Заседание № 189
О проекте федерального закона № 347157-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в целях совершенствования процедуры взыскания исполнительского сбора).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Пожалуйста, Василий Иванович Пискарёв. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект принят нами во втором чтении 12 февраля этого года. Надо сказать, что данный законопроект, внесённый коллегами Неверовым, Исаевым, Кидяевым, Дивинским и другими депутатами, направлен на социальную поддержку граждан из числа ипотечных заёмщиков, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Законопроектом предлагается либо полностью, либо частично освободить таких должников от выплаты исполнительского сбора. Для солидарных должников предлагается установить однократное взыскание исполнительского сбора со всех солидарных должников в размере 7 процентов от подлежащей взысканию суммы, сейчас исполнительский сбор взыскивается с каждого солидарного должника, его размер может достигать 14 процентов, если должников двое, если трое - ещё выше и так далее, то есть пропорционально повышается. В законопроекте также предусматриваются случаи полного освобождения от выплаты исполнительского сбора, если, например, должник является участником госпрограммы поддержки либо если он полностью погасил долг в соответствии с законодательством об ипотечном кредитовании. Принятие данного законопроекта позволит существенно поддержать наиболее социально уязвимую группу населения, поскольку исполнительский сбор по таким исполнительным производствам может составлять от десятков до сотен тысяч рублей, соответственно, граждане эти средства сэкономят и смогут использовать по своему усмотрению. Законопроект полностью подготовлен к принятию в третьем чтении, прошёл все необходимые экспертизы, замечаний правового, лингвостилистического характера не имеется. Уважаемые коллеги, прошу поддержать решение профильного комитета и принять данный законопроект в третьем чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам есть желающие выступить, коллеги? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Этот законопроект касается исполнительного производства. Хочу сказать, что мы даём очень много прав службе судебных приставов, вообще, в системе исполнительного производства у нас гражданин на втором месте, мы всё время стремимся с него больше взять - это недопустимо! У нас есть ипотечные заёмщики-должники, и суммы их задолженности очень высокие. Они не смогли выплатить взятые ипотечные кредиты, банки забрали у них жильё, продали с торгов, чтобы закрыть долг, но и после погашения долга эти граждане получают новый долг в виде исполнительского сбора, возможно, в несколько сотен тысяч рублей. С самого начала, когда мы принимали закон, почему не ввели эту норму о 7 процентах? Видимо, для оправдания расходов, связанных с системой службы судебных приставов. То же самое с коллекторами: мы сделали всё в пользу коллекторов, и они продолжают злоупотреблять, а граждане страдают. То есть здесь у нас до сих пор человек как бы в стороне - мы стараемся сделать больше в пользу государства, в пользу каких-то государственных структур, судов, банков. Мы предлагали вообще запретить выдавать кредиты под залог квартиры, жилья. Ну сплошь и рядом гражданам рекомендуют: через десять минут у вас будет 15 миллионов свободных денег, только давайте в залог вашу квартиру. Человек получает деньги, где-то тратит их не совсем удачно - теряет квартиру. Нам надо исключить возможность залога жилья - об этом нужно забыть! Жильё - это святое, человек всегда должен иметь крышу над головой, а мы людей выбрасываем на улицу, при этом банк наслаждается: продаёт имущество должника. За рубежом банки продлевают кредитную историю, не смог отдать - давайте ещё подождём, год, два, три; у нас нет - сразу репрессии, сразу отобрать, сразу торги, при этом мы забываем о людях. Так же и с долями: это мы в этом зале разрешили жильё продавать отдельными долями, и вот нам показывают, как в Москве к русской женщине с двумя девочками пришли в квартиру те, кто купил долю у её бывшего мужа. И что, они все будут жить в одной комнате? Это же издевательство, это удар по здоровью! Особое внимание нужно уделять жилью - нельзя делить, нельзя в залог его давать. Любые кредиты, любые деньги, которые человек хочет получить, пусть выдаются просто под обязательства возврата с зарплаты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Изотов Алексей Николаевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Подготовиться Тумусову Федоту Семёновичу. ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект на самом деле долгожданный. Я напомню, что он был внесён аж в 2017 году. Катализатором его внесения послужил финансовый кризис 2014 года, когда резко была повышена ключевая ставка, были повышены ставки кредитования, когда были пересмотрены многие договорные отношения, произошла девальвация рубля, и тогда для многих наших граждан просто непосильным трудом стало обслуживание своих долговых обязательств. Как уже здесь было сказано, для многих семей ситуация усугубилась тем, что по одному кредитному договору выписывается сразу несколько исполнительных листов, - если, например, муж с женой являются созаёмщиками, то им уже нужно выплачивать исполнительский сбор не в размере 7 процентов, а в размере 14 процентов. Действительно, много случаев у нас в стране, когда имеется множество созаёмщиков, на каждого выписан исполнительный лист, и порой бывает, что исполнительский сбор превышает даже сам размер всех обязательств по данному кредитному договору. Поэтому данную норму было решено принять и утвердить непосредственно в Федеральном законе "Об исполнительном производстве". Бывают случаи, когда два субъекта - заёмщик, залогодатель, и залогодержатель - принимают решение о мировом соглашении, об отступном, залоговое имущество переходит на баланс залогодержателя, но при этом исполнительский сбор остаётся для заёмщика обязательным к уплате. То есть получается, что гражданин, который несколько лет оплачивал кредит, лишается залогового имущества, при этом ещё остаётся должен кредитной организации, у него остаётся и долг по уплате сбора за исполнительное производство. У нас принята государственная программа по поддержке заёмщиков, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, и государство предоставляет денежные средства с целью вернуть граждан в график платежей, чтобы залоговое имущество оставалось у них в собственности, но в этой ситуации, как оказалось, мы одной рукой даём, а другой рукой забираем, потому что исполнительский сбор взыскивается в первую очередь. В данном законопроекте говорится о том, чтобы исполнительский сбор взыскивался только однократно со всех заёмщиков, это во-первых; во-вторых, если залог перешёл на баланс к залогодержателю, то исполнительное производство закрывается, соответственно, исполнительский сбор не взыскивается; если граждане участвуют в программе государственной поддержки, соответственно, требование по уплате исполнительского сбора на них тоже не распространяется. В 2017 году к нам в Комитет по финансовому рынку поступило около 15 тысяч таких обращений граждан, в 2018 году их не меньше, поэтому закон актуален, его необходимо сегодня принимать. И самая главная норма - это то, что все постановления, которые уже вынесены и не исполнены... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 30 секунд. ИЗОТОВ А. Н. ...все постановления, которые уже вынесены и не исполнены, должны быть прекращены, даже те, которые были вынесены до вступления в силу данного закона. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович. Включите микрофон Тумусову. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет поддерживать этот законопроект. Данный законопроект затрагивает семейные бюджеты множества наших граждан. По оценкам некоторых экспертов, долги граждан в нашей стране доходят аж до 6 триллионов рублей, и это не только угроза семейным бюджетам наших граждан, но и макроэкономике всей страны. В последнее время россияне в полтора раза чаще стали объявлять себя банкротами, в 2018 году индивидуальных предпринимателей и граждан, которые попали под процедуру банкротства, стало больше на 47 процентов. Всё это говорит о том, что должникам в стране всё труднее выполнять свои долговые обязательства. В связи с этим, естественно, государство просто обязано помогать населению справляться с долгами, выбираться из кредитной ямы. Авторы законопроекта правильно говорят, что размер исполнительского сбора сопоставим с размером первоначального взноса за ипотеку; такой размер исполнительского сбора только ухудшает положение должников. Устоявшаяся цифра - 7 процентов, её уменьшение до 3 процентов выгодно сказалось бы на положении граждан, послужило бы дополнительным стимулом для получения и исполнения кредитов. По этому поводу в Комитете по финансовому рынку сказали, что это исторически сложившаяся цифра, за счёт этих средств пополняется бюджет, они заложены в смету расходов на обслуживание системы Федеральной службы судебных приставов, - так, может быть, пора уже менять историю и переходить на прогрессивную шкалу налогообложения? Размер ставки НДС, например, тоже был исторически сложившейся цифрой. Ранее я уже просил профильный комитет рассмотреть возможность объявления кредитной амнистии для россиян, и начать можно с отдельной категории граждан, с социально незащищённых граждан, для которых, не секрет, процедура банкротства - это целая история, очень сложная процедура. Сейчас я ещё раз напоминаю о своей просьбе. Ещё раз повторю: наша фракция поддерживает данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", 5-й вопрос повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 33 сек.) Проголосовало за 421 чел.93,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 421 чел. Не голосовало 29 чел.6,4 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 186
О проекте федерального закона № 347157-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в целях совершенствования процедуры взыскания исполнительского сбора; принят в первом чтении 8 ноября 2018 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части совершенствования процедуры взыскания исполнительского сбора)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Анатолий Борисович Выборный, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Прежде всего напомню, что положения данного проекта федерального закона направлены на защиту солидарных должников по одному обязательству, а также на поддержку граждан, которые оказались в сложном финансовом положении в связи с ипотечным жилищным кредитованием. По результатам рассмотрения проекта федерального закона в первом чтении и его подготовки к рассмотрению во втором чтении поступило пять поправок. Все они включены в таблицу поправок, и рекомендованных комитетом к принятию. Поправки 1 и 2 носят уточняющий характер, остальные учитывают замечания, которые были высказаны при рассмотрении проекта федерального закона в первом чтении и изложены в официальном отзыве Правительства Российской Федерации. Проект федерального закона прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний правового и юридико-технического характера нет. Прошу утвердить таблицу поправок и принять проект федерального закона во втором чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 00 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 24 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 160
О проекте федерального закона № 347157-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части совершенствования процедуры взыскания исполнительского сбора)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 25, проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Доклад Игоря Борисовича Дивинского. Пожалуйста. ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект разработан в целях совершенствования процедуры взыскания исполнительского сбора, предлагается следующее. Первое. Вносится изменение, устанавливающее, что в отношении нескольких должников по солидарному обязательству исполнительский сбор взыскивается солидарно и в общей сумме не более 7 процентов от подлежащей к взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. На сегодняшний день эта норма законодательно не установлена. Второе. Устанавливается дополнительное основание для прекращения исполнительного производства согласно норме закона "Об ипотеке...", суть которой заключается в следующем. В случае оставления кредитором-залогодержателем предмета ипотеки за собой, то есть у себя на балансе после несостоявшихся торгов, кредитные обязательства прекращаются. Следовательно, по логике вещей должно прекратиться и исполнительное производство, однако эта норма в законе "Об исполнительном производстве" на данный момент законодательно не закреплена. Третье. Несмотря на то что исполнительное производство по определённым причинам прекращается, пристав-исполнитель обязан вынести отдельное постановление о довзыскании исполнительского сбора, кроме предусмотренных законом случаев. Мы предлагаем дополнить этот перечень случаем, о котором было сказано, - случаем прекращения долгового обязательства, а именно передачи предмета ипотеки кредитору-залогодержателю, и тем самым завершить логическую цепочку действий, дав возможность приставу-исполнителю сделать всё по закону, не обременяя свою совесть. И четвёртое. Очень важное изменение - это новелла в законе "Об исполнительном производстве" об освобождении от уплаты исполнительского сбора граждан, участвующих в государственных программах помощи за счёт средств федерального бюджета. Два слова об этой новелле. После приёма граждан на Моховой многие из вас узнали, что решением президиума фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" была создана рабочая группа по выработке решения об организации помощи валютным ипотечникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В результате работы этой группы, в которую впоследствии вошли и представители других фракций, наряду с прочими достижениями появилась межведомственная комиссия, которая в индивидуальном порядке рассматривает кейсы таких граждан, чтобы при определённых условиях из бюджетных средств оказать финансовую помощь и не допустить лишения единственного жилья, не дать оказаться на улице семьям с маленькими детьми. Однако всё оказалось сложнее. Я хочу привести вам только два примера, доказывающих необходимость скорейшего принятия этого закона. Копыров Сергей Викторович, на иждивении двое детей, один ребёнок - инвалид; в 2008 году оформил ипотечный жилищный кредит в иностранной валюте на покупку жилья - квартиры общей площадью 52,7 квадратных метра. По причине изменения валютного курса были допущены просрочки по оплате ипотечного кредита, в связи с чем кредитор обратился в суд и обратил взыскание на квартиру - единственное жильё. В настоящее время ведётся исполнительное производство по реализации квартиры с публичных торгов. Сумма взыскиваемого долга в рублёвом эквиваленте составляет более 20 миллионов при сегодняшней стоимости ипотечного жилья порядка 5-6 миллионов рублей. Межведомственная комиссия рассматривает этот кейс, поможет с реструктуризацией долга, но исполнительский сбор в 7 процентов от 20 миллионов - это 1,4 миллиона рублей - Сергею Викторовичу уже не реструктурировать, таков сейчас закон. Есть ещё один пример, его направили в комиссию сами приставы-исполнители: Веселкова Елена Александровна, мать шестерых детей; долг по кредитному договору достиг 19 миллионов рублей, что в три раза превосходит сегодняшнюю стоимость квартиры. После прохождения реструктуризации задолженности через межведомственную комиссию банк простил часть долга, часть покрыта через "ДОМ.РФ", часть - из других источников, итоговая задолженность по договору установлена в размере 7,5 миллиона рублей. Банк подал заявление о прекращении исполнительного производства, но пристав по закону обязан выставить исполнительский сбор, и на многодетной матери после проведения реструктуризации повисла ещё одна, новая задолженность на 1 миллион 330 тысяч 733 рубля. Веселкова обратилась в суд с иском об уменьшении исполнительского сбора. Суд принял во внимание, что у неё на иждивении шесть детей и её ждёт выселение из квартиры, снизил исполнительский сбор на 25 процентов (это максимальный размер по действующему в настоящее время закону). Теперь со скидкой 25 процентов она должна заплатить 998 тысяч 50 рублей, то есть 1 миллион исполнительского сбора. Одновременно в соответствии с 373-м постановлением Правительства Российской Федерации ей выделяется 1,5 миллиона рублей по программе помощи, но уж точно не для оплаты исполнительского сбора. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать этот человечный, социальный, устанавливающий справедливость законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Анатолия Борисовича Выборного. Пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как мы видим, данным проектом федерального закона предлагается ряд новелл, которые направлены на защиту солидарных должников по одному обязательству, а также на поддержку граждан - ипотечных заёмщиков, которые оказались в тяжёлом финансовом положении. Например, в отношении нескольких должников по одному обязательству исполнительский сбор предлагается взыскивать солидарно в размере 7 процентов от общей суммы, подлежащей взысканию. Данная инициатива, как понятно из доклада Игоря Борисовича, обусловлена противоречиями в правоприменительной практике. Получается так, что муж и жена, которые являются заёмщиками под залог одной квартиры, вынуждены платить исполнительский сбор не 7 процентов, а 14 процентов, то есть каждый в отдельности, хотя обязательство одно, по одной и той же квартире. Множественные судебные споры на этот счёт влекли за собой разнонаправленные судебные решения. Это потребовало разъяснения Верховного Суда, который и постановил, что исполнительский сбор должен взыскиваться однократно, при этом в размере не более 7 процентов от суммы, подлежащей взысканию с солидарных должников. Таким образом, данной новеллой, по сути, предлагается закрепить решение Верховного Суда и поставить в данном споре точку. Предлагается освободить определённую категорию должников - физических лиц от уплаты исполнительского сбора. В данном случае речь идёт о должниках, участвующих в государственных программах помощи, которые утверждены Правительством Российской Федерации и для которых выделяются соответствующие средства из Резервного фонда. Напомню, в своё время Конституционный Суд постановил, что исполнительский сбор является не возмещением расходов по совершению исполнительных действий, а штрафной мерой. Вот и получается на практике такой алогизм: одной рукой мы помогаем данной категории людей денежными средствами, а другой рукой, по сути, наказываем административным штрафом и взыскиваем эти же средства. Предлагается также освободить ипотечных заёмщиков от расходов по совершению исполнительных действий, исполнительских сборов в тех случаях, когда основное исполнительное производство прекращается по основаниям мирового соглашения, а также соглашения о примирении. Как вы знаете, у таких заёмщиков, как правило, сумма долга довольно значительная, соответственно, исполнительский сбор более чем ощутимый. В итоге данная категория оказывается без жилья, но с новым долгом и новым производством. Данным проектом федерального закона, по сути, в этом вопросе также ставится точка. Правительство Российской Федерации данный проект федерального закона поддерживает. И с учётом того, что предлагаемые новеллы направлены на защиту солидарных должников по одному обязательству, а также на поддержку наших граждан - ипотечных заёмщиков, которые оказались в тяжёлом финансовом положении, Комитет по безопасности и противодействию коррупции предлагает данный проект федерального закона поддержать в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Анатолий Борисович, прекрасный, конечно, законопроект, жалко, что мы его поздно рассматриваем. Не могли бы вы рассмотреть такую поправку, видимо, ко второму чтению, чтобы действие закона распространить на уже действующие правоотношения с 1 января этого года, 2018-го? Ведь те жуткие истории, случаи, о которых рассказывал Игорь Борисович, не будут урегулированы этим законом, он будет распространяться только на те правоотношения, которые возникнут позже. А как быть в отношении тех людей, которые уже попали в эту ситуацию и уже являются получателями этой помощи, а их тысячи? ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю за вопрос, Валерий Карлович. Конечно, данный вопрос в поле нашего зрения, он уже сегодня обсуждается. И я думаю, что в случае принятия данного проекта федерального закона в первом чтении при его доработке ко второму чтению, если вы будете подключены, если у вас будет желание подключиться к разработке тех поправок и предложений, которые будут поступать на этот счёт, то, я думаю, такую инициативу мы поддержим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Да. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Спасибо, я с места. Ну, на самом деле всё было сказано. Я хочу только ещё сказать, что действительно в наши приёмные обращалось очень много людей, если вы помните, буквально сотни людей штурмовали нашу приёмную на Моховой, постоянно пикетировали Государственную Думу и практически в каждом урегулированном случае возникал вопрос: а что же делать вот с этим исполнительским сбором? Действительно, люди приходили и говорили, что государство выделяет помощь, которую потом судебные приставы забирают в соответствии с законом, то есть, получается, государственная помощь идёт обратно, возвращается государству. Очень своевременная инициатива, люди её давно ждут. Предлагаю, конечно же, её поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части совершенствования процедуры взыскания исполнительского сбора)", пункт 25 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 17 мин. 27 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении.