Заседание № 144
О проекте федерального закона № 346786-6 "О внесении изменений в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части предоставления особых прав детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при приёме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Вячеслав Алексеевич Никонов. Микрофон включите, пожалуйста. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Для рассмотрения в третьем чтении представляется проект федерального закона "О внесении изменений в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Речь идёт о предоставлении особых прав детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при приёме на обучение по программам бакалавриата и специалитета и о возможности поступления дипломированных специалистов в магистратуру на бюджетные места. Во втором чтении законопроект был принят 22 января. Проект федерального закона прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, подготовлен комитетом к третьему чтению. Прошу принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступления по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
9-й, вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 55 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 143
О проекте федерального закона № 346786-6 "О внесении изменений в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части предоставления особых прав детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при приёме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета; принят в первом чтении 13 декабря 2013 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Вячеслав Алексеевич Никонов, пожалуйста. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Для наших детей не сделано ничего, пока не сделано всё. Комитет по образованию представляет на рассмотрение во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Напомню, законопроект предоставляет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, право зачисления на обучение по программам бакалавриата и специалитета в пределах установленной квоты - не менее 10 процентов от общего объёма контрольных цифр приёма, при этом сохраняется предусмотренная законом "Об образовании..." норма о приёме на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования. Ко второму чтению к законопроекту поступило девять поправок. Из них, пожалуй, наиболее существенная заключается в том, что теперь мы предлагаем, чтобы лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждённое присвоением им квалификации "дипломированный специалист", могли иметь право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, а именно: если студенты получили квалификацию "специалист" до 2011 года, то они могут учиться в магистратуре на бюджетных местах. Эта новая норма расширяет возможности для получения образования теми, кто ранее обучался по программе специалитета. На вопрос Олега Николаевича Смолина о причинах снятия с рассмотрения двух законопроектов, где предусматривалось увеличение квоты с 10 до 15 процентов, отвечаю: причина - в решении Совета Государственной Думы, которое было принято в понедельник, поскольку нормы, предусмотренные в обоих законопроектах, будут рассматриваться сегодня в числе поправок, внесённых к данному законопроекту. Шесть поправок, рекомендованных комитетом к принятию, сведено в таблицу № 1, три поправки, рекомендованные комитетом к отклонению, - в таблицу № 2. Законопроект без замечаний прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Комитет по образованию просит поддержать предложения по таблицам поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 09 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Олег Николаевич Смолин, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Я прошу вынести на отдельное голосование поправки 3 и 2, именно в таком порядке, из таблицы отклонённых. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2 без поправок 3 и 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 03 сек.) Проголосовало за 233 чел.51,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 233 чел. Не голосовало 217 чел.48,2 % Результат: принято Принимается. Поправка 3. Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги и уважаемый Сергей Евгеньевич! Я позволю себе напомнить парламентскую часть истории этого вопроса. По закону "Об образовании", который действовал до 1 сентября 2013 года, дети-сироты при поступлении в высшие учебные заведения пользовались льготами в полном объёме, причём без всяких квот. Аналогичная позиция нами предлагалась и в рамках законопроекта "О народном образовании", отклонённого большинством Государственной Думы, и когда обсуждался во втором чтении закон "Об образовании в Российской Федерации", и тогда большинство Государственной Думы с нами не согласилось в части сохранения этих льгот. Если теперь большинство Государственной Думы до этого дозрело, мы, естественно, это приветствуем, но, уважаемые коллеги, хотел бы обратить ваше внимание вот на какое обстоятельство: поскольку закон вступил в силу с 1 сентября, мы ещё не знаем, как работает и как будет работать система с квотами, это прояснится только следующим летом, - получается, что мы помогаем детям-сиротам за счёт детей-инвалидов, за счёт квоты, установленной для детей-инвалидов. Мне кажется, это не совсем правильно, поэтому мы, как, кстати, и наша коллега, член Совета Федерации и бывший член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Людмила Николаевна Бокова, предлагали, предлагаем и будем предлагать увеличить квоту с 10 до 15 процентов, чтобы не приходилось помогать одним детям за счёт других. Прошу поддержать поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Алексеевич, пожалуйста. НИКОНОВ В. А. Дорогие друзья, прежде всего я скажу, что коллега Бокова присоединилась к нашему законопроекту и сняла свою подпись под внесённым альтернативным законопроектом. Комитет, естественно, рассматривал предложение Олега Николаевича и отклонил его по пяти основаниям. Первое: законом "Об образовании..." установлен нижний предел - не менее 10 процентов, но на самом деле по решению ректората он может быть повышен и до 15 процентов, и даже до 20 процентов, хоть до 50 процентов, если наберётся столько льготников. Второе: против этой нормы, безусловно, выступают нынешние абитуриенты, потому что увеличение в полтора раза количества льготных мест негативно скажется на их шансах поступить в высшие учебные заведения. Третье: безусловно, такого же мнения придерживаются родители и нынешних абитуриентов, и будущих абитуриентов в нашей стране. Четвёртое: против этого возражают ректоры, потому что если они не будут выбирать норму в 15 процентов, то рискуют лишиться бюджетных мест в будущем году. И наконец, последнее, пятое обстоятельство заключается в том, что они точно не выберут норму в 15 процентов, потому что, как показывает опыт прошлого года, в среднем по России квота была выбрана только на 3 процента, поэтому никакой необходимости увеличивать её, меняя норму с не менее 10 процентов на 15 процентов, просто нет. Комитет предлагает эту поправку отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю поправку 3 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 49 сек.) Проголосовало за 193 чел.42,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 193 чел. Не голосовало 257 чел.57,1 % Результат: не принято Поправка отклонена. Олег Николаевич Смолин. Поправка 2. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, поправка 2 связана с поправкой 3, и, поскольку уважаемый Вячеслав Алексеевич привёл пять аргументов за отклонение, я приведу ровно столько же за принятие. Хочу заметить, что общее количество детей-инвалидов и детей-сирот, которые поступают в высшие учебные заведения, действительно не достигает 10 процентов, хотя статистика здесь довольно разная, но дети-инвалиды поступают далеко не на все специальности: они не поступают на медицинские специальности, как правило, на военные специальности, в силовые структуры, на инженерные специальности и так далее, и так далее, вот поэтому на самом деле, конечно, нельзя считать механически эту квоту. Это первое. Второе. Инвалидам нередко отказывают учебные заведения, где нет специально созданных условий. Если мы когда-то поступали без всяких оговорок, сдашь экзамены - поступаешь, то сейчас нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда человеку с инвалидностью говорят: у нас нет специально созданных условий, а в твоей индивидуальной программе реабилитации написано, что ты можешь учиться только в специально созданных условиях, поэтому у нас ты учиться не можешь. А льготой можно воспользоваться только один раз, в одном учебном заведении. Третье. Уважаемые коллеги, инвалиды в большинстве случаев относятся к людям с низкими доходами, поэтому им сложно получить платное образование. Четвёртое. Я хотел бы заметить, уважаемые коллеги, повторить ещё раз, что не совсем правильно, когда мы одним категориям льготников помогаем за счёт других. Мы в своё время принимали закон о монетизации, идеология которого заключалась в том, чтобы помогать бедным за счёт нищих, - я не думаю, что нужно повторять это. И наконец, пятое. Мне кажется, что окончательное решение можно было бы принять после того, как будет апробирован этот закон в процессе правоприменительной практики, поэтому сейчас, чтобы не ограничивать право, предлагаю принять норму о 15 процентах, а после, через год-два, определиться, как поступить дальше. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Алексеевич, пожалуйста. НИКОНОВ В. А. Ну, прежде всего я хочу подчеркнуть, что поправка 2 является технической, она позволяет принять поправку 3, против которой мы уже проголосовали. Что касается аргументов, то надо сказать, что ни один из прозвучавших аргументов не обосновывает, почему необходимо отказаться от нормы 10 процентов и принять норму 15 процентов, потому что ни одна из названных Олегом Николаевичем проблем этой поправкой, этим повышением не решается, это проблемы, которые лежат абсолютно в другой плоскости. И в заключение я хотел бы ещё от имени Комитета по образованию отдельно поздравить Михаила Алексеевича Моисеева с его юбилеем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю поправку на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 01 сек.) Проголосовало за 188 чел.41,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 188 чел. Не голосовало 262 чел.58,2 % Результат: не принято Поправка отклонена. Выносим законопроект на "час голосования".
5-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 16 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 134
О проекте федерального закона № 346786-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части предоставления особых прав детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при приёме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Следующий - 34-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Алёна Игоревна Аршинова докладывает. Пожалуйста. АРШИНОВА А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На днях исполнится почти год, как мы с вами приняли известный "закон Димы Яковлева", этот закон запретил гражданам США усыновлять, удочерять наших российских детей. Мы, конечно, не могли и не должны были спокойно смотреть на те случаи, когда граждане Соединённых Штатов Америки издевались над усыновлёнными российскими детьми в США, - как оказалось, жизни наших детей в Соединённых Штатах Америки не стоят и цента. Многочисленные сигналы в течение текущего года из Соединённых Штатов Америки о новых случаях издевательств - не только над российскими детьми, но и над казахскими, украинскими детьми - свидетельствуют о том, что мы приняли верное и, главное, своевременное решение. Однако, приняв этот закон, мы не только защитили наших детей, но и взяли на себя полные и безраздельные обязательства по заботе о российских детях-сиротах. В настоящее время, вы знаете, кемеровские депутаты внесли законодательную инициативу о полном запрете на иностранное усыновление, сейчас широко обсуждается, нужно это или нет, но хотелось бы сказать, что, самое главное, нам с вами нужно рассчитывать на свои собственные силы и решать проблему с усыновлением детей-сирот своими силами, силами нашего государства. Всем этим детям необходимо создать условия для полноценного развития, предоставлять одинаковые стартовые возможности наряду с другими детьми, и задача это, согласитесь, непростая, но решить её вполне реально. Для её эффективного решения в Государственной Думе активно работает рабочая группа по развитию института усыновления в Российской Федерации, и многие из вас сопереживают, участвуют в её работе и вносят посильный вклад, с тем чтобы решить эту проблему раз и навсегда в нашей стране. Хотелось бы подчеркнуть, что курирует работу этой группы депутатов лично зампред Государственной Думы Сергей Иванович Неверов, также курирует и координирует эту работу первый заместитель председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Юрьевна Баталина, и, конечно же, работа продвигается очень активно. Конечно, никто из нас с вами не будет спорить с тем, что отсутствие в действующем законе "Об образовании..." нормы, которая позволяла бы зачислять в вузы вне конкурса для обучения за счёт средств бюджета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приводит к тому, что в вузы многие из детей-сирот не поступают, многие из них, вы знаете, очень неуверенны в себе, поэтому их нужно поддерживать. Сейчас по действующему закону "Об образовании..." детям-сиротам, если они не сдали успешно экзамен, не прошли по конкурсу и не зачислены на желаемый факультет университета, предоставляется право подать документы, для того чтобы их зачислили на подготовительные отделения, - они будут и получать стипендию, и, конечно же, жить в общежитиях. Каждый из нас в своём регионе проводит приём избирателей и активно старается помочь приёмным родителям, помочь таким деткам, вот, например, как я в Чувашии: я знаю эти многодетные семьи, приёмные семьи, я знаю, как трудно родителям. Мы с вами слышим призывы о помощи, а дополнительная льгота вот, к сожалению, выпала из этого закона - я думаю, что она должна быть возвращена. Конечно, будут усыновлять, будут принимать в семьи, может быть, и без льгот, но эта льгота просто их подкрепит. Действующий закон, конечно, помогает реализовывать право на образование, также хотелось бы вспомнить и тот закон, который у нас действовал, и Конституцию: вне зависимости от социального статуса, положения и других обстоятельств все имеют право на образование, и все, конечно, должны иметь равные жизненные шансы. Поэтому мы, группа депутатов, - в частности, авторами, кроме вашей покорной слуги, являются и Николай Иванович Булаев, и Григорий Артёмович Балыхин, и Николай Сергеевич Валуев, всего более тридцати пяти депутатов - предлагаем поддержать этот законопроект, который даёт гарантии доступности реализации права на образование независимо от социального положения. Для более полной реализации данного принципа мы предлагаем внести изменения в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и установить соответствующие привилегии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц в возрасте до двадцати трёх лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставить им особое право на приём в высшее учебное заведение в пределах установленной квоты (это не менее 10 процентов от общего объёма) за счёт средств бюджета соответствующего уровня при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Также предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и закрепить их в статье "Дополнительные гарантии права на образование". При этом мы сохраняем для данных категорий абитуриентов возможность бесплатно получить подготовку на подготовительных отделениях федеральных гособразовательных организаций высшего образования, о которых я уже сказала. Уважаемые коллеги, я хотела бы подчеркнуть, что принятие этого федерального закона не потребует ни дополнительного расходования средств из федерального бюджета, ни введения или отмены налогов, при этом не потребуется ни увеличивать численный состав федеральных органов госвласти, ни вносить какие-либо изменения в другие законодательные акты. Я прошу вас поддержать данный законопроект вне зависимости от фракционной принадлежности и проголосовать за его принятие, чтобы у наших детей-сирот, у тех, кто оказался в таких жизненных обстоятельствах, появился дополнительный шанс войти во взрослую жизнь наравне с другими детьми. Спасибо за внимание, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алёна Игоревна, присаживайтесь. Вячеслав Алексеевич Никонов. НИКОНОВ В. А. Глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич, дорогие друзья, уважаемые коллеги! Это важный законопроект. Действительно, приняв "закон Димы Яковлева", мы взяли на себя дополнительные моральные обязательства: дети-сироты должны получить возможность нормально социализироваться, получить хорошее образование. Действующий закон "Об образовании..." предусматривает особые права при приёме на обучение детей-сирот: прежде всего это право приёма на подготовительное отделение образовательных организаций и право преимущественного зачисления по программам бакалавриата и специалитета при прочих равных условиях. При этом действительно из закона выпала норма, которая позволяла детям-сиротам поступать в высшие учебные заведения вне конкурса, и исчезла она, в общем-то, не случайно, было как минимум два обстоятельства, которые двигали тогда и Комитетом по образованию, и законодателями. Первое обстоятельство - это, что не так важно, сколько детей-сирот поступят в высшие учебные заведения, гораздо важнее, сколько из них закончат их. К сожалению, имеющаяся статистика такова: в первую же сессию отсеиваются 40 процентов детей-сирот, а всего высшие учебные заведения не заканчивают порядка 80 процентов. Поэтому поступило предложение о том, чтобы всё-таки действовала норма, в соответствии с которой дети, которые не могут поступить на общих основаниях, поступали на подготовительные отделения. И второе обстоятельство - это позиция Российского союза ректоров, ректоры были достаточно единодушны в этом вопросе, они считали, что, конечно, дети-сироты, не способные поступить сразу, должны проходить через подготовительные отделения. Тем не менее Комитет по образованию счёл принятие этого законопроекта целесообразным. Мы не меняем существующие льготы, мы их дополняем, это дополнительная льгота, то есть реально сейчас сирота может выбрать, идти ли на подготовительное отделение или поступать сразу в высшее учебное заведение. У меня, конечно, есть подозрение, что подавляющее большинство будет сразу поступать в вузы и опять же 80 процентов из них не будет вузы заканчивать, тем не менее попробовать нужно. Есть заключение комитета-соисполнителя, Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, - положительное, есть заключение Правового управления - положительное, есть положительный отзыв Правительства Российской Федерации, которое поддерживает эту норму в порядке эксперимента. Кроме того, есть отзывы от тридцати одного законодательного и сорока исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, все они положительные. Комитет Государственной Думы по образованию и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагают принять этот законопроект в первом чтении. Да, законопроект не беспроблемный, и комитет дал поручение Министерству образования и науки очень тщательно следить за тем, как будет реализовываться эта норма. Безусловно, мы обещаем вернуться к анализу реализации этой нормы в конце 2015 года и в 2016 году. Сейчас же и Комитет Государственной Думы по образованию, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагают поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Виталий Сергеевич Золочевский, пожалуйста. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С., фракция ЛДПР. Уважаемая Алёна Игоревна, скажите, пожалуйста, думали ли вы о том, что большое количество наших граждан, не имеющих достаточного финансового обеспечения, то есть семьи малообеспеченные, возможно, одинокие матери, будут отказываться от детей пятнадцати-шестнадцати лет, делая это умышленно, чтобы дети в итоге смогли поступить на бесплатное обучение после окончания школы? И это может привести к достаточно серьёзным последствиям именно в наших русских глубинках, в которых и так живут не очень хорошо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алёна Игоревна Аршинова, пожалуйста. АРШИНОВА А. И. Виталий Сергеевич, благодарю вас за вопрос. Хотелось бы акцентировать внимание на том, что такие вопросы мы обсуждаем в рамках Комитета по образованию, поэтому приходите - будем обсуждать все возможные риски, если потребуются какие-то изменения, мы это с вами сделаем. Что касается отказа от детей, то подобные случаи пока мы не фиксировали, если вам что-то известно, то, пожалуйста, сообщите, будем с вами обсуждать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Я так понимаю, Вячеслав Алексеевич и соавтором является, и от комитета выступал. Скажите, пожалуйста, насколько корректно употребление названия "закон Димы Яковлева", ведь погибло несколько десятков наших детей (известные случаи) из восьмидесяти пяти тысяч, вывезенных только в Америку? Я думаю, что это некорректно, надо номер закона называть. У меня вопрос следующего характера: какого количества детей касается этот закон? Когда говорят, что 40, 80 процентов, то непонятно, от какого числа. И ещё: скажите, пожалуйста, а почему аналогичная поправка при принятии закона "Об образовании..." была отклонена? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Алексеевич Никонов, пожалуйста. НИКОНОВ В. А. Ну, во-первых, я не являюсь соавтором этого законопроекта. Что касается количества детей-сирот, заканчивающих учебные заведения, то в среднем их порядка пятнадцати тысяч. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Вячеслав Алексеевич, ЛДПР поддержит эту инициативу, однако ваши опасения, что порядка 80 процентов таких студентов не закончат высшие учебные заведения, заставляют задуматься о причине, почему это происходит. Вы, наверное, помните, недавно в Интернете был ролик: старшие девушки-выродки избивали трёх-четырёхлетних детей-сирот в детском доме, и, когда их опрашивали, они сказали, что сами тоже проходили через такие вот "воспитательные работы". Вот как вы думаете, если человек с детства испытывает моральные и физические страдания, неужели у него будут хорошие предпосылки для полноценного окончания вуза? Конечно нет. И, посещая подобные учреждения, где содержатся дети-сироты, общаясь с ними кулуарно, без присутствия их воспитателей, я постоянно слышу жалобы на то, что над ними издеваются, недокармливают, с ними очень грубо обращаются, им хамят, - может быть, причина... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Алексеевич Никонов, пожалуйста. НИКОНОВ В. А. Да, действительно, есть проблема, подобное происходит в детских домах, и это, конечно, отражается на учебном процессе, на том, как дети осваивают учебные дисциплины, но я не думаю, что данным законопроектом мы каким-то образом можем в лучшую или худшую сторону повлиять на ситуацию в детских домах. Получается, мы восстанавливаем ту норму, которая существовала, действовала и в прошлом году, и во все предыдущие годы, в данном случае мы просто немного расширяем перечень тех льгот, которые получают дети-сироты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Евдокия Ивановна Бычкова. БЫЧКОВА Е. И. Уважаемая Алёна Игоревна, безусловно, это очень важный законопроект, он просто необходим, и, естественно, за него действительно все будут голосовать. Статистика, которую Вячеслав Алексеевич привёл и на которую я хотела бы сослаться, показывает, что детям, которые поступают в вуз, очень сложно именно на первых курсах справляться с учебной программой. Вы знаете, сегодня принимали законопроект, предусматривающий норму о том, что органы местного самоуправления оказывают содействие общественным организациям, и в связи с этим хотелось бы предложить, чтобы как раз оказывалась помощь нашим детям-сиротам и в плане учёбы в вузе, и в трудоустройстве, и в других моментах. Именно вот здесь надо было бы, может быть, действительно обязать органы местного самоуправления создать как можно больше общественных организаций, волонтёрских организаций, чтобы они... ну, не контролировали, а помогали, отслеживали судьбу каждого ребёнка и самых способных детей, уже начиная с интерната... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алёна Игоревна Аршинова, пожалуйста. АРШИНОВА А. И. Евдокия Ивановна, я полностью с вами согласна и вас поддерживаю. Мне кажется, для этого, наверное, не нужны наши законодательные инициативы, здесь просто нужна наша гражданская активность в этом вопросе, есть достаточно много идей на этот счёт. Спасибо за то, что вы поддерживаете этот законопроект, надеюсь, что мы все сегодня проголосуем за его принятие в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Михайлович Мархаев. МАРХАЕВ В. М. Спасибо. Алёна Игоревна, вопрос вам. Несомненно, нужен, необходим данный закон, но меня интересует следующее: не рассматривали ли вы вопрос о льготах для детей, отцы которых погибли в чеченской войне? Ранее были эти льготы, на сегодня их нет, а, поверьте, детей данной категории у нас в России достаточно много. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алёна Игоревна, пожалуйста. АРШИНОВА А. И. Благодарю вас за данный вопрос. Я также приглашаю вас на заседание Комитета по образованию. Давайте попробуем обсудить все стороны этого вопроса, и если действительно есть у нас широкая поддержка со стороны коллег, фракций, то можем подготовить законопроект, посвящённый решению этого вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Иванович Булаев. БУЛАЕВ Н. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, дети-сироты - это, на мой взгляд, на самом деле особая категория детей. Я достаточно давно, уже десять лет, не работаю в школе, в системе образования, но могу сказать, что в моей практике было много детей-сирот, которых я учил. Это разные дети, но абсолютное большинство из них испытывают естественную потребность в наличии рядом человека, которому можно было бы довериться, рассказать о своих проблемах и, может быть, во время этих эмоциональных рассказов пожаловаться на жизнь так же, как жалуются наши дети у нас в семьях, и ничего странного в этом нет. Я не думаю, что у нас в стране есть системные случаи, когда мы таких детей недокармливаем, обижаем и так далее, думаю, что это всё-таки частные случаи, проблемы частного характера, которые нам нужно решать, но я уверен, что абсолютное большинство людей, работающих в системе образования, относятся к детям-сиротам как к своим детям. Что касается нашего законопроекта, то у меня нет сомнений в том, что его нужно принимать, я только на несколько вещей хотел бы обратить особое внимание. Этот законопроект не ущемляет права других детей, предоставляемая нами льгота - это льгота в рамках действующей ныне квоты, 10 процентов. В рамках этой квоты мы сегодня принимаем только детей-инвалидов, теперь в рамках этой квоты будут приниматься и дети-сироты, что, конечно, повышает конкуренцию среди этой группы детей, и это очень важно отметить. Я думаю, что при подготовке законопроекта ко второму чтению имеет смысл подумать о том, о чём говорил Вячеслав Алексеевич, - об уровне их подготовки к поступлению в вузы. Да, он бывает недостаточен, но, мне кажется, было бы целесообразно принять норму, согласно которой дети-сироты могли бы обучаться на подготовительных курсах. Я акцентирую внимание на слове "курсы", потому что это то, что действует в системе вузов постоянно, давно, только сегодня это делается на внебюджетной, платной основе, а я думаю, что мы могли бы обязать вузы предоставлять эти услуги детям-сиротам на бесплатной основе, и тогда подготовка этих детей к учёбе в вузах была бы более качественной, а при их адаптации в системе вузовского образования не возникало бы проблем. Мне представляется, что наш законопроект ко второму чтению, наверное, видоизменится, но будет учтена главная проблема. Николай Васильевич упрекнул нас, что мы при рассмотрении в первом чтении законопроекта об образовании эту норму не приняли. Я напомню, что тогда дискуссия была большая, широкая, но главное - итог: в 2013 году дети-сироты поступали на внеконкурсной основе, эта льгота действовала. И нормы, которые мы принимаем сегодня, по сути, делают этот процесс непрерывным: в 2013 году норма действовала, будет действовать и в 2014 году... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, данный законопроект не бесспорный. Вы, конечно, знаете такое выражение: не учите меня жить, лучше помогите материально. Я не стал задавать вопрос, спрашивать, какую пенсию получают эти дети, но я вам могу сказать, что дети-инвалиды, а это гораздо более тяжёлая категория, получают пенсию в размере 8 тысяч 700 рублей. Если они теряют одного кормильца, то им доплачивается... вернее, им не будет ничего доплачиваться, ну, это из другой сферы. Коллеги, вот вчера мы с вами послание слушали. Николай Иванович, мне кажется, вы не совсем правы, когда говорите, что не будет никакой конкуренции, - будет конкуренция, по крайней мере будет конкуренция между этими детьми и детьми-инвалидами. Это первое. Второе. Вчера президент... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИВАНОВ С. В. Прекрасно, прекрасно! Вчера президент сказал, что все родители хотели бы, чтобы их дети пошли в вуз, получили высшее образование. У меня сразу вопрос: а кто же тогда будет токарем работать, кто будет работать, извините, в поле, коров доить и так далее? Дети-инвалиды и дети-сироты, о которых сейчас идёт речь, к сожалению, - ещё раз говорю: к сожалению! - имеют очень низкое образование и конкурировать здесь они не смогут, но если эта норма превратится в конкурирующую норму, то это значит, что кто-то, кто, может быть, действительно более подготовлен, эту стипендию не получит. Поэтому, уважаемые коллеги, мне сложно сказать, стоит принимать этот закон или не стоит. Вообще, после того как мы этот нашумевший "закон Димы Яковлева" приняли, государство полностью взяло на себя заботу обо всех таких детях. Вот почему-то закон, который предложила фракция ЛДПР, о защите детей-инвалидов, о двух пенсиях, вы не хотите принять, и ребёнок-инвалид, который сам практически ничего сделать не сможет, вторую пенсию получать не будет, потому что не получила положительного заключения правительства фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и примкнувшие к ней лица из Общероссийского народного фронта, которые все говорят, что они там не состоят, - это общая ваша ответственность! А вот сейчас мы рассуждаем: давайте дадим им такое право, пусть они без конкурса поступают в вузы. А между прочим, прав содокладчик, когда говорит, что они не станут доучиваться, потому что у них немножко менталитет другой, они с детства воспитаны в такой среде, что им не до вуза, их надо в суворовские училища определять, а потом в военные училища - вот они будут хорошими защитниками Отечества, злыми и бескомпромиссными, но не в этой сфере! Так что, уважаемые коллеги, давайте до нового года, до окончания осенней сессии, примем закон о второй пенсии для детей-инвалидов, и это будет действительно проявлением заботы государства о детях, находящихся в такой тяжёлой ситуации, а поступать им в вуз или не поступать... Вы знаете, неважно, есть у ребёнка родители или нет, если он самородок, как Ломоносов и другие, это сразу видно, он в вуз всегда поступит, его возьмут даже без конкурса, а вот плодить... ну не знаю, не буду ничего говорить, мне кажется, это неправильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Евграфович Шудегов. ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Безусловно, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект. Хочу только отметить, что три года шла работа над новым законом "Об образовании..." и мы допустили, как сказал наш председатель, ляпы при принятии этого закона, так что данный законопроект решает всего лишь один из выпавших вопросов, за решение которого мы боролись - и фракция КПРФ, и фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Дальше. Вчера вот, кстати, в своём Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации отметил, что необходимо сейчас решать проблему с платой за студенческие общежития. Конечно, туда надо приплюсовать и вопросы платы за общежития для студентов ссузов, затем вопросы платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных учреждениях, и это всё вопросы, которые мы поднимали, когда предлагали поправки, но нас не слышали - и вот сейчас, как мы видим, уже возникают проблемы. Хочу также отметить, что полностью согласен с предыдущим выступавшим. Ведь дело не только в том, чтобы поступить, - и Вячеслав Алексеевич уже сказал, что 80 процентов недоучиваются, - у них главная проблема, куда пойти жить после интерната. Их выгоняют из этих интернатов, они уже не имеют права там жить, и, конечно, учёба в вузе в какой-то степени даёт возможность проживать в общежитии, получать повышенную по сравнению с остальными студентами стипендию, но, к сожалению, уровень их подготовки действительно существенно ниже. Вот кто-то обучался в профильном классе, у кого-то были репетиторы, кто-то вырос в семье дипломатов, в семье профессоров - безусловно, несопоставимо разный уровень, и этим детям очень сложно адаптироваться. Более того, скажу, что очень большая проблема - материальная. Вот сегодня все, кто работает в сфере образования, знают, что гораздо дешевле учиться на платной основе у себя, в своём городке, нежели ехать в областной центр учиться на бюджетной основе, я уж не говорю про мегаполисы, поэтому как таким детям выжить в этих условиях? И здесь Иванов абсолютно прав, мы должны думать прежде всего о том, чтобы создавать для них учебные места в системе среднего профессионального образования с полным государственным обеспечением: суворовские, нахимовские училища, кадетские корпуса, для девушек - всевозможные курсы сестёр милосердия, где были бы жильё, питание, обучение - всё было бы, и вот тогда действительно проблема будет решаться. Безусловно, надо сегодня поддержать данный законопроект, и наша фракция его поддержит. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виталий Сергеевич Золочевский. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Благодарю. Здесь Булаев Николай Иванович уважаемый сказал, что он уже десять лет как не работает в школе, а в июне следующего года будет десять лет, как я в школе не учусь, - тоже не так давно от этого ушёл. И я хотел бы отметить, что ошибки в системе образования в нашей стране сегодня носят системный характер. Молодые люди, окончив школу, - это в основном касается юношей - поступают в высшие учебные заведения не для того, чтобы получить какие-то знания, специальность, а для того, чтобы не попасть в армию, потому что многие, к сожалению, не хотят идти служить в Вооружённые Силы. Страна очень сильно изменилась, и, при всём моём уважении к коллегам из фракции Коммунистической партии, я должен сказать, что от советских устоев, правил и норм нужно отходить, пора наконец перестать давать людям льготы, надо начинать давать деньги: льготы в современной России - это унижение человека! Когда дают деньги, человек видит, что ему дают, - деньги ведь не унижение, их можно потратить так, как человек считает нужным. Тут говорили, что можно поступить учиться за деньги по месту жительства, но там, где человек живёт, в областном центре или в каком-то другом городе, не всегда можно получить высшее образование, а получив деньги, человек всегда может выбрать, что с ними делать, как ими распорядиться. Действительно, может быть, он не захочет получать высшее образование, а станет токарем. Людей таких профессий, таких специалистов, которые были в советское время в достаточном количестве, сейчас очень не хватает, и нормального сантехника найти в Москве и в других регионах уже большая проблема, а, к сожалению, передачи опыта не существует. Военным выдаются жилищные сертификаты, сиротам выделяются квартиры, но все эти законодательные нормы очень сильно хромают, и на сегодняшний день многие не получают тех льгот и благ, которые предусмотрены законодательством. Вчера, после того как мы заслушали послание президента, я спустился в приёмную Государственной Думы и получил обращение от гражданина, который приехал из Краснодарского края и жаловался на то, что он сирота и не смог получить квартиру. Его обманули, потому что он недостаточно юридически грамотен, заселили в какое-то муниципальное учреждение, потому что в сельском поселении нет фонда жилья, и эти проблемы повсеместно, это те проблемы, о которых вы говорите сейчас, что либо деньги, либо льготы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты, Сергей Владимирович использовал только три. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемые коллеги, нужно подумать, стоит ли оставлять те льготы, которые де-факто оказываются коррупционноёмкими, не проще ли выделять конкретные средства, чтобы человек сам решил, куда их потратить - на лекарства, на отдых, на обучение, может быть, он займётся здоровьем, может быть, у него есть другие проблемы, на решение которых он захочет их привлечь. Когда мы даём какие-то дополнительные льготы нашим социально неблагополучным категориям граждан, они это воспринимают с благодарностью, и в этом смысле, безусловно, законопроект и важный, и нужный, но я говорю о том, что, возможно, стоит пересмотреть подход к вопросу в целом. Ведь мы же недаром недавно провели монетизацию льгот пенсионеров, и она прошла не очень хорошо опять-таки, то есть есть что поправить. Много проблем и у сирот, и у других категорий граждан, которые стоит поддерживать, поддерживать именно в финансовом плане. Те же матери-одиночки: у них тоже большие проблемы, и получается, что детям данной категории граждан надо тоже предоставить возможность поступать в вузы в льготном порядке. Получается, что образуется очередь: сначала сироты, потом матери-одиночки... Но это невозможно, вы сами это прекрасно понимаете. Может быть, убрав эти льготы, которые кому-то, возможно, и не нужны, какие-то ассигнования направлять действительно через социальные ведомства людям, которые хотят работать, готовы, получив от государства эти средства, получить образование, хотят достигнуть результата и жить лучше, потому что проблем сегодня много. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алёна Игоревна, будете выступать? Нет. Вячеслав Алексеевич? Нет. Выносим на "час голосования".
34-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 40 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.