Заседание № 174
О проекте федерального закона № 347349-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части, касающейся государственной аттестации научных и научно-педагогических работников).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Вопрос 21. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике". Доклад заместителя председателя Комитета по образованию Гаджимета Керимовича Сафаралиева. Пожалуйста. САФАРАЛИЕВ Г. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части государственной аттестации научных и научно-педагогических работников), принятый во втором чтении 2 июля нынешнего года. Проект федерального закона прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и подготовлен Комитетом Государственной Думы по образованию к третьему чтению. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний не содержит. Прошу принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Замечаний нет, выносим проект федерального закона на "час голосования".
По 21-му пункту я не вижу записавшегося по мотивам Шудегова. Ставлю на голосование в третьем чтении законопроект под номером 21. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 05 мин. 20 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6% Результат: принято Принято.
Заседание № 173
О проекте федерального закона № 347349-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части, касающейся государственной аттестации научных и научно-педагогических работников; принят в первом чтении 21 мая 2010 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части государственной аттестации научных и научно-педагогических работников").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 28, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике". Докладывает Гаджимет Керимович Сафаралиев. САФАРАЛИЕВ Г. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Напомню, что рассматриваемый законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 21 мая с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Федеральными закон "О науке и государственной научно-технической политике в части государственной аттестации научных и научно-педагогических работников". В законе уточняются полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере образования и в сфере научной и научно-технической деятельности в части государственной аттестации научных и педагогических работников, касающиеся вопросов выдачи, подтверждения, признания, установления эквивалентности документов о высшем и послевузовском профессиональном образовании, об учёных степенях, учёных званиях. И впервые вводится статья о Высшей аттестационной комиссии. Ко второму чтению в комитет поступило двадцать четыре поправки. Вашему вниманию предлагаются таблицы поправок 1 и 2 к законопроекту. Таблица 1 содержит девятнадцать поправок, которые рекомендованы Комитетом Государственной Думы по образованию к принятию, таблица 2 - четыре поправки, которые рекомендованы к отклонению. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы Правового управления Аппарата Государственной Думы, в его заключении замечаний правового характера не содержится. Поступило заключение со стороны Президента Российской Федерации на законопроект, содержащее шесть замечаний. Все замечания учтены, внесены соответствующие поправки депутатами Государственной Думы и согласованы с ГПУ Президента Российской Федерации. В результате доработки ко второму чтению концепция уточнена, законопроект стал более стройным. Прошу поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, таблица 1 - девятнадцать поправок, поддержанных комитетом. Есть замечания? Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 25 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7% Результат: принято Принято. Переходим к таблице 2 - четыре поправки, которые комитет рекомендует отклонить. Есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 01 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8% Результат: принято Таблица принята. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 35 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
Заседание № 165
О проекте федерального закона № 347349-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части государственной аттестации научных и научно-педагогических работников".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Гаджимет Керимович, можете докладывать свой законопроект? Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части государственной аттестации научных и научно-педагогических работников", первое чтение. Докладывает заместитель председателя Комитета по образованию Гаджимет Керимович Сафаралиев. САФАРАЛИЕВ Г. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике". Законопроект направлен на повышение качества государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, обеспечение проведения единой эффективной государственной политики в указанной сфере. В результате упразднения в 2004 году Министерства образования Российской Федерации полномочия по государственной аттестации научных и научно-педагогических работников были распределены между Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки. Возникшая многоэтажность в системе управления в сфере аттестации научных и научно-педагогических кадров привела к чрезвычайной неповоротливости этой системы, к излишней бюрократизации процедур на фоне размывания ответственности. Решение ряда важнейших вопросов аттестации перешло от ВАК к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки - Рособрнадзору, который был создан для осуществления функций контроля и надзора в области образования и науки. Он получил значительное число управленческих функций, в том числе по организационно-техническому обеспечению деятельности Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, что привело к возникновению затруднений в оперативном решении многих вопросов. В определённой степени был утрачен смысл деятельности ВАК как собрания ведущих деятелей образования и науки для проведения экспертной оценки научных работ и заслуг учёных, присвоения званий и присуждения научных степеней. В целях совершенствования системы государственной аттестации научных и научно-педагогических работников предлагается закрепить законодательно за Правительством Российской Федерации полномочие по созданию Высшей аттестационной комиссии при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. Законопроектом упорядочивается распределение функций между органами, которые участвуют в системе государственной аттестации научных и научно-педагогических работников. Существующие в настоящее время полномочия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по таким вопросам, как создание и функционирование диссертационных советов, присвоение учёных званий профессора по специальности и доцента по специальности, подтверждение и установление эквивалентности документов иностранных государств об учёных степенях и учёных званиях, передаются Высшей аттестационной комиссией федеральному органу исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. Законопроектом за Высшей аттестационной комиссией закрепляются такие правомочия, как присуждение, лишение, восстановление учёных степеней и присвоение, восстановление учёных званий профессора по специальности и доцента по специальности, предусмотренных государственной системой аттестации, а также представление заключений на создание советов по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук, установление и изменение состава этих советов, установление полномочий советов, приостановление, возобновление и прекращение деятельности таких советов. Организационно-техническое обеспечение деятельности Высшей аттестационной комиссии закрепляется за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, в то время как в настоящее время эту функцию выполняет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Кроме того, упорядочиваются вопросы осуществления признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об учёных степенях и учёных званиях. Законопроект прошёл официальную рассылку, был поддержан пятнадцатью субъектами Российской Федерации. Заключение Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям положительное. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний не содержит. Текст этого законопроекта был доработан к первому чтению с учётом замечаний и предложений Правительства Российской Федерации, которые были представлены в официальном отзыве правительства от 12 мая 2010 года, в частности исключена позиция по изменению пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", как не относящаяся к теме указанной статьи и дублирующая предложение по внесению изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике". Вопросы государственной аттестации научных работников и вопросы аттестации специалистов научной организации, они сформулированы отдельно, в самостоятельных пунктах статьи 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике". Пункт 3 статьи 23 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и подпункт "а" пункта 4 статьи 1 первоначальной редакции законопроекта были приведены в соответствие друг с другом. Внесены также отдельные юридико-технические поправки. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по образованию рекомендует Государственной Думе данный законопроект принять в первом чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Депутат Коломейцев и депутат Горячева - два вопроса, подводим черту. Пожалуйста, депутат Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Гаджимет Керимович, можно ли во втором чтении решить вопрос о том, чтобы переподготовка учителей муниципальных школ была всё-таки за счёт государственного бюджета? Почему? Вот я в двадцати шести районах побывал, работая в округе, и во всех мне задавали один и тот же вопрос в связи с дотационностью бюджетов. Наступило время переподготовки кадров преподавателей, а у них денег нет. Своей зарплаты им не хватает, чтобы поехать поучиться, а муниципалитет не выделяет. В результате просто прервалась система, которая, скажем, в Ростовской области работала очень эффективно. У нас, вы знаете, в госуниверситете был прекрасный институт по переподготовке кадров, а сегодня уже у более чем половины учителей прошёл срок положенной переподготовки. Вот можно ли во втором чтении в вашем законе прописать прямо... (Микрофон отключён.) САФАРАЛИЕВ Г. К. Уважаемый Николай Васильевич, дело в том, что вообще этот вопрос к этому законопроекту не имеет отношения, поскольку мы речь ведём о том, что Высшая аттестационная комиссия выводится из подчинения Рособрнадзора и переподчиняется непосредственно... будет одним из департаментов и как общественный орган при министерстве, то есть упорядоченная система взаимодействия и единая политика - тот, кто вырабатывает политику, тот и проводит аттестацию. Что касается переподготовки, это относится скорее к вопросам образования, а поскольку все школы находятся в муниципальном ведении (в своё время были переведены), естественно, их надо решать именно на муниципальном уровне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Горячева. ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Уважаемый Гаджимет Керимович, вот вы вводите фактически поголовную аттестацию в школах. Скажите, пожалуйста, а какая всё же сегодня средняя заработная плата в школе? Назовите, пожалуйста, её. Вам не кажется, что нужно сначала увеличить заработную плату, а затем через аттестацию отсеивать менее квалифицированные кадры? Ведь и сегодня в школе уже работать некому особенно. САФАРАЛИЕВ Г. К. Уважаемая Светлана Петровна, я ещё раз говорю, ваш вопрос к данному закону не имеет отношения, потому что это аттестация высших научных и научно-педагогических кадров. Вы говорите: поголовная аттестация в школах. Что значит поголовная аттестация в школах? В положенное время учителя должны проходить и переподготовку, и аттестацию. Что касается зарплаты, опять-таки не ко мне вопрос, здесь я не могу... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) САФАРАЛИЕВ Г. К. Средняя зарплата в разных регионах, кстати, разная, зависит от местных властей, кто-то добавляет, кто-то не добавляет, поэтому учителя в Москве получают одну зарплату, в регионе каком-то они получают другую зарплату. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) САФАРАЛИЕВ Г. К. В Дагестане - порядка, я думаю, 7-8 тысяч, до 10 тысяч где-то. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы заданы, но я обращаю внимание, что докладчик действительно несколько раз сказал задающим вопросы, что предмет регулирования данного закона несколько иной. Это я адресую тем, кто вдруг захочет выступить: прошу выступать по предмету закона. Есть желающие, коллеги? Есть, Рохмистров и депутат Шудегов, двое выступающих. А, три, ещё депутат Гостев. Присаживайтесь, пожалуйста. Рохмистрову включите микрофон. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. Уважаемые депутаты, мне непонятно, зачем настоящим законопроектом мы опять пытаемся государственное регулирование и управление воткнуть, так сказать, в ту область, в которой без желания учёного сообщества, наверное, не надо проявлять иниациативу. На сегодняшний день сложилась система, которая вплотную увязана с академией наук, с научным сообществом, в том числе что касается и Высшей аттестационной комиссии. Наверное, многие депутаты, которые имеют учёную степень, приглашались в Высшую аттестационную комиссию, проходили через экспертные советы. Кто защищался в научных учреждениях, знает, что всегда есть определённые установленные правила. Вот без заключения научного сообщества, наверное, всё-таки нам не стоит принимать законопроект, который будет регулировать ту деятельность, которая складывалась годами. Вмешательство государства в регулирование в части присвоения учёных степеней, званий, исключения, лишения званий, к сожалению, ни к чему хорошему не привело. История знает несколько случаев вмешательства в деятельность академий. Гитлер пытался вмешаться в деятельность немецкой академии наук и сделать так, чтобы Эйнштейна исключили, чтобы он перестал быть академиком, - не получилось. В своё время у нас академика Сахарова тоже пытались исключить - тоже не получилось. Не получится ли так, что наш законопроект вызовет резкое неприятие в научном сообществе, потому что мы пытаемся опять отрегулировать сегодня деятельность Высшей аттестационной комиссии, которая в большинстве своём состоит из серьёзных учёных, председателей экспертных советов, как правило, академиков, ведущих специалистов в той или иной области, пытаемся их подвести под то регулирование, которое, может быть, им совсем не нужно? Поэтому я думаю, что хотя бы.. Я понимаю, что это у нас "ЕДИНАЯ РОССИЯ" сынициировала, они уже для себя всё решили, но всё-таки хотелось бы услышать мнение именно научного сообщества в лице представителей академии наук по данному вопросу: нужно ли им такое регулирование и такой закон либо нет? И во втором чтении нужно обязательно учесть мнение академии наук. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Шудегов, пожалуйста. ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Безусловно, законопроект, который мы сегодня рассматриваем, наша фракция поддерживает. Передача ВАК от Рособрнадзора Министерству образования и науки является правильной. Другое дело, что изначально мы приняли неправильное решение, когда фактически наряду с министерствами ввели структуры федеральных служб и агентств, которые, как уже показала практика, не оправдали себя. Но проблема, я считаю, здесь должна быть поставлена более широко, потому что подчинение ВАК Минобрнауки автоматически означает фактически опять же сокращение её функций. Только что были перечислены основные функции ВАК, они, конечно, носят межведомственный характер, много министерств они одновременно охватывают, не только Министерство образования и науки, но и министерства социальной политики и здравоохранения, промышленности, культуры и так далее - все они в конечном итоге и диссертационные свои работы, и утверждение аттестатов профессоров проводят через ВАК. Что хотелось бы отметить? Конечно, это можно рассматривать лишь как первый этап, или первый шаг, об этом я говорил и выступая в комитете, но более правильным было бы подчинение ВАК правительству напрямую, как это было сделано в советские времена, ну и как мы сейчас недавно сделали с Ростехнадзором. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Гостев Руслан Георгиевич. ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Я поддерживаю концептуально законопроект, который предложен, но вместе с тем я полностью разделяю мнение коллеги Шудегова: в принципе это первый шаг в наведении порядка в системе присвоения учёных званий и учёных степеней. Мне представляется, что более правильно всё-таки сделать так, чтобы Высшая аттестационная комиссия не подчинилась министерству образования, а чтобы это была самостоятельная единица, которая являлась бы органом Правительства Российской Федерации, ибо абсолютно верно, что она затрагивает интересы многих ведомств, министерств, которые, в общем-то, имеют свои взгляды и свои позиции, и естественно, что ВАК должна в своём лице аккумулировать всё это. Поэтому я подчеркиваю, что я рассматриваю это как первый шаг в нужном, правильном направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства не настаивают... Докладчик настаивает? Пожалуйста, включите микрофон Сафаралиеву. САФАРАЛИЕВ Г. К. Спасибо. Дело в том, что я хотел бы ответить на вопрос относительно научного сообщества. Авторами законопроекта являются депутаты Государственной Думы, имеем такое право. А что касается согласования, то были проведены многочисленные согласования, и, собственно говоря, мы, депутаты, выразили мнение научного сообщества о том, что Рособрнадзор занимается не тем, чем должен заниматься. Это первое. Второе. Очень важный момент данного законопроекта - это то, что мы сейчас законодательно закрепляем создание Высшей аттестационной комиссии Правительством Российской Федерации. До сих пор, включая советское время, не было такого законодательного закрепления Высшей аттестационной комиссии. Что касается межведомственных и других моментов, то они действительно есть. Но пока ситуация такая: есть орган, который занимается разработкой политики в научной и научно-технической сфере, - это Министерство образования и науки, и целесообразно в данный момент... Я согласен с Русланом Георгиевичем и Виктором Евграфовичем в том, что, может быть, это первый этап, но он нужен, нужен для того, чтобы упорядочить систему аттестации научных и научно-педагогических кадров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение состоялось. Ставлю на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части государственной аттестации научных и научно-педагогических работников". Голосуйте, пожалуйста. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 11 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6% Результат: принято Принято.