Заседание № 72
О проекте федерального закона № 349956-5 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" (в части освобождения отдельных категорий налогоплательщиков от обязанности применять контрольно-кассовую технику; принят в первом чтении 7 февраля 2012 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
8-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт". Доклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Надежды Сергеевны Максимовой. Пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, законопроектом, подготовленным Верховным Советом Республики Хакасия, предлагалось внести изменения в закон "О применении контрольно-кассовой техники...". Имелось в виду, что налогоплательщики, которые применяют упрощённую систему налогообложения на основе патента, могут не применять контрольно-кассовые аппараты при расчётах при условии выдачи по требованию покупателя соответствующих документов, подтверждающих оплату продукта или какого-то вида услуг. Указанный законопроект был нами рассмотрен и принят в первом чтении 7 февраля 2012 года, однако вскоре после этого правительство внесло законопроект "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и он был подписан президентом 25 июня 2012 года, это закон № 94-ФЗ. Этим законом само понятие упрощённой системы налогообложения отменяется и вводится новый специальный режим - патентная система налогообложения. В указанном законе как раз определена норма о том, что налогоплательщики, которые применяют патентную систему налогообложения, могут осуществлять наличные денежные расчёты без применения контрольно-кассовой техники, но тоже при условии выдачи соответствующего документа покупателю по его требованию, то есть в нём полностью нашло отражение предложение Верховного Совета Республики Хакасия. В связи с этим комитет считает нецелесообразным готовить законопроект ко второму чтению, поскольку он утратил свою актуальность, рекомендует Государственной Думе вернуть в первое чтение и отклонить этот проект федерального закона № 349956-5. Вместе с тем при обсуждении этой темы члены комитета по бюджету отметили, что Верховный Совет Республики Хакасия заслуживает слов благодарности за правильно обозначенную тему, которая хотя и в другом законе, но полностью реализована. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна. Есть ли желание выступить у представителей президента, правительства? Нет. Выносится на "час голосования".
Точно то же самое, пункт 8, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт". Кто за то, чтобы отклонить данный проект закона? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 43 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 240 чел. Не голосовало 210 чел.46,7 % Результат: принято Отклоняется.
Заседание № 6
О проекте федерального закона № 349956-5 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" (в части освобождения отдельных категорий налогоплательщиков от обязанности применять контрольно-кассовую технику).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Следующий, 20-й пункт повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт". Надежда Сергеевна Максимова, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Верховный Совет Республики Хакасия вносит проект федерального закона № 349956-5 о внесении изменения в статью 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт". Указанным законопроектом предлагается внести изменение, в соответствии с которым индивидуальные предприниматели, которые применяют упрощённую систему налогообложения на основе патента, смогут осуществлять наличные расчёты без применения контрольно-кассовой техники. При этом оговорено, что по требованию клиента или покупателя выдаётся документ в виде товарного чека, или квитанции, или другого документа, который подтверждает оплату соответствующих товара, продукции, услуг и так далее. Надо подчеркнуть, что основной задачей применения контрольно-кассовой техники в целях налогообложения является обеспечение возможности учёта фактического объёма выручки от предпринимательской деятельности при осуществлении наличных расчётов. Но вот что касается индивидуальных предпринимателей, которые работают по упрощённой системе с применением патентов, то как раз в соответствии с главой 26-2 Налогового кодекса Российской Федерации размер патента зависит от установленного субъектом Российской Федерации потенциально возможного объёма доходов, который может получить этот индивидуальный предприниматель, то есть фактическая выручка при этом не учитывается. Кроме того, уплата патента предусматривает освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты других, основных видов налогов, то есть практически применение контрольно-кассовой техники в указанных случаях никакого влияния на собираемость налогов также не оказывает. Таким образом, использование контрольно-кассовой техники для этой категории налогоплательщиков практического смысла не имеет. Принятие предлагаемой законопроектом меры позволит снизить административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, которые применяют упрощённую систему на основе патента, и это, на наш взгляд, будет стимулирующим фактором развития малого предпринимательства в стране. Надо сказать, что по этому законопроекту есть определённые замечания юридико-технического характера. Мы считаем, что их можно учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению. Исходя из изложенного Комитет по бюджету и налогам поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы: вижу руки. Давайте запишемся. Прошу включить запись на вопросы. Покажите список. Четверо депутатов. Депутат Беляков Антон Владимирович, пожалуйста. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо. Ну, я думаю, что здесь все за то, чтобы поддержать малое предпринимательство, никаких сомнений нет. У меня два вопроса. Первый вопрос: не нарушаем ли мы права потребителей? Потому что отсутствие контрольно-кассовой техники означает, что есть приходные ордера какие-то, но нет кассового чека, и, конечно, в случае каких-то судебных разбирательств потребитель несколько уступает. И второй вопрос. Когда речь идёт о пластиковых картах, или платёжных картах, там вообще невозможно без контрольно-кассовой техники, потому что платёжный аппарат фактически и является контрольно-кассовым аппаратом, насколько я понимаю. Это совмещённая просто техника. Как можно отказаться при оплате пластиковыми картами от контрольно-кассовой техники? Это технически, по-моему, невозможно. Или я не прав? Поправьте, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. На вопрос, который вы задали первым, я уже дала ответ. Законопроектом предусмотрено, что при требовании покупателя ему обязательно выдаётся соответствующий документ, который подтверждает то, что он оплатил наличными ту или иную услугу, работу или продукцию. Что касается платёжных карт, здесь то же самое: будет выдаваться соответствующий документ, который будет подтверждать оплату платёжной картой того или иного вида работ, услуг, продукции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ищенко Антон Анатольевич. ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Уважаемая Надежда Сергеевна, предлагаемым вами законопроектом предусматривается освобождение некоторых категорий налогоплательщиков от применения контрольно-кассовых машин при осуществлении расчётов за наличные деньги. Не кажется ли вам, что было бы логично этим же законопроектом предусмотреть отмену использования контрольно-кассовых машин при сделках с применением платёжных карт, поскольку расчёты с использованием платёжных карт - это, по сути, безналичный расчёт, и мы фактически, так сказать, задваиваем документы при осуществлении расчётов с населением, выдавая и кассовый чек, и слип с терминала банкомата. Мне кажется, было бы логично дополнить этот законопроект нормой, которая позволит экономить деньги нашим предпринимателям на использовании контрольно-кассовых машин. МАКСИМОВА Н. С. Абсолютно правы. Как раз вы ответили на вопрос, который депутат Беляков задавал. И как раз этим законопроектом ровно то же и предусматривается, то есть неприменение контрольно-кассовой техники и при расчёте наличными деньгами, и при использовании платёжных карт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Владимирович Климов. КЛИМОВ В. В. Спасибо. Безусловно, правильный законопроект. Действительно, коли патент является вменённым налогом, то контролировать с помощью контрольно-кассовой техники там нечего. У меня вопрос организационный. В правительстве, в Министерстве экономического развития и в Минфине обсуждаются поправки вот к этой главе Налогового кодекса, в том числе связанные с ограничением площади торгового зала, с применением вот этой контрольно-кассовой техники, с ограничением количества сотрудников, которые работают в компаниях, имеющих право применять патент. Этим законопроектом как бы вычленяется только одна проблема. Как вот эти проекты - данный и правительственный - будут соотноситься? Мы потом те вопросы отдельно будем рассматривать? МАКСИМОВА Н. С. Да, эти вопросы будут отдельно рассматриваться. Кстати, хочу сказать, что у нас в первом чтении уже этот законопроект принят. Сейчас не могу назвать номер, но в принципе он есть, можно посмотреть его в нашей информационной базе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, первоначально компьютер зафиксировал четыре фамилии депутатов, желающих задать вопросы, осталось три, одна фамилия исчезла. Это была ошибка? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сняли, да? Выступление. Больше вопросов нет. Кто хотел бы выступить? У вас вопрос был? Пожалуйста, задайте вопрос. Депутат Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Хотел задать вопрос, но нажал на кнопку записи на выступление. Вы знаете, Надежда Сергеевна, вот такая ситуация, это, может, прямо к этому закону не относится, но тем не менее хитрости везде применяются: есть закон, а есть антизакон. Часто при приобретении бензина платишь деньги наличные, кассовый аппарат стоит, они говорят: вы идите, вам бензин нальём, потом придёте второй раз, постоите второй раз в очереди и только потом получите чек. Понятно, что чек сразу не дают, хотя контрольно-кассовый аппарат имеется. Получается, все, кто заплатил наличные деньги, заправились, они уехали, потом никакой контроль не проверит, чего налили, какой бензин налили, кому, сколько, сколько взяли денег. Вот этот закон не допустит таких маленьких, небольших хитростей - фактическое движение денег будет, но никто никак не проконтролирует и не сможет сказать, хорошо это или плохо? МАКСИМОВА Н. С. Владимир Николаевич, на самом деле вы вопрос немножко в другой плоскости поставили. Вы поставили вопрос о применении контрольно-кассовой техники, а именно о контроле за тем, чтобы она применялась, чтобы чеки оформлялись. Это как бы из другой темы, это из другой темы. А так в принципе, конечно, применение обязательно. Если законом установлено, что в результате какой-то сделки, которая проводится, - покупки, продажи и так далее - должен выдаваться чек, то на самом деле нужно идти его получать. Безусловно получать, чтобы потом подтверждать право на покупку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Давайте запишемся. Прошу включить режим записи на выступления. Покажите список. Антон Владимирович Беляков. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. Я не буду выступать. К сожалению, я всё-таки не получил ответа на свои вопросы. Хотел сказать о другом. Сейчас я уточнил у коллег, которые этот вопрос хорошо знают, что всё-таки, когда мы оплачиваем кредитной картой или дебетовой картой, по определению невозможно без технических средств совершить оплату, всегда система выдаёт чек. Это технически происходит всегда, поэтому вводить норму об отсутствии кассовой техники при оплате пластиковыми картами, кредитными картами или дебетовыми картами, - это просто невозможно технически, насколько я понял. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Раиса Васильевна, вы нажали не на ту кнопку, да? Мы записывались на выступления, а вы нажали на кнопку записи на вопросы. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, я вас включу... Депутат Абалаков Александр Николаевич. АБАЛАКОВ А. Н., фракция КПРФ. Спасибо большое. Несомненно, законопроект очень полезный для улучшения предпринимательской среды, но есть несколько вопросов и предложений, связанных с этим делом. Часто индивидуальные предприниматели берут патенты в нескольких субъектах Федерации, а в разных субъектах Федерации действуют разные системы и разные виды деятельности подпадают под режим патента. Не до конца понятно, как будет в этом случае регулироваться - где-то есть кассовые аппараты, где-то нет. Часто предприниматели расширяют сферу своей деятельности, поэтому ещё возникает проблема как-то выделить ту выручку, которая подпадает под действие данного закона. У меня по этому поводу предложение доработать механизм распределения той выручки, которая подпадает под действие данного закона, и той, которая не подпадает, потому что в настоящее время законодательством эти вопросы не урегулированы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Оксана Генриховна Дмитриева. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Что касается данного законопроекта, то наша фракция его, безусловно, поддерживает, однако нужно отметить следующее. Переход от единого налога на вменённый доход к системе на основе патента в том виде, в каком он осуществлён, значительно сокращает возможности для малого бизнеса по ведению учёта и ведению дел по упрощённой системе. Поскольку режим патента распространяется на гораздо меньшее количество малых предпринимателей по сравнению с количеством тех, кто платит единый налог на вменённый доход - существенно меньше критерии и по численности, и по площади, - то получается, что большая часть малого бизнеса просто выпадает из системы: единый налог на вменённый доход предполагается отменить, а режим патента на них не распространяется. Это первое, что нам нужно будет решать, ну, может быть, уже не в рамках этого законопроекта. А что надо будет решить в рамках этого законопроекта при подготовке ко второму чтению, хотя с точки зрения юридико-технической это достаточно сложно? Нам надо будет как-то попытаться в данном законе подвергнуть ревизии либо отменить положение Центробанка о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой. Дело в том, что это положение Центрального банка, принятое 12 октября 2011 года и утверждённое Минюстом 24 ноября 2011 года, фактически создаёт для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, которые используют режим единого налога на вменённый доход либо систему налогообложения на основе патента и не имеют кассовых аппаратов, много трудностей: к ним предъявляется огромное количество требований, которые предполагают и применение кассового аппарата, и ведение бухгалтерской и кассовой отчётности. Так, согласно этому положению предприниматель должен устанавливать лимит кассы, а соблюдение лимита кассы ограничивает право предпринимателя на свободное распоряжение деньгами как имуществом. Но у многих индивидуальных предпринимателей отсутствует расчётный счёт, и поэтому непонятно, как он может устанавливать этот лимит кассы, когда такого нет в соответствующей бухгалтерской отчётности, - нет ни кассы, ни денег в кассе и нет всего прочего, что предписывается вот этим положением Центрального банка. Более того, у нас есть норма Кодекса об административных правонарушениях, которая устанавливает ответственность за несоблюдение порядка ведения кассовых операций. Таким образом, при отсутствии кассовых аппаратов, при отсутствии соответствующей отчётности вот это положение Центробанка вводит в отношении малых предпринимателей обязанность соблюдения всех требований к кассовым операциям. Поэтому нам надо будет в рамках этого закона попытаться решить сложную проблему - дезавуировать положение Центрального банка, которое утверждено Минюстом. Это пример, когда нормативный акт отдельного ведомства ставит крест на всех наших усилиях по отмене кассовых аппаратов для индивидуальных предпринимателей, на режиме единого налога на вменённый доход, на режиме патента и на упрощении для индивидуальных предпринимателей бухгалтерской отчётности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Станиславович Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. Уважаемые депутаты, фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект, так как он действительно существенно упрощает жизнь предприятиям и индивидуальным предпринимателям, которым, наверное, нет необходимости содержать кассовые аппараты, которые действительно не нужны. Но мы считаем, что во втором чтении можно было бы внимательно посмотреть и, возможно, дополнить этот законопроект - обозначить целый ряд предприятий, фискальный контроль за которыми, наверное, излишен. Наше государство может позволить себе упростить эту систему, потому что для нас важнее сейчас создание и функционирование рабочих мест и создание и развитие целой группы малых предприятий, которые, к сожалению, после введения грабительской вот этой социальной нагрузки, составляющей более 30 процентов... К сожалению, это подкосило очень многие предприятия, и многие из них, хотя пережили этот год, всё равно находятся на грани выживания и существенно сократили зарплаты и выплаты своим работникам. Поэтому я думаю, что необходимо упрощение системы. И возможно, надо коснуться в том числе и вопроса по налоговой службе в плане упрощения порядка регистрации и контроля за кассовыми аппаратами, потому что сегодня те предприятия, которые имеют кассовые аппараты, либо взятки большие вынуждены давать, либо тратят по несколько недель, чтобы зарегистрировать свой кассовый аппарат. Я считаю, что этот закон решает достаточно серьёзную проблему и облегчает жизнь нашим малым предприятиям. В развитых экономиках именно малые предприятия являются основой общества и основой для формирования среднего класса, который у нас, к сожалению, пока ещё никак не сформируется. Ещё раз хотелось бы обратиться к депутатам: необходимо определить в том числе и перечень тех предприятий, которые сегодня могут работать по системе, основанной на патенте, и, возможно, в рамках второго чтения мы введём какие-то нормы прямого действия с целью расширения группы предприятий, которые могут работать без применения контрольно-кассовых аппаратов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Раиса Васильевна Кармазина. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, очень отрадно, что все сходятся во мнении, что закон очень важный и нужный. Я хочу ещё ответить на вопрос Белякова по карточкам пластиковым. Этот закон очень важен в первую очередь для сельской местности, где нет большого бизнеса, а есть минибизнес, где занимаются кустарничеством - плетут корзины, валяют валенки, - обслуживают сельское население, у которого отроду не было никаких пластиковых карточек. И жизнь доказала... В 2006 году, когда мы принимали этот закон, и затем в 2008 году, когда правительство вышло с антикризисными мерами, мы улучшили, так сказать, жизнь этого минибизнеса, мы дали возможность привлекать наёмных работников тем, кто работает в этом бизнесе, а это шестьдесят восемь видов услуг. Мы сказали нашим субъектам, что не они определяют, каким видом деятельности заниматься, а правительство вышло с предложением, чтобы все шестьдесят восемь видов деятельности были введены на территории и была установлена плата. Напомню, в том созыве мы приняли закон, который отменил применение контрольно-кассовой техники для тех, кто работает, так сказать, на упрощёнке. Здесь затрагивали тему, говорили, что принят в первом чтении законопроект, где мы предлагаем упрощёнку отменить и перевести их на систему налогообложения на основе патента, а тех, у кого большие обороты, кто имеет магазины, кто имеет рестораны, перевести на упрощённый вид налогообложения. И неспроста этот закон пришёл именно из Сибири - у нас есть очень отдалённые районы, очень отдалённые деревни, - это ещё раз доказывает, что это излишние расходы для малого бизнеса. Вот та административная нагрузка на малый бизнес этим законом снимается. Я всем благодарна и прошу проголосовать за данный законопроект, а поправки - пожалуйста, законопроект открыт для всех, открыт для того, чтобы можно было его отредактировать в лучшую сторону. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, вы будете выступать? Нет. Надежда Сергеевна? Пожалуйста. Надежда Сергеевна Максимова. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемые коллеги, спасибо за то, что вы практически единодушно поддержали указанный законопроект. Я ещё раз хочу подчеркнуть, что... Вот вдумайтесь сами: мы заинтересованы в том, чтобы создавались дополнительные рабочие места, обеспечивалась загруженность, занятость, в том числе и в сельской местности, в малых городах, а на сегодня, если мы посмотрим по цифрам, за 2011 год в консолидированные бюджеты поступило всего 302 миллиона рублей по системе налогообложения на основе патента, вот можете себе представить. То есть мы сегодня стремимся создать максимум условий для того, чтобы развивалась именно эта сфера деятельности, сфера услуг, которые конкретный человек действительно может оказывать определённому кругу лиц. И надо сказать, что контрольно-кассовая техника - это ещё и дополнительные затраты материальные, и регистрация в налоговых органах, а вы знаете, что всё это не просто, и техническое обслуживание надо осуществлять, то есть это тоже уводит из этой сферы деятельности определённую часть людей, которые могли бы работать здесь. На наш взгляд, недостатки, которые имеются в этом законопроекте... Кроме того, ещё готовится глава о патентном налогообложении в Налоговый кодекс, и там все эти недостатки, о которых сегодня было сказано, можно будет учесть. Я тоже всех приглашаю к работе над вторым чтением этого законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим проект закона на "час голосования".
Пункт 20. Голосуется проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 53 мин. 15 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принято.