Заседание № 136

29.06.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 348232-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания программы формирования долгосрочных сбережений граждан).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1531 по 1746 из 5823
7-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные     
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Олег Владимирович       
Савченко.                                                                       
                                                                                
САВЧЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается        
подготовленный к рассмотрению в третьем чтении проект федерального закона "О    
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".      
Напомню, речь идёт об изменении работы негосударственных пенсионных фондов.     
Государство начинает помогать, активно соинвестировать, для того чтобы          
граждане были вовлечены в такой важный институт государственного                
регулирования.                                                                  
                                                                                
Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, готов к принятию. Напомню, во   
втором чтении было 79 поправок, 72 из них рекомендованы к принятию.             
Достаточно подробно я объяснял здесь, с этой трибуны, и отвечал на вопросы,     
связанные с оставшимися поправками.                                             
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает законопроект своевременным и будет голосовать   
за его принятие в третьем чтении. Прошу вас поддержать.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Да.                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Олег Владимирович, спасибо, присаживайтесь.                                     
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Прусакова Мария Николаевна. А, Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. Не    
на ту кнопку нажал. Да, пожалуйста.                                             
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, кто бы что ни говорил из Минфина и как бы ни пытались нас    
уверить, что это не имеет никакого отношения к пенсионной реформе, фактически   
это шестой вариант той самой перманентной пенсионной реформы, ну а фактически   
возвращение к накопительному её варианту. Я напомню, что 5,2 триллиона было     
собрано с наших граждан на протяжении предыдущего периода - ни к чему это, по   
большому счёту, не привело (об этом чуть позже). Фактически правительство       
расписалось в своём бессилии в части реального увеличения пенсий наших          
пенсионеров и, собственно, предлагает им копить самим, то есть копите, если     
хотите достойно существовать в старости, государство может гарантировать либо   
нищенское, либо полунищенское существование в рамках вот тех самых страховых    
пенсий, которые мы с вами на сегодня имеем. При этом государство остаётся в     
стороне: всё, что оно делает, - предоставляет некие доплаты (я напомню, такой   
опыт уже был с 2015 года, не сильно был востребован), ну и второе -             
страхование номинала, причём в размере до 2,8 миллиона рублей, ни больше ни     
меньше. А управлять вашими средствами, которые вы должны откладывать, будут     
негосударственные пенсионные фонды: заработают - ну, хорошо, значит, сохранят   
ваши деньги, не заработают - ну, значит, не получилось.                         
                                                                                
Для понимания, за прошлый год статистика: негосударственные пенсионные фонды    
отработали с доходностью 5,1-5,8 процента. Реальная инфляция была 12            
процентов, я напомню. Фактически граждане, которые доверили свои средства       
негосударственным пенсионным фондам, потеряли часть своих сбережений.           
Приблизительно такая же картина была и в части работы всех этих фондов и        
управляющих компаний с накопительной частью пенсии, с теми самыми 5,2           
триллиона рублей, до этого. Поэтому говорить о том, что государство здесь ни    
при чём, государство в этом не участвует, это дополнительный финансовый         
инструмент и граждане только при помощи него могут накопить на достойную        
пенсию, совершенно неправильно.                                                 
                                                                                
Я напомню, что в рамках рассмотрения во втором чтении мы предлагали вполне      
нормальную, рабочую конструкцию. Если уж государство предлагает такой           
механизм, государство должно страховать все риски и должно страховать не        
только номинал, рубль на рубль, грубо говоря, который вложил человек, оно       
должно гарантировать и рост этих накоплений минимум на уровень инфляции.        
Отработал негосударственный фонд на такой уровень - хорошо, не отработал,       
значит, государство докладывает и обеспечивает сохранение вот этих самых        
средств, потому что в последующем они будут использоваться исключительно на     
пенсию (ну, там есть ещё два дополнения, они нас тоже, кстати, пугают).         
                                                                                
С чего сегодня мы должны поверить, наши граждане должны поверить, что сейчас    
будет по-другому, что сейчас эти средства накопятся, негосударственные          
пенсионные фонды их дополнительно ещё увеличат в соответствии с уровнем         
инфляции, а лучше больше? Никакой надежды на это нет совершенно. Мы имеем       
сегодня провалившуюся пенсионную реформу, пять раз провалившуюся, мы имеем      
многолетний обман граждан в части накопительной части пенсии, ну и попытку      
переложить на них все, что называется, тяжести их пенсионного дальнейшего       
существования, ну, естественно, ещё и обеспечить заработок вот этим разного     
рода фондам, частным фондам.                                                    
                                                                                
Мы будем голосовать против и предлагаем сделать это всем остальным.             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич.                                                    
                                                                                
Следующим выступит Нилов Ярослав Евгеньевич.                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончится вопрос, тогда.                                 
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, ну я не буду отнимать время и повторять то,   
что сейчас сказал Алексей Владимирович. Действительно, тут многое уже           
произнесено, я обращу внимание на несколько моментов.                           
                                                                                
Мы воздерживаемся от голосования по этому поводу, потому что как                
инструмент... ну, правительство считает, что это будет работать, хочет          
внедрить - мы препятствовать не будем. Здесь просто надо отметить сразу         
несколько вещей.                                                                
                                                                                
Прежде всего, ответственность самих граждан, которые будут принимать решение.   
Главным изъяном механизма, который здесь предлагается, мы по-прежнему считаем   
отсутствие каких-либо законодательно установленных параметров, по которым       
негосударственные пенсионные фонды будут обязаны достигать определённых         
результатов. И главной проблемой является то, что, поручив НПФ пенсионные       
деньги, через 15 лет пенсионер получит сумму, на которую... в лучшем случае     
он получит, то есть ему вернёт, компенсирует государство, если там вводится     
механизм компенсации, так же как в банковской деятельности, те же самые         
деньги в номинальном выражении, в фактическом выражении через 15 лет сумма      
может оказаться в 10 раз меньше, поэтому, конечно, это никакой не страховой     
инструмент для человека, который хочет накопить себе на старость. Вот это       
главная проблема, и это никак не исправлено. Помните, мы представителю          
правительства задавали вопрос, и представителем правительства были названы      
какие-то там проценты, которые... мол, они будут работать, но в законе этого    
ничего не появилось. То есть это всё отдано на откуп, по сути, частным          
компаниям, которые будут этим заниматься.                                       
                                                                                
Теперь что касается более глобального вопроса. Экономически этот инструмент     
поможет нашей стране или нет? Мы считаем, что нет, потому что куда пойдут эти   
деньги из негосударственных пенсионных фондов? Они пойдут в банки, потому       
что, как правильно здесь было отмечено, сегодня негосударственные пенсионные    
фонды работают на уровне ниже инфляции. Позволяет им это делать государство,    
и они могут, работая ниже уровня инфляции, просто отдавать деньги в банк, то    
есть выполнять посредническую функцию. Мы такими законами и такими              
инструментами поддерживаем экономику посредничества, когда семеро с ложкой, а   
один с сошкой. А нам нужен механизм, который будет страховать граждан, и для    
того, чтобы он страховал граждан, нужно создавать ценности определённые, и в    
законе должны быть прописаны эти ценности. Если не ниже инфляции - значит,      
это должно быть прописано, и тогда они будут вкладывать в производство, в       
стоящие вещи, а не просто сидеть курить бамбук в ожидании процентов, которые    
свалятся из банка, который заработает либо на валютном курсе, либо на           
спекуляциях ещё какого-то рода.                                                 
                                                                                
Коллеги, воздерживаемся, и наших граждан предупреждаем, что использование       
этого механизма может закончиться горючими слезами.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич.                                                       
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР поддержит данную      
инициативу, и прежде всего в связи с тем, что это инициатива по добровольному   
формированию долгосрочных накоплений. Вспомните историю формирования            
накопительной пенсии - вот с этого и надо было начинать. Когда ввели            
искусственно в систему обязательного пенсионного страхования накопительный      
элемент, была совершена ошибка. Да, были другие времена, другие доходы,         
другие зарплаты, другие возможности, и у граждан формировалась накопительная    
пенсия. На протяжении последних семи лет она заморожена. Кого касается          
заморозка? Только лиц, моложе 1967 года рождения, и только тех, кто написал     
заявление в Пенсионный фонд о том, чтобы накопительная пенсия формировалась.    
Мы, депутаты, представители всех фракций, здесь неоднократно на протяжении      
многих лет говорим, что должна быть выведена из системы обязательного           
пенсионного страхования накопительная пенсия. Теперь этим законопроектом в      
принципе это и делается. Но ранее взятые обязательства, те деньги, которые      
есть в НПФ и в ВЭБе, они никуда не деваются, все обязательства сохраняются.     
Другое дело, что появляется норма, в соответствии с которой граждане смогут     
добровольно эти деньги вывести через буфер и разместить в качестве              
добровольных долгосрочных накоплений.                                           
                                                                                
Очень многие наши граждане в этих вопросах слабо разбираются и не будут         
разбираться, не захотят разбираться, вообще закроются, как улитка, потому что   
с отвращением относятся к нашей пенсионной системе, к размеру пенсии, к         
деятельности негосударственных пенсионных фондов. Поэтому кроме принятия        
закона нужно ещё усилить разъяснительную работу, просветительскую работу -      
граждане должны делать осознанный выбор, понимая, для чего это делается и как   
это делается. И надо исключить мошеннические действия. Сами негосударственные   
пенсионные фонды заработали огромные деньги, миллиарды при переходе, когда      
заставляли граждан подписывать под разными предлогами соглашения о переходе     
из одного НПФ в другой и терялся инвестдоход. Соответственно, уровень           
недоверия только рос, и всё это привело к тому, что граждане, как только        
слышат что-то, связанное с пенсиями, просто закрываются и не хотят никаких      
решений добровольно принимать. Поэтому крайне сложно будет действующим          
негосударственным пенсионным фондам эту программу поставить на нормальные       
рельсы, запустить её.                                                           
                                                                                
Мы поддерживаем, ещё раз подчёркиваю. Это исключительно добровольная функция,   
добровольный инструмент, добровольный продукт, граждане сами будут решать,      
использовать или не использовать. Но то, что была совершена ошибка, когда у     
нас в ОПС появилась накопительная пенсия, это сегодня факт. И для тех, кто      
получает маленькую зарплату, так что весь тариф работодателя идёт...            
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в третьем   
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6 %                                    
Проголосовало против           57 чел.12,7 %                                    
Воздержалось                   18 чел.4,0 %                                     
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.13,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   

Заседание № 134

27.06.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 348232-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания программы формирования долгосрочных сбережений граждан).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2078 по 2417 из 5525
9-й вопрос нашей повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в   
отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Олега              
Владимировича Савченко.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Олег Владимирович.                                                  
                                                                                
САВЧЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный           
законопроект был внесён 27 апреля 2023 года Правительством Российской           
Федерации и принят в первом чтении 25 мая. Вашему вниманию предлагается         
подготовленный к рассмотрению во втором чтении проект федерального закона "О    
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".      
Законопроект принят в первом чтении, напоминаю. Законопроект резонансный, 79    
поправок было учтено профильным комитетом Государственной Думы, 72 из них       
рекомендованы к принятию, 7 - к отклонению.                                     
                                                                                
Прошу поддержать законопроект и поставить его на голосование.                   
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет вопросов.                 
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              322 чел.71,6 %                                    
Проголосовало против           46 чел.10,2 %                                    
Воздержалось                   15 чел.3,3 %                                     
Голосовало                    383 чел.                                          
Не голосовало                  67 чел.14,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок.                                                   
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть, у Куринного Алексея              
Владимировича. Ещё есть вопросы?                                                
                                                                                
Пожалуйста, Алексею Владимировичу Куринному включите микрофон.                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович.                                          
                                                                                
Я прошу вынести на отдельное голосование поправки 1, 2, 3, 4 и 6. Поправка 5    
учтена.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2,    
за исключением поправок 1, 2, 3, 4, 6.                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   11 чел.2,4 %                                     
Голосовало                    324 чел.                                          
Не голосовало                 126 чел.28,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Алексей Владимирович, поправка 6 не ваша, поэтому вы её не сможете              
обосновать. Пожалуйста, по поправке 1. Или, если не по одной, говорите, по      
каким поправкам вы выступаете.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Хорошо, я пока по поправке 1. Странно, у меня в таблице          
почему-то поправка 6.                                                           
                                                                                
Что касается поправки 1, речь идёт о понятийном аппарате, о таком понятии,      
как гарантийное восполнение резервов покрытия пенсионных обязательств.          
Напомню, сегодня оно осуществляется за счёт двух источников - это страховой     
резерв и собственные средства фонда при недостаточности средств страхового      
резерва. С учётом того что речь идёт о долгосрочных накоплениях, фактически о   
формировании накопительной пенсии, предлагается третьим источником добавить     
ещё и федеральный бюджет. В случае если на гарантийное восполнение резервов     
покрытия не хватает страхового резерва, не хватает собственных средств фонда    
- они у нас часто банкротятся и пропадают, к сожалению, - вот при               
недостаточности средств этих двух источников следующим источником будут         
средства федерального бюджета, что позволит сохранять долгосрочные накопления   
и повысить, безусловно, доверие граждан к этой новой форме.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.                              
                                                                                
САВЧЕНКО О. В. Комитет заслушал данное мнение на заседании. Есть ситуации,      
когда федеральный бюджет и так через процедуру софинансирования гарантирует     
возврат и обеспечение данных пенсионных накоплений, поэтому здесь нет смысла    
привлекать к работе бюджет Российской Федерации. Более того, могу сказать,      
что сегодня по факту, да, сократилось количество негосударственных пенсионных   
фондов, но сократилось не по причине банкротства, как здесь прокомментировал    
наш коллега, а по причине того, что они объединяются и, соответственно, с       
большей устойчивостью работают, осуществляют свою деятельность. Достаточно      
внимательный надзор за этим ведёт Центробанк - отчёты, бухгалтерские в том      
числе, присылаются в Центробанк, - поэтому полный контроль государства за       
работой, статусом, состоянием негосударственных пенсионных фондов сегодня       
обеспечен.                                                                      
                                                                                
Поэтому нет необходимости привлекать бюджет Российской Федерации.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 1. Комитет её   
не поддерживает.                                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за               71 чел.15,8 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    4 чел.0,9 %                                     
Голосовало                     76 чел.                                          
Не голосовало                 374 чел.83,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
По поправке 2 - Алексей Владимирович Куринный.                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович.                                          
                                                                                
Утверждение представителя комитета о том, что нынешние негосударственные        
пенсионные фонды банкротятся реже, чем прошлые, поэтому опасность меньше, на    
мой взгляд, в данном варианте не сильно защищает новый финансовый инструмент.   
Поправкой 2 предлагается ввести немного другой вариант гарантийного             
восполнения резервов покрытия на определённый период, например раз в пять       
лет, это стандартный период. Я напомню, сегодня, если средства гражданина       
теряются в результате деятельности, или бездействия, или недобросовестных       
действий негосударственного пенсионного фонда, этому гражданину гарантируется   
только номинал, то есть та сумма, которую он вложил, никакого роста, никаких    
процентов за эти пять лет он не получит. Поправкой предлагается в понятие       
гарантийного восполнения резервов включить не только выплату номинала,          
гарантию номинала, той суммы, которую гражданин внёс, но и минимально           
необходимый рост на уровень инфляции, на уровень роста потребительских цен,     
который как раз и гарантируется. В этом случае мы получим нормальный,           
устойчивый механизм финансирования и сохранения тех средств, которые            
гражданин откладывает или вынужден откладывать вот по новому предлагаемому      
варианту. То есть это номинал плюс инфляция за каждый год. И естественно, раз   
в пять лет или в течение другого периода, который берётся, если человек         
выходит на пенсию чуть раньше, будет производиться гарантированное              
восполнение этих резервов, этих средств гражданину.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Владимирович.                            
                                                                                
САВЧЕНКО О. В. К сожалению, сегодня это невозможно, потому что в целом          
негосударственные пенсионные фонды работают по регламенту, в соответствии с     
которым обеспечены в основном государственными ценными бумагами. И я считаю,    
если речь идёт о том, что произошёл страховой случай, значит, произошёл         
страховой случай в целом с экономикой Российской Федерации или с Центробанком   
Российской Федерации. Я считаю, что это исключено, поэтому это                  
перестраховочная мера, которая сегодня не имеет под собой логичного             
основания, не имеет смысла.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 2. Комитет её не         
поддерживает.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за               65 чел.14,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    6 чел.1,3 %                                     
Голосовало                     71 чел.                                          
Не голосовало                 379 чел.84,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Поправка 3 - Алексей Владимирович Куринный. Пожалуйста.                         
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, в этой поправке мы немножко с другой          
стороны подходим к тому же самому варианту решения. То есть в случае, если      
при назначении негосударственной пенсии, либо периодических выплат, либо        
единовременной выплаты по договору долгосрочных сбережений участника            
полученный сальдированный результат меньше, чем номинал плюс уровень            
инфляции, производится возмещение за счёт средств государства. Сначала,         
естественно, за счёт страховых резервов из специального фонда, потом за счёт    
соответствующей компании, негосударственного пенсионного фонда, а потом, если   
этих резервов недостаточно, за счёт средств государства.                        
                                                                                
Опять же, подчеркну, это особый механизм. Это фактически накопительная          
пенсия, это фактически те средства, которые мы призываем сегодня гражданина     
накапливать или откладывать на своё более или менее удовлетворительное          
существование, и не предусматривать её защиту от инфляции - это, на мой         
взгляд, подрывать доверие к самому институту в связи с тем механизмом,          
который нам сейчас предлагается: только номинал, и всё, больше никто ни за      
что не отвечает.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.                              
                                                                                
САВЧЕНКО О. В. Напоминаю, что речь идёт о негосударственных пенсионных          
фондах. Речь идёт о том, что это добровольные вклады, речь идёт о том, что      
государство инициативно сегодня помогает гражданам размещать те средства,       
которые раньше хранили под подушкой или как-то там сберегали, и предлагается    
дополнительный механизм, связанный с тем, что можно увеличить те накопления,    
которые откладывались, гарантированно увеличить. Соответственно, здесь          
взаимный интерес, есть интерес со стороны государства, которое понимает, что    
эти деньги будут инвестированы в российскую экономику, потому что               
негосударственные пенсионные фонды чётко работают по регламенту размещения      
данных средств.                                                                 
                                                                                
Здесь гражданин сам имеет, что называется, право выбора, решает, насколько      
велики риски, определяющие, что он не верит в своё государство, в свою          
экономику или всё-таки инвестирует и, соответственно, играет... ну, не          
играет, а участвует вместе с государством в развитии экономики и несёт ту же    
самую ответственность, связанную с ростом российской экономики или, так         
скажем, со сложностями, которые она сегодня испытывает. Но как раз сегодня,     
несмотря на сложное время, мы видим подъём экономики, видим рост экономики и,   
соответственно, видим цифры, которые нас удовлетворяют, со стороны и            
федерального бюджета, и профильных министерств.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование поправка 3. Комитет её не поддерживает.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за               75 чел.16,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     76 чел.                                          
Не голосовало                 374 чел.83,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Поправка 4 - Алексей Владимирович Куринный. Пожалуйста.                         
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Это продолжение предыдущих трёх поправок. Мы всё-таки            
предлагаем не играть с государством ни в какие игры, может быть, содокладчик    
не зря так оговорился, а рассматривать государство как надёжного, системного    
партнёра, который гарантирует сохранность, и не просто сохранность, но и        
увеличение хотя бы на уровень инфляции тех накоплений, которые гражданам        
предлагается сегодня добровольно делать. Не стоит в стороне, не наблюдает,      
как рушатся или не рушатся негосударственные пенсионные фонды, не               
компенсирует, грубо говоря, какие-то минимально необходимые потери номинала,    
а нормально в данном случае участвует в качестве одной из сторон,               
гарантирующих, что то, что вы откладываете, не обесценится, то, что вы          
откладываете, будет потом вами использовано на пенсии. И не надо говорить,      
что это какие-то там вклады, - это фактически накопительная пенсионная          
реформа дополнительная, или новый этап этой самой пенсионной реформы, который   
старательно пытаются спрятать.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.                              
                                                                                
САВЧЕНКО О. В. Спасибо большое, что поправили. Я прошу прощения за слово        
"играть", наверное, оно неуместно.                                              
                                                                                
Напоминаю, что это далеко от слова "реформа" и ещё раз напоминаю, что это       
дополнительные добровольные вклады наших граждан в систему, или в институт,     
негосударственных пенсионных фондов, которая помогает и гарантирует со          
стороны государства сохранять и преувеличивать сбережения граждан.              
                                                                                
Дальше могу добавить и напомнить, что в этой самой программе, или в этом        
проекте, записано, насколько большие возможности для манёвра появляются у       
граждан: у граждан появляются возможности управлять этими средствами,           
получать эти средства, в случае сложной жизненной ситуации эти средства можно   
получить сразу, такие ситуации бывают, к сожалению, в случае наследования       
также появляются возможности наследовать данные средства.                       
                                                                                
Я считаю, что здесь государство очень активно, инициативно помогает             
негосударственным пенсионным фондам в первую очередь, во вторую очередь         
гражданам сделать так, чтобы средства граждан, которые они откладывают,         
участвовали в экономике Российской Федерации в целом.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование поправка 4. Комитет её не поддерживает.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за               59 чел.13,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   14 чел.3,1 %                                     
Голосовало                     73 чел.                                          
Не голосовало                 377 чел.83,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Коллеги, и по поправке 6 мы голосуем без обсуждения.                            
                                                                                
Ставится на голосование поправка 6. Комитет её не поддерживает.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за                2 чел.0,4 %                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    8 чел.1,8 %                                     
Голосовало                     10 чел.                                          
Не голосовало                 440 чел.97,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Коллеги, все поправки рассмотрены.                                              
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              327 чел.72,7 %                                    
Проголосовало против           56 чел.12,4 %                                    
Воздержалось                   19 чел.4,2 %                                     
Голосовало                    402 чел.                                          
Не голосовало                  48 чел.10,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, на трибуне включите микрофон.                                       
                                                                                
Олег Владимирович Савченко.                                                     
                                                                                
САВЧЕНКО О. В. Уважаемые коллеги, комитет просит включить данный законопроект   
для рассмотрения в третьем чтении в проект порядка работы Государственной       
Думы на 29 июня 2023 года. Спасибо.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.                

Заседание № 125

25.05.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 348232-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания программы формирования долгосрочных сбережений граждан).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3109 по 3778 из 5641
22-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные    
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный             
представитель правительства заместитель министра финансов Алексей               
Владимирович Моисеев.                                                           
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается       
законопроект, разработанный во исполнение послания президента Федеральному      
Собранию текущего года. В нём вводится новый инвестиционный продукт, который    
мы назвали программой долгосрочных сбережений. Данный продукт обладает рядом    
уникальных характеристик в соответствии с законопроектом. Во-первых, по нему    
повышенный уровень государственной гарантии: уровень государственной гарантии   
составляет не 1,4 миллиона рублей, как по другим продуктам, а 2,8 миллиона      
рублей. Во-вторых, по данному продукту предлагается софинансирование: за        
каждый рубль, который гражданин внёс на свой счёт в рамках данного продукта,    
государство будет платить ему в течение первых трёх лет работы этого            
накопительного счёта точно такой же объём денег; в случае если гражданин        
относится к категории лиц с невысоким доходом, государство будет на каждый      
рубль гражданина добавлять 3 рубля в течение опять же первых трёх лет           
действия данного накопительного счёта. Предполагается, что граждане должны      
будут накапливать средства в течение 15 лет, и если они будут выдерживать       
этот срок, то они будут освобождаться от НДФЛ в объёме, который не будет        
превышать 400 тысяч рублей из налогооблагаемой базы по НДФЛ. Однако очевидно,   
что данные поправки будут идти отдельным законопроектом, который сейчас         
готовится правительством, о поправках в Налоговый кодекс. В данном              
законопроекте, конечно, про это не написано - я говорю вам просто для           
информации.                                                                     
                                                                                
Кроме того, предполагается, что в рамках программы гражданин сможет перевести   
на данный продукт свои накопления в государственном пенсионном фонде или в      
негосударственном пенсионном фонде, сформированные в рамках программы ОПС. То   
есть гражданин сможет присоединить накопления, которые у него есть, так         
называемые пенсионные накопления, вот к этому новому продукту - исключительно   
добровольно, по своему желанию, через волеизъявление, которое он будет          
производить через портал госуслуг.                                              
                                                                                
Также данным законопроектом предлагается отменить 6 процентов тарифа, которые   
раньше шли на пенсионные накопления. Каждый год я приходил и докладывал вам о   
том, что мы замораживаем эти накопления ещё на год. Вот было много поручений    
Государственной Думы правительству о том, что необходимо наконец отменить эту   
норму, для того чтобы не замораживать каждый год, этот 6-процентный тариф       
полностью отменить. В данном законопроекте это поручение Государственной Думы   
исполняется.                                                                    
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович, присаживайтесь.            
                                                                                
С содокладом выступает Олег Владимирович Савченко.                              
                                                                                
САВЧЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо большое, Иван Иванович.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну, отдельная благодарность, конечно, заместителю министра   
финансов Моисееву Алексею Владимировичу, который и на заседании комитета, и     
здесь, в зале, достаточно подробно объяснил все преимущества данной             
законодательной инициативы.                                                     
                                                                                
Речь идёт о том, что у нас появляется не альтернатива, у нас появляются         
дополнительные возможности для граждан пенсионного возраста, или                
предпенсионного возраста, или молодого возраста, в зависимости от того,         
насколько долгий горизонт предполагает сегодня гражданин в обеспечении своего   
будущего, и, соответственно, гарантии со стороны государства на эти             
пенсионные отчисления. Моё мнение: закон написан простым языком, там очень      
много, большое количество возможностей, которые появятся у гражданина.          
                                                                                
Единственно, у комитета были поправки, связанные с тем, что теоретически        
спорные моменты могут возникать, например, при переходе из одного               
негосударственного пенсионного фонда в другой, но я думаю, что во втором        
чтении поправки будут внесены и они незначительно, несущественно повлияют на    
саму идею законопроекта. Существенных замечаний нет.                            
                                                                                
Прошу поддержать законопроект и поставить его на голосование.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владимирович.                               
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы?                                                      
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. У меня вопрос к представителю правительства.                     
                                                                                
Вот в законопроекте на самом деле очень мало таких прямо чётких цифр и          
ориентиров, которые могли бы помочь нашим гражданам сориентироваться            
относительно того, выгодно или невыгодно им это делать. Но есть один чёткий     
ориентир - это сумма, ну, так скажем, барьер по проценту от общего капитала,    
который может заработать негосударственный пенсионный фонд и который ему        
позволено заработать. Можете пояснить коротко и ясно, а гражданам-то через 15   
лет насколько выгодно это будет?                                                
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Спасибо большое за вопрос. Во-первых, граждане получат... Ответ   
на ваш вопрос состоит из трёх частей. Первое, граждане получат                  
софинансирование от государства в размере до 36 тысяч в год в течение первых    
трёх лет. Второе, граждане получат вычет по НДФЛ в пределах 400 тысяч рублей    
из налогооблагаемой базы: умножить на 13 процентов, если у гражданина           
13-процентная налоговая ставка, - это ещё плюс 52 тысячи в течение всех 15      
лет, вот умножьте 52 тысячи на 15. Плюс граждане получат инвестиционный         
доход, который в последние годы складывается на уровне, чуть-чуть превышающем   
инфляцию. Таким образом, на все те деньги, которые гражданин внесёт, плюс       
деньги, которые он получит в рамках софинансирования, гражданин получит, по     
моим ожиданиям, где-то, я думаю, в зависимости от уровня инфляции 5-7           
процентов годовых.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шилкин Григорий Владимирович.                                                   
                                                                                
ШИЛКИН Г. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович. Вопрос Алексею Владимировичу.                           
                                                                                
Законопроект хороший, мы его поддерживаем, однако он касается исключительно     
взрослых граждан. А у нас есть такая категория, как несовершеннолетние дети,    
получающие пенсию по инвалидности. Почему бы правительству не распространить    
на их родителей или опекунов возможность открытия такого добровольного счёта,   
чтобы они перечисляли туда средства, которые дети, достигнув совершеннолетия,   
смогут использовать на те или иные цели, о которых говорится в законопроекте?   
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Спасибо большое за вопрос. Законопроект предполагает общую        
норму, по которой данный счёт может открываться не только... скажем так,        
накопления, которые сформированы в рамках данного счёта, могут быть             
использованы не только по достижении гражданином, который копит, пенсионного    
возраста, но и на другие цели по истечении 15 лет после накопления. Это в       
принципе аналогия с советской программой, когда, вот правильно вы сказали,      
помните, там было: до 18 лет копили, на 18-летие, там ещё как-то, - вот это в   
целом аналогия. Там есть общая такая норма. Если считаете, что её необходимо    
уточнить, давайте, ко второму чтению мы готовы уточнить.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович.                                                    
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, странно, что в рамках программы формирования    
долгосрочных сбережений граждан мы говорим только о гражданах - пенсионерах,    
доживших до пенсионного возраста, а не о гражданах, которые формируют свои      
сбережения в период всей своей трудовой деятельности, но теряют их в случае     
преждевременной смерти. Предлагаемая инициатива стимулирует работников на       
увеличение отчислений в формировании пенсионных накоплений, но исключительно    
для тех, кто доживает до пенсионного возраста. А для семьи умершего             
гражданина, который всю трудовую жизнь делал сберегательные, дополнительные     
стимулирующие взносы, но не дожил до пенсии, к сожалению, ваши новеллы          
выглядят насмешкой и издевательством со стороны государства.                    
                                                                                
Вопрос. Хотел бы услышать ваше личное мнение и гражданскую позицию: как вы      
относитесь к предложению выплаты пенсионных накоплений семье умершего           
гражданина, не дожившего до пенсии, или пенсионера, не выбравшего свои          
накопления полностью?                                                           
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Вячеслав Михайлович, я, к сожалению, должен с вами не   
согласиться. В тексте законопроекта предусмотрено, во-первых, наследование.     
То есть в случае, если гражданин умирает в течение периода накопления, 15       
лет, то его родственники наследуют все его накопления, которые сформированы,    
включая пенсионные накопления, которые сейчас находятся в рамках системы ПС,    
в случае если он их перевёл туда, если он перевел, всё это вместе               
наследуется. Кроме того, если гражданин назначил себе выплаты любые, кроме      
пожизненной выплаты, то также в случае его смерти его наследники получают всю   
невыбранную часть, как вот вы и сказали.                                        
                                                                                
Конечно, если начать с пожизненной выплаты, то тогда в силу вот самой           
актуарной сути пожизненной выплаты там наследования нет. То есть в период       
накопления или в период получения, если это не пожизненная выплата, то тогда    
гражданин получает. Более того, гражданин может сам назначить возраст, с        
которого хочет начать получать. То есть, если гражданин начинает копить в 30    
лет, он может сделать так, что уже в 45 лет он начинает эти деньги получать,    
то есть никто не заставляет его ждать до наступления пенсионного возраста. И    
наоборот, если гражданин начал копить в 50 лет, он уже в 60 лет может начать    
получать, несмотря на то, что 15 лет не прошло. То есть здесь как раз           
предусмотрены, на мой взгляд, все возможности, о которых вы говорите, в         
пользу гражданина.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бессараб Светлана Викторовна.                                                   
                                                                                
БЕССАРАБ С. В. Алексей Владимирович, извините, я не хотела этот вопрос          
задавать, но вы коснулись наследования. Сегодня в законопроекте к первому       
чтению прописана иная форма, это правопреемственность, она отличается от        
правоотношений по наследованию. Значит ли это, что ко второму чтению вы         
внесёте поправки именно по наследованию?                                        
                                                                                
Второе, когда будут законы-спутники, касающиеся уплаты НДФЛ?                    
                                                                                
Третье (я прошу прощения, что у меня так много вопросов). А, собственно, для    
"молчунов" будет предусмотрена иная форма получения накопительной части         
пенсии, кроме как перевести её как добровольные сбережения? И вы сказали, 1,8   
миллиона - несгораемая сумма, президент в своём послании Федеральному           
Собранию обозначил 2,8 миллиона. Вы ошиблись или это была просто оговорка?      
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Да, давайте я начну с конца. Я то ли ошибся, то ли оговорился -   
сумма, конечно, 2,8. Это самый простой вопрос.                                  
                                                                                
Что касается "молчунов". Ну, знаете, "молчуны" живут в рамках системы ОПС,      
которая была принята в начале 2000-х годов, и данный законопроект, кроме        
права добровольно перевести деньги в новую систему, для них не                  
предполагает... никакой обязательности для них нет, если люди сами не захотят   
этого сделать, они остаются в той системе, которая действует сейчас.            
Законопроект никакой обязательности, повторяю, здесь не предполагает.           
                                                                                
Третье, по поводу наследования и правопреемства. Ну, я упростил, извините,      
пожалуйста, виноват, это конечно правопреемство. Но для гражданина, как вы      
прекрасно понимаете, это даже лучше, потому что это всё не идёт в               
наследственную массу, непосредственно в рамках прямого правопреемства люди      
сразу начинают эти деньги дальше получать.                                      
                                                                                
Так, и у вас ещё вопрос был, мне кажется?..                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Законы-спутники.                                          
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Законы-спутники - да, спасибо. Законы-спутники сейчас             
разрабатываются, в рамках ежегодного налогового пакета правительство их         
внесёт.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Владимирович, ну, закон действительно        
содержит много новелл. Но скажите, пожалуйста, вот 5 триллионов замороженных    
накопленных денег - я правильно понимаю, что вот НПФ (структуру учредителей     
которых вы мне обещали дать), которых 36 или 38, получат эти деньги? Это        
первое.                                                                         
                                                                                
Второе: а почему негосударственные? Ну, государство будет помогать              
негосударственным. Вот мне давеча отказали в поддержке закона, где на льготы    
ветеранам операции "Анадырь", которых осталось всего тысяча человек,            
предлагалось 90 миллионов. Но мы же понимаем, что 36 тысяч, которые вы          
обещаете от государства, попадут в негосударственные пенсионные фонды. Какая    
сумма, за счёт чего?.. Только за четыре месяца у нас дефицит бюджета, вы        
знаете, более 3 триллионов. Вот хотелось бы понять, откуда деньги? И            
правильно ли я понимаю, что... (Микрофон отключён.)                             
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Значит, по источникам. Предполагается, что источником будет так   
называемый РОПС - это резерв на обязательное пенсионное страхование. Это        
фонд, который формировался в течение всех предыдущих 20 лет работы системы      
ОПС, и сейчас он хранится как в негосударственных пенсионных фондах, так и в    
Социальном фонде России. В законопроекте предусматривается норма, что когда     
человек переводит свои деньги ОПС в новую систему, то часть этого РОПСа         
расформировывается, и она как раз пойдёт на софинансирование. То есть           
фактически пенсионные фонды профинансируют вот это сами собой. А в случае       
добровольного перехода человека из негосударственного пенсионного фонда... из   
государственного в негосударственный пенсионный фонд, тогда, конечно, часть     
РОПСа из государственных денег пойдет на формирование вот этого                 
софинансирования уже в негосударственный пенсионный фонд. Но бюджетные          
источники использовать в данной ситуации не предполагается.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алимова Ольга Николаевна.                                                       
                                                                                
АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, я-то по жизни неисправимый оптимист, но вот,    
к сожалению, опыт последних десятилетий показывает, что все создаваемые         
государственные и негосударственные фонды делают богатыми и счастливыми в       
основном, как правило, только их владельцев либо управляющих. Снова             
законопроект - причём написано в пояснительной записке: "предусматривает        
создание программы... представляющей собой простой и интересный финансовый      
продукт для граждан" - наделяет полномочиями по сбору денег с граждан и         
распоряжению собственными средствами. Вот такая, знаете, небольшая пирамида     
"МММ", или закон, который делает законным отъём денег у граждан.                
                                                                                
Но тем не менее вот вопросы. Когда определялись, что дифференциация по          
размеру среднемесячного дохода до 80 тысяч рублей... Мы же прекрасно            
понимаем, что граждан с такими доходами всё меньше и меньше, больше тех, кто    
получает, ну, где-то около 30 тысяч. Почему вы такую дифференциацию             
предложили? Либо считаете, что те малоимущие... (Микрофон отключён.)            
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Да, Ольга Николаевна, спасибо. Надеюсь, что мы всё-таки сможем    
утвердить ваш оптимизм, а не разочаровать. Но, отвечая конкретно на ваш         
вопрос. Эти цифры, первое, готов обсуждать. Если вы считаете, что мы должны     
другие города сопоставить, давайте сопоставим, но эта аналитика основана на     
том, какие граждане как проводят свои сбережения, исходила из того, какие       
граждане открывают лицензионные счета, какие граждане открывают депозиты и      
так далее. То есть это было привязано именно к такого рода аналитике.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеремет Михаил Сергеевич.                                                       
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович. Вопрос Алексею Владимировичу.                           
                                                                                
Скажите, пожалуйста, будет ли этот законопроект касаться уже созданных          
сегодня НПФ и раннее заключённых договоров с участниками НПФ, а также будут     
ли такие долгосрочные вложения как-то застрахованы, так как в трудовой период   
человека такие вложения могут быть значительными, кратно превышать              
гарантированные выплаты в размере 2,8 миллиона рублей?                          
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Спасибо большое. На этом этапе предполагается сделать гарантию    
2,8 миллиона рублей. В принципе при подготовке законопроекта мы рассматривали   
возможность безлимитной гарантии. После запуска закона, если мы увидим, что     
такие счета действительно будут, можно будет рассмотреть и дальнейшее           
увеличение лимита. Вы помните прекрасно, что первая система сохранения          
вкладов начиналась с 400 тысяч рублей, потом стало 700 тысяч, сейчас уже 1,4    
миллиона. Нередко бывает, когда эта цифра повышается, поэтому здесь у нас...    
ну, для запуска начнём с этой цифры. И кстати, хотел бы добавить, что эти 2,8   
миллиона - это только собственные накопления гражданина, а те средства,         
которые он переведёт из системы ОПС, к этому добавляются, то есть, если у       
гражданина ещё в системе ОПС есть, там, ну, условно, 300 тысяч рублей,          
значит, это сверху.                                                             
                                                                                
И что касается существующих - есть гибкость. По сути, будет три продукта на     
рынке в случае принятия данного закона. Это старый продукт ОПС, обязательное    
пенсионное страхование, которое, как вы знаете, заморожено с 2013 года и        
тариф по которому прекращается в этом законопроекте. Это негосударственное      
пенсионное обеспечение, которое, как правило, является корпоративным, там       
подавляющее большинство участников - корпоративные: человек приходит на         
работу, например, в "РЖД", и "РЖД" ему по факту работы в компании даёт этот     
пенсионный план. И вот эта новая система - ПДС, которая будет полностью         
добровольной, но работодатели и граждане смогут в случае их на то желания вот   
эти два последних продукта объединять.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович.                                                        
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, относительно 2,8 миллиона рублей вложений,      
которым государство гарантирует сохранность. Вот смотрите, 2,8 миллиона, если   
человек выйдет на пенсию, в течение десяти лет он будет получать ежемесячно     
минимум 23 тысячи рублей, ну, с учётом инвестиционного дохода, может быть, 30   
тысяч рублей будет. Вряд ли люди захотят накопить такую сумму для выхода на     
пенсию, было бы интересно 50 тысяч рублей, 100 тысяч рублей. И вы же не         
планируете, что вот этот страховой случай наступит и будете платить эти 2,8     
миллиона. Как вы смотрите на то, чтобы увеличить эту сумму до 5 миллионов, до   
10 миллионов, тогда реально появился бы стимул: вот мои деньги сохраняются, и   
я гарантированно буду получать пенсию в течение десяти лет от 50 тысяч рублей   
до 100 тысяч рублей, тем более они будут обесцениваться?                        
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Федот Семёнович, как я только что сказал, если мы       
увидим, что будут подходить где-то к границам, то мы всегда сможем обратиться   
к Государственной Думе, я уверен, вы поддержите и этот лимит увеличите, как     
мы уже делали дважды по страхованию вкладов в банках. Ну и здесь я вспоминаю    
вопрос Ольги Николаевны Алимовой о том, что люди получают не так уж много       
денег, и поэтому, конечно, накопить 5-10 миллионов мало кто сможет, давайте     
прямо скажем. Эта программа рассчитана именно на людей, которые зарабатывают,   
получают какие-то среднего уровня зарплаты, не богачи. Да, богачей мы           
стимулировать не планируем, они сами разберутся. Это именно для людей,          
обычных людей, которые работают на заводах, водителями, где угодно, то есть     
это более-менее соответствует тому уровню доходов, который у них сейчас есть.   
Но если мы увидим, что надо повысить лимит, то, конечно, будем предлагать       
Государственной Думе повысить.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие.                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Спасибо. Я с места.                                                 
                                                                                
Фракция ЛДПР считает, что стоит поддержать данную инициативу. Прежде всего,     
речь идёт о добровольном формировании себе будущих возможностей.                
Накопительная пенсия много лет уже заморожена, и это говорит о том, что у нас   
пенсионная система барахлит. Ошибкой было введение накопительного элемента в    
систему обязательного пенсионного страхования. Тогда были другие времена,       
другие доходы, и часть взноса в Пенсионный фонд работодатели направляли на      
формирование накопительной пенсии. Это, кстати, касается только лиц моложе      
1967 года рождения, и у них тогда, до заморозки, в обязательном порядке         
формировалась накопительная составляющая.                                       
                                                                                
Сегодня порядка 40 миллионов граждан имеют накопления в негосударственных       
пенсионных фондах и примерно такое же количество - в управляющей компании,      
которая принадлежит Внешэкономбанку, это так называемые молчуны, которые не     
выбирали управляющие компании: вот я, например, не выбирал, я не писал          
никаких заявлений. Многие граждане действительно потеряли огромные деньги, -    
суммы миллиардные! - когда переходили из одного НПФ в другой, не зная о том,    
что о переходе необходимо было уведомить за пять лет. Но сегодня речь идёт      
совершенно о другом.                                                            
                                                                                
Речь идёт о том, что больше замораживать ничего не будут, формироваться         
накопительная пенсия больше не будет, а предоставляется возможность             
добровольно формировать себе возможности получения прибавки к пенсии, когда     
гражданин достигнет соответствующего возраста. Все те средства, которые         
находятся на накопительных счетах, никуда не деваются, все обязательства        
негосударственные пенсионные фонды и Пенсионный фонд в целом будут выполнять:   
либо это будет разовая выплата, либо это будет ежемесячная выплата. Причём      
параметры выхода на пенсию были изменены в сторону увеличения, но               
накопительная пенсия начинает выплачиваться по старым параметрам - в 55 и 60    
лет. Кроме того, накопительная пенсия наследуется. Что касается средств, их     
можно будет через определённую схему перевести в негосударственный пенсионный   
фонд по выбору гражданина и вступить в программу добровольного формирования     
своих будущих возможностей.                                                     
                                                                                
Исходя из всего сказанного, исходя из того, что это добровольный формат,        
исходя из того, что граждане готовы добровольно формировать себе                
накопительную составляющую, подчёркиваю, придётся очень долго и усиленно        
работать прежде всего негосударственным пенсионным фондам. Для того чтобы       
повысить уровень доверия в связи с тем, что у нас маленькие пенсии, недоверие   
к негосударственным пенсионным фондам, недоверие вообще к пенсионной системе,   
им придётся делать себе имиджевую перезагрузку. В противном случае              
стимулирующих инструментов в виде софинансирования, дополнительного             
налогового вычета, в виде других преференций будет недостаточно. При том        
уровне жизни, при тех заработных платах, при той продолжительности жизни,       
которые существуют, это будет крайне сложно сделать. У граждан очень            
серьёзное недоверие, поэтому надо будет серьёзные средства потратить на то,     
чтобы себя рекламировать, чтобы разъяснять, пропагандировать, а самое главное   
- показывать те возможности, которые у гражданина появятся, если он сегодня,    
находясь в молодом возрасте, начнёт думать о своей будущей пенсии.              
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит, только исходя из того, что у нас заморожена             
накопительная пенсия, никто её размораживать не будет, а это предложение        
добровольного формирования. И кстати, когда говорят про замороженную пенсию,    
это не означает, что куда-то денутся средства. Нет, средства находятся на       
накопительных счетах, никуда они не денутся, речь идёт только о том, что весь   
тариф, который раньше шёл в Пенсионный фонд, а сейчас в Социальный фонд,        
полностью пойдёт на формирование страховой пенсии. Для кого-то это даже будет   
выгодно: если маленькая зарплата, есть возможность заработать большее           
количество страховых баллов в год и тем самым снизить вероятность неполучения   
пенсии по достижении пенсионного возраста. Огромное количество наших граждан    
ежегодно сталкиваются с ситуацией, когда им просто не хватает страховых         
баллов: они достигают пенсионного возраста, им пенсию не назначают, и они       
вынуждены продолжать работать, ждать назначения социальной пенсии либо, как     
бы вульгарно это ни звучало, докупать страховые баллы.                          
                                                                                
ЛДПР поддержит, но с оговоркой. А замечания, которые есть, изложены прежде      
всего в заключении Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов,    
как соисполнителя по данному законопроекту.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
У меня просьба всем ставить семь минут - у всех выступления от фракций.         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хочу             
акцентировать ваше внимание на том, что это шестая пенсионная реформа - ну,     
может, в ограниченном плане, но на самом деле шестая. Именно это и порождает    
недоверие.                                                                      
                                                                                
Ну и я вот хотел бы, чтобы Алексей Владимирович в заключительном слове          
всё-таки развеял мои сомнения. Правильно ли я понимаю, что вот эти              
замороженные накопленные средства, 5 триллионов с небольшим, будут возращены    
хозяевам и их даже близкие тех, кто умер, смогут задним числом забрать? Это     
первый вопрос.                                                                  
                                                                                
Второй вопрос. Вот, к сожалению, содокладчик сказал: мы всё поддерживаем,       
никаких замечаний. Рекомендую внимательно почитать замечания Правового          
управления и комитета-соисполнителя - Комитета по труду, социальной политике    
и делам ветеранов, и, насколько я понял, в комитете Алексей Владимирович        
сказал, что все эти замечания ко второму чтению будут учтены. Реально, как я    
понимаю, этот законопроект вообще, ну, придуман Минфином. Вы обратите           
внимание, что проект закона о пенсиях разрабатывает теперь Минфин, а не         
Минтруд. Ну, Минфину нечем заниматься... Почему Минфин? Потому, что Алексей     
Владимирович, как опытный, знающий человек, через этот закон пытается ещё три   
инструмента финансовой политики ввести в жизнь. Ну, в принципе это правильно:   
если внимательно изучить мировую практику, то становится очевидным, что одной   
из главных инвестиционных возможностей в мире являются как раз пенсионные       
деньги и пенсионные фонды. Но обратите внимание - я который раз обращаю ваше    
внимание, - в данной ситуации Минфину не жалко: государственные деньги будут    
получать негосударственные пенсионные фонды. С этой трибуны я вам уже           
говорил: было 143 негосударственных пенсионных фонда, которые получали          
деньги, потом их стало 32, понимаете, да? А я у вас спрашиваю: а где деньги,    
Зин? Более того, я вам здесь сказал, что Следственный комитет возбудил          
уголовное дело в отношении пяти негосударственных пенсионных фондов,            
умыкнувших пенсионные деньги - около сотни миллиардов рублей, но, как это ни    
странно... Видно, размер отпускных настолько велик, что до настоящего времени   
никто не найден, никто не посажен и даже в суд не передан, вы понимаете? (Вот   
я вам денег нахожу каждый день, видите, да? Ну а те, кому положено, не ищут.)   
                                                                                
В общем, с моей точки зрения, идея хорошая, но опять же, Алексей                
Владимирович, желание реализовать через негосударственные пенсионные фонды      
эту идею дискредитирует, хорошую идею надо было реализовать через               
государственный Пенсионный фонд. Гарантии хорошие (здесь вот я подтверждаю,     
что он и в комитете говорил про 2,8 миллиона), но не многие смогут накопить:    
как я понимаю, 2,8 миллиона - это прежде всего для клиентов "Газфонда",         
пенсионного фонда ЦБ, ряда других фондов, ну, я бы сказал, для                  
высокооплачиваемых пенсионеров в будущем, для них эта гарантия в первую         
очередь, потому что большая часть наших пенсионеров 2,8 миллиона вряд ли        
скопят.                                                                         
                                                                                
Завершая своё выступление, я хотел бы пожелать вот что. Алексей Владимирович,   
ситуация изменилась, надо больше думать о государстве. Вы все очень хорошо      
думали о финансовых институтах, укрепили их, дали им ликвидности, но пока они   
не хотят думать о стране, это я вам прямо скажу, да и вы это знаете лучше       
меня: банковская система у нас, к сожалению, не сориентирована на инвестиции.   
А знаете почему? Потому что вы не хотите поддержать нашу поправку о том,        
чтобы ЦБ отвечал за рост экономики, чтобы у нас региональные банки              
всё-таки... Вот мы их все уничтожили или кастрировали, в результате малый       
бизнес зачастую не имеет возможности финансироваться в силу высоких             
процентных ставок, а мы настаиваем на необходимости всё-таки... Вот вы сейчас   
из одной крайности в другую. Смотрите, то у вас 80 процентов было в валютах     
недружественных стран, теперь у вас другая крайность: у вас 60 процентов в      
юанях (я за дружбу с Китаем, но я знаю, что китайцы - очень прагматичные        
практики, для них, кроме себя, ничего и никого не существует) и всего 40        
процентов - в золоте. Вы, может, всё-таки сделаете 80 процентов в золоте, -     
золотодобывающую промышленность простимулируете, понимаете? - а 20 процентов,   
наверное, в юанях, как в оставшейся резервной валюте?                           
                                                                                
А в данной ситуации, ну, у меня большие сомнения, что мы быстро эти             
инструменты реализуем, для того чтобы инвестировать в экономику, поэтому на     
данном этапе мы не можем поддерживать такой законопроект.                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!                      
                                                                                
Николай Васильевич, тут как бы, понимаете, в чём дело. Вот у нас ситуация       
такая: государство само складывает деньги не туда, куда просит сейчас граждан   
сложить, вот в чём дело-то. Все свободные средства, резервные фонды или в       
валюте, или в золоте, или ещё в каких-то активах, но лежат не там, куда         
сейчас просят граждан положить.                                                 
                                                                                
Цель законопроекта... Почему занимается этим Минфин? Да потому, что деньги      
нужны, деньги нужны стране, экономике. Вы почитайте, в пояснительной записке    
чётко написано: главная цель этого законопроекта - привлечение дополнительных   
инвестиций в экономику нашей страны. Благородная цель, хорошая цель, но не      
полетит эта система, потому что это снова заплатка к старому, драному платью    
и отлетит эта заплатка точно так же, как отлетела накопительная система,        
которая десять лет... Вот я уже говорил, что есть метафора, чиновники её        
используют: мы её толкаем, как консервную банку, вперёд - когда она там ещё     
разрешится, эта проблема. Она вот так не разрешится. Почему? Потому, что        
данный законопроект, совершенно верно было сказано, подготовлен с участием      
финансистов, которые берут чужие деньги и этими чужими деньгами пытаются        
торговать. Вот, похоже, что законопроект составили только с участием именно     
этой группы людей. Но для того, чтобы это заработало, нужно спросить            
промышленников, тех, кто конкретно отвечает за промышленный рост. И в чём       
здесь разница? Разница в том, что законопроект написан в стиле экономики        
обещаний, то есть мы вам обещаем, что через 15 лет всё будет, приходите, а      
людям-то нужна экономика результата.                                            
                                                                                
Я же не случайно задал вопрос: дайте конкретную цифру. Вот человек посмотрел:   
так, сколько вы мне обещаете? Ну, представитель правительства сказал, мол, по   
моему мнению, 5-7 процентов. Но слушайте, по вашему мнению - да, но в           
законопроекте нигде это не написано, вот в чём проблема. А относительно         
прибыли тех, кто занимается этими деньгами, написано чётко: вам позволяется     
вот столько-то, по-моему, 0,68 процента от ежегодной капитализации.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, давайте посмотрим, почему провалилась предыдущая система,    
вот десять лет назад, почему накопительная программа была свернута,             
заморожена. Потому, что негосударственные пенсионные фонды начали               
банкротиться, они просто где-то обманывали граждан, где-то неправильно          
вкладывали деньги, и никто никак не мог это подстраховать. Вот эту проблему     
законопроект не решает, те же самые негосударственные пенсионные фонды, те же   
самые люди, скорее всего, они будут получать теперь деньги при поддержке        
государства. Государство говорит гражданам: мы сейчас будем приплачивать,       
чтобы вы у этого доброго дяди хранили свои деньги 15 лет. Это законопроект      
"дайте доброму дяде денег".                                                     
                                                                                
Но здесь самое главное-то в эффективности. Что такое рискованные активы?        
Рискованные активы - это когда ты вкладываешь деньги, но ты не получаешь той    
прибыли, которая нужна: ты отдал на 15 лет, а получил меньше инфляции.          
Посмотрите статистику работы негосударственных пенсионных фондов за последние   
пять лет: они работают с прибылью ниже инфляции, при этом они ещё               
зарабатывают себе, то есть люди-то, которые у них складывают сбережения, даже   
от инфляции не защищают сейчас деньги. Вот о чём идёт речь.                     
                                                                                
И этот вопрос снова нужно адресовать в целом к системе, к                       
социально-экономической модели, которую мы используем сегодня, а модель         
перевёрнутая, то есть у нас правят бал финансисты, а не промышленники и не      
производители. Вот если бы в данном законопроекте было сказано, что мы          
собираем деньги на строительство платной дороги вокруг Москвы или, там,         
какой-то ещё, с этой дороги вы, пенсионеры будущие, через 15 лет железно        
будете получать деньги, потому что она всегда будет востребована, это           
инфраструктура, понимаете? Ну, может быть, неудачный пример, согласен,          
платные дороги никому не нужны, но это предметный, результативный ход, это      
обещание конкретики. А то, что здесь предлагается, - это не конкретика, это,    
знаете, очередной, ну, как в народе говорят, развод. Мы поддержать это не       
можем, мы будем воздерживаться от голосования.                                  
                                                                                
И я хотел бы обратить внимание, что вопросы эффективности расходования          
средств негосударственных пенсионных фондов данным законопроектом, ну,          
фактически не рассматриваются. Здесь нет страхования этого элемента, да, есть   
страхование от банкротства этого фонда, в размере, там, от 1,8 миллиона до      
2,8 миллиона государство погасит. Но это не значит, что вы через 15 лет         
получите средства, которые будут хотя бы соответствовать тем же 2 миллионам     
сейчас по товарам, по инфляции и так далее, этого просто не будет.              
                                                                                
И конечно, на наш взгляд, это неудачная попытка, потому что мы старые лекала    
используем, мы старые методы используем, пытаемся их отшлифовать, то есть       
пытаемся снова встать в такую позицию, от которой выигрывают только             
финансовые посредники. Вот в случае принятия такого закона выиграют банки,      
которые получат в оперативное пользование нормальные деньги. Ну, куда их        
понесут пенсионные фонды? За редким исключением, они все понесут в банк,        
потому что сегодня это, ну, наименее рисковое, так скажем, вложение под         
определённый процент, другого вложения им не даёт наша экономика. И самые       
главные институты, которые это подтверждают, - это сам Минфин и Центральный     
банк, ещё раз говорю, возвращаясь к тому, с чего начал. Само государство        
складывает деньги в других местах, страхуя как бы свой финансовый резерв. Не    
получится вот так в разные стороны идти: с народом как бы в одну финансовую     
игру играть, а с остальным миром - в другую.                                    
                                                                                
Наше предложение такое: мы воздерживаемся и смотрим, будут ли во втором         
чтении те замечания, которые вы сейчас озвучили, хоть как-то учтены. Если       
этот инструмент заработает, мы будем очень удивлены. Вот такая позиция,         
коллеги.                                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сенин Владимир Борисович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста.                  
                                                                                
СЕНИН В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект подготовлен в целях   
реализации послания президента и решает главную задачу, даёт возможность        
нашим гражданам вкладывать деньги. Эта программа - это новый специальный        
инструмент, который позволяет гражданам, не имеющим специальных знаний в        
области инвестиций, сформировать свои долгосрочные сбережения, об этом здесь    
уже много говорили. По таким вкладам есть гарантия - 2,8 миллиона рублей, что   
является абсолютно важным условием работы этого инструмента. Это первое.        
                                                                                
И второе. Долгосрочные сбережения граждан являются важным источником развития   
экономики Российской Федерации. Вот коллега здесь чуть раньше говорил об этом   
моменте как отрицательном, но я хотел бы сказать, что, наоборот, это плюс       
данного законопроекта, потому что эти деньги будут работать на экономику        
Российской Федерации, а значит, на каждого гражданина.                          
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие законопроекта. Прошу вас также    
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Владимирович, вы можете выступить с заключительным словом.              
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Николай Васильевич занят сейчас, видимо, но всё-таки по его       
поручению доложу. Средства ОПС, конечно, может перевести на новый счёт только   
тот человек, который ещё не находится в пенсионном возрасте. Что касается       
тех, кто уже находится в пенсионном возрасте и деньги либо получает, либо       
получил в виде единовременной выплаты, тех, кто скончался, по правопреемству    
наследников эти деньги уже переданы наследникам.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик, Олег Владимирович, будете выступать с заключительным словом?       
Нет.                                                                            
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, законопроект, пункт 22 порядка работы,           
ставится на голосование.                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты.                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.68,2 %                                    
Проголосовало против           53 чел.11,8 %                                    
Воздержалось                   14 чел.3,1 %                                     
Голосовало                    374 чел.                                          
Не голосовало                  76 чел.16,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.