Заседание № 30
28.05.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 349551-3 "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (о запрете на использование средств массовой информации для пропаганды или оправдания терроризма и экстремизма).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 480 по 491 из 4229
КАРМЕЕВ А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! К пункту 6 повестки дня: представитель Законодательного Собрания Республики Карелия просит рассмотреть законопроект без своего участия. Соответствующее письмо есть и в Комитете по информационной политике, и в секретариате. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вы готовы доложить законопроект без представителя? КАРМЕЕВ А. А. Да.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2538 по 2611 из 4229
Анбяр Арифуллович, вы успеете доложить законопроект под номером 6? Успеете. Прошу тогда доложить проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Мы с вами сегодня зафиксировали, что рассматриваем законопроект без участия представителя Законодательного Собрания Республики Карелия и доклад сделает член Комитета по информационной политике Анбяр Арифуллович Кармеев. Пожалуйста. КАРМЕЕВ А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! На рассмотрение Государственной Думы в первом чтении представляется проект федерального закона № 349551-3 "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия. Что предусматривается авторами данного законопроекта? Законопроектом предполагается внести изменения в абзац первый статьи 4 закона Российской Федерации о СМИ, предусмотрев запрет на использование компьютерных сетей информации, подчеркиваю, в целях совершения уголовно наказуемых и иных противоправных деяний. Комитет Государственной Думы по информационной политике рассмотрел законопроект, подготовленный депутатами Законодательного Собрания Республики Карелия, и отмечает, что фактически он детализирует и повторяет уже действующие нормы, которые прописаны в Уголовном кодексе, Федеральном законе "О борьбе с терроризмом", Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности" и в других нормативных актах, в том числе и международных. Проблема регулирования отношений в области распространения информации в компьютерных сетях является актуальной, но это не предмет регулирования Закона "О средствах массовой информации", так как предметом регулирования этого закона являются только те средства массовой информации, в отношении которых предусмотрена соответствующая процедура их учреждения и регистрации. Кроме того, используемый термин "компьютерные сети информации" требует понятийного определения. На законопроект имеется отрицательное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, официальный отзыв Правительства Российской Федерации также отрицательный. Уважаемые депутаты Государственной Думы, Комитет Государственной Думы по информационной политике по названным основаниям рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона № 349551-3 "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Доклад окончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть вопросы к докладчику? Пожалуйста, депутат Ближина. БЛИЖИНА Л. Ф., фракция ЛДПР. Скажите, пожалуйста, какие меры наказания уже предусмотрены действующим законодательством за совершение указанных действий? Спасибо. КАРМЕЕВ А. А. Например, в статье 205 Уголовного кодекса уже предусмотрен за указанные действия срок лишения свободы от пяти до десяти лет, при неоднократном нарушении срок увеличивается: от восьми до пятнадцати лет. Кроме того, в Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности", в статье 8, также предусмотрены меры наказания и ограничения для средств массовой информации, которые нарушают данное законодательство в этом направлении. Вначале выносится предупреждение, при повторном нарушении закона средством массовой информации оно может быть лишено лицензии, его деятельность может быть приостановлена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Нет. Желающие выступить? Есть. Решульский Сергей Николаевич. Но осталось полторы минуты, может быть, тогда после перерыва выступите? Или успеете?.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Семь минут? Тогда после перерыва. Коллеги, мы переносим рассмотрение законопроекта на 12 часов 30 минут, а
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2659 по 2744 из 4229
Коллеги, мы продолжаем рассмотрение пункта 6. Сергей Николаевич Решульский хочет выступить по данному законопроекту. Пожалуйста, Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. Уважаемые коллеги, я считаю, что очень... очень жаль, скажу так, что здесь не присутствует представитель Законодательного Собрания Республики Карелия. Надеюсь, в случае его присутствия здесь и при аргументированном логичном докладе мы бы вникли в суть той поправки, которую предлагает Законодательное Собрание Карелии. Здесь много говорили о терроризме, о борьбе с экстремизмом, о компьютерных сетях и так далее. Я позволю себе привлечь ваше внимание к полному тексту этой поправки: не допускается использование средств массовой информации и компьютерных сетей информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для пропаганды или оправдания терроризма и экстремизма, а также - прошу обратить внимание! - для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Не кажется ли вам странным, что здесь, в стенах этой Государственной Думы, на этих пленарных заседаниях чуть ли не каждый раз звучат призывы о том, что пора уже ограничить средства массовой информации (не боюсь этого слова, так звучит здесь) и, в общем-то, навести порядок в тех передачах, которые ведут даже центральные средства массовой информации, часть каналов телевидения, пропагандируя культ насилия и жестокости через фильмы, через другие передачи, через какие-то еще ток-шоу и так далее? Так почему же, когда мы доходим до рассмотрения вопроса о недопущении порнографии, культа насилия и жестокости, у нас вдруг находятся оправдания, что всё это в законах есть, а законы, понимаете, не применяются? Если законы не применяются, значит, либо они плохо написаны и в таком виде приняты, либо они умышленно не исполняются теми, кто должен это делать. Я специально обращаю ваше внимание на то, что Дума в течение уже этой сессии не раз возвращалась к вопросу недопущения порнографии, культа насилия и жестокости и каждый раз находились какие-то оправдания. Так что нам мешает сейчас принять эту поправку? Ведь инициатива Законодательного Собрания субъекта Федерации, наверное, выстрадана, это требования избирателей, которые постоянно и к нам обращаются, а больше, наверное, обращаются к депутатам местного законодательного органа, законодательного органа субъекта Федерации. Говорят, что такие нормы есть. Но если они не действуют, давайте вернемся тогда к вопросу о создании общественного наблюдательного совета по средствам массовой информации, ибо говорят, что нет инициаторов, кто бы привлекал те или другие средства массовой информации к ответственности. Опять же ничего не делается! Еще раз обращаю ваше внимание: здесь не только о терроризме говорится, здесь говорится в комплексе о той пагубной информационной политике, которую проводят сегодня при попустительстве нынешней власти средства массовой информации, развращая и унижая наше общество. Я предлагаю не смотреть на то, приняты такие нормы или не приняты такие нормы Законодательным Собранием. Если такая проблема существует, а вы все подтверждаете здесь в своих выступлениях, что она существует, давайте поддержим инициативу Законодательного Собрания Республики Карелия, примем эту поправку. Если, как содокладчик объяснял, компьютерные сети нельзя контролировать, давайте проконсультируемся у специалистов. Нельзя - ну, что делать, вычеркнем тогда из этого предложения ко второму чтению компьютерные сети или подумаем, как все-таки и их включить в эту поправку, каким образом контролировать распространение такой информации и по компьютерным сетям. Ко второму чтению, думаю, совместными усилиями мы могли бы доработать данный законопроект, тем самым мы бы показали всему нашему обществу, что не только проблема эта существует, но и есть органы государственной власти, которые считают необходимым решить ее в ближайшее время. Я предлагаю Государственной Думе поддержать инициативу Законодательного Собрания Республики Карелия. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители правительства и президента не хотели бы выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Мнение комитета - отклонить данный законопроект. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 14 сек.) Проголосовало за 64 чел.14,2% Проголосовало против 49 чел.10,9% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 116 чел. Не голосовало 334 чел.74,2% Результат: не принято Не принято.