Заседание № 6
О проекте федерального закона № 349188-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 8, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершённые в отношении несовершеннолетних", третье чтение. Павел Владимир Крашенинников, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". 7-й и 8-й пункты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 8-й и 9-й пункты, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович предлагает обсуждать пункты 8 и 9 одновременно. Коллеги, есть ли возражения? Есть. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да нет же, вчера на Совете приняли такое решение! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Беляков Антон Владимирович. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, что касается законопроекта из пункта 9, с ним действительно нет никаких проблем, а законопроект под пунктом 8 я предлагаю обсудить, потому что... Ну вспомните прошлое заседание: это беспрецедентно, когда президентский законопроект рассматривается в 17 часов 45 минут! Почему? Да именно потому, чтобы мы его с вами особенно не обсуждали. Объяснить кроме как несоответствием концепции наличие там, повторяю, условно-досрочного освобождения для извращенцев, насилующих детей, и условные сроки лишения свободы для них же невозможно. Поэтому давайте рассмотрим с вами 8-й отдельно и 9-й отдельно. Повторяю: к 9-му претензий нет, а второй законопроект очень проблематичный, нам с вами будет стыдно, если мы его сегодня не вернём во второе чтение и не избавим от этих очевидных недостатков. Что касается высказывания уважаемого Павла Владимировича о том, что там идёт усиление ответственности. Коллеги, вы поймите, нет смысла пикироваться на тему, кто... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антон Владимирович, я прошу прощения, у вас будет возможность выступить по мотивам после доклада Павла Владимировича Крашенинникова. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Хочу сказать, что в 17.45 мы обсуждали этот законопроект потому, что у нас был большой "правительственный час". Во втором чтении, я напоминаю, мы обсуждаем поправки к законопроекту. Мы их рассмотрели, и Государственная Дума приняла соответствующее решение. Итак, хочу сказать, что мы рассматриваем два законопроекта. Почему мы их рассматриваем вместе? Потому что оба законопроекта направлены на защиту несовершеннолетних от посягательства на половую неприкосновенность. И также я хочу сказать, что при подготовке законопроекта, который условно называется поправками в Уголовный, в Уголовно-процессуальный и в Уголовно-исполнительный кодексы, внесённого Президентом Российской Федерации, были учтены очень многие положения законопроекта, внесённого депутатами Государственной Думы. Работа была достаточно тяжёлой, работа была совместной. В подготовке принимали участие представители различных фракций. Я благодарен особенно Елене Борисовне Мизулиной, Владимиру Николаевичу Плигину, Яровой Ирине Анатольевне - трём председателям комитетов, которые также включились в эту работу вместе с членами комитетов. И хочу сказать, что мы предлагаем не просто компромиссное, но очень удачное решение очень важных вопросов по вышеназванной борьбе: это и ужесточение наказания, и другие вопросы, связанные с квалификацией этого зла, с которым, бесспорно, нужно бороться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы записаться для выступления по мотивам? Так, желающих много. Тогда давайте запишемся. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я дам слово, Николай Васильевич, я дам слово. Давайте сначала запишемся на выступления по мотивам. Прошу включить режим записи. Список выступлений по 8-му вопросу. Пожалуйста, покажите результаты записи. Девять человек записались. Есть предложение предоставлять слово одному депутату от фракции. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть другое предложение. Ильдар Нуруллович Габдрахманов, прокомментируйте, пожалуйста. ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В соответствии с Регламентом выступления по мотивам в третьем чтении предполагаются только от фракций, то есть по мотивам можно выступить только по одному представителю от фракции, поэтому всего четыре выступления, никакого голосования не требуется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу депутатские фракции определиться, кто будет выступать. По ведению - депутат Булавинов Вадим Евгеньевич. БУЛАВИНОВ В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, я приношу извинения, что выступаю сейчас, я записывался до обсуждения повестки дня. Дело в том, что мы все были свидетелями мелкого хулиганства, которое было совершено в этом зале, и, к сожалению, это не первая такая ситуация, я ещё восемнадцать лет назад останавливал Владимира Вольфовича, когда он здесь таскал Тишковскую за волосы. Считаю правильным поручить Комиссии по вопросам депутатской этики рассмотреть те оскорбления, которые были нанесены нашим коллегам, и предложить палате то реагирование, которое необходимо, иначе безнаказанность приведёт к ещё худшим последствиям. Я понимаю, что на таких людей традиционно в России не принято обижаться, но мы с вами высший представительный орган России, и всё-таки пускать это на самотёк, я считаю, нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Сергей Евгеньевич, во-первых, о рассмотрении пунктов 8 и 9 вместе: здесь есть некое нарушение, потому что, если бы они шли как альтернативные, тогда палата могла бы принимать решение и рассматривать их вместе, но это в повестке два разных вопроса, и мы проголосовали их как два разных. Палата, конечно, может всё принять, но тогда я настаиваю, чтобы дали шесть минут, то есть три минуты - по одному вопросу и три - по другому, тогда всё будет законно. От нашей фракции выступать будет депутат Бортко. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Ну, здесь нарушение, как Анатолий Евгеньевич сказал, нашего Регламента: вообще-то, в третьем чтении обязаны докладывать о каждом законопроекте отдельно, и если бы докладывали так, тогда и не было бы сумятицы. Но вопрос в том, что у нас в базе данных нет этого закона, закона из пункта 8, - нам же теперь умные экраны поставили, вот написано: документ не найден. Как мы рассматриваем закон, которого нет в нашей базе данных? Депутаты... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ильдар Нуруллович Габдрахманов. ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Представитель комитета, профильного комитета, я думаю, может прокомментировать эту ситуацию, но в принципе я хочу сказать, что все материалы перед рассмотрением на заседании палаты, перед рассмотрением на Совете Думы заносятся в АСОЗД, так называемую внутреннюю сеть, и все эти материалы там имеются. В данном случае монитор - это некая дополнительная опция, есть возможность через монитор заходить, так сказать, в эти материалы, но главное по Регламенту - это чтобы эти материалы были в АСОЗД, а не на экране монитора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Бортко Владимир Владимирович. БОРТКО В. В., фракция КПРФ. Это два разных закона: если закон депутатский направлен на защиту детей, то второй закон направлен, так сказать, на их, извините, пожалуйста, изнасилование. То есть их надо рассматривать отдельно. Вот всё, что я хотел сказать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Беляков Антон Владимирович. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. Для уважаемого депутата Габдрахманова Ильдара Нурулловича: нет в АСОЗД 8-го вопроса. Я проверял сегодня утром: его там нет. И мы не можем рассматривать законопроект, который отсутствует в базе данных, с текстом которого нельзя было ознакомиться. Это первое. И второе. Только что уважаемый председательствующий поставил на голосование предложение по выступлениям от фракций по 8-му вопросу - посмотрите стенограмму. Если мы их будем рассматривать отдельно, тогда у нас по 8-му выступит представитель от каждой фракции и по 9-му выступит представитель от каждой фракции. Мы сейчас ставили на голосование предложение по 8-му вопросу - посмотрите стенограмму. Соответственно, по 9-му вопросу у нас будет ещё одно выступление. Таким образом, у нас по два выступления от фракций - это точно, это по Регламенту. И последнее: эти вопросы нельзя рассматривать вместе... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Митрофанов Алексей Валентинович. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, я предлагаю дать по мотивам слово Антону Белякову, потому что у него отдельная позиция, хорошо известная, и здесь просто... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это решение фракции? МИТРОФАНОВ А. В. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Депутат Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, насколько я помню, вчера на Совете решили, что эти два законопроекта действительно будут докладываться одновременно, но по мотивам от фракции будет два разных выступления, поэтому я прошу: от фракции ЛДПР по 8-му вопросу будет выступать депутат Кропачев, а по 9-му вопросу - депутат Кулиева. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Морозов Олег Викторович. МОРОЗОВ О. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, ну, сейчас эта мысль прозвучала... я просто хотел уточнить - сказать, что депутат Беляков ломится в открытую дверь: вчера на Совете ровно такое решение и принималось - что доложит депутат Крашенинников два законопроекта вместе, а по мотивам голосования предусмотрено согласно Регламенту два выступления - по каждому законопроекту. Я не пойму, почему это так долго обсуждается, очевидно ведь всё! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Мизулина Елена Борисовна. МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, первое, если кто-то не согласен с тем, что у нас два вопроса идут с одним докладом от комитета - а это решение Совета, - то тогда по Регламенту Государственная Дума может отменить решение Совета Государственной Думы, только таким образом. Второе. Сегодня в АСОЗД вот с утра я вывела и один законопроект, и другой и сверила их, потому что я понимаю, что за мной стоят очень многие депутаты, подавляющее большинство, которые болеют за качество этих законов. Я сверила всё, что было принято во втором чтении. Оба есть в АСОЗД, вы можете их посмотреть. И по поводу выступления от фракции: у нас вчера была очень бурная дискуссия, но тем не менее фракция приняла решение и поручила мне выступать по этим законопроектам. Мнение Антона Белякова - это его личное мнение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, выносим пункт 8 и пункт 9 на "час голосования". По каждому из законопроектов предполагаются выступления по мотивам представителей фракций, всего восемь выступлений.
Пункт 8, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершённые в отношении несовершеннолетних". По мотивам выступает депутат Бортко Владимир Владимирович. Пожалуйста. БОРТКО В. В. Дорогие коллеги, я хотел бы... Я записался на выступление по мотивам сразу по двум законопроектам, но хотелось бы, так сказать, не в двух сериях, а в одной всё это сделать, поэтому, если вы не возражаете, я смог бы, может быть, не в три минуты, а в четыре уложиться. Дело вот в чём, краткая история вопроса, которая меня заинтересовала. 1 июня 2011 года во втором чтении единогласно, при полном одобрении зала, наших коллег, которые были до нас, был принят законопроект всеми фракциями - такое приятное единодушие. Что же произошло дальше? В третьем чтении его не рассматривали, и вдруг через месяц появляется законопроект президента. И на первый взгляд, законопроект хороший, потому что он усиливает кое-какие статьи. Например, он усиливает статью 57, статью 102 вплоть до химической кастрации негодяев, которые покушаются на детей. В статье 73 предусмотрено не условное наказание, а тюрьма. В статьях 131, 132, 134, 135 предусмотрено за рецидив пожизненное наказание. Всё бы хорошо, но... Вот тут-то и начинается то самое "но". Первое. В этом законопроекте отсутствует определение детской порнографии как таковой, хотя это было просьбой правоприменительных органов. Они не знают, что делать. Это что у нас? Это у нас педофилия или это не педофилия? Теперь этого нет. Второе. Отсутствует наказание, вернее, ослабляется наказание за ненасильственные действия в отношении несовершеннолетних. То есть если я с ней договорился - а ей тринадцать лет, - то я могу с ней делать всё что угодно и мне ничего не будет. А вы понимаете, что в этом возрасте она не отвечает или он не отвечает за свои действия. Теперь этого нет, то есть ослабляется это действие. И наконец третье. Для того чтобы посадить педофила, необходимо три квалифицирующих признака: он должен знать, что ему или ей нет шестнадцати лет, он должен знать, что она не достигла или он не достиг полового развития, и у них разница должна быть больше, чем четыре года. Если можно, ещё несколько минут. Я не буду выступать потом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, ещё минуту - по двум вопросам выступление. БОРТКО В. В. При этом практически ни одного педофила посадить нельзя, ибо если отсутствует хотя бы один... То есть он всегда может сказать: "Да вы знаете, я и не знал - она, девочка, хорошо сложена, нормально всё". Если нет хотя бы одного признака, он спокойно идёт гулять - и всё остальное, то, что там написано, никому не нужно. Так можно ли принимать закон в таком виде или нельзя? Или нужно отправить его ещё раз на доработку, чтобы удачно совместить два законопроекта - президентский и наш? Вот с этим я хотел обратиться к вам. И самое главное, обращаюсь сейчас к вам, сидящим передо мной женщинам из "ЕДИНОЙ РОССИИ", ибо от вас сейчас всё зависит: как вы проголосуете, так и будет. У вас же есть дети! Три признака, если нет одного... В Уганде этого нет, в Чили этого нет, а у нас есть. По-моему, принимать нельзя! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам - депутат Кропачев. КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну, по поводу президентского законопроекта... В принципе мы обсуждаем и первый, и тот, который был внесён депутатами "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". По поводу второго законопроекта вопросов у нас особых не было. Что касается президентского законопроекта, конечно, давно уже ждали принятия этого закона, общество давно уже ждало. Интернет пестрит обращениями, что в Государственной Думе лоббируют интересы педофилов. Наконец-таки мы - скорее всего - этот закон примем. Сразу могу сказать, что фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, но, как всегда, есть пресловутое "но". Первое, с чем фракция ЛДПР не согласна, - это возраст четырнадцать лет. Мы ужесточаем ответственность за посягательство на несовершеннолетних детей в возрасте до четырнадцати лет, однако чем отличаются четырнадцатилетние от пятнадцатилетних либо шестнадцатилетних? Конечно, здесь можно было увеличить. Во всём мире увеличивают возрастной порог, ценз - мы идём на его уменьшение. Второе - это возможность замены неотбытой части наказания более мягким наказанием. Мы в целом, получается, ответственность ужесточаем, а в этой части, в части возможности получения мягкого наказания, мы даём педофилам, этим негодяям, поблажку. И третье. Ну, это беспрецедентно, что не внесли, отклонили поправку, касающуюся условно-досрочного освобождения. Вы извините, но мы все понимаем, и практика показывает, и хроника подтверждает, что в миру, в быту в целом маньяки и педофилы - это, как правило, если можно так выразиться, добропорядочные и законопослушные (в кавычках) граждане. Соответственно, что мешает им, находясь в местах заключения, надеть ту же маску добропорядочного человека и предпринимать все попытки и делать всё для того, чтобы в дальнейшем их прошения, ходатайства об условно-досрочном освобождении удовлетворили и, соответственно, условно-досрочно освободили. Фракция ЛДПР считает, что здесь абсолютно необходимо, чтобы этого не было, что в дальнейшем надо вернуться к этому вопросу, чтобы в отношении педофилов просто не допускать условно-досрочного освобождения. Если ужесточать, то нужно ужесточать в полной мере! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Борисовна Мизулина, пожалуйста. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает президентский законопроект. Почему? В него почти полностью включён депутатский законопроект благодаря принятым поправкам согласительной комиссии. Принятие этого закона, уважаемые депутаты, ставит точку в истории семнадцатилетней борьбы депутатов четырёх Государственных Дум. За что боролись депутаты? Назову хотя бы десять основных положений. Первое. Теперь можно применять принудительные меры медицинского характера к педофилам наряду с основным наказанием, причём как к мужчинам-педофилам, так и к женщинам-педофилам. До сих пор это было невозможно. Второе. Исключается признак заведомости, Владимир Владимирович. Теперь уже полицейский не сможет сослаться на то, что преступник не понимал, что перед ним ребёнок. Третье. Сексуальные преступления в отношении детей до двенадцати лет теперь только насильственные, за которые может быть наказание вплоть до пожизненного. Четвёртое. Дополнительное наказание в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, связанной с детьми, может применяться по всем преступлениям сексуального характера в отношении детей. Причём хочу обратить внимание депутатов, что это не просто какая-то формальность. Отбывает, например, основное наказание в виде лишения свободы педофил, а затем ещё в течение ряда лет (по некоторым составам - до двадцати лет) он отбывает дополнительное наказание. А что это такое? Он находится на учёте в уголовно-исполнительной инспекции, которая контролирует его по месту жительства, и его жизнь, и организацию, где он работает. То есть это и есть тот надзор, о котором многие говорят. Пятое. Акты лесбиянства и мужеложства с четырнадцати- пятнадцатилетними подростками (это наиболее уязвимая группа!), так называемые ненасильственные, выделены в особую группу и отнесены теперь к тяжким преступлениям. Что значит тяжкие преступления? Специалисты знают, я хочу, чтобы знали и депутаты: по тяжким преступлениям и особо тяжким, только по ним, могут применяться оперативно-розыскные мероприятия в целях выявления преступников, совершивших преступление, это наиболее действенные меры. Шестое... Может быть, вы тогда мне общее дадите, по двум... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, ещё минуту на выступление по двум вопросам. МИЗУЛИНА Е. Б. Шестое. Совершение преступления родителем, опекуном, педагогом - во всех этих преступлениях это теперь отягчающее наказание обстоятельство. Седьмое. Ужесточено наказание за распространение порнографии среди детей или с привлечением детей. Сегодня - до двух лет лишения свободы, будет - до пяти. Восьмое. Использование ребёнка в целях изготовления порнографии приравнено к преступлениям в сфере торговли детьми с наказанием до пятнадцати лет - было ненаказуемо вообще. Девятое. Введено наказание за распространение детской порнографии с использованием Интернета - до десяти лет лишения свободы. Установлен запрет назначения условного осуждения, отсрочки отбытия наказания, если преступление совершено в отношении детей до четырнадцати лет. Здесь задавали вопрос: почему до четырнадцати лет? Во всех странах малолетние дети - наиболее уязвимая группа, возраст везде определяется по-разному. С принятием этого закона правоприменители уже не могут ссылаться на то, что законодательство несовершенно, эти ссылки будут неуместны. Это не значит, что УК не нуждается в совершенствовании. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", например, считает, что в уголовном законодательстве должен появиться запрет на условно-досрочное освобождение от наказания педофилов и изготовление детской порнографии, однако масштабные изменения УК в этой сфере уже не потребуются. Фракция будет голосовать за... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна. Ставлю на голосование... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения. Пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, я вспоминаю, как мы в прошлом созыве принимали данный законопроект в первом чтении. Здесь с трибуны звучало очень много нелестных эпитетов в адрес комитетов, отдельных наших коллег, и главной идеей, с которой я тогда к вам обратился, обратился к нижней палате парламента, была следующая: вопрос о защите детей - это вопрос правовой, вопрос юридический. Это не политический вопрос, потому что в этом зале, что в прошлом созыве, что в этом, нет ни одного человека, который был бы против того, чтобы ужесточить меры по защите детей, ужесточить меры в Уголовном кодексе по преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних, - это совершенно очевидно. Коллеги, мы видим, что, только когда вопрос из политической плоскости был переведён в юридическую, мы сели за стол переговоров и действительно занялись оттачиванием формулировок, юридических формулировок, для того, чтобы все виновные понесли наказание, для того, чтобы меры ответственности по диспозициям статей Уголовного кодекса были сформулированы настолько чётко, что не позволили бы виновным уйти от ответственности и не позволили бы привлечь к ответственности невиновных. Об этом мы тоже говорили, и я считаю важным сказать об этом сейчас. Только благодаря тому, что мы, объединив усилия - усилия, замечу, депутатов всех фракций, - перевели вопрос из политической плоскости в юридическую, мы смогли достичь того результата, который имеем сейчас, смогли настолько усовершенствовать президентский законопроект, что сегодня ни одна фракция не откажется голосовать за него. И я хочу поблагодарить всех коллег - не буду перечислять поимённо, их достаточно много, - кто принял участие в доработке этого законопроекта, всех коллег, которые работают здесь, в Государственной Думе, в администрации президента, в других органах и организациях. Это, вне всякого сомнения, была коллективная работа. Коллеги, я хочу вам сказать ещё следующее. Конечно же, есть недовольные, и сегодня прозвучали слова, что, дескать, что-то не вошло в данный законопроект. Коллеги, поверьте, вот эти детали мы сможем доработать в рамках рабочих групп, в рамках заседаний комитетов, обсуждения ваших законопроектов представителями всех фракций. Самое главное, вопрос защиты детей - это вопрос не политический, вопрос защиты детей объединяет нас всех здесь, в этом зале, и в нашей стране, и очень важно, что мы смогли... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, спасибо. Ставлю проект закона на голосование в третьем чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 02 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принято. Спасибо. По ведению - Антон Владимирович Беляков. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, я только напомню, что сегодня, когда мы обсуждали повестку, на голосование был поставлен вопрос о снятии, и он был проголосован. Но на самом деле вопрос был о снятии и о возвращении во второе чтение, и этот вопрос, о возвращении во второе чтение, не ставился на голосование. В результате мы с вами сейчас, несколько нарушив Регламент, приняли законопроект, содержащий в себе абсолютно унизительные предложения, во-первых, по условно-досрочному освобождению извращенцев и, во-вторых, по условным срокам для них же - очень стыдно должно быть парламенту! И самое главное, повторяю, был нарушен Регламент. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антон Владимирович, спасибо. Во-первых, вы выступаете не по ведению - я обращаю на это внимание в очередной раз, - и, во-вторых, Регламент ни в коем случае не нарушен. Коллеги, по проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершённые в отношении несовершеннолетних", пункт 9 повестки, по мотивам... Прошу прощения. Владимир Владимирович, вы по мотивам будете выступать? Нет. Спасибо. По мотивам - Кропачев Александр Сергеевич... Александр Сергеевич? Нет. Спасибо. По мотивам - Мизулина Елена Борисовна. Пожалуйста. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за депутатский законопроект. Почему? Казалось бы, большинство положений этого законопроекта вошло в президентский законопроект, но вносимые в Уголовный кодекс изменения вряд ли можно измерять в процентах. К сожалению, в президентский законопроект не вошёл ряд положений, по которым не удалось договориться всем участникам согласительной процедуры, хотя депутаты договорились. Вряд ли стоит доказывать... Что это за положения? Первое - определение порнографии. Второе - определение детской порнографии. И третье - введение уголовной ответственности за хранение детской порнографии без целей сбыта. Вряд ли нужно доказывать, зачем нужны эти положения. И порнография, и детская порнография - это благоприятная среда для педофилов, именно она формирует запрос на сексуальные отношения с детьми. Сначала педофил собирает картинки, а потом у него появляется желание вступить в непосредственный контакт с ребёнком, в том числе и для изготовления новых картинок. Интернет - а мы сталкиваемся с этой ситуацией - пестрит жестокой порнографией, в том числе и детской порнографией. Но сегодня владельцы интернет-ресурсов, провайдеры не могут включить в договор с пользователем специальный пункт, который позволял бы им требовать от интернет-пользователей не держать, не хранить такие картинки у себя на сайтах, на страничках, потому что уголовная ответственность за хранение без цели сбыта отсутствует. Конечно, понятно, что дополнение Уголовного кодекса этими положениями позволило бы владельцам интернет-ресурсов даже без всяких экспертиз и возбуждения уголовного дела некоторым образом зачистить интернет-пространство. И здесь не нужно вот этого сложного и дорогого механизма экспертизы в рамках уголовного дела, но нужно определение порнографии, детской порнографии и, соответственно, ответственности за хранение без цели сбыта. Вот я задам простой вопрос. Вы, наверное, видели в Интернете так называемые японские мультики: сёта кон - секс-сцены с мальчиками и лоли кон - секс-сцены с маленькими девочками, - это порно или нет? Или порно только натуралистическое изображение? У нас в России это не порнография, а в Японии они запрещены. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что все преступления сексуального характера в отношении детей должны быть наказуемы, и наказуемы так, чтобы отбить всякое желание совершать такие преступления в отношении детей. Но у нас достигнута договорённость: рабочая группа, которую я возглавляю, подготовит соответствующий законопроект, согласованный, и мы надеемся, что в этом году мы его примем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам - депутат Кропачев. КРОПАЧЕВ А. С. Спасибо. Как я уже говорил, фракция ЛДПР также, безусловно, поддержит этот законопроект, по нему у нас было меньше всего вопросов, но опять-таки вернусь ещё к предыдущему законопроекту. Я согласен с представителем КПРФ Владимиром Владимировичем в том, что ни тот законопроект, ни другой не даёт чёткого и определённого понятия детской порнографии. И обращусь также к предыдущему оратору: вы по факту в прямом эфире сегодня даёте наводку на сайты, где транслируются ролики или мультики, так скажем, с порно. Хотелось бы, чтобы вы воздерживались впредь от подобных наводок. Безусловно, мы поддерживаем законопроекты и надеемся, что в дальнейшем будет доработан и тот и другой, соответственно, будет принято конкретное и чёткое определение детской порнографии и будут внесены изменения в части условного осуждения и условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания и так далее. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам - Бортко Владимир Владимирович. БОРТКО В. В. Спасибо. Я хочу, чтобы все в зале сейчас посмотрели друг другу в глаза: я говорил о нескольких очень конкретных вещах - никто мне на это не ответил. Я говорил о трёх квалифицирующих признаках, и самое главное - о хранении порнографии. Трудно заподозрить меня в том, что я большой поклонник Соединённых Штатов Америки, раз я во фракции КПРФ, но в Америке это абсолютно железное правило: нашли детскую порнографию - всё! У нас же этого нет! Три квалифицирующих признака - вы ответили на это? Нет! Если нет одного признака, человек идёт гуляет. Посмотрите прежде друг другу в глаза: что вы принимаете?! Мне кажется, нужно вернуть законопроект во второе чтение, посмотреть, согласовать и после этого уже принимать. А сейчас мы голосуем за наш закон, за депутатский, который вы же принимали. Всё, у меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам - депутат Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! К сожалению, необходимо ответить на то, что прозвучало из уст наших коллег. Во-первых, что касается президентского законопроекта, который вобрал в себя практически все предложения из депутатского законопроекта и был усовершенствован. Я хотел бы всё-таки обратиться к коллегам, которые считают, что он недостаточно усиливает ответственность: коллеги, так говорить - это значит грешить против истины. Почитайте непосредственно тексты, сравните то, что было, с тем, что стало, и вы увидите, совпадения здесь будут очевидны. И вводить в заблуждение коллег и публику, которая смотрит сейчас это заседание, по меньшей мере нечестно, нет оснований. Во-вторых, что касается определения порнографии и ответственности за хранение порнографии. Мы должны чётко себе представлять, кто и в каких случаях будет нести ответственность за эти деяния. Не ограничим ли мы круг людей, которые должны бы нести ответственность за эти действия, если дадим чёткое определение порнографии, которое будет выражено в определённой формулировке? Есть определённая опасность, что распространение части некой аудиовизуальной продукции, в том числе с помощью средств массовой информации, не будет подпадать под это определение, поэтому, конечно же, формулировку нужно ещё дорабатывать, это совершенно очевидно. То же самое касается хранения. Коллеги, у всех есть электронная почта в компьютере. Представьте себе, что придёт картинка вам по электронной почте с подобным содержанием, и вы даже не будете знать, что она у вас есть, это просто для примера. Следом придёт сотрудник правоохранительных органов, который попросит вас открыть электронную почту и обнаружит эту картинку. Скажите, в данном случае это будет хранение, может быть такое? Так вот, до того момента, пока мы не отточим все формулировки, мы не должны махать шашкой. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ВЯТКИН Д. Ф. Я вас слушал, послушайте и вы меня. Это первое. И второе. В конце концов, у нас действительно есть рабочая группа, коллеги, вопрос чисто юридический: мы должны наказать виновных, но не наказывать невиновных. Коллеги, давайте продолжать работу. Не могут существовать два одинаковых законопроекта, поэтому один надо отклонить. Мы будем голосовать за отклонение, мы не будем поддерживать депутатский законопроект, потому что он уже учтён в президентском. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершённые в отношении несовершеннолетних". Прошу включить режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, за принятие. Он идёт на отклонение, но всегда вопрос ставится так: кто за принятие? Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 53 сек.) Проголосовало за 199 чел.44,2 % Проголосовало против 24 чел.5,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 223 чел. Не голосовало 227 чел.50,4 % Результат: не принято Не принято. Законопроект отклонён.
БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. Для стенограммы: по 8-му вопросу я не голосовал, по 9-му голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Заседание № 4
О проекте федерального закона № 349188-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершённые в отношении несовершеннолетних".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Уважаемые депутаты, от имени фракции предлагаю снять сегодня с рассмотрения 3-й и 4-й вопросы повестки дня. Данными законопроектами предполагается усиление уголовной ответственности за педофилию. Нам совершенно непонятно, почему после стольких трудов, наработок по законопроекту, обозначенному в пункте 3, комитет по нему предлагает голосовать против. С нашей точки зрения, комитет слишком торопится, эти законопроекты друг друга не заменяют, Совет Думы, видимо, до конца не разобрался. Поэтому предложение - снять сегодня с рассмотрения, поручить комитету проанализировать ситуацию, сопоставить эти два законопроекта и принять взвешенное решение.
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я как раз по 3-му и 4-му вопросам хотел предложить то, что коллега Локоть предложил, но мотивация совсем другая. Действительно, разные законопроекты. Законопроект из пункта 3 был внесён депутатами, законопроект из пункта 4 был внесён президентом, как известно. Мы понимаем, что тема актуальная, горячая, поправки нужно принимать, можно сказать, немедленно, и у нас появился шанс как-то всё-таки учесть позицию авторов проекта закона из пункта 3, и мы сейчас над этим активно работаем, поэтому я предлагаю перенести рассмотрение и завтра на Совете определить дату, когда мы эти вопросы будем рассматривать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перенести и 3-й, и 4-й, так? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да.
МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Я поддерживаю предложение Павла Владимировича Крашенинникова о переносе 3-го и 4-го вопросов на другое пленарное заседание, поскольку практически уже договорились относительно выработки согласованного варианта законопроекта, касающегося усиления уголовной ответственности за сексуальные преступления против детей. Я надеюсь, что мы получим хороший результат.
ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги, я по вопросам 3 и 4. Мне странно сегодня слышать заявление председателя комитета Мизулиной...
ПЛЕТНЁВА Т. В. Сергей Евгеньевич, я по ведению, по пунктам 3 и 4. Почему они сняты? Вчера по телевидению Мизулина заявляла, что в третьем чтении эти вопросы решены (вообще, там Думу представляли в нелицеприятном виде, в программе Малахова), а сегодня снимает сама эти законопроекты! Я не могу этого понять! Вот о чём хотела сказать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна, ваше замечание всё-таки относится к обсуждению сегодняшнего порядка работы, а не порядка ведения заседания. Спасибо.
Так, теперь по пунктам 3 и 4 повестки дня. Предложение депутатов Локотя, Крашенинникова, Мизулиной перенести пункты 3 и 4 на более поздний срок. Хотя мотивы переноса разные у разных депутатов, но суть одна. Нет возражений против переноса? Есть возражение. Депутат Беляков. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо. Сергей Евгеньевич, давайте проголосуем не только за перенос, но и за одновременное рассмотрение всех инициатив по этой теме, потому что инициативы депутатские пылятся годами, а президентские мы готовы с интервалом в неделю принимать мгновенно. Давайте примем решение одновременно рассмотреть все законопроекты, которые есть по проблеме сексуальной безопасности детей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сегодня мы вряд ли сможем это сделать. Комитет доложит нам. Предлагаю поставить предложение депутатов Локотя, Крашенинникова и Мизулиной на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 12 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1 % Результат: принято Принято.
Заседание № 234
О проекте федерального закона № 349188-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершённые в отношении несовершеннолетних" (принят в первом чтении 26 января 2011 года с наименованием "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершённые в отношении несовершеннолетних").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Вопрос 5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершённые в отношении несовершеннолетних". Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Сергеевича Груздева. Пожалуйста. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, к законопроекту, который выносится на ваше обсуждение, поступило двадцать пять поправок. Двадцать две поправки рекомендованы комитетом к принятию, они расположены в таблице 1, и три поправки в таблице 2 соответственно рекомендованы комитетом к отклонению. Я предлагаю перейти к рассмотрению таблиц поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таблица 1 содержит двадцать две поправки. Нужно ли какую-либо из них рассматривать отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 41 мин. 15 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3 % Результат: принято Принято. Отклонённых поправок три. Нужно ли их рассматривать отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 2, рекомендованных к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 41 мин. 46 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Принято. Выносим 5-й вопрос на "час голосования".
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершённые в отношении несовершеннолетних", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 10 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принято.
Заседание № 208
О проекте федерального закона № 349188-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершённые в отношении несовершеннолетних".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершённые в отношении несовершеннолетних". Доклад Елены Борисовны Мизулиной. МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, который экспертное сообщество и журналисты окрестили антипедофильским. Этот законопроект предусматривает комплекс норм, содержащих гарантии сексуальной безопасности наших детей. Актуальность тех поправок, которые вносятся в Уголовный кодекс данным законопроектом, обусловлена тем, что, к сожалению, сохраняется негативная тенденция, связанная с преступлениями, совершаемыми в отношении детей, прежде всего в части, касающейся их сексуальной защищённости. По данным Следственного комитета Российской Федерации, только за первое полугодие 2010 года было совершено более пяти тысяч преступлений сексуального характера. Практически каждый десятый ребёнок, который становится жертвой преступления, - это жертва сексуального насилия. За последние семь лет число таких преступлений выросло вдвое. Мы с вами в прошлом году принимали хороший закон о поправках в УК, который тоже был направлен на защиту детей от сексуального насилия, но, к сожалению, некомплексность этого закона не позволила получить тот эффект, на который мы рассчитывали. Предлагаемый законопроект позволяет обеспечить необходимую систему норм, защищающих наших детей. Что входит в этот комплекс поправок? Законопроект охватывает все двадцати три состава уголовных преступлений, которые связаны с преступлениями сексуального характера. В чём суть этих поправок, в чём их смысл? Это десять комплексов, комплексных норм, которые затрагивают вот эту сферу. Во-первых, это все преступления сексуального характера в отношении детей. Термин достаточно условный - преступления сексуального характера, хотя в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации расшифровка этого определения есть. Второе, что важно для этого законопроекта, - исключается признак заведомости из всех статей, которые предусматривают ответственность за преступления сексуального характера. Это очень важный момент, потому что сегодня наличие признака заведомости означает, что только в том случае возбуждается уголовное преследование, уголовное дело по этим фактам, если дознаватель - а это, как правило, сотрудник милиции или следователь - установит на момент возбуждения уголовного преследования, что тот, кто совершил это преступление, понимал и осознавал, что перед ним несовершеннолетний. На этом только факте основывается масса манипуляций, когда вполне законно можно отказать в возбуждении уголовного преследования, ссылаясь на то, что не установлено, не доказано, что тот, кто совершил это преступление (мужчина или женщина), понимал, что перед ним ребёнок. И нормы международного права определяют, что сам объективный факт (который легко установить), что жертвой стал ребёнок, должен являться достаточным основанием для возбуждения уголовного преследования, а всё другое, то есть то, как выглядел ребёнок, мог ли тот, кто совершил это преступление, осознавать, что перед ним ребёнок, уже разрешается в рамках уголовного преследования и влияет на прекращение уголовного дела либо в последующем на смягчение уголовного наказания. Третье, что очень важно. Данный законопроект чётко разграничивает насильственные и ненасильственные преступления. Вот из-за этого весь спор, потому что сегодня нечёткость разграничения насильственных и ненасильственных преступлений приводит к вопиющим фактам, когда отец или отчим, который насилует своего ребёнка (девочку) в течение ряда лет, при отсутствии признаков насилия привлекается к уголовной ответственности за ненасильственное преступление в отношении ребёнка. Но разве может пятилетний или четырёхлетний ребёнок возражать или каким-то образом сопротивляться отцу или отчиму? Наш законопроект предлагает в статью 131 "Изнасилование" включить примечание, согласно которому вводится нижняя граница так называемых ненасильственных сексуальных преступлений. Если ребёнок не достиг возраста двенадцати лет, это является безусловным основанием для того, чтобы относить преступление сексуального характера - половое сношение, мужеложство, иные действия сексуального характера - к насильственным преступлениям, за которые предусмотрено самое жёсткое наказание. Соответственно вносятся поправки в статьи 134 и 135, и, таким образом, убирается вот эта возможность совершения ненасильственного преступления в отношении ребёнка, не достигшего двенадцати лет. И мы очень надеемся, что вот эти поправки очень серьёзно скажутся на борьбе с этими видами преступлений. Четвёртое. Вводятся квалифицирующие признаки, ужесточающие наказание за ненасильственные преступления. Во всём мире преследуют в особом порядке и более жёстко наказывают, если это совершил родитель, законный опекун или педагог, но в нашем Уголовном кодексе пока этого нет. Предусматривается также более жёсткая ответственность, если преступление сексуального характера совершено на территории образовательного учреждения или иного детского учреждения. К сожалению, у нас пока этого в УК нет. Предлагаемым законопроектом устраняется пробел такого рода. В-пятых, разграничиваются составы преступлений, ненасильственных преступлений, сексуального характера, это известные статьи 134 и 135, и наказания за половое сношение, мужеложство, лесбиянство предусматриваются следующие: максимальное - до пятнадцати лет лишения свободы, минимальное - три месяца лишения свободы, за развратные действия в отношении детей: минимальное - штраф 2500 рублей, максимальное - двенадцать лет лишения свободы. Сегодня сложилась такая ситуация, что когда - извините, но я вынуждена говорить такого рода вещи - анально-генитальный, орально-генитальный сексуальный акт совершается между мужчиной и мальчиком либо женщиной и девочкой, то наказание от трёх месяцев лишения свободы до пятнадцати лет лишения свободы, а если аналогичные действия совершаются между женщиной и мальчиком либо между мужчиной и девочкой, то уровень наказания гораздо ниже. Это совершенно недопустимые вещи, потому что это абсолютно одинаковые по степени тяжести и общественной опасности деяния. Мы устраняем такого рода нелогичность. В-шестых, даются определения терминов "порнография", "детская порнография". Не стоит сейчас в этом зале говорить - вы неоднократно, уважаемые коллеги, приводили примеры - о том, что происходит сегодня с оборотом порнографической продукции. Один из самых ключевых моментов - это то, что проблемы, связанные с определением, что же такое порнография и что такое детская порнография, этот законопроект позволяет решить. То есть мы даём в руки нашим правоохранительным органам ключ к тому, чтобы решать вопрос даже без первичной экспертизы о возбуждении уголовного преследования по этим фактам. В-седьмых, расширяется перечень уголовно наказуемых деяний в сфере сексуальной эксплуатации детей путём установления уголовной ответственности за незаконное изготовление, хранение (даже единичные случаи) детской порнографии. Я хочу обратить ваше внимание, что на повышенную степень общественной опасности именно детской порнографической продукции, которая абсолютно запрещена и должна быть абсолютно запрещена, указывает то, что, по данным исследований, у 83 процентов задержанных владельцев продукции детской порнографии изымаются изображения детей в возрасте от шести до двенадцати лет, у 39 процентов - от трёх до пяти лет, у 19 процентов - до трёх лет и даже грудных младенцев. Регулярный просмотр детской порнографии приводит к тому, что у педофилов появляется стремление проявить активность, вступить в контакт и найти как можно более изобретательные снимки. Такова, к сожалению, реальность, даже один снимок, как правило, является основанием для того, чтобы появилась картотека у такого лица. Это заведомая опасность для детей. Восьмое. Вводится статья 151-1, предусматривающая использование ребёнка для изготовления порнографии. К сожалению, сегодня этот состав преступления как самостоятельный не выделен, а он рассматривается в международном уголовном праве как разновидность торговли детьми в целях сексуальной эксплуатации. Мы устраняем такого рода пробел, выделяем это в качестве самостоятельного состава преступления. В-девятых, устанавливается повышенная уголовная ответственность за оборот порнографической продукции с использованием сети Интернет. Жаль, что до сих пор такого рода пробел не был восполнен. И в-десятых, вводится дополнительное наказание в виде запрета занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью за такие преступления, как вовлечение детей в занятие проституцией, использование детей для занятия проституцией. Благодаря этому блоку поправок мы фактически делаем сильный, единый, системный комплекс, позволяющий защитить сексуальную, половую свободу наших детей и обезопасить их от тех, кого принято называть педофилами. Применительно к замечаниям, которые содержатся в официальном отзыве правительства, должна заметить, что мы согласны с тем, что ко второму чтению требуется внести некоторые поправки в статьи 131 и 132, чтобы устранить внутренние противоречия в связи с появлением новых поправок и чтобы ввести уточнение за счёт использования термина "натуралистическая" в определении термина "порнография". От имени авторов этого законопроекта я хочу выразить признательность Правительству Российской Федерации и ответственному комитету Государственной Думы - Комитету по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству за поддержку законопроекта, умение подняться над партийными, личными или ведомственными интересами. И ещё раз хочу обратить внимание, что история прохождения данного законопроекта лишний раз подтверждает нашу думскую способность договориться и друг с другом, и с Правительством Российской Федерации в тех случаях, когда мы действуем во имя общих, высших целей, какими в данном случае являются цели безопасности российских детей, их защита от сексуального насилия. От имени авторов законопроекта призываю вас, уважаемые коллеги, поддержать данный законопроект в первом чтении и выражаю надежду, что мы сможем принять этот законопроект в целом в весеннюю сессию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. И обращаю ваше внимание, что у нас осталось двадцать пять минут до перерыва. Есть ли вопросы? Есть вопрос. А, содоклад... Пожалуйста, Груздев, содоклад от комитета. Извините. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, Елена Борисовна очень подробно остановилась на сути данного законопроекта. Напомню, что проектом предлагается внести в Уголовный кодекс ряд изменений, которые направлены на противодействие преступлениям сексуального характера. Предполагается дополнить Уголовный кодекс новой нормой, устанавливающей уголовную ответственность за использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов - это новая статья 151-1. В этой статье предлагается установить ответственность за фото-, кино- или видеосъёмку несовершеннолетнего в целях изготовления или распространения порнографических материалов или предметов либо привлечения несовершеннолетнего в качестве исполнителя. Также предлагается закрепить определение понятий "порнографические материалы и предметы", "материалы или предметы с порнографическим изображением несовершеннолетних". Кроме того, авторами законопроекта предлагается исключить признак заведомости в отношении несовершеннолетнего из ряда статей Уголовного кодекса, и, соответственно, в данной главе понятие "заведомость" не будет применено вообще. Статью 131 "Изнасилование" предлагается дополнить примечанием, предусматривающим, что совершение преступления в отношении лица, не достигшего двенадцатилетнего возраста, считается преступлением, совершённым в отношении лица, находящегося в беспомощном состоянии. Законопроектом также предлагается дополнить часть третью статьи 134 Уголовного кодекса новыми квалифицирующими признаками, которые вводятся в отношении родителей либо иных лиц, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогов или других работников образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетним, в случае если происходит половое сношение или иные действия сексуального характера. Статью 242 "Незаконное распространение порнографических материалов или предметов" и статью 242-1 "Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних" предлагается изложить в новой редакции. Правительство Российской Федерации поддерживает предложенный законопроект с учётом высказанных замечаний. Комитет по культуре, как комитет-соисполнитель, также рекомендует поддержать его в первом чтении. Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует поддержать указанный законопроект в первом чтении. У Правового управления Аппарата Государственной Думы имеется ряд замечаний правового и юридико-технического характера. Верховный Суд также поддерживает указанный проект закона. Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует поддержать указанный проект федерального закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь тогда пока, был один вопрос. Депутат Тепляков, пожалуйста. ТЕПЛЯКОВ Е. Н. Ну, в данном случае вопрос возникает у меня только один: почему мы не можем данные деяния приравнять к тяжким и к особо тяжким преступлениям и закрыть этот вопрос раз и навсегда? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я так понимаю, что это вы комитету задаёте вопрос. Пожалуйста, Владимир Сергеевич. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Олег Викторович. Евгений Нодариевич, мы именно этим и занимаемся. Вот сейчас, принимая законопроект в первом чтении, мы фактически приводим в соответствие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Коллеги, с учётом оставшегося времени есть такое предложение: дать возможность выступить от фракций, но по пять минут, иначе мы просто не уложимся в график. Есть согласие на это? Никто не возражает? Нет. Пожалуйста, кто от фракции КПРФ? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Определитесь. Были Багаряков и Останина, да? Включите микрофон на рабочем месте депутату Останиной. Пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, принятие этого закона совершенно очевидно имеет одну цель - защитить наших детей. И также это может избавить нас от одной неприятной ситуации, в которую мы периодически попадаем, представляя доклад в Комитет ООН по правам ребёнка о положении детей в Российской Федерации. Ровно пять лет назад мы получили негативную оценку доклада с точки зрения состояния нашего российского законодательства да и правоприменительной практики. Более того, отсутствие какой-либо реакции тогда, в 2005 году со стороны парламента привело к тому, что, ну, буквально год назад на международном уровне рассматривался вопрос о переводе Российской Федерации в более низкую категорию государств, которые ранжируются по состоянию законодательства, по степени участия правоохранительных органов в борьбе с эксплуатацией детей, прежде всего сексуальной эксплуатацией. Прошло пять лет - лучше поздно, чем никогда, - и сегодняшний законопроект, по сути дела, продолжает вот ту линию, которая заложена в поправках президента, внесённых им летом 2009 года. Тогда у нас вызвало непонимание, почему основная позиция законопроекта, заложенная сегодня... признак заведомости был исключён из некоторых статей, в частности из статей 131 и 132, а в остальных статьях он остался. Мы не понимали логики, более того, это было негативно воспринято и общественностью. Мы помним негативную реакцию журналистского сообщества, Общественной палаты. Данный законопроект, по сути дела, исключает этот принцип из всех статей Уголовного кодекса. Елена Борисовна говорила о том, что впервые мы даём определение детского порно через порнографическую продукцию. Депутатам, которые были в составе Государственной Думы второго и третьего созывов, наверное, помнится о том, сколько споров было и сколько копий было сломано, когда мы пытались на законодательном уровне это определение дать. В данном случае вот эта политическая смелость нашла своё законодательное оформление, и я думаю, что это очень поможет нашим правоприменителям. После принятия президентских поправок прошёл всего один год, но о том факте, что далеко не все из них ужесточили законодательство, а отдельные не просто смягчили, а стали шагом назад, говорит следующее. Вот у меня в руках данные, статистика Министерства внутренних дел: полторы тысячи преступлений сексуального характера совершено против несовершеннолетних в 2009 году, только пятьсот преступников получили уголовное наказание, шестнадцать - это небольшие штрафы, все остальные были осуждены условно. Дело дошло до таких курьёзов, что в Республике Адыгея по статьям 134 и 135 было совершено пять преступлений сексуального характера и только по одному преступнику по каждой статье получили уголовное наказание. Это ещё раз говорит о необходимости ужесточения данного законодательства, то есть о необходимости тех поправок, которые мы сегодня вносим в Уголовный кодекс как авторы этого законопроекта. Что касается ещё одной новеллы в данном законопроекте - лишения права занимать должности или заниматься определённой деятельностью. Быть может, кому-то покажется, что это перекликается с поправкой в Трудовой кодекс, которую мы только что принимали, но, с точки зрения авторов законопроекта, это лишь ещё раз усиливает внимание к данной позиции и к тому, что люди, которые в силу своих должностных обязанностей хоть как-то соприкасаются с детьми, просто не вправе занимать эти должности, если они совершили в отношении их сексуальные преступления. Ну и последняя новелла. Речь в ней идёт о том, что нельзя подразделять преступления в отношении детей на насильственные и ненасильственные, всё, что касается детей, - это насильственные преступления. Правда, непонимание вызывает тот факт, что речь идёт о несовершеннолетних в возрасте до двенадцати лет, ведь в российском законодательстве, по сути дела, ребёнок до четырнадцати лет считается лицом с ограниченной дееспособностью. Поэтому представляется, что во втором чтении можно будет внести поправку и эту возрастную планку поднять до четырнадцати лет. Вообще, уважаемые коллеги, мне хочется немного перефразировать Салтыкова-Щедрина, который сказал, что у нас строгость законов компенсируется их неисполнением. В руках у меня сегодняшний номер "Московского комсомольца". Наш законопроект поддержан сегодня депутатами всех фракций. Посмотрите, и в них... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Саввиди. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ошибка, наверное? Ошибка. Кто выступает от фракции ЛДПР? Нет желающих. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" нет желающих. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Вторыгина. Пожалуйста, Елена Андреевна. Включите микрофон на рабочем месте. ВТОРЫГИНА Е. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Как вы знаете, Российская Федерация ратифицировала ряд международных конвенций, предусматривающих борьбу с насилием в отношении несовершеннолетних в различных его формах и проявлениях. И вместе с тем по уровню защиты несовершеннолетних - жертв сексуальной эксплуатации и преступлений против их половой неприкосновенности и нравственности российское уголовное законодательство признаётся на международном уровне одним из наиболее либеральных в мире. Об этом также свидетельствует сохранение неблагоприятной тенденции роста числа преступлений сексуального характера в отношении наших детей. Только за последние три года потерпевшими от преступлений сексуального характера признано более двадцати пяти тысяч детей (Елена Борисовна в своём выступлении уже говорила об этом). По данным Следственного комитета, в Российской Федерации только в первом полугодии 2010 года преступления сексуального характера в отношении пяти детей в возрасте до двенадцати лет были квалифицированы как ненасильственные, то есть совершённые якобы с согласия детей. Такой подход представляется нам неприемлемым и во многих случаях снижает ответственность за преступления против детей. Зачастую малолетние дети становятся жертвами в силу оказываемого на них со стороны преступника давления либо не понимают смысла совершаемых с ними действий. В то же время в законодательстве многих иностранных государств предусмотрена повышенная уголовная ответственность за любые сексуальные преступления против малолетних. Зарубежные страны давно включили в своё законодательство нормы, касающиеся оборота детской порнографии. Ответственность за простое владение детской порнографией предусмотрена уголовным законодательством пятидесяти пяти государств, за совершение преступлений в сфере изготовления, хранения и оборота детской порнографии с помощью компьютерных технологий - в законодательстве шестидесяти восьми государств. В Российской Федерации правоприменительная практика в сфере борьбы с детской порнографией осложняется тем, что в российском уголовном законодательстве до сих пор отсутствует законодательное определение понятий "порнографическая продукция", "материалы или предметы с порнографическим изображением несовершеннолетних" (так называемая детская порнография), не установлена повышенная мера уголовной ответственности за оборот детской порнографии с использованием сети Интернет и других информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. Постоянно, коллеги, ко всем депутатам поступают коллективные обращения граждан с конкретными примерами растления наших детей и требованием ужесточения уголовного наказания за преступления сексуального характера против несовершеннолетних и за распространение порнографической продукции, в том числе с изображением детей. Это ещё раз свидетельствует об актуальности и высокой социальной значимости рассматриваемого сегодня законопроекта. Рассматриваемым законопроектом предусмотрен комплекс правовых мер, направленных на совершенствование уголовного законодательства в целях усиления ответственности за преступления против половой неприкосновенности наших детей, противодействие изготовлению и обороту порнографической продукции, в том числе с изображением детей. К тому же он соответствует избранному руководством страны курсу на усиление защиты прав детей в Российской Федерации и укрепление нравственных основ в обществе. Поэтому, учитывая важность и актуальность решаемых законопроектом проблем, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" законопроект будет поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Федоткин. Что случилось у нас с ведением? ФЕДОТКИН В. Н. Олег Викторович, мы вчера успели рассмотреть всего одно протокольное поручение. Может, сегодня продолжим? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уже не успеем - у нас всего тринадцать минут осталось. Заключительное слово... Депутат Мизулина настаивает? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не настаивает Мизулина. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Она выступала пятнадцать минут. Нет, не настаивает Мизулина. Комитет тоже не настаивает. Представитель президента и представитель правительства не настаивают. Ставлю на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершённые в отношении несовершеннолетних". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 48 мин. 26 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 449 чел. Не голосовало 1 чел.0,2 % Результат: принято Принято.