Заседание № 146
12.02.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 348685-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с вопросом административной правовой ответственности за нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации по результатам их фиксации техническими средствами фото- и киносъёмки, видеозаписи".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6444 по 6823 из 7214
Продолжаем дальше работу. 14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с вопросом административной правовой ответственности за нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации по результатам их фиксации техническими средствами фото- и киносъёмки, видеозаписи". Михаил Иванович Сердюк, пожалуйста. СЕРДЮК М. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Практически все мы автомобилисты и часто сталкиваемся с тем, что приходят извещения о штрафах, причём даже когда за рулём был кто-то другой. Ситуация для многих действительно удивительная. Россия - это страна, где извещения о штрафах направляют исходя исключительно из регистрационного номерного знака автомобиля. Даже в близких к нам странах, в бывших республиках СССР, в Литве например, а тем более в Европе... вот в Германии уже тридцать лет идентифицируются водители, потому что существует презумпция невиновности и человек не должен отвечать за того, кто сидел за рулём, это касается как физических лиц, так и юридических, но в нашей стране существует вот такой парадоксальный порядок. Данным законопроектом предлагается это исправить. Камеры везде натыканы, компьютеры есть, база есть, идентифицировали меня гаишники - присылайте мне штраф, не идентифицировали - ну, извините, качественнее работайте, проверяйте, смотрите. В заключении правительства убедительных аргументов, на мой взгляд, приведено не было. Вячеслав Иванович сейчас меня дополнит, но что касается его опасений, что человека могут сфотографировать, когда он проезжает по городу в компании каких-то других лиц, на мой взгляд, они не очень обоснованны, поскольку Москва и многие другие крупные города у нас перекрыты сто раз видеокамерами, все нас видят, снимают, "большой брат" следит за нами. В связи с этим давайте пойдём навстречу нашим гражданам-автомобилистам и дадим им возможность отвечать только за те правонарушения, их виновность в которых доказана. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Иванович Лысаков. ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Не всё так просто, как наш коллега говорил. Начнём с того, что нет, просто не существует в природе банка фотоданных граждан Российской Федерации. На этом можно было бы и закончить содоклад, но тем не менее я постараюсь в пределах выделенного мне времени немножко подробнее осветить предложение нашего коллеги. Вашему вниманию для рассмотрения в первом чтении представлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с вопросом административной правовой ответственности за нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации по результатам их фиксации техническими средствами фото- и киносъёмки, видеозаписи". Законопроект направлен на усиление административной ответственности водителей транспортных средств за совершение правонарушений в области дорожного движения в случаях фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, путём изменения порядка привлечения к административной ответственности. Так, предлагается проводить идентификацию не только государственного регистрационного знака, но и лица водителя, управляющего транспортным средством, и даже пешехода, а также устанавливаются требования к собственникам транспортных средств предоставлять по запросу территориального органа ГИБДД МВД России в трёхдневный срок сведения о лице, фактически управлявшем транспортным средством. Также предлагается повышение ответственности за превышение установленной скорости движения транспортного средства путём наложения за каждое последующее нарушение скоростного режима административного штрафа "с применением повышающего коэффициента - 10, с нарастанием в последующем в геометрической пропорции относительно предыдущего размера, без ограничений", то есть предлагается статью 12.9 кодекса дополнить новой частью 5. Рассмотрев законопроект, комитет его концепцию не поддерживает по следующим основаниям. Представляется, что законопроектом не учтено, что положение части 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которым собственник (владелец) транспортного средства в случае несогласия с вынесенным в отношении него постановлением о привлечении к административной ответственности за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, при реализации своего права на обжалование данного постановления может быть освобождён от административной ответственности при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Неэффективность действующего механизма привлечения правонарушителя к административной ответственности за правонарушения, выявленные и зафиксированные работающими в автоматическом режиме техническими средствами, в пояснительной записке не подтверждена. Также не представлен прогноз реализации предлагаемых законопроектом изменений. Кроме того, предлагаемые изменения недостаточно проработаны. Так, неэффективными представляются предусматриваемые законопроектом предоставление участникам дорожного движения права на ознакомление со сведениями (изображениями), зафиксированными техническими средствами видеонаблюдения и фиксации фактов дорожно-транспортных правонарушений, на специальной странице в сети Интернет, а также направление должностными лицами соответствующего территориального органа ГИБДД МВД России запросов владельцам транспортных средств о предоставлении сведений о физическом лице, которое управляло транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, зафиксированного техническими средствами видеонаблюдения и фиксации. Эта новелла повлечёт значительное увеличение финансовых и временных затрат на ведение производства по делу об административном правонарушении. Отсутствие нормы об ответственности собственника (владельца) транспортных средств за непредоставление либо за несвоевременное предоставление информации по указанным запросам, а также о сроках их получения и последствиях истечения сроков хранения почтовой корреспонденции в случае неполучения заказного отправления с указанным запросом усложнит существующий порядок привлечения к административной ответственности, поскольку истечение установленного срока давности привлечения к административной ответственности позволит собственникам (владельцам) транспортных средств избежать ответственности. Предусмотренное законопроектом изменение в статью 12.9 кодекса не учитывает положения Федерального закона от 23 июля 2013 года № 196-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", в соответствии с которым указанная статья уже дополнена частью 5, предусматривающей ответственность за превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 километров в час, а также частями 6 и 7, устанавливающими ответственность за повторное совершение административного правонарушения в части превышения установленной скорости движения транспортных средств. Также следует иметь в виду, что предлагаемый законопроектом способ исчисления штрафа с применением повышающего коэффициента не соответствует правилам исчисления административного штрафа, установленным статьёй 3.5 кодекса. С учётом изложенного комитет рекомендует указанный законопроект отклонить. На законопроект получено отрицательное заключение Правительства Российской Федерации, он не поддерживается также и Комитетом по транспорту - соисполнителем по законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Вячеслав Иванович, вот в Европе довольно эффективно проявил себя такой метод воздействия на потенциальных нарушителей, как установка предупреждающих знаков на допустимом расстоянии от камер, фиксирующих нарушения на дороге, и считается, что это в какой-то степени позволяет корректировать поведение участников дорожного движения. Скажите, есть ли предпосылки применения в России такого механизма? ЛЫСАКОВ В. И. Дмитрий Иванович, у меня встречный вопрос: какое отношение имеет ваш вопрос к данному законопроекту? Мы можем поговорить об этом после заседания, я готов задержаться, но тем не менее к сути законопроекта и к тем предложениям, которые там содержатся, никакого отношения, к сожалению, вопрос ваш не имеет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Вопрос Михаилу Ивановичу. Михаил Иванович, по-моему, очень правильно вы поставили вопрос, и законопроект правильный, но вот как вы думаете, не целесообразно ли его, может быть, несколько расширить и ввести административно-правовую ответственность за трансляцию записей, сделанных с помощью технических средств фото- и киносъёмки, видеозаписи по каналам телевидения? Всё, о чём вы говорили, необходимо ГАИ, специалистам, чтобы пресекать какие-то нарушения и восстанавливать справедливость, но когда с утра до вечера по телеканалу, скажем, "Перец" демонстрируют зафиксированные с помощью технических средств всевозможные нарушения, люди просто привыкают к ним, притупляется осознание опасности этих нарушений, и нарушений может стать больше. Наверное, надо запретить показ того, что снимается для решения специальных задач, для работы ГАИ, когда необходимо разобрать сложную ситуацию и не больше того, как вы считаете? СЕРДЮК М. И. Спасибо, Владимир Николаевич, я разделяю вашу обеспокоенность: граница стирается между реальностью и тем, что показывают на экранах, между жизнью и фильмами, компьютерными играми, это немножко другая плоскость, и я ввёл бы некие ограничения. Что касается видеофиксации и прочего. Технические средства удовлетворяют все потребности организации дорожного движения сегодня, и то, что можно делать при помощи видеорегистраторов, камер и того подобного, действительно имеет большой потенциал. А штрафы, которые выплачивают за превышение скорости, за нарушения правил дорожного движения, зафиксированные видеокамерами, окупают все системы менее чем за год, и говорить о том, что сегодня не хватает технических средств и прочего, нельзя, их избыточное количество, но его можно увеличивать, более того, это вполне самоокупаемо при сегодняшних тарифах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к Вячеславу Ивановичу. Вот по поводу фотобанка как-то засомневались мы во фракции: а может ли человек управлять транспортным средством без прав? Ведь у нас, вы знаете прекрасно, сотрудники ГИБДД, когда выдают права, всех фотографируют, и это всё находится в фотобанке базы ГИБДД. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Иванович, пожалуйста. ЛЫСАКОВ В. И. Уважаемый Андрей Викторович, мы о разных вещах говорим: есть фотографии, но нет электронной фотобазы данных о гражданах Российской Федерации. Ну, сразу уж попутно скажу, что кроме уже мной названных причин, по которым мы предлагаем вам, коллеги, отклонить данный законопроект, есть и причины более банальные: уже затрачены огромные средства на существующую систему автоматической фото- и видеофиксации, вы её куда предлагаете деть, вообще, - выбросить на помойку?! А сколько будет стоить закупка новых камер?! Тем более что это принципиально разные камеры: снять номер и снять лицо - нужны разные камеры, разные технические средства. Какую нагрузку должен понести бюджет в результате покупки таких камер, настройки, программирования и так далее? Уж не говорю о том, что, повторяю, базы данных для идентификации просто не существует. Это, кстати, затронет и вопрос охраны личной информации, и другие. То есть это целая цепочка вопросов, и они абсолютно никак не отражены в законопроекте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Михаил Иванович, я понимаю, что техника бывает несовершенной и, наверное, бывают ошибки, и всё же вы готовились - скажите, какова статистика, скажем, за год хотя бы по городу Москве или по России: сколько всего засечено нарушителей и какова доля ошибок? Чем-то это можно подкрепить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Иванович Сердюк. СЕРДЮК М. И. Валентин Степанович, спасибо за вопрос. В том-то всё и дело, что сегодня нарушается презумпция невиновности. Человек идёт платит штраф, и вынудить его посчитать, сколько ошибочно было зафиксировано нарушений, может только, так сказать, недовольство его знакомых, сограждан. Любой человек, если штраф, например, 500 рублей, пойдёт и заплатит: доказывать что-то ему будет себе дороже. Нельзя забывать о презумпции невиновности. Вот Вячеслав Иванович говорил, что есть возможность пойти доказать и так далее, - неправильный этот подход, Вячеслав Иванович! Мы - граждане Российской Федерации, мы должны уважать друг друга, я, как и все, не должен доказывать, что не верблюд, и если моя вина не доказана, я не должен оправдываться - пусть доказывают мою виновность и подтвердят, что я там был, я не должен справки с работы приносить, не должен доказывать, что в школе был, или в ресторане, или ходил в музей... вот доказали, идентифицировали - пожалуйста! Поэтому объективную статистику собрать невозможно только по той причине, что процесс оспаривания этих штрафов является крайне трудоёмким. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Вячеслав Иванович, подскажите, пожалуйста, - может быть, я плохо расслышал, - возможно ли наказание невиновного в случае, если, например, транспортным средством пользуются по доверенности несколько человек? Ведь за рулём мог находиться не собственник транспортного средства и нарушить правила дорожного движения, а наказанным может быть собственник транспортного средства, который не совершал правонарушение, - возможно такое или нет и как быть в таких случаях? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Иванович, пожалуйста. ЛЫСАКОВ В. И. Я сразу отвечу и Михаилу Ивановичу, и Владимиру Ивановичу. Вы знаете, ничего вообще доказывать нельзя в том случае, когда вы дали автомобиль в пользование другому человеку, - сейчас доверенности, кстати, отменили, не забывайте! Автомобиль - это источник повышенной опасности, и вы вряд ли его отдадите чужому человеку, значит, отдадите родственнику, другу, знакомому и так далее, и если этот человек нарушает Правила дорожного движения Российской Федерации и отказывается платить по тем штрафам, которые приходят, - ну заберите у него машину или платите за него сами! Что касается того, что пользуется автомобилем несколько человек, это бывает у юридических лиц, и на самом деле здесь тоже нет проблемы. Кстати, штрафы, так называемые "письма счастья", приходят и на базы скорой помощи, потому что даже автомобилю, имеющему спецсигналы, не всегда можно нарушать правила дорожного движения, - просто поднимаются данные о смене, во время которой зафиксировано данное правонарушение, устанавливается водитель, который в это время пользовался автомобилем: если машина выполняла оперативно-техническое задание, ехала на вызов, значит, пишется соответствующее письмо, производство по делу закрывается и кладётся в архив; если же водитель ехал за сигаретами, допустим, и превысил скоростной режим (сейчас в основном это фиксируется), значит, он будет платить штраф из собственного кармана. То есть здесь никаких проблем я не вижу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, время - 17.55: предлагается завершить обсуждение этого законопроекта и рассмотреть два законопроекта по сокращённой процедуре. Нет возражений? Нет. Кто хотел бы выступить по данному законопроекту? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я постараюсь коротко - время позднее. Я отвечу на некоторые вопросы, на которые коллеги не ответили. У нас в Краснодаре в ноябре произошёл компьютерный сбой системы и большинству наших автомобилистов пришли "письма счастья" - когда поднялась эта волна, когда это начало выясняться, жалобами были завалены не только ГИБДД, но и прокуратура. Причём демонстрировались такие факты, что автомобиль находился в разных точках города одновременно и буквально с разницей в две минуты на нём якобы совершались правонарушения, превышение скоростного режима. Автолюбителям пришли огромные штрафы - в размере 12 тысяч рублей, 10 тысяч, 8 тысяч рублей; один штраф был в связи с нарушением правил на севере города в 19.22, и одновременно - другой штраф в связи с тем, что в 19.24 совершено нарушение правил на этом автомобиле в другой части города. Были жалобы на систему видеофиксации, касающиеся несоответствия цвета машины и регистрационных номеров, ко мне приходили граждане с такими жалобами на приём, обращались: например, машина с таким-то номерным знаком на фото чёрного цвета, а у собственника машина светлая, хотя фотографии чёрно-белые. Когда разбирались в ГИБДД по этим фактам, доказывали, каким образом это получалось, но машина была действительно чёрного цвета, хотя за этим регистрационным номером числится машина светлого цвета. Такие многочисленные факты явились как бы лишним доказательством того, что система видеофиксации даёт сбои, и поэтому нам надо подумать над тем, как уберечь наших граждан от этого, потому что мы их толкаем к многочисленным судебным разбирательствам. Я хотел бы сказать, что наш законопроект в первую очередь направлен на то, чтобы как-то подкорректировать законодательство, чтобы нашим гражданам как-то помочь. И систему видеофиксации выкидывать не надо, она хорошая, она многих контролирует, водители становятся более спокойными и более уравновешенными на дорогах, не выезжают на полосы для движения общественного транспорта, когда знают, что камеры работают, но над этим вопросом надо подумать, Вячеслав Иванович, и совместно поработать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Сергей Евгеньевич, разрешите рассмотреть 15-й вопрос: мы переносили его рассмотрение многократно. Мы очень быстро с коллегой Афонским доложим. Я надеюсь, что коллеги не будут задавать излишне много вопросов и мы его быстро закроем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, учитывая обязательства, данные Дмитрием Ивановичем, давайте согласимся с его предложением, хорошо? Спасибо. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Тогда я займу одну минуту, чтобы побыстрее всё закончить. Фракция ЛДПР поддержит. Мы согласны с тем, что существует презумпция невиновности, но мы все в оппозиционных фракциях должны понимать, что оплата штрафов в связи с нарушениями, зафиксированными видеокамерами, - это пополнение бюджета, то есть это интересы региональной власти, - и как вы думаете в такой ситуации будет голосовать партия власти? А фракция ЛДПР поддержит! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 58 мин. 47 сек.) Проголосовало за 104 чел.23,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 104 чел. Не голосовало 346 чел.76,9 % Результат: не принято Законопроект отклонён.