Заседание № 19
16.04.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 347454-3 "О внесении изменения в статью 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части ограничения регистрации прав собственности на объекты культурного наследия).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2961 по 3106 из 4175
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Законодательное Собрание Омской области доверило представлять законопроект члену Совета Федерации Валентину Семёновичу Чернявскому. Пожалуйста, Валентин Семёнович. ЧЕРНЯВСКИЙ В. С., член Совета Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" внесен на рассмотрение Госдумы в порядке законодательной инициативы Законодательным Собранием Омской области 3 июля 2003 года. Действующая редакция пункта 2 статьи 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ предписывает: "Впредь до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность... приостановить регистрацию права федеральной собственности и права собственности субъектов Российской Федерации на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности". Однако до настоящего времени проекта такого законодательного акта в Государственную Думу не внесено, что наносит серьезный ущерб использованию объектов культурного наследия в России. Предлагаемый вашему вниманию законопроект поддержан в сорока четырех субъектах Российской Федерации органами исполнительной власти и в тридцати трех субъектах России - органами законодательной власти. Законопроектом предлагается третий абзац пункта 2 статьи 63 изложить в следующей редакции: "приостановить регистрацию права федеральной собственности и права собственности субъектов Российской Федерации на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, за исключением регистрации права федеральной собственности и права собственности субъектов Российской Федерации на объекты культурного наследия, разграничение собственности на которые состоялось до вступления в силу настоящего Федерального закона". Таким образом, предлагается разрешить регистрацию права собственности только на те объекты культурного наследия, разграничение права собственности на которые уже состоялось в соответствии с Законом Российской Федерации "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 года № 443-1 и порядком, установленным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", но само по себе право собственности не зарегистрировано. Целью законопроекта является устранение формальной преграды на этапе передачи объектов культурного наследия, играющих важную роль в жизни субъектов Российской Федерации, из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации. Отсутствие федерального финансирования отрицательно влияет и на содержание, и на нормальное функционирование указанных объектов, имеющих большое значение для жизни регионов в целом. Принятие данного проекта, уважаемые коллеги, не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, не повлечет необходимости признания утратившими силу, а также приостановления, изменения и дополнения актов федерального законодательства. На основании изложенного и от имени Законодательного Собрания Омской области прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать проект федерального закона "О внесении изменения в статью 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и принять его в первом чтении. Благодарю вас за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Семёнович. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад по данному вопросу сделает первый заместитель председателя Комитета по культуре Александр Александрович Тягунов. Пожалуйста. ТЯГУНОВ А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, предлагаемый закон "О внесении изменения в статью 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия..." пытается решить ту проблему, которую, собственно говоря, если мы его примем, он всё равно не решит. В чем заключается сложность всего этого процесса? За последнее время, начиная с 1990 года, по вопросу памятников истории и культуры было принято три законодательных акта, но ни один из этих актов не дает нам возможности четкого распределения этих памятников, так сказать, по полочкам собственности - федеральной, субъектов и муниципальной. Если взять существующий сегодня порядок, которым, например, руководствуется мингосимущество, так называемое известное постановление № 3020-1, то оно не дает нам возможности сохранять эти памятники, потому что оно опирается на категорийность их. Сегодня это уже прошедшее время, сегодня надо памятники, наверное, делить по другим критериям. Принятый закон об охране памятников истории и культуры требует, чтобы была прописана норма разграничения, но до сих пор - а прошло полтора года - никто за вопрос, по каким критериям разграничивать, не взялся и ничего не сделал. Что мы сделаем, отменив эту статью? Мы сегодня узаконим для мингосимущества право пользоваться постановлением № 3020-1, а этого делать никак нельзя. Все, кто работал в субъектах, знают это постановление № 3020-1. Этого делать никак нельзя, потому что это узаконит то, что сегодня мингосимущество проводит в жизнь. Поэтому я думаю, что надо нам с вами, депутатскому корпусу этого созыва, за короткое время создать критерии разграничения и принять закон, который позволит памятники истории и культуры разложить, так сказать, по полкам собственности, тогда мы будем с вами иметь возможность сегодня не охранять памятники при том финансировании, а сохранять их, потому что у них будут собственники, которых мы закрепим этой нормой о разграничении. Можно много говорить по этому поводу. Я понимаю желание авторов, и я поддерживаю это, так как я человек с места, я тоже заместителем губернатора работал, в моей компетенции были в том числе и эти вопросы. Принять его хотелось бы, но нельзя, потому что мы нарушим ход движения до появления нормы в законе о разграничении. Нам надо набраться терпения, закон этот сегодня не принимать, потому что предлагаемая поправка придаст юридическую силу даже тем решениям, которые были бы приняты вопреки во многих регионах, в том числе, мы знаем, в Москве. Этого делать нельзя, так как можно нарушить указанное выше постановление, на которое мы сегодня опираемся. Комитет Государственной Думы по культуре не поддерживает законопроект, внесенный Законодательным Собранием Омской области, и рекомендует Государственной Думе его отклонить. Правительство Российской Федерации данный проект также не поддерживает. Поэтому мы имеем все основания его сегодня отклонить, ну а, я еще раз говорю, наш комитет работает над тем, чтобы внести закон, который бы разграничил собственность по критериям, которые бы устроили сегодня всех, и в том числе субъекты Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы к депутату Тягунову и к докладчику? Нет. Присаживайтесь, пожалуйста. Желающие выступить? Тоже нет. Представители президента и правительства? Не желают выступить. Коллеги, на голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменения в статью 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Мнение комитета - отклонить данный законопроект. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 04 сек.) Проголосовало за 6 чел.1,3% Проголосовало против 99 чел.22,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 107 чел. Не голосовало 343 чел.76,2% Результат: не принято Не принято.