Заседание № 17
02.04.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 349519-3 "О внесении изменения и дополнения в статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за распространение передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5870 по 6240 из 6848
Пункт 32. О проекте федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" докладывает представитель Законодательного Собрания Республики Карелия Римма Петровна Русакова. Пожалуйста, Римма Петровна Русакова, на трибуну. РУСАКОВА Р. П., представитель Законодательного Собрания Республики Карелия. Уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемая Любовь Константиновна! Прослушав несколько вопросов, я боюсь, что наш законопроект постигнет та же участь, судя по официальному отзыву, и все-таки я позволю себе занять ваше время, для того чтобы пояснить, почему так настойчиво мы пытаемся озвучить эту проблему. Итак, разработка предлагаемого проекта федерального закона основана на многотысячных обращениях жителей Республики Карелия, требующих прекратить бесчеловечный телевизионный беспредел - откровенную пропаганду насилия и жестокости, которая продолжает идти с экранов наших телевизоров. Данный законопроект Законодательного Собрания Республики Карелия поддержан более чем семьюдесятью регионами Российской Федерации. Мы получили положительные отзывы на данный законопроект. В чем суть этого законопроекта? В части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" закреплен запрет на распространение передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. В соответствии со статьей 59 указанного закона злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность. Однако действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена мера ответственности за распространение передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Данный проект федерального закона предполагает предусмотреть административную ответственность за распространение передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета. И резолюция соответствующего комитета, и официальный отзыв правительства - отклонить законопроект, так как действительно существует статья, которая позволяет в случае неоднократного нарушения изложенных в ней требований средствами массовой информации, которые распространяют, пропагандируют порнографию, культ насилия и жестокости, прекратить их деятельность по иску регистрирующего органа или Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Уважаемые депутаты, данная статья, точнее, данный закон работает более десяти лет. Прецедента иска не было ни одного. А писем с жалобами на продолжающийся поток насилия, жестокости с телеэкранов - таких писем мы получаем тысячи. Я думаю, и вы тоже. Далее. Второй аспект, по которому предлагается отклонить данный законопроект - это недостаточная юридическая проработка законопроекта. Уважаемые коллеги, я думаю, что подобная практика - отклонить законопроект, поступающий из субъекта Российской Федерации, - абсолютно неправильная. Если мы в чем-то ошиблись - пожалуйста, помогите доработать этот законопроект, но не надо просто отклонять. И поэтому я настоятельно прошу прислушаться к обращениям из регионов и принять законопроект в первом чтении, что позволит нам все-таки выполнить рекомендации Правового управления Аппарат Государственной Думы и юридически доработать данный законопроект. В частности, одно из замечаний было о том, что до сих пор понятие "культ насилия и жестокости" не разработано юридически. Уважаемые коллеги, дело в том, и я думаю, вы согласитесь со мной, что пока мы разрабатываем юридически, что такое культ насилия, на самом деле в повседневной жизни этот культ насилия уже утвердился - утвердился не только в школах, утвердился в обществе, он просто правит бал в нашем обществе, а мы до сих пор спорим, к какой категории это отнести. Спасибо большое за внимание. Вот практически всё, что я хотела сказать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Римма Петровна. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад сделает Александр Николаевич Харитонов - заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. Включите, пожалуйста, микрофон. С места. ХАРИТОНОВ А. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Конечно, комитет и мы все с вами озабочены проблемой, которую изложила уважаемая Римма Петровна. В статье 242 Уголовного кодекса предусмотрена ответственность за распространение материалов, пропагандирующих порнографию. Там санкция лишения свободы - до двух лет, штраф в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей и так далее. С учетом отличия природы административной и уголовной ответственности статья Уголовного кодекса, как мы понимаем, не работает. Нашими коллегами из Законодательного Собрания Республики Карелия предлагается предельный размер штрафа превысить - от пятидесяти до шестидесяти минимальных размеров оплаты труда, что не соответствует нашему закону. Поэтому вот такая издержка есть. Административным законом и Уголовным кодексом, конечно, в значительной степени предполагается правоприменительная практика, что опять же есть проблема. Римма Петровна сказала, что нет такого толкования в юридической литературе, в законодательстве - культ насилия и жестокости. Для кого-то жестокость и насилие являются гедонистическим явлением, для кого-то - насилием и жестокостью. Поэтому эти понятия, для того чтобы закон действовал всерьез, должны быть уточнены. Поэтому, при всем уважении, комитет предлагает законопроект отклонить. Отзыв правительства - отрицательный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У кого есть вопросы, коллеги? Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Александр Николаевич, вот мы в этом зале не раз уже отвергали подобные законы. Не кажется ли вам, что когда с инициативой выходят депутаты, особенно депутаты с мест, представители законодательных собраний субъектов, то это значит, что перед нами вопиет, что называется, общество, а мы апеллируем к формальной логике, в то время как существо дела страдает! Не кажется ли вам, что мы просто в этом случае пренебрегаем интересами общества, которые мы должны с вами здесь защищать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон депутату. ХАРИТОНОВ А. Н. Вы понимаете, мы с вами вот в этом зале проголосовали за Уголовный кодекс. Ну давайте научимся применять статью 242 Уголовного кодекса! Если мы не знаем, как она сегодня работает, давайте сделаем анализ, почему интересные законы, законы, которые реально можно применять с доказательной базой, не применяются. Мы пытаемся этот закон еще усилить, а Кодекс об административных правонарушениях принизить. Я думаю, что это снова у нас не сработает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вообще, мне нельзя комментировать, но если позволите. Мы в прошлом созыве принимали поправки в Уголовный кодекс, которые как бы усиливали ответственность за растление малолетних. Вы знаете, что Государственной Думе удалось с помощью президента поднять планку так называемого возраста сексуального согласия, которая была снижена в предыдущем созыве Думы до четырнадцати лет, мы ее подняли до шестнадцати. Так вот, должна вам сказать, Анатолий Евгеньевич, что нам почти год специалисты не могли дать определение порнографии. Это вот просто к сведению. Депутаты знают, с каким трудом мы здесь довели этот закон до его... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, я просто говорю, здесь статья 242, она как раз сейчас действует, просто, наверное, нет еще громких дел, когда можно было бы привлекать по 242-й. Другое дело, что стоит расширить, может быть, сами понятия, здесь можно будет, конечно, поработать. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Александр Николаевич, вы сказали, что в каких-то случаях для кого-то культ жестокости и насилия может быть гедонистическим явлением. Поясните, пожалуйста, как это понимать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Николаевич Харитонов. ХАРИТОНОВ А. Н. Это надо понимать так, что мы с вами совершенно разные люди, разного воспитания и образования, разных чувств, и поэтому те мерзавцы (я их имею в виду), которые совершают половые преступления, касающиеся жестокости, насилия над животными, над людьми, - вот для них, для той категории людей, это, видимо, чувства, которые вызывают у них насилие, жестокость. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ХАРИТОНОВ А. Н. Я намекаю на то, что эти категории должны быть переведены на правовой язык. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы, коллеги? Нет вопросов. Нет желающих выступить? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну нет у меня ничего, к сожалению. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну подойдите, если не верите. Бенедиктов, пожалуйста. Депутат Бенедиктов. БЕНЕДИКТОВ Н. А. ... как тогда докрикиваться? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Потом Александр Николаевич Крутов. БЕНЕДИКТОВ Н. А. Любовь Константиновна, я уж, прошу прощения, по ведению нажал, вычеркните меня тогда там. Я... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ничего-ничего. Пожалуйста, говорите. БЕНЕДИКТОВ Н. А. Я и руку поднимаю, и кричу, и нажимаю кнопку, ну, трудно как-то достучаться... Александру Николаевичу мне хотелось бы вопрос задать. Вот посмотрите, если у нас прописана конфискация наркотиков, то не поднимается вопрос о непроработанности нормы о конфискации того, что не может быть в последующем употреблено для продажи. Но эта норма применяется почему-то вот здесь к самогону. Допустим, не проработан вопрос. Но вот по законопроекту о митингах, собраниях, пикетах соглашались все с непроработанностью, однако концепцию приняли. Ну так чего ж мы здесь-то концепцию отрубаем?! Допустим, по борьбе с самогоноварением, по борьбе с порнографией. Идею нужно принять и ко второму чтению... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рабочая группа же создана, а по порнографии действует статья 242 в Уголовном кодексе. Александр Николаевич, есть что добавить на вопрос депутата Бенедиктова? Пожалуйста. ХАРИТОНОВ А. Н. Единственное, что можно добавить: мы занимаемся этими проблемами. Я вам вот еще раз говорю, что реализация этой нормы - конфискация в статье о самогоноварении - ее реализация в нашей стране, при нашей правовой системе, которую мы с вами пока создали, для органов, которые мы обязуем исполнять закон, очень сложна. Это не будет работать в той степени, в которой бы мы с вами хотели. Поэтому дайте нам какой-то срок, и мы концептуально внесем ряд предложений по этим проблемам: по самогоноварению, по ответственности за продажу, за реализацию, за производство. Есть концепция, специально разработанная уже новым поколением людей, которые занимаются этими проблемами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Николаевич Крутов. КРУТОВ А. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вы знаете, я тоже обратил внимание, что обсуждение законопроектов, касающихся в той или иной степени нравственного здоровья общества, напоминает одну историю. Санитар везет тяжелобольного на тележке, и больной слабым умоляющим голосом вопрошает: "Может, все-таки отвезете в палату?" На что санитар строгим голосом отвечает: "Врач сказал в морг - значит, в морг". Так и у нас: если комитет решил отклонить законопроект, то никакие доводы, я чувствую, уже не повлияют на это решение. И когда представители комитета говорят о том, что законодательно не определены понятия культа насилия и жестокости, порнографии или подобных явлений, то это вызывает просто удивление. Законодатели и призваны выработать эти определения. А что у нас получается? Как вы помните, мы были свидетелями, когда представитель правительства в Думе... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста. К микрофону поближе, Александр Николаевич, а то не очень хорошо слышно. КРУТОВ А. Н. Представитель правительства в Думе сказал, что он не знает, чем отличаются обнаженные руки и лицо, ну, простите за просторечье, от голой задницы, для этого ему необходимы дефиниции. Господа, товарищи, я хочу сказать: есть моральные, нравственные стандарты, которые не требуют определения, не требуется раскрытия того, что признают все люди нормальные, не занимающиеся гедонизмом или прочими вещами. Если мы сегодня не поддерживаем законопроект, даже недоработанный, в первом чтении, то мы просто позволяем вот этому насилию, жестокости и пошлости спокойно растлевать души наших людей. Фракция "Родина" считает, что законопроект этот должен быть принят в первом чтении, хотя и требует серьезной доработки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Поскольку действительно результаты голосования по данному законопроекту предопределены (вполне определенно: в морг), то мое выступление имеет целью выразить солидарность с представителем Законодательного Собрания Республики Карелия и сказать спасибо людям в регионах, которые такие законопроекты вносят. Аргументация моя по поводу того, что законопроект нужно принимать в первом чтении, следующая. Позиция первая. Коллеги, если вам не приходилось видеть наши исследования, то, согласно американским исследованиям (а там уже давно с этой проблемой имеют дело), примерно за половину всех преступлений в стране должна отвечать так называемая массовая культура с ее культом трех "с": секс, сила, смех. Причем совершенно понятно, что американцы в последние годы значительно цивилизовали собственное телевидение, Россия догнала и перегнала Соединенные Штаты, Никита Сергеевич Хрущев может спать спокойно: в этой части его заветы давным-давно реализованы. Все зарубежные эксперты признают, что по количеству сцен насилия, в том числе сексуального насилия, российский эфир превосходит эфир любой другой страны, считающей себя цивилизованной. Если мы хотим, чтобы рост преступности продолжался, значит, нужно продолжать и соответствующие действия нашего телевидения. Позиция вторая заключается в том, что совсем необязательно жестко юридически определять, что такое культ насилия. Действительно, есть определенные общечеловеческие нравственные нормы, и сверх всего прочего у органов, которые будут принимать эти решения, всегда есть возможность направить материалы на экспертные заключения - для этого существуют эксперты, чтобы определять, чем отличается обнаженная натура от того, что назвал уважаемый депутат Крутов. И позиция третья. Уважаемые коллеги, мне представляется, что вся наша информационная политика последних лет, в особенности последних лет, идет в направлении, прямо противоположном тому, в котором она должна была бы идти. У нас всё больше и больше политической цензуры (судите сами: где независимые средства массовой информации? Как говорится, иных уж нет, а те далече), у нас всё меньше и меньше так называемого педагогического контроля, или нравственно-педагогического контроля. Мы полагаем, что должно быть всё ровно наоборот. Я думаю, что все депутаты социальной, культурной ориентации вне зависимости от политических взглядов должны были бы этот законопроект поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель правительства. Пожалуйста, Андрей Викторович Логинов. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Я обращаю внимание: уже второй раз мы превращаем "час политических заявлений", который проходит в пятницу, перед разъездом депутатов в округа, в "час этических заявлений". Действительно, сейчас звучит больше этических аргументов, чем аргументов, которые требуется представлять при обсуждении законопроекта. Я все-таки прошу, голосуя за или против данного законопроекта, действовать в первую очередь как законодатели. Если вы будете действовать как граждане, как родители, как члены нашего общества, как верующие люди, то, безусловно, ваш порыв будет оправдан и естественен. Но, уважаемые коллеги, когда мы говорим о концепции законопроекта, мы имеем в виду не те мотивы, которыми руководствуется субъект права законодательной инициативы при внесении того или иного предложения, мы говорим о том, что он хочет поправить в законодательстве, чтобы его действие было более эффективным и имело общественный смысл и общественную пользу. Вот в данном случае, к сожалению, такого не происходит, в данном случае не годится концепция. Но и отвергая концепцию данного законопроекта, еще раз повторяю, что мы не отвергаем те мотивы, которыми руководствовался законодатель, Законодательное Собрание Республики Карелия. Я, например, тоже глубоко и искренне эти мотивы разделяю, потому что сцены насилия, порнографии, жестокости на экранах телевизоров действительно создают удручающую атмосферу в наших семьях, в наших домах. Я хочу обратить ваше внимание на то, что нормы, которые будут приняты и одобрены вами, как законодателями, в качестве концепции, уже сами эти нормы, к сожалению, приведут к достаточно изменчивому, неправильному толкованию действующего законодательства. Таким образом, они приведут к гораздо большему вреду, чем вы хотели бы... чем будет пользы, если вы примете, поддержите этот законопроект. Потому что если мы не определимся, что же является культом насилия и жестокости, если мы не определимся, что такое порнография, если мы предоставим это исполнителям, правоприменителям и они будут использовать субъективно-оценочное толкование этих терминов и соответственно с этим своим субъективно-оценочным толкованием назначать наказание, то мы, конечно, сделаем шаг, который не принесет пользы обществу. Поэтому, несмотря на всю риторику, которая здесь прозвучала, и разделяя полностью порыв и инициативу Законодательного Собрания Республики Карелия, я считаю, что надо все-таки данный законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Алексеевич Котенков не желает выступить? Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Мнение комитета - отклонить данный законопроект. Вообще, пока идет голосование, хочу сказать: мы с вами недавно спорили по закону "О рекламе", о рекламе пива "Тинькофф", сегодня появилась такая крутая реклама на щитах московских проспектов о пылесосе, что просто в машине хочется сразу умереть от этой рекламы, от ужаса, который там пропагандируется. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 26 сек.) Проголосовало за 100 чел.22,2% Проголосовало против 34 чел.7,6% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 135 чел. Не голосовало 315 чел.70,0% Результат: не принято Не принято.