Заседание № 102
27.05.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 349669-3 "О внесении изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (о праве использования внебюджетных средств на национальную оборону и обеспечение безопасности государства; принят в первом чтении 18 ноября 2003 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1934 по 1991 из 6679
Пункт 9, о проекте федерального закона "О внесении изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Докладывает заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Евгений Алексеевич Фёдоров. Пожалуйста, включите микрофон Евгению Алексеевичу Фёдорову. ФЁДОРОВ Е. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Проектом федерального закона вносится положение о возможности использования внебюджетных средств на обеспечение национальной обороны и безопасности государства. Законопроект внесен в Государственную Думу в июле 2003 года и принят в первом чтении в ноябре 2003-го. Поправок к законопроекту ко второму чтению в комитет не поступило. В течение последних двух лет произошла существенная стабилизация исполнения федерального бюджета как в части полноты финансирования, так и в части равномерности выделения бюджетных средств в течение года, да и в целом возросло финансирование указанных направлений. Именно поэтому в рамках принятого 22 августа 2004 года закона № 122 в законодательные акты в сфере обороны и безопасности, в законы "Об обороне", "О Федеральной службе безопасности" и другие, касающиеся силовых направлений, были внесены положения о том, что мероприятия в области обороны и безопасности государства являются обязательствами Российской Федерации и поэтому позволено финансировать указанные мероприятия на долгосрочной основе. В связи с потерей актуальности комитет рекомендует данный проект федерального закона отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. В соответствии с Регламентом есть ли по этому поводу желание выступить полномочному представителю президента и полномочному представителю правительства? Нет. Докладчик с заключительным словом будет выступать? Все выступили. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять постановление об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении? Прошу включить режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, за отклонение, утвердительно. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 38 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6% Результат: принято Отклонен законопроект.
Заседание № 262
18.11.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 349669-3 "О внесении изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (о праве использования внебюджетных средств на национальную оборону и обеспечение безопасности государства).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6251 по 6869 из 6894
Так, коллеги, 24-й пункт - проект федерального закона "О внесении изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Вместо Олега Викторовича Морозова доклад сделает Геннадий Иванович Райков. РАЙКОВ Г. И., председатель депутатской группы "Народный депутат". Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется законопроект, касающийся двух законов. Они связанные, эти законы, это закон "О государственном оборонном заказе" и Федеральный закон "Об обороне". Внесение изменений делается в целях активизации работ по оборонному заказу в интересах сохранения и усиления позиций России на мировых рынках вооружений и военной техники. Законопроектом предусматривается предоставление головному исполнителю оборонного заказа - государству права на использование внебюджетных средств для выполнения работ по госконтракту. Определение цели и порядка их использования возлагается на Правительство Российской Федерации. При этом на госзаказчика возлагается обязанность возмещения этих средств в сроки, предусмотренные контрактом. Кроме того, законопроектом предлагается дополнительный механизм возмещения привлеченных для выполнения работ внебюджетных средств, оформления и передачи прав на интеллектуальную собственность, созданную в процессе исполнения госконтракта, что позволит не только обеспечить их привлечение, но и расширить конверсионную возможность оборонных предприятий. Принятие закона позволит создать реальные условия для прекращения роста задолженности предприятий оборонно-промышленного комплекса перед поставщиками, по заработной плате, платам в бюджет и внебюджетные фонды, будет способствовать сохранению и привлечению высококвалифицированных кадров, что в свою очередь приведет к улучшению ситуации в оборонно-промышленном комплексе в целом и снижению социальной напряженности в трудовых коллективах. Принятие указанного закона не потребует дополнительных финансовых средств из федерального бюджета. Правовое управление Государственной Думы не имеет замечаний по этому законопроекту. Предлагается принять два этих законопроекта в первом чтении. Если законопроект перед вами, то здесь... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, Геннадий Иванович. РАЙКОВ Г. И. Одну минуточку. Я сразу говорю о двух законах - законе "О государственном оборонном заказе" и законе "Об обороне". Естественно, законопроекты надо голосовать отдельно. Это понятно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, имеются в виду 24-й и 26-й пункты повестки дня, они связаны друг с другом. РАЙКОВ Г. И. Это два связанных закона - об оборонном заказе и об обороне. В закон об оборонном заказе вносится поправка - дополнение пункта 5 статьи 2 новым абзацем: "Головной исполнитель (исполнитель) для выполнения работ, предусмотренных государственным контрактом, может использовать внебюджетные средства в целях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации. Внебюджетные средства, использованные головным исполнителем (исполнителем) для выполнения работ, предусмотренных государственным контрактом, должны быть ему возмещены государственным заказчиком в сроки, определенные государственным контрактом, в том числе путем оформления (передачи) прав на интеллектуальную собственность, созданную в процессе исполнения государственного контракта". Абзацы второй - четвертый считать соответственно абзацами третьим - пятым. Вот это поправка в закон "О государственном оборонном заказе". И аналогичная поправка - в статью 2 закона "Об обороне". Я почему говорю сразу о двух законах? (Выкрики из зала.) Да, совершенно верно, потому что это два связанных закона. Использование госзаказа должно быть прописано в законе "О государственном оборонном заказе", чтобы иметь возможность внебюджетные средства использовать оборонным предприятиям. Но эта поправка не может быть принята только в одном законе, поэтому она должна быть внесена и в закон "Об обороне" (это статья 2 законопроекта): внести изменение в закон "Об обороне", дополнив пункт 1 статьи 26 абзацем следующего содержания: "Использование на оборону также внебюджетных средств осуществляется в целях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации". Я поэтому вас и предупредил, что докладываю сразу о двух законах. Если принять поправку в закон об оборонном заказе и не принимать ее в закон "Об обороне", то, в общем-то, смысла в этом нет, поэтому два этих законопроекта связанные. Естественно, голосовать по ним надо раздельно. Текст поправки очень короткий и четкий, и о смысле ее я уже сказал. Смысл в том, чтобы разрешить оборонным предприятиям при госзаказе и непосредственно при формировании своих средств использовать внебюджетные средства для развития этих оборонных предприятий. Так что тут... Я бы на этом, наверное, закончил. Вопрос у Николая Васильевича, да? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Иванович, вы присядьте. Содокладчик по 24-му пункту - Николай Ильич Табачков. Пожалуйста. РАЙКОВ Г. И. А вопросы потом? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А как же? Содоклад-то должен быть. ТАБАЧКОВ Н. И. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Пехтиным, Райковым, Морозовым, и отмечает следующее. Законопроект подготовлен и внесен с целью разрешить использование внебюджетных средств для финансирования национальной обороны и обеспечения безопасности государства. Авторами законопроекта предлагается дополнить Бюджетный кодекс Российской Федерации новой статьей - 84.1 "Использование внебюджетных средств на национальную оборону и обеспечение безопасности государства". Указанная норма позволит привлечь дополнительные средства для совершенствования системы финансирования государственного оборонного заказа. Порядок и контроль за использованием указанных средств предлагается возложить на Правительство Российской Федерации. Внесение указанных изменений целесообразно, это позволит оптимизировать процесс использования дополнительных средств, своевременно осуществлять платежи за выполненные работы в рамках государственного оборонного заказа, а также улучшить финансово-экономическое состояние оборонных предприятий. Следует отметить, что на законопроект получено положительное заключение Правительства Российской Федерации. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний не имеется. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять указанный проект федерального закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. (Выкрики из зала.) Конечно, обязательно вопросы будут. Пожалуйста, у кого есть вопросы по этому законопроекту? Не уходите, Николай Ильич, оставайтесь на трибуне. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. К кому вопрос? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Наверное, к автору. Скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что если я привлекаю внебюджетные средства для изготовления боевого самолета или вертолета, то по мере его изготовления я становлюсь его хозяином? Я правильно понял смысл закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, мы отвлеклись. Пожалуйста, повторите ваш вопрос. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Еще раз повторяю: я правильно понял суть закона, что если я привлекаю деньги и заказываю боевой вертолет, танк, то изготовленный танк является моей собственностью? В этом суть закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Геннадий Иванович Райков ответит по карточке депутата Залиханова. Пожалуйста. РАЙКОВ Г. И. Николай Васильевич, нет, совершенно не так. Ведь здесь смысл какой? Оборонный заказ остается оборонным заказом, и никакой оборонный заказ не может быть, так сказать, в частных руках, чтобы продать кому-то танк. Это ведь просто закон не позволит сделать. Здесь речь идет о том, что вы можете привлечь внебюджетные средства для исполнения гособоронзаказа, но дальше - вы посмотрите в законе - написано, что возврат этих средств обязательно должен быть из бюджета на оборонный заказ так или иначе, понимаете? Потому что это позволяет... (Выкрики из зала.) КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Пока не вернули... РАЙКОВ Г. И. Ну, пока не вернули... Если мы так будем говорить - пока не вернули, тогда не надо вообще оборонные заказы делать. Можно через арбитраж вернуть деньги. Но дело в том, что это дает сегодня оборонным предприятиям вместе с привлечением бюджетных средств (а им сегодня это не разрешено делать, особенно унитарным государственным предприятиям, у них же жесткий бюджет: отдай деньги туда - и до свидания) возможность привлечения и этих средств, поэтому предприятия могут как бы себя вольнее чувствовать в этом вопросе и привлекать средства со стороны. И затем государство им обязано всё равно по госзаказу возместить эти средства, иначе смысла никакого нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Ильич, хотели бы добавить? ТАБАЧКОВ Н. И. Да нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас, коллеги, давайте мы сделаем так. Все-таки рук много, поэтому запишитесь, я не хочу никого обидеть - кто первый, кто второй... А вы не убегайте с трибуны. Пожалуйста, покажите список. Пять депутатов. Пожалуйста, Захаров Алексей Константинович. ЗАХАРОВ А. К. Уважаемые коллеги, когда речь идет о такой деликатной и сложной материи, как оборонный заказ, мне кажется, что очень рискованно играть с привлеченными со стороны средствами. Я понимаю, что речь идет о благом намерении - как можно лучше финансировать оборонный заказ, но, кто платит, кто заказывает музыку, тот и заказывает, по сути дела, итоги. Поэтому с оборонным заказом шутки плохи, и мне кажется, что надо сосредоточиться на том, чтобы обеспечивать его исполнение из федерального бюджета, а не играть с привлечением со стороны неизвестно откуда взявшихся средств. По сути дела, авторы как-то очень туманно отвечают на вопрос: а что же за средства они собираются привлекать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас вопрос, сейчас ведь не выступления. Пожалуйста, Алексей Константинович, задайте вопрос. Понял Геннадий Иванович вопрос. Райков по карточке Залиханова. Пожалуйста. РАЙКОВ Г. И. Я хочу ответить депутату, что это исключено, потому что в законе четко и понятно прописано, что правительство дает оборонный заказ, что используются внебюджетные средства в целях и в порядке, которые определяются тем же самым Правительством Российской Федерации. Поэтому то, о чем вы говорите, невозможно. Правительство делает госзаказ, и оно же утверждает использование средств на выполнение заказа, поэтому здесь контроль-то стопроцентный, здесь никаких вихляний не может быть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гончар Николай Николаевич, ваш вопрос. ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. У меня вопрос следующий, к автору естественно. Меня смущает, что там записано: в порядке, устанавливаемом правительством. Я хорошо помню, как мы, утверждая федеральные целевые и адресные программы, в частности программу развития гражданской авиационной техники (понятно, что авиационная техника - продукт такого двойного назначения), так вот, мы в последний момент узнали, что там тоже был раздел о привлечении средств инвесторов. А потом выяснилось, что правительство, Минфин в частности, планирует объемы финансирования, исходя из того, что вот какая-то часть из тех объемов, которые были заказаны в программе, заявлены в ней и учтены в паспорте программы, должна быть покрыта за счет вот этих совершенно неопределенных и не всегда реальных источников. И в силу этого программа развития гражданской авиационной техники, повторяю, она очевидно двойного... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, вопрос понятен. Геннадий Иванович Райков - по карточке депутата Залиханова. РАЙКОВ Г. И. Николай Николаевич, вы знаете, что я тридцать лет проработал, делал авиационные двигатели, и я знаю порядок. Мы с вами сотрудничаем в межфракционном объединении "Авиация и космонавтика России". Прав Захаров, когда сказал, что в этом законе прописано, что и оборонзаказ дается правительством, и порядок привлечения внебюджетных средств тоже определяется правительством. Поэтому как раз это и не позволяет где-то как-то так привлечь средства, чтобы потом было, как сказал Николай Васильевич Коломейцев: я привлек средства, отдайте мне танк. Здесь как раз это исключено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, хорошо. Пожалуйста, Сизов Александр Александрович. СИЗОВ А. А., фракция "Отечество - Единая Россия". Законопроект предусматривает введение государственного контроля - я подчеркиваю, контроля! - за использованием внебюджетных средств. К авторам: назовите примеры неэффективного использования этих внебюджетных средств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Иванович Райков, пожалуйста. По карточке Залиханова. СИЗОВ А. А. Крупные хотя бы. РАЙКОВ Г. И. Ну, я могу назвать Ульяновский комплекс (как правильно сказал Николай Николаевич, авиация военная и гражданская рядом ходят), самолет "Ту-204", когда были привлечены средства со стороны Египта не только на "Ту-204" (потом начали разбираться), но и на некоторую военную технику. Вот вам, пожалуйста, пример, где это может использоваться, если не будет контроля в этом отношении и не будут расписаны правительством и госзаказ, и порядок привлечения средств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, депутат Асеев, ваш вопрос. АСЕЕВ В. М. Я хотел бы все-таки услышать, какие внебюджетные средства имеются в виду: что это за средства, откуда они могут взяться? Это будут кредитные или какие-то другие средства, расскажите, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, понятен вопрос. Геннадий Иванович Райков - по карточке Залиханова. РАЙКОВ Г. И. Ну как уважаемому земляку объяснить, что такое внебюджетные средства? Ну, я, конечно, могу объяснить, но вы все и так понимаете, что есть средства, утвержденные бюджетом, и есть средства, полученные вне бюджета. Вы же бывший глава администрации города, и я бывший глава администрации, у нас с вами были внебюджетные средства, мы их привлекали, они могут самого разностороннего склада быть, лишь бы они не были криминального происхождения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, и последний вопрос. Депутат Багишаев, пожалуйста. БАГИШАЕВ З. А., фракция "Отечество - Единая Россия". Вопрос скорее всего к автору. Геннадий Иванович, вне всякого сомнения, привлечение внебюджетных средств ускоряет выполнение заказов, ускоряет движение финансовых средств, ускоряет прежде всего возможности выпускаемой предприятиями продукции, скажите, пожалуйста, а в каком порядке эти внебюджетные средства впоследствии, при продаже или при приобретении государством оборонного заказа, будут своевременно возвращены предприятиям? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Геннадий Иванович. Игорь Владимирович, вы говорите сразу по двум телефонам и громко. РАЙКОВ Г. И. Я, наверное, просто прочитаю статью закона: "Внебюджетные средства, использованные головным исполнителем (исполнителем) для выполнения работ, предусмотренных государственным контрактом, должны быть ему возмещены государственным заказчиком в сроки, определенные государственным контрактом..." Здесь все взаимоувязано, ведь статьи закона настолько простые, что они понятно определяются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросов больше нет, присаживайтесь, Николай Ильич. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель правительства? Пожалуйста, Логинов Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Поскольку докладывалось два законопроекта... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По первому сейчас, по пункту 24. ЛОГИНОВ А. В. По пункту 24... Это о законе "О государственном оборонном заказе" и Федеральном законе "Об обороне", да? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет-нет, о проекте закона "О внесении изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЛОГИНОВ А. В. Да, у правительства. Так, законопроект "О внесении изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, о возможности использования внебюджетных средств. ЛОГИНОВ А. В. Правительством был направлен официальный отзыв. Мы поддерживаем данный законопроект, но у нас имеется замечание. Оно тут отражено, оно носит юридико-технический характер, поэтому я полагаю, что мы можем исправить это ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, представитель президента?.. Нет. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект, пункт 24, принять в первом чтении? (Выкрики из зала.) А никто не захотел, я спрашивал. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 49 мин. 47 сек.) Проголосовало за 218 чел. 48,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 219 чел. Не голосовало 231 чел. 51,3% Результат: не принято Не принимается. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фарида Исмагиловна предлагает вернуться к голосованию. Кто за то, чтобы вернуться к голосованию? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 50 мин. 29 сек.) Проголосовало за 236 чел. 99,2% Проголосовало против 2 чел. 0,8% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 238 чел. Не голосовало 0 чел. 0,0% Результат: принято Вернулись к голосованию. Прошу депутатов быть внимательными. Кто за то, чтобы принять законопроект, пункт 24, в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 51 мин. 07 сек.) Проголосовало за 249 чел. 55,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 250 чел. Не голосовало 200 чел. 44,4% Результат: принято Принимается. Законопроект под номером 26. Олег Викторович, вы доложите или Геннадий Иванович? То есть доклад состоялся, только не было содоклада от Комитета по обороне, поэтому выступит Николай Максимович Безбородов. Речь идет о 26-м пункте. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы! Комитет по обороне рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и Федеральный закон "Об обороне". Комитет по обороне считает важным и своевременным внесение в действующее законодательство дополнений, которые создадут правовую основу для использования внебюджетных средств при осуществлении поставок, работ, услуг, направленных на достижение необходимого уровня обороноспособности страны. При этом предполагается наделить Правительство Российской Федерации правом определять цели, порядок использования внебюджетных средств в интересах национальной обороны. Принятие данного законопроекта позволит повысить ритмичность финансирования работ, выполняемых в рамках государственного оборонного заказа, сократить сроки НИОКР при создании новых видов военной продукции, а также улучшить взаимодействие головных исполнителей государственного оборонного заказа с исполнителями и поставщиками. Комитет по обороне полностью поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта и просит принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, оставайтесь на трибуне. Будут ли вопросы? Есть вопрос. У вас вопрос, Олег Викторович? Пожалуйста, Морозов Олег Викторович. МОРОЗОВ О. В. Николай Максимович, вот у меня есть такая странная информация о том, что не было единодушия в Комитете по обороне при рассмотрении этого вопроса. Это соответствует действительности? Как голосовал комитет по этому вопросу? БЕЗБОРОДОВ Н. М. Комитет по обороне полностью поддерживает данный законопроект, независимо от принадлежности к фракциям и депутатским группам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Вопросов нет. Есть ли желающие выступить? Вопрос есть? Депутат Резник Владислав Матусович. Владимир Петрович Никитин, у вас тоже вопрос? РЕЗНИК В. М. Спасибо. У меня следующий вопрос. Все-таки каким образом будут использоваться внебюджетные средства, которые в дальнейшем будут возвращаться? Это первый вопрос. Как вы это понимаете? Как это будет происходить? БЕЗБОРОДОВ Н. М. Я еще раз подчеркиваю, что в законопроекте полностью расписано, как будут использованы внебюджетные средства и как они будут возвращаться, - согласно заключенным контрактам. (Выкрики из зала.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, потом я вам дам выступить. На вопрос он ответил. Никитин Владимир Петрович, пожалуйста, вопрос. НИКИТИН В. П. Спасибо. Уважаемый Николай Максимович, вы проводили какую-то количественную оценку объемов этих привлеченных средств и того, какая доля гособоронзаказа может быть ими реально профинансирована? И вообще, как это позволит, может быть, увеличить сами объемы выпуска соответствующей продукции? БЕЗБОРОДОВ Н. М. Комитет по обороне не проводил количественного анализа того, сколько будет привлечено внебюджетных средств, поскольку это делали разработчики. Но Комитет по обороне несколько лет подряд выходил с инициативой, чтобы такой закон был, поскольку есть инициаторы, желающие внебюджетные средства вкладывать в создание вооружения и техники. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Райков Геннадий Иванович хотел тоже ответить на этот вопрос. Пожалуйста. РАЙКОВ Г. И. Добавил бы, что в марте у нас в Думе проводился "круглый стол" по линии межфракционной группы "Авиация и космонавтика России", где присутствовали практически все руководители оборонных предприятий, и в общем-то, от них инициатива исходила в отношении этого закона. Они довольно хорошую статистику представляют в данном случае: в принципе это около 30, даже 40 процентов использованных оборонных средств, которые могут пополнять оборотные средства. Ведь вы сами понимаете и отлично знаете, что любой планер, любая техника, любой двигатель - это ведь не просто, как говорится, дело одного месяца, это дело иногда трех-четырех лет, особенно поставка новой техники. И зачастую из-за отсутствия как раз привлеченных оборотных средств на предприятиях теряют целые годы. И это предложение всех руководителей оборонных предприятий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гончар Николай Николаевич, ваш вопрос. ГОНЧАР Н. Н. Я хотел бы только напомнить коллеге Райкову, что на той самой встрече представители предприятий, которые всерьез рассчитывали на привлечение внебюджетных средств, говорили о том, что нам необходимо одновременно внести изменения в закон "О военно-техническом сотрудничестве...". Потому что участие участием, но если потом тот, кто вложил деньги, не сможет реализовать продукцию, а он ее не сможет реализовать без таких изменений, то затея становится бессмысленной для инвестора. Поэтому большая просьба прокомментировать этот вопрос. Вы собираетесь вносить изменения в закон о ВТС или всё останется так, как есть? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Райкову микрофон включите. Геннадий Иванович, пожалуйста. РАЙКОВ Г. И. Николай Николаевич, мы вместе с вами были на "круглом столе", и мы разработали два момента: внесение поправки по использованию внебюджетных средств в гособоронзаказ и в закон "Об обороне", а затем вот то, о чем вы говорите, необходимо будет вносить в закон "О военно-техническом сотрудничестве...", и это естественно, как иначе?.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Сизов Александр Александрович, пожалуйста. Последний вопрос. ИЗ ЗАЛА. Нет, еще есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто еще? А, я вам дам слово, Наталья Владимировна. СИЗОВ А. А. Я обращаюсь к авторам или даже, пожалуй, к представителю Комитета по обороне. Принятие закона позволит создать реальные условия для прекращения задолженности, а самое главное - для привлечения и сохранения высококвалифицированных кадров, их обучения. Продумано ли в законе, каков будет процент отчислений на науку из привлеченных средств? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это вам, что ли, Николай Максимович, вопрос? Пожалуйста. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Реально еще не разработано, какая доля внебюджетных средств должна идти на науку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Комарова Наталья Владимировна. КОМАРОВА Н. В. Я к авторам обращусь. Геннадий Иванович. Скажите, пожалуйста, вот мы только что рассматривали законопроект по межбюджетным отношениям и согласились с тем, чтобы исключить возможность местным органам, субъектам Федерации привлекать внебюджетные средства, спонсорские средства, а сейчас мы говорим о том, что возможно привлечение внебюджетных средств на реализацию оборонных заказов. Совершенно очевидно, что какое-то время, пока долг будет возвращаться государством, инвестор может потребовать во владение свою собственность, которую он на период исполнения оборонного заказа нам будет давать. Как вот это увязать? В каком соотношении для гарантии владения продукцией государством, а не инвестором могут привлекаться бюджетные и внебюджетные средства для исполнения, реализации оборонного заказа? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наверное, лучше Геннадию Ивановичу ответить, да? Райков Геннадий Иванович, пожалуйста. РАЙКОВ Г. И. Наталья Владимировна, я согласен с тем, что вы говорили по закону о внебюджетных отношениях, я сторонник того, что вы говорили. Что касается этого закона... Если кто-то имел отношение к производству техники, - а я 30 лет ее производил, - то знает, что начальный период составляет порядка 30 процентов. Это легко контролируемые цифры, и на эту сумму вы потом не купите ни один объект и не потребуете возврата собственности, потому что идет производство. И поэтому в законе четко и понятно прописали: определяется Правительством Российской Федерации, которое делает госзаказ и дает согласие на привлечение внебюджетных средств для исполнения в конечном итоге госзаказа. Поэтому здесь эти вещи взаимоувязаны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас закончилось время. Я прошу продлить заседание до момента завершения работы над законопроектом. Пожалуйста, голосуйте. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, и протокольное поручение одно еще. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 00 мин. 34 сек.) Проголосовало за 246 чел. 54,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 247 чел. Не голосовало 203 чел. 45,1% Результат: принято Продлеваем. Так, коллеги, вопросов больше нет, но есть желающие выступить. (Выкрики из зала.) Уже Резник не желает? Захаров желает. Пожалуйста, Алексей Константинович Захаров, единственный. ЗАХАРОВ А. К. Уважаемые коллеги, вот при всём понимании того, что оборонные предприятия находятся в тяжелом положении, я хотел бы выразить крайнюю обеспокоенность в связи с принятием этого закона. Не бывает коврижек даровых, обязательно это приведет к неприятностям. Оборона и безопасность - по Конституции это дело Федерации, и Федерация должна финансировать все расходы на эту сферу из своего федерального бюджета. Создание обходных путей только затуманит этот процесс: возникнут ловушки, лазейки, деньги будут обходить федеральный бюджет. Ничего хорошего из этого не получится. Наш многолетний опыт общения с различного рода фондами показывает, что нельзя допускать финансирования откуда-либо, кроме как из федерального бюджета, таких деликатных сфер, как оборона и безопасность. По сути дела, речь пойдет о выводе значительной части ресурсов из-под контроля парламента и передаче их неизвестным спонсорам, что крайне опасно. Я полагаю, что надо решать проблемы оборонных предприятий другим путем. Правительство обязано заботиться о выполнении оборонного заказа и его финансировании. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Морозов Олег Викторович, пожалуйста. МОРОЗОВ О. В. Я, как автор закона, хочу ответить. Мне кажется, что, если находятся ресурсы в государстве для того, чтобы профинансировать государственный оборонный заказ, они должны быть мобилизованы. Поэтому я предлагаю палате не реагировать на выступление Захарова, проголосовать сейчас за этот закон, а потом спуститься в Красный зал. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, представители правительства хотели бы выступить? Поддерживают. Представители президента? Нет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы этот законопроект принять в первом чтении? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 03 мин. 35 сек.) Проголосовало за 242 чел. 53,8% Проголосовало против 8 чел. 1,8% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 251 чел. Не голосовало 199 чел. 44,2% Результат: принято Принимается.