Заседание № 58

03.12.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 350316-4 "Технический регламент на табачную продукцию".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3306 по 3638 из 6656
Рассматриваем законопроекты третьего чтения. Пункт 5, проект федерального       
закона "Технический регламент на табачную продукцию". Докладывает               
председатель Комитета по аграрным вопросам Валентин Петрович Денисов.           
                                                                                
ДЕНИСОВ В. П., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным           
вопросам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                              
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона        
"Технический регламент на табачную продукцию" мы с вами приняли во втором       
чтении 21 ноября. Напомню, что по сравнению с первым чтением мы ужесточили      
требования к безопасности табачной продукции и информированию населения о       
вреде потребления табачной продукции. Мы увеличили в четыре раза размер         
предупредительных надписей о вреде потребления табачных изделий. Информация о   
вреде потребления будет помещаться в рамку чёрного цвета, наноситься чёрным     
цветом на белом фоне, жирным чётким шрифтом крупного размера, что значительно   
улучшит её зрительное восприятие и сделает надписи легкочитаемыми. Увеличено    
количество предупредительных надписей о вреде курения с пяти до двенадцати.     
Предоставлено право органу исполнительной власти увеличивать их количество.     
Указано, что предупредительные надписи могут сопровождаться рисунками, в том    
числе и пиктограммами. Снижены и уравнены предельно допустимые уровни           
содержания смолы в дыме одной сигареты с фильтром и без фильтра до 10           
миллиграммов на сигарету и никотина - до 1 миллиграмма на сигарету. Снижение    
этих показателей предусматривалось осуществить в течение пяти лет со дня        
вступления закона в силу, это мы зафиксировали в период второго чтения.         
                                                                                
В ходе подготовки законопроекта к третьему чтению в комитет поступило           
предложение - это поправка депутата Фёдорова, она имеется у вас на руках - о    
сокращении переходного периода с пяти до трёх лет, то есть снижение предельно   
допустимых уровней смолы и никотина в дыме одной сигареты должно происходить    
более высокими темпами. Более того, скажу, что это позиция всей фракции         
"ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я встречался вчера и сегодня с депутатами других фракций и     
мне показалось, что практически все фракции поддерживают это предложение.       
                                                                                
Комитет также с таким подходом согласился и рекомендует вернуть законопроект    
к процедуре второго чтения, принять данную поправку. У вас имеется проект       
постановления Государственной Думы о возврате законопроекта к процедуре         
второго чтения. Прошу поддержать.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Петрович, я просто для стенограммы и для того,   
чтобы депутаты понимали, задаю вам вопрос. У меня здесь есть поправка,          
которую вы назвали, поправка депутата Фёдорова, и есть ещё одна поправка -      
депутатов Борзовой и Герасименко. Если мы возвращаем законопроект во второе     
чтение, тогда мы рассмотрим и ту, и другую, я правильно понимаю?                
                                                                                
ДЕНИСОВ В. П. Я думал, что мы сначала проголосуем таблицу. В таком случае я     
должен депутатам сообщить о том, что сегодня в зале была роздана ещё одна       
поправка, коль мы вернулись ко второму чтению, и это поправка...                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, ну мы ещё не вернулись, но есть такое предложение,   
да?                                                                             
                                                                                
ДЕНИСОВ В. П. ...депутатов Борзовой и Герасименко. Она касается изменения       
одного пункта в статье 10 данного закона. В комитет данная поправка не          
поступала, мы её не рассматривали, но в соответствии с Регламентом палата       
вправе принять любое решение по данной поправке, если есть положительное        
мнение администрации президента, представителя правительства и Правового        
управления Аппарата Государственной Думы.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я сейчас поставлю на голосование      
предложение комитета вернуть законопроект во второе чтение, а потом, когда мы   
будем обсуждать поправки, соответственно будут вопросы.                         
                                                                                
Уважаемые депутаты, ставится на голосование предложение комитета вернуть        
законопроект во второе чтение.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              372 чел.82,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    372 чел.                                          
Не голосовало                  78 чел.17,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято. Законопроект возвращён во второе чтение.                               
                                                                                
Валентин Петрович обосновал суть поправки, которая вносится депутатом           
Фёдоровым. Это поправки, рекомендуемые к принятию, они оформлены в таблицу 1,   
поэтому задаём вопросы по таблице.                                              
                                                                                
Пожалуйста, депутат Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Нам сегодня        
раздали поправки, прошу поправку 1, статья 10, пункт 2, поставить на            
отдельное голосование.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 2.                                                  
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Да, пункт 2 статьи 10.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Итак, мы голосуем таблицу без поправки 2. В таблицу       
включены две поправки. Значит, если мы голосуем за, таблица принимается с       
учётом первой поправки, вторую обсуждаем.                                       
                                                                                
Ставится на голосование таблица 1.                                              
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              379 чел.84,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    379 чел.                                          
Не голосовало                  71 чел.15,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица без второй поправки.                                        
                                                                                
По поправке 2 обоснование депутата Федоткина. Пожалуйста.                       
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В поправке 2       
предлагается пункт 2 статьи 10 вот так записать.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Стоп, стоп, стоп! Тогда я ошибся, извините, ради бога,    
я не понял вас.                                                                 
                                                                                
Тогда мы должны переголосовать. Я неправильно поставил вопрос. Я думал, что     
депутат Федоткин выносит на отдельное голосование поправку 2 из таблицы 1. Я    
думаю, мы должны отменить голосование по таблице 1. Такая постановка вопроса:   
кто за то, чтобы отменить принятое решение по таблице 1 как неправильно         
сформулированное? Это моя вина, я не понял депутата Федоткина. Да, теперь я     
понял уже ваше предложение.                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              365 чел.81,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    365 чел.                                          
Не голосовало                  85 чел.18,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Отменили решение.                                                               
                                                                                
Теперь я ставлю на голосование таблицу 1. Никто не возражает пока. Таблица 1,   
там две поправки.                                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              371 чел.82,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    371 чел.                                          
Не голосовало                  79 чел.17,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
У нас есть на отдельном листочке две поправки, поправки 1 и 2. Авторы и там,    
и там - депутаты Борзова и Герасименко. Комитет поправку эту не рассматривал,   
как сказал Валентин Петрович, но по поправке есть солидарная позиция, если я    
правильно понимаю, которую мы сейчас и выслушаем.                               
                                                                                
Пожалуйста, депутат Борзова.                                                    
                                                                                
БОРЗОВА О. Г., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья,   
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Предлагаемые нами поправки в      
статью 10 рассматриваемого проекта федерального закона "Технический регламент   
на табачную продукцию" в полной мере соответствуют подпунктам "i" и "ii"        
статьи 11 Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Этот пункт            
конвенции гласит следующее: предупреждения о вреде для здоровья, описывающие    
пагубные последствия использования табака, утверждаются компетентными           
национальными органами и периодически меняются (мы с вами 11 апреля текущего    
года приняли Федеральный закон "О присоединении Российской Федерации к          
Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака"). В часть 2 статьи 10           
предлагается внести следующее изменение: "Указанные в пунктах 1-12 части 1 и    
части 2 предупредительные надписи могут периодически меняться по решению        
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по           
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в       
сфере здравоохранения, но не чаще одного раза в год". Это первая поправка.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли замечания по данной           
поправке? Это первая поправка.                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По первой поправке возражает депутат Федоткин.            
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, соглашаясь с этой поправкой по сути, я        
считаю неправомерным следующее. Вот представьте, что в апреле внесена           
какая-то новая надпись на сигаретах, которая устрашает, предупреждает,          
запрещает курить, а в мае президент выступил с посланием и в нём какой-то       
новый акцент поставил, новую задачу поставил, или жизнь изменилась так, что     
новой стороной повернулась эта проблема, а мы говорим президенту и премьеру:    
"Извините, мы в апреле разрешили это делать, и теперь до конца года ждите,      
ничего мы менять не будем, пока не закончится текущий год". Я думаю, это        
будет не совсем верно, даже неправильно. Поэтому предлагаю оставить всю эту     
запись о том, что предупредительные надписи могут периодически меняться по      
решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в    
сфере здравоохранения, а вот слова "не чаще одного раза в год" убрать: может    
быть, не раз в год, а два раза в год придётся... Ну давайте не будем            
связывать руки исполнительной власти в этом вопросе. Проблема курения           
действительно очень серьёзная. Вот я хотел бы своё предложение поставить на     
голосование: слова "не чаще одного раза в год" убрать, а остальное оставить.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я не могу в чистом виде поставить это            
предложение на голосование. Сейчас мы выслушаем авторов поправки, согласны ли   
они с такой постановкой вопроса, а после этого будем голосовать поправку        
сначала в том виде, как она есть, а если она не пройдёт - в редакции, может     
быть, господина Федоткина, товарища Федоткина, извините.                        
                                                                                
Пожалуйста, Ольга Георгиевна Борзова.                                           
                                                                                
БОРЗОВА О. Г. Депутат Федоткин, мы возражаем против изменения этого срока и,    
более того, настаиваем на нём, потому что мы долго думали, каким образом        
технически это осуществить. Вот технически будет возможным осуществить это      
именно так, как мы прописываем в этой поправке, потому что это связано с        
производственными моментами.                                                    
                                                                                
Вместе с тем те правовые нормы, которые вводятся табачным регламентом,          
действительно усиливают предупредительное значение надписей - и основной, и     
дополнительных, - которые будут сопровождаться рисунками и пиктограммами. И     
бесспорно, это скажется на той профилактической работе, которую преследуем      
мы, авторы этой поправки.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я по Регламенту должен поставить данную          
поправку на голосование в редакции, которую предложили её авторы. Депутат       
Федоткин возражает, причину возражения вы слышали: он не против поправки по     
сути, только в части редакции этой поправки возражает депутат Федоткин.         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Никто против не выступал!                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Против выступал Федоткин. Депутат Мизулина просит         
слова, она возражает в принципе против этой поправки.                           
                                                                                
Пожалуйста, Елена Борисовна.                                                    
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция "Справедливая Россия".                                  
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Эта поправка вообще делает       
бессмысленной статью 10, в которой расписано, какие надписи должны быть,        
какого цвета, жирные, не жирные, потому что фактически нам предлагают сделать   
следующее: всё это отменить и установить для федеральных органов                
исполнительной власти что-то ещё, неизвестно что, потому что это очень          
неопределённая вещь - возможность как угодно эти надписи исправлять.            
                                                                                
С точки зрения требований, которые Конституционный Суд формулирует в            
отношении законов, мы не можем делегировать исполнительному органу власти       
полномочие по своему усмотрению менять какие-то законодательные нормы в ту      
или другую сторону. Мы тогда должны здесь сформулировать критерии, при каких    
условиях они могут их изменить, чтобы не нарушить те ожидания, которые          
связаны с этим законом.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, точки зрения за и против              
прозвучали. Ставится на голосование данная поправка пока в той редакции,        
которую предложили авторы. Если она не пройдёт, будем рассматривать             
предложение депутата Федоткина.                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Позиция комитета уже высказана.                                                 
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6%                                     
Проголосовало против            7 чел.1,6%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    321 чел.                                          
Не голосовало                 129 чел.28,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка принимается.                                                           
                                                                                
По второй поправке, предложенной депутатами Борзовой и Герасименко, есть        
возражения? Нет возражений, тогда нет нужды, наверное, её и обосновывать.       
Ставлю на голосование поправку 2.                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8%                                     
Проголосовало против            3 чел.0,7%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    317 чел.                                          
Не голосовало                 133 чел.29,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование данный законопроект во втором чтении.                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам - только в третьем.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2%                                     
Проголосовало против            3 чел.0,7%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    319 чел.                                          
Не голосовало                 131 чел.29,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, представитель комитета, с трибуны.                                  
                                                                                
ДЕНИСОВ В. П. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, с учётом возникших новых обстоятельств, в связи с тем, что   
мы проголосовали сейчас статью, мы с Правовым управлением просим два часа для   
того, чтобы нам провести консультации, сверить текст и в 16 часов представить   
законопроект в третьем чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас 16 часов - фиксированное время: мы договорились     
рассмотреть законопроект под номером 8 повестки дня. Сразу после того, как мы   
рассмотрим этот вопрос, я дам возможность комитету представить данный           
законопроект в третьем чтении.                                                  
                                                                                
Спасибо, присаживайтесь.                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4770 по 4905 из 6656
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Возвращаемся к пункту 5. Мы договорились, что после       
рассмотрения пункта 8 рассмотрим пункт 5.                                       
                                                                                
Пожалуйста, на трибуну, Валентин Петрович.                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я вижу, вижу руку.                                        
                                                                                
ДЕНИСОВ В. П. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона        
"Технический регламент на табачную продукцию" внимательно изучен ещё раз за     
время, отведённое вами, в комитете и Правовом управлении. Сделаны и             
юридико-техническая, и лингвистическая экспертизы, замечаний нет.               
                                                                                
Я благодарю Правовое управление Аппарата Государственной Думы за оперативную    
и качественную работу и прошу вас поддержать законопроект в третьем чтении.     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть желающие выступить по мотивам. У нас по процедуре    
- от фракций. От фракции КПРФ - Федоткин, от фракции ЛДПР - Иванов.             
                                                                                
Пожалуйста, депутат Федоткин, выступайте.                                       
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вопрос, конечно,   
очень серьёзный, принципиальный и не новый, но, наверное, главное всё-таки в    
этом вопросе - это то, в чём причина или причины того, что он так разросся и    
нам к нему неоднократно приходится на заседаниях Государственной Думы           
обращаться.                                                                     
                                                                                
Может быть, причина того, что так много курят, в том, что нет технического      
регламента? Или в том, что нет надписи на сигарете? Поэтому все курят - и       
дети, и подростки, и старики. Но ведь писали на пачках, писали много - и что,   
уменьшилось курение, уменьшились болезни? Нет, они даже разрослись. Уменьшим    
содержание всяких вредных веществ в сигаретах - что, уменьшится привычка к      
курению, меньше будут курить? Да нет, также привыкнут, также будут курить.      
Ну, не одну сигарету, две сигареты выкурят, три сигареты выкурят. Это не        
поможет никому.                                                                 
                                                                                
Главная причина такого разрастания у нас курения и вытекающих отсюда и          
социальных, и медицинских последствий в том, что у людей крайне плохая жизнь:   
нет работы, нет зарплаты, надо нести жене заработную плату, а ничего нет. Вот   
он пошёл выпил, закурил и вместо зарплаты несёт жене надпись на сигаретах,      
что курить - это вредно.                                                        
                                                                                
А что с детьми, почему дети курят? Выходят во двор - нет ни спортплощадки, ни   
детского клуба, ни пионерского, как говорится, дома и так далее. Они            
болтались, болтались и стали курить, им просто нечем заняться. Не с того мы     
начинаем решать эту проблему - надо думать прежде всего о людях.                
                                                                                
И ещё одна причина принципиальная. Вы посмотрите телевизор: с утра до вечера    
пропагандируют курение. Мужчины все курят во всех фильмах и передачах,          
женщины на девяносто девять процентов обязательно с сигаретой, дети, которых    
показывают по телевизору, с утра до вечера курят. И причём показывают           
положительных героев, которые якобы для подражания: делай как они, они борцы    
за правду. Да их без сигареты не показывают! А потом мы хотим какой-то          
надписью уменьшить курение в России. Да оно разрастаться будет до тех пор,      
пока по телевизору не просто пропагандируется, а прямо навязывается: хочешь     
быть хорошим - пей и кури. И это с утра до вечера и каждый день! То есть        
данный законопроект - это лишь видимость борьбы с курением, лишь видимость      
попытки запретить табачную продукцию. Я думаю, что мы его примем и              
успокоимся, якобы дело решено, а беда как была, так и останется.                
                                                                                
Наша фракция не может голосовать за данный законопроект и не будет. Не с того   
конца мы к этой проблеме подходим.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов.                                           
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, я прошу минутку внимания. Уважаемые коллеги     
из КПРФ, во-первых, не о том законопроект, конечно, это всё-таки технический    
регламент, это своего рода ГОСТ, или технические условия, как в советское       
время у вас называлось.                                                         
                                                                                
Фракция ЛДПР заявляет всем гражданам России, что курить вредно, и всем мы       
желаем избавиться от этой вредной привычки. Я сам курильщик, знаю, какая это    
гадость. Но фракция ЛДПР также вынуждена предупредить всех, в том числе и       
вас, уважаемые депутаты, которым, может быть, это не интересно, о вредных       
последствиях принятия данного законопроекта. Я поясню на примере. Вот у меня    
в руках две пачки сигарет: "Тройка" и "Мальборо". Содержание никотина и смолы   
примерно одинаковое, только одна пачка, "Тройка", стоит 10 рублей, её курит     
основная масса людей в деревнях, в посёлках городского типа, в районных         
центрах, а "Мальборо" стоит 35 рублей, то есть в три с половиной раза дороже.   
И проблема как раз не в том, какие надписи будут, может курение импотенцию      
вызвать или не может (как вы там ругаетесь и пишете, включать надпись или не    
включать), сейчас в Европе, уважаемые коллеги, берут специальные пластиковые    
пакетики, пачки засовывают туда, и люди не видят ни этих надписей, ни           
рисуночков - проблема этим снимается.                                           
                                                                                
Кстати, вы знаете, такая тема была ещё тогда, когда Горбачёв вёл свою           
приснопамятную борьбу с алкоголизмом. Он пришёл в токарный цех и у токаря       
спрашивает: если бутылка будет стоить 100 рублей, ты будешь пить? Он говорит:   
буду. А почему? А потому, что вот деталь, видишь, она бутылку стоила и стоить   
будет. Пишите вы, не пишите - роли это не сыграет. И борьба здесь как раз       
идёт... У нас, вы знаете, какая ситуация в табачной промышленности? Есть два    
огромных производителя сигарет: одни - американские и англо-американские,       
вторые - японские. Основные крупные производители табачных изделий              
принадлежат им. Но есть ещё и масса других фабрик сигаретных, которые           
выпускают как раз продукцию вот такого дешёвого сегмента, которую курят         
именно малообеспеченные люди. И к чему это может привести? Если вы не           
понимаете, я могу вам порекомендовать прочитать статью нашего замечательного    
писателя Бородина, называется "Встреча", о том, как в ГУЛАГе, чтобы сломить     
волю политзаключённых, начальник лагеря запретил выдачу махры или табака, и     
вы узнаете, что там тогда творилось.                                            
                                                                                
Вот это надо помнить, поэтому за три года, как сейчас рекомендовано, снять      
эту проблему не удастся. Это значит, что наш народ будут травить, да, как это   
ни прискорбно звучит, будут травить иностранные производители, своим мы не      
дадим. Плохо травить, но и оставлять своих без работы тоже не годится.          
Заставлять покупать в три раза дороже - это не метод. Убедите, что надо         
бросить, но не вот этими рисунками.                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось.                
                                                                                
Я объявляю "час голосования" и в рамках "часа голосования" ставлю на            
голосование в третьем чтении технический регламент по табаку.                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Уточняю: "Технический регламент на табачную продукцию".                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 49 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              317 чел.70,4%                                     
Проголосовало против            5 чел.1,1%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    322 чел.                                          
Не голосовало                 128 чел.28,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 57

21.11.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 350316-4 "Технический регламент на табачную продукцию" (принят в первом чтении 15 июня 2007 года с наименованием "Специальный технический регламент на табачную продукцию").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4323 по 4564 из 8708
Уважаемые депутаты, переходим к законопроекту под пунктом 17. О проекте         
федерального закона "Технический регламент на табачную продукцию".              
Докладывает председатель Комитета по аграрным вопросам Валентин Петрович        
Денисов.                                                                        
                                                                                
ДЕНИСОВ В. П., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным           
вопросам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, во-первых, хочу сразу подчеркнуть, что то, что я передал     
сейчас Олегу Викторовичу, является наглядным пособием, такой марки сигарет в    
природе не существует, и рекламного оттенка это не имеет.                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен       
проект федерального закона "Технический регламент на табачную продукцию",       
подготовленный Комитетом по аграрным вопросам к рассмотрению во втором          
чтении. Напомню, что в первом чтении мы его принимали 17 июня 2007 года.        
                                                                                
В тексте законопроекта учтены поправки, поступившие в комитет, а также          
рекомендации Государственно-правового управления Президента России,             
Экспертного управления Президента России, Правительства Российской Федерации,   
Правового управления Аппарата Государственной Думы. В результате доработки      
законопроекта комитетом ужесточены требования к безопасности табачной           
продукции, информированию населения о вреде потребления табачной продукции и    
усилению государственного контроля за её обращением.                            
                                                                                
Увеличен размер предупредительных надписей о вреде потребления табачных         
изделий: не менее 30 процентов - для основной надписи с одной большой           
стороны, не менее 50 процентов - для дополнительной надписи с другой большой    
стороны пачки. В первом чтении было по 10 процентов с каждой большой стороны,   
а по ныне действующей норме не менее 4 процентов.                               
                                                                                
В целях улучшения зрительного восприятия предупредительных надписей о вреде     
потребления табачных изделий ужесточены требования к их нанесению. Информация   
будет помещаться в рамках чёрного цвета, наноситься чёрным цветом на белый      
фон, жирным чётким шрифтом крупного размера, что сделает надписи                
легкочитаемыми.                                                                 
                                                                                
В статье 10 законопроекта говорится об увеличении количества                    
предупредительных надписей о вреде курения с пяти до двенадцати. Указано, что   
предупредительные надписи могут сопровождаться рисунками, в том числе           
пиктограммами.                                                                  
                                                                                
Предусмотрено снижение предельно допустимых уровней смолы в дыме одной          
сигареты с фильтром до 10 миллиграммов на сигарету и никотина до 1              
миллиграмма на сигарету в течение пяти лет со дня вступления закона в силу. В   
течение первых шести месяцев со дня вступления закона в силу содержание смолы   
в дыме одной сигареты с фильтром будет снижено на 2 миллиграмма на сигарету,    
никотина - на 0,2 миллиграмма на сигарету. В течение следующих четырёх с        
половиной лет эти показатели будут уменьшены ещё на 4 и на 0,2 миллиграмма на   
сигарету соответственно. Для сигарет без фильтра снижение предельно             
допустимых уровней смолы и никотина в дыме одной сигареты будет происходить     
более высокими темпами.                                                         
                                                                                
Кроме того, вводится предельно допустимый уровень монооксида углерода в дыме    
сигареты с фильтром: СО - 10 миллиграммов на сигарету, это фактически           
европейский норматив. Использование таких надписей, как "с низким содержанием   
смол", "лёгкие", "очень лёгкие", "мягкие", возможно при условии, что            
одновременно на пачку будет наноситься тем же шрифтом надпись о том, что        
применяемые слова не означают, что данный продукт менее вреден для здоровья.    
Это не будет вводить потребителя в заблуждение и создавать у него ложное        
впечатление, что такое табачное изделие менее вредно для здоровья.              
                                                                                
После того как мы с вами ратифицировали международную конвенцию об              
ограничении табакокурения, а это совпало с доработкой документа ко второму      
чтению, очень резко повысилось общественное внимание к подготовке этого         
документа. Поверьте, были очень сложные, проблемные переговоры внутри           
Правительства Российской Федерации, вопросы практически до вчерашнего дня       
согласовывались рядом министерств и ведомств, и наконец-то сегодня можно        
сказать, что они сняты.                                                         
                                                                                
Кроме того, вчера вечером поступила поправка депутатов Резника и Фёдорова об    
учреждении специальной акцизной марки. Скажу, что комитет не рассматривал эту   
поправку, но палата вправе принять по ней соответствующее решение.              
                                                                                
Таким образом, вношу предложение поддержать нас в принятии таблицы 1, таблицы   
2, специально принять решение по поправке Резника и Фёдорова и принять          
документ во втором чтении.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, а поправка Резника и Фёдорова где? Дайте мне тогда   
поправку Резника и Фёдорова, поскольку у меня... Коллеги, итак, вот смотрите,   
что я имею и что имеете вы. Вы имеете тексты двух таблиц, таблица 1 -           
семьдесят пять поправок, таблица 2 - девятнадцать поправок. Дальше, вы имеете   
розданные листочки, где взамен... заменены страницы, это текст,                 
подготовленный ко второму чтению, таблица 1, второй блок - это три странички    
текста, подготовленного ко второму чтению, и таблица 1, а также третий блок -   
здесь страницы 17 и 18 текста, подготовленного ко второму чтению. Это у вас     
есть. И наконец, есть поправка Резника и Фёдорова. Мы её отдельно рассмотрим.   
                                                                                
Итак, уважаемые депутаты, сначала я ставлю на голосование таблицу 1. В ней      
семьдесят пять поправок. Есть ли замечания по таблице? Нет. Ставлю на           
голосование.                                                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 56 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              322 чел.71,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    322 чел.                                          
Не голосовало                 128 чел.28,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица 1.                                                          
                                                                                
Таблица 2 - девятнадцать поправок, рекомендованных к отклонению. Есть           
замечания? Нет. Ставится на голосование таблица 2.                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
У нас осталось две минуты. Кто? Депутат Гайнуллина? Иванов Анатолий             
Семёнович.                                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какие у вас претензии? У меня горит: Иванов, Рябов,       
Тимченко, я всем предоставляю слово по очереди. Вы пока второй в очереди.       
                                                                                
Иванов Анатолий Семёнович.                                                      
                                                                                
Электронная группа говорит, что надо показать результаты голосования.           
                                                                                
Покажите сначала результаты голосования.                                        
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              322 чел.71,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    322 чел.                                          
Не голосовало                 128 чел.28,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
А вот теперь Иванов Анатолий Семёнович.                                         
                                                                                
ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В связи с тем что мы только       
начали работать, предлагаю нам поработать сейчас до 15 часов, потом с 15 до     
16 часов прерваться, а затем продолжить работу.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть возражения?                                          
                                                                                
Ставлю на голосование предложение депутата Иванова Анатолия Семёновича.         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Сергей Владимирович против, я понимаю, он будет два часа отдыхать.              
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              331 чел.73,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    331 чел.                                          
Не голосовало                 119 чел.26,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Продлеваем работу.                                                              
                                                                                
Николай Фёдорович, я дам вам слово, но тогда уже после... У вас по ведению?     
А, по этому вопросу. Вы предлагаете рассмотреть поправку, которая роздана на    
отдельном листочке. Кто будет докладывать - Резник или Фёдоров?                 
                                                                                
Пожалуйста, Евгений Алексеевич Фёдоров.                                         
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической      
политике и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, маркировка табачной продукции специальными акцизными         
марками в настоящий момент предусмотрена постановлением правительства           
Российской Федерации. Вот она, видите, на этом образце нашей продукции справа   
видна. Цель маркировки - контроль и легальность. В соответствии с федеральным   
законом о техрегулировании вопросы маркировки должны быть отражены в            
техническом регламенте, поэтому мы предлагаем дополнить закон положением о      
маркировке табачной продукции специальными акцизными марками. Поправка          
согласована с заинтересованными сторонами.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валентин Петрович.                            
                                                                                
ДЕНИСОВ В. П. Если есть соответствующие позиции ГПУ, нашего Правового           
управления, мы не возражаем.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, правительство, каково отношение к этой        
поправке? Кто присутствует от правительства при обсуждении данной темы?         
Статс-секретарь где, почему не реагирует статс-секретарь?                       
                                                                                
ПЕТРИКОВ А. В., статс-секретарь - заместитель министра сельского хозяйства      
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Не возражаем.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не возражает.                                             
                                                                                
Президентская сторона? Пожалуйста, Косопкин Александр Сергеевич.                
                                                                                
КОСОПКИН А. С. Сложно вас увидеть сегодня, Олег Викторович.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А меня за пачками спрятали, извините, да.                 
                                                                                
КОСОПКИН А. С. Мы просмотрели текст данной поправки, и мы не возражаем, чтобы   
она была принята.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, все за то, чтобы поддержать данную поправку.     
Ставлю её на голосование.                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              343 чел.76,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    343 чел.                                          
Не голосовало                 107 чел.23,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается поправка.                                                           
                                                                                
Ставлю на голосование законопроект "Технический регламент на табачную           
продукцию" во втором чтении.                                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              334 чел.74,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    334 чел.                                          
Не голосовало                 116 чел.25,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят законопроект во втором чтении.                                           
                                                                                

Заседание № 236

15.06.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 350316-4 "Специальный технический регламент на табачную продукцию".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1732 по 2062 из 5399
Законопроекты первого чтения. Пункт 12, проект федерального закона              
"Специальный технический регламент на табачную продукцию". Доклад Геннадия      
Васильевича Кулика.                                                             
                                                                                
КУЛИК Г. В., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам,   
фракция "Единая Россия".                                                        
                                                                                
Предлагаемый технический регламент направлен на решение двух задач -            
ужесточения требований к качеству выпускаемых табачных изделий и усиления       
реального контроля на рынке со стороны государственных органов за строгим       
соблюдением соответствия курительных изделий требованиям технического           
регламента и других документов.                                                 
                                                                                
Хочу сказать, что, готовясь к докладу, мы провели серьёзный анализ развития     
отрасли и положения дел с курением у нас в стране. По имеющимся данным,         
Россия сегодня, к сожалению, делит шестое и седьмое места в мире по проценту    
людей старше пятнадцати лет, которые употребляют этот вид продукции. Доля       
курящих определяется в размере 41,5 процента. Более высокий показатель у        
Турции - 52, в Словении - 49, в Китае - 43, ну и, пожалуй, близко Венесуэла -   
порядка 40 процентов. Что касается стран Европейского союза, то в большинстве   
из них доля этого населения составляет от 18 до 25 процентов: Франция - 25,     
Англия - 24, Португалия - 22, Италия - 23 процента и так далее. То есть тема    
повышения качества этого продукта имеет для нашей страны исключительное         
значение, и мы сделаем всё, для того чтобы стандарты на эту продукцию           
отвечали самым высоким требованиям, которые сегодня предъявляют к этому         
продукту другие страны.                                                         
                                                                                
Что касается других проблем, которые часто обсуждаются у нас в Думе, в том      
числе и стоимости курительных изделий, следует сказать, что это всё в наших     
руках, мы ежегодно утверждаем размер акцизов на этот продукт и другие налоги    
устанавливаем. Хочу сказать, что за последние годы доля налогов в цене на       
этот продукт в нашей стране значительно повысилась. На 2008 год общая сумма     
налогов, их доля в цене будет составлять по разным сигаретам от 37 до 26        
процентов, а на следующий год розничные цены на курительные изделия в связи с   
повышением акцизов вырастут примерно на 5-6 процентов, и налоги и их доля в     
цене на эти годы, до 2010 года, закладываются с ростом. Однако при этом нам     
надо иметь в виду всё-таки и то обстоятельство, что значительная часть          
населения сегодня пока покупает дешёвые сигареты. Порядка 17 процентов          
табачного рынка составляют сигареты без фильтра, сигареты более дешёвые, и,     
конечно, они имеют более низкие параметры по качеству. Это объясняется,         
вполне понятно, нашим уровнем заработной платы и общим уровнем жизни.           
Поэтому, принимая любые решения, мы должны комплексно смотреть на ситуацию,     
которая сложилась у нас в стране.                                               
                                                                                
Что касается требований по качеству. Сегодня у нас норматив для сигарет с       
фильтром по содержанию смол составляет 14 миллиграммов, в то время как в        
Англии, да и во всех странах Европы, этот показатель установлен в размере 10    
миллиграммов. По никотину у нас норматив 1,2, во всех странах - 1. Конечно,     
мы должны учитывать, что мы не сможем добиться таких показателей для сигарет    
без фильтра, и эти показатели всегда будут по сигаретам без фильтра выше. Мы    
понимаем, что с повышением уровня жизни - и такая тенденция идёт - рынок этих   
сигарет будет сокращаться, хотя, думаю, до 2010 года пока мы ещё будем          
вынуждены выпускать и этот продукт. Из проблемных вопросов, которые нам с       
вами предстоит решить ко второму чтению, как раз и будут сигареты без           
фильтра, выпускаемые в России, и технические требования к ним.                  
                                                                                
Что касается других замечаний Комитета по охране здоровья, мы с ними целиком    
согласны и отмечали, обсуждая предложенный технический регламент и внося его    
на ваше рассмотрение, что мы нормативные требования по смолам, по никотину      
установим на уровне европейских. Это сегодня под силу предприятиям, которые     
занимаются производством, хотя есть проблема. У нас порядка двадцати одного     
предприятия, в основном российские, сегодня имеют такую техническую             
оснащённость, что потребуются дополнительные средства и, может быть, время      
какое-то небольшое, скажем год, для того чтобы привести в порядок технологию    
и выйти на эти параметры по качеству продукции.                                 
                                                                                
Что касается замечаний в отношении нанесения соответствующей информации,        
которая будет предупреждать потребителя табачных изделий об их вреде, то        
целиком поддерживается это предложение: 30 процентов общей площади как          
минимум должно отводиться для этих целей. Более того, мы строго пропишем и      
размер шрифта, каким это должно набираться, - не так, чтобы это нужно было      
читать через лупу, а таким образом, чтобы это бросалось в глаза каждому, кто    
берёт это изделие в руки.                                                       
                                                                                
Что касается юридико-технических требований, то они выполнены. Мы получили      
отзывы от шестидесяти восьми субъектов, шестьдесят отзывов положительные,       
замечания остальных носят тот характер, о котором я говорил, и они будут        
учтены ко второму чтению.                                                       
                                                                                
В связи с подготовкой всех этих документов комитет просит принять               
законопроект в первом чтении, с тем чтобы у нас с вами было ещё два месяца на   
то, чтобы привести технический регламент в строгое соответствие с теми          
договорённостями и теми решениями, которые мы принимаем по этому продукту,      
подготовить его ко второму чтению и вынести на обсуждение Государственной       
Думы.                                                                           
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Четыре вопроса: Зубов, Жириновский,         
Свиридов, Иванов... и Кузнецов, Кашин - пять, шесть. Коллеги, как поступим?     
Уже семь. По одному от фракции Владимир Вольфович предлагает.                   
                                                                                
Кто задаёт вопрос от фракции ЛДПР? Жириновский Владимир Вольфович, ваш          
вопрос.                                                                         
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Геннадий Васильевич, вот всё-таки в законопроекте нет         
этого, мы не обязываем производителей размещать вот эти предупредительные       
надписи на любых других изделиях, связанных с табаком, такая информация не      
даётся. У нас есть сигареты, где написано "light", "mild", "one", и надо        
всё-таки сообщать, что они не являются невредными, они всё равно вредные.       
Получается, производители этих изделий дезинформируют людей: мол, наши          
сигареты лёгкие, их курите, а всё остальное вредное. Ну и вообще, должна быть   
информация всё-таки, где и когда произведены данные табачные изделия. Вот       
закон этот, регламент наш, этого не предусматривает. На каждой пачке должно     
быть указано, где, кем и когда произведены данные табачные изделия. Вот эта     
сторона законопроекта хромает, так сказать. Согласны вы со мной?                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Геннадий Васильевич.                          
                                                                                
КУЛИК Г. В. Независимо от того, сколько содержится никотина и других вредных    
веществ в пачке, которая будет продаваться, будет обязательно нанесена          
соответствующая реклама, указание медиков. В этой формулировке дают сами        
медики. И каждый гражданин будет знать и понимать, что он, в общем-то,          
потребляет вредный для здоровья продукт. Это абсолютно точно, и это             
предусматривает технический регламент.                                          
                                                                                
Что касается производства. Обязательно на пачке указываются сведения о          
производителе и стране, которая производит этот продукт, это требование         
жёсткое. А начиная с 2008 года будет введено ещё одно требование - цена, по     
которой продаётся этот продукт, в данном случае это сигареты. Поэтому           
информация такая будет дана, человек её получит, для того чтобы принять для     
себя решение.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Виктор Егорович.                                 
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
У меня опять вопрос о тех людях... Вот вы говорите: 17 процентов рынка - это    
сигареты без фильтра. На самом деле это просто так всё не уйдёт, эта            
потребность, потому что люди тяжёлого физического труда, работающие на          
горячих производствах и вообще находящиеся в суровых условиях, они не курят     
лёгкие сигареты, и даже специально им завозились сигареты такого класса -       
"Прима", "Памир". В этой ситуации вот в те параметры, которые закладывает       
технический регламент, эти сигареты попадают или народ вынужден будет самосад   
опять садить, махорку рубить, собирать, с тем чтобы удовлетворять свои          
потребности?                                                                    
                                                                                
КУЛИК Г. В. Обязательно. Я уже сказал, что мы обязательно... Мы вынуждены это   
сделать, иначе мы нанесём вред людям. Обязательно будут в техническом           
регламенте даны технические характеристики для сигарет без фильтра, другое      
дело, какой сегмент рынка останется за этими сигаретами. Да, они будут, но      
требования будут ужесточены. Могу прямо сказать, что нормы содержания вредных   
веществ будут значительно выше, чем для сигарет с фильтром. Вам понятно, что    
по-другому невозможно просто снизить, только технологическими приёмами и        
качеством табака невозможно снизить показатели по этому типу сигарет до таких   
уровней, как 1, 10 миллиграммов или 1,2 миллиграмма.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Зубов Валерий Михайлович.                                                       
                                                                                
ЗУБОВ В. М., фракция "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический   
союз)".                                                                         
                                                                                
Уважаемый Геннадий Васильевич! Вчера мы утверждали технические регламенты по    
маслам, сегодня - по табаку. Вообще, всего видов продукции десятки миллионов,   
групп продуктов - десятки тысяч. Скажите, сколько ещё регламентов мы будем      
рассматривать и утверждать в Государственной Думе?                              
                                                                                
КУЛИК Г. В. Я сожалею, что вы, такой опытный и хорошо информированный           
депутат, задаёте этот вопрос. Государственная Дума три года работала,           
добивалась того, чтобы был принят закон о технических регламентах. Его          
приняли. Мы внесли поправки, я ещё раз говорю. Смысл их состоял в том, чтобы    
до момента утверждения технических регламентов действовали существующие         
ГОСТы, ТУ и другие нормы, которые регламентируют качество выпускаемой на        
рынок продукции, всех видов продуктов. Это сделали. Первоначально было          
определено, что регламенты утверждаются только законом, но поступление первых   
технических регламентов в Думу показало, что трудно и непосильно только         
одному органу пропустить законы по всем продуктам. Закон предусматривает, что   
и правительство будет утверждать нормы. Мы пока вносим сегодня вам на           
рассмотрение только те технические регламенты, которые были внесены в Думу      
год, шесть-семь месяцев тому назад. По крайней мере в нашем комитете остался    
ещё один - по соку, больше пока нет. И как дальше будет, будут ли технические   
регламенты поступать в Думу, будут ли они депутатами разрабатываться, или это   
право целиком перейдёт правительству, просто покажет сама жизнь, покажет,       
насколько мы способны будем участвовать в этом деле.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Присаживайтесь, Геннадий    
Васильевич.                                                                     
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Я предлагаю по одному от фракции. Не более трёх     
минут, уважаемые коллеги. Почему два? Не два, больше: четыре. Кто за            
предложение председательствующего по три минуты от фракции по одному            
человеку? Прошу проголосовать.                                                  
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              298 чел.97,4%                                     
Проголосовало против            8 чел.2,6%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    306 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Валерий Михайлович Зубов, вы первый руку подняли, пожалуйста.                   
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Спасибо большое, Любовь Константиновна.                             
                                                                                
Я думаю, Геннадий Васильевич, что вы не менее опытный, значительно более        
опытный, чем я, депутат и специалист. И думаю, что вы на своей шкуре            
заметили, что мы что-то переиграли с принятием закона "О техническом            
регулировании". И практика показывает, что он не может быть реализован в        
разумные сроки в тех рамках, которые там заданы. Невозможно Государственной     
Думой, если в течение года представлялся технический регламент... И вот мы      
принимаем два от вашего комитета, и ещё несколько вы обещаете. Жизнь такова,    
что технология производства продуктов, качество продуктов, меняются             
ежедневно, а мы устанавливаем регламенты, в год по два регламента будем         
устанавливать. Думаю, что вполне логично сделать вывод из нашего                
практического опыта, что технические регламенты не надо утверждать              
Государственной Думе, если не будет каких-то экстремальных поводов для этого.   
Это должно делать правительство, и ему это по силам. Нам разобраться в этом -   
это только делать видимость.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции ЛДПР кто будет выступать? Митрофанов Алексей   
Валентинович.                                                                   
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Депутат Свиридов, который тоже хотел выступить, сейчас         
расстроился, что не может выступать, и пошёл курить.                            
                                                                                
Хочу сказать, что вопрос, который мы сейчас обсуждаем, исключительно важный.    
Это отражает многолетнюю тактику табачных компаний во всех странах мира. В      
89-м году я делал работу о стратегии табачных компаний в мире. Всё, что         
применяется в России, применялось и в других странах. Например, в Латинской     
Америке точно по такой же схеме всё они делают, как сейчас у нас. И к           
сожалению, мы все работаем в их интересах. Объяснить это невозможно было ни     
прошлой, ни позапрошлой, ни нынешней Думе.                                      
                                                                                
Тактика их известна. Сначала они захватывали местное производство, потом пять   
лет вели интенсивную рекламную кампанию, потом через парламенты                 
соответствующих стран инициировали запрет рекламы, потому что они уже           
потратили деньги, утвердились на рынке - зачем конкуренты? После этого стали    
изменять процент содержания смолы и никотина. Это делается для того, чтобы      
люди, во-первых, больше курили, а во-вторых, чтобы национальные кустарные       
производства рухнули. Так у нас и произошло, всё точно в соответствии с этой    
тактикой. Ну, конечно, предлоги одни, всё как положено: борьба за здоровье      
граждан, нравственность, мораль и технические стандарты - всё для               
потребителя. Вот, например, позиция "наименование и местонахождение             
изготовителя". Ни на одной пачке сигарет - курильщиков прошу достать пачки -    
нет наименования и адреса изготовителя. Написано: произведено под техническим   
руководством компании "Philip Morris", Switzerland (Швейцария). Ни в какой не   
в Швейцарии, произведено всё в России, в Моршанске или в Питере. Они не         
пишут, потому что, если написать: Моршанск, улица Коммунистическая или там      
какая-то другая, - потребитель дядя Вася поймёт это дело и не захочет курить.   
Сейчас он думает, что это западная продукция. На самом деле по качеству         
табачная продукция западных компаний и то, что они здесь продают, дико          
отличаются. Для сведения: две-три мешки табака делают у нас и семь-восемь       
мешек табака делают в западной продукции.                                       
                                                                                
В своё время, лет двадцать назад, я, будучи сотрудником МИДа, всегда своим      
знакомым возил сигареты. Все просили: привези сигарет модных, западных. И       
через двадцать лет опять та же история! Выезжаешь за границу - люди курящие     
просят западные сигареты. Странно, казалось бы, "Marlboro" у нас, "Marlboro"    
у них - всё одно и то же. Не одно и то же, качество резко отличается!           
                                                                                
Вы знаете, должны знать, что в табачных компаниях, работающих в России, люди    
дают подписки о секретности, они не раскрывают... (Микрофон отключён.)          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Больше не было у нас желающих высказаться. Есть ли...                           
                                                                                
А, Кашин Владимир Иванович. Три минуты. Но вы не поднимали руку, нет.           
                                                                                
КАШИН В. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Мы поднимали: и он, и я.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Иванович, пожалуйста.                
                                                                                
КАШИН В. И. Уважаемые товарищи, действительно, здоровье человека от алкоголя    
и табака, как говорится... Приходится сегодня констатировать, что трудно        
представить какой вид продукции нанёс бы больший ущерб. Конечно, вопрос         
сегодня обсуждается, безусловно, значимый. И в этом вопросе я бы выделил три    
направления. В первую очередь это, конечно, та составляющая, которая связана    
с тем, что в технических регламентах должна выстраиваться концепция,            
связанная, безусловно, со снижением объёмов курения и улучшением качества       
табачных изделий. Отсюда решение главной проблемы - снижение потерь для         
здоровья.                                                                       
                                                                                
Вторая - это, безусловно, финансовая составляющая. Не случайно начиная от       
царя до, по существу, либерального правления в России всегда эти изделия        
подлежали особому, пристальному вниманию со стороны государства, и              
государство выпускало табачные изделия, поскольку вторая составляющая особо     
важная - это финансы.                                                           
                                                                                
Самое главное в технических регламентах, на мой взгляд, - безусловно,           
соединить максимум выгоды для здоровья человека и для защиты нашего             
отечественного товаропроизводителя, защиты его от тех иностранных компаний,     
которые сегодня в погоне за некачественной продукцией и её здесь                
распространением наносят ущерб нашему населению, всё делают для того, чтобы     
извлечь огромные барыши, прибыль в нашей стране, от нашего населения. И в       
данном случае, безусловно, мы должны серьёзно поработать над этим.              
                                                                                
Думаю, не вызывает сомнения то, что правительству и Думе надо заниматься        
этими вопросами. Думаю, что и правительству тут есть над чем работать, и        
Думе, особенно когда речь идёт о здоровье нации, когда речь идёт о решении      
продовольственной проблемы, в том числе по таким видам продукции, как           
алкоголь или табачные изделия. Развернуть ситуацию в сторону, ещё раз           
подчёркиваю, здоровья человека, сокращения объёмов курения и с учётом защиты    
отечественного товаропроизводителя и интересов наших национальных. И тогда      
будет, в общем-то, по большому счёту, не зря потеряно время депутатами          
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
В целом я ещё и ещё раз хочу сказать, что мы должны понять, что существующие    
ГОСТы никоим образом в этих разных ТУ технических регламентов не должны, по     
существу, терять свою сущность... (Микрофон отключён.)                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание высказаться у представителей президента   
и правительства? Нет. Требуется ли заключительное слово? Не требуется. Кто за   
то, чтобы принять в первом чтении данный проект федерального закона? Прошу      
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              395 чел.87,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    395 чел.                                          
Не голосовало                  55 чел.12,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.