Заседание № 118
О проекте федерального закона № 350175-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения понятия "иностранный инвестор".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения понятия "иностранный инвестор". Алексей Николаевич Изотов докладывает. Пожалуйста. ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Все необходимые экспертизы проведены, замечаний нет, законопроект готов к принятию в третьем чтении. Комитет по финансовому рынку просит его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 03 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 116
О проекте федерального закона № 350175-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения понятия "иностранный инвестор" (принят в первом чтении 22 февраля 2018 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения понятия "иностранный инвестор")").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения понятия "иностранный инвестор". Доклад члена Комитета по финансовому рынку Алексея Николаевича Изотова. ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данным законопроектом вносятся изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения понятия "иностранный инвестор". Законопроект был принят в первом чтении 22 февраля 2018 года, к нему поступило 14 поправок, 6 из них Комитет по финансовому рынку рекомендует к принятию, 8 - к отклонению. Прошу поставить на голосование таблицы поправок и поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 21 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 48 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 12 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. ИЗОТОВ А. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич! Комитет просит включить данный законопроект для рассмотрения в третьем чтении в повестку на 24 мая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо.
Заседание № 102
О проекте федерального закона № 350175-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения понятия "иностранный инвестор")".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 14-го вопроса. Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения понятия "иностранный инвестор")". Докладывает Олег Владиславович Фомичёв, официальный представитель правительства, статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Российской Федерации. ФОМИЧЁВ О. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проектом федерального закона уточняются понятия "иностранный инвестор" и "иностранные инвестиции" в действующем законодательстве. Проект призван совершенствовать регулирование инвестиционной сферы и направлен на обеспечение безопасности государства. В частности, предлагается исключить случаи, когда иностранными инвесторами признаются зарубежные организации, в которых конечными бенефициарами фактически являются российские физические и юридические лица, для этого проектом вводится термин "контролируемое лицо" и приводятся его признаки по аналогии с действующим законом о порядке осуществления иностранных инвестиций в стратегические предприятия. Эта новация ограничит для таких компаний возможность злоупотребления правами иностранных инвесторов. Сейчас нередки случаи, когда российская компания или иное частное лицо используют статус иностранного инвестора для получения необоснованных преимуществ перед российскими юридическими лицами, например преимуществ, предусмотренных международными соглашениями или российским законодательством об иностранных инвестициях, в основном при судебных разбирательствах в иностранных юрисдикциях. Также предлагается конкретизировать понятие иностранной инвестиции - это должно быть самостоятельное и непосредственное вложение капитала или иных объектов гражданских прав, будь то имущество, ценные бумаги и так далее. Понятия иностранной инвестиции и иностранного инвестора используются в отраслевом законодательстве, в законе о порядке осуществления инвестиций в стратегические отрасли, а также в законодательстве о недропользовании, в связи с этим предусмотрено уточнение понятий, терминологии в соответствующих законах. Законопроект поддержан всеми заинтересованными сторонами в рамках правительства, также администрацией президента, Институтом законодательства и сравнительного правоведения. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владиславович, присаживайтесь. С содокладом выступает Алексей Николаевич Изотов, член Комитета по финансовому рынку. ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Основной докладчик изложил концепцию законопроекта, рассказал об основных понятиях - я лишь дам небольшие пояснения, чтобы не повторяться. Фактически законопроект состоит из двух частей. Первая часть касается изменений в Федеральный закон № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации": даются новые определения понятий "иностранный инвестор", "иностранная инвестиция" и "контролируемое лицо". Понятие "иностранный инвестор" в 160-м законе есть, но, как уже было сказано, оно даёт возможность компаниям, которые подконтрольны нашим собственникам, юридическим или физическим лицам, фактически получить дополнительные выгоды от государства - это гарантии и льготы, в основном таможенные и налоговые льготы, то есть имеется возможность злоупотребления, когда наши предприниматели выводят денежные средства, а потом уже заводят их под видом иностранных инвестиций и соответственно получают такие льготы. Изменяя определение, мы преследуем сразу несколько целей: во-первых, исключается соблазн вывода денежных средств с целью получения дополнительных льгот; во-вторых, приводится в соответствие статистика по ввозу и вывозу капитала, ну и появляется возможность наполнить федеральный бюджет за счёт того, что происходит деофшоризация экономики и увеличение объёма поступающих недополученных ранее доходов. Вторая часть этого законопроекта касается двух законов: Федерального закона № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и Закона № 2395-I "О недрах", в этих законах определение остаётся в действующей редакции, то есть получается, что у нас два определения. Эта часть проекта направлена на то, чтобы не было злоупотреблений уже с другой стороны, то есть когда контролируемые организации в виде иностранных компаний приходят к нам, совершают какие-то сделки, например приобретают пакеты акций или входят в уставный капитал, и проходят мимо правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации при совершении таких стратегически важных сделок. Уважаемые коллеги, комитет отмечает, что предлагаемые изменения в законодательство будут способствовать предотвращению оттока капитала из Российской Федерации, а также выявлению реальных данных о привлечении иностранных инвестиций. Комитет по финансовому рынку поддерживает данный законопроект и просит принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Коллеги, будут ли вопросы? Будут. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Владиславович, у меня такой вопрос. В законопроекте предусмотрено исключение из подпадающих под понятие "иностранный инвестор" тех, кто имеет гражданство России. Много ли иностранных инвесторов, которые получили гражданство России? И ещё: россияне, получившие второе гражданство, у нас тоже считались иностранными инвесторами? И в заключение вопрос: как эту категорию граждан воспринимают в Европе и США? Вот наши олигархи, которые инвестировали туда огромные деньги, заработанные в России на наших гражданах, и получили другое гражданство, они там свои или тоже иностранные инвесторы? ФОМИЧЁВ О. В. Спасибо за вопросы. Ну, по первому вопросу, про физических лиц. Если они являются гражданами Российской Федерации, естественно, они не являются иностранными инвесторами. И в законопроекте как раз предлагается не считать иностранными инвесторами те зарубежные юридические лица, которые сейчас подпадают под понятие "иностранный инвестор", но фактически контролируются российскими гражданами или гражданами, имеющими двойное гражданство, в том числе российское. То есть мы таких иностранных инвесторов перестаём считать иностранными инвесторами, применяя термины законодательства о поощрении иностранных инвестиций. В разных странах законодательство по этому поводу разное - отвечаю на ваш второй вопрос, - но, например, в Соединённых Штатах Америки такое законодательство, как вы знаете, носит всеобъемлющий характер: любой человек, заплативший налог в Соединённых Штатах Америки, уже подпадает под резидентство, и отслеживаются все его транзакции, даже если он находится за рубежом и не является резидентом Соединённых Штатов. То есть там законодательство в этом смысле очень обширное и направлено на то, чтобы все, кто ведёт бизнес в Соединённых Штатах, находились под контролем соответствующих органов. У нас не настолько репрессивное законодательство, но мы в этом смысле тоже стараемся навести порядок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Олег Владиславович, ну, мы наблюдаем в последнее время значительное сокращение вообще всех инвестиций, которые приходят в Россию, неважно, какие это инвестиции - иностранные или отечественные. Вот насколько актуальным с точки зрения математики является ваше предложение, то есть оценивалось ли снижение инвестиционной активности в случае принятия данного закона в цифрах? Существуют, по-видимому, компании, и вы, наверное, делали оценку с точки зрения не только судебных разбирательств, но и привлечения инвестиций. Как вы считаете, насколько в результате принятия данного закона инвестиционная активность в России иностранных инвесторов упадёт? ФОМИЧЁВ О. В. Здесь есть две составляющие. Первая - чисто формальная, если говорить об объёме инвестиций, которые сейчас формально осуществляются иностранными инвесторами. Конечно, если часть ныне осуществляющих инвестиции будет выведена из-под понятия иностранного инвестора, то это чисто арифметически может привести в краткосрочном периоде к сокращению иностранных инвестиций по статистике, но одновременно на эту же сумму должны увеличиться иные инвестиции - уже внутрироссийские. Как уже сказал содокладчик, мы рассчитываем, что с принятием этого закона инвестиционная активность скорее улучшится, потому что в результате процесса деофшоризации и перевода в Российскую Федерацию, в российскую юрисдикцию соответствующих финансовых средств инвестиции будут осуществляться в большем объёме. Конкретные оценки? На самом деле с учётом очень сложной системы собственности, структуры и сложностей с раскрытием конечных бенефициаров в данный момент дать их невозможно, их можно будет сделать, когда закон начнёт работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В. Олег Владиславович, мой коллега задал вопрос про инвестиции, а я задам вопрос про отток капитала. В пояснительной записке написано, что предлагаемые изменения в законодательство будут способствовать предотвращению оттока капитала из Российской Федерации. Так вот вы прогнозируете всё-таки какие-то цифры, характеризующие, что произойдёт в данном случае? И можете всё-таки уточнить, почему именно будет ограничен отток капитала, какие меры будут приняты? Нужно понимать, что, наверное, будет поиск других схем, чтобы обойти норму закона, которую вы сегодня предлагаете. ФОМИЧЁВ О. В. Спасибо большое за вопросы, Владимир Владимирович. Ну, что касается ограничения оттока капитала, собственно, ещё раз повторю, хотя содокладчик, мне кажется, очень корректно об этом сказал: сейчас очень часто, чтобы получить льготы, преференции, которые предусмотрены международными соглашениями и нашим законодательством для иностранных инвесторов, российские физические и юридические лица выводят свои средства за рубеж. Вот ровно эти средства мы имеем в виду, когда говорим, что уменьшится отток финансов за рубеж, потому что тогда у них не будет стимула их выводить, для того чтобы реинвестировать, появятся стимулы инвестировать их напрямую непосредственно на территории Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Емельянов Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Васильевич, ваше стремление закрыть дыры в законе, которые позволяют злоупотреблять правом, понятно, оправданно, но не рассматривали вы и другой путь: может быть, пойти по пути выравнивания статуса российского и иностранного инвестора, чтобы те льготы и преимущества, о которых очень много сейчас говорится в этом зале, были доступны российскому инвестору? Дело в том, что ставка на иностранные инвестиции не очень оправдывается, вы же знаете, что большинство инвестиций идёт в ТЭК, в ретейл, в мобильную связь, чуть-чуть в пищёвку и в сельское хозяйство (я имею в виду прямые иностранные инвестиции) и, собственно говоря, передачи технологий практически не происходит - в основном, если есть инвестиции в машиностроение, то это относится к отвёрточной сборке и так далее. Может быть, всё-таки сделать ставку на российского инвестора и создать ему условия не хуже, чем у иностранного? ФОМИЧЁВ О. В. Спасибо за вопрос, Михаил Васильевич. Мы фактически это и делаем, и, если говорить об условиях, в которых находятся инвесторы, по большей части льготность, собственно говоря, при осуществлении инвестиций примерно одинаковая. Мы сейчас говорим про льготы и преференции в ситуациях, когда, например, заключены двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения, или в ситуациях, связанных с таможенными операциями, которые в том числе позволяют зарубежным инвесторам, осуществляющим экспорт, также избегать уплаты части платежей, но при этом, если деятельность осуществляется на территории Российской Федерации, наши и зарубежные инвесторы здесь равны. Основное злоупотребление, как я сказал в своём выступлении, мы видим в использовании зарубежных юрисдикций. Особенно сегодня это стало актуально, вы сами знаете, каким образом сейчас за рубежом суды рассматривают коммерческие сделки российских юридических лиц с зарубежными. Для наших юрлиц изначально создаются невыгодные условия, если споры с их участием выносятся в зарубежную юрисдикцию и второй стороной выступает формально иностранное юридическое лицо. Вот это злоупотребление мы в основном хотим в данном случае урегулировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владиславович. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Когда мы слушаем представителей Министерства экономического развития, всегда хочется чего-то большего - я всегда себя ловлю на этой мысли, - хочется чего-то глубокого, аналитического и логичного. Конечно, сегодня хотелось бы услышать ответ на вопрос, о каких всё-таки цифрах реально идёт речь, принимая данный законопроект. Отвечая на последний вопрос, Олег Владиславович сказал, что возникают проблемы при судебных разбирательствах. Но я не могу сказать, что если юридическое лицо будет зарегистрировано за рубежом и оно не будет иметь статус инвестора, то разбирательство будет происходить на территории России. Поэтому достижение вот этой цели, наверное, не самое главное, хотя такой посыл и был высказан. Я хочу выразить позицию фракции ЛДПР, о которой мы постоянно говорим и которой, мы считаем, всё-таки нужно придерживаться: любые деньги, которые приходят в Россию, мы должны принимать и считать, что они идут на развитие нашей экономики. Совсем недавно мы здесь принимали закон о добровольном декларировании, пытались тем самым создать условия, чтобы капитал, который был выведен, вернулся. На мой взгляд, преференции для инвесторов, которые сегодня существуют, - и Михаил Васильевич совершенно правильно сказал - в принципе не должны различаться, любой инвестор должен получать эти преференции. Мне непонятно, почему русский инвестор, который вкладывает средства на территории России в новое предприятие, имеет другие преференции. Вообще, у министерства экономики нет системы, не разработана концепция: если создаётся новое предприятие, новые рабочие места, то преференции должны быть. Мы же говорили: давайте освободим от налогов, неважно, малый это или крупный бизнес; если созданы новые рабочие места, если есть новая налогооблагаемая база - всё, давайте предоставим преференции, а откуда пришли эти деньги, из России, из-за рубежа, контролируются ли российским человеком или компанией, это в принципе неважно. У нас в России сегодня есть глобальная проблема. Почему у нас нет развития? Инвестиции падают - вот колоссальнейшая проблема! А то, что деньги выводят за рубеж, а потом пытаются ввезти, - это ведь не проблема. Проблема, связанная с тем, где разбираться, в каких юрисдикциях, - это проблема недоверия к судебной системе, недоверия к защите собственных капиталов, но данным проектом закона это никак не решается. Это как раз вопрос структурных реформ, вопрос инвестиционного климата, это, скажем так, комплекс вопросов. Мы, конечно, хотели бы от Министерства экономического развития, чтобы вопросы, которые вы здесь поднимаете, - это касается деофшоризации, возврата капиталов, добровольного декларирования, иностранных инвесторов и вообще инвестиций - были рассмотрены один раз комплексно: оценить, сколько этих инвесторов, какова доля иностранцев, сколько контролируется и что это нам даст. А то получается, что сейчас мы поставим определённый барьер, и даже те, кто хотел вернуть эти средства... Что делать с теми, кто их вывел? Сначала мы говорим: давайте создадим условия для притока капитала. А сейчас мы говорим: нет, если это контролируется из России. А как вы определите, что это отсюда контролируется? Я вам скажу как - только по закону о КИК, то есть если человек добровольно задекларирует участие в иностранной организации. Получается, человек сам, добровольно скажет: да, это мой капитал, который находится за границей, контролируется мной, а ему в ответ - всё, у вас никаких преференций не будет! То есть одной рукой мы зовём, призываем к возврату капитала, а другой устанавливаем определённые ограничения. Конечно, хотелось бы услышать в цифровом выражении - а сколько мы в результате потеряем с точки зрения привлечения инвестиций и скольких льгот лишимся или дополнительно получим? Я думаю, что это очень странно, когда в Думу приходят экономисты и от них мы совершенно не слышим цифр, которые нас абсолютно убедили бы. Я считаю, что аргумент, касающийся судебных разбирательств в другой юрисдикции, - это аргумент не Министерства экономического развития, это аргумент другой структуры - Минюста, ещё кого-то, а вы должны нас чётко убивать цифрами: вот столько имеем, вот столько мы добавим, а вот столько потеряем, просим поддержать данный законопроект. К сожалению, мы ничего этого не услышали. Мы, понимая, что необходимо эту сферу регулировать и более чётко определять, что такое иностранный инвестор, считаем, что всё же задача в России сегодня стоит другая - нам нужно любыми путями, заставляя, привлекая, создавать инвестиционный климат, и совершенно неважно, какие это деньги, главное, чтобы они работали в России. Всё, что приходит в Россию, нужно принимать с радостью, а не пытаться сказать: ты синий, ты белый, ты не там будешь судиться. В таком формате фракция ЛДПР воздержится от голосования, мы дадим шанс министерству экономики ко второму чтению доработать, привести конкретные цифры, которые нас убедили бы, что это будет правильное решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дивинский Игорь Борисович. ДИВИНСКИЙ И. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В целях привлечения инвестиций в российскую экономику был разработан и внедрён комплекс мер по поощрению и защите капиталовложений иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации. Однако были выявлены случаи злоупотребления российскими юридическими лицами и гражданами, регистрировавшими юридические лица за рубежом, правами и льготами, предоставляемыми иностранным инвесторам. В целях исключения возможности осуществления инвестиционной деятельности под видом иностранцев, в том числе через трастовые или иные доверительные институты, данным законопроектом вносятся отдельные законодательные изменения, призванные стимулировать реальные, непосредственные и самостоятельные вложения иностранными инвесторами средств в экономику Российской Федерации. Это позволит ввести прозрачность в этом вопросе, более чёткую аналитику, а следовательно, достичь взвешенности и эффективности принимаемых решений. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, будет голосовать за принятие этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Борисович. Полномочный представитель президента будет выступать? Нет. Правительства? Нет. Докладчик? Пожалуйста, Олег Владиславович. ФОМИЧЁВ О. В. Если позволите, буквально пару слов скажу в ответ на вопрос Сергея Михайловича. У нас есть достаточно много льготных режимов для инвесторов, если мы говорим о комплексном регулировании, - это и специальные инвестконтракты, и несколько разного рода льготных режимов типа территорий опережающего социально-экономического развития, ОЭЗ и других. Мы действительно работаем над тем, чтобы любые инвестиции, которые у нас осуществляются... чтобы осуществлять их было выгодно, если они создают новую налоговую базу и рабочие места. Это первое. И второе, мы не ставим барьер на пути привлечения в Россию инвестиций. Просто инвесторы, которые будут вкладывать свои капиталы, реально являющиеся гражданами Российской Федерации, не будут иметь статуса иностранного инвестора, а будут с точки зрения этого закона считаться российскими инвесторами. Барьера здесь мы никакого не видим, поэтому и не считаем, что будет снижение объёма инвестиций. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 03 сек.) Проголосовало за 365 чел.81,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается.