Заседание № 131
22.11.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 348696-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Содружеством Независимых Государств об условиях пребывания Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками государств - участников Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3306 по 3591 из 8151
Коллеги, рассматриваем 34-й вопрос порядка работы, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Содружеством Независимых Государств об условиях пребывания Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками государств - участников Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации". Докладывает Владимир Григорьевич Кулишов, первый заместитель директора - руководитель Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. КУЛИШОВ В. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель директора - руководитель Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается информация по законопроекту "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Содружеством Независимых Государств об условиях пребывания Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками государств - участников Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации", которое было подписано 19 апреля 2012 года. Координационная служба Совета командующих создана в соответствии с решением Совета глав государств СНГ и межправительственным соглашением о постоянном рабочем органе - Совете командующих Пограничными войсками от 9 октября 1992 года. Местом постоянного пребывания Координационной службы определена Российская Федерация, город Москва. Правовой статус определён Положением о Координационной службе Совета командующих Пограничными войсками государств - участников СНГ, утверждённым решением Совета глав правительств СНГ от 14 декабря 2008 года. Основные задачи Координационной службы следующие: координация усилий пограничных ведомств по реализации договоров и решений Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ по вопросам пограничного сотрудничества; согласование совместных усилий пограничных ведомств в области охраны внешних границ; содействие в подготовке и проведении совместных специальных пограничных операций и оперативно-профилактических мероприятий; подготовка проектов международных нормативных правовых актов, направленных на сближение национальных законодательств государств - участников СНГ. В целях создания надлежащих условий для деятельности Координационной службы на территории Российской Федерации ФСБ совместно с МИДом подготовлено соглашение, которое подписано 19 апреля 2012 года. Вступление соглашения в силу будет способствовать созданию на территории Российской Федерации необходимых правовых условий для реализации Координационной службой своих задач. Соглашение отвечает интересам обороноспособности и безопасности Российской Федерации. Реализация данного соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, так как обеспечение деятельности Координационной службы осуществляется за счёт долевых взносов государств - участников СНГ из единого бюджета СНГ. Так как соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, оно подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". Получено заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября текущего года соглашение одобрено, и проект федерального закона о ратификации соглашения внесён в Государственную Думу. 8 ноября текущего года проект федерального закона поддержан на заседаниях Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции и Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Прошу поддержать соглашение и ратифицировать законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Григорьевич, присаживайтесь, пожалуйста. С содокладом выступает Леонид Эдуардович Слуцкий. Пожалуйста. СЛУЦКИЙ Л. Э., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Первым делом мы должны особо поприветствовать Владимира Григорьевича Кулишова, который сегодня впервые выступает в Государственной Думе в качестве руководителя Пограничной службы. По сути рассматриваемого соглашения. Просил бы уважаемых коллег обратить внимание на ключевую статью 2, которой устанавливается юридический статус Координационной службы, регламентируются порядок использования помещений, архивов, имущества Координационной службы, условия пребывания, права и обязанности её представителей, военнослужащих и гражданского персонала. В частности, предусматриваются неприкосновенность архивов, имущества и помещений, освобождение Координационной службы от налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на территории Российской Федерации, а также иммунитет военнослужащих и гражданского персонала Координационной службы, не являющихся российскими гражданами и постоянно не проживающих в Российской Федерации, от уголовной, административной и гражданской юрисдикции России. Обратил бы также внимание на важную для нас статью 15, которой регламентируются вопросы финансового обеспечения, а именно расходы на обеспечение деятельности Координационной службы на территории Российской Федерации, которые осуществляются за счёт долевых взносов государств - участников СНГ из единого бюджета органов СНГ, а также для финансирования могут привлекаться внебюджетные средства (безвозмездные целевые поступления), порядок формирования и использования которых определяется в соответствии с Положением о формировании и использовании внебюджетных средств органов Содружества Независимых Государств, которое мы ратифицировали в этом зале. Исходя из представленного финансово-экономического обоснования, сделанного на основе анализа, проведённого и нашим комитетом, и экспертами, и комитетом-соисполнителем - Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, докладываю, что реализация данного соглашения не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета. Учитывая, что соглашение отвечает ключевым вопросам обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации, просил бы уважаемых коллег поддержать ратификацию данного соглашения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Эдуардович. Вопросы есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Лихачёв Василий Николаевич. ЛИХАЧЁВ В. Н., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович. Владимир Григорьевич, соглашение очень важное, и я думаю, что Государственная Дума поддержит этот документ. Хотя можно было бы уже на стадии его разработки подумать о дополнительных мерах по усилению, потому что с формальной, юридической точки зрения - это я как юрист-международник размышляю, - например, в преамбуле просто напрашивается ссылка на венскую конвенцию по дипломатическому праву о защите привилегий и иммунитетов. Может быть, этот момент можно будет исправить, в связи с тем что статьи 3 и 5 предусматривают принятие дополнительных соглашений для реализации этого документа. Вопрос с этим связан: есть ли у вас дальнейшие планы по детализации, по конкретизации этого соглашения именно в свете статьи 3 и статьи 5? КУЛИШОВ В. Г. Василий Николаевич, работа над совершенствованием деятельности Координационной службы у нас проходит постоянно, два раза в год собирается Совет командующих и обсуждаются вопросы как раз повышения эффективности Координационной службы. Поэтому, конечно же, мы предусматриваем развитие этого закона в соответствии с 3-й и 5-й статьями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Владимир Григорьевич, нас, честно говоря, волнуют следующие вопросы: в отношении каких бывших республик наиболее остро стоят вопросы пограничного контроля, в частности, откуда приезжают к нам в страну нелегалы? Я так понимаю, нелегал - это тот, кто без разрешения въезжает в страну. Какие меры всё-таки принимаются вашей службой для обеспечения правопорядка на границе? КУЛИШОВ В. Г. Николай Фёдорович, вопрос немножко не по теме, тем не менее я отвечу для общего понимания ситуации, обстановки. Вот в прошлом году границу Российской Федерации пересекли 165 миллионов человек, в этом году - уже 135 миллионов за девять месяцев, из них около 60 тысяч - это иностранцы, 39 миллионов - это граждане СНГ. Опрос лиц, которые задержаны за незаконное пребывание на территории Российской Федерации, показывает, что примерно 35 процентов от этого числа прибывают в нашу страну на безвизовой основе, около 25 процентов приезжают по гостевым визам, по туристическим визам, порядка 15 процентов - для обучения в учебных заведениях Российской Федерации и только 1 процент проникает в нашу страну нелегально. Вот такой ответ. Знаю, что имеется такой посыл, что все проблемы начинаются на границе, но это не совсем так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Владимир Григорьевич, ясно, что уровни координирующих действий вот этой службы Совета командующих Пограничными войсками разные у нас со странами - участниками СНГ. Например, если взять Белоруссию, то есть Союзное государство, у нас вообще общая граница на западе. Хотелось бы услышать вашу оценку: всё-таки вы удовлетворены вот этим взаимодействием со структурами? Коллеги понимают, что политическая ситуация, наверное, накладывает определённый отпечаток на это взаимодействие с каждой страной, но всё-таки такую оценку хотелось бы от вас услышать. КУЛИШОВ В. Г. Анатолий Евгеньевич, я могу сообщить, что проводил два заседания Совета командующих Пограничными войсками государств - участников СНГ, потому что я являюсь его председателем, и на этих заседаниях присутствовали все руководители погранведомств, более того, из них девять человек - это первые руководители, именно командующие погранвойсками, и только два человека в ранге начальников штабов пограничных войск. Это достаточно действенная структура, и там обсуждаются самые разноплановые вопросы, связанные не только с охраной наших внешних границ, но и с нашими контактами с партнёрами по "Фронтексу", с другими странами. Поэтому я не стал бы разделять вот здесь наши страны, которые входят в Координационную службу Совета командующих, и сравнивать, кто больше, кто лучше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Владимир Григорьевич, конечно, мы поддержим принятие данного закона и ратификацию соглашения, но хочу задать два вопроса. Я вхожу в межфракционную группу по связям России и Украины, и мы с болью наблюдаем за тем, как сейчас руководство Украины мечется. Под этим углом зрения вопрос: возникнут ли дополнительные сложности во взаимодействии пограничных служб, если всё же они предпримут этот явно ошибочный шаг и вступят в ассоциацию с Европейским союзом? И второй вопрос. Параллельно с СНГ существуют Таможенный союз, Союзное государство и есть евразийская перспектива. Какие перспективы вы видите, если обстановка потребует расширить рамки координации? КУЛИШОВ В. Г. Валентин Степанович, спасибо за поддержку нашего законопроекта. С точки зрения наших контактов и взаимодействия с Государственной пограничной службой Украины хочу отметить, что буквально неделю назад я провёл переговоры с её руководителем генералом армии Литвиным, в ходе которых мы фактически определили перспективные направления нашей совместной работы. Я не думаю, что это претерпит какие-то существенные изменения в зависимости от того, примет Украина то или иное решение. Что касается возможного расширения Таможенного союза, мы, безусловно, предусматриваем также анализ возможных рисков и угроз пограничной безопасности, обеспечение эффективной деятельности всех структур, которые будут действовать на государственной границе Таможенного союза. И мы будем способны, конечно, решить задачу, поставленную перед нами руководством страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Владимир Григорьевич, два года назад тогда ещё начальник генштаба генерал армии Макаров дал интервью газете "Красная звезда" о том, что тысячи километров наших границ не закрыты вооружёнными силами, особенно север открыт полностью, северо-запад, да и с Китаем граница опасно открыта. Вот с этой точки зрения могли бы вы сказать, насколько серьёзно наша погранслужба закрывает наши границы? Если сравнить с уровнем советского периода: так же, лучше или есть какие-то проблемы? И если есть проблемы - а вопрос о границе, о нелегалах очень серьёзный, - то чем может Дума здесь помочь? КУЛИШОВ В. Г. Владимир Николаевич, Николай Егорович оценивал военную составляющую, она несколько отличается. Есть такой показатель у пограничников - количество сотрудников пограничных ведомств, или военнослужащих, на один километр границы. Конечно же, он у нас по сравнению с советским периодом значительно сократился, но ни в коем случае не уступает аналогичному показателю ни в Европе, ни в Соединённых Штатах Америки. Это по количественному составу. Вы знаете, что у нас уже нет пограничных войск, теперь у нас преобладают методы оперативной деятельности по охране государственной границы, поэтому основные угрозы, которые возникают или могут потенциально возникнуть на наших рубежах, своевременно вскрываются и, безусловно, мы вносим коррективы в наши подходы к охране государственной границы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Григорьевич. Вопросы заданы. Есть ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите список. Олег Владимирович Лебедев. ЛЕБЕДЕВ О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Первое, я хотел бы внести ясность в вопрос о нелегалах, о которых последние две минуты шла речь: нелегальное пересечение границы и нелегальные трудовые иммигранты - это разные абсолютно вещи, поэтому нужно чётко осознавать, о чём или о ком идёт речь. Это уточнение. На самом деле в выступлениях моих коллег, докладчика, содокладчика подчёркивалось, что в ратификации этого соглашения самое главное - это слова "отвечает интересам обороноспособности и безопасности Российской Федерации", поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит ратификацию данного соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7403 по 7422 из 8151
34-й пункт, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Содружеством Независимых Государств об условиях пребывания Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками государств - участников Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 58 мин. 05 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Закон принят.