Заседание № 139
О проекте федерального закона № 347429-6 "О внесении изменений в главу III Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части, касающейся статуса, полномочий и порядка назначения заместителя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в главу III Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". С докладом выступает депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Ещё раз добрый день, уважаемые коллеги! Ну, не в обиду будет сказано, но, по-моему, сам себя не похвалишь, никто тебя не похвалит, но тот законопроект, который я сегодня докладываю, один из самых интересных законопроектов из тех, которые Государственная Дума в первый день работы весенней сессии рассматривает в первом чтении. Кстати, руководству большое спасибо: это хорошая практика, надо почаще так делать, восемь законопроектов фракции ЛДПР - это небывалый случай, обычно мы очень долго добиваемся, чтобы наши вопросы включались в повестку дня. Итак, коллеги, все мы знаем, что органы власти в России формируются в том числе и путём выборов, однако, как вы тоже знаете, в последнее время мы отменили порог явки избирателей, когда выборы признаются действительными, и приходится констатировать с печалью тот факт, что даже мэр такого крупного мегаполиса, как Москва, избирается всего лишь 15 процентами избирателей. Происходит это не только потому, что граждане зачастую не видят смысла в выборах того или иного органа власти, поскольку он беззубый, но ещё и потому, что граждане прекрасно понимают, что, в частности, в выборах высшего должностного лица приз, как говорится, получает только один человек. Я вообще не очень люблю, когда говорят, что кто-то выиграл выборы или проиграл, - это всё-таки не игрушки, правильней, наверное, будет говорить, что получил доверие того или иного количества избирателей, но тем не менее даже в спорте первое, второе и третье места гарантированы. Парламентские партии, участвуя в выборах в Государственную Думу или в выборах в представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации, также получают места в парламенте, и поэтому избирателям имеет смысл принять участие в голосовании, поскольку те люди, за которых они голосуют, так или иначе могут попасть в выборный орган власти, но с исполнительной властью так не происходит, мы избираем одного главу субъекта, мэра города, и всё, а остальные кандидаты остаются не у дел, и поэтому избиратель рассуждает так: "Голосуй - не голосуй, а в итоге всё равно получишь мало". Чтобы никто не обижался, мы предлагаем сделать так, как сделал представитель ЛДПР Алексей Владимирович Островский в Смоленской области: назначил своими заместителями представителей всех ведущих политических партий - и "ЕДИНОЙ РОССИИ", и КПРФ, и "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Если вы хотите работать на благо субъекта Федерации - пожалуйста, вам и флаг в руки, и ручка, и метла, и что хотите, занимайте любую должность и показывайте своим избирателям, на что вы способны. В связи с этим мы и предлагаем выбирать не только высшее должностное лицо - мы сейчас вернулись к этим выборам в субъектах Федерации, - но и его заместителей, для того чтобы избиратели получили возможность думать, что они не зря ходили на выборы и голосовали за этих людей. И тот, кто получил большинство голосов, становится главой администрации, ну а все остальные участники, которые набрали процент голосов, установленный законом субъекта, - разумеется, не 1 процент, иначе никто не станет тогда назначать заместителем, - становятся заместителями и показывают свою любовь к региону, уже трудясь на тех местах, куда их направит победитель, так скажем. В этом ничего плохого, я считаю, нет: можно будет направить все свои силы, знания и умения на благо региона, которым хотел руководить, ну не срослось, не проголосовало большинство за тебя - тем не менее ты можешь показать своим избирателям, что и на этом месте неплохо справляешься. Дело в том, что не все так поступают, как наш коллега Островский, именно поэтому мы и предложили данную новеллу. Здесь абсолютно никаких затрат не потребуется. Сейчас, сами понимаете, любой избранный глава назначает себе заместителей, неизвестно откуда пришедших, по каким-то, тоже непонятным принципам подобранных, а тут всё будет чётко, ясно: участвовали в выборах, набрали определённый процент голосов - всё, занимайтесь вот такой-то деятельностью, если, конечно, хотите этим заниматься. По нашему законопроекту никто не вправе заставить принять эту должность: не хочешь - пожалуйста, не надо, но опять же, тогда всем избирателям будет ясно, для чего и как ты шёл на выборы на такую высокую должность. В общем, вот простая схема, не требующая абсолютно никаких финансовых затрат со стороны государства, позволяющая всем желающим реально участвовать в управлении государством, своим регионом, а гражданам - обрести смысл в участии в выборах: получить во власти того кандидата, за которого они отдали свои голоса. Всё, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Виктор Алексеевич Казаков. КАЗАКОВ В. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Согласно статье 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно. Что касается общих принципов организации системы органов государственной власти, то они находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Таким образом, Конституция Российской Федерации исходит из того, что за субъектами Российской Федерации должна сохраняться высокая степень самостоятельности в определении организации системы органов власти на своей территории, а федеральное регулирование не должно быть чрезмерным, и законодательство Российской Федерации говорит о том же самом. В соответствии с Перечнем типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации заместитель высшего должностного лица субъекта Российской Федерации является лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации. В связи с изложенным представляется, что вопросы назначения на должность зама высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не относятся к предметам совместного ведения и не должны становиться предметом регулирования федерального законодательства. Предлагаемый порядок назначения заместителей высшего должностного лица вызывает существенные возражения. Конституционный Суд неоднократно указывал на недопустимость такого порядка назначения, лишающего высшее должностное лицо самостоятельности в формировании персонального состава. Это может негативно сказаться на согласованности, единстве, стабильности и последовательности управления субъектом Российской Федерации. В случае принятия закона невозможно будет установить постоянное количество заместителей, их число будет зависеть от такого случайного фактора, как количество кандидатов, участвовавших в выборах. В законопроекте не учитывается, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается депутатами законодательного органа субъекта Российской Федерации, - соответственно в этом случае вообще будут отсутствовать зарегистрированные кандидаты. Среди оснований для досрочного прекращения полномочий заместителя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации отсутствуют какие-либо основания, связанные с ненадлежащим исполнением им своих обязанностей, хотя именно такие основания действуют в отношении высшего должностного лица. С учётом изложенного комитет не поддерживает данный законопроект и рекомендует отклонить его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Маркелов Михаил Юрьевич, пожалуйста. МАРКЕЛОВ М. Ю. Спасибо, Иван Иванович. Сергей Владимирович, давайте тогда пойдём дальше, давайте вообще всех будем выбирать: учителей, врачей, кондукторов, ещё кого-нибудь будем выбирать - всех подряд! А что вы будете делать, когда в ходе избирательной кампании на пост заместителя, например, по вопросам безопасности или по вопросам экономики - неважно - выберут какого-нибудь певца или музыканта? Вы же знаете, как у нас порой люди голосуют. Вот что тогда делать?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Иванову включите микрофон. ИВАНОВ С. В. Михаил Юрьевич, я не знаю, что тогда делать, я просто могу вам из истории примеры привести, когда выбирали командиров и заканчивалось это разгромом войсковых соединений, есть и другие примеры. Не надо заходить так далеко и доводить всё до абсурда. Ещё раз повторяю: мы не говорим о выборах учителей и директоров в школах или ещё о чём-то таком, мы говорим о выборах высшего должностного лица субъекта Федерации и его заместителей. Вот чтобы голоса избирателей не пропадали даром, чтобы не было напряжённости, чтобы получалась адекватной реализация того процесса, который называется голосованием, мы и предлагаем ввести данную норму. Вот и всё! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Сергей Владимирович, я восемь лет был председателем Рязанской областной Думы и могу вас уверить, что завалить любого заместителя губернатора - нечего делать! Не выделили год-два деньги или поменьше денег дали ему на решение задач - и вот заместитель плохой, его можно снять, и весь народ будет аплодировать. Не кажется ли вам, что целесообразен другой путь? Если губернатор от одной партии, то счётную палату нужно отдать полностью оппозиции - вот тогда будет настоящая борьба с коррупцией, эффективное использование бюджетных денег, вот тогда будет неподкупность! Другого пути... Губернатор и замы всё равно в одной упряжке, их тяжело отстегнуть, но можно сменить. Я считаю, что счётная палата всегда должна быть у оппозиции, тогда будет порядок с деньгами. Каково ваше мнение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Иванову включите микрофон. ИВАНОВ С. В. Владимир Николаевич, я, вообще-то, считаю, что губернатор - обычный хозяйственник и не должен принадлежать к какой-либо партии. Его задачи - это жилищное хозяйство, благополучие людей и так далее, и тому подобное. Это первое. Второе. Ну, я не знаю, как там у вас было, но мне кажется, ещё раз говорю, что политику сюда примешивать не нужно, а завалить можно любого. Если люди пришли друг другу палки в колёса вставлять, то опять же населению будет видно, что они не занимаются работой на благо региона, а подставляют друг друга, кляузы пишут, деньги не дают, не выделяют и так далее и превращается всё это в бардак. Если они нацелены работать на благо региона, то у них получится вполне нормально работать. Вот и всё! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гудков Дмитрий Геннадьевич, пожалуйста. ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к автору. Сергей Владимирович, ну, идея, которую мы обсуждаем, как минимум интересная. Единственное, я не понимаю, как это будет работать на практике. Поясните, пожалуйста. Предположим, кандидат в губернаторы занимает второе место на выборах и является специалистом по вопросам экономики - он должен быть заместителем губернатора по вопросам экономики или он может стать его заместителем по вопросам культуры? Или, например, специалист по ЖКХ может стать заместителем по вопросам образования? То есть в вашем законопроекте прописано, какую всё-таки должность получает этот заместитель и за какие вопросы он должен отвечать? И какая ответственность наступает в случае, если заместитель работу проваливает? То есть основания, критерии какие-то отстранения его от должности прописаны или нет? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Иванову включите микрофон. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Дмитрий Геннадьевич. Разумеется, всё это прописано. Это те же самые критерии, что и для высшего должностного лица субъекта, то есть это может быть отзыв избирателями, это может быть решение суда - абсолютно все те же самые основания. Что касается того, кто каким замом будет, то это не предмет законопроекта, в нём этого нет. Разумеется, если глава администрации специалистов в области экономики заставит заниматься, ну, я не знаю, вопросами культуры, то это будет говорить как минимум о том, что он не совсем на своём месте находится, я так думаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М. У меня вопрос к Виктору Алексеевичу Казакову. Уважаемый Виктор Алексеевич, вы привели формальные аргументы, для того чтобы отклонить данный проект закона, вы, процитировав Конституцию, сказали, что вопросы региональной власти - это прерогатива региональных органов власти и их законодательства, но как же тогда такая трактовка Конституции и всего законодательства согласуется с тем, что органы государственной власти, в первую очередь исполнительной, их порядок появления во власти осуществляется в соответствии с федеральным законом? То же самое, законодательные органы могут избирать главу региона по федеральному закону. И почему же здесь противоречие, что данным проектом федерального закона нельзя установить порядок, при котором уже не только глава, но и замы назначаются по федеральному закону? Развейте, пожалуйста, мои сомнения в том, что ваши формальные доводы некорректны. И надо обсуждать проект закона по... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Казакову включите микрофон. КАЗАКОВ В. А. В федеральном законе как раз прописано, каким образом региональная власть должна определять структуру своей власти, структуру управления. Существует общепринятый и опробованный, действующий уже много лет порядок, когда первым делом губернатор представляет в губернскую Думу структуру своего правительства, аппарата, утверждает её, затем вносит одну или две кандидатуры вице-губернатора, депутаты губернской Думы утверждают их, и потом губернатор назначает их своими документами, которые он подписывает. Что касается тех сомнений, которые сегодня возникли у депутата Зубова, я думаю, что они возникли совершенно напрасно, потому что то, что предлагается в этом законопроекте, в общем-то, не даёт возможности губернатору строить структуру, команду единомышленников, а получится, скорее всего, как в басне Крылова "Лебедь, щука и рак". И в этой ситуации вряд ли можно построить что-то или согласованно выполнить какие-то программы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н. Сергею Владимировичу вопрос. Сергей Владимирович, что касается назначения на должность заместителя, понятно, что оно привязано к процедуре избрания губернатора, но что касается механизма прекращения его полномочий, здесь у коллег возникли справедливые вопросы, и их снятие позволит им более правильно понять суть законопроекта. Не кажется ли вам, что это возможно было бы решить при непосредственном участии в процедуре назначения и освобождения от должности как отдельных министров, так и всего состава правительства регионального органов законодательной власти? То есть по результатам соответствующие кандидаты становятся заместителями по тем направлениям, которые им определит высшее должностное лицо, а затем, как говорил правильно депутат Казаков, они проходят через парламент, и парламент же, законодательное собрание, может инициировать вопрос о досрочном прекращении их полномочий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Но это больше относится к схеме парламентской республики. У нас немного другая схема и в центре, и на местах, поэтому в моём законопроекте такая схема не предусмотрена. Ещё раз говорю: можно придумать всё что угодно. Вот коллеги опасаются, что будет там лебедь, рак и щука. Вполне возможно, у нас и сейчас во многих структурах такая ситуация сохраняется: одно министерство не знает, что делает другое, и это всё происходит, несмотря на то что глава правительства, которого утверждает Государственная Дума, сам формирует правительство, по собственному усмотрению, то есть практически ничем не отличается... Наш законопроект даёт возможность учесть интересы избирателей и показать им, что они не зря ходили на выборы: они выбрали человека и этот человек работает. А дальше они уже будут видеть, работает он нормально или он занимается тем, что палки в колёса вставляет другим людям и старается показать, какой он хороший, а другие - плохие. То есть это всё будет на виду, всё будет видно. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих? Есть. Ну давайте тогда запишемся. Включите режим записи. Покажите список. Валерий Михайлович Зубов. ЗУБОВ В. М. Я должен сказать, что ответ Виктора Алексеевича в очередной раз меня укрепил в убеждении, что законодательство, которое регулирует порядок появления руководителей исполнительных органов, высших должностных лиц на уровне регионов, противоречит Конституции. Виктор Алексеевич тут вспоминал о лебеде, раке да щуке. Это никакого отношения к закону не имеет, это вопрос способности руководителя организовать свою команду, это не законодательная, а формальная норма. Ссылки на общепринятый порядок у меня сразу вызывают удивление. Что такое общепринятый порядок? Есть законный порядок или незаконный порядок. Ни одного аргумента в пользу того, что данный проект закона формально противоречит российскому законодательству, нет. Надо закон обсуждать по существу, но по существу комитет не смог привести ни одного аргумента против. Я не говорю, как мы будем голосовать, как я лично буду голосовать, но хочу сказать, что мы в очередной раз столкнулись с ситуацией, когда нет законодательных оснований не принимать законопроект. Я говорю о формальной стороне, но для законодателей формальная сторона очень важна, она ключевая, и поэтому всё-таки когда-то придётся вернуться к вопросу, что из принимаемых нами в виде законов норм противоречит, а что не противоречит Конституции. Вот в данном случае позиция комитета говорит о том, что невозможно сформулировать формальные основания для отклонения закона, но тогда давайте по существу! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, завершим обсуждение этого вопроса, а потом приступим к голосованию, ладно? Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо. Поддерживая предыдущего выступавшего, вынужден сказать, что вызывает определённое недоумение позиция комитета не только по этому вопросу, а в целом. В работе наших государственных органов сложилась такая порочная практика, как отписки, несмотря на то что решение проблем избирателей, реализация их законных прав и свобод или оказание содействия в восстановлении прав и свобод - это прямая обязанность любого органа. Так вот нас захлестнула такая проблема, как отписки, поступающие в ответ на обращения, жалобы, предложения, ходатайства наших избирателей, и, к огромному моему сожалению, у нас такая практика складывается и в стенах Государственной Думы, а наиболее часто отписки у нас идут со стороны комитета по конституционному законодательству. Огромный пласт внесённых проектов законов касается системы организации власти в регионах, но, так же как и законопроекты, касающиеся системы органов местного самоуправления, любая инициатива, вполне здравая по содержанию, логичная, аргументированная, просто отвергается Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству по формальным основаниям - в заключении комитета используется один и тот же абзац, буква в букву, можно проследить: везде одни и те же ссылки на Конституцию, на закон об общих принципах организации органов государственной власти в субъектах, на то, что это полномочия субъекта, что они самостоятельны в выборе. Но зачем тогда статья 72 Конституции Российской Федерации данные полномочия - установление общих принципов организации системы органов госвласти - относит к предметам совместного ведения? По предметам совместного ведения принимаются федеральные законы и законодательство субъектов, и федеральные законы принимаем здесь мы, депутаты Государственной Думы, что совершенно справедливо было отмечено предыдущими выступавшими. Безусловно, мы будем поддерживать и призывать других поддержать данный законопроект, ведь самый лучший критерий истины - практика (здесь нужно согласиться с классиками марксизма-ленинизма), и практика уже показала, что некоторые губернаторы формируют правительство по коалиционному принципу. Справедливо было отмечено докладчиком от ЛДПР Сергеем Ивановым, что в Смоленской области, где губернатор представляет нашу партию, именно так и было сделано. Есть и другие примеры, которые можно привести. В частности, такая практика сложилась при выборах губернатора и назначении членов Совета Федерации: если в качестве кандидата на должность губернатора зарегистрирован представитель одной партии, то представлять законодательный орган субъекта в Совете Федерации будет член другой партии, - они все являются чиновниками с мест и при этом представителями разных партий. Так было сделано и в Брянской области, также мы имеем представителя от оппозиции в Смоленской области... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте. ДИДЕНКО А. Н. И вот совсем недавний пример: во Владимирской области губернатор от "ЕДИНОЙ РОССИИ" уже на стадии регистрации в качестве кандидата, поскольку действовала новая схема, предложил в Совет Федерации представителя оппозиции - нашего коллегу, депутата от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Что мешает нам применить тот же самый механизм в отношении высших должностей местного правительства, местной администрации? Ведь совершенно очевидно, что поднять интерес граждан к участию в выборах можно, только если их стимулировать, мотивировать тем, что их голос не останется неуслышанным и неучтённым. Если избиратель понимает, что представитель оппозиционной партии, за которого он отдаст голос, будучи избранным на высший пост, всё-таки сможет отстаивать его интересы на другом, не менее важном участке по более узкому направлению: в сфере образования, культуры, безопасности - без разницы, то, безусловно, это будет дополнительным стимулом, мотивацией для участия в выборах, недеструктивным мотивом. Многие у нас сегодня говорят о том, что графа "Против всех" поднимет интерес граждан к избирательному процессу, - это крайне спорное утверждение, и при рассмотрении этого вопроса мы вернёмся к аргументам "за" и "против" данного нововведения, но если избиратель осознаёт, что его голос, отданный за представителя оппозиции, будет учтён и данный человек будет назначен в исполнительную власть с участием парламента или без участия парламента, то это будет, на взгляд партии ЛДПР, дополнительным мотивационным воздействием на наших избирателей. Здесь нет ничего страшного, мы можем федеральным законом установить рамки, установить процедуры - это наше право. Применять или не применять данный механизм - это, как уже было правильно сказано содокладчиком, дело каждого субъекта, но и губернатор станет более легитимным, если он будет избираться большинством избирателей данного региона: если явка выше 50 процентов и более 50 процентов избирателей отдают ему свои голоса, то вопросов о легитимности такого губернатора не должно возникать. Я согласен с мнением некоторых коллег, что, может быть, механизм досрочного прекращения полномочий таких заместителей губернатора заставляет их сомневаться в жизнеспособности данной инициативы, но здесь также возможны разнообразные варианты. Сергей Владимирович Иванов говорил о том, что по отношению к этим заместителям можно применять механизмы досрочного прекращения полномочий самого губернатора, и это логично: они участвовали в выборном процессе, они получили поддержку избирателей, и этими же избирателями они могут быть лишены полномочий. Но можно пойти дальше и подключить к этому процессу парламент, который представляет полный срез населения данного субъекта Федерации: там представлены все партии, все фракции и кандидаты-одномандатники, и при участии парламента (законодательного собрания) можно, конечно же, поднимать вопрос как об отставке всего правительства региона, так и его отдельных министров, вне зависимости от партийной принадлежности и механизма назначения - избран ли он в результате участия в избирательной кампании в регионе или назначен по инициативе самого высшего должностного лица. Ко второму чтению, безусловно, можно все недостатки устранить, а концепция законопроекта правильная и верная. Мы, представители фракции ЛДПР, просим инициативу поддержать и готовы принять все замечания и предложения, учесть их ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Степанович Тимченко. ТИМЧЕНКО В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Безусловно, я хотел бы присоединиться к словам благодарности и похвалы, которые прозвучали из уст Сергея Владимировича Иванова по поводу его законотворческой деятельности. Сергей Владимирович и некоторые другие члены фракции ЛДПР действительно в последнее время вносят очень много законопроектов, направленных на формирование системы государственной власти и системы органов местного самоуправления, но данная законодательная инициатива вызывает по меньшей мере удивление. Сергей Владимирович в качестве мотивации сказал о том, что независимо от того, какую политическую силу представляет губернатор, он должен быть прежде всего хозяйственником, который заботится об интересах населения. Таким образом, он сам подчёркивает, что необязательно должен быть какой-то именно политический момент, чтобы определять кандидатуру губернатора. Тогда почему мы должны создавать прецедент и федеральным законом устанавливать обязательность представительства в качестве заместителей губернатора представителей различных политических партий? Это противоречие, разъяснения которого я, по крайней мере, из доклада Сергея Владимировича не услышал. Что касается мнения других коллег. Валерий Михайлович Зубов, вы депутат со стажем, вы уже были депутатом Государственной Думы, когда принимался 184-й закон, так вот, если вы сейчас внимательно ещё раз его перечитаете, все положения, то совершенно отчётливо поймёте, что вопросы назначения на должность и правового функционирования заместителей губернатора не являются как раз вопросами, отражаемыми в 184-м законе, потому что 184-й закон - это закон о нормах совместного ведения. Однако в данном случае порядок формирования органов исполнительной власти - это прерогатива главы субъекта Российской Федерации, который избирается населением, и вводя федеральным законом такое условие, обязывающее его в обязательном порядке устанавливать то количество заместителей, которое предлагается данным законопроектом, мы тем самым ограничиваем возможности данного лица по осуществлению всей полноты власти, данной ему народом, данной ему населением. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать данную законодательную инициативу, так как она сегодня не требуется для улучшения структуры госуправления в Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. Уважаемый Вячеслав Степанович, спасибо вам за столь лестные слова в мой адрес, и именно поэтому хочу вам ответить: да, действительно, я, как и фракция ЛДПР, являюсь сторонником назначения губернаторов на должность. Мы хотим, чтобы эту должность занимали высококлассные специалисты, которые разбираются в вопросах экономики и управления, имеют большой опыт работы и которые не зависели бы от политической конъюнктуры, и именно поэтому я так и ответил на предыдущий вопрос, но, поскольку мы сейчас вернулись к системе выборов, вот именно поэтому я и предложил подобную схему. И самое главное, уважаемые коллеги, что эта схема работает, и работает в стенах Государственной Думы! Мне хочется напомнить, что уважаемый Сергей Евгеньевич Нарышкин, который большинством голосов избран Председателем Государственной Думы, распределил обязанности между математиком Мельниковым, экономистом Жуковым, военным офицером Железняком, политологом Лебедевым. И ничего, работают заместители, и нормально работают, и Госдума функционирует! Уважаемые коллеги, если есть желание заниматься работой на пользу избирателей, то всё получается, а если никакого желания нет, то получаются склоки, переливание из пустого в порожнее, ношение воды в решете, сизифов труд и всё прочее, что наш народ называет вот этими крылатыми выражениями, и люди не ходят на выборы, поскольку смысла в этом не видят. ЛДПР как раз выступает за то, чтобы люди видели смысл в том, чтобы пойти на выборы, выбрать своего представителя, чтобы потом к этому представителю можно было обратиться, потому что когда избранный губернатор говорит, что, несмотря на то что за меня проголосовало энное количество, я буду представлять интересы всех избирателей, то это, извините, неправда! Он будет представлять интересы той части населения, голоса которой позволят ему ещё раз избраться. Мы хотим, чтобы в выигрыше были люди, а не конкретные личности. Всё! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Степанович, вы можете выступить и как содокладчик. Нет, отказываетесь. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в главу III Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 09 сек.) Проголосовало за 53 чел.11,8 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 56 чел. Не голосовало 394 чел.87,6 % Результат: не принято Законопроект отклонён.