Заседание № 18
О проекте федерального закона № 347297-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об обязательном квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве, и об установлении административной ответственности за несоблюдение установленной квоты).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 16 порядка работы, о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Внесен Законодательной Думой Хабаровского края, которая просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Для содоклада предоставляется слово члену Комитета по труду и социальной политике Анатолию Семёновичу Иванову. Пожалуйста. ИВАНОВ А. С. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект устанавливает дополнительные гарантии в области трудоустройства для лиц в возрасте до 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Это сироты, выпускники детских домов, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, оба родителя которых являются инвалидами или безработными, дети из малообеспеченных семей. Законопроект предусматривает квотирование рабочих мест для данных категорий лиц в размере не менее 2 процентов от среднесписочной численности работников в организациях, численность работников в которых составляет более ста человек. Кроме того, законопроектом устанавливается административная ответственность за несоблюдение установленной квоты, то есть за отказ в приеме на работу указанных категорий лиц. Комитет по труду и социальной политике рассмотрел данный законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить по следующим основаниям. Во-первых, действующее законодательство в определенной степени решает поставленные вопросы. Так, Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" предусматривает предоставление дополнительных гарантий на рынке труда лицам в возрасте от 14 до 18 лет путем разработки и реализации целевых программ занятости. Практические меры по содействию занятости молодежи отражены и в Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, одобренной распоряжением правительства от 6 мая 2003 года. Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрены меры по профориентации, профподготовке и трудоустройству указанных категорий лиц. В Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" отражена государственная политика в интересах детей, включая соблюдение государственных социальных стандартов, защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профподготовки и занятости. Во-вторых, в соответствии с действующим законодательством о занятости органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право разрабатывать и реализовывать собственные мероприятия по стабилизации положения на местном рынке труда, в том числе и вводить квотирование для тех или иных категорий граждан. В-третьих, в Кодексе об административных правонарушениях уже предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о труде, в том числе и за необоснованный отказ в заключении трудового договора. Кроме того, международный опыт свидетельствует, что обеспечение занятости населения путем квотирования используется в основном по отношению к инвалидам, трудоустройство же других слабо защищенных на рынке труда категорий населения, как правило, осуществляется путем разработки и реализации как на федеральном, так и на региональных уровнях всевозможных специальных программ, которые включают в себя вопросы профориентации, профподготовки, специального консультирования и другие. Правительство Российской Федерации в своем официальном отзыве законопроект не поддерживает. Соисполнитель по данному законопроекту - Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи - считает, что вопросы занятости молодых граждан должны решаться комплексно, в рамках специального федерального закона. В связи с этим данный комитет концепцию законопроекта не поддерживает. Уважаемые коллеги, прошу поддержать предложение Комитета по труду и социальной политике и законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, будут ли вопросы? Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Анатолий Семёнович, я привыкла слушать за эти годы ваши выступления совсем в другом ракурсе, это я так просто говорю. А вопрос у меня такой. В вашем выступлении прозвучали мотивы - они очень неубедительные - отклонения этого закона. Если целевая программа есть в центре занятости, то там может быть квотирование, например, администрация тоже право такое имеет. А если этого никто делать вообще не будет, тогда как эту проблему решать? Ведь этот законопроект нацелен на то, чтобы действительно помочь ребятам. Вы знаете, как сложно сегодня работу искать, особенно тем, кто из малообеспеченных семей, и знаете, какие существуют правила сегодня, мы с вами тоже ведь не на небе живем, а на земле. Из хороших ведь побуждений вносился законопроект-то, не требующий, в общем-то, никаких средств, но раз правительство сказало "не надо" - значит, не надо? ИВАНОВ А. С. Уважаемая Тамара Васильевна, я сегодня выступаю от Комитета по труду и социальной политике, во-первых. Во-вторых, что касается, как вы сказали, администрации. Вы имеете в виду, наверное, что органы субъектов Федерации не хотят вводить эти квоты, хотя это необходимо и они имеют такое право. Я думаю, что, наверное, такие органы должны гражданами в данном субъекте Федерации переизбираться. То есть у них такое право есть, они такую возможность имеют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть еще вопросы? Кузнецов Виктор Егорович, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ В. Е. Вы сказали, как всегда у нас теперь любят говорить: а вот надо эту проблему решать другим законом и комплексно. И в целом сегодня безработица среди молодежи, особенно даже среди той молодежи, которая окончила вузы, колоссальная. Ребята, извините, вы знаете, куда идут и чем занимаются, хотя уже сегодня платят за высшее образование, получают высшее образование и остаются ничем. И вы говорите о комплексной программе! Вот этот законопроект приносит субъект и говорит: давайте хотя бы самым бедным поможем, самым несчастным, в самой тяжелой ситуации. Ну а где тогда ваша комплексная программа, и ваша, и правительства вашего вместе? ИВАНОВ А. С. Я в своем докладе говорил о том, что Комитет по делам женщин, семьи и молодежи считает, что действительно эта проблема есть и еще нужно решать, только данный комитет считает, что решать это нужно в комплексе. Если говорить о моей личной позиции, то я поддерживаю данную позицию, потому что есть еще и другие группы молодежи, которые требуют гарантий по трудоустройству. Это молодые граждане, например, окончившие образовательные учреждения общего образования, прошедшие срочную службу в рядах Вооруженных Сил, а также окончившие образовательные учреждения профессионального образования и впервые ищущие работу по полученной специальности. Я думаю, что это решение комитета будет правильным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Вопросов нет. Спасибо. Присаживайтесь, Анатолий Семёнович. Будут ли желающие выступить по данному законопроекту? Николай Игнатович Кондратенко. Пожалуйста, включите микрофон. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я невольно всматривался в лицо председателя комитета и думал, каким же надо быть бездушным и бездуховным, чтобы не видеть той проблемы, которая существует сегодня с молодежью! Я думаю, даже если он состоятельный сегодня, то я тогда бы хотел, чтобы его дети были обездоленные. А генетика штука упрямая, он сам не ведает этого: может, дети удачные - внуки будут неудачные. Я хотел бы, чтобы его внуки ходили и мыкались без работы, чтобы он, когда уже умирать будет, мучился и корчился из-за своей позиции, ибо как же не видеть эту проблему в России сегодня! Только потому, что Запад диктует не видеть человека, только потому, что из Кремля позвонили, что не надо это пропускать, не надо частника обижать, диктовать ему определенные условия... Так мы же живем на своей земле! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Игнатович, я попрошу более предметно, по данному законопроекту именно. КОНДРАТЕНКО Н. И. Я по законопроекту. Я считаю, что надо принимать этот закон ради детей и внуков. Неспроста на периферии встревожились, и другие территории тоже эту тревогу высказывают. Это надо быть бездушными, и все, кто проголосует против, - это бездушные, бездуховные люди! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Не было больше желающих выступить. Ставится данный законопроект на голосование... Пожалуйста, представитель правительства Логинов Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Я действительно хотел бы призвать вас к конструктивному обсуждению законопроектов и действительно поддержать позицию комитета по данному вопросу, комитет проблему как раз видит, и достаточно объемно. Эта проблема существует в нашем обществе, она отражается в статистических данных, она, безусловно, не может не беспокоить, в том числе и Правительство Российской Федерации, и Правительство Российской Федерации предпринимает немало мер по ее урегулированию. В частности, именно Правительством Российской Федерации была разработана и реализуется концепция действий на рынке труда в 2003-2005 годах по содействию занятости молодежи. С участием Правительства Российской Федерации идет реализация межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования, это чтобы выпускников наших ПТУ оперативно и адекватно мы могли бы устраивать на работу. С помощью Минтруда России, его территориальных органов, местные центры профессиональной ориентации и занятости молодежи решают все свои задачи, также проводятся территориальные молодежные ярмарки вакансий учебных мест, встречи с работодателем, в территориях организуется мониторинг занятости несовершеннолетних граждан с целью оптимизации временной занятости подростков в период школьных каникул и так далее. И я бы хотел обратить внимание выступавших коллег, что в первую очередь именно органы власти субъектов Федерации заинтересованы в решении такой острой социальной проблемы, как трудоустройство своей молодежи, потому что они прекрасно понимают, что только через это они могут поднимать производительность своих предприятий и только через это они могут снимать те негативные явления, которые иногда наблюдаются в жизни наших подростков, если они оказываются без достаточного внимания к себе. Таким образом, именно правительство, органы власти, на местах особенно, понимают, что решать эту проблему надо не таким тривиальным путем, как внесение поправки и установление некой квоты, которая выполняться не будет, которая будет противоречить всем гражданско-правовым основам деятельности наших предприятий. И действительно, поддерживая данный законопроект, на самом деле мы отмахиваемся от этой проблемы, мы не видим ни ее глубины, ни резкости. Поэтому, уважаемые коллеги, предлагаем отклонить данный законопроект, а возможности для совместной деятельности депутатов, правительства, наших министерств, и территориальных органов власти всегда открыты. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование: принять в первом чтении данный законопроект. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 16 сек.) Проголосовало за 127 чел.28,2% Проголосовало против 52 чел.11,6% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 180 чел. Не голосовало 270 чел.60,0% Результат: не принято Не принимается.