Заседание № 74
О проекте федерального закона № 346821-4 "О внесении изменений в статью 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления порядка проведения реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджеты" (внесён А. Г. Ищуком в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления порядка проведения реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджеты". Докладывает Надежда Сергеевна Максимова от Комитета по бюджету и налогам. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, Комитет по бюджету и налогам рассмотрел законопроект, который был внесён Ищуком в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации. Законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс, дополнив его нормой, предоставляющей налоговым органам право принимать решение о проведении реструктуризации задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам, начисленным за нарушение налогового законодательства, и одновременно предлагается дополнить Бюджетный кодекс отдельной главой, регулирующей порядок и условия проведения реструктуризации по этим платежам. По мнению автора законопроекта, такой закон призван устранить правовой пробел в части оснований реструктуризации обязательных платежей в соответствующие бюджеты. Мотивируется это тем, что в настоящее время такая реструктуризация осуществляется на основании отдельных постановлений Правительства Российской Федерации. Комитет, рассмотрев этот законопроект, не поддержал его концепцию по следующим основаниям. Во-первых, право на проведение такой реструктуризации задолженности возникает не на основании постановления правительства, а на основании законов о бюджете. Мы, принимая законы о бюджете, даём право правительству реструктурировать задолженность по платежам в бюджет, а правительство, используя это право, предоставленное законом, выпускает постановление, где уже более конкретно прописывает порядок и условия этой реструктуризации. Во-вторых, мы с вами, принимая такие решения, - кстати говоря, на 2009, 2010 и 2011 годы мы не принимали таких решений, - каждый раз понимаем, что это исключительная норма временного характера и она касается дополнительной государственной поддержки либо отдельных отраслей народного хозяйства, либо отдельных юридических лиц, которые имеют стратегическое значение. А вот если мы законодательно на постоянной основе закрепляем такую норму, то, по мнению комитета, мы нарушаем статью 57 Конституции, которая обязывает каждого налогоплательщика платить законно установленные налоги и сборы, и такая норма создаст предпосылки для невыполнения налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетами в надежде на то, что они могут быть реструктурированы или списаны вообще, тем более сейчас, в условиях кризисной ситуации. В-третьих, следует учитывать, что действующие нормы Налогового кодекса, глава 9, предусматривают предоставление права принимать решения об отсрочке или рассрочке по уплате налогов и сборов налоговым органам. Надо сказать, что изложение автором главы Бюджетного кодекса практически повторяет текст этой главы 9, заменяя только слова "изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени" словами "реструктуризация задолженности по обязательным платежам в бюджеты". Вместе с тем надо иметь в виду, что, когда принимается решение о реструктуризации, она предполагается не только в форме переноса сроков уплаты платежей, она может быть и в форме размещения облигаций, передачи части акций, взносов в уставный капитал и так далее, то есть в каждом отдельном случае принимается конкретная форма реструктуризации задолженности. В представленном же проекте другие формы, кроме рассрочек и отсрочек платежей в бюджет, напрочь отсутствуют, то есть практически тема этой главой не исчерпывается. С нашей точки зрения, принимать такую главу, тем более дополнительную, отдельную главу, в Бюджетный кодекс в этих условиях нецелесообразно. По законопроекту имеются отдельные замечания юридико-технического характера. С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект № 346821-4 "О внесении изменений в статью 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления порядка проведения реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджеты". Правительство также представило отрицательное заключение на данный законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Депутат Федоткин, депутат Романов. Больше рук я не вижу, подвожу черту. Депутат Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемая Надежда Сергеевна, я в понедельник выступал на станкостроительном предприятии, одном из крупнейших в стране, которое поставляло в советское время в семьдесят две страны мира токарные станки. За два месяца объём производства упал на 30 процентов. Большая проблема с выплатой даже небольшой, уже сократившейся заработной платы, нечем платить за имущество. Это не их вина, это наша вина, мы их загнали в кризис. Вот сегодня будем рассматривать подшипниковый завод. То же самое - без заказов остались, тоже нечем будет платить. То есть вал неплатежей сейчас будет резко возрастать. Если будем рассматривать каждое предприятие в отдельности, то, пока мы рассмотрим, их обанкротят, имущество распродадут, людей выгонят на улицу. Наверное, вы согласитесь, что нужны какие-то общие меры в условиях этого искусственно созданного руководством страны кризиса, для того чтобы предприятия могли уйти от банкротства и растаскивания имущества. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Владимир Николаевич. Вы, наверное, знаете, что в русле антикризисных мер мы здесь в том числе приняли пакет документов, касающихся именно финансовых взаимоотношений бюджетов всех уровней с налогоплательщиками, и там другие условия обозначаются. Вот тот вопрос, о котором вы говорите... Если предприятие не работает, не возникает момент уплаты налога, поскольку просто практически нет соответствующей выручки. Если он возникает, а у предприятия нет денег на счетах, то главой 9 налоговым органам по согласованию с финансовыми органами, кстати говоря, предоставлено право в ускоренном порядке принять решение о рассрочке уплаты налога. Это будет быстрее, чем если мы с вами будем решать вопрос через закон о бюджете, потом под это выпускать постановление, а потом будем уже определять, в каком режиме это будет работать. Я считаю, что нормы, которые действуют на сегодня, позволяют более эффективно и в кратчайшие сроки решать возникающие вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемая Надежда Сергеевна, у меня примерно такой же вопрос-сомнение. Если бы логика комитета прозвучала летом прошлого года, всё было бы понятно, но ситуация кардинально изменилась. И я о том же размышляю: либеральный курс оборачивается многими издержками. Например, наш знаменитый закон о банкротстве - он был дубиной и в первом варианте, и после уточнения он всё равно остаётся дубиной. И проблема задолженности по долгам - это тоже чудовищная машина. Далеко не всегда вина данного руководителя или данного коллектива в реальной сегодняшней кризисной обстановке, поэтому в тяжком размышлении Ищук, мой земляк. Сам он был руководителем крупного финансово-промышленного комплекса, сейчас там какие-то изменения происходят. Но дело не в этом, я просто думаю о судьбе десятков тысяч предприятий, которые могут... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. МАКСИМОВА Н. С. Валентин Степанович, ваши вопросы и ваши сомнения по этому поводу... У нас в комитете это тоже прозвучало, мы тоже обсуждали это. Но я ещё раз повторяю, что тот законопроект, который представлен, - мы же о нём говорим - он просто других вопросов не решает, там реструктуризация и предоставление отсрочек, рассрочек по уплате налогов и задолженностей, то есть другой формы нет. А мы знаем, что реструктуризация может в других формах идти, и мы уже неоднократно с этим сталкивались, поддерживая сельхозтоваропроизводителей, поддерживая тот же автопром и многие другие отрасли народного хозяйства. Законопроект не решает эти вопросы. Мы говорили также о том, что его нужно рассматривать, но в другом русле. Если уж в Бюджетный кодекс главу вносить, тогда давайте прописывать все формы поддержки, которые могут использоваться именно как исключительные формы, но по всем направлениям, а не только по уплате налогов. В данном случае это повторение главы 9 Налогового кодекса. То же самое там прописано: налоговый орган имеет право по согласованию с финансовыми органами предоставлять рассрочку и отсрочку и так далее. Другого ничего нет в этом законопроекте, он ничего нового не вносит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Всё, присаживайтесь, Надежда Сергеевна. Коллеги, вопросы заданы. Настаивает ли кто-то на выступлении? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления порядка проведения реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджеты". Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 00 мин. 01 сек.) Проголосовало за 59 чел.13,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 60 чел. Не голосовало 390 чел.86,7% Результат: не принято Отклоняется.