Заседание № 177

06.09.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 348459-3 "О внесении дополнений в статью 145 Трудового кодекса Российской Федерации" (по вопросу об оплате труда руководителей организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5503 по 5817 из 6279
Переходим к рассмотрению пункта 21. О проекте федерального закона "О внесении   
дополнений в статью 145 Трудового кодекса Российской Федерации". Доклад         
Василия Николаевича Тетерина. Пожалуйста, Василий Николаевич.                   
                                                                                
ТЕТЕРИН В. Н., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение выносится       
проект федерального закона "О внесении дополнений в статью 145 Трудового        
кодекса Российской Федерации". Предлагается статью 145 дополнить новыми         
абзацами, третьим и четвёртым, следующего содержания: "Ежемесячная оплата       
труда руководителей иных организаций, их заместителей или главных бухгалтеров   
не может превышать пятикратного размера средней месячной заработной платы       
одного работника этих организаций.                                              
                                                                                
Работники организаций, финансируемых из федерального бюджета, из бюджета        
субъектов Российской Федерации, из местного бюджета, а также иных               
организаций, должны информироваться руководителями этих организаций о           
размерах оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных      
бухгалтеров и о методах исчисления заработной платы".                           
                                                                                
Справедливости ради нужно сказать, что с момента внесения этого законопроекта   
прошло более трёх лет и многие изменения в вопросах социальной защиты           
населения с низкими доходами уже произошли, и положительные изменения. Тем не   
менее механизма, регулирующего социальную ответственность работодателей,        
различных коммерческих предприятий и организаций, пока нет. Поэтому цель        
законопроекта - установить на федеральном уровне зависимость доходов            
руководителей различных коммерческих предприятий и организаций, их              
заместителей и главных бухгалтеров от финансово-хозяйственной деятельности      
указанных организаций и уровня среднемесячной заработной платы одного           
работника. К примеру, Федеральный закон "Об особенностях правового положения    
акционерных обществ работников (народных предприятий)" такую норму              
предусматривает. Кроме этого, положение об условиях оплаты труда                
руководителей государственных организаций при заключении с ними трудового       
договора тоже предусматривает такие соотношения.                                
                                                                                
Говоря о второй части статьи 145, касающейся информации о размерах и методах    
исчисления заработной платы руководителей, их заместителей, главных             
бухгалтеров и работников небюджетных организаций, я хотел бы обратить           
внимание на Конвенцию Международной организации труда № 95, которой             
предусматривается, что в мягкой форме работодатели должны информировать         
работников об этом. Рекомендация Международной организации труда № 85           
предусматривает то же самое. В Федеральном законе "Об акционерных обществах"    
также предусмотрены правовые нормы о доступности документов бухгалтерского      
учёта, и годовых отчётов, и годовой бухгалтерской отчётности.                   
                                                                                
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительного расходования        
средств из федерального бюджета, не потребует увеличения численности состава    
федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов            
Федерации. Принятие данного законопроекта потребует внесения изменений в        
Федеральный закон "Об акционерных обществах", в Федеральный закон "Об           
особенностях правового положения акционерных обществ..." и в Кодекс             
Российской Федерации об административных правонарушениях. Предлагаю данный      
законопроект принять. Прошу учесть при этом, что закон этот не ограничивает     
роста заработной платы, он просто регулирует соотношение заработной платы.      
                                                                                
И в заключение хочу сказать, что профильные комитеты Совета Федерации,          
Государственной Думы отмечают необходимость решения этой проблемы при том,      
что заключения у них не положительные.                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Николаевич.                              
                                                                                
Содоклад от Комитета по труду и социальной политике сделает Анатолий            
Семёнович Иванов.                                                               
                                                                                
ИВАНОВ А. С., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, как уже говорилось докладчиком, в данном законопроекте       
предлагается ввести ограничение максимального размера ежемесячной заработной    
платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров небюджетных          
организаций в размере пятикратной величины среднемесячной заработной платы      
работника этих организаций. Комитет по труду и социальной политике считает,     
что снижение необоснованно высокой дифференциации заработной платы различных    
категорий работников является актуальной проблемой.                             
                                                                                
По данным Росстата, в 2005 году соотношение заработной платы крайних 10         
процентов групп работников - с наибольшей и наименьшей заработной платой - в    
Российской Федерации составило двадцать шесть к одному, в то время как в        
Латинской Америке - двенадцать к одному, в США - шесть к одному, в Китае,       
Японии, Швеции - три к одному. При этом наиболее высокая дифференциация         
именно в небюджетных организациях.                                              
                                                                                
Вместе с тем комитет отмечает, что предлагаемое законопроектом ограничение      
заработной платы руководителей организаций противоречит положениям статьи 37    
Конституции, в соответствии с которой каждый имеет право свободно               
распоряжаться своими способностями к труду и имеет право на вознаграждение за   
труд без какой бы то ни было дискриминации. Кроме того, предлагаемая в          
законопроекте норма не согласуется со статьёй 132 Трудового кодекса, в          
соответствии с которой заработная плата зависит от квалификации работника,      
сложности работы, количества и качества затраченного труда и максимальным       
размером не ограничивается.                                                     
                                                                                
Законопроектом также предлагается ввести для руководителей организаций          
обязанность информировать работников организации о размерах оплаты труда        
руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров, а также о методах         
исчисления их заработной платы. Данное предложение противоречит Федеральному    
закону "О коммерческой тайне", в котором информация о заработной плате          
работников относится к коммерческой тайне, в связи с чем прежде всего           
необходимо вносить изменения в этот закон.                                      
                                                                                
Комитет по труду и социальной политике, отмечая актуальность проблемы           
регулирования заработной платы руководителей небюджетных организаций,           
считает, что предлагаемый законопроект не решит данной проблемы без внесения    
соответствующих изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах",      
"Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных   
предприятий)" и другие нормативные акты.                                        
                                                                                
В связи с вышеизложенным Комитет по труду и социальной политике предлагает      
данный законопроект отклонить.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Нет.                                     
                                                                                
Присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Двое. Романов Валентин Степанович.                  
                                                                                
Так, у нас осталось, я вас предупреждаю, восемнадцать минут. По три минуты      
тогда, потому что законопроект один.                                            
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я хотел бы поблагодарить коллегу Тетерина     
за мужество, потому что выходить с таким законопроектом - абсолютно мёртвое     
дело.                                                                           
                                                                                
В своё время мне около трёх лет пришлось участвовать в работе группы по         
закону о народных предприятиях - нахлебались выше головы, два вето              
преодолевали! Одной из серьёзных причин сопротивления тому закону было то,      
что наёмные работники по закону приобретали хоть какие-то права, они серьёзно   
могли влиять на итоги работы предприятия, на распределение прибыли, на          
утверждение и назначение высшего руководящего состава. В том числе мы бились    
вот за этот коэффициент - пять к одному. Выкрутили руки - там осталось, по      
памяти говорю, десять к одному.                                                 
                                                                                
Цифры, которые привёл коллега Иванов, убийственны. В Швеции, Китае, Америке:    
в четыре-пять раз - более справедливое соотношение, чем в России. А дальше      
начинается просто удивительная картина - любые аргументы, любые ссылки...       
Депутат Тетерин говорит: я знаю, что надо внести изменения в закон "Об          
акционерных обществах" и так далее. Ему говорят: ты вносишь этот закон, но ты   
не вносишь другие. Так невозможно сдвинуть проблему ни по одному направлению!   
                                                                                
Полагаю, что сегодня социальная несправедливость в России чудовищна. Ну         
скажите, каким образом Роман Абрамович 18 миллиардов долларов заработал? Тут    
говорят: квалификация и компетенция. Простите, что, семьсот двадцать четыре     
миллиардера отличаются в тысячи раз по квалификации и компетенции от таких же   
точно людей с высшим образованием, директоров других предприятий, но у          
которых не было доступа ни к бюджету, ни к телу Ельцина, ни к приватизации?     
                                                                                
То, что происходит в стране, конечно, никакой критики не выдерживает. Но        
классовый интерес очень чётко выражен. Крупный капитал у власти, поэтому        
находятся тысячи желающих выстраивать аргументы против любой попытки...         
Скажите, пожалуйста, - секрет, коммерческая тайна - доходы! Тогда что же        
журнал "Форбс" в суд не попадает? Он публикует таблицы, и никто их не           
оспаривает.                                                                     
                                                                                
Вы, представители власти, легко печатаете средние данные. Вот по нашей          
области средняя зарплата - 10 тысяч, но, когда я приезжаю в деревню и           
крестьянам говорю об этом, они меня готовы убить! Когда я учителям говорю,      
что у нас средняя зарплата 10 тысяч, они взрываются негодованием. Для них       
средняя - 4,4 с учётом последних повышений, но есть учителя, которые и этого    
не видят.                                                                       
                                                                                
Я горячо поддерживаю проект закона, внесённый депутатом Тетериным.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Кравец Александр Алексеевич.                                        
                                                                                
КРАВЕЦ А. А. Законопроект, который мы сегодня обсуждаем, выстрадан жизнью. И    
те, кто сегодня выступает против него, по сути дела, дают аргументацию в        
подтверждение того, что мы должны его принять незамедлительно. Потому что, с    
одной стороны, вопли о том, что мы вступаем в цивилизованное общество, что      
строим такую модель, какая принята в странах с высоким уровнем жизни, и всё     
прочее, но почему-то для основной массы наёмных работников устраивается         
каторжная жизнь, а хозяева - они все в шоколаде.                                
                                                                                
Любой руководитель крупного бизнеса в цивилизованной стране, крупной            
корпорации получает зарплату не выше чем в пять раз по отношению к среднему     
заработку по организации, я это подчёркиваю. К переменной части годового        
дохода руководителя относятся премии, надбавки, а также акции, приобретённые    
на льготных условиях. Что, разве этого мало при таком разрыве? Правительство    
России продолжает курс на поддержку оплаты труда руководителей организаций      
негосударственной сферы экономики без всякого ограничения в ущерб оплате        
труда наёмных работников, хотя мы кричим о том, что долги по зарплате           
нарастают.                                                                      
                                                                                
По данным учёных Российской академии наук, средняя зарплата в 2015 году         
достигнет уровня 1991 года. Уважаемые коллеги, вдумайтесь, через двадцать       
пять лет после слома советской системы выйдут на тот уровень, это перспектива   
для тех, кто зарабатывает честным трудом. Кстати, доля оплаты труда в ВВП к     
2015 году по сравнению с 2002 годом не только не вырастет, а даже на один       
пункт уменьшится. У нас возникла новая категория людей - "новые бедные", это    
породила новая Россия, а сегодня это поддерживает, выходит, "Единая Россия".    
Нерегулируемый социальный процесс, так же как это было в течение тысячелетия,   
сегодня завершается чем? Что богатые богатеют, а у бедного отнимается           
последнее.                                                                      
                                                                                
В ходе реформ так называемая элита отличается поведением, продиктованным        
непреодолимым стремлением к быстрому обогащению любыми средствами. Этот         
синдром временщика проявляется в блокировании перераспределительной политики,   
которая необходима в кризисной ситуации, ибо без неё нарастает наглое           
криминальное неравенство. Надо понимать, что российское терпение - это          
терпение бедных работающих граждан, а не расчётливое ожидание положительных     
перемен, это отложенная реакция, это отложенный гнев. И правительство,          
декларируя политику по формированию среднего класса в России, на практике       
делает всё возможное, чтобы этого среднего класса не было.                      
                                                                                
Что же касается статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой    
сказано, что заработная плата максимальным размером не... (Микрофон             
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бадалов Рубен Михайлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
БАДАЛОВ Р. М. Спасибо.                                                          
                                                                                
Фракция "Родина" будет, безусловно, поддерживать законопроект. Оппонентам,      
которые выступали против, хотелось бы просто сказать, обратить их внимание на   
то, что все их аргументы о недопустимости принятия этого законопроекта,         
которые были высказаны, легко обойти при подготовке ко второму чтению. Потому   
что ситуацию, когда мы ограничиваем заработную плату (а так написано в          
законопроекте, это автором написано, что заработная плата не может превышать    
определённой величины - пятикратного размера зарплаты работника и так далее),   
можно легко обойти фразой, например, о том, что средняя заработная плата на     
предприятии должна быть не ниже, чем одна пятая часть заработной платы          
руководящих работников.                                                         
                                                                                
Вторую проблему, о которой говорили, проблему коммерческой тайны, тоже легко    
можно обойти, потому что сведения о заработной плате чиновников там, где        
финансирование идёт из федерального бюджета и бюджетов муниципальных, не        
являются коммерческой тайной, они публикуется. И вывести из этой ситуации       
коммерческие предприятия, оставив профсоюзам право отрегулировать уровень       
средней заработной платы по предприятию с учётом заработной платы директора     
или руководителя предприятия, которая не является тайной для профсоюза по       
разным причинам, я думаю, не проблема.                                          
                                                                                
Законопроект важный, он поможет нам уйти от дисбаланса в системе оплаты труда   
в Российской Федерации и будет являться, как я надеюсь, если мы за него         
проголосуем, одним из инструментов социального партнёрства в Российской         
Федерации, он позволит нам достичь той долгожданной социальной стабильности,    
за которую мы все ратуем.                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание выступить с заключительным словом у докладчика и                
содокладчика?                                                                   
                                                                                
Тетерину Василию Николаевичу включите микрофон.                                 
                                                                                
ТЕТЕРИН В. Н. Уважаемые коллеги, во-первых, я должен сказать, что этот          
законопроект не ограничивает рост заработной платы, он создаёт рамки            
соотношения зарплаты руководителя и зарплаты его работников. Может              
увеличивать зарплату руководитель: увеличил в десять раз - пусть увеличит в     
десять раз. Кто ограничивает? Поэтому слово "ограничивает" некорректно,         
наверное.                                                                       
                                                                                
И по второму вопросу, по информации. В законе Российской Федерации к понятию    
коммерческой тайны не относится величина заработной платы руководителей         
организаций.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Анатолий Семёнович.                                
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, в своём докладе я отмечал, что Комитет по       
труду и социальной политике тоже поддерживает саму идею ограничения             
заработной платы руководителей, но таким методом, то есть методом               
регулирования, методом прямого ограничения, эту проблему невозможно решить,     
это противоречит нашей Конституции. Да, здесь говорилось о том, что можно       
какие-то изменения внести при подготовке ко второму чтению, но мы не можем      
изменить Конституцию. Это во-первых.                                            
                                                                                
Во-вторых, ограничений в установлении окладов руководителей фирм, предприятий   
не существует ни в одной стране с рыночной экономикой, но там существуют        
требования обоснованности заработной платы руководителей и за этим следят две   
организации: налоговое управление и собрание акционеров данной организации.     
При этом необоснованную заработную плату руководителей налоговое управление     
рассматривает как дивиденды и к ним применяются иные правила налогообложения.   
То есть регулируемая и организованная рыночная экономика не допускает           
произвола в установлении вознаграждений руководящему звену корпораций,          
профсоюзы, собрания акционеров, налоговая служба в определённых рамках и        
судебная система являются теми инстанциями, которые могут воздействовать на     
установление и регулирование вознаграждения управленческих кадров.              
                                                                                
Мы ещё в прежнем созыве, когда председателем комитета был Валерий Тимофеевич    
Сайкин, пытались при помощи Академии труда и социальных отношений решить        
проблему ограничения и регулирования заработной платы руководителей, но не      
смогли создать такую систему, которая была бы применительна к рыночной          
экономике. Мы вот с Василием Николаевичем Тетериным договорились, что в         
ближайшее время сделаем вторую попытку создания такой системы. Но в данной      
редакции, конечно, этот законопроект противоречит всем нормам, и прежде всего   
Конституции, поэтому обоснованно и объективно его следует отклонить.            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание высказаться у представителей              
правительства и президента? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный       
законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием.                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 54 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за               86 чел.19,1%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     88 чел.                                          
Не голосовало                 362 чел.80,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.