Заседание № 141

20.01.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 348300-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" (в части, касающейся места, срока и организации прохождения альтернативной гражданской службы, а также порядка направления на эту службу).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2417 по 2707 из 4605
Мне подсказывают, что подошел докладчик по пункту 12. Я объявляю пункт 12.      
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный     
закон "Об альтернативной гражданской службе". Доклад представителя              
Законодательного Собрания Пермской области Вячеслава Михайловича Вахрина.       
                                                                                
Пожалуйста, на центральную трибуну.                                             
                                                                                
ВАХРИН В. М., представитель Законодательного Собрания Пермской области.         
                                                                                
Добрый день, уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Представленный вашему вниманию законопроект "О внесении   
изменений и дополнений в Федеральный закон "Об альтернативной гражданской       
службе" направлен на создание более совершенной и эффективной, как нам          
представляется, модели гражданской службы в Российской Федерации. Принятие      
настоящего законопроекта позволит в большей степени обеспечить права граждан,   
закрепленные в статье 59 Конституции России.                                    
                                                                                
Предлагаемые изменения в какой-то степени солидаризируются с предложениями      
Комитета Государственной Думы по законодательству, когда по настоянию Павла     
Владимировича Крашенинникова в 2002 году были внесены аналогичные поправки,     
но тогда, к сожалению, Государственная Дума, принимая законопроект во втором    
чтении, их не учла.                                                             
                                                                                
Законопроект предусматривает, в частности, внесение следующих изменений.        
Во-первых, дополнение перечня организаций, где предусмотрена возможность        
прохождения альтернативной службы, организациями, находящимися в                
муниципальной собственности, поскольку большинство организаций социальной       
защиты и здравоохранения находятся в ведении органов местного самоуправления.   
                                                                                
Во-вторых, допущение прохождения альтернативной гражданской службы в            
организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских       
формирований и органов в качестве гражданского персонала только с согласия      
гражданина, направляемого на альтернативную гражданскую службу.                 
                                                                                
В-третьих, сокращение базового срока альтернативной службы с сорока двух до     
тридцати шести месяцев. Установленный законом срок является чрезмерным, на      
наш взгляд, и поэтому рассматривается как форма наказания гражданина за его     
убеждения или вероисповедание. Одновременно предлагается введение               
дифференцированного срока службы в зависимости от места прохождения             
альтернативной службы.                                                          
                                                                                
В-четвертых, возложение функций по общей организации альтернативной             
гражданской службы на специально уполномоченный федеральный орган               
исполнительной власти в единственном числе. Возложение таких функций на         
большее число таких органов, как сейчас установлено законом, приводит к         
усложнению всей системы управления альтернативной гражданской службой, утрате   
координации в ее деятельности.                                                  
                                                                                
В-пятых, изменение механизма принятия решения о направлении гражданина на       
альтернативную гражданскую службу. Принятым законом предусмотрен двухэтапный    
механизм принятия решения о направлении гражданина на альтернативную службу.    
При этом процедура признания права на замену военной службы альтернативной      
гражданской службой должна строиться по тому же принципу, что и призыв на       
военную службу, а именно: сначала медицинское освидетельствование, а затем      
решение призывной комиссии по существу. В противном случае возникает            
достаточно странная ситуация, когда сначала гражданин должен доказать, какого   
он вероисповедания и по каким причинам он запрашивает альтернативную службу,    
а в дальнейшем, проходя медицинское освидетельствование, может оказаться        
просто не годным к военной службе, и соответственно в этом случае он и не       
обязан был бы доказывать свои убеждения и веру.                                 
                                                                                
Следующий аспект, который мы предлагаем ввести, - это передача функций по       
направлению гражданина к месту прохождения альтернативной гражданской службы    
от военного комиссара территориальному органу специально уполномоченного        
федерального органа исполнительной власти, что было бы логично, если бы мы      
такой орган ввели.                                                              
                                                                                
Следующее предложение - это снятие запрета на совмещение несения                
альтернативной гражданской службы с работой в иных организациях. Учитывая,      
что прохождение альтернативной службы предполагается, как правило, на           
низкооплачиваемых работах, гражданин, ее проходящий, будет поставлен в          
тяжелые экономические условия, если ему будет запрещено дополнительно           
подрабатывать. При этом его активность может позволить ему заниматься этим      
дополнительным трудом, самому обеспечивать себя и не влачить жалкое             
существование.                                                                  
                                                                                
Особое внимание хотелось бы уделить поправке, направленной на исключение        
обязательного экстерриториального принципа прохождения службы, то есть за       
пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает         
гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу. Законопроектом    
предлагается направлять граждан на альтернативную гражданскую службу на         
предприятия, находящиеся в пределах того муниципального образования, в          
котором они постоянно проживают. И лишь при невозможности такого направления    
- в связи с отсутствием, допустим, свободных рабочих мест - граждане в          
соответствии с решением специального уполномоченного федерального органа        
исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной      
гражданской службы в организации, находящиеся за пределами того                 
муниципального образования, в котором они постоянно проживают.                  
                                                                                
Двухлетняя практика правоприменения Федерального закона "Об альтернативной      
гражданской службе" показала, что зафиксированная в нем преимущественность      
экстерриториального принципа прохождения АГС является наказанием не только      
для молодых людей - за убеждения и вероисповедание, не совместимые с несением   
военной службы, - экстерриториальность делает сам закон тягостным для           
исполнения и, по сути, наказывает социальную сферу, здравоохранение, которую    
альтернативная гражданская служба должна была бы поддержать: на учреждения, в   
которые прибывают альтернативные служащие из других регионов, ложится           
непосильная обязанность обеспечивать их жильем и три с половиной года           
оплачивать проезд домой в ежегодный отпуск и обратно. Учреждения социальной     
сферы, в том числе здравоохранения, просто не в силах справиться с такой        
обязанностью. И это в значительной степени препятствует нормальному             
исполнению закона.                                                              
                                                                                
Прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать инициативу Законодательного           
Собрания Пермской области и принять предлагаемые изменения в закон.             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Вячеслав Михайлович.                      
                                                                                
Для содоклада включите микрофон Павлу Владимировичу Крашенинникову.             
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое, Олег Викторович.                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, конечно, Вячеслав Михайлович очень хорошо подготовился и     
сделал достаточно качественный доклад. На что хотелось бы обратить внимание?    
Мы уже обсуждали вопросы, связанные с прохождением службы в муниципальных       
органах, с экстерриториальным принципом, и я хотел бы поддержать всё, что он    
сказал, но хотел бы обратить внимание на один момент, который, конечно,         
поддержать ни в коем случае нельзя, - это то, как мы уже говорили, еще раз      
повторюсь, что альтернативщику, реализующему свое конституционное право         
выбора альтернативной службы, этим законопроектом предоставляется еще и право   
выбирать внутри альтернативной службы, что, как я уже неоднократно говорил,     
ставит в неравное положение как тех, кто проходит службу в Вооруженных Силах,   
так и других альтернативщиков.                                                  
                                                                                
В этой части, конечно, мы не можем поддержать данный законопроект, а что        
касается прохождения службы в органах местного самоуправления и корректировки   
экстерриториального принципа, то, как мы говорили, у нас соответствующий        
законопроект сейчас находится в стадии подготовки.                              
                                                                                
В целом мы не поддерживаем данный законопроект.                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Депутат Сапожников.          
                                                                                
САПОЖНИКОВ Н. И. Вопрос к представителю Пермской области. Уважаемый Вячеслав    
Михайлович, я до сих пор не могу понять, почему Законодательное Собрание        
Пермской области озаботилось этой проблемой. Сколько у вас всего                
альтернативщиков? И надо ли для этого создавать министерство альтернативной     
службы Российской Федерации, структуры на местах, вплоть до районного звена?    
Может быть, оставить так, как в законе есть? Вроде схема два года работает      
худо-бедно.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ВАХРИН В. М. Действительно, схема работает, но препятствия существенные. И вы   
знаете, ситуация такова, что большинство молодых людей, которые готовы были     
бы пойти на альтернативную гражданскую службу, сталкиваясь со всеми             
трудностями, которые им предстоит в ходе этого пройти и преодолеть, просто      
становятся уклонистами. Два человека у нас добились права прохождения           
альтернативной службы, при этом по одному из них было порядка шести судебных    
заседаний, прежде чем он это право получил и смог реализовать. Они начали       
трудиться в детской областной больнице санитарами, и для них министерство       
соответствующее федеральное сделало исключение - разрешило нарушить             
экстерриториальный принцип и действительно проходить службу в пределах          
Пермской области.                                                               
                                                                                
Еще два человека направлены в соседнюю Свердловскую область, им предложено      
работать санитарами в психоневрологическом диспансере. При этом жилье,          
конечно, им не предоставляют, и всё время службы они должны будут жить прямо    
там, в этом медицинском учреждении, в соответствующей атмосфере. То есть        
можно понять, что их психика может быть нарушена после того, как они            
соответствующую службу пройдут.                                                 
                                                                                
С молодыми людьми как в другой области, так и в нашей, которые на эту службу    
попали, фактически никакие представители государства никаких контактов и        
бесед в дальнейшем не имели, в том числе и военный комиссар. Их встречали       
главные врачи больниц, и все остальные контакты были с ними, то есть до них,    
по большому счету, никому и дела никакого не было. Конечно, при таком подходе   
говорить о том, что эта система заработает и такая служба станет                
действительно реальной и доступной, не приходится.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще вопросы? Депутат Курьянович, пожалуйста, вопрос.                    
                                                                                
КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Я хотел бы выступить.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Есть. Пожалуйста, депутат            
Варенников.                                                                     
                                                                                
ВАРЕННИКОВ В. И. Вячеслав Михайлович, есть пожелание вам лично и вообще         
области вашей: заботиться больше об укреплении государства, не раскачивать      
государство различными пожеланиями. Ведь мы сейчас находимся перед фактом,      
что Вооруженные Силы не могут призвать в свои ряды достаточное количество       
защитников. Это же опасно очень! Вы занимайтесь воспитанием граждан, как        
требует президент страны. Всё.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас время заканчивается. Вношу       
предложение продлить заседание до завершения рассмотрения данного вопроса       
повестки дня. Нет возражений? Нет.                                              
                                                                                
Депутат Курьянович.                                                             
                                                                                
КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Уважаемые коллеги, буквально несколько слов. Ни в коем         
случае нельзя нам принцип экстерриториальности нарушать, и хорошо, что          
предыдущий законопроект не прошел. То, что люди из своих традиционных мест,     
поселений, стойбищ, чумов и так далее должны выезжать в другие регионы          
России, это расширяет, безусловно, их жизненный опыт, человеческий кругозор и   
вносит какую-то новизну в их жизнь. И то, что мы должны гарантировать           
конституционное право на прохождение альтернативной службы, здесь не должно     
подвергаться никакому сомнению, но мы также должны понимать, что сфера тех      
вопросов, которые сегодня обсуждаются, является достаточно узкой. И нельзя      
нам делать дополнительную поблажку тем уклонистам, которые хотели бы себя       
подверстать и обозначить как альтернативщиков. И церемониться с ними особенно   
не стоит: кто по состоянию здоровья не способен состоять в наших                
"королевских" строительных войсках и строить дорогу Хабаровск - Анадырь,        
должны выносить утки. И жильем их надо обеспечивать по минимуму: теплые         
палатки. Мы все с вами, многие, служили и знаем, что никакие морозы не          
страшны, когда ставишь две "буржуйки" по бокам. Поэтому, пожалуйста,            
создавайте им соответствующие условия, но их общественный статус в глазах       
широкой общественности должен быть достаточно низким.                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Есть у докладчика необходимость в заключительном слове? Нет. У содокладчика?    
Нет. У представителя президента? Нет.                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление? Я не увидел руку? Прошу прощения, это моя    
вина. Депутат Черепков, оказывается, записывался на выступление.                
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Черепкову.                               
                                                                                
ЧЕРЕПКОВ В. И., фракция Народно-Патриотический Союз "Родина" (Народная Воля -   
СЕПР).                                                                          
                                                                                
Спасибо. Я не долго, не задержу.                                                
                                                                                
Я не могу понять, что это за убеждения такие, которые мешают защищать           
Отечество.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это вы меня спрашиваете, Виктор Иванович?                 
                                                                                
ЧЕРЕПКОВ В. И. Я спрашиваю вообще всех депутатов, а главное, тех инициаторов,   
которые выходят с такими законодательными инициативами, и причем на столь       
высокий уровень.                                                                
                                                                                
В армии сегодня служат только те, кого вообще нельзя призывать по состоянию     
здоровья. Это те самые из сельской местности, которые не могли откупиться в     
военкомате и не имеют возможности поступить в институт. Самой главной и         
страшной ошибкой, способствовавшей разложению армии, стало то, что мы ввели в   
действие норму закона о том, чтобы не призывать в армию граждан с высшим        
образованием. Туда, где самая сложная техника, туда, где возникают самые        
сложные психологические ситуации, мы посылаем тех, 10 процентов из которых      
кончают эту службу суицидом. И в первую очередь мы виним в этом армию. Это      
мы, законодатели, создали такие нормы. И в том, что, комплектуя самые сложные   
стратегически важные объекты... И в том, что затонул "Курск", и в том, что у    
нас аварии, и в том, что две тысячи граждан покончили жизнь самоубийством в     
прошлом году в армии, - в этом вина в первую очередь наша, законодателей,       
потому что мы всё сделали для того, чтобы армию уничтожить и туда отправить     
тех, кто, по сути, служить не могут. Только 10 процентов мы можем из этого,     
так сказать, ассортимента выбрать для укомплектации стратегических войск,       
подводного флота и авиации.                                                     
                                                                                
Я тридцать два календарных года отслужил на срочной службе, получил             
офицерское звание и не могу понять того, что здесь предлагается. И я хочу,      
чтобы услышали мой голос не только те, кто эту инициативу предлагает, но и      
те, кому в голову может прийти такая инициатива.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. В чужую голову не заглянешь. А вас попрошу,      
когда выступаете, выключать мобильный телефон, Виктор Иванович.                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, все желающие выступили. Ставлю на голосование законопроект   
под номером 12 повестки дня "О внесении изменений и дополнений в Федеральный    
закон "Об альтернативной гражданской службе". Комитет предлагает данный         
законопроект отклонить.                                                         
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки? Нет таких.                                                    
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 04 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за                2 чел.0,4%                                      
Проголосовало против           45 чел.10,0%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     47 чел.                                          
Не голосовало                 403 чел.89,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.