Заседание № 239
О проекте федерального закона № 347961-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности". Доклад председателя Комитета по собственности Виктора Семёновича Плескачевского. Пожалуйста. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по собственности, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В 2001 году мы с вами приняли Земельный кодекс, в котором установили принцип платности землепользования и принцип единства объектов. Дело в том, что, решившись на приватизацию в 1992 году, мы не решились на приватизацию земли, и в результате у нас на сегодняшний день существуют практически две правовые системы, одна из которых обращена на здания и сооружения, а другая - на земельные участки. Собственно говоря, это в значительной степени и приводит к тому, что процесс формирования земельных участков, процесс залоговых процедур резко удорожается, хотя бы потому, что два органа власти занимаются этими вопросами. Итак, предложенный вашему вниманию законопроект устанавливает пониженную цену платы за земельные участки в случае, если предприятие прошло приватизацию или иную форму отчуждения из государственной муниципальной собственности. Указанный законопроект прошёл все необходимые экспертизы, работа над ним велась несколько лет, на сегодняшний день он подготовлен к третьему чтению. Прошу поддержать предложение комитета о принятии этого законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет замечаний по докладу. Выносим законопроект на "час голосования".
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 22 сек.) Проголосовало за 332 чел.73,8% Проголосовало против 56 чел.12,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8% Результат: принято Принято.
Заседание № 238
О проекте федерального закона № 347961-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Рассматриваем пункт 15. Проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности". Виктор Семёнович Плескачевский в зале? Нет. Фиксируем отсутствие докладчика.
Пункт 15. Проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности". Доложит Виктор Семёнович Плескачевский. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по собственности, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Начавшаяся в начале 90-х годов приватизация предусмотрела приватизацию по отдельности зданий и сооружений и отложила на возможное будущее приватизацию земельных участков. Должен сказать, что это создало огромное количество проблем у предприятий, потому что фактически к сегодняшнему дню у нас две правовые системы: в одной обращаются и регистрируются объекты недвижимости, в другой обращается земля. Земельный кодекс в 2001 году провозгласил единство объекта, возврат на такой эволюционный путь развития этих отношений, и установил возможность выкупа этих земельных участков под предприятиями. Как вам известно, в прошлом году президент выступил с инициативой, поддержал, точнее, инициативу предпринимателей, напомнивших о том, что забыли приватизировать одновременно с предприятиями землю, и предложил установить пониженную цену выкупа земельных участков для тех предприятий, которые прошли приватизацию. Вашему вниманию представлен законопроект, подготовленный ко второму чтению, который описывает эту ситуацию, уточняет, создаёт возможность такого выкупа, возможность для повышения кредитоспособности и конкурентоспособности предприятий. Вам ваши избиратели скажут всё об этом законопроекте. Конечно, мы понимаем, что далеко не все детали (при том сопротивлении со стороны чиновников, которое происходит в процессе выкупа) мы сегодня учли, но нам может помочь только практика. Поэтому надеемся, что только работающий закон даст нам возможность уточнить, подправить и сделать эту процедуру пригодной к применению. Прошу принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, таблица поправок, рекомендованных к принятию, состоит из сорока девяти поправок. Есть ли вопросы? Нет. Прошу проголосовать данную таблицу поправок. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 11 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 300 чел. Не голосовало 150 чел.33,3% Результат: принято Принято. Таблица отклонённых поправок состоит из пятидесяти восьми поправок. Есть ли желающие вынести на отдельное голосование какие-то поправки? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять таблицу 2? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 48 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 300 чел. Не голосовало 150 чел.33,3% Результат: принято Принято. Кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 16 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2% Проголосовало против 26 чел.5,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0% Результат: принято Принято.
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемая Любовь Константиновна, приношу извинения, я прошу вернуться на секунду к пункту 15, потому что есть необходимость принять решение Думы и поставить в повестку на 4-е число закон о земле в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В стенограмме это учитывается, а через Совет Думы 3-го числа вы это оформите соответствующим образом.
Заседание № 195
О проекте федерального закона № 347961-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 25. О проекте федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра экономического развития и торговли Андрея Владимировича Шаронова. ШАРОНОВ А. В.,официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации. Добрый день, Любовь Константиновна! Добрый день, уважаемые депутаты! Позвольте вам представить проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности". Проще этот законопроект, который разрабатывается уже почти четыре года, можно назвать так: о выкупе земельных участков под приватизированными предприятиями. Доля земель, которые могут находиться в частной собственности, составляет примерно 130 миллионов гектаров, это 31 процент территории. Эта доля не ограничена в обороте и согласно действующим законам может быть выкуплена. Из этого 31 процента большая часть приходится на земли сельхозназначения и только 8 процентов приходится на земли другого назначения - промышленные земли в основном, на которых находятся предприятия, то есть значительная часть земель, не ограниченных в обороте, до сих пор не выкуплена. Поэтому одной из наиболее важных задач является завершение процесса переоформления прав постоянного (бессрочного) пользования на понятные нам права собственности либо права аренды. Главной проблемой низких темпов переоформления является действующий порядок определения платы за переоформление права постоянного (бессрочного) пользования. Попросту говоря, этот порядок позволяет устанавливать очень высокие цены, и собственники зданий и сооружений не торопятся выкупать эту землю. В настоящее время цены устанавливаются субъектами в следующем порядке: для поселений свыше трёх миллионов человек, то есть для Москвы и Питера, - от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога; для поселений от пятисот тысяч до трёх миллионов человек, то есть для подавляющего большинства областных центров, - от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога; для всех остальных поселений и межселенных территорий - до десятикратного размера ставки земельного налога. Кроме того, вы знаете, что с этого года установлен новый земельный налог, рассчитываемый от кадастровой стоимости, а это дополнительно привело к увеличению выкупной цены. Итак, чему посвящён законопроект? Законопроект изменяет формулу расчёта и снижает предельные значения выкупных цен и арендных платежей. Законопроект использует кадастровую стоимость в качестве базы для расчёта выкупных цен и арендных платежей. И таким образом, кадастровая стоимость становится единой базой и для расчёта земельного налога, и для расчёта выкупной цены, и для расчёта арендных платежей. Это обусловлено тем, что кадастровая стоимость на сегодняшний день - это единственный показатель, который рассчитывается массовым методом практически для всей территории Российской Федерации и максимально приближен к рыночной стоимости земли. Законопроектом предлагается установить выкупные цены для всей территории, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости, для Москвы и Санкт-Петербурга - в размере 20 процентов от кадастровой стоимости. Арендную плату предлагается установить в размере не более 2 процентов от кадастровой стоимости, для сельхозземель - не выше размера земельного налога, а для земель, ограниченных в обороте, - в размере земельного налога. Таким образом, законопроект существенно снижает объёмы средств, которые нужны для выкупа, по сравнению с сегодняшней ситуацией. По нашим расчётам, принятие этого законопроекта приведёт к снижению выкупных цен в населённых пунктах в среднем в девять раз, в Москве и Санкт-Петербурге - в среднем в 2,3 раза, на межселенных территориях - в среднем в 7,3 раза. Совокупная сумма, которую необходимо заплатить при выкупе этих земель, снизится соответственно: на межселенных территориях - с 15 миллиардов, если платить сейчас, до 2,1 миллиарда рублей; в Москве и Санкт-Петербурге - с 325,5 миллиарда до 144,6 миллиарда; во всех остальных населённых пунктах - с 396 миллиардов до 44 миллиардов. В целом по Российской Федерации примерно в четыре раза по всем видам территорий мы снижаем выкупную стоимость земли, то есть почти с 750 миллиардов рублей до 190,8 миллиарда рублей. Заканчивая, скажу, что кроме изменения ставок выкупа и арендной платы законопроектом предлагаются следующие изменения: устанавливается исчерпывающий перечень документов, которые нужно подавать вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок; устанавливается исчерпывающий перечень случаев, когда можно отказать в удовлетворении этого заявления; устраняется проблема неоднозначного толкования норм земельного законодательства о возможности выкупа по льготной цене земельных участков, которые уже переоформлены с бессрочного пользования в аренду. Доклад закончен. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пока присаживайтесь, Андрей Владимирович. Содоклад Виктора Семёновича Плескачевского. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по собственности, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему вниманию законопроект, на мой взгляд, касается каждого предприятия на территории Российской Федерации, а, значит, можно сказать, и всей Российской Федерации, её конкурентоспособности, её кредитоспособности и устойчивости её экономики. Дело в том, что в самом начале 90-х годов сложилась уникальная ситуация, и нам уже трудно оценивать решительность или нерешительность наших политиков, в ту пору принимавших решение о приватизации земли и зданий и сооружений на ней по отдельности. В итоге у нас разорвали единый, по существу, объект недвижимости, и земля сегодня имеет свою правовую систему, а здания и сооружения - свою правовую систему. Кстати, Казахстан, например, в укор нам всё-таки решился на приватизацию единым объектом, поэтому у них сегодня нет таких проблем, которые есть у нас, в вопросах ипотеки, в вопросах залога недвижимого имущества, в вопросах простых процедур регистрации этого имущества, а в России сегодня это делается в двух местах. Итак, Земельный кодекс в 2001 году провозгласил два важных постулата, которые явились, по существу, возвращением на исторический путь развития: первый постулат - единство объекта (земель и расположенных на ней зданий и сооружений) с постепенной возможностью перехода к единому кадастру недвижимости, единому налогу на недвижимость, в конечном итоге основной доходной части муниципальных бюджетов; второй постулат - это платность землепользования. То есть все эти суррогатные формы, которые появились в начале 90-х годов, должны были прекратить своё существование. Деклараций в Земельном кодексе от 2001 года оказалось мало. Чиновники всегда найдут возможность, как это обойти, поэтому на сегодняшний день мы занимаемся самой серьёзной частью проблем, связанных с восстановлением этой справедливости - выкупом земельных участков, или переоформлением, как сказал Андрей Владимирович. По существу, речь идёт о восстановлении титульной собственности, когда в одних руках будут и здания, и сооружения, и земля, с последующим переходом к единому объекту. Предлагаемые законом нормы, сама концепция законопроекта, безусловно, нами поддерживаются, хотя мы обращаем внимание на несколько, на наш взгляд, логических нарушений, несоответствий правовой логике и экономической логике. Предлагается сегодня для всей страны сделать цену выкупа, или так называемого переоформления, 2,5 процента от кадастровой цены земельных участков. Много это или мало? Кто-то считает это невероятной льготой, способствующей спекуляции, последующей спекуляции земельными участками, кто-то настаивает на том, чтобы земля была выкуплена за 100 процентов. Прошу добавить время, очень важный вопрос, Любовь Константиновна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, это не вам, Виктор Семёнович. Это у кого-то зазвонил телефон. У вас ещё семь минут. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Хочу сказать, что 100 процентов кадастровой цены, по существу, означает рыночному цену, потому что кадастровая цена стремится к рыночной, и мы можем говорить совершенно справедливо о рыночной цене не занятого никем и не обременённого ничьими правами земельного участка. Но если этот земельный участок, скажем, находится в аренде у кого-то на сорок девять лет или на этом участке находится чья-то недвижимость, допустим ваша, то, без сомнения, рыночная стоимость этого участка будет, по мнению экспертов-оценщиков, на 95-98 процентов ниже цены незанятого участка, то есть любое обременение вычитается из стоимости участка. Таким образом, 2,5 процента кадастровой цены по всей стране - это более или менее справедливая, рыночная, по существу, цена земельного участка. Комитет по собственности обращает внимание на то, что есть норма, которая действует почти для всей страны пока, потому что в законе отдельно указаны Москва и Петербург, и она распространяется только на здания и сооружения, права на которые появились в процессе приватизации. То есть земля под всеми появившимися позже зданиями, находящимися на арендованных территориях, по непонятным для нас причинам должна стоить 100 процентов кадастровой цены. Я опускаю то, что на сегодняшний день чиновникам, по существу, вменено в обязанность определять, какое из зданий на территории конкретного завода появилось в процессе приватизации, а какое нет и участвовал в приватизации или нет собственник, купивший это предприятие как имущественный комплекс. Я оговариваюсь, что 100 процентов рыночной цены в этом случае - это, по нашему мнению, кабальная сделка с точки зрения права и, мягко говоря, бюджетное изъятие, изъятие в бюджет, бюджетное наказание, финансовое наказание конкретного экономического субъекта. Два рядом стоящих здания - одно прошло приватизацию, другое не прошло, - и земельный участок под одним будет стоить практически в пятьдесят раз дороже - нам кажется логика несовершенной. Второй блок новелл в законопроекте касается Москвы и Петербурга, в особенности порядка приватизации земельных участков на их территориях. Хочу сразу оговориться, что и на тот и на другой город распространяется сегодня норма, выглядящая, по нашему мнению, тоже странно. Итак, 20 процентов должен уплатить собственник зданий и сооружений. И в том случае, если он вздумал вдруг реконструировать эти здания и сооружения, допустим, под жилищные, административные, торговые или любые иные цели, действует норма, наказывающая его ещё 80 процентами кадастровой цены. Таким образом, опять возникает эффект, когда на здание, обременённое правами собственников, накладывается 100 процентов кадастровой цены, что примерно в пятьдесят раз выше рыночной цены этого объекта. Кроме того, оговорюсь, что современное градостроение в мире шло по пути вытеснения заводов с территорий городов и постепенного замещения административно-жилой застройкой. На сегодняшний день в России порядка 20 процентов каждого города - это территории заводов и предприятий. И на сегодняшний день сама попытка предпринимателя вывести предприятие, занять земли под ним административно-жилой застройкой, то есть общественнополезное действие, наказывается той самой 80-процентной ценой. На наш взгляд, в этом случае не существует критериев, что такое реконструируемое предприятие. Можно рассмотреть такую модель: допустим, 100 тысяч квадратных метров здание и в нём всего одно помещение занято мебельным магазином, а всё остальное - производственные площади. В этом случае, без сомнения, никакого изменения не произошло. Если же, наоборот, в этих 100 тысячах квадратных метров всего лишь одно помещение производственное, а всё остальное - это торгово-административные площади? По логике понятно, что замещение какое-то, изменение целевого назначения произошло, но на сегодняшний день по смыслу этого закона оказывается, что нет никаких критериев, это право чиновника - решить, в какой момент произошла эта самая реконструкция здания или сооружения, допустим, на территории предприятия. Таким образом, по нашему мнению, мало того что отдельные нормы этого закона страдают отсутствием правовой и экономической логики, они ещё и коррупционны. Мы рассматриваем этот закон как наиважнейший в построении конкурентоспособной экономики, максимальном повышении определённости в отношениях между властью и владельцами, собственниками зданий и сооружений, в первую очередь промышленных предприятий, поскольку в случае, если в одних руках будут земля и здания, находящиеся на ней, кредитоспособность этих предприятий резко повышается и, соответственно, повышается конкурентоспособность. Но отдельные положения этого закона у нас вызывают сомнения, и мы предполагаем ко второму чтению над ними серьёзно поработать. Приглашаем принять участие в обсуждении этих новелл в комитете. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Семёнович. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть один вопрос у Кибирева Бориса Григорьевича. Пожалуйста, Борис Григорьевич. Присаживайтесь, Виктор Семёнович. КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопрос к основному докладчику. Уважаемый Андрей Владимирович, допускает ли доложенный вами законопроект изменение целевого назначения выкупленной земли? Не получится ли так, что владелец земли, выкупленной по льготной цене, потом снесёт корпуса предприятия, построит там коттеджи и будет получать сверхприбыль, продавая элитное жильё? ШАРОНОВ А. В. Вообще, изменение целевого назначения земли разрешено законодательством. Существуют процедуры перевода земель из одной категории в другую, и эти вопросы решаются соответствующими властями. В данном законе предусмотрены специальные оговорки, которые меняют режим для Москвы и Санкт-Петербурга. Поясняю на простом примере. Если собственник здания, сооружения, выкупивший землю, подаст заявку о реконструкции этого объекта с изменением его целевого использования, например с промышленного на рекреационное, на жилищную застройку, то есть, попросту говоря, сносит завод и строит жильё или деловой либо развлекательный центр, то тогда он должен заплатить пошлину за изменение целевого назначения этой земли в размере до 80 процентов, то есть речь идёт о том, что в этом случае фактически цена земли будет равна - 20 процентов плюс 80, итого 100 процентам кадастровой стоимости. Смысл этой нормы, этой так называемой антиспекулятивной поправки, по которой, кстати, были большие дискуссии при обсуждении в Комитете по собственности, как раз и состоит в том, что, если вы выкупаете землю для того, чтобы продолжить основную деятельность, вы можете это делать без доплат, а если вы меняете целевое назначение, используете землю по наилучшему, но самому дорогому варианту, вы фактически платите рыночную стоимость за этот участок, несмотря на то что вы уже раньше заплатили за ту недвижимость, которую собираетесь или снести, или перепрофилировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Не желает. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 33 мин. 42 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7% Проголосовало против 28 чел.6,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 418 чел. Не голосовало 32 чел.7,1% Результат: принято Принято.