Заседание № 120

15.10.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 347667-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся противодействия терроризму).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2810 по 3145 из 6683
На фиксированное время у нас поставлен 9-й пункт повестки дня, проект           
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации". Доклад официального представителя Президента             
Российской Федерации статс-секретаря - заместителя директора Федеральной        
службы безопасности Юрия Сергеевича Горбунова.                                  
                                                                                
Юрий Сергеевич, пожалуйста.                                                     
                                                                                
ГОРБУНОВ Ю. С., официальный представитель Президента Российской Федерации,      
статс-секретарь - заместитель директора Федеральной службы безопасности         
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!        
Законопроект направлен на совершенствование борьбы с терроризмом и              
экономическими преступлениями. В области борьбы с терроризмом предлагается      
установить уголовную ответственность за следующие действия. Первое - за         
участие на территории иностранного государства в вооружённом формировании, не   
предусмотренном законодательством данного государства, в целях,                 
противоречащих интересам Российской Федерации. Второе - за прохождение          
обучения террористической деятельности, в том числе путём получения             
практических навыков, и осуществление указанной деятельности. Третье - за       
организацию деятельности сообщества, признанного террористическим, или          
участие в его деятельности (поскольку сегодня террористической организацию      
может признать только Верховный Суд, предлагается установить уголовную          
ответственность за организацию террористического сообщества, руководство им     
или участие в нём). При этом по всем новым составам преступлений                
предусматривается освобождение от уголовной ответственности в связи с           
деятельным раскаянием, но это не касается организаторов.                        
                                                                                
Предлагается установить по аналогии с законодательством Великобритании,         
Германии, Франции, Китая, Италии и других государств, что возмещение вреда,     
причинённого в результате террористического акта, осуществляется за счёт        
лица, совершившего террористический акт, может также осуществляться и за счёт   
средств близких родственников, родственников и близких лиц, как это             
определено в статье 5 УПК, при наличии достаточных оснований полагать, что      
эти средства получены в результате террористической деятельности, при этом      
компенсация причинённого вреда по-прежнему будет осуществляться государством.   
Для этого создаётся механизм проверки законности происхождения имущества у      
таких лиц и обращения по судебному решению в доход государства имущества, в     
отношении которого не будут представлены доказательства законности его          
приобретения. Подобный механизм уже существует в отношении контроля за          
расходами должностных лиц.                                                      
                                                                                
Предлагается закрепить законодательно второй способ признания организации       
террористической наряду с признанием Верховным Судом по представлению           
Генеральной прокуратуры - это будет происходить в случае вступления в           
законную силу обвинительного приговора по уголовному делу в отношении лица за   
создание террористического сообщества, руководство им или участие в нём.        
                                                                                
В сфере экономических преступлений для пресечения ухода от ответственности за   
незаконный экспорт из Российской Федерации или передачу материалов,             
оборудования, технологий, научно-технической информации, которые могут быть     
использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной      
техники, - это статья 189 Уголовного кодекса - предлагается из диспозиции       
этой статьи исключить введённое в 2002 году указание на спецсубъект, то есть    
слова "лицо, наделённое правом осуществлять внешнеэкономическую                 
деятельность".                                                                  
                                                                                
И последнее. Есть случаи, когда в коммерческих организациях с участием          
государства или муниципального образования создаются схемы вывода денежных      
средств путём заключения экономически необоснованных договоров подряда и        
выдачи подконтрольным компаниям заведомо невозвратных кредитов, а в             
соответствии с действующим законодательством уголовное преследование в          
отношении лиц, осуществляющих управленческие функции в подобных организациях,   
без соответствующего заявления или согласия руководителей организаций           
невозможно. В связи с этим в УПК России устанавливается, что причинение вреда   
интересам организаций с участием государства или муниципального образования     
влечёт за собой причинение вреда интересам государства или муниципального       
образования, а пункты 2 и 3 примечаний к статье 201 УК признаются утратившими   
силу.                                                                           
                                                                                
Принятие федерального закона не потребует расходов, покрываемых за счёт         
федерального бюджета, и признания утратившими силу, приостановления,            
изменения или принятия иных актов федерального законодательства. Прошу          
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У нас два содоклада. Первый - от Комитета по гражданскому, уголовному,          
арбитражному и процессуальному законодательству.                                
                                                                                
Отари Ионович Аршба, пожалуйста.                                                
                                                                                
АРШБА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, следом за мной будет выступать Ирина Анатольевна Яровая,     
она более подробно осветит детали законопроекта. Мне кажется, что доклад Юрия   
Сергеевича Горбунова был всесторонним и полным, и я не считаю возможным         
повторять и дублировать его, ограничусь только тем, что скажу: мы провели не    
одно и не два совещания с коллегами, есть некоторые юридико-технические         
замечания - они уже в работе, и от самих коллег - разработчиков законопроекта   
тоже поступили поправки, мы их учтём, во втором чтении доработаем               
законопроект и примем.                                                          
                                                                                
Я полагаю, что закон своевременный - терроризм, как раковая опухоль,            
постоянно, так сказать, метастазирует, постоянно меняет обличья, и то, что      
наработано нашими коллегами на практике, нужно облечь в форму закона. Прошу     
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина         
Анатольевна Яровая, пожалуйста.                                                 
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и      
противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, как вы знаете, именно Президенту Российской Федерации        
предоставлено право определения политики в сфере противодействия терроризму.    
Инициатива, которая внесена президентом, - это фактически оценка                
правоприменения действующего законодательства в этой сфере и оценка             
международного опыта и международной практики. Нужно сказать, что те            
дополнительные меры, которые предлагаются Президентом Российской Федерации, -   
это комплексный и эффективный подход к применению дополнительных мер            
противодействия терроризму. Я думаю, что никого в этом зале не нужно убеждать   
в том, что терроризм сегодня является международной глобальной угрозой и что    
применение мер противодействия терроризму должно носить комплексный характер.   
                                                                                
Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что те новеллы, которые предложены    
Президентом Российской Федерации, имеют очень прикладной и очень эффективный    
характер по нескольким причинам. Во-первых, наша общая задача - сделать         
максимально невыгодным участие в террористических сообществах, приход туда      
молодых людей, и, следовательно, необходимы дополнительные меры, которые        
сделают непривлекательным и невыгодным участие в этой преступной                
деятельности. Возложение ответственности в том числе на родственников и         
близких этих лиц в рамках гражданского судопроизводства, возможность изъятия    
в судебном порядке имущества, которое было добыто и приобретено в результате    
преступной террористической деятельности, несомненно, будут являться            
дополнительными побуждающими моментами к тому, чтобы лица добровольно           
отказывались от преступной деятельности либо сообщали о начале такой            
преступной деятельности. Кроме того, установление ответственности за обучение   
в соответствующих так называемых школах по подготовке террористов тоже          
является новым моментом, это даёт возможность привлечения к ответственности     
на ранней стадии, а значит, способствует предотвращению участия в               
террористических актах и наступлению необратимых последствий вследствие         
совершения этих особо тяжких преступлений. Также ликвидируются пробелы в        
законодательстве, не позволявшие в должной степени реагировать на моменты,      
которые были обозначены в основном докладе: в связи с участием во               
внешнеэкономической деятельности, с тем, что связано с причинением ущерба       
коммерческим организациям.                                                      
                                                                                
Полагаю, что предложенные президентом меры позволят и помогут в полной мере     
сформировать и судебную практику, обеспечивающую неотвратимость наказания.      
                                                                                
Комитет по безопасности и противодействию коррупции поддерживает инициативу     
президента. Мы полагаем, что задача парламента - в самые короткие сроки         
принять данный закон, с тем чтобы обеспечить его реализацию на практике.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Есть.                                       
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кашин Борис Сергеевич, пожалуйста.                                              
                                                                                
КАШИН Б. С. Уважаемый Юрий Сергеевич, безусловно, следует поддержать все        
реальные меры по борьбе с терроризмом, но вот у меня перед глазами дело         
полковника Квачкова, который отбывает, с моей точки зрения, чрезмерное          
наказание. Конечно, это другая статья, но нет ли опасности, что вот так - в     
упрощённом порядке - у нас начнут квалифицировать по этой статье действия       
людей, которые просто выражают, так скажем, чёткую позицию по отношению к       
нашей власти?                                                                   
                                                                                
ГОРБУНОВ Ю. С. Спасибо, Борис Сергеевич, за вопрос. Я, правда, не совсем        
понял, о какой статье конкретно идёт речь, там четыре новых состава. Можно      
уточнить?                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Кашину.                                 
                                                                                
КАШИН Б. С. Я имел в виду новую квалификацию - организация террористического    
сообщества, вот что я имел в виду.                                              
                                                                                
ГОРБУНОВ Ю. С. Спасибо, теперь понятно.                                         
                                                                                
Ну, у нас до сих пор такой квалификации не было - организация                   
террористического сообщества, у нас есть такая квалификация: террористическая   
организация. В чём причина появления этой новеллы? Могу пояснить. В настоящее   
время, чтобы осудить за участие в деятельности террористической организации,    
предварительно должно быть установлено, что эта организация является            
террористической, а для этого должен быть запущен механизм: нужно обращение в   
Генеральную прокуратуру, Генеральная прокуратура должна выйти в Верховный       
Суд, и Верховный Суд должен принять соответствующее решение. Но в процессе      
расследования тех или иных уголовных дел мы сталкиваемся с тем, что конкретно   
состав преступления - организация - уже есть и направленность её тоже           
понятна, но чтобы установить для этих лиц соответствующую, должную              
ответственность, необходимо идти в Генеральную прокуратуру, идти в Верховный    
Суд. Чтобы упростить этот момент с точки зрения юридической, мы предлагаем      
ввести два варианта признания организации террористической - через решение      
Верховного Суда и через решение конкретного суда в процессе по делу.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста.                    
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Вопрос также Горбунову. Юрий Сергеевич, у меня вопрос по поводу статьи 23       
Уголовно-процессуального кодекса, которая применяется очень часто на практике   
и не только в борьбе с терроризмом. Скажите, пожалуйста, вот что в этой         
проектной статье меняется по сравнению с редакцией ныне действующей статьи      
23? Я понимаю так, что эта статья станет только более громоздкой и то, что      
сейчас для следователя, прокурора и суда звучит более-менее понятно, станет     
несколько замысловатым.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Сергеевич, пожалуйста.                               
                                                                                
ГОРБУНОВ Ю. С. Юрий Петрович, там идёт речь о любом участии государства, о      
прямом и непрямом, косвенном, а не только о том, которое предусмотрено          
сейчас.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. Юрий Сергеевич, мы, конечно, поддержим эту инициативу, но           
хотелось бы услышать вашу позицию в отношении новации, которую вы предложили,   
о механизме проверки законности происхождения имущества у родственников лица,   
совершившего террористический акт: не считаете ли вы, что эту новеллу также     
следует распространить и на коррупционеров, и на наркодилеров? А то вот         
недавно мы предлагали ввести конфискацию для взяткополучателей, но поддержки    
этой инициативы в Думе не нашли. Как вы относитесь к тому, чтобы                
распространить эту меру и на остальные тяжкие преступления?                     
                                                                                
ГОРБУНОВ Ю. С. Спасибо за вопрос, Олег Анатольевич.                             
                                                                                
Как раз из практики борьбы с коррупцией мы и взяли эту новеллу: сейчас          
аналогичный механизм применяется для проверки сведений, которые декларируются   
чиновниками. Мы её заимствовали для противодействия коррупции и доказывания,    
что имущество приобретено на незаконно полученные средства.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Юрий Сергеевич, безусловно поддерживаю ваше          
предложение, тем не менее хотел бы уточнить, можно ли его применить вот в       
какой ситуации. Вы знаете, что корпоративный внешний долг Российской            
Федерации стремительно растёт, и анализ нашего законодательства, в том числе    
налогового, говорит о том, что ряд статей стимулирует вывоз капитала из-за      
возможности отнесения его на расходы. Идёт вывоз капитала, который              
стимулирует терроризм, потому что вывезенный, не вложенный в организацию        
рабочих мест капитал лишает работы и без того безработных.                      
                                                                                
ГОРБУНОВ Ю. С. Спасибо, Николай Васильевич, за ваш вопрос.                      
                                                                                
Ваша озабоченность понятна, безусловно, проблема существует. Если будут         
какие-то конкретные предложения, давайте вместе их рассмотрим.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста.                   
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемая Ирина Анатольевна, конечно, депутаты поддержат данный    
законопроект, потому что все понимают угрозы и обществу, и безопасности         
страны, которые несёт терроризм.                                                
                                                                                
В своём докладе вы сказали, что данная инициатива президента - это оценка       
действующей правовой системы и системы безопасности страны. Вот в чём эта       
оценка, по вашему мнению, заключается: действующая система, которая, как        
известно, работает уже несколько лет, недостаточно эффективна, либо что-то      
изменилось в террористических организациях, или, как они по-новому теперь       
будут называться, в террористических сообществах, и это требует нового          
инструментария для борьбы с ними?                                               
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, любая законодательная инициатива,   
если она взвешенна и продуманна, опирается на опыт и оценку практики            
правоприменения, что совершенно логично и правильно. Более того, мы должны,     
учитывая, что терроризм является глобальной международной угрозой,              
использовать и международный опыт. Я хочу вам сказать, что сегодня в таких      
странах, как Франция, Германия, Китай, практика установления ответственности    
для родственников уже действует. Несомненно, наша с вами задача как             
законодателей, понимая, как меняются тенденции и как меняются степень           
опасности, латентности и степень необратимости последствий совершаемых          
преступлений, учитывать всё это и предлагать дополнительные меры правового      
решения этих проблем.                                                           
                                                                                
Полагаю, что эта инициатива президента прежде всего направлена на создание      
дополнительных правовых механизмов и инструментов обеспечения неотвратимости    
наказания за такие наиболее тяжкие и опасные преступления, как                  
террористическая деятельность. Юрий Сергеевич, основной докладчик, сообщил,     
что вводится понятие "террористическое сообщество", вводится дополнительное     
основание для отнесения к террористическим организациям по факту вынесения      
обвинительного приговора суда, создаётся дополнительная правовая процедура,     
аналогичная той, которую мы установили в антикоррупционном законодательстве,    
по полномочиям генерального прокурора в плане возможности оценки имущества,     
находящегося у родственников, как приобретённого на преступные средства, по     
которым нет достаточных данных, подтверждающих законность источников            
поступления, - это всё дополнительные формы. Законодательство, как и сама       
жизнь, должно изменяться, я полагаю, это будут новые дополнительные             
эффективные меры противодействия терроризму.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста.                    
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемый Юрий Сергеевич, конечно же, фракция ЛДПР поддержит     
законопроект, но в контексте вашего выступления хотелось бы уточнить вот что.   
Мы все с вами прекрасно понимаем, что зачастую финансирование терроризма        
происходит из-за рубежа, соответственно, имущество и деньги оседают там. Вот    
хотелось бы узнать, какие меры в связи с этим планируют принимать специальные   
службы по части розыска, наложения ареста и потенциального изъятия данного      
имущества? Может быть, следует усилить эту работу, создать особые               
департаменты в специальных службах правоохранительных органов?                  
Прокомментируйте, пожалуйста.                                                   
                                                                                
ГОРБУНОВ Ю. С. Конечно, достаточно непросто комментировать предположение, что   
будет, если... Давайте исходить всё-таки из тех реалий и из того                
законопроекта, о котором я докладываю как представитель президента.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович, пожалуйста.                      
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Юрий Сергеевич, понятно, что усиливать борьбу с терроризмом необходимо, но      
что всё-таки мешало и мешает сегодня эффективно работать в этом направлении?    
Что, не хватает действительно, как я вижу, статей в Уголовном кодексе или       
всё-таки желания бороться с этим явлением, особенно по линии ФСБ? Это первое.   
                                                                                
И второе. Что вы вкладываете в понятия "сообщество" и "организация"? Вот вы     
пишете: "участие в террористическом сообществе" и "участие в деятельности       
террористической организации" - в чём разница между сообществом и               
организацией?                                                                   
                                                                                
ГОРБУНОВ Ю. С. Спасибо за ваши вопросы, Николай Фёдорович.                      
                                                                                
Что мешает работать? Очень хороший вопрос! По-моему, как раз в этом             
законопроекте и содержатся некоторые ответы. Если вы посмотрите внимательно     
действующий Уголовный кодекс, то увидите, что ответственность за создание       
террористической организации не предусмотрена, сегодня мы вынуждены             
использовать статью "Организация экстремистского сообщества". Ну и целый ряд    
других вопросов имеется. Для того чтобы попытаться устранить эти пробелы, мы    
и разработали данный законопроект.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет.                                       
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Комитеты профильные? Нет.              
                                                                                
Выносится на "час голосования".                                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5477 по 5493 из 6683
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации".                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              430 чел.95,6 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    432 чел.                                          
Не голосовало                  18 чел.4,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.