Заседание № 157

21.04.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 346782-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 969 по 1007 из 6814
Блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. Вопрос 2. О проекте      
федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в     
разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок". Доклад   
председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и               
процессуальному законодательству Павла Владимировича Крашенинникова.            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Если       
можно, два вопроса сразу, они связаны - один предмет рассмотрения.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И 3-й вопрос также будет докладывать Павел Владимирович   
Крашенинников.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, данные законопроекты были внесены        
Президентом Российской Федерации 22 марта 2010 года. Мы их рассматривали в      
первом чтении 9 апреля, во втором - 16 апреля. Напомню, что данные проекты      
связаны с компенсацией гражданам за затяжку судопроизводства, нерассмотрение    
дела в разумный срок, а также за затяжку исполнения судебного акта. Данные      
законы в первую очередь нужны российским гражданам, чтобы не нарушались их      
права. Мы считаем, что данные документы также несут дисциплинарную нагрузку,    
поскольку это будет дисциплинировать наши суды, так как в случае затяжки        
будет отвечать Российская Федерация.                                            
                                                                                
Мы считаем, что документы готовы. Проведены правовая и лингвистическая          
экспертизы, и оба законопроекта готовы к принятию в третьем чтении.             
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович.                              
                                                                                
Есть ли какие-то замечания, уточнения, выступления по мотивам? Есть: Иванов     
Сергей Владимирович. По какому пункту? По пункту 2. Я ещё раз тогда говорю,     
что докладывали оба проекта федеральных законов. Иванов записался по пункту     
2. Ещё есть желающие? Груздев по 2-му пункту? По 3-му пункту будет выступать    
Груздев, записал. Выносим 2-й и 3-й пункты на "час голосования".                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1155 по 1227 из 6814
По 3-му вопросу по мотивам выступает Груздев Владимир Сергеевич.                
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, статья 53 Конституции Российской Федерации закрепляет        
право каждого россиянина на возмещение государством вреда, причинённого         
незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или    
их должностных лиц. Конституция является нормативным актом прямого действия,    
однако данная статья, как показывает практика, на сегодняшний день носит        
общий характер. Поэтому, чтобы гарантировать судебную защиту права граждан на   
судопроизводство в разумные сроки и права на исполнение в разумные сроки        
вступивших в законную силу судебных актов, Президентом Российской Федерации     
внесён закон, проект которого мы принимаем сегодня в третьем чтении.            
                                                                                
К принятию этого законопроекта нас подталкивают и международные                 
обязательства, вытекающие из Европейской конвенции о защите прав человека и     
основных свобод, и рекомендации Европейского Суда по правам человека. Не        
секрет, что у нас встречаются случаи неоправданного затягивания сроков          
судопроизводства, исполнения вступивших в законную силу судебных актов. Этим    
нарушаются права участников судопроизводства на разбирательство дела в          
разумный срок, предусмотренные статьёй 6 конвенции.                             
                                                                                
Вопрос, который волнует каждого из нас, мы можем сформулировать так: поможет    
ли закон реально уменьшить количество случаев волокиты в наших судах? Многие    
правоведы небезосновательно считают, что проблема соблюдения сроков             
рассмотрения гражданских, уголовных и арбитражных дел носит исключительно       
технический характер и может быть просто решена без специального закона,        
достаточно просто разобраться с вопросом нагрузки судей. Не будем отрицать,     
что иногда судебные разбирательства или следствие затягиваются не из-за         
бюрократических проволочек, а по злому умыслу. Обсуждаемый законопроект         
призван выполнить превентивную функцию - предотвратить нарушения со стороны     
органов государственной власти, и в этом его безусловная ценность и важность.   
Он часть системной работы, в том числе и по противодействию коррупции. В        
случае принятия новый закон усилит персональную ответственность участников      
судебного процесса и следствия за волокиту, тем более за такую, которая         
повлекла за собой выплату компенсаций пострадавшей стороне, судью могут         
лишить полномочий, а это уже очень серьёзный стимул избежать затягивания        
сроков.                                                                         
                                                                                
Ещё один принципиальный, важный момент: для получения компенсации не нужно      
будет устанавливать вину или причину нарушения сроков. Сам факт затягивания     
уже будет достаточным основанием для выплат.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я призываю всех вас проголосовать за принятие                
законопроекта. Мы имеем возможность принять действенные меры по защите          
интересов всех потерпевших. Обсуждаемый законопроект позволяет нам              
существенно повысить степень правовой защиты наших граждан. Фракция "ЕДИНАЯ     
РОССИЯ" его поддержит обязательно.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении проект           
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации     
за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на             
исполнение судебного акта в разумный срок". Кто за? Прошу голосовать.           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              449 чел.99,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    449 чел.                                          
Не голосовало                   1 чел.0,2%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 155

16.04.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 346782-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3617 по 3694 из 7051
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального      
закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок    
или права на исполнение судебного акта в разумный срок". Павел Владимирович     
Крашенинников доложит нам этот вопрос.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Как     
вы понимаете, этот закон идёт в развитие того, который мы только что приняли    
во втором чтении. У нас здесь тоже такая интересная ситуация: есть таблица 1,   
в ней шесть поправок, которые, на наш взгляд, улучшают текст закона. Наш        
комитет предлагает таблицу 1 принять.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице 1? Нет. Прошу проголосовать    
за таблицу 1 по предложению комитета. Кто за?                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              405 чел.90,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Павел Владимирович.                                                 
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. У нас таблицы 2 нет, но есть таблица 3, где я автор         
поправки, по которой мы согласование с правительством не смогли пройти.         
Чтобы, так сказать, не вызывать каких-то недоразумений, я просто снимаю         
данную поправку и соответственно таблицу 3.                                     
                                                                                
Вчера мы провели заседание комитета, это связано с тем шестимесячным сроком,    
про который я говорил по предыдущему законопроекту. Здесь унификация            
происходит с другими законодательными актами: с Арбитражным процессуальным      
кодексом, с Гражданским процессуальным кодексом, здесь всё увеличивается с      
трёх до шести месяцев. Это у вас дополнительная таблица, которая                
рекомендована комитетом к принятию.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли возражения против данной таблицы поправок?        
Представители президента и правительства? У коллег-депутатов? Тоже нет.         
                                                                                
Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять данную таблицу поправок?     
Прошу проголосовать.                                                            
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              358 чел.79,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    358 чел.                                          
Не голосовало                  92 чел.20,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении? Прошу   
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              410 чел.91,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    410 чел.                                          
Не голосовало                  40 чел.8,9%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 153

09.04.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 346782-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2242 по 2983 из 6175
Гарри Владимирович, правильно ли я понимаю, что вы будете докладывать сразу     
ещё и по пункту 8, и по пункту 9?                                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По пунктам 7, 8 и 9.                                      
                                                                                
Коллеги, мы на Совете так договорились, что у нас будет один доклад по трём     
пунктам повестки дня, а содокладов будет два от комитетов. Поэтому я зачитаю    
названия законопроектов и под пунктом 8, и под пунктом 9. Пункт 8 - проект      
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации     
за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на             
исполнение судебного акта в разумный срок" и пункт 9 - проект федерального      
закона "О внесении изменений в статьи 24 и 26 Федерального конституционного     
закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Федеральный              
конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". Докладывает       
полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной     
Думе Гарри Владимирович Минх.                                                   
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!             
Действительно, я попросил по трём пунктам сегодняшнего порядка работы           
Государственной Думы дать возможность выступить с одним докладом, потому что    
законопроект, который стоит первым в нашей линейке из трёх пунктов, базовый,    
а два других законопроекта - один обычный с точки зрения формы законопроект,    
а второй - проект федерального конституционного закона, он связан с             
корректировкой двух конституционных законов, тематически, повторяю, предметно   
это, по сути дела, одна тема, и связана она с решением той задачи, которая      
состоит в том, что нам необходимо всё-таки преодолеть определённые недостатки   
в деятельности нашей судебной системы. И не только деятельности судов и         
судопроизводства в узком смысле этого слова, но и включая стадию исполнения     
судебных решений, в отношении которой у нас, как вы тоже прекрасно это          
знаете, существуют достаточно серьёзные проблемы.                               
                                                                                
И здесь я хотел бы обратить внимание на то, что для того чтобы обеспечить       
более качественную реализацию прав граждан на судебную защиту - неоднократно    
и глава государства Медведев Дмитрий Анатольевич, и сами судьи российские       
обращали на это внимание, говорили об этом, - нам необходимо создать            
компенсационный механизм, который защитил бы право граждан на                   
судопроизводство, и прежде всего в контексте того законопроекта или тех         
законопроектов, о которых я сегодня докладываю, на разумный срок длительности   
этого судопроизводства и также на разумный срок исполнения судебного акта. С    
точки зрения наших коллег из Европейского Суда по правам человека, проблему     
судопроизводства нельзя отрывать от проблемы исполнения судебных решений. Они   
совершенно справедливо полагают, точно так же, как и наши коллеги - судьи       
российские, что принятие судебного решения, которое затем не исполняется, -     
это не защита прав граждан, не реализация права граждан на судебную защиту,     
а, по сути дела, издевательство и над гражданами, и над судебной системой.      
                                                                                
Эта проблема, о которой сегодня мы с вами будем говорить, рассматривалась и в   
послании президента Федеральному Собранию, причём не в том, которое было в      
прошлом году, а в том послании, которое состоялось 5 ноября 2008 года. И        
кроме того, эта же проблема обозначалась Президентом Российской Федерации на    
VII Всероссийском съезде судей 2 декабря 2008 года. И я специально обращаю      
ваше внимание на то, что это мы сами сделали ещё в 2008 году, потому что те     
решения, которые были приняты Европейским Судом, ну, в частности, по делу       
"Бурдов против Российской Федерации...", о котором здесь сегодня тоже,          
видимо, будут говорить, и тот срок вступления законопроекта в силу, который     
здесь предусмотрен, - 4 мая текущего года... Это тот срок, который был          
предложен Европейским Судом по правам человека как раз в рамках рассмотрения    
дела "Бурдов против Российской Федерации, № 2" - было ещё на более ранних       
стадиях первое дело, ну а это уже идёт дело № 2, и его рассмотрение было        
позже и послания президента, и VII Всероссийского съезда судей. Поэтому здесь   
я хочу ещё раз подчеркнуть, что мы с вами сейчас будем стремиться к тому,       
чтобы решить проблему, которую и мы сами осознаём как реальную проблему,        
тормозящую развитие нашей судебной системы и системы защиты прав граждан, и,    
кроме того, - тоже следует на это обратить внимание, - наши коллеги из Совета   
Европы, из Европейского Суда тоже нас стимулируют двигаться в этом              
направлении.                                                                    
                                                                                
Дело, о котором я сейчас сказал, связано с тем, что Европейский Суд по правам   
человека в рамках своего судопроизводства выявляет системные нарушения, и       
такое выявление системных нарушений тем делам, которые рассматриваются в        
рамках этого выявления системных правонарушений, придаёт несколько иной         
статус, чем обычным делам. Это дела, которые носят, ну, по сути, пилотный       
характер (это терминология, которая используется в Европейском Суде по правам   
человека), это означает, что те дела, которые будут заявлены по аналогичным     
основаниям, по сути дела, уже будут рассматриваться Европейским Судом по вот    
тому шаблону, в хорошем смысле этого слова, по тому образцу, по той модели,     
которая уже задана делом, рассмотренным при выявлении этих системных            
нарушений.                                                                      
                                                                                
Что касается статистики, насколько нарушения, о которых сегодня мы будем        
говорить, носят системный характер, то надо сказать, что в настоящее время на   
рассмотрении в Европейском Суде по правам человека представлено порядка         
тридцати восьми тысяч жалоб от российских граждан против России и порядка 30    
процентов из этих тридцати восьми тысяч - это дела, связанные с                 
несоблюдением, по мнению граждан, разумных сроков судопроизводства и            
исполнения судебных актов. Как я уже говорил, то дело, которое рассмотрел       
Европейский Суд по правам человека и по которому было принято постановление в   
январе 2009 года... По данному вопросу Европейский Суд принял постановление,    
в котором был сделан вывод о том, что Россия должна создать эффективное         
средство правовой защиты от нарушений, связанных с длительным неисполнением     
судебных сроков. И, как я уже говорил, срок, который был определён в этом       
постановлении Европейского Суда, установлен 4 мая текущего года.                
                                                                                
Работа над законопроектами, которые предлагаются сегодня вашему вниманию, шла   
достаточно долго, потому что для нас это не самая простая проблема - создание   
справедливого компенсационного механизма за нарушение права на разумные сроки   
судопроизводства и исполнение судебного решения. Но тем не менее почти          
двухлетняя работа над этими законопроектами завершена, и сегодня они вам        
представляются на рассмотрение.                                                 
                                                                                
Прежде всего я хотел бы рассказать о проекте федерального закона "О             
компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права    
на исполнение судебного акта в разумный срок". Базовым законопроектом,          
который я сейчас назвал, предусматриваются гарантии, обеспечивающие гражданам   
право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного       
акта в разумный срок. И гарантии эти состоят в том, что нарушение указанных     
разумных сроков является основанием для присуждения справедливой компенсации.   
Обратиться с заявлением о присуждении компенсации вправе заинтересованное       
лицо - участник гражданского, арбитражного или уголовного судопроизводства,     
который претерпевает неблагоприятные последствия в связи с допущенными          
нарушениями разумного срока судопроизводства или исполнения судебного акта. В   
понятие "судопроизводство по уголовному делу" следует включать не только        
продолжительность рассмотрения дела непосредственно в суде, но и                
длительность, срок рассмотрения этого дела в порядке досудебного                
производства.                                                                   
                                                                                
Теперь что касается сути самой компенсации, которая предлагается в качестве     
одной из гарантий, обеспечивающих реализацию прав граждан на разумные сроки     
рассмотрения их дел. Прежде всего это не возмещение вреда (убытков), в том      
числе и не компенсация морального вреда. Природа этой компенсации, о которой    
следует говорить специально, в том, что здесь речь идёт не о                    
гражданско-правовых отношениях, когда существуют какие-то незаконные,           
противоправные, виновные действия органов или должностных лиц, а речь идёт о    
том, что компенсация вытекает из того, что нарушено публичное право,            
публично-правовая материя права гражданина на судебную защиту. Сама природа     
этих правоотношений - публично-правовая - влечёт и эту компенсацию, которая     
не совпадает с компенсацией, присуждаемой в рамках гражданско-правовых          
отношений. И поэтому особенности этой компенсации состоят в том, что она        
устанавливается или присуждается независимо от вины органов или должностных     
лиц, которые участвовали в процессе уголовного судопроизводства (или не         
уголовного, а гражданского, арбитражного судопроизводства) или участвовали в    
процедуре исполнения судебного акта. Это одна из основных, существенных         
отличительных черт этой компенсации.                                            
                                                                                
Кроме того, следует отметить, что компенсация присуждается в том случае, если   
имели место причины, которые не связаны с поведением заявителя. То есть         
устанавливается факт чрезмерного нарушения разумного срока, устанавливается     
факт того, что это не связано с какими-то действиями самого заявителя... Ну,    
например, он не представил вовремя номер своего банковского счёта. Допустим,    
есть всё - и желание есть, и решение есть, - но нет номера счёта, и заявитель   
по каким-то причинам его, может быть, не указывает. Если таких действий со      
стороны заявителя не было, то это всё является основанием, для того чтобы       
применять ту компенсацию, о которой мы сегодня говорим.                         
                                                                                
Следует обратить внимание, что присуждение этой, по сути, компенсации в         
рамках публично-правовых отношений не препятствует дальнейшему обращению        
гражданина в суд, чтобы поставить требование о возмещении материального         
вреда, причинённого незаконными действиями суда или иных органов, на которых    
лежит обязанность по исполнению судебных актов в соответствии с гражданским     
законодательством. То есть эта компенсация отделена от гражданско-правовой      
компенсации, которая, в свою очередь, тоже может быть использована человеком    
в рамках гражданско-правового и искового производства.                          
                                                                                
Законопроект предусматривает денежную форму этой компенсации. Размер            
компенсации определяется судебными органами, судом исходя из ряда               
обстоятельств: прежде всего, естественно, требования заявителя, которое он      
обозначает, обращаясь за соответствующей компенсацией, исходя из                
обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение; длительности           
нарушения и значимости его последствий для заявителя; из существа заявленных    
в этом деле требований. Кроме того, учитываются принципы разумности и           
справедливости, и также должна приниматься во внимание практика Европейского    
Суда по правам человека, который также ориентируется на то, что необходимо      
дела рассматривать в разумный срок и решения, которые приняты судебными         
инстанциями, должны исполняться также в разумные сроки.                         
                                                                                
В законопроекте предусматривается порядок подачи и особенности рассмотрения     
заявления, принятия и исполнения судебного решения о присуждении компенсации.   
Законопроектом предусматриваются общие положения о компетенции судов общей      
юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению заявлений о присуждении          
компенсации. Заявления о присуждении компенсации подаются либо в суд общей      
юрисдикции, либо в арбитражный суд в зависимости от того, каким судом были      
нарушены разумные сроки судебного разбирательства или судебный акт какого из    
этих судов не был исполнен.                                                     
                                                                                
Устанавливается, что исполнение судебных решений о присуждении компенсации      
производится за счёт средств федерального бюджета, а за нарушение разумного     
срока исполнения судебных актов - либо за счёт средств федерального бюджета,    
либо за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного         
бюджета в зависимости от того, каким органом были нарушены эти разумные         
сроки.                                                                          
                                                                                
Исполнение судебных решений о присуждении компенсации за нарушение права на     
судопроизводство в разумный срок, а также за нарушение права на исполнение в    
разумный срок судебного акта в тех случаях, когда обращается взыскание на       
средства федерального бюджета, предлагается возложить на Минфин. Судебные       
решения, компенсация за нарушение указанных сроков по которым предусматривает   
обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или       
местного бюджета, исполняются соответствующим финансовым органом.               
                                                                                
Таковы основные положения первого законопроекта. Есть там ещё целый ряд         
других новелл, но они носят уже менее существенный характер, хотя тоже,         
безусловно, очень важны.                                                        
                                                                                
Второй законопроект - о внесении изменений в отдельные законодательные акты     
Российской Федерации в связи с принятием федерального закона, о котором я       
только что рассказал, - предусматривает внесение соответствующих изменений в    
целый ряд федеральных законов. Эти изменения касаются процессуальной стороны,   
прежде всего предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс     
Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации,   
Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации    
и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В три      
процессуальных кодекса: в Уголовно-процессуальный, Арбитражный процессуальный   
и Гражданский процессуальный кодексы - вводятся унифицированные критерии        
определения разумности срока судопроизводства и исполнения судебного            
постановления соответственно в уголовном, гражданском или арбитражном           
процессе.                                                                       
                                                                                
Установление факта нарушения права на судопроизводство в разумный срок          
связано с оценкой следующих обстоятельств: во-первых, оценивается сложность     
дела, во-вторых, оценивается поведение участников процесса, в-третьих,          
оценивается достаточность и эффективность действий суда или иного органа,       
который осуществляет, например, досудебное уголовное преследование, и также     
оценивается общая продолжительность судопроизводства. Только по совокупности    
оценки вот этих четырёх обстоятельств и делается вывод о том, есть нарушение    
или нет нарушения права на рассмотрение дела в разумный срок или на             
исполнение уже принятого решения в разумный срок.                               
                                                                                
В процессуальное законодательство вводится такая серьёзная превентивная мера,   
как возможность, или право...                                                   
                                                                                
Олег Викторович, у меня тридцать секунд в рамках трёх объединённых?..           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, учитывая, что доклад делается по трём            
законопроектам сразу, я предлагаю дать возможность Гарри Владимировичу          
закончить, продлить время до завершения выступления. Он и так сэкономил наше    
время - мог бы трижды выступить по пятнадцать минут.                            
                                                                                
Добавьте время докладчику для завершения доклада.                               
                                                                                
МИНХ Г. В. Спасибо.                                                             
                                                                                
Я не буду сорок пять минут выступать - у меня слов не хватит, я же не           
профессиональный парламентарий, я только представляю президента, поэтому я      
буду докладывать чуть-чуть короче, безусловно.                                  
                                                                                
Итак, вводится такая важная превентивная мера, как право заинтересованного      
лица обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения      
дела в случае, если сроки рассмотрения, по мнению этого лица, гражданина,       
затягиваются. И кроме того, определяются особенности производства в части       
рассмотрения заявлений о присуждении компенсации. При этом предусматривается,   
что заявления о присуждении компенсации будут рассматриваться следующей         
инстанцией - судами более высокого уровня, чем те суды, которые рассматривают   
эти дела по первой инстанции, для того чтобы эти заявления о присуждении        
компенсации рассматривались более объективно и, так скажем, независимо.         
                                                                                
В Бюджетный кодекс Российской Федерации предполагается внести изменения,        
которые касаются порядка исполнения судебных актов о присуждении компенсации    
за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Как я уже      
сказал, устанавливается возможность использования в данном случае не только     
средств федерального бюджета, но также и средств бюджетов субъектов             
Российской Федерации и местных бюджетов.                                        
                                                                                
В Налоговый кодекс вносятся изменения, устанавливающие размер государственной   
пошлины, которая подлежит уплате при подаче в суд заявления о присуждении       
компенсации. Эта пошлина составляет 200 рублей, если речь идёт об обращении     
гражданина, и 4 тысячи рублей, если речь идёт об обращении организации.         
                                                                                
Соответствующие изменения вносятся также и в Кодекс Российской Федерации об     
административных правонарушениях.                                               
                                                                                
И наконец, третий законопроект - это проект федерального конституционного       
закона, который вносит соответствующие изменения в статьи 24 и 26               
Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской         
Федерации" и Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской      
Федерации", определяющие компетенцию арбитражных судов и военных судов          
соответствующего уровня по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации,    
о которой мы сегодня говорим. Предусматривается, что федеральные арбитражные    
суды округов (кассационные суды) рассматривают в первой инстанции заявления о   
присуждении указанной компенсации по делам, которые рассматривались             
арбитражными судами субъектов Российской Федерации и апелляционными             
арбитражными судами, а в кассационном порядке - по тем делам, которые           
рассматривались судами кассационной инстанции.                                  
                                                                                
Применительно к военным судам предусматривается, что Военная коллегия           
Верховного Суда Российской Федерации рассматривает в первой инстанции дела по   
заявлениям о присуждении компенсации, если дела рассматривались окружными       
(флотскими) военными судами, а дела, которые были подсудны по первой            
инстанции гарнизонным военным судам, рассматривает соответственно окружной      
(флотский) военный суд.                                                         
                                                                                
Как я уже говорил, предполагается, что в случае принятия этих федеральных       
законов они вступят в силу с 4 мая 2010 года.                                   
                                                                                
Таковы основные положения тех законопроектов, которые я вам представил. Я ещё   
раз хочу обратить ваше внимание на то, что это те проблемы, которые мы с вами   
очень хорошо понимаем, и решение, которое предложено Президентом Российской     
Федерации, направлено в первую очередь на то, чтобы повысить качество работы    
судебной системы и создать справедливые механизмы, обеспечивающие реальную      
гарантию того, чтобы права граждан получали надлежащую судебную защиту, и это   
прежде всего для пользы наших граждан. Поэтому прошу вас, уважаемые депутаты    
Государственной Думы, поддержать инициативы президента и проголосовать за их    
принятие и одобрение, если речь идёт о проекте федерального конституционного    
закона, в первом чтении.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович, присаживайтесь.              
                                                                                
У нас по пунктам 7 и 8 общий содоклад делает Павел Владимирович Крашенинников   
от Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному         
законодательству, а по пункту 9 готовится депутат Москалец.                     
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Столь         
обстоятельный доклад Гарри Владимировича избавляет - во всяком случае меня,     
может, Александра Петровича тоже - от подробного, постатейного изложения этих   
законопроектов. На что бы хотелось обратить внимание? У нас есть несколько      
причин, почему мы, в общем-то, должны принимать данный пакет законов. Первая    
- это внешняя причина. Мы знаем, что правовая система европейская               
предполагает наказание государства за то, что судопроизводство проходит не в    
разумный срок, то есть когда судопроизводство чересчур затянуто либо когда      
судебный акт не выполняется и, соответственно, нарушаются права граждан.        
Европейский Суд по правам человека и вообще Совет Европы неоднократно           
указывали нам и, кстати говоря, другим государствам на то, что внутренние       
процедуры по компенсации соответствующего ущерба должны быть. Уже Гарри         
Владимирович сказал, но хочу обратить ещё раз внимание, что в связи с вот       
этими как раз проблемами более десяти тысяч жалоб имеется в Европейском Суде    
по правам человека на сегодняшний день именно из России.                        
                                                                                
У нас есть внутренние причины, нашей правовой системы. По поводу этого закона   
высказывался Конституционный Суд. И в одном из решений, в частности в июле      
2008 года, Конституционный Суд парламенту нашему указал на то, что желательно   
было бы всё-таки такой законодательный механизм иметь.                          
                                                                                
И наконец, есть третья, главная причина - это защита наших субъективных прав,   
защита субъективных прав граждан, которые оказались как раз в той ситуации,     
когда их права нарушены из-за длительных сроков рассмотрения дел как в          
арбитражных судах, так и в гражданских, или в уголовных либо когда после        
вынесения решения судом оно не исполняется достаточно длительное время.         
                                                                                
Я замечу, что все эти процедуры в этом законе предусмотрены. И, как прямо       
акцентируется в законе - и Гарри Владимирович об этом сказал, - компенсация     
будет выплачиваться вне зависимости от вины судьи, следователя либо ещё         
кого-то, сам факт нарушения срока является причиной компенсации, взыскания с    
публичного образования соответствующих средств. Это объективная вещь, которая   
вместе с тем не отменяет возможности взыскивать убытки за причинённый ущерб.    
Там как раз уже будут учитываться и вина, и все остальные вопросы, связанные    
с должностными лицами, и так далее.                                             
                                                                                
Я хотел бы также обратить внимание: предполагается, что все три                 
законодательных акта вступят в силу в начале мая. Почему? Потому что, когда     
шли согласования по данным законопроектам, в Совете Европы и в Европейском      
Суде по правам человека увидели волю, желание Российской Федерации              
действительно всё-таки внутренние механизмы установить, в настоящее время       
приём таких жалоб приостановлен. Выбрана именно эта дата - начало мая.          
                                                                                
Уважаемые коллеги, данные законопроекты долго готовились замечательными         
специалистами во главе с Вениамином Фёдоровичем Яковлевым, советником           
Президента Российской Федерации по правовым вопросам, принимали участие         
специалисты Министерства юстиции, администрации президента. Мы полагаем, что    
законопроекты подготовлены достаточно качественно. Мы считаем, что два          
законопроекта, о которых я говорю, нужно сегодня принять в первом чтении.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Александр Петрович Москалец содоклад от другого профильного комитета сделает    
по пункту 9.                                                                    
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Как вы            
понимаете, базовым законопроектом, по которому комитет сейчас представляет      
свой содоклад, является проект федерального закона о компенсации за нарушение   
права на судопроизводство или права на исполнение судебного акта при условии,   
если не были соблюдены разумные сроки. Мы рассчитываем, что уважаемые           
депутаты, конечно же, поддержат идею компенсации за нарушенные права, и тогда   
сразу возникает вопрос об обеспечении этих правовых норм. Вполне понятно, что   
это обеспечение должно быть комплексным, то есть потребуется не только          
вносить изменения в бюджетное, налоговое и процессуальное законодательство,     
но и предполагается прохождение через призму полномочий тех судебных органов,   
которые должны реализовывать именно базовый закон. И вот именно для этого       
законопроектом, о котором я вас сейчас информирую, предлагаются изменения в     
федеральные конституционные законы, регулирующие вопросы общей компетенции и    
организации работы судов, так как очевидно, что регулирование таких вопросов    
требует системного подхода в режиме максимального согласования между собой      
действующих и предполагаемых правовых норм. Представленный законопроект при     
этом, как мы полагаем, чётко и ясно уточняет компетенцию судов по               
рассмотрению заявлений о присуждении компенсации и дополняет только что         
прозвучавшие, а также указанные в материалах (они у вас имеются) к              
законопроектам обоснования их внесения.                                         
                                                                                
Мы с точки зрения конституционного законодательства можем ещё отметить то,      
что статьи 46 и 53 Конституции Российской Федерации предусматривают право на    
судебную защиту и право на возмещение государством вреда, причинённого          
незаконными действиями или же бездействием органов государственной власти или   
их должностных лиц. И установление на конституционном уровне тех или иных       
прав, конечно же, требует своего развития в законодательстве Российской         
Федерации в части установления гарантий при их обеспечении. При этом, конечно   
же, мы с вами ещё должны сегодня признать, что в настоящее время вопросы,       
связанные с присуждением компенсации за нарушение права на судопроизводство     
или права на исполнение судебного акта, не урегулированы законодательством. А   
поэтому представленные к рассмотрению предложения актуальны и будут             
способствовать созданию средств правовой защиты от нарушений прав граждан на    
судопроизводство в разумный срок.                                               
                                                                                
В этой связи концепцию представленного законопроекта мы поддерживаем, а также   
и вам рекомендуем её поддержать. Комитет по конституционному законодательству   
и государственному строительству рекомендует принять рассматриваемый            
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Присаживайтесь, поскольку    
вопросы могут быть и к вам, и к Гарри Владимировичу, и к Павлу Владимировичу,   
поэтому с места, наверное, вы будете отвечать.                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Есть вопросы. Депутат Селезнёв, я       
вижу, депутат Таскаев, депутат Рохмистров. И всё, да? А, депутат Иванов. Нет    
больше желающих? Три вопроса от фракции ЛДПР и депутат Иванов от "ЕДИНОЙ        
РОССИИ".                                                                        
                                                                                
Депутат Селезнёв, пожалуйста.                                                   
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемый Гарри Владимирович, у меня два вопроса.                
                                                                                
Первый вопрос. Вопрос о суммах компенсации решается судом - никаких             
количественных ориентиров нет. Не считаете ли вы возможным в условиях высокой   
коррумпированности судов варьировать на практике размеры компенсации - от       
нескольких рублей для простых граждан до нескольких миллионов долларов для      
богатеньких организаций, нашедших правильные подходы?                           
                                                                                
И второй вопрос: не приведёт ли данная инициатива к тому, что суды              
кардинально поменяют стиль работы и будут во что бы то ни стало стремиться к    
скорейшему вынесению решения по делу? И каковы гарантии в связи с этим, чтобы   
такое стремление не привело к обратному эффекту - снижению гарантированности    
прав и свобод граждан?                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я вас информирую, что в ложе рядом с   
Гарри Владимировичем присутствует Матюшкин Георгий Олегович - Уполномоченный    
Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека. Он тоже может     
принять участие в ответах на вопросы.                                           
                                                                                
Пожалуйста, Гарри Владимирович.                                                 
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Валерий Сергеевич, что касается вашего первого вопроса,    
то я говорил о том, что есть целый ряд параметров, из которых необходимо        
исходить при установлении справедливой компенсации за нарушение разумных        
сроков рассмотрения, и один из критериев наряду с другими - это практика        
Европейского Суда по правам человека, которая нам даёт некие уже и              
количественные параметры. На сегодняшний день компенсация за каждый год         
нарушения варьируется от 700 до 800 евро. При этом если количество дел в        
отношении конкретного государства увеличивается и нарушения эти не              
устраняются, а по-прежнему оцениваются как носящие системный характер, то       
размер компенсации исходя из практики Европейского Суда по правам человека      
увеличивается. Вот единственные количественные параметры, которые совершенно    
точно можно сегодня привести. Всё остальное - и здесь вы, безусловно, правы -   
носит оценочный характер. Но решение проблемы, если говорить по                 
справедливости, невозможно без оценочных суждений. Но вот те параметры, о       
которых я сказал, - они есть.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответьте на второй вопрос.                    
                                                                                
МИНХ Г. В. Второй вопрос - о том, не потребует ли, вернее, не приведёт ли это   
к тому, что судьи и суды начнут всё это оперативно, быстро рассматривать, но    
некачественно.                                                                  
                                                                                
Ну, здесь у нас две опции по компенсации за нарушение разумных сроков.          
Во-первых, это само судебное разбирательство, судопроизводство в широком        
смысле этого слова, а во-вторых, это исполнение судебных решений, причём        
второе иногда даже более трудно сделать, чем первое. В отношении второго, как   
вы понимаете, можно сказать так: мавр, то бишь суд, уже сделал своё дело, и     
решение состоялось. И здесь никоим образом это не будет влиять на качество      
судебного рассмотрения. А что касается судопроизводства в точном, узком         
смысле этого слова, то здесь мы с вами не снимаем, естественно, требования,     
сформулированные сейчас и в материальном, и в процессуальном                    
законодательстве, которые связаны с тем, что суды дела рассматривать должны     
качественно, объективно, всё это остаётся. Единственное, мы ещё добавляем вот   
этот стимул, который призван обеспечить рассмотрение в разумные сроки. При      
этом обратите внимание на то, что мы здесь не противопоставляем                 
процессуальные сроки, которые у нас установлены в днях, месяцах и так далее,    
и разумные сроки, которые не определены вот в этой конкретике... (Микрофон      
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нужно время добавить? Вы закончили ответ?                 
                                                                                
Добавьте время для завершения ответа.                                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Вот эти процессуальные сроки, которые направлены на то, чтобы        
обеспечить организацию процесса рассмотрения с соблюдением всех требований,     
включая и справедливость, и всесторонность, и объективность, и                  
непосредственное изучение доказательств, и рассмотрение доказательств в         
процессе судебного производства, - это всё остаётся, здесь процедурные и        
процессуальные сроки по-прежнему будут обеспечивать и определённую              
оперативность, и в то же время рассмотрение дела в зависимости от его           
сложности.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Таскаев.                                          
                                                                                
ТАСКАЕВ В. П., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Гарри Владимирович, в законопроект было включено положение о том, что           
заявление о компенсации может быть подано лишь в том случае, если заявитель     
ранее обращался с заявлением об ускорении его рассмотрения. Ну, для             
обвиняемого ходатайствовать об ускорении, наверное, как-то противоестественно   
и абсурдно, и статистика оправдательных приговоров достаточно мала у нас. Как   
вы считаете, будет ли всё-таки работать механизм выплаты компенсаций? Вот я     
не вижу этого - гарантий выплаты компенсации, всё это решает практически        
судья, и коррупциогенность данного законопроекта просматривается: мы даём       
лишнюю возможность судьям решать вопрос о компенсации.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович.                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Владимир Павлович, я всё-таки не очень понимаю саму логику           
постановки вопроса, отчасти такая же логика просматривалась и у Валерия         
Сергеевича Селезнёва. То есть мы, с одной стороны, говорим, что надо повысить   
роль и качество судебной защиты, с другой стороны, и в вашем вопросе, и в       
вопросе предыдущего вопрошающего звучала фраза, что суды у нас                  
коррумпированы.                                                                 
                                                                                
Понимаете, безусловно, смысл определённый в такой постановке вопроса есть, но   
при этом, если мы с вами посмотрим статистику, то увидим, что количество дел,   
которые рассматривают наши суды, - причём не в рамках уголовно-правового        
инструмента, где государство выступает истцом, скажем так, если этот термин     
использовать, а в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства -         
лавинообразно увеличивается. Как вы это себе представляете? У нас что,          
граждане - идиоты? Если верить тому, что тотально, стопроцентно, как заявляют   
некоторые в том числе и СМИ, суды коррумпированы, то зачем граждане бьются      
головой о железобетонную стену? Не так это, абсолютно не так! Безусловно,       
есть, как и в любой системе, где работают люди, разные люди, но при этом        
нельзя тотально обвинять судебную систему - она работает, люди обращаются за    
защитой именно в суды. А другого варианта, кроме как обращения в суды, мы не    
предлагаем. Это наиболее эффективный вариант, я об этом сказал, и люди          
обращаются в вышестоящий суд. То есть здесь уже работа по принципу "защиты      
своего мундира" не проходит. Вышестоящий суд является судом, который по         
первой инстанции рассматривает обращения о выплате справедливой компенсации.    
                                                                                
Здесь созданы необходимые механизмы, и мы рассчитываем на то, что эти           
механизмы будут работать.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Рохмистров.                           
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Гарри Владимирович, мой вопрос касается порядка      
уплаты государственной пошлины при подаче заявления о присуждении компенсации   
за нарушение. В законопроекте говорится, что по действующим нормативам и        
ставкам. Не считаете ли вы возможным, когда вопрос идёт о подаче заявления      
именно о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок,    
либо отменить эту пошлину, либо применить специальный порядок, сделать ставки   
гораздо ниже, чем действующие сегодня нормативы взыскания пошлины? Потому что   
человек уже отсудился, по-моему, достаточно, если он считает, что неразумные    
сроки, наверное, можно в этой ситуации и пересмотреть действующие ставки по     
уплате государственной пошлины.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Максим Станиславович, обращаю ваше внимание, что один из   
законопроектов описывает размеры той самой пошлины, о которой вы говорите:      
200 рублей в отношении гражданина. Я думаю, что это и разумный, и нормальный    
размер пошлины, и это не может рассматриваться ни в коем случае как элемент,    
препятствующий праву на судебную защиту. Гражданам 200 рублей, организациям -   
4 тысячи. Максим Станиславович, вы меня извините, 4 тысячи для организации -    
это что?                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, депутат Иванов Анатолий Семёнович.                   
                                                                                
ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович, вы частично отвечали на вопрос, заданный          
коллегой Селезнёвым, тем не менее у меня вопрос, касающийся объёма средств,     
которые необходимо будет закладывать нам в бюджете по выплатам компенсаций.     
Всё же какого порядка будет этот объём с учётом того, сколько в настоящее       
время таких дел, которые рассматривались свыше трёх лет, и с учётом практики    
Европейского Суда, о чём вы говорили?                                           
                                                                                
И второе. Существует ли анализ причин длительности сроков судопроизводства?     
Если такой анализ есть, то какие из этих причин являются субъективными? То      
есть есть ли надежда, что принятие данных законопроектов приведёт к             
сокращению сроков судопроизводства?                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
МИНХ Г. В. Надежда, безусловно, есть, потому что если бы такой надежды не       
было, то, во-первых, достаточно большое количество профессиональных юристов и   
не только юристов в течение двух лет не разрабатывали бы этот законопроект,     
во-вторых, Президент Российской Федерации не вносил бы этот законопроект в      
Государственную Думу, а мы не отвлекали бы внимание парламента, естественно,    
Президента Российской Федерации на то, чтобы заниматься тем, что не принесёт    
какого-то позитивного результата. Это первое.                                   
                                                                                
Второе. Что касается размеров компенсации, то, как я уже сказал, цифры, с       
одной стороны, не очень большие: за год каждый - 700-800 евро, аналог,          
естественно, в российских рублях, если конвертировать европейскую практику в    
российскую валюту, так сказать. И предполагается, что это всё будет             
осуществляться в пределах текущего, уже запланированного объёма                 
финансирования, который сейчас предусматривается. Как вы знаете, при            
рассмотрении проекта федерального бюджета на текущий год и на последующие       
годы всегда есть в этом проекте бюджета соответствующая строка, которая за      
Минфином предусматривается, на выплату компенсаций по решениям судебных         
органов. И объём финансирования, который мы предусматриваем ежегодно,           
позволяет рассчитывать - и расчёты это показывают, - что тот объём, который     
мы закладываем, позволит реализовать этот закон и обеспечить его финансово в    
полном объёме.                                                                  
                                                                                
И аналогично, естественно, когда речь будет идти о бюджетах субъектов           
Российской Федерации и местных бюджетах, там тоже мы вносим соответствующие     
изменения в бюджетный процесс, хочу на это обратить внимание, и через           
механизмы такой, субсидиарной я бы сказал, ответственности эти задачи тоже      
будем решать. В этом смысле законопроект проанализирован, просчитан и           
каких-то особых забот даже у коллег из Министерства финансов Российской         
Федерации он не вызывает.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Настаивает ли кто-то на выступлении? Вижу одну руку, две руки. Два              
выступления, подводим черту. Выступает от фракции ЛДПР Рохмистров.              
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект, и мы            
призываем все фракции поддержать его в связи с тем, что все знают, как у нас    
в сегодняшней ситуации рассматриваются дела в судах, - некоторые годами         
висят, а исполнение решений судов затягивается иногда и на десятилетия.         
Поэтому фракция ЛДПР за то, чтобы этот механизм действовал, а не только         
декларировался. Я думаю, что этот закон ждёт другая судьба, не такая, как       
судьба некоторых статей Налогового кодекса, которые предусматривают             
компенсацию как прямого, так и косвенного ущерба в результате неправомерных     
действий налоговых служб. К сожалению, это осталось пока только декларацией.    
Мы надеемся, что настоящий закон будет воплощён в жизнь и наши граждане и       
организации действительно получат право на то, чтобы их судебные вопросы        
рассматривались в разумный срок.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Вяткин Дмитрий Фёдорович.                          
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Несмотря на кажущуюся             
будничность обсуждения вот этих трёх законопроектов, надо отметить, что         
сегодня мы обсуждаем действительно революционный законопроект. И дело не        
только в том, что принимается закон, который устанавливает возможность          
получения компенсации за рассмотрение дела с большим нарушением сроков, за      
несвоевременное исполнение судебных решений, сегодня мы принимаем закон,        
который решает нашу внутреннюю проблему, которую до сего дня за нас решал       
Европейский Суд по правам человека. Вне всякого сомнения, для такой страны,     
как Россия, это является не только неприемлемым, это является просто            
унизительным, когда кто-то за нас решает наши проблемы.                         
                                                                                
И вот сегодня, рассматривая и принимая законодательную инициативу президента    
страны, мы в первую очередь решаем не вопрос наших взаимоотношений с            
Европейским Судом по правам человека, мы решаем вопрос наших взаимоотношений,   
взаимоотношений государства с нашими гражданами в первую очередь. Следует       
отметить, что упоминающееся в пояснительной записке дело Бурдова против         
Российской Федерации... Причём это дело № 2, решение номер два - надо это       
отметить, - потому что первый раз Анатолий Тихонович Бурдов, будучи             
ликвидатором последствий чернобыльской аварии, получил в судебном порядке у     
нас в стране право на компенсацию в 92-м году, а затем уже, в начале 2000-х     
годов, он получил право на эту компенсацию в соответствии с решением            
Европейского Суда по правам человека, то есть это дело № 2. Конечно же, такие   
нарушения недопустимы.                                                          
                                                                                
Сказать, что подобные проблемы являются массовыми, наверное, нельзя. Из         
десятков миллионов рассматриваемых судами страны дел количество тех решений,    
которые не исполняются, тех дел, которые рассматриваются с серьёзным, в         
несколько лет, нарушением процессуальных сроков, не столь существенное по       
сравнению с общей цифрой. Но тем не менее, по оценкам, допустим, Верховного     
Суда, количество подобных жалоб может составлять до семи тысяч - это по         
данным 2007 года и первого полугодия 2008 года. Надо сказать, что это очень     
серьёзно. До трети всех жалоб, которые поступают в Европейский Суд по правам    
человека, являются жалобами на затягивание рассмотрения дел в судах и на        
несвоевременное исполнение или вообще на неисполнение решений судов. В          
Европейском Суде сложилась определённая практика установления среднего          
размера компенсации, который можно, опять же в среднем, оценить как 600-700     
евро за каждый год просрочки, если можно так сказать, за каждый год             
несвоевременного рассмотрения дела или неисполнения решения.                    
                                                                                
Но самое главное, о чём мы сегодня должны говорить, - это о том, что данный     
закон нужен не Европейскому Суду по правам человека, данный закон нужен нашим   
согражданам, которые в подобных случаях вынуждены обращаться за                 
справедливостью в Европейский Суд по правам человека, и, как правило, почти     
все такие жалобы признаются приемлемыми. Страдает авторитет не только           
судебной власти, а власти вообще в глазах наших сограждан, и страдает не        
только авторитет нашей власти внутри страны, но и в том числе престиж,          
авторитет страны на международной арене, ведь все решения, которые приняты не   
вовремя или которые в дальнейшем не исполняются, принимаются от имени           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Поэтому сегодня, я думаю, будет консолидированное голосование всех фракций,     
не найдётся тех, кто был бы против установления такого механизма, и я           
призываю от имени нашей фракции поддержать инициативы президента и принять      
эти законопроекты в первом чтении.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, состоялось обсуждение. Я ставлю на голосование в первом      
чтении проект федерального закона "О компенсации за нарушение права на          
судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в       
разумный срок". Голосуйте, коллеги.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              443 чел.98,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные    
акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О            
компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права    
на исполнение судебного акта в разумный срок", первое чтение. Голосуйте,        
коллеги.                                                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              442 чел.98,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    442 чел.                                          
Не голосовало                   8 чел.1,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Обращаю ваше внимание на то, что в пункте 9 у нас федеральный конституционный   
закон. Я ставлю вопрос на голосование в следующей редакции: кто за то, чтобы    
одобрить в первом чтении федеральный конституционный закон "О внесении          
изменений в статьи 24 и 26 Федерального конституционного закона "Об             
арбитражных судах в Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон   
"О военных судах Российской Федерации".                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              448 чел.99,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    449 чел.                                          
Не голосовало                   1 чел.0,2%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Одобряем федеральный конституционный закон в первом чтении.