Заседание № 145
О проекте федерального закона № 346769-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за участие в деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
26-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Ирина Александровна Панькина. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Всего четыре поправки, они рекомендованы комитетом к принятию. Просьба поддержать таблицу поправок и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 11 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 35 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Ирина Александровна. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, проведены все необходимые экспертизы, замечаний нет. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений - рассмотреть в третьем чтении? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 15 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 133
О проекте федерального закона № 346769-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за участие в деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, сейчас у нас будет три законопроекта (пункты 17, 18 и 19) с одним докладом и двумя содокладами. Итак, пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 13-2 и 30-1 Федерального закона "О некоммерческих организациях"; пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"; пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает Леонов Сергей Дмитриевич. Пожалуйста. ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представляемые мной законопроекты входят в пакет проектов федеральных законов, основной целью которых является совершенствование эффективности регулирования института иностранных агентов, а также контроля за деятельностью иностранных некоммерческих организаций, в том числе не зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации. Данные законопроекты - это результат работы представителей всех фракций в Государственной Думе в рамках Комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России. Комиссия проанализировала подрывную работу зарубежных неправительственных организаций против России. Получается, что из 23 иностранных НПО, чья деятельность в прошлом году была признана Генпрокуратурой нежелательной, только одна организация создала свой филиал в России, как того требует закон о некоммерческих организациях. Такое игнорирование не случайно. Зарубежные НПО, работая на подрыв конституционных и экономических основ нашей страны без регистрации и представительства, стараются тем самым ускользнуть от внимания контролирующих органов, чтобы не отчитываться о своих действиях, о своём финансировании. На данный момент у комиссии имеются сведения, что на территории нашей страны без регистрации в Минюсте, то есть без образования структурных подразделений, действует как минимум четыре десятка иностранных неправительственных организаций. На самом деле их намного больше. Они осуществляют свою деструктивную деятельность посредством финансирования российских юридических и физических лиц. При этом на сегодняшний день не имеется правовых механизмов, позволяющих пресекать участие граждан России и юридических лиц в деструктивной деятельности иностранной НПО до признания нежелательной на территории Российской Федерации. Что предлагается в наших законопроектах. Первое, закрепить возможность участия физических и юридических лиц в деятельности на территории Российской Федерации иностранной НПО исключительно после внесения в реестр Минюста Российской Федерации сведений о структурных подразделениях данной организации, то есть регистрации. Соответствующие изменения предлагается внести в Федеральный закон "О некоммерческих организациях". Второе, установить административную и уголовную ответственность за участие в деятельности подобных неправительственных организаций. За участие в деятельности иностранной НПО предлагается ввести наложение штрафа: на граждан - в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, на должностных лиц - от 20 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Что касается уголовной ответственности, то в случае, если лицо привлекалось к административной ответственности за участие в деятельности таких НПО два раза в течение одного года или если оно имеет судимость за совершение этого же преступления или за взаимодействие с нежелательной НПО, предусматривается наказание уже в виде уголовной ответственности - лишение свободы на срок до двух лет. Причём за организацию деятельности в России таких НПО предлагается ввести ответственность в виде лишения свободы на срок вплоть до трёх лет. Для информирования граждан предусматривается размещение реестра таких НПО на официальном сайте Минюста России. Кроме этого, предлагается ввести дополнительное основание для отказа во внесении в реестр, и этим основанием будет, если ранее внесённые в реестр структурные подразделения в течение трёх лет, предшествующих дню представления нового уведомления о создании филиала, были исключены из реестра в связи с нарушением российского законодательства. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Теперь содоклад Ольги Викторовны Тимофеевой по пункту 17. Пожалуйста. ТИМОФЕЕВА О. В., председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я хочу сказать, что законопроект был внесён в пакете, где было пять проектов законов. Накануне мы приняли два законопроекта, сейчас представлено ещё три законопроекта, которые позволят комплексно устранить пробелы в законодательстве, которые есть. Действительно, как сказал только что один из авторов законопроекта, сегодня в России могут спокойно и легально действовать иностранные некоммерческие неправительственные организации, если их сведения нигде не указаны, и это та лазейка, которую мы сегодня устраняем. Законопроект о чём? Ещё раз: участие физических и юридических лиц в деятельности иностранной или международной организации возможно исключительно только с момента внесения её в реестр. Этот реестр должен быть в обязательном порядке размещён на сайте Минюста. Более того, сегодня даётся перечень оснований для отказа международным организациям во включении в реестр. Комитет разослал законопроекты, получил широкий круг экспертных мнений, и мы увидели следующее. Генеральная прокуратура, поддерживая наш законопроект, предложила ещё больше его ужесточить, то есть перечислить все структурные подразделения, не только указанные сегодня в связи с участием физических и юридических лиц, но ещё и указать возможность внесения в реестр всех подразделений, включая филиалы. Представители Правительства России, Минюст, указали: да, мы согласны, мы готовы вести этот реестр, но вы не дали нам права ведения этого реестра. И сегодня они указали на необходимость наделить Минюст России полномочием по утверждению порядка ведения соответствующего реестра. Что предложили учёные из различных юридических вузов, в которые мы обратились, в частности МГЮА? Поддержав концепцию, они предложили ещё большее усовершенствование: разграничить нарушения в качестве грубых или обычных, что позволит различать понятия, используемые в перечне оснований для отказа во внесении в реестр сведений. Коллеги, этот законопроект был внесён депутатами всех фракций - однозначно он получил поддержку, комитет проголосовал за. Я прошу вас его поддержать, чтобы мы не начинали наши пленарные заседания, как мы начинали сегодня, говоря про НКО или людей, которые используются и живут на иностранные деньги... Все нюансы, о которых говорилось сегодня, замечания и Минюста, и Генеральной прокуратуры, возможно учесть и доработать ко второму чтению - подключайтесь к работе. И мы предлагаем небольшой срок рассылки - две недели. Прошу поддержать. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ирины Александровны Панькиной по 18-му и 19-му вопросам. ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроекты пакетные. Первым законопроектом предусматривается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Предлагается новая статья, которой устанавливается административная ответственность за участие в деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой также отсутствуют в реестре. В том числе для иностранных граждан в качестве наказания предполагается административное выдворение за пределы Российской Федерации. Вторым законопроектом предполагается внесение изменений в Уголовный кодекс, в главу 22, с административной преюдицией. В частности, уголовная ответственность будет наступать в отношении участия в деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций, если лицо уже было подвергнуто административной ответственности за аналогичное деяние. Предполагается примечание к статье 330-3, которым предусматривается специальный механизм освобождения от ответственности в случае, если лицо добровольно прекратило участие в деятельности таких организаций и активно способствовало раскрытию и расследованию преступлений. Корреспондирующие изменения предполагаются в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. В целом комитет поддерживает концепцию законопроектов и рекомендует Государственной Думе принять их в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос к представителям профильных комитетов. Скажите, пожалуйста, ну, если вопросы наделения Минюста полномочиями по ведению реестра особых нареканий не вызывают, то предложения об основаниях для отказа - это обычные или грубые нарушения - всё-таки требуют уточнения, что такое обычное нарушение и что такое грубое нарушение, на основании чего Минюст будет уже администрировать право на внесение в реестр. И ещё один вопрос, который связан с прекращением взаимодействия с организацией: скажите, пожалуйста, а что означает "прекратил взаимодействие с этой организацией"? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тимофеевой включите микрофон. ТИМОФЕЕВА О. В. Ну, профильных комитетов здесь несколько. На самом деле хочу сказать, что на сегодня реестр должен быть размещён на сайте Минюста России. Хочу сказать, что нас полностью, как я уже сказала, поддержало Министерство юстиции, но указало на необходимость наделить их полномочиями по утверждению такого порядка, на сегодняшний момент этого нет. Именно поэтому сегодня мы и вводим новеллу: только после размещения в реестре юридические и физические лица могут принимать участие. Что касается разграничения нарушений, грубых или обычных, мы указываем это в своём заключении комитета. Мы хотим, и нам указывают на это юристы, разграничить понятия, которые сегодня используются в перечне оснований для отказа, но здесь мы будем уже смотреть, что может являться грубым, а что может являться обычным. Я могу сказать для примера, что если ранее внесённый в реестр филиал или представительство иностранной некоммерческой неправительственной организации в течение трёх лет, которые предшествовали дню представления уведомления, были исключены из реестра в связи с нарушением законодательства, то это будет одним из оснований. В настоящий момент мы прорабатываем это и готовы к тому, что вы тоже подключитесь к этой работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Сергей Дмитриевич, в целях единого понимания позволю себе уточнить одно положение проекта федерального закона. Устанавливая, таким образом, ответственность за участие в деятельности иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о которой отсутствуют в соответствующем реестре, вы также предлагаете правовой механизм освобождения от уголовной ответственности при условии активного способствования раскрытию и расследованию преступления. Скажите, пожалуйста, применительно к данному проекту федерального закона что следует понимать под способствованием раскрытию и расследованию преступления? И как это следует понимать правоприменителю? Не даём ли мы при таких обстоятельствах правоприменителю слишком широкие пределы усмотрения? ЛЕОНОВ С. Д. Спасибо большое за вопрос, Анатолий Борисович. Всё покажет правоприменительная практика, безусловно. И если правоприменительная практика нам будет говорить о злоупотреблениях правоприменителей, вот они там неправильно трактуют или не в пользу человека трактуют, то мы можем соответственно доработать данный закон. Если у вас есть идеи по поводу того, каким образом вот это воплотить более детально, то мы тоже ко второму чтению открыты к разговору и к внесению изменений. Что касается того, будет он способствовать раскрытию данного преступления или нет. Ну, всё-таки человек может не иметь умысла работать с этой иностранной НПО, так скажем, случайно с ней провзаимодействовать, не зная, что она, вообще, подрывает конституционный строй нашей страны. Вот в какой-то момент ему указали: вот, слушай, ты тут занимаешься этими вопросами, мы тебя привлечём - он раскаялся, сказал, что ни в коем случае этого не хотел, и дополнительную информацию для следствия предоставил, тогда по решению правоохранителей он может быть освобождён от ответственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Анатолий Борисович, у меня будет небольшое добавление вам, как специалисту в области уголовного права. В примечании говорится о том, что лицо добровольно прекратило, а дальше уже способствовало раскрытию, - это обычная рабочая конструкция, которая отсылает нас как раз к компетенции правоохранительных органов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да, Синельщиков. Больше нет? Пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, попытка защиты интересов общества, государства в сфере деятельности иностранных неправительственных организаций заслуживает, конечно же, одобрения, идея правильная, но средства такой защиты оказались несовершенными, поэтому фракция не может поддержать законопроекты под пунктами 18 и 19. Обращаю внимание, что в законопроектах под пунктами 18 и 19 речь идёт об ответственности за участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной организации, которая оказалась незарегистрированной, но для административной ответственности оказалось достаточно одного случая, а для уголовной ответственности необходимо, чтобы предварительно уже было два таких случая зафиксировано в соответствующих материалах административного производства, и здесь конструкция более сложная. Мы полагаем, что не может быть принята часть первая статьи 330-3 и новая статья в Кодекс об административных правонарушениях, потому что непонятно, что имеется в виду под участием. Участие в деятельности - что такое "участие"? Да, с одной стороны, понятно: если работа с зарплатой в такой организации, то это будет участие. Ну а если гражданин подвёз на такую работу то самое лицо, которое там трудится, на своём автомобиле один раз, он тоже ведь участвует, да, и его тоже будем привлекать к ответственности? Кстати говоря, на неопределённость этого понятия, этого термина обращает внимание и правительство в своём заключении. Далее, применительно к части второй проектируемой статьи Уголовного кодекса хотел бы обратить внимание на то, что это не тяжкий состав, здесь нет последствий и, по существу, ведь нет общественной опасности. О том, что нет общественной опасности, говорит и примечание, оно говорит, что человека, который совершил такое преступление, можно освободить от уголовной ответственности, если он прекратил работу. Он работал-работал, там, трудился-трудился, создавал-создавал такие организации, потом взял прекратил - всё, освобождаем от уголовной ответственности. Освободили, потом можно опять то же самое делать. И кстати, обращаю внимание, что проектируемая статья 19.34-2 Кодекса об административных правонарушениях не предусматривает освобождения от ответственности за такое деяние. То есть получается, вообще, просто комедия: если совершил преступление, то тебя можно освободить от ответственности, а вот если совершил административный проступок, то ты не можешь быть освобождён. Дума должна отклонить этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шхагошев Адальби Люлевич. ШХАГОШЕВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, в первую очередь хочу обратить внимание, что авторами рассматриваемых законопроектов являются представители всех фракций без исключения. Во-вторых, чтобы ни у кого не было никаких сомнений в том, что достаточно аргументов и фактического материала, хочу довести до каждого депутата, что комиссия по расследованию фактов вмешательства во внутренние дела нашего государства имеет очень серьёзный багаж и практически неопровержимые доказательства того, что сегодня пробелы и лазейки, которые существуют в базовом законе, действительно используются теми, кто занимается реально - попрошу внимательно отнестись к этому слову сейчас - пособничеством. Пособничество наказывается в самых разных отраслях. Мы рассматривали законопроекты, связанные с деятельностью террористических ячеек, - тогда пособников было больше, чем исполнителей, были такие периоды. Сейчас мы хотим предотвратить возможное использование таких лазеек теми, кто это замышляет (причём есть практические примеры). Более того, со своими предложениями к нам выходили специальные ведомства, которым мы поручили на основе базовых законов наблюдать за соблюдением этого законодательства, - это Минюст, это представители финансовой разведки и других ведомств. И если мы являемся ответственными федеральными законодателями, хотим системно подойти к решению этого серьёзнейшего вопроса, с учётом современных вещей, которые мы наблюдаем в связи со специальной военной операцией, с активизацией таких пособников, то однозначно этот закон необходим. Он необходим для тех, кто исполняет это, ну и для нас, законодателей, потому что это самый сильный контроль - то, что мы сегодня делаем. Фракция, естественно, будет поддерживать и сопровождать. Спасибо огромное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 13-2 и 30-1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", пункт 17. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 02 мин. 27 сек.) Проголосовало за 371 чел.82,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 18. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 02 мин. 55 сек.) Проголосовало за 332 чел.73,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", пункт 19. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 27 сек.) Проголосовало за 332 чел.73,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.