Заседание № 74

18.02.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 346821-4 "О внесении изменений в статью 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления порядка проведения реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджеты" (внесён А. Г. Ищуком в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5540 по 5715 из 6527
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 31 части    
первой Налогового кодекса Российской Федерации и в Бюджетный кодекс             
Российской Федерации в части установления порядка проведения реструктуризации   
задолженности по обязательным платежам в бюджеты". Докладывает Надежда          
Сергеевна Максимова от Комитета по бюджету и налогам.                           
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по бюджету и налогам рассмотрел законопроект,        
который был внесён Ищуком в период исполнения им полномочий члена Совета        
Федерации. Законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс,     
дополнив его нормой, предоставляющей налоговым органам право принимать          
решение о проведении реструктуризации задолженности по налогам, сборам,         
пеням, штрафам, начисленным за нарушение налогового законодательства, и         
одновременно предлагается дополнить Бюджетный кодекс отдельной главой,          
регулирующей порядок и условия проведения реструктуризации по этим платежам.    
                                                                                
По мнению автора законопроекта, такой закон призван устранить правовой пробел   
в части оснований реструктуризации обязательных платежей в соответствующие      
бюджеты. Мотивируется это тем, что в настоящее время такая реструктуризация     
осуществляется на основании отдельных постановлений Правительства Российской    
Федерации.                                                                      
                                                                                
Комитет, рассмотрев этот законопроект, не поддержал его концепцию по            
следующим основаниям.                                                           
                                                                                
Во-первых, право на проведение такой реструктуризации задолженности возникает   
не на основании постановления правительства, а на основании законов о           
бюджете. Мы, принимая законы о бюджете, даём право правительству                
реструктурировать задолженность по платежам в бюджет, а правительство,          
используя это право, предоставленное законом, выпускает постановление, где      
уже более конкретно прописывает порядок и условия этой реструктуризации.        
                                                                                
Во-вторых, мы с вами, принимая такие решения, - кстати говоря, на 2009, 2010    
и 2011 годы мы не принимали таких решений, - каждый раз понимаем, что это       
исключительная норма временного характера и она касается дополнительной         
государственной поддержки либо отдельных отраслей народного хозяйства, либо     
отдельных юридических лиц, которые имеют стратегическое значение. А вот если    
мы законодательно на постоянной основе закрепляем такую норму, то, по мнению    
комитета, мы нарушаем статью 57 Конституции, которая обязывает каждого          
налогоплательщика платить законно установленные налоги и сборы, и такая норма   
создаст предпосылки для невыполнения налогоплательщиками своих обязательств     
перед бюджетами в надежде на то, что они могут быть реструктурированы или       
списаны вообще, тем более сейчас, в условиях кризисной ситуации.                
                                                                                
В-третьих, следует учитывать, что действующие нормы Налогового кодекса, глава   
9, предусматривают предоставление права принимать решения об отсрочке или       
рассрочке по уплате налогов и сборов налоговым органам. Надо сказать, что       
изложение автором главы Бюджетного кодекса практически повторяет текст этой     
главы 9, заменяя только слова "изменение срока уплаты налога и сбора, а также   
пени" словами "реструктуризация задолженности по обязательным платежам в        
бюджеты".                                                                       
                                                                                
Вместе с тем надо иметь в виду, что, когда принимается решение о                
реструктуризации, она предполагается не только в форме переноса сроков уплаты   
платежей, она может быть и в форме размещения облигаций, передачи части         
акций, взносов в уставный капитал и так далее, то есть в каждом отдельном       
случае принимается конкретная форма реструктуризации задолженности. В           
представленном же проекте другие формы, кроме рассрочек и отсрочек платежей в   
бюджет, напрочь отсутствуют, то есть практически тема этой главой не            
исчерпывается. С нашей точки зрения, принимать такую главу, тем более           
дополнительную, отдельную главу, в Бюджетный кодекс в этих условиях             
нецелесообразно. По законопроекту имеются отдельные замечания                   
юридико-технического характера.                                                 
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной   
Думе отклонить указанный законопроект № 346821-4 "О внесении изменений в        
статью 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и в Бюджетный    
кодекс Российской Федерации в части установления порядка проведения             
реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджеты".             
Правительство также представило отрицательное заключение на данный              
законопроект.                                                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Депутат           
Федоткин, депутат Романов. Больше рук я не вижу, подвожу черту.                 
                                                                                
Депутат Федоткин.                                                               
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемая Надежда Сергеевна, я в понедельник выступал на         
станкостроительном предприятии, одном из крупнейших в стране, которое           
поставляло в советское время в семьдесят две страны мира токарные станки. За    
два месяца объём производства упал на 30 процентов. Большая проблема с          
выплатой даже небольшой, уже сократившейся заработной платы, нечем платить за   
имущество. Это не их вина, это наша вина, мы их загнали в кризис.               
                                                                                
Вот сегодня будем рассматривать подшипниковый завод. То же самое - без          
заказов остались, тоже нечем будет платить. То есть вал неплатежей сейчас       
будет резко возрастать. Если будем рассматривать каждое предприятие в           
отдельности, то, пока мы рассмотрим, их обанкротят, имущество распродадут,      
людей выгонят на улицу. Наверное, вы согласитесь, что нужны какие-то общие      
меры в условиях этого искусственно созданного руководством страны кризиса,      
для того чтобы предприятия могли уйти от банкротства и растаскивания            
имущества.                                                                      
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Владимир Николаевич.                                   
                                                                                
Вы, наверное, знаете, что в русле антикризисных мер мы здесь в том числе        
приняли пакет документов, касающихся именно финансовых взаимоотношений          
бюджетов всех уровней с налогоплательщиками, и там другие условия               
обозначаются. Вот тот вопрос, о котором вы говорите... Если предприятие не      
работает, не возникает момент уплаты налога, поскольку просто практически нет   
соответствующей выручки. Если он возникает, а у предприятия нет денег на        
счетах, то главой 9 налоговым органам по согласованию с финансовыми органами,   
кстати говоря, предоставлено право в ускоренном порядке принять решение о       
рассрочке уплаты налога. Это будет быстрее, чем если мы с вами будем решать     
вопрос через закон о бюджете, потом под это выпускать постановление, а потом    
будем уже определять, в каком режиме это будет работать. Я считаю, что нормы,   
которые действуют на сегодня, позволяют более эффективно и в кратчайшие сроки   
решать возникающие вопросы.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Романов Валентин Степанович.                      
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемая Надежда Сергеевна, у меня примерно такой же             
вопрос-сомнение. Если бы логика комитета прозвучала летом прошлого года, всё    
было бы понятно, но ситуация кардинально изменилась. И я о том же размышляю:    
либеральный курс оборачивается многими издержками. Например, наш знаменитый     
закон о банкротстве - он был дубиной и в первом варианте, и после уточнения     
он всё равно остаётся дубиной. И проблема задолженности по долгам - это тоже    
чудовищная машина. Далеко не всегда вина данного руководителя или данного       
коллектива в реальной сегодняшней кризисной обстановке, поэтому в тяжком        
размышлении Ищук, мой земляк. Сам он был руководителем крупного                 
финансово-промышленного комплекса, сейчас там какие-то изменения происходят.    
Но дело не в этом, я просто думаю о судьбе десятков тысяч предприятий,          
которые могут... (Микрофон отключён.)                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос.                                           
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Валентин Степанович, ваши вопросы и ваши сомнения по этому      
поводу... У нас в комитете это тоже прозвучало, мы тоже обсуждали это. Но я     
ещё раз повторяю, что тот законопроект, который представлен, - мы же о нём      
говорим - он просто других вопросов не решает, там реструктуризация и           
предоставление отсрочек, рассрочек по уплате налогов и задолженностей, то       
есть другой формы нет. А мы знаем, что реструктуризация может в других формах   
идти, и мы уже неоднократно с этим сталкивались, поддерживая                    
сельхозтоваропроизводителей, поддерживая тот же автопром и многие другие        
отрасли народного хозяйства. Законопроект не решает эти вопросы. Мы говорили    
также о том, что его нужно рассматривать, но в другом русле. Если уж в          
Бюджетный кодекс главу вносить, тогда давайте прописывать все формы             
поддержки, которые могут использоваться именно как исключительные формы, но     
по всем направлениям, а не только по уплате налогов. В данном случае это        
повторение главы 9 Налогового кодекса. То же самое там прописано: налоговый     
орган имеет право по согласованию с финансовыми органами предоставлять          
рассрочку и отсрочку и так далее. Другого ничего нет в этом законопроекте, он   
ничего нового не вносит.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Всё, присаживайтесь, Надежда Сергеевна.                                         
                                                                                
Коллеги, вопросы заданы. Настаивает ли кто-то на выступлении? Нет.              
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и в Бюджетный    
кодекс Российской Федерации в части установления порядка проведения             
реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджеты".             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки? Нет.                                                          
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 00 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за               59 чел.13,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     60 чел.                                          
Не голосовало                 390 чел.86,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.