Заседание № 131

22.11.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 348508-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (о повышении минимального размера оплаты труда).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4011 по 4135 из 8151
26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1        
Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".                       
                                                                                
Михаил Васильевич Тарасенко, пожалуйста.                                        
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемые коллеги, я хотел бы напомнить, что при принятии       
этого законопроекта в первом чтении я изложил позицию комитета, который         
выразил неудовлетворённость тем, что правительство так и не представило в       
Государственную Думу в соответствии с действующим законодательством план        
поэтапного вывода минимального размера оплаты труда на уровень прожиточного     
минимума. К сожалению, и ко второму чтению это не было сделано. На заседании    
комитета состоялась весьма жёсткая дискуссия, но комитет всё же принял          
решение, поскольку поправок не поступило и концепция законопроекта не была      
изменена, рекомендовать принять его во втором чтении, а в случае, если          
законопроект будет принят во втором чтении, сегодня же принять его и в          
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Васильевич, есть одна поправка.                    
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Да, была одна поправка, которая представлена в таблице № 2.     
Это поправка некоторых депутатов, которые предлагают поднять размер МРОТ с 1    
января 2014 года до размера предполагаемого прожиточного минимума. Комитет не   
счёл возможным эту поправку поддержать и предлагает её отклонить.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
В таблице поправок № 2 единственная поправка, которую комментирует Олег         
Николаевич Смолин.                                                              
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, от имени "некоторых депутатов" я позволю себе   
объяснить, почему мы предлагаем вывести минимальный размер оплаты труда на      
расчётный прожиточный минимум работающего человека в 2014 году.                 
                                                                                
Первое. Ни для кого не секрет, что российский прожиточный минимум составлен     
на основе потребительской корзины, которую депутаты любят сравнивать с          
лагерными нормами, с нормами блокадного Ленинграда и так далее, но которая на   
самом деле рассчитана по нормативам, обычно используемым Организацией           
Объединённых Наций для расчёта порога бедности в странах Азии и Африки. В       
этом смысле мы далеки от наиболее продвинутых стран.                            
                                                                                
Второе. Как известно, в следующем году минимальная заработная плата             
планируется на уровне двух третей даже этого прожиточного минимума, и трудно    
ответить избирателям на вопрос, как прожить на минимальную заработную плату,    
которая ниже такого прожиточного минимума.                                      
                                                                                
Третье. Если говорить о ставках и окладах низкоквалифицированных работников,    
то я уже приводил, кажется, при обсуждении бюджета примеры того, что эти        
ставки и оклады колеблются в городе Омске у библиотекаря в школе от 4 тысяч с   
небольшим до 2 тысяч 200 рублей, и доплачивают этим людям не до прожиточного    
минимума, а до минимальной заработной платы. По разным оценкам, так живут в     
России от 1 миллиона 300 тысяч до 2 миллионов 500 тысяч человек.                
                                                                                
Четвёртое, коллеги. Для сравнения хочу напомнить, что, например, во Франции     
минимальная заработная плата составляет 1 тысячу 100 евро - это в 8,8 раза      
больше, чем в России, при пересчёте рублёвой минимальной заработной платы в     
евро. Нам говорят, что мы живём не хуже, чем работаем. Неправда, французы       
работают, конечно, лучше нас, производительность труда у них в два с            
половиной раза выше, но в таком случае у нас минимальная заработная плата,      
если исходить из производительности труда, должна быть порядка 18-20 тысяч      
рублей в месяц - уже можно прожить!                                             
                                                                                
В чём же проблема? И это следующий аргумент. Коллеги, мы полагаем, что          
проблема в колоссальнейшем социальном неравенстве в России. Позволю себе        
напомнить, что, по данным швейцарского агентства "Credit Suisse", в мире        
долларовые миллиардеры владеют 2 процентами богатства планеты, а у нас - 35     
процентами богатства. Мы понимаем, какое будет сейчас голосование, но           
полагаем, что необходимо вновь поднимать вопрос о другой налоговой системе -    
не такой, когда бедные делятся с богатыми, как у нас, а такой, когда богатые    
делятся с бедными, как во всём мире. Кстати, пользуясь случаем, хочу            
напомнить, что, например, Билл Гейтс выступал против снижения американского     
налога на наследство под лозунгом: "Не развращайте наших детей, если они        
получат всё, что мы заработали, то сами работать уже перестанут".               
                                                                                
Мы просим поддержать эту поправку. Расчёты были проведены Федерацией            
независимых профсоюзов России, мы их проиндексировали, это 97 миллиардов        
рублей - невеликие деньги, учитывая наши затраты на мегапроекты.                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Васильевич, пожалуйста.                            
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Коллеги, уважаемый Олег Николаевич! Я хотел бы сказать, что     
эта тема достаточно подробно рассматривалась в комитете. Я могу даже ещё и      
усилить ваши позиции по теоретическому обоснованию того, что минимальный        
размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума: в ходе           
пенсионной реформы мы будем сталкиваться с большими проблемами, если не будут   
решены эти вопросы. Но когда в стране практически сформирован бюджет,           
принимать изменения, которые фактически разбалансируют этот бюджет, будет       
неправильно. Понимая это, мы в комитете пришли к выводу, и представители        
правительства с нами согласились, что в ближайшее время будут организованы      
парламентские слушания с привлечением всех заинтересованных сторон              
социального диалога, для того чтобы эта проблема была в плановом порядке        
решена. Принятие сегодня этого показателя на уровне прожиточного минимума       
просто разбалансирует бюджет и вернёт его опять на уровень первого чтения.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю поправку на голосование.                                                 
                                                                                
Включите режим голосования. (Шум в зале.)                                       
                                                                                
Коллеги, профильным комитетом поправка предложена к отклонению. (Шум в зале,    
выкрики.)                                                                       
                                                                                
Аннулируйте, пожалуйста, результаты.                                            
                                                                                
Коллеги, ещё раз ставлю на голосование поправку, вынесенную на отдельное        
голосование. Профильный комитет предложил поправку отклонить.                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              201 чел.44,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    201 чел.                                          
Не голосовало                 249 чел.55,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка отклонена.                                                             
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7122 по 7155 из 8151
26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1        
Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", второе чтение.        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 50 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              444 чел.98,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Предлагалось проголосовать и в третьем чтении. По мотивам также никто не        
выступает, поэтому ставлю на голосование в третьем чтении.                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 50 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              443 чел.98,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    443 чел.                                          
Не голосовало                   7 чел.1,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 123

22.10.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 348508-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (о повышении минимального размера оплаты труда).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4491 по 5037 из 6602
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1        
Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". Докладывает Любовь    
Юрьевна Ельцова, заместитель министра труда и социальной защиты Российской      
Федерации.                                                                      
                                                                                
ЕЛЬЦОВА Л. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему    
вниманию представлен законопроект, предусматривающий повышение минимального     
размера оплаты труда с 1 января 2014 года на 6,7 процента, то есть на           
прогнозируемый уровень инфляции в 2013 году, и предлагается установить МРОТ в   
сумме 5 тысяч 554 рубля. В настоящее время МРОТ составляет 5 тысяч 205 рублей   
в месяц, и в настоящее время МРОТ получают, по данным Росстата, около пятисот   
тысяч человек, это в основном те работники, которые работают неполный рабочий   
день. Установление МРОТ в сумме 5 тысяч 554 рубля охватит примерно 1,3          
миллиона человек, расходы на повышение МРОТ в государственных и муниципальных   
учреждениях составят около 3,1 миллиарда рублей. В части внебюджетного          
сектора в 2013 году планируется, по прогнозу, повышение номинальной             
заработной платы на 13,3 процента, таким образом, организации реального         
сектора экономики смогут в течение года повышать МРОТ. Прошу поддержать         
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Васильевич Тарасенко.                                                    
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Официальный     
представитель правительства Любовь Юрьевна Ельцова объективно доложила о        
положении дел с минимальным размером оплаты труда, но я хотел бы особо          
подчеркнуть, что при средней заработной плате в Российской Федерации в 28       
тысяч 800 рублей МРОТ в сумме 5 тысяч 205 рублей составляет 19 процентов от     
средней заработной платы, тогда как в развитых странах этот показатель равен    
60 процентам. Даже если взять медианную заработную плату, которая составляет    
21 тысячу 268 рублей, то это всё равно меньше потребительского бюджета.         
                                                                                
Дело в том, что в прошлом году, когда принималось решение о минимальном         
размере оплаты труда, Дума приняла постановление, в котором предложила          
Министерству труда и социальной защиты сформировать рабочую группу для          
выработки предложений по поэтапному выходу МРОТ на уровень, равный              
прожиточному минимуму, и к 1 июля 2013 года представить эти результаты в        
Государственную Думу. Это постановление Государственной Думы Министерством      
труда и социальной защиты не выполнено, более того, в представленном проекте    
остаются темпы роста, при которых минимальный размер оплаты труда будет         
находиться на уровне 60 с небольшим процентов от прожиточного минимума.         
                                                                                
Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов, равно как и            
комитеты-соисполнители, в этой ситуации данный законопроект поддерживают,       
поскольку это всё-таки увеличение по сравнению с существующим минимальным       
размером оплаты труда, но считают, что ко второму чтению необходимо, чтобы      
Минтруд представил свои конкретные предложения по поэтапному повышению МРОТ.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Прошу записаться.                                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Олег Николаевич Смолин.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемая Любовь Юрьевна, как член межфракционной профсоюзной      
группы "Солидарность", я хочу напомнить, что 17 сентября исполком Федерации     
независимых профсоюзов России принял заявление, в котором, в частности,         
говорится: "Установить минимальный размер оплаты труда (без учёта               
стимулирующих и компенсационных выплат) на уровне не ниже прожиточного          
минимума трудоспособного населения не позднее 2016 года; установить             
минимальные должностные оклады, минимальные ставки заработной платы на уровне   
не ниже минимального размера оплаты труда". Я напомню, что несколько лет        
назад такую же задачу ставила и партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Мой вопрос неожиданно   
политический: будет ли правительство "ЕДИНОЙ РОССИИ" исполнять одно из          
главных требований "ЕДИНОЙ РОССИИ" и как правительство относится к решению      
Федерации независимых профсоюзов России?                                        
                                                                                
ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Олег Николаевич, спасибо за вопрос. Я хотела бы                   
проинформировать вас о том, что в соответствии с постановлением                 
Государственной Думы Минтруд России сформировал рабочую группу, и в ней         
присутствовали все заинтересованные стороны, в том числе от парламента, и от    
верхней палаты, и от нижней.                                                    
                                                                                
На самом деле мы очень много дискутируем с Федерацией независимых профсоюзов    
России, потому что они - наши главные партнёры по Российской трёхсторонней      
комиссии. Я скажу, что на сегодня у нас основные переговоры по подготовке       
законопроекта, скажем так, приостановились, это связано именно со структурой    
МРОТ, то есть с тем, что включается в МРОТ, и здесь мы будем продолжать         
плотное сотрудничество.                                                         
                                                                                
Я единственное хотела бы ещё сказать: по данным Росстата за апрель 2013 года    
(обследование проводится ежегодно), удельный вес работников, получающих МРОТ,   
у нас снизился и составил 1,2 процента вместо 1,8 процента в 2011 году.         
Одновременно следует отметить, что удельный вес получающих заработную плату     
свыше 25 тысяч рублей в среднем увеличился с 27 до 41 процента, это в           
сравнении с 2011 годом. И в тридцати регионах России МРОТ находится на уровне   
80 процентов от прожиточного минимума и выше. Вот такая ситуация. Она           
улучшается, но это, безусловно, не основание, для того чтобы мы останавливали   
подготовку намеченных предложений.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Светлана Петровна Горячева.                                                     
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
У меня к вам вопрос, уважаемая Любовь Юрьевна. Скажите, пожалуйста, не          
кажется ли вам, что минимальный размер оплаты труда, который меньше, чем        
прожиточный минимум, - это способ камуфлирования бедности?                      
                                                                                
И второе. Вообще, у наших граждан нет заинтересованности трудиться: ну кто же   
будет трудиться, если на минимальный размер оплаты труда невозможно физически   
прожить и выжить? Поэтому к нам едут мигранты, а наши граждане сидят без        
работы. Когда вы будете здесь наводить порядок?                                 
                                                                                
ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Спасибо, Светлана Петровна. Я в докладе уже говорила о том, что   
на сегодня МРОТ у нас получают около 500 тысяч человек, те, кто работает        
неполный рабочий день, - это статистика, которую мы официально получаем из      
Росстата. И я хотела бы заверить вас в том, что мы не остановим подготовку      
законопроекта, я надеюсь, что мы продвинемся в диалоге с социальными            
партнёрами, главным образом с профсоюзами.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Фёдорович Рябов.                                                        
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Любовь Юрьевна, вот Михаил Васильевич сейчас с содокладом           
выступал и хорошо обозначил тему, он сказал, что в развитых странах             
минимальная оплата труда - 60 процентов от средней заработной платы, то есть    
тем самым подчеркнул, что мы, оказывается, даже не в африканской стране         
живём, а вообще неизвестно где. Я, конечно, шучу, а серьёзно, вы когда-нибудь   
пытались?.. Скажем, в течение ноября попробуйте прожить на 5 тысяч 200          
рублей. А вы говорите, что 500 тысяч человек живут - 500 тысяч! - даже если     
эта цифра не абсолютно верна, 500 тысяч человек живут на 5 тысяч рублей в       
месяц. И из ваших объяснений я понял, что вы пытаетесь всё-таки установить      
минимальную заработную плату на уровне прожиточного минимума, и я надеюсь,      
что это ко второму чтению произойдёт... (Микрофон отключён.)                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Любовь Юрьевна, пожалуйста.                               
                                                                                
ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Ко второму чтению этого не произойдёт. Я просто хотела кратко     
повторить: я сказала уже о том, что у нас есть разногласия по структуре МРОТ,   
но это в финансово-экономическом обосновании законопроекта, который должен      
быть внесён, и не просто внесён, но обеспечен ресурсами, если мы примем то      
или иное решение. Наши коллеги, в частности представители работников,           
считают, что в МРОТ должно быть включено всё полностью: и районные надбавки,    
и так далее, то есть это один показатель, которым мы оперируем. Что касается    
позиции Минтруда России, которую мы обсуждаем, в структуру МРОТ должно          
входить не всё, и разница в финансовом обеспечении этих позиций не позволит     
нам продвинуться в кратчайшие сроки в этом направлении. Но я повторяю, что мы   
обязательно продолжим работать и всё-таки найдём компромисс с ФНПР.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Любовь Юрьевна, согласитесь, получая минимальный размер оплаты   
труда, всё-таки человек ходит с ним не раз в месяц в магазин, а каждый день в   
магазин, в аптеку и так далее. Вот я посчитал, насколько мы этим законом        
увеличиваем доход этого человека в сутки, и у меня получилось, что в сутки мы   
увеличиваем его доход на 12 рублей, точнее, на 11 рублей 80 копеек, - я не      
знаю, что можно купить на 11 рублей! То есть этот закон ни о чём!               
                                                                                
А теперь вопрос. Вы наверняка подсчитывали, сколько потребуется денег, чтобы    
повысить МРОТ до прожиточного минимума, у нас очень много денег выводится за    
рубеж, много денег разворовывается, так, может, если здесь прижать, то их       
хватит, для того чтобы эти два показателя уравнять? Сколько денег               
потребуется, по вашим подсчётам?                                                
                                                                                
ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Это будет зависеть ещё от периода, на который мы планируем,       
если это до 2016 года, то там, по нашим подсчётам, от 8 миллиардов в            
зависимости от того, что мы включаем в структуру МРОТ, понимаете? Профсоюзы,    
например, считают, что нельзя, чтобы это были только оклад и надбавка, то       
есть туда должны включаться северные надбавки и так далее, значит, цена         
существенно возрастает.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Любовь Юрьевна, уточните, пожалуйста. Вы назвали цифру "500         
тысяч" - это, как мы понимаем, те, кто получает зарплату в размере одного       
МРОТа и меньше, но, согласитесь, есть люди, которые получают и 6 тысяч, и 6     
тысяч 500 рублей, и 7 тысяч, и 8 тысяч. Вот хотя бы с шагом в полторы тысячи    
можете назвать статистику, сколько таких людей у нас в тысячах, в процентах?    
                                                                                
Ну и ещё один вопрос: а почему мы только МРОТ индексируем, почему нет в         
планах увеличения размера - это действительно позорное для России явление! -    
чаевых, что ли... не знаю... у какого-нибудь средней руки олигарха,             
отдыхающего в Европе?! (Шум, оживление в зале.)                                 
                                                                                
ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Уважаемые коллеги, я хотела бы ещё раз повторить, что тех, кто    
работает неполный рабочий день, у нас 500 тысяч человек, и мы не говорим о      
потребительском бюджете, который складывается у этих семей, мы говорим о        
конкретном работнике. Это действительно маленькая зарплата, безусловно, но мы   
можем сказать более точно... Есть распределение по численности за апрель 2013   
года, эту статистику даёт Росстат, это публичная информация, она дана на        
сайте Росстата по всем категориям, там порядка десяти - двенадцати групп. Я     
могу представить вам информацию более подробную.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Вячеславович Калашников.                                                 
                                                                                
КАЛАШНИКОВ С. В. Любовь Юрьевна, ну совершенно непонятна концепция данного      
законопроекта! Начнём с того, что увеличивается МРОТ на 349 рублей, он          
увеличивается на два года, то есть с января 2013 года по декабрь 2014 года,     
это то, что мы сейчас принимаем, - но ведь это ниже даже официального уровня    
инфляции, а если взять инфляцию по потребительской корзине, то это в три раза   
ниже! Ну как мы можем вносить увеличение меньше официальной инфляции?! Это      
первый вопрос.                                                                  
                                                                                
Второй: МРОТ оказывается ниже прожиточного минимума - совершенно непонятная     
позиция! Ну и я хотел бы сделать небольшое замечание. Вы сами назвали цифру:    
1,5 процента получающих МРОТ - это, извините меня, больше миллиона человек,     
это те, кто получает зарплату в размере одного МРОТ, меньше прожиточного        
минимума. Меньше, кстати, получать нельзя по закону. И тогда возникает          
вопрос: каким же образом этот законопроект вообще повлияет на повышение         
оплаты труда в стране?                                                          
                                                                                
ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Мы пользуемся официальным прогнозом социально-экономического      
развития, об этом я говорила в своём докладе при представлении законопроекта,   
готова отдельно ещё представить дополнительные уточнения. Я ещё раз хотела бы   
сказать о том, что в плане правительства такой законопроект есть и работа над   
ним ведётся. Мы продвинулись в части того, что и профсоюзы, и работодатели      
поддерживают идею регионализации МРОТ, то есть чтобы МРОТ привязать к           
прожиточному минимуму трудоспособного человека в конкретном регионе, все        
стороны социального партнёрства согласны, что это абсолютно нормальный путь.    
Второй вопрос у нас остался, по нему мы сейчас продвигаемся, - это именно       
структура МРОТ, что туда должно включаться, от этого зависят, собственно, и     
объёмы ресурсов на реализацию этой задачи.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Евдокия Ивановна Бычкова.                                                       
                                                                                
БЫЧКОВА Е. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемая Любовь Юрьевна, ну почему мы привязываемся к МРОТ много лет?          
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" имеет просчитанную концепцию перехода от МРОТ к           
почасовой оплате труда - скажите, вы знакомы с нашими предложениями? Это        
первое.                                                                         
                                                                                
И второе: есть ли в недрах вашего ведомства другие идеи по изменению системы    
оплаты труда с целью существенного повышения заработной платы всех              
работающих?                                                                     
                                                                                
ЕЛЬЦОВА Л. Ю. На самом деле МРОТ является одним из механизмов, которые          
регулируют заработную плату, это заложено в Трудовом кодексе и является         
гарантией, предусмотренной Конституцией Российской Федерации. Что касается      
иных подходов и иных мер, то они отражены в различных государственных           
программах. Отдельно в соответствии с указом президента действует программа     
поэтапного повышения системы оплаты труда - на 6 миллионов работников           
распространяется конкретный указ в отношении высококвалифицированных            
специалистов в сферах здравоохранения и образования. И можно ещё сказать, что   
специально готовится целый ряд мер, которые касаются системной работы по        
повышению оплаты труда. Плюс, что касается реального сектора экономики, у нас   
действует в соответствии с Трудовым кодексом система отраслевых соглашений,     
она касается крупных отраслей - и энергетики, и угольной отрасли, можно         
дальше перечислять. Этими отраслевыми соглашениями, договорённостями между      
работодателями и профсоюзами регулируются  минимальные тарифные ставки,         
компенсации, различные выплаты, социальные пакеты и так далее - так устроено    
регулирование в этой сфере. И конечно же, у всех есть планы по повышению        
оплаты труда, которые ежегодно утверждаются, нет таких соглашений, где не       
предусмотрено повышение оплаты труда.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Игнатьевич Никитчук.                                                       
                                                                                
НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемая Любовь Юрьевна, я сочувствую вам: я понимаю, как вам сложно           
отвечать на очень непростые вопросы. И я понимаю, что не вы здесь виноваты -    
виновата политика нашей власти, которая довела вот до такого состояния нашу     
экономику, что мы даже нищему, может быть, подаём больше, чем даём              
работающему человеку. По-моему, смысла вот в этих категориях - минимальная      
заработная плата, прожиточный минимум - никакого нет, один позор только! Мы     
вам предлагаем: внесите в Государственную Думу законопроект о размере МРОТ      
хотя бы на уровне средней зарплаты (хотя даже на среднюю зарплату сегодня       
нельзя нормально прожить) - и мы вас поддержим!                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Предложение - по одному от фракции. Все согласны? Спасибо.                      
                                                                                
От фракции КПРФ - Николай Васильевич Коломейцев.                                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Безусловно,    
рассматриваемый вопрос - это индикатор нашего отношения к наиболее              
обездоленной части наших избирателей, и я всегда недоумеваю, когда вот здесь    
нам так бойко докладывают, какой правильный у нас бюджет, какая правильная      
пенсионная реформа, как хорошо работают административные и другие органы. Но    
я хочу вас спросить вот о чём. Мы с вами частично ратифицировали социальную     
хартию, но почему-то статьи, где говорится о тех возможных коэффициентах,       
которые называл Михаил Васильевич, мы с вами забыли ратифицировать, и я задаю   
вопрос: почему? Это первое.                                                     
                                                                                
Второе. Давайте зададим себе вопрос: почему мы как белка в замкнутом круге?     
Вот у нас всё больше капитала убегает за рубеж, все наши золотовалютные         
резервы, резервные фонды, фонды благосостояния непонятно чьи находятся там,     
под 1 процент, - и нам Международный валютный фонд рекомендует ужесточать       
политику! Вам вопрос: в Японии долг сегодня составляет 280 процентов ВВП, в     
Соединённых Штатах - уже 17 триллионов долларов с хвостиком, вы видели там      
очередной концерт, в подавляющем большинстве европейских стран нет внешнего     
долга меньше 90 процентов ВВП, но им МВФ не рекомендует ужесточать бюджетную    
политику, срезать зарплаты, минимизировать МРОТ и так далее, а нам              
рекомендует - почему?! И наш Минфин бежит впереди паровоза - реализует все      
эти проблемы на головы наших избирателей!                                       
                                                                                
Ну что критиковать Любовь Юрьевну? Ей как поручат, так она и доложит, она       
высокопрофессиональный человек и может вам пять докладов сделать по одному и    
тому же вопросу, уверен, что все они у неё в столе лежат, но проблема ведь в    
чём заключается? Проблема заключается в том, что мы с вами, получается, уже     
не независимая страна. Нам принесли новый проект бюджета - посмотрите, что      
там: там сокращение расходов на реальный сектор экономики, там сокращение       
расходов на ЖКХ, которое в принципе сегодня кричит от проблем, там сокращение   
расходов на здравоохранение, там сокращение расходов на образование... А я      
вас спрашиваю: когда же тот самый чёрный день настанет?!                        
                                                                                
Сначала нам придумали Резервный фонд и Фонд национального благосостояния,       
чтобы канализировать нефтегазовые резервы, теперь в добавок этому придумали     
бюджетное правило - ну, может быть, пора отменить бюджетное правило и           
повысить МРОТ?! Я для вас специально табличку подготовил: МРОТ в Швейцарии      
составляет 2 тысячи 400 долларов, МРОТ во Франции - 1 тысячу 720 долларов,      
МРОТ в США - 1 тысячу 320 долларов, даже в Турции МРОТ - 420 долларов, а у      
нас МРОТ, если перевести в доллары, - 170 долларов. Вы понимаете, даже в        
Латвии голодраной МРОТ выше, чем у нас, и равен 330 долларам, в два раза        
выше, - это мы что, так относимся к своим избирателям?! Имейте в виду, вот      
этот МРОТ получают внутренние гастарбайтеры. Вот все те депутаты, кто живёт     
на улице Улофа Пальме, подойдите к этим бедолагам-охранникам, которые           
приезжают сюда и посменно здесь работают, неделю или две, без семьи, а потом    
едут к себе, и спросите, сколько они получают и на основании чего, - вот им     
на основании этого самого МРОТ и не платят, говоря: ну извините, вы же          
депутатов охраняете, а у них мнение такое, - хотя депутаты имеют такое          
отношение к МРОТ, как Луна к Земле!                                             
                                                                                
С моей точки зрения, нам с вами вообще-то в преддверии принятия бюджета надо    
сильно задуматься: когда же будет тот самый чёрный день? Когда министр          
финансов вдруг прозреет и перестанет выполнять рекомендации Международного      
валютного фонда? Когда наши министры перестанут разъезжать по бесконечным       
форумам, что стоит больше одного МРОТ для всей страны в год?! Вот стоимость     
поездки на любой форум составляет гораздо большую сумму, чем МРОТ для всей      
страны: вы посмотрите, сколько там стоят одни декорации, так сказать,           
посчитайте, сколько на авиабилеты потратили, сколько съели в кабаках! Ну        
понятно, что какая-то помощь местным жителям есть от увеличения торговли, но    
проку для экономики от всех этих форумов - минус ноль! (Шум в зале.)            
                                                                                
Безусловно, мы за то, чтобы повышать МРОТ, но мне кажется, что нам должно       
быть стыдно. Скажите, что можно купить на 300 рублей? Кто из вас возьмёт на     
себя смелость в течение месяца попробовать прожить на сумму в 5 тысяч 800       
рублей? Мы закроем вас в кабинете, по вашему желанию купим всё, что вы          
хотите, на 5 тысяч 800 рублей, и вы попробуйте в течение месяца посидеть на 5   
тысячах! И при этом вы же ещё не заплатите за ЖКХ, а во многих регионах         
расходы на ЖКХ составляют суммы большие, чем сумма минимального размера         
оплаты труда, понимаете?! Поэтому мне кажется, что мы с вами живём в каком-то   
зазеркалье: избиратели живут в одном измерении, поставленные в такое            
положение нашими законами, а мы с вами принимаем законы для каких-то совсем     
других, виртуальных измерений.                                                  
                                                                                
Здесь ссылались на статистику, но я вам с этой трибуны тысячу раз говорил:      
статистика в Российской Федерации недостоверна - недостоверна в силу того,      
что ещё в бытность министром экономического развития Набиуллина сделала её      
ведомственной, а скажите, пожалуйста, какой министр будет делать правильную     
статистику, чтобы выглядеть в глазах президента и председателя хуже? Хотя,      
кстати говоря, есть решение ООН: орган статистики не может быть подчинён лицу   
ниже, чем председатель правительства, - но нам эти указания ни к чему!          
                                                                                
Мы, конечно, поддержим этот законопроект, но я обращаюсь и к представителю      
Минтруда, и прежде всего к вам, дорогие коллеги: ну сколько мы с вами будем     
оставаться страусами, которые сунули голову в песок и не хотят обращать         
внимание на приближающуюся катастрофу?! Не хочу быть кликушей, но так           
получается: те, кто в регионы ездит, чувствуют, как примус нагревается, - ну    
он же рванёт, понимаете?! Поэтому давайте думать, как сделать так, чтобы мы     
начали развиваться и вылезать из ямы!                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста. Потом - Сергей Михайлович Катасонов.        
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Конечно, тот        
день, когда мы здесь обсуждаем вопрос о прожиточном минимуме или о              
минимальном размере оплаты труда, можно помечать как один из самых чёрных       
дней в работе Государственной Думы, потому что я думаю, что каждому             
находящемуся в зале сейчас действительно стыдно - стыдно из-за того, что        
приходится либо промолчать, либо как-то не так прореагировать, вместо того      
чтобы вместе с этим законопроектом (я говорю, вообще, в принципе об этих        
придуманных формулах, о механизмах расчёта) отправить правительство, во         
всяком случае их представителей, вон отсюда, из этого зала: идите и             
работайте, идите и учитесь - если не можете сами рассчитать, учитесь, как это   
делают ваши коллеги за рубежом! Вот коллега Коломейцев приводил уже эти         
колоссальные цифры - у них в разы, в десятки раз больше МРОТ, чем тот,          
который сегодня, как мы видим, предлагается для нашего народа. Это вот они      
такие загнивающие и уже даже перегнившие, наверное, раз на этом удобрении       
выросли такие плоды - их принёс эффективный способ производства, а самое        
главное - государственного управления. Ну когда же у нас так будет?! Мы ждём    
уже двадцать лет, и двадцать лет всё одни и те же разговоры! Да, согласны,      
мало - это чисто теоретический расчёт, он нереальный, на этот минимум           
невозможно прожить, но раз денег нет, так и скажите, что мы, мол, по            
остаточному принципу рассчитываем: вот выделил нам Минфин в этом году           
столько-то - мы насчитали по 350 рублей на душу населения, не выделил - ну,     
значит... Но мы-то говорим о том, сколько нужно в принципе, по вашим оценкам,   
- вы для этого работаете, вы для этого проводите расчёты - сколько нужно,       
чтобы сегодня человек не должен был выживать на тюремную пайку. Коллеги, это    
тюремная пайка - 5 тысяч рублей в месяц, а может быть, даже меньше! В           
преуспевающих странах на это выделяются просто колоссальные деньги - наши       
работающие люди завидуют преступникам, которые там сидят в тюрьмах и получают   
роскошный обед, роскошное обслуживание, компьютеры, телевизоры и ещё спортом    
занимаются!                                                                     
                                                                                
Как вам не стыдно, коллеги, представлять такие законопроекты?! Да вы так и      
скажите: должно быть так, вот столько-то должен получать работающий человек,    
а получает вот столько-то, потому что нет денег, - приходите сюда, и мы вам     
скажем, где взять эти деньги! (Шум в зале.) Найдите, пожалуйста, мой            
законопроект, он называется "МРОТ-2" (рабочее название), там речь идёт о        
максимальном размере оплаты труда в Российской Федерации: я предлагаю           
ограничить зарплаты руководства госкомпаний, госкорпораций, топ-менеджмента     
всех государственных компаний и компаний с более чем пятидесятипроцентным       
государственным участием размером оплаты труда президента. Согласитесь,         
коллеги, в России никто не работает, не рискует и не отвечает больше, чем       
президент, так почему они получают не просто в разы больше 5,8 миллиона         
(такова зарплата президента за предыдущий год), а в сто раз больше              
президента?! Вы понимаете, что происходит?! Вот где эти деньги, вот где эти     
миллиарды, которые нужно взять и положить вот сюда, - тогда будет не 350        
рублей, а хотя бы 3 тысячи рублей!                                              
                                                                                
Коллега Коломейцев не привёл ещё статистику по Китаю, где минимальный размер    
оплаты труда - 189 евро. Как не стыдно, коллеги, - Китай с огромным,            
многомиллиардным населением уже утёр нам нос даже в этом вопросе! (Шум в        
зале.)                                                                          
                                                                                
Наше предложение - оно было и остаётся - действительно, хватит изобретать       
собственные формулы и велосипеды, давайте перейдём на нормальную формулу, по    
которой живёт весь мир: минимальный размер оплаты труда за час. Вот             
конкретное предложение, оно у нас есть: сегодня нормальная, разумная цифра -    
это 100 рублей, 100 рублей за час, в месяц это будет примерно 15 тысяч,         
по-другому никак. Я предлагаю принять концепцию, которая позволит нам           
увеличить минимальный размер оплаты труда, только концепцию относительно        
увеличения, а по вопросу насколько - давайте не будем позорить ни наше          
уважаемое министерство, ни Государственную Думу, во втором чтении мы сделаем    
соответствующее предложение, оно уже много раз нами оглашалось.                 
                                                                                
Ну а вам, господа и товарищи депутаты, я предлагаю всё-таки думать о главном,   
потому что этот вопрос - один из пяти, может быть, из десяти вопросов, на       
которые придётся отвечать каждому: что ты лично сделал для того, чтобы          
ситуация поменялась? А что касается денег, я только один источник назвал,       
хотите - могу ещё перечислить огромное количество источников, чтобы в этом      
вопросе нас не позорили такие коллеги и такие экономисты и счетоводы!           
(Аплодисменты. Шум в зале.)                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста.                                        
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, коллеги! Я не буду                 
останавливаться на тех цифрах, которые сегодня приводили мои коллеги,           
выступавшие передо мной, постараюсь покороче.                                   
                                                                                
Немножко с другой точки зрения хочу предложить вам посмотреть на данную         
проблему. Дело в том, что мы не просто, так скажем, нарушаем мораль, когда не   
платим людям столько, сколько нужно для того, чтобы выжить физиологически, -    
прожиточный минимум, который сегодня выше МРОТ, как раз показывает, что на      
МРОТ сейчас выжить нельзя, - я считаю, что мы нарушаем и закон: давайте         
откроем и почитаем Трудовой кодекс, там в статье 133 чётко написано, что        
минимальная заработная плата не может быть меньше прожиточного минимума, -      
это было принято ещё в 2001 году. Вместе с тем статьёй 421 мы установили        
норму о поэтапном повышении МРОТ. На мой взгляд, двенадцать лет - это уже       
достаточный срок, чтобы поднять МРОТ до прожиточного минимума. К сожалению, и   
сейчас мы видим, я бы даже сказал, не приближение, а отдаление МРОТ от          
прожиточного минимума, но это отдельный вопрос.                                 
                                                                                
Сегодня называли показатели МРОТ в ряде стран, а я бы вам предложил             
посмотреть, каков прожиточный минимум в этих странах. К сожалению, у нас        
почему-то считается, что людям в России нужно только что-нибудь съесть, чтобы   
не умереть с голоду, и купить пальто и носки раз в полгода - якобы таковы       
сегодня потребности гражданина России. А если мы посмотрим, каковы              
потребности людей в той же Латвии, я не говорю уже о Бельгии, Швеции,           
Швейцарии, то там потребительская корзина, прожиточный минимум, составляет      
180-200 тысяч рублей, потому что в этих странах считается, что человеку нужно   
не только что-нибудь съесть и не замёрзнуть, но и удовлетворить свои            
культурные потребности: он должен ходить, по их расчётам, два раза в год в      
театр, иметь определённую аппаратуру дома, ездить два раза в отпуск и так       
далее, - у нас же совсем уж дикий подход к определению потребительской          
корзины и прожиточного минимума порождает ещё более дикий подход к расчёту      
минимального размера оплаты труда.                                              
                                                                                
Сегодня мой коллега Калашников задал вопрос... да вы посмотрите хотя бы на      
цифры! Мы нынешний год прожили при этом МРОТ и меняем его практически на        
следующий год. На сколько мы его меняем? Мы меняем его, исходя из годового      
уровня инфляции, но если мы с вами сложим цифры, то увидим, что мы даже с       
учётом инфляции его не индексируем. На мой взгляд, всё-таки государство         
обязано заботиться о своих гражданах и индексировать хотя бы на уровень         
инфляции.                                                                       
                                                                                
Ещё один момент. Давайте посмотрим, кто у нас вот в эту категорию попадает.     
1,3 миллиона человек - это же бюджетники, это как раз те люди, которых          
государство наняло для выполнения своих государственных полномочий. Я считаю,   
что, конечно, по отношению к ним мы ведём себя некорректно. А что касается      
роста заработной платы на 11 процентов, то надо понимать, что в экономике и     
так повысят заработную плату, поэтому фактически речь идёт только о             
бюджетниках.                                                                    
                                                                                
Следующий момент. Уважаемое правительство, вот что мне не понравилось - ваша    
радость от того, что мы деньги на это не закладываем. Вы написали в             
пояснительной записке, что вот это повышение на 349 рублей не потребует         
дополнительных расходов, но это же тихий ужас! Вы к чему нас призываете -       
выгнать с работы 5 процентов населения и за счёт этого повысить?! Это плохо,    
что вы не закладываете деньги. Я считаю, что если вы повышаете, то не нужно     
ставить задачу оптимизации - там нечего оптимизировать: это не так, как с       
врачами или учителями - там школы закрыли, больницы закрыли, ставки             
высвободили, деньги разделили, а здесь и так минималка, они и по                
совместительству работают, и как им быть? Только на полставки оформляться!      
                                                                                
И последнее. Вот я вообще не понял пояснение представителя министерства по      
поводу повышающих коэффициентов, северных, уральских. Вы с чего взяли, что      
они заложены во МРОТ-то? Их нет там! Есть решения судов о том, что МРОТ - это   
минимальная заработная плата, а все коэффициенты, которые идут, в том числе     
уральские, начисляются сверху. У нас есть решения судов, и сейчас доходит до    
маразма: муниципалитеты берут кредиты, для того чтобы выплатить, а потом        
представить эти расчёты. Давайте так: поскольку есть решение суда, давайте мы   
эту концепцию примем и будем людям платить. Сегодня министр здравоохранения     
говорила, что они не могут повлиять на "дорожные карты" регионов, я не знаю,    
может быть, вы тоже не можете на них повлиять, но я вам приведу в пример        
Оренбургскую область: у нас все суды принимают решение, что уральский           
коэффициент должен платиться сверх МРОТ, и сегодня мы попали вот в такой        
цейтнот...                                                                      
                                                                                
С учётом всего изложенного я считаю, что поддержать можно, поскольку это        
всё-таки улучшает положение нашего населения, но что касается вот этих          
подходов, о которых мы говорим двенадцать лет, нужно начинать уже что-то        
делать. Мы надеемся, что сегодняшнее обсуждение и выступления представителей    
трёх фракций всё-таки наставят наше министерство на путь истинный и мы          
наконец примем в следующем году нормальный размер оплаты труда.                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования", который я и объявляю. Приготовьтесь,              
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5232 по 5248 из 6602
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1        
Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    380 чел.                                          
Не голосовало                  70 чел.15,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.