Заседание № 173
О проекте федерального закона № 350176-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в Федеральный закон "О рекламе".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" и Федеральный закон "О рекламе". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект готов стать законом. Просьба поддержать в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам голосования? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 04 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 171
О проекте федерального закона № 350176-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" и Федеральный закон "О рекламе" (принят в первом чтении 5 апреля 2018 года с наименованием "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в части совершенствования порядка предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" и Федеральный закон "О рекламе". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, ещё несколько лет назад у нас третейских судов было столько, что мы даже не могли их посчитать, - в одном из субъектов мы насчитали больше 80 таких судов. Мы знаем, что они создавались при конкретных компаниях, специально делали арбитражную оговорку, чтобы рассматривать себя любимых в своём же суде. Так вот, провели зачистку, теперь запретили создавать свои суды, запретили огромное количество судов, при этом не установили исчерпывающий перечень документов при подаче заявления на создание соответствующего арбитражного учреждения. В общем, сделали всё для того, чтобы уйти в совершенно другую сторону, здесь другая крайность: за последний год было создано всего четыре арбитражных учреждения, притом что альтернативные государственным судам процедуры по экономическим спорам должны быть. Они есть во всём мире, в Европе, в других странах, они кому-то нравятся, кому-то нет, но это факт, и порядка половины споров рассматривается именно в третейских судах, притом что третейского судью выбирают сами стороны. Надо сказать, что, конечно, это очень эффективно и по времени, и, главное, по правовой определённости. Год назад правительством был внесён законопроект по поводу некоторого смягчения ситуации, связанной с организацией и деятельностью третейских судов. К закону, который называется "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации", как раз и были предложены поправки. Почему я долго говорю? Потому что год с лишним мы достаточно серьёзно бились по данному вопросу, проводилось большое количество различных консультаций, более того, этот законопроект внесли в перечень законопроектов, связанных с судебной реформой. Я хочу сказать, что наши коллеги достаточно много этим занимались - вот Павел Николаевич Завальный много поправок предлагал, Сергей Владимирович Иванов занимался непосредственно этим вопросом, - нам удалось во многом изменить здесь ситуацию. Во-первых, мы всё-таки установили, что перечень документов, который представляется для открытия арбитражного учреждения, должен быть исчерпывающим, а не устанавливаться по усмотрению тех, кто принимает соответствующие документы. Это, с одной стороны, упорядочивает процесс, с другой стороны, искушений будет меньше. Дальше, во-вторых, мы всё-таки установили, что решение о разрешении и об отказе должно не правительство принимать, а Министерство юстиции. Также есть другие, может быть, менее значимые моменты, поправки, например по поводу иностранных арбитражных учреждений, где указывается, что на территории Российской Федерации обязательно должно быть подразделение соответствующего учреждения. Также речь идёт о расширении возможностей третейского разбирательства. Всего поступило 28 поправок к данному законопроекту, из них 26 поправок мы предлагаем к принятию и две - к отклонению, соответственно, эти поправки мы включили в две таблицы, которые выносим на ваше рассмотрение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 03 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Принимается таблица. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2, рекомендуемых к отклонению? Тоже нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 29 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 52 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно.
Заседание № 170
О проекте федерального закона № 350176-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" и Федеральный закон "О рекламе" (принят в первом чтении 5 апреля 2018 года с наименованием "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в части совершенствования порядка предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы просим перенести рассмотрение законопроекта под пунктом 20 на завтра: требуются небольшие согласования по переходным положениям законопроекта.
Коллега Крашенинников предлагает рассмотрение законопроекта под пунктом 20 перенести на завтра. Нет возражений? Нет, принимается предложение.
Заседание № 108
О проекте федерального закона № 350176-7 "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в части совершенствования порядка предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
У нас на фиксированное время поставлен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в части совершенствования порядка предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения", пункт 26 повестки дня. Доклад официального представителя правительства заместителя министра юстиции Дениса Васильевича Новака. Пожалуйста. НОВАК Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемые депутаты Государственной Думы, в 2017 году завершился первый этап реформы арбитража (третейского разбирательства), нам удалось переломить ситуацию: теперь прекратили деятельность карманные, аффилированные третейские суды, а также суды, которые участвовали в различных недобросовестных схемах, и с 1 ноября 2017 года администрировать арбитраж могут лишь арбитражные учреждения, которым такое право предоставлено постановлением правительства. Данный законопроект направлен на совершенствование порядка предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, а также на повышение роли Совета по совершенствованию третейского разбирательства в процедуре предоставления указанного права. Если сейчас по рекомендации совета и предоставление разрешения, и отказ в выдаче разрешения осуществляет Правительство Российской Федерации, то в законопроекте предлагается, чтобы предоставление разрешения, как и раньше, осуществлялось актом правительства, а отказ в предоставлении разрешения по рекомендации совета происходил в соответствии с актом Министерства юстиции. Кроме того, совершенствуется порядок предоставления права администрировать арбитражи иностранным арбитражным учреждениям - это переносится на уровень Министерства юстиции, то есть как отказ в предоставлении такого права по рекомендации совета, так и выдача такого разрешения тоже будут осуществляться Министерством юстиции. На сегодня для иностранных учреждений существует только один критерий для выдачи им разрешения - это признанная международная репутация, законопроектом предлагается добавить ещё один критерий - наличие постоянно действующего обособленного подразделения, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это позволит выдавать такие разрешения только тем иностранным учреждениям, которые свою серьёзность намерений работать в Российской Федерации доказали тем, что создали постоянно действующее обособленное подразделение. Кроме того, в целях повышения роли Совета по совершенствованию третейского разбирательства предусматривается наделение его полномочием по обобщению практики применения законодательства об арбитраже. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Марданшина Рафаэля Мирхатимовича. Пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемым законопроектом вносятся изменения в статью 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации". Данными изменениями предлагается предоставлять право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения российским некоммерческим организациям актом Правительства Российской Федерации на основании рекомендаций Совета по совершенствованию третейского разбирательства, а отказ в предоставлении такого права - актом Минюста России на основании рекомендаций того же совета. Также законопроектом предлагается установить новые требования для иностранных арбитражных учреждений: наличие обособленного подразделения на территории Российской Федерации для иностранного арбитражного учреждения либо юридического лица, при котором создано такое иностранное арбитражное учреждение. Данное предложение, по мнению комитета, подлежит дополнительному обсуждению, в связи с тем что место третейского разбирательства, а равно и место принятия решения третейским судом не привязаны к месту расположения третейского суда или постоянно действующего арбитражного учреждения. Разделение юридического местонахождения арбитража и фактического места проведения слушаний является одним из основных постулатов международного коммерческого арбитража, это разделение закреплено в статье 20 Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже, а также в законодательстве Российской Федерации. Местонахождение арбитража следует рассматривать как некую привязку международного арбитража к какому-либо государству, такая привязка, по сути, нужна для того, чтобы определить законодательство, которому подчиняется международный арбитраж, а также компетентный суд, в который может быть обжаловано вынесенное арбитражное решение или подано заявление о его отмене. Таким образом, для администрирования арбитража в Российской Федерации иностранному арбитражному учреждению нет необходимости создавать в Российской Федерации обособленные подразделения. Установление требования о необходимости создания обособленного подразделения иностранного арбитражного учреждения на территории Российской Федерации создаст дополнительные барьеры при получении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и приведёт к увеличению расходов учреждений, к чему, по мнению комитета, иностранные арбитражные учреждения не готовы. И хотелось бы отметить, что с момента вступления в силу Федерального закона "Об арбитраже (о третейском разбирательстве) в Российской Федерации", с 1 сентября 2016 года, ни одно иностранное арбитражное учреждение не обращалось за получением права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. С учётом изложенного замечания Комитет по государственному строительству и законодательству поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента и правительства? Нет. Докладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в части совершенствования порядка предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 10 сек.) Проголосовало за 365 чел.81,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Принят в первом чтении.