Заседание № 161
О проекте федерального закона № 347801-4 "О внесении изменения в статью 6-2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (о предоставлении гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, возможности выбора наименования лекарственного средства конкретной организации-производителя; внесён М. Р. Рокицким, А. М. Афанасьевым, В. Н. Ивановой, Т. А. Фральцовой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 22 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 6-2 Федерального закона "О государственной социальной помощи". Доклад члена Комитета по труду и социальной политике Клавдии Николаевны Новиковой. Пожалуйста, Клавдия Николаевна. НОВИКОВА К. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6-2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", внесённый депутатами четвёртого созыва. Законопроектом предлагается предоставить гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе по обеспечению необходимыми лекарственными средствами по рецепту врача, возможность выбора наименования лекарственного средства конкретной организации - производителя лекарственных средств. При этом устанавливается, что финансирование расходов на предоставление гражданину лекарственных средств осуществляется за счёт федерального бюджета в пределах отпускных цен, установленных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Напомню, что за последний период в Федеральный закон № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" были внесены изменения. Так, новой статьёй 4-1 полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий предусматриваются из федерального бюджета в виде субвенций, общий объём которых определяется с учётом норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь. Норматив финансовых затрат устанавливается ежегодно федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Таким образом, законопроектом предлагается изменить действующий порядок финансирования расходов на предоставление гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в части обеспечения лекарственными средствами. Кроме того, авторы законопроекта не указывают, за счёт каких средств будет компенсироваться часть стоимости выбранного гражданином лекарственного средства в случае, если она превышает предельную. Правительством Российской Федерации данный проект федерального закона не поддерживается. В официальном отзыве отмечается, что согласно Федеральному закону "О государственной социальной помощи" обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами при дополнительной медицинской помощи производится бесплатно и реализация предлагаемых законопроектом положений может потребовать дополнительных расходов бюджета. Однако авторы законопроекта утверждают, что дополнительных расходов не потребуется. Комитет Государственной Думы по охране здоровья, как соисполнитель, законопроект не поддерживает. В заключении комитета отмечается, что пересмотр сложившейся системы финансового обеспечения данной государственной гарантии нецелесообразен, а передача гражданам права самим решать, какое наименование лекарственного средства применять для лечения заболевания, будет способствовать распространению такого негативного явления, как самолечение. Кроме того, недавно был принят Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств", в котором предусматривается иной порядок установления цен на лекарственные средства и другая терминология в отличие от предложенных в данном законопроекте. С учётом изложенного Комитет по труду и социальной политике рекомендует данный законопроект отклонить в первом чтении. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Клавдия Николаевна. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Один вопрос, депутат Смолин. Пожалуйста, включите микрофон депутату Смолину Олегу Николаевичу. Ваш вопрос. СМОЛИН О. Н. Уважаемая Клавдия Николаевна, как известно из социологических опросов, по крайней мере на осень прошлого года, от 82 до 87 процентов всех опрошенных льготников были недовольны тем, как работает наше законодательство в части предоставления льготных лекарств. Отвергая этот законопроект, какие вы видите перспективы в улучшении ситуации? Может быть, у комитета или у комитета по здравоохранению есть по этому поводу иные предложения, которые должны повысить удовлетворённость наших граждан в существующей ситуации? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Пожалуйста. НОВИКОВА К. Н. Спасибо за вопрос. Уважаемый Олег Николаевич, я думаю, что всё дело в том, чтобы каждый на своём рабочем месте хорошо выполнял свои обязанности. И ко всему прочему мы с вами недавно приняли новый закон "Об обращении лекарственных средств", я думаю, что он также в значительной степени улучшит ситуацию, которая, может быть, в отдельных регионах имеет место на сегодняшний день. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Клавдия Николаевна. Присаживайтесь, пожалуйста. Вопросы завершены. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть. Двое желающих. Пожалуйста, включите микрофон депутату Смолину Олегу Николаевичу. И потом Иванов Сергей Владимирович. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, от имени фракции я прошу вас поддержать этот законопроект, хотя сразу скажу, что всех проблем, связанных с лекарственным обеспечением, он, конечно, не решает. Почему мы просим поддержать этот законопроект? Дело в том, что, повторяю, абсолютное большинство, до 90 процентов российских граждан не удовлетворены существующей практикой. Причём они не удовлетворены существующей практикой по нескольким позициям. С одной стороны, люди, с которыми мы встречаемся, - а я встречался и в Москве, и во многих регионах Российской Федерации - говорят о стандартной ситуации, когда рядом в платной аптеке лекарства есть, а бесплатных лекарств нет, либо о другой ситуации, когда они точно знают, что им помогает такое-то лекарство, а им назначают другое, поскольку оно в данный момент есть по бесплатному списку или закуплено соответственно аптеками, выдающими лекарства бесплатно. Но я полагаю, что надо было бы идти дальше, уважаемые коллеги. Мы уже отказались от многих безобразий, скажу прямо, принятых в рамках закона о монетизации. Ну, например, слава богу, мы вернули инвалидам социальную поддержку по группам инвалидности, а не по так называемым степеням утраты трудоспособности. Но коренной, один из коренных пороков этого закона о монетизации - сама система социального пакета. Подумайте сами: действительно, лекарственное обеспечение граждан зависит от того, сколько других граждан выбрали этот самый социальный пакет. И возникает замкнутый круг: чем хуже лекарственное обеспечение, тем меньше людей выбирают социальный пакет, чем меньше людей выбирают социальный пакет, тем, соответственно, хуже лекарственное обеспечение, меньше денег выделяется на бесплатные лекарства, и далее, как в известной песне, путешествие по замкнутому кругу. Поэтому я знаю, что в своё время, накануне кризиса, уже в специальной рабочей группе при Минздравсоцразвития началось рассмотрение вопроса, но не доведено до конца, а его надо было бы довести до конца и принять и в этом отношении реформу по принципу: вперёд назад от Зурабова или от тех, кто за Зурабова голосовал в 2004 году. Право инвалида или другого льготника на лекарственное обеспечение не должно зависеть от того, сколько других льготников выбрали этот самый социальный пакет. Мы призываем поддержать этот законопроект, а затем идти дальше. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович. С места? Включите, пожалуйста, микрофон с места. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, спасибо большое. Я хочу сказать, что фракция ЛДПР тоже поддержит данный законопроект, и не только по тем основаниям, которые изложены в самом проекте, но ещё и по другим причинам. Вот вы знаете, я ещё раз говорю, что когда отклоняют законопроект, это надо всегда делать красиво, а не так, чтобы было стыдно за те обоснования, которые комитет приводит в своих заключениях. Я уж не говорю о том, что семь человек, которые благополучно включили себя в состав авторов, потом вдруг взяли и написали заявление о выходе. Вот с чем связан этот исход авторов из законопроекта, я думаю, понятно: то есть заключение правительства пришло отрицательное. Основания, которые приводят, вы знаете, достойны, конечно, обсуждения. Чего стоит, например, такое утверждение, что передача гражданам права самим решать, какое наименование лекарственного средства применять для лечения заболевания, будет способствовать распространению такого негативного явления, как самолечение. Скажите пожалуйста! До этого мы, значит, этого не знали. А то, что по всем телеканалам идёт реклама различных лекарственных средств, которая только и делает, что толкает граждан к самолечению: купи одну таблетку - у тебя всё пройдёт, выпей это средство - у тебя, там, сердца будет два, а не четыре... Этого комитет не видит и не хочет на это внимание обращать. Неужели уважаемые авторы законопроекта, которые включены были в качестве соавторов, не знали, что нет экономического обоснования, не знали многих вещей, которые потом вдруг так стыдливо и по ходу указываются в качестве причин для отклонения? Всё это есть, и всё они прекрасно знали. И они прекрасно знают, что и работать это будет. Опять же ещё одно интересное замечание. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится принятый в первом чтении проект федерального закона, и терминология в нём другая. То есть закон ещё не принят вообще, и это в качестве обоснования для отклонения законопроекта подаётся. Коллеги, ну это уж настолько себя не уважаем! Я понимаю, что, там, правительство возглавляет председатель партии, и всё остальное, но надо всё-таки делать так, чтобы потом не было мучительно больно, хотя бы и перед коллегами не было стыдно. Оставили людей, которые были в прошлом созыве депутатами, а остальные все вышли. То есть законопроект нормальный, будет работать, гражданин полное право имеет получать то лекарство, которое, он считает, ему и по карману, и больше помогает, а все вот обоснования - это от лукавого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Выступления завершены. Полномочный представитель президента выступить не желает. Правительства также. Заключительное слово докладчику необходимо? Включите, пожалуйста, микрофон депутату Новиковой Клавдии Николаевне. НОВИКОВА К. Н. Уважаемые коллеги, я просто хотела сказать буквально два слова, так как, по всей вероятности, очень немногие слушали моё выступление. В этом выступлении не было сказано, что законопроект находится на рассмотрении, законопроект уже принят и находится практически в работе, его уже президент подписал. И кроме того, понятно было из моего выступления, что данный законопроект фактически устарел, у нас сегодня всё уже по-новому. Сам закон "О государственной социальной помощи" (статья 4-1 даёт новый порядок работы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Клавдия Николаевна. Уважаемые депутаты, ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6-2 Федерального закона "О государственной социальной помощи". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 56 мин. 37 сек.) Проголосовало за 105 чел.23,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 105 чел. Не голосовало 345 чел.76,7% Результат: не принято Не принято.