Заседание № 213

21.02.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 349656-4 "О внесении изменения в пункт 11 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в части, касающейся порядка индексации ежемесячной страховой выплаты).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4693 по 5071 из 5619
Пункт 31. Проект федерального закона "О внесении изменения в пункт 11 статьи    
12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных    
случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Доклад Олега           
Николаевича Смолина.                                                            
                                                                                
Пожалуйста, Олег Николаевич.                                                    
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему         
вниманию предлагается проект федерального закона, название которого было уже    
озвучено Любовью Константиновной. Прежде чем рассказать о его содержании, я     
позволю себе буквально несколько вводных замечаний. Как вы, наверное, все       
помните, в своё время Президент Российской Федерации поставил перед властями    
всех уровней задачу борьбы с бедностью. На мой взгляд, эта задача в настоящее   
время решается неудовлетворительно. Я напомню, что если, по данным, в конце     
советского периода Россия (тогда Советский Союз) занимала по уровню жизни       
места от девятнадцатого до тридцать второго среди других стран, то в            
настоящее время - от шестьдесят пятого до сто второго места. Я напомню, что     
если правительство насчитывает в России примерно 15 процентов бедных, то по     
международным оценкам - 53 процента населения. Но дело даже не в этом сейчас.   
Просто есть группы населения, которые, на мой взгляд, прямо выталкиваются в     
положение бедных, если не хуже. Среди них есть люди, которые получают выплаты   
по возмещению вреда здоровью. Они оказались в одном из самых худших положений   
даже по сравнению с российскими пенсионерами.                                   
                                                                                
Напомню, уважаемые коллеги, что сейчас пенсия в Российской Федерации            
индексируется следующим образом: базовая часть пенсии - по средней инфляции,    
страховая часть пенсии - по росту заработной платы в стране. Тем не менее,      
если вы внимательно посмотрите данные уважаемого мною Комитета по труду и       
социальной политике, нашего думского комитета, вы обнаружите, например,         
следующую динамику изменения размера средней пенсии по отношению к              
прожиточному минимуму пенсионера (я сейчас не говорю о прожиточном минимуме     
пенсионера, это отдельная, грустная, тема, привожу только данные): 2004 год -   
116 процентов, 2005 год (после массовых акций протеста) - 124 процента, 2006    
год (прогноз Минэкономразвития) - 99 процентов средняя пенсия от прожиточного   
минимума пенсионера, и, наконец, в 2007 году (после всех обещанных повышений    
осенью) размер средней пенсии пенсионера составит 103 процента по отношению к   
его прожиточному минимуму. Так обстоят дела с пенсией, то есть в реальных       
деньгах по отношению к ценам на товары первой необходимости, даже по            
официальным данным, она снижается за два года на 21 процент.                    
                                                                                
Теперь смотрим, что происходит с выплатами в порядке возмещения вреда           
здоровью (опять же ссылаюсь на данные нашего профильного комитета): с 1         
января 2004 года это возмещение проиндексировано на 10 процентов, с 1 января    
2005 года - на 9,5 процента, с 1 января 2006 года - на 8,5 процента. Легко      
понять, что это ниже даже официально заявленных темпов инфляции в Российской    
Федерации. Если же мы обратимся не к официально заявленной инфляции, а к        
росту прожиточного минимума, по данным независимых экспертов, то мы увидим,     
что обесценивание происходит в разы.                                            
                                                                                
Я напомню, уважаемые коллеги, что цены на товары первой необходимости растут    
как минимум в полтора-два раза быстрее средних цен по Российской Федерации. В   
своё время газета "Аргументы и факты" опубликовала расчёты доктора              
физико-математических наук Зайцева, которые показали, что инфляция в            
отношении тридцати одной группы товаров и услуг первой необходимости в          
последние годы не опускалась ниже 30 процентов. Если вам не нравится доктор     
физматнаук, посмотрите данные, которые получены директором Института            
экономики Российской академии наук Русланом Гринбергом (они были озвучены в     
своё время в средствах массовой информации). В отличие от правительства,        
которое говорит, что в прошлом году, например, доходы населения выросли на 11   
процентов, а средняя инфляция составила 9 процентов, по данным Гринберга        
получается так, что цены на товары первой необходимости (пятнадцать -           
двадцать видов товаров и услуг) выросли на 25-30 процентов. Следовательно, у    
15 процентов населения доходы выросли в полтора-два раза, а у 50 процентов      
населения они не выросли.                                                       
                                                                                
Итак, если вообще трудно говорить о повышении доходов в России и о людях с      
низкими доходами, потребляющих в основном товары первой необходимости, то что   
касается людей, получающих возмещение за вред, причинённый их здоровью, здесь   
ситуация особенно плохая, причём повинно в этом, увы, и наше                    
законодательство. Я назвал бы четыре основных порока действующего закона в      
отношении возмещения вреда здоровью.                                            
                                                                                
Порок первый - индексация ставится в зависимость от инфляции, а не от цен на    
товары первой необходимости.                                                    
                                                                                
Порок второй - закон содержит крайне расплывчатую формулировку: "с учётом       
инфляции". Кто как и в какой мере её учитывает, вы видели сами. Реально         
недоплачивают даже до того официального роста цен, о котором заявляют наше      
правительство и Росстат.                                                        
                                                                                
Порок третий - в законе говорится, что индексация проводится в пределах         
средств Фонда социального страхования. Как мы знаем, средств в этом фонде       
всегда не хватает.                                                              
                                                                                
И четвёртый порок - федеральный бюджет никакой ответственности за индексацию    
не несёт.                                                                       
                                                                                
Мы же предлагаем устранить все эти четыре порока действующего закона            
следующим образом.                                                              
                                                                                
Первое - мы предлагаем установить зависимость индексации возмещения вреда       
здоровью от прожиточного минимума, а не от среднего роста цен.                  
                                                                                
Второе - мы пишем не "с учётом", а "в соответствии". То есть предлагается       
более жёсткая, чёткая формулировка.                                             
                                                                                
Третье - мы пишем, что средства должны предусматриваться в Фонде социального    
страхования, а не выделяться в пределах того, что есть в фонде.                 
                                                                                
И наконец, четвёртое - мы пишем, что если в Фонде социального страхования       
средств не хватает, то они должны пополняться за счёт средств федерального      
бюджета. Цена вопроса, уважаемые коллеги, - около 15 миллиардов рублей.         
Напомню, что это примерно 1 процент от дополнительных доходов федерального      
бюджета, ожидаемых на 2007 год. Причём вполне можно предусмотреть эти           
средства при корректировке бюджета (напомню, что каждый год правительство его   
корректирует). Либо мы готовы, если будет таковой позиция комитета, ввести      
закон в действие, в конце концов, с 2008 года. Важно, чтобы порочная            
ситуация, когда мы выталкиваем группу людей в положение бедных и нищих, была    
прекращена.                                                                     
                                                                                
В заключение хочу сказать, что, как мне представляется, наша российская         
власть не должна уподобляться известному Плюшкину, который морил голодом себя   
и других. Правда, наша власть себя голодом не морит. Я напомню, что             
заработную плату государственных служащих предполагается индексировать с 1      
января на 10 процентов и осенью ещё на 15 процентов. Затраты на эти цели        
несоизмеримы с теми, о которых мы просим.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы просим вас внести свой вклад в ту самую борьбу с          
бедностью, в данном случае - в отношении лиц, пострадавших на производстве.     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Пока присаживайтесь.            
                                                                                
Содоклад Олега Витальевича Еремеева, заместителя председателя Комитета по       
труду и социальной политике.                                                    
                                                                                
ЕРЕМЕЕВ О. В., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Рассматриваемым сегодня     
законопроектом предлагается заменить существующий механизм индексации размера   
ежемесячной страховой выплаты в зависимости от инфляции на индексацию в         
соответствии с ростом прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.    
При этом предполагается, что в случае недостатка средств, поступающих от        
обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и   
профзаболеваний, для индексации выплат в соответствии с новой нормой            
федеральный бюджет должен компенсировать этот недостаток. Только что это всё    
представил вашему вниманию автор законопроекта.                                 
                                                                                
Комитет по труду и социальной политике чрезвычайно внимательно рассмотрел       
законопроект на своём заседании и принял решение не рекомендовать               
Государственной Думе принимать его в первом чтении. Основные причины, по        
которым предлагается не принимать данный законопроект, следующие.               
                                                                                
Первое. Предлагаемый критерий индексации противоречит прожиточному минимуму,    
установленному статьёй 2 Федерального закона "О прожиточном минимуме в          
Российской Федерации". Согласно данному закону прожиточный минимум не может     
использоваться в целях индексации страховых выплат.                             
                                                                                
Второе. Существующий механизм индексации страховых выплат идентичен механизму   
индексации других социальных пособий и компенсаций, установленных действующим   
законодательством, то есть вопрос индексации ежемесячной страховой выплаты,     
адекватной подходу к индексации всех социальных выплат, законодательно уже      
урегулирован и не требует внесения изменений в действующее законодательство.    
                                                                                
Если же принимать предложение Олега Николаевича Смолина о механизме             
индексации размера ежемесячной страховой выплаты, то мы вынуждены будем         
принимать решение об использовании данного механизма индексации для других      
пособий и выплат и также базовой части пенсии, то есть расходы на индексацию    
социальных пособий и выплат возрастут в десятки раз. Профинансировать такие     
расходы даже в условиях профицитности бюджета представляется нереальным.        
                                                                                
Третье. Источником финансирования ежемесячных страховых выплат являются         
страховые взносы, уплачиваемые работодателем в рамках обязательного             
социального страхования от несчастных случаев на производстве и                 
профессиональных заболеваний. Предложение автора законопроекта потребует        
дополнительных средств, а это приведёт к необходимости увеличения размера       
страховых взносов, к увеличению отчислений с фонда оплаты труда. Таким          
образом, можно говорить о том, что принятие данного решения приведёт к          
дополнительному изъятию средств у наёмных работников.                           
                                                                                
Предложенный же в законопроекте источник покрытия возникающего дефицита Фонда   
социального страхования Российской Федерации для финансирования ежемесячных     
страховых выплат - за счёт средств федерального бюджета - не может быть         
поддержан, так как противоречит нормам бюджетного законодательства.             
                                                                                
На законопроект, который мы с вами сегодня рассматриваем, поступили отзывы от   
органов законодательной власти и высших исполнительных органов                  
государственной власти двадцати шести субъектов Российской Федерации. В         
согласованных отзывах трёх субъектов Российской Федерации законопроект не       
поддерживается. В двадцати трёх отзывах согласованное мнение по законопроекту   
отсутствует.                                                                    
                                                                                
Правительство Российской Федерации в своём заключении не поддерживает данный    
законопроект. Комитет Совета Федерации по социальной политике также не          
поддерживает концепцию законопроекта. Учитывая вышесказанное, комитет           
предлагает отклонить рассматриваемый законопроект.                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? У Кибирева Бориса Григорьевича один вопрос. Пожалуйста,        
Борис Григорьевич.                                                              
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. У меня вопрос к содокладчику. Уважаемый Олег Витальевич, вы       
сейчас как раз процитировали то, что касается участия субъектов Российской      
Федерации в определении этого законопроекта, цифру вы назвали. Так вот, в       
заключении Комитета по труду и социальной политике есть на них ссылка: в        
двадцати трёх отзывах, поступивших из субъектов Российской Федерации,           
отсутствует согласованное мнение по законопроекту. Вопрос: что такое            
согласованное мнение? С кем оно согласовано?                                    
                                                                                
ЕРЕМЕЕВ О. В. По Регламенту мнение является согласованным, если все ветви       
власти направят свои заключения. Это является согласованным мнением, не с       
кем-то, а между собой согласованное.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Олег Витальевич.                 
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нина Александровна Останина, потом депутат          
Бадалов.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Нина Александровна.                                                 
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Олег Витальевич, уважаемые коллеги! Специфика региона, который я      
представляю в Государственной Думе, - Кемеровской области, где очень высока     
степень травматизма на производстве, - позволяет мне высказать свою позицию     
по этому законопроекту. Я затрудняюсь назвать ещё более уязвимую категорию      
населения, чем так называемые регрессники - люди, которые получили увечья на    
производстве.                                                                   
                                                                                
Дело в том, что за одиннадцать лет работы в Государственной Думе я не           
припомню ни одного года, когда бы эти люди не обращались в Фонд социального     
страхования, когда бы не обращались к нам, в профильный Комитет по труду и      
социальной политике. Любовь Константиновна, я благодарна вам за то, что в       
момент обращения этих людей вы их приняли и поддержали их позицию о             
необходимости индексации вот этих выплат.                                       
                                                                                
Я просто хочу сказать, что есть два законодательных порока, которые касаются    
этой категории людей. Первый порок заключается в том, что очень цинично, что    
в законодательстве не определён период медицинского переосвидетельствования.    
То есть если захочется чиновникам дёрнуть этого человека, даже если у него      
первая группа и это лежачий больной, спинальник, то они могут это сделать       
через два месяца, через три месяца, надо будет подтверждать, что это            
действительно инвалид первой или второй группы, тянуть этого человека на        
МСЭКи (экспертные комиссии), ещё раз давать заключение, хотя по сути всем       
очевидно, что человек этот никогда уже не сможет полностью реабилитироваться.   
                                                                                
И второй порок заключается как раз в механизме индексации размеров этих         
выплат. Понятно, что этот механизм ни в коей мере не соответствует темпам       
инфляции, поэтому ещё раз одна из наиболее часто, что ли, упоминаемых           
позиций, которые являются с точки зрения самих регрессников несправедливыми,    
- это как раз обращение к нам, депутатам, внести поправки в механизм            
индексации.                                                                     
                                                                                
Олег Витальевич, я сожалею, что вот вы незнакомы с этими людьми, с которыми     
встречался председатель вашего комитета Андрей Исаев, но вот как раз            
Андрей-то и дал обещание... господин Исаев дал обещание о том, что он           
займётся предметно этим вопросом, заверил этих людей, что да, мы внесём         
поправки в законодательство. Однако уже последний год работы в                  
Государственной Думе, а никаких поправок от вашего комитета никто не            
инициировал. Более того, на представленную разумную поправку Олега              
Николаевича Смолина комитет ответил отрицательным отзывом.                      
                                                                                
Я прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать предложение Олега Николаевича.       
Только в Кузбассе, подумайте, тридцать две тысячи регрессников.                 
Экстраполируйте эту цифру на другие регионы с высоким уровнем травматизма, и    
вы поймёте, насколько востребованным будет предложенный Олегом Николаевичем     
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бадалов Рубен Михайлович, пожалуйста, также в три         
минуты уложитесь.                                                               
                                                                                
БАДАЛОВ Р. М. Уважаемые коллеги, очень непросто после выступления Олега         
Николаевича Смолина аргументировать позицию, потому что он очень глубоко        
знает проблему и болеет душой. Спасибо ему за это, я разделяю его позицию.      
                                                                                
Хотел бы на некоторые моменты обратить ваше внимание. Уже было сказано, что     
индексация производится по воле правительства, тогда, когда оно посчитает       
необходимым и нужным, с учётом инфляции. То есть цифра заведомо, ну, или как    
правило ниже, и это было подтверждено цифрами, процентами, показывающими, как   
индексировалась в последние годы эта выплата. Обращаю внимание, что мы имели    
такой период времени, когда при галопирующей инфляции более полутора лет        
вообще не индексировалась выплата по регрессным искам, это на нашей памяти.     
                                                                                
Мы с вами, ну, не мы в данном случае, а предыдущая Дума принимала закон об      
обязательном социальном страховании, подчёркиваю, обязательном. До введения     
такого закона страхование было и выплаты производил работодатель. Была          
определённая вакханалия в этом вопросе, но выплаты были иногда даже на          
порядок выше, чем заработная плата, которую люди получали непосредственно на    
рабочих местах, то есть компенсация была выше. Сегодня она непозволительно      
низкая, хотя выплачивается из централизованных источников и, как мы говорим,    
гарантированная, но не периодически индексируемая. Поэтому, безусловно, надо    
принимать решение о том, чтобы порядок был довольно жёсткий, пропорциональный   
и не просто с учётом инфляции, а как бы пропорционально этим цифрам инфляции.   
Ну, а, скорее всего, шаг должен быть даже увеличен по той причине, что          
действительно индекс роста цен на основные товары, которыми пользуются          
инвалиды-регрессники, на порядок выше, чем тот, который у нас периодически      
заявляется средним по стране.                                                   
                                                                                
Механизмы надо совершенствовать, и поэтому те предложения, которые Олег         
Николаевич внёс, фракция "Справедливая Россия" - "Родина", безусловно,          
поддержит. Спасибо ему большое.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание выступить у представителей правительства и президента?          
                                                                                
Заключительное слово Олега Николаевича Смолина. С места.                        
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Спасибо, уважаемая Любовь Константиновна.                          
                                                                                
Я постараюсь быть кратким и только позволю себе высказать критику в адрес той   
критики, которую услышал со стороны представителя уважаемого мною Комитета по   
труду и социальной политике.                                                    
                                                                                
Позиция первая. Закон "О прожиточном минимуме..." отнюдь не запрещает           
использовать критерии роста прожиточного минимума для индексации социальных     
выплат. Это в законе не написано, поэтому это вопрос трактовки, не более        
того.                                                                           
                                                                                
Второе. Когда нам говорят, что это приведёт к увеличению выплат в десятки       
раз, то это, конечно, известный принцип: пол - потолок - палец. Но надо         
сказать честно, что индексация выплат будет производиться быстрее в этом        
случае примерно в полтора - два раза, это правда.                               
                                                                                
Позиция третья. Что касается ссылки на то, что такой порядок индексации         
установлен для всех категорий, это неверно. Я приводил примеры, согласно        
которым даже у пенсионеров ситуация лучше: часть пенсии, базовая,               
индексируется по инфляции, а страховая часть пенсии - по заработной плате.      
Положение пенсионеров лучше, и пенсии растут быстрее, чем выплаты по            
возмещению вреда здоровью. Это действительно особая, самая ущемлённая           
категория.                                                                      
                                                                                
И наконец, четвёртое. Коллеги, мы должны чётко себе сказать, что мы выбираем    
из двух вариантов: либо пусть продолжают нищать люди, которые уже один раз      
пострадали от травм на производстве, либо мы пытаемся сократить в стране        
бедность. Я считаю, что пришла пора всё-таки всерьёз заняться этой проблемой.   
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И Олег Витальевич Еремеев, несколько слов от комитета в   
заключение.                                                                     
                                                                                
ЕРЕМЕЕВ О. В. Уважаемые коллеги, я тоже хотел бы сказать два слова в            
заключение по поводу тех упрёков, которые прозвучали в адрес комитета. Я        
хотел бы обратить ваше внимание на тот момент, когда комитет рассматривал       
предложенный Олегом Николаевичем Смолиным законопроект. Все те доводы,          
которые приводились в заключении комитета, носят в основном методологический    
характер. Разумеется, комитет, по своей сути являясь социальным, не может,      
скажем так, выступать против повышения пособий, в том числе пособий по          
выплате возмещения ущерба от несчастных случаев на производстве и               
профзаболеваний. Это совершенно очевидно.                                       
                                                                                
Что касается трактовок, может ли прожиточный минимум как бы являться            
критерием или нет, ну, наверное, Правовому управлению Аппарата                  
Государственной Думы, которое, собственно говоря, эту формулировку и дало,      
наверное, виднее, потому что они являются специалистами в этом вопросе.         
                                                                                
Более того, когда мы Олегу Николаевичу, понимая суть проблемы, предложили       
отложить этот законопроект на некоторое время и доработать его с учётом         
каких-то новых поправок, не меняющих методологию индексации, то Олег            
Николаевич, к сожалению, по каким-то своим причинам от этой идеи отказался.     
Поэтому комитет, собственно говоря, настаивает на своём мнении.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Закончили обсуждение. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять данный        
законопроект? Прошу определиться голосованием.                                  
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 40 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за               87 чел.19,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     87 чел.                                          
Не голосовало                 363 чел.80,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                

Заседание № 211

14.02.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 349656-4 "О внесении изменения в пункт 11 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в части, касающейся порядка индексации ежемесячной страховой выплаты).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 426 по 429 из 6579
СМОЛИН О. Н. Предложение первое. Как автор законопроекта, я прошу перенести     
на 21-е число вопрос под номером 18. Закон касается выплат по возмещению        
вреда здоровью.                                                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 825 по 828 из 6579
У Смолина Олега Николаевича три предложения. Первое: не рассматривать сегодня   
18-й вопрос и перенести его рассмотрение на 21-е число. Олег Николаевич -       
докладчик. Нет возражений, уважаемые коллеги? Нет. Значит, 18-й вопрос          
переносим на 21 февраля.