане генерала      
Маккристала, который откровенно говорит о том, что уничтожать наркопосевы       
нельзя. Вы знаете официальную позицию НАТО, выраженную недавно в Брюсселе в     
ответ на предложение, сделанное российской стороной по программе "Радуга-2",    
когда сказали: нет, это не годится, бедный афганский крестьянин должен что-то   
выращивать. Поэтому эта работа абсолютно бесполезная, она может проводиться     
для галочки, но никакого эффекта нам не принесёт, и как росло число жертв от    
наркотиков у нас, так и будет расти. На сегодняшний день ситуация более чем     
критическая.                                                                    
                                                                                
Я уже как-то выступал и говорил, что, как только наступил экономический         
кризис, в Таджикистане в три раза упал перехват наркотиков, а в Киргизии - в    
десять раз, потому что деньги теперь откуда надо было брать? От наркотиков.     
                                                                                
Мы должны в первую очередь думать о своих собственных интересах. На             
сегодняшний день парадоксальнейшая ситуация, я не просто спросил, насколько     
вот эти части Министерства обороны, дислоцированные там, эффективны. Они        
совершенно неэффективны. В Таджикистане бывшая 201-я дивизия, преобразованная   
в 201-ю базу, - это архаичная вещь, я её сто лет знаю, она со времён            
Советского Союза досталась. Она не отвечает совершенно нынешней ситуации: у     
нас нет уже соседа справа - 108-й дивизии в Узбекистане или горнострелковой     
ошской бригады, нет пограничников на афгано-таджикской границе, как и           
мотоманёвренных групп на территории Афганистана, ничего нет, а эта              
архаичность осталась.                                                           
                                                                                
Сегодня ситуация парадоксальная. Если мимо нашей воинской части, допустим в     
Кулябе, максимально приближённой к афганской границе, будут проезжать           
огромные цистерны с надписью "Химические вещества везутся в Афганистан для      
производства героина для России", наша воинская часть ничего сделать не         
сможет: у неё нет таких прав. А обратно будет ехать огромный контейнер с        
надписью огромными буквами "Героин для России" - никто не остановит. Почему?    
Потому что к таким соглашениям нам нужны ещё другие соглашения, нам нужно       
срочно вносить изменения в закон "Об обороне", где бы Вооружённым Силам, в      
первую очередь дислоцированным на территориях вот этих государств, было дано    
право борьбы с наркотрафиком, как это делают другие государства. В противном    
случае всё это вообще неработающая теория.                                      
                                                                                
Мало того, свыше 70 процентов - и тут господин Проничев не даст соврать -       
наркотиков идёт не в душанбинско-хатлонском направлении, а через Горный         
Бадахшан. Мы в 2005 году приняли более чем странное решение - я не хочу его     
осуждать, приняли так приняли: мы вывели своих пограничников с                  
афгано-таджикской границы, в том числе убрали их с Памира - это символ нашей    
былой державности над всей Центральной Азией. Сейчас через эту территорию       
идёт свыше 70 процентов наркотиков. Там мы вообще никак не представлены, зато   
семитысячная группировка расположена в Кулябе, Курган-Тюбе, Душанбе. Что они    
там делают, да ещё с семьями, домочадцами и так далее? Настало время            
радикального реформирования. Я, кстати, получил заверение, в том числе          
письменное, от начальника Генерального штаба в ответ на мою просьбу, он         
молодец, он понимает всё это и, я надеюсь, дай бог, выполнит обещанное.         
                                                                                
Переход на бригадную систему 201-й базы должен сопровождаться передислокацией   
наших частей. Нам там достаточно иметь две бригады численностью три-четыре      
тысячи человек, сократить - семитысячной группировке там нечего делать, -       
одну бригаду оставить на этом направлении, другую перебросить в Горный          
Бадахшан. На сегодняшний день там наркотики и террористов, которые идут в       
Россию, якобы перехватывают так называемые таджикские пограничники. Что это     
такое?! Это без комментариев. Они являются составной частью наркомафии, как и   
в целом руководство Таджикистана, - это ни для кого не секрет, хватит делать    
какую-то мину при какой-то непонятной игре! Поэтому никто не говорит о          
возможности возврата наших пограничников - ушли так ушли, к сожалению, но       
давайте передислоцируем бригаду, поставим как второй эшелон.                    
                                                                                
Я вам скажу, что процентов 25-30 наркотиков и террористов идут по очень         
известному маршруту, - вот господин Проничев, я думаю, прекрасно осведомлён -   
это Калаихумб с выходом на Джиргиталь и Баткен, где американцы хотят            
разместить свой разведывательно-диверсионный батальон "Скорпионс", специально   
чтобы контролировать наркотики и террористов, направляемых в сторону России.    
Так почему же нам не дислоцировать во втором эшелоне батальон, который          
занимался бы перехватом? Но мы этого не делаем, мы продолжаем, сидя в           
кабинете, писать протоколы, соглашения, которые на самом деле нам не нужны.     
                                                                                
И ещё один момент. Тут правильно был задан вопрос, вы понимаете, в чём          
дело... Вот Таджикистану очень интересно иметь такое соглашение. Таджикистан    
на сегодняшний день в военной области, политической области, даже, я бы         
сказал, в личностной области и так далее является государством, которое         
проводит антироссийскую политику. Вот мы говорим о дислокации наших             
подразделений других ведомств. Мы не можем там добиться размещения даже нашей   
базы ВВС для воздушного прикрытия наших войск - её оттуда изгнали в             
Киргизстан, в Кант, а говорим: вот подписали... Завтра возникнет ситуация:      
нас втянут в серьёзную войну и мы будем защищать антироссийский режим           
Рахмона. При чём тут интересы Российской Федерации, кто мне об этом скажет?     
                                                                                
Я не против этого соглашения, я за, но пора от создания бумажной вариации       
перейти к реальной, реально изучить ситуацию, а ситуация плохая. Смотрите,      
что творится в Киргизии, - это, кстати, государство, подписавшее данное         
соглашение, оно с внешней границей... Но есть парадоксальнейшая ситуация: мы    
как-то забыли, что в 1999 году и в 2000 году вторжение на территории Киргизии   
и Узбекистана осуществлялось не с территории Афганистана, формирования пришли   
с территории Таджикистана, причём в Сурхандарьинскую область пришли с           
территории Хатлонской области, родной области Рахмона, при абсолютной           
поддержке Рахмона. Вот что творилось у нас там, а сейчас ещё хуже. Вы знаете    
последние события на юге Кыргызстана. Это ещё не последняя фаза, последняя      
фаза будет тогда, когда многие из тех или иных регионов зададут вопрос: а       
куда деваются те группировки, которые проникают в южную часть Киргизии? Что     
они там делают? Их не слышно и не видно. Поверьте, следующим этапом будет       
резкое обострение ситуации с участием этих группировок, и тогда вся             
Центральная Азия будет полностью дестабилизирована. И Ферганская долина,        
которую американцы так внимательно изучают, станет вторым Афганистаном. Нам     
очень надо подумать, как же мы там будем защищать свои интересы.                
                                                                                
Сейчас назначили представителем президента по Киргизии господина Рушайло. Я     
очень хорошо отношусь ко всем, и в том числе к господину Рушайло, но я не       
знаю такого специалиста по Киргизии, ей-богу, не знаю. Ну разве можно           
обучаться в ходе кризисной ситуации?! Найдите... Неужели за двадцать лет в      
МИДе, в каких-то других структурах мы не подготовили нормальных специалистов,   
способных оценить реально ситуацию и доложить о ней высшему военному и          
политическому руководству? Неужели надо послать человека, даже столь            
уважаемого, чтобы он... У него там не просто много вопросов, у него там одни    
вопросы и ни одного ответа, я вам гарантирую это. Нельзя так легко относиться   
к собственной национальной безопасности, тем более с государствами, с           
которыми у нас нет визового режима.                                             
                                                                                
Вы смотрите, сейчас Казахстан, Узбекистан закрыли границу с Киргизией. А мы?    
Воздушный мост существует, таджикско-киргизская граница открыта, можно          
железнодорожным транспортом пользоваться и так далее, и так далее. Что мы       
делаем?! Мы говорим о борьбе с терроризмом, а не кажется ли вам, что мы         
получим второй фронт терроризма - терроризма, исходящего из Центральной Азии    
и резко активизирующегося на территории Российской Федерации, в том числе в     
Центральном регионе и в Приволжско-Уральском регионе?                           
                                                                                
Поэтому, я считаю, очень серьёзно надо подумать над этим вопросом. Пора всем    
ведомствам, а не только Федеральной службе безопасности, не только МИДу и не    
только Минобороны, собраться и подумать, что там делать, привести всё это в     
соответствие с теми реальностями, которые существуют. Ведь позор - у нас до     
сих пор нет понимания нашей политики по защите наших интересов в связи с        
ситуацией в Афганистане и Центральной Азии. Нет! Всё ООН, ШОС, ОДКБ, которой    
фактически не существует... А лидер одного из государств приютил у себя         
лидера наркомафии, бывшего руководителя государства, - надеюсь, он не           
вернётся - и говорит: ОДКБ должна делать то-то, то-то. На полном серьёзе! А     
что, господин Лукашенко не знает, что господин Бакиев... Я, кстати, за три      
недели до ситуации в Киргизии выступал, называл этот режим проамериканским      
наркорежимом. Это действительно так, существуют многочисленные документы.       
Может, надо было Лукашенко, который ссылается на ОДКБ, их продемонстрировать,   
в том числе видеофильмы и так далее, и так далее? Хватит так легко относиться   
к собственной безопасности!                                                     
                                                                                
Соглашение мы ратифицируем, ради бога, жалко, что ли, сколько мы их тут         
ратифицируем, но, в конце концов, надо подумать о реальной работе, а не о       
бумажной.                                                                       
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вот у нас не записался Владимир Вольфович, но он очень настаивает на            
выступлении, говорит, что отвлёкся в тот момент, когда была запись.             
                                                                                
Владимир Вольфович, из уважения к вам и вашей фракции - пожалуйста.             
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Можно, конечно, и просто дать слово, не объясняя это тем,     
что мы отвлеклись. Вы включайте запись на выступление, тогда мы не              
отвлечёмся, а когда запись идёт так: кто ближе сидит, кто руку успел            
поднять... В этом смысле лучше бы, конечно, чтобы действовал Регламент: если    
включена запись, вот у меня кнопка есть, я её нажму, а так не всегда можно      
уловить, когда вы предлагаете записаться.                                       
                                                                                
Я хотел здесь тоже несколько слов сказать. Конечно, любой документ правовой,    
тем более международно-правовой, нужен, поддерживать его надо, мы поддержим,    
но минусы политические надо отмечать. Вот я всегда в конфронтации с             
некоторыми депутатами в оценке действий международно-правового характера со     
стороны Белоруссии. Пожалуйста, даже в этом документе Белоруссия делает         
оговорку, что её пограничники - или военнослужащие, неважно - в соответствии    
с положением, протокол к которому мы сейчас ратифицируем, никуда направлены     
не будут, то есть она участвовать не будет, она будет отдыхать - белорусский    
дом отдыха. Казахстан говорит: если будете действовать каким-то образом,        
что-то делать, то только в соответствии с нашим внутренним, то есть их,         
казахстанским, законодательством. Видимо, боятся, что эти группировки могут     
быть им чем-то вредны.                                                          
                                                                                
И в конечном итоге во что всё это выльется? Конфликты будут. Но кто их будет    
гасить? Русские пограничники. Деньги кто будет тратить? Россия. Кто-то скажет   
сейчас: мы за дружбу народов. И мы. Только кто платить будет вот за такую       
дружбу народов? Это и деньги, и будущие жертвы этих конфликтов. Вот у нас       
миротворцы стояли на абхазско-грузинской границе. До конфликта 2008 года        
погибли сто человек (вот я, например, против этого, против того, что эти сто    
парней погибли за шестнадцать лет), а после конфликта погибли ещё сто, целый    
батальон мы уже потеряли только в одном конфликте. В этом смысле всё можно      
делать, и это будет обоснованно.                                                
                                                                                
Когда-то мы решали проблемы в Средней Азии при царе. Решили очень хорошо, не    
было проблем. Не было там никаких государств, были эмираты, которые сами        
подписали все соглашения. Стояла везде русская пограничная стража, не было      
никаких проблем. Оттуда шёл в центр России хлопок, фрукты, а туда шли те        
товары, в которых нуждалось население. Но пришла советская власть, пришла на    
лошадях конной армии... За что нас до сих пор сегодня там не очень любят? За    
то, что мы их заставили войти теперь уже в СССР. В Российскую Империю они с     
удовольствием вошли, потому что там не было государств. Когда рухнула власть    
в Петербурге, они стали создавать собственные государства. В этом же            
проблема! В 91-м году ещё раз всё там обрушилось, они уже привыкли к            
советскому формату и не хотели никуда уходить.                                  
                                                                                
Поэтому сейчас, когда там находятся отдельные наши воинские подразделения,      
невозможно решать все вопросы так, как бы нам хотелось, но нести нагрузку мы    
вынуждены, и в самом худшем варианте, хуже, чем при царе, хуже, чем при         
советской власти. То есть будут гибнуть солдаты, мы будем тратить деньги и не   
сможем предотвращать угрозы, возникающие для нас с вами.                        
                                                                                
Таджикско-афганский конфликт более или менее ясен. А допустим, у Киргизии и у   
Казахстана границы с Китаем - что, если там возникнет конфликт? Допустим,       
начнутся опять волнения в Западном Китае, и уйгуры, дунгане и кашгары будут     
возвращаться к местам своего исторического проживания, в Казахстан. Возникнет   
конфликт на казахстанско-китайской границе. Китайские вооружённые силы будут    
преследовать их, поскольку они нарушили порядок, допустим, в Урумчи. Там за     
нарушение порядка несколько человек повесили. И что будем делать мы в этой      
ситуации? В соответствии с этим соглашением мы должны встать на сторону         
Казахстана и обеспечить безопасность на его границе.                            
                                                                                
То же самое Киргизия, на границе Киргизии с Китаем. То же самое может           
произойти, если будет какое-то ухудшение ситуации в Иране, - может              
обостриться положение на ирано-азербайджанской границе. И то же самое           
касается турецко-армянской границы. Это вот всё проблемы. То есть сегодня       
наши внешние границы в худшем положении, чем при царе и при советской власти.   
                                                                                
Но, наверное, это естественно, зато демократия есть везде: и у нас, и в         
Киргизии. Видите, как легко в Киргизии меняют власть, за один день: утром       
вышли - вечером уже другой президент. Это же демократия! А при царе кто бы      
там попробовал что-нибудь поменять или при советской власти? Их бы              
арестовали, как только они первый раз заикнулись бы. Как вот наших лётчиков     
арестовали в Берлине. Только ребята поговорили о каких-то самолётах - уже       
решили: на всякий случай в тюрьму посадим. Утром выпустили, правда, но...       
Поэтому это проблема: демократия требует больших денег, даёт больше свобод,     
но результата достичь практически невозможно. Они, конечно, уйдут,              
американцы, из Афганистана и из Ирака, но это обострит обстановку и в Иране,    
и в Афганистане, и соответственно в Средней Азии. А Туркмении здесь что         
делать? У неё статус постоянного нейтралитета. Она вообще эти документы         
подписывать не будет, своих пограничников давать не будет и наших не будет      
пускать, а у неё открытая граница с Афганистаном. Тоже проблема.                
                                                                                
Когда в 91-м году принимали решение о создании СНГ, об этом никто не думал.     
Нужно было красиво в Москве провести акцию: теперь мы уже не СССР, а СНГ. И     
все голосовали, депутаты тех парламентов, и советского, и потом нового, и       
здесь мы голосовали, а рассчитываться будут жизнями наших солдат. И кое-кто     
потом скажет, я уже заранее говорю, что спекулируем смертью. А я сейчас         
говорю, пока живы наши пограничники: вот сейчас мы спекулируем их жизнью.       
Пока они живы, мы не даём им нужную защиту, мы в данном случае этим             
документом разрешаем им вступить в конфликт с внешним противником в             
результате конфликта на внешних границах СНГ, то есть мы закладываем правовой   
механизм для их будущей гибели. Они будут там истекать кровью, именно они,      
русские пограничники, как это было, когда они встали намертво на                
абхазско-грузинской границе и на югоосетинско-грузинской границе. Я хотел бы,   
чтобы этот вопрос был в поле зрения тех, кто выступает за дружбу народов. Мы    
тоже за неё. Только чьей кровью эта дружба скрепляется? Кто готов платить за    
это всё и потом требовать денег для наших пенсионеров? Сперва отдаёте чужим     
армиям, чужим пенсионерам, а потом десятилетиями доказываете, что плохо живёт   
наш народ! Чего же вы деньги-то раздаёте зарубежным друзьям, так сказать,       
Коминтерну или другим интернационалам, или другим СНГ?                          
                                                                                
В заключение я ещё раз хочу сказать о Лукашенко. Он хочет всё получать и        
ничего не делать и даже хвалится, что у него такая хорошая армия,               
белорусская, и пограничники. Только чем они будут заниматься, если, входя в     
СНГ, они не будут участвовать ни в каких конфликтах? В этом смысле, конечно,    
тоже надо понимать, в чём, так сказать, успехи той или другой стороны. Они      
хотят получать всё по максимуму от России и от своих соседей, а за любые        
конфликты пускай ответит русский солдат своей жизнью. А мы понесём в            
определённый день венки и цветы к могиле. Траурные церемонии, протокол,         
похороны, надбавки будем давать и детям погибших будем давать право учиться     
бесплатно в вузе. Они, эти пограничники, ещё не погибли, а я уже заранее        
знаю, какие будут поправки в пенсионное законодательство, чтобы их приравнять   
к ветеранам войны, к участникам войны. То есть похоронные и тюремные дела в     
России поставлены на самый высокий уровень. Мне бы хотелось, чтобы и другие     
дела были поставлены на более высокий уровень.                                  
                                                                                
Данный документ поддержим, но угрозы определённые есть, и их нужно              
предусмотреть нашим пограничникам.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, закончилось обсуждение. Я обращаюсь    
к представителям президента и правительства - они не настаивают на              
выступлении.                                                                    
                                                                                
У докладчика есть возможность выступить с заключительным словом. Пожалуйста.    
                                                                                
ПРОНИЧЕВ В. Е. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной    
Думы! Я очень признателен за достаточно глубокое обсуждение данной проблемы и   
глубоко убеждён в том, что все вопросы, которые были подняты, будут             
рассмотрены исходя из практической деятельности, для того чтобы задачи,         
поставленные в ходе реализации обеспечения нашей безопасности в целом, были     
выполнены.                                                                      
                                                                                
Благодарю вас.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, я обращаюсь к Арсену Сулеймановичу: вы настаиваете на        
заключительном слове? Нет.                                                      
                                                                                
Ставится на голосование... А, прошу прощения, мы переходим к следующему         
вопросу.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2822 по 2837 из 6404
Голосуется законопроект под пунктом 8 повестки дня.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              397 чел.88,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    397 чел.                                          
Не голосовало                  53 чел.11,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5287 по 5291 из 6404
МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Олег Викторович, по пункту 8 Москалькова и          
Касьянов голосовали за.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, учтём, спасибо.