Заседание № 235
О проекте федерального закона № 347981-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов обеспечения избирательных прав граждан" (в части приведения в соответствие с Конвенцией ООН о правах инвалидов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Вопрос 13. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов обеспечения избирательных прав граждан". Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на приведение российского законодательства о выборах в соответствие с нормами Конвенции ООН о правах инвалидов. Есть две таблицы, которые были скомплектованы в ходе нашей работы. Таблица 1 содержит двадцать поправок, мы её рекомендуем к принятию, таблица 2 - семь поправок, мы их рекомендуем к отклонению. Хотел бы обратить внимание на то, что все поправки таблицы 2, за исключением одной, в редакционной форме так или иначе учтены в таблице 1 и поддержаны автором. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По таблице 1, по двадцати поправкам. Нужно ли рассматривать какие-то поправки отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 08 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принято. В таблице 2 семь поправок. Нужно ли рассматривать их отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 41 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принято. Мы выносим 13-й вопрос на "час голосования". И я знаю, там будет предложение о третьем чтении, но мы его рассмотрим уже во время "часа голосования". Спасибо.
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов обеспечения избирательных прав граждан", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 55 сек.) Проголосовало за 448 чел.99,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4 % Результат: принято Принято. Включите микрофон депутату Плигину. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект готов для принятия в третьем чтении. Экспертизы проведены - замечаний нет. Просьба принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть замечания по докладу? Настаивает кто-либо на выступлении? Нет. Ставлю на голосование данный законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 32 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Принято.
Заседание № 224
О проекте федерального закона № 347981-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов обеспечения избирательных прав граждан" (в части приведения в соответствие с Конвенцией ООН о правах инвалидов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Мы можем начать рассматривать 14-й пункт, уважаемые коллеги, докладчик здесь, содокладчик здесь. Пункт 14. Это законопроекты первого чтения. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов обеспечения избирательных прав граждан". Доклад депутата Государственной Думы Михаила Борисовича Терентьева. С места. Пожалуйста. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Подписанием Конвенции ООН о правах инвалидов 24 сентября Российская Федерация провозгласила намерение признавать международные принципы отношения государства к людям с инвалидностью, в частности обеспечивать эффективное и всестороннее участие в политической жизни наравне с другими членами общества, возможность голосовать и быть избранными. Предлагаемым проектом федерального закона имплементируются нормы Конвенции ООН о правах инвалидов в российское избирательное законодательство. В Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предлагается внести следующие дополнения. При осуществлении учёта избирателей наравне со сведениями от органов, осуществляющих регистрацию граждан по месту жительства, запись актов гражданского состояния и воинский учёт, главе муниципального образования, службам социального обеспечения будут направляться сведения об избирателях, являющихся инвалидами в связи с нарушением функции зрения или статодинамических функций. Это позволит обеспечить соответствующий уровень доступности для таких людей при организации избирательных участков. Таким образом, мы реализуем положение конвенции о признании личной самостоятельности и независимости людей с инвалидностью, в частности, положение статьи 20 о содействии индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом. Неявка избирателя на участок по причине инвалидности не может быть нормой. Он должен иметь возможность это сделать, если есть такое желание. Получая информацию о количестве людей с конкретными видами инвалидности, приписанных к конкретным избирательным участкам, органы исполнительной власти обязаны будут содействовать обеспечению доступности этих участков - доступности не только физической, но и информационной. Изменения в статью 61 касаются информирования избирателей, имеющих инвалидность по зрению, для чего предлагается на информационном стенде размещать материалы, выполненные текстом крупного шрифта и с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Кроме того, в статью 46 записывается прямая обязанность избирательных комиссий принимать меры по информированию избирателей с инвалидностью в доступных форматах. Данные изменения соответствуют требованиям статьи 29 конвенции ООН о доступности процедур, помещений и материалов для голосования. Для обеспечения тайны голосования избирателей - инвалидов по зрению предусматривается изготовление специальных трафаретов для самостоятельного заполнения бюллетеня, а также с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Надо сказать, что сейчас благодаря позиции ЦИК России такая практика применяется, остаётся её закрепить в законе. Также устанавливается право избирателей, не имеющих возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, воспользоваться помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии. Изменения, вносимые предлагаемым законопроектом, также касаются и тех, кто реализует своё право быть избранным, а именно предусматривается, что, если кандидат является инвалидом и в связи с этим не может самостоятельно заполнить или подписать документы, предусмотренные законом, он вправе воспользоваться для этого помощью другого лица. Аналогичные изменения вносятся также в федеральные законы "О выборах Президента Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста, уложитесь до 12 часов. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Обосновывать что-либо дополнительно к тому, что было сказано в докладе, нет никакой необходимости, так как инвалидность, как вы понимаете, - это преодоление в результате взаимодействия имеющими нарушения здоровья людьми рядовых барьеров. И даже если это только субъективно мешает полному и эффективному участию инвалидов в жизни общества наравне с другими, то нужно идти им навстречу. Комитет поддерживает законодательную инициативу по совершенствованию механизмов обеспечения избирательных прав граждан в целях дополнительного обеспечения инвалидам гарантий политических прав и возможности пользования этими правами наравне с другими и рекомендует принять рассматриваемый законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к докладчику, содокладчику? Есть вопросы. Смолин, Плетнёва и Локоть. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, у меня выступление, не вопрос, если возможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Александр Петрович, от инвалидов по зрению на встрече с избирателями часто звучит пожелание упростить процедуру с подписью, речь идёт о штампиках. Данный законопроект, мне кажется, напрямую выходит на эту тему. Предусматривается ли каким-то образом решить эту проблему? То есть пришёл он, ему надо расписаться за получение бюллетеня. В каком виде этот бюллетень, какой шрифт у него - это другой разговор, а вот расписаться-то ему необходимо за получение. И если предусмотрено было бы именно поставить штампик, это действительно существенно упростило бы процедуру для инвалидов, для таких избирателей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые депутаты, действительно, на страницах второй и третьей содержательной части данного законопроекта эта проблема поднимается, концептуально она решена. Если нужно будет уточнить что-то в соответствии с законодательной техникой, ко второму чтению мы доработаем, а в принципе мы также настроены эту тему поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. У меня вопрос к Михаилу Борисовичу. Я сразу скажу, что, конечно, мы будем этот законопроект поддерживать и считаем, что он очень справедливый. Мне только непонятна была фраза о том, что Российская Федерация заявила о намерениях признавать конвенцию. Что это за формулировка - "намерение признавать"? И к Александру Петровичу у меня такой вопрос. Конечно, я понимаю, что это будет большой и затратный законопроект. На каждом ли участке будет вот всё это оборудование для инвалидов ставиться или где-то на одном участке, на двух и так далее? Ведь это очень сложное дело. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Терентьев Михаил Борисович. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Ну, в соответствии со статьёй 15 Конституции Российской Федерации на территории Российской Федерации действуют только те конвенции, которые ратифицированы Российской Федерацией. Конвенция ООН о правах инвалидов на данный момент пока ещё не ратифицирована, хотя Правительством Российской Федерации разработана программа "Доступная среда" и, как известно, данную конвенцию предполагается ратифицировать в 2012 году. Фраза о намерениях говорит о том, что мы конвенцию подписали, но пока ещё не ратифицировали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович, ваша часть вопроса, пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, данная конвенция принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. Мы входим в состав ООН, и мы её используем в своём внутреннем праве. Что касается затрат, то при проведении выборов депутатов Государственной Думы эти затраты составляют 22 миллиона рублей, при выборах Президента Российской Федерации - 28,3 миллиона рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос Рябова Николая Фёдоровича. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Александр Петрович, в свете этого законопроекта, бесспорно, надо действительно предоставлять более удобные средства для того, чтобы инвалиды могли ознакомиться с наглядной агитацией, с агитационной литературой, могли побывать на участке и лично проголосовать. Тут нет вопросов. А не считаете ли вы нужным всё-таки до начала выборной кампании в декабре усилить ответственность тех лиц, которые нарушают права, скажем, и физически здоровых людей? Люди приходят, голосуют, скажем, за Александра Петровича, а получается в итоге за Сидора Петровича. Вот как вы считаете? МОСКАЛЕЦ А. П. Николай Фёдорович, никак не считаю. Вы абсолютно передёрнули вопрос, всё поставили с ног на голову, поэтому ответа никакого тут быть не может. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Спасибо, присаживайтесь. У нас на выступление записался Смолин Олег Николаевич. Но уже 11 часов 59 минут. Я думаю, что мы предоставим ему возможность выступить уже после перерыва.
Уважаемые депутаты, мы возвращаемся к законопроекту под номером 14 повестки дня, если не ошибаюсь. Пункт 14, это законопроект первого чтения. У нас записался на выступление Олег Николаевич Смолин. Включите ему, пожалуйста, микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я буду краток и постараюсь обратить ваше внимание только на три позиции. Первое. Я предлагаю поддержать этот законопроект, поскольку он обращает наше внимание на одну из очень важных проблем, а именно на проблему реализации образовательных... извините, избирательных прав - оговорка по Фрейду - людей с инвалидностью. Второе. Вместе с тем я хочу обратить ваше внимание, что законопроект решает далеко не все стоящие в этой области проблемы. В частности, сегодня депутат Анатолий Локоть уже обратил внимание на одну из таких проблем, она связана с избирательным правом инвалидов по зрению. Я думаю, что можно было бы пойти дальше, чем то, что мы сейчас проголосуем, я надеюсь, в первом чтении, и, в частности, если инвалид по зрению использует специальный штамп в присутствии членов избирательной комиссии и наблюдателей, это не должно, на мой взгляд, вызывать никаких вопросов по поводу реализации им избирательного права. И третье. Я обращаю внимание на то, что законопроект, двигая вперёд вопрос с активным избирательным правом, то есть с правом избирать, практически никак не поднимает вопрос о реализации пассивного избирательного права человека с инвалидностью, то есть права быть избранным. Коллеги, вы будете смеяться, но в 2003 году в моей собственной избирательной кампании дело дошло до решения Центризбиркома - спасибо ему большое, - потому что мой соперник по Омскому региону как раз пытался снять меня с избирательной кампании на том основании, что я расписываюсь штампом. Я знаю, что сравнительно недавно один из лидеров движения "Наше право" Сергей Новиков пытался стать депутатом в городе Москве и тоже столкнулся с большими проблемами, как раз связанными с использованием такой подписи. То есть вот в этой части, на мой взгляд, законопроект нуждается в доработке при его подготовке ко второму чтению. Я надеюсь, что мы не будем спешить и спокойно примем хороший закон в итоге. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за лаконизм. Уважаемые коллеги, по данному вопросу я обращаюсь к докладчику Михаилу Борисовичу Терентьеву: есть ли необходимость выступить с заключительным словом? Есть. Пожалуйста. С места. Включите микрофон. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Да, конечно, вопрос специального штампа, естественно, очень актуальный и вопрос использования факсимиле необходимо доработать ко второму чтению. Также, я уверен, ко второму чтению необходимо доработать и вопрос относительно информирования слабослышащих людей в доступном для них формате - с применением субтитров и работой сурдопереводчика в телепрограммах. В общем, предлагаю всем коллегам поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Петрович Москалец не настаивает на заключительном слове. Уважаемые депутаты, у нас есть все основания вынести данный законопроект на "час голосования", что я и делаю.
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов обеспечения избирательных прав граждан". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 48 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принято.