Заседание № 163
О проекте федерального закона № 346747-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" (предоставление политическим партиям, не представленным в Государственной Думе, а также в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, права участвовать в пленарных заседаниях этих органов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях". Доклад заместителя председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Александровича Маркова. Пожалуйста. МАРКОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Сегодня в окончательном чтении предлагается принять законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях". Этот законопроект продолжает серию изменений, которые предложены президентом и направлены на укрепление демократических принципов политической системы Российской Федерации. Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций рекомендует Государственной Думе принять в третьем чтении представленный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли замечания? Жириновский Владимир Вольфович и Останина Нина Александровна выступят по мотивам. Проект федерального закона выносится на "час голосования".
Переходим выступлениям по мотивам по пункту 4. Я не вижу Владимира Вольфовича, нет Владимира Вольфовича. Останина, пожалуйста, по мотивам. А, идёт Владимир Вольфович. Не возражаете, если депутат Останина сначала? Пожалуйста, Нина Александровна. С места. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, представляя данный законопроект, Гарри Владимирович Минх сказал, что основная его цель - дальнейшее укрепление демократических начал в основном в представительных органах субъектов Федерации. Но у меня такое ощущение, что данная формулировка является забеганием вперёд, потому что укреплять можно то, что уже существует. Вряд ли можно назвать демократией то политическое устройство, которое существует у нас сегодня в целом ряде регионов. Я могу назвать как минимум три субъекта Федерации, где в законодательных (представительных) органах сложилась политическая монополия - Чечня, Чукотка, Кузбасс, - где только одна политическая партия представлена. Поэтому, наверное, данный законопроект имеет своей целью предложить механизм реализации основного конституционного принципа демократии, которая имеет всё-таки две формы. Первая - это прямая демократия, которая худо-бедно у нас реализуется с нарушениями, и сегодня четыре фракции в Госдуме - наглядное тому подтверждение. И другая форма - это представительная демократия, которая, к великому сожалению, на сегодняшний день не имеет механизма реализации. И то, что предложил президент на федеральном уровне, уже получило практическое применение. В частности, первый политсовет с участием политических партий, которые не представлены в парламенте, должен был бы послужить вот таким сигналом для той самой вертикали, которая выстроена у нас сегодня. Но, к великому сожалению, вот это опасение, что чиновники на местах могут всё испортить, - оно подтвердилось даже в этом случае. Я могу в качестве примера привести свой регион, когда попытка политического диалога была сведена только к декоративному представительству политических партий. Наша оппозиционная партия даже не была приглашена к участию в этом диалоге внутри региона. Поэтому и данная законодательная инициатива представлена в таком виде, что только один раз в год политические партии, не представленные в законодательном органе, могут принимать участие в заседании этого органа. Это первое. Второе. Весьма общая формулировка о том, что приглашаются только на обсуждение общественно значимых вопросов, при этом повестку дня формирует не та политическая партия, которая приглашена, она даже не имеет возможности участвовать в формулировке этой повестки дня. Не прописано в законопроекте, сколько представителей партий могут принимать участие в этом мероприятии. Поэтому можно сделать вывод, что, скорее, всё-таки это декоративная норма, которая создаёт иллюзию того, что у нас реализуются принципы представительной демократии. Но даже эта полумера, даже этот полушаг на пути ликвидации монополии одной политической партии, конечно, будет поддержан нами, но при этом он заставляет обратить внимание на другую сторону проблемы. Если уж закон адресован в основном субъектам Федерации, то на федеральном уровне, я имею в виду всё-таки наш... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось ваше время. Пожалуйста, депутат Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вы, Олег Викторович, просто заставляете меня с секундомером ходить и с биноклем, смотреть внимательно за президиумом, когда можно записываться на выступление и бежать сюда, как на стадионе. Ну что, может, это и хорошо, пусть это всех нас дисциплинирует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, я тоже бегаю, худею... ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Согласен, согласен. Хорошо, давайте бегать. Закон нужный, мы его поддержим. Единственное, конечно, смущает то, что мы всё это делаем почему-то в 2010 году. Ушло почти двадцать лет на то, чтобы мы дали право политическим партиям, не представленным в парламенте, хотя бы раз в год выступить. Это очень важно, это расширяет демократию. Конечно, здесь могут быть определённого рода искажения, могут заседания назначать вечером, и вопрос будет не очень важным, и зал будет пустой. И этот несчастный представитель партии, который и так на улице, будет выступать перед пустым залом. Мы это хорошо знаем здесь, в Госдуме, по "часу заявлений", который проходил по пятницам вечером. И когда он у нас всё-таки проходил, мы выступали перед абсолютно пустым залом - это партии, которым народ дал право осуществлять власть. Поэтому, конечно, это движение вперёд. Просто хотелось бы, чтобы никто не искажал ничего, чтобы мы придерживались принципа: чем больше партий, тем лучше. И чем меньше голосов получают партии на выборах, тем лучше. Пусть будет много партий, не одна или две, которые монопольно всё держат. Ведь монополизм вреден для самой этой партии, потому что идёт разложение, деградация. Самое главное - не получается в экономике. Ведь если бы при наличии только одной партии бешено развивалась экономика, ещё можно было бы согласиться, хотя это неправильно, но у нас в стране, при одной партии, вот сейчас побольше партий стало, всё равно это не успевает отразиться на экономике. Это важно, так всё-таки лучше. Вот возьмите нацболов, они нигде не были представлены. Когда-то они пришли в администрацию президента. Выйди чиновник и поговори с ними, пригласи их в кабинет - ничего бы не было. Но спровоцировали конфликт, ребята ворвались, что-то там разбили, где-то там себя привязали, и теперь несколько молодых людей сидят в тюрьме. За что сидят люди в тюрьме? Потому что безголовый чиновник: не хочет выйти к гражданам. Они не представлены нигде - так выйдите, чиновники, к ним и поговорите с ними. К ним на митинги придите, в их штаб-квартиры придите. Но когда они уже к вам приходят, то какое-то внимание проявите. Вот эта чёрствость наша - она приводит к конфликтам. Ничего хорошего нет, когда молодые люди сидят в тюрьме, поскольку якобы они там какое-то покушение на власть... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении законопроект, обозначенный в пункте 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 38 мин. 00 сек.) Проголосовало за 449 чел.99,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 449 чел. Не голосовало 1 чел.0,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 162
О проекте федерального закона № 346747-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" (предоставление политическим партиям, не представленным в Государственной Думе, а также в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, права участвовать в пленарных заседаниях).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 6. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях". Доклад председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Александровича Попова. Пожалуйста. ПОПОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается подготовленный ко второму чтению законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях". Хотел бы напомнить, мы с вами рассматривали его в первом чтении 14 апреля. Изменения, которые предлагает Президент Российской Федерации, дают реальную правовую возможность политическим партиям, не представленным в Государственной Думе или законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, участвовать в пленарном заседании не реже одного раза в год. К данному законопроекту ко второму чтению поправок не поступило. Комитет предлагает принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, я думаю, надо поддержать это предложение. Ставлю на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 02 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8% Результат: принято Принято.
Заседание № 154
О проекте федерального закона № 346747-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" (предоставление политическим партиям, не представленным в Государственной Думе, а также в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, права участвовать в пленарных заседаниях этих органов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Мы с вами рассматриваем пункт 9 повестки дня - "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях". Докладывает полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимирович Минх. МИНХ Г. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях", внесённый в Государственную Думу Президентом Российской Федерации. Это инициатива президента направлена на реализацию тех положений, которые были представлены в послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 года. В послании президент говорил о том, что необходимо наделить политические партии, не представленные в законодательных органах государственной власти, правом как минимум один раз в год участвовать в заседаниях указанных органов. Инициатива, которая сегодня вам докладывается, направлена на дальнейшее укрепление демократических начал, в том числе и, может быть, даже в основном на уровне законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Основная цель данного законопроекта - это более широкое участие политических партий, по сути дела всех политических партий, действующих на территории Российской Федерации, в работе законодательных (представительных) органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Тем самым им предоставляется политически значимая публичная площадка, для того чтобы они выступили со своими позициями при обсуждении важнейших вопросов, и даётся возможность реализовать доверие граждан, которые проголосовали на выборах на соответствующем уровне за эти политические партии. Теперь с точки зрения содержательной. Предлагается дополнить федеральный закон такими понятиями, как политическая партия, представленная в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, и политическая партия, представленная в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, даются новые понятия, термины, которые позволяют охватить две категории политических партий, которые участвуют в работе соответствующих парламентов. Помните, мы с вами говорили о том, что у нас сейчас политические партии, которые преодолевают заградительный барьер, если он установлен, допускаются к распределению депутатских мандатов, а политические партии, которые преодолевают пятипроцентный барьер, но недобирают более высоких процентов, если они установлены, - это политические партии, которым передаются депутатские мандаты. И вот эти понятия, которые я сейчас вам назвал, они охватывают и те и другие политические партии. Кроме того, в законопроект предлагается включить новую статью 26-2, которая предусматривает право партий, которые не представлены в парламенте, участвовать в пленарных заседаниях либо Государственной Думы, либо законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации и регулирует порядок такого участия. В законопроекте предусмотрено, что политические партии, которые не представлены в Государственной Думе, вправе не менее одного раза в год участвовать в пленарном заседании Государственной Думы. Аналогичное право предоставляется политическим партиям на уровне законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, и также не менее одного раза в год. Какие вопросы будут рассматриваться на таком пленарном заседании, каков порядок их рассмотрения, каков порядок участия в пленарном заседании политических партий - предполагается, что все эти нормы в зависимости от уровня будут закреплены в Регламенте Государственной Думы, либо в законе субъекта Российской Федерации, либо в регламенте законодательного органа субъекта Российской Федерации. Для того чтобы на практике эти положения были реализованы, возможны различные варианты решения этих задач. Возможно проведение специальных пленарных заседаний, для того чтобы послушать голоса всех политических партий Российской Федерации, либо какие-то наиболее значимые вопросы будут рассматриваться законодательными (представительными) органами, в частности, это может быть, например, участие в обсуждении проекта бюджета на соответствующий год или в рассмотрении вопроса об отчёте высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, то есть это вопросы, которые будут решены уже на уровне субъектов Российской Федерации, если говорить об уровне субъектов Российской Федерации, самостоятельно. Участие непарламентских партий в работе пленарного заседания законодательного органа предполагает их право на самостоятельные выступления и участие представителей указанных политических партий в обсуждении рассматриваемых вопросов, то есть это процедурные вопросы, но право голосовать, безусловно, они не получат, потому что это партии, которые в парламентах не представлены. На пленарное заседание Государственной Думы будут приглашаться все не представленные в ней политические партии, и относительно приглашения на пленарное заседание законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации аналогичный подход предусматривается, и этот подход будет реализовываться независимо от того, есть ли на территории соответствующего субъекта Российской Федерации региональные отделения этих политических партий. Решение о том, будет ли участвовать непарламентская политическая партия в этих заседаниях и кто будет выступать конкретно от имени политических партий на этих пленарных заседаниях, должен принимать коллегиальный постоянно действующий руководящий орган данной партии. Кроме того, предусматривается, что в уставе политической партии может быть предусмотрена возможность, что коллегиальный постоянно действующий руководящий орган может делегировать такое полномочие на соответствующее решение коллегиальному постоянно действующему руководящему органу регионального отделения политической партии, если такое региональное отделение действует на территории этого субъекта Российской Федерации. Вот таково содержание тех инициатив, которые закреплены в предложенном для рассмотрения законопроекте. И как я уже говорил, основная цель данной президентской инициативы - повысить представительный характер деятельности всех без исключения законодательных (представительных) органов в Российской Федерации как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Это, на наш взгляд, безусловно, позволит повысить узнаваемость политических партий, партийных деятелей, которые будут использовать такую возможность для того, чтобы довести свою точку зрения и до парламентов, и до избирателей, и позволит способствовать дальнейшему развитию партийной системы Российской Федерации и укрепить политические институты. Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать эту инициативу и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, слово для содоклада предоставляется председателю Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергею Александровичу Попову. ПОПОВ С. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! С точки зрения комитета, это очень важная законодательная инициатива президента. Гарри Владимирович достаточно подробно рассказал о механизмах, которые предлагает президент, чтобы представители непарламентских партий могли принять участие и, самое главное, действительно выразить своё отношение, позицию по ключевым принципиальным вопросам развития страны или того или иного субъекта. Хотел бы также отметить, что президент ещё два очень важных момента подчёркивает. Фактически этот закон касается всех политических сил, которые есть в нашем государстве. И он говорит о том, что независимо от того, есть ли региональное отделение на территории того или иного субъекта, политическая партия всё равно имеет право принять участие, делегировать своих представителей и выступать. Действительно, на практике у нас не все партии имеют региональные отделения в каждом субъекте Российской Федерации. С другой стороны, это, действительно, всё равно остаётся правом самой политической партии - никто заставить не может, это добровольное право, но самое главное, что мы создаём определённые правовые условия для того, чтобы представители политических партий могли выступать в парламентах. И третье принципиальное соображение, которое мне хотелось бы отметить, касается того, что, действительно, нам предстоит на уровне Государственной Думы принять соответствующее изменение в Регламент, предстоит принять изменения в регламенты парламентов субъектов Российской Федерации, где нужно будет достаточно чётко вот эту процедуру расписать. У нас сегодня в начале пленарного заседания очень подробно обсуждались вопросы, связанные с процедурными моментами. Вот здесь, я думаю, мы должны помочь нашим коллегам в законодательных собраниях, и, может быть, наш регламентный комитет подумал бы над этим и предложил бы некую общую модель, как эти вопросы можно решать на уровне субъекта Российской Федерации. Но в любом случае, сколько человек может принимать участие, каков объём их выступлений, могут ли они задавать вопросы и какие - это всё мы будем обсуждать с вами. Это вопрос достаточно серьёзный, принципиальный, но это начнёт действовать тогда, когда мы с вами примем данный закон полностью. А сейчас комитет предлагает поддержать данную законодательную инициативу, принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Депутаты Локоть, Останина, Решульский, Селезнёв. Всё, да, коллеги? Снимает Решульский. Подводим черту. Пожалуйста, депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Гарри Владимирович, и всё-таки я думаю, что не из общих соображений вносит президент подобные изменения в российское законодательство. Я думаю, что имеются в виду какие-то конкретные вещи, поэтому хотелось бы знать всё-таки ваше мнение: что это могут быть за вопросы, к обсуждению которых могут быть привлечены политические партии, оказавшиеся за бортом парламента и законодательных собраний? Второе. Кто определяет время и тематику вот этих выступлений, этих вопросов, этих заседаний? И третье. Каковы последствия подобных заседаний: правовые, юридические, организационные... не знаю, какие-то ещё? То есть всё равно подразумевалась какая-то конкретная ситуация, поэтому хотелось бы, чтобы вы более подробно разъяснили. Если можно, ответьте, пожалуйста, на эти вопросы. МИНХ Г. В. Анатолий Евгеньевич, я ещё раз могу назвать те примеры, которые приводит в своём докладе. Есть, во-первых, общая формула, которая предусмотрена в законопроекте, - это наиболее значимые вопросы социально-экономического развития, общественно-политической жизни, это как формула. А те примеры, которые я приводил, могу ещё раз повторить. Ну, например, проект бюджета на соответствующий год. Второй пример, который я называл, отчёт главы, ну, или, говоря более корректным языком, высшего должностного лица - главы исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации. Или какие-то ещё вопросы, которые тот или иной субъект Российской Федерации посчитает наиболее значимыми, важными с точки зрения жизни и событий, происходящих в том или ином субъекте Российской Федерации. Теперь с точки зрения процедуры: все процедурные вопросы должны решаться соответствующими парламентами. На федеральном уровне это Регламент Государственной Думы, что касается уровня субъектов Российской Федерации, то законопроект даёт вилку - это либо закон субъекта Российской Федерации, либо регламент соответствующего законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации. Это по поводу того, каким образом технически, технологически будут реализованы эти положения закона. И третье. Каковы последствия возможные? Так как те представители политических партий, которые не представлены в парламенте, приглашаются на пленарные заседания парламента, то правовые последствия точно такие же, как при решениях на всех пленарных заседаниях, которые проходят без участия этих политических партий. Какие вопросы будут включены в повестку дня? Это, естественно, те вопросы, которые отнесены к компетенции соответствующих парламентов, они и будут обсуждаться и голосоваться, и решения по ним будут приниматься так же, как сейчас принимаются. Что касается политических последствий, безусловно, это достаточно эффективная и эффектная площадка для того, чтобы политическая партия могла презентовать свои идеи, мысли, предложения и так далее по наиболее важным вопросам. Это позволяет политической партии таким образом влиять на избирателей, на граждан Российской Федерации, проживающих в том или ином регионе, и тем самым накапливать электоральный потенциал для предстоящих избирательных кампаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хочет добавить депутат Попов. ПОПОВ С. А. Я хотел бы отметить, что мы должны рассматривать законодательные инициативы президента в комплексе. Помимо вот этой формы у нас с вами... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Истекло время для ответа. Добавьте немножко. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Общее время для ответа у нас три минуты. Добавьте время. ПОПОВ С. А. Поэтому и законопроект, который мы с вами рассматривали только что, связанный с возможностью освещения... Естественно, партия, которая будет выступать в парламенте, может рассчитывать на то, что выступления её представителей будут широко освещаться, станут известны избирателям. Вот это тоже очень важный момент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Останина. ОСТАНИНА Н. А., фракция КПРФ. Мне бы хотелось обратиться к обоим докладчикам. Менее всего, я думаю, и президенту, который выступил с этой инициативой, и вам, представляющим в Думе эту инициативу, и нам, депутатам, хотелось бы, чтобы это была просто некая декларативная норма, поэтому тот вопрос, который задал Анатолий Евгеньевич, наверное, волнует всех нас. И всё-таки в какой степени будут участвовать эти политические партии в формировании повестки дня, насколько они будут причастны к тому, чтобы определять повестку дня? Не будет ли это дежурным мероприятием наподобие отчёта главы региона, когда он вместо себя направляет своих заместителей, не будет ли считаться, что при этом как бы будет реализована норма данного законопроекта? Скажите, смогут ли политические партии принимать участие в формировании повестки дня и нельзя ли в законе определить механизм формирования повестки дня с участием этих политических партий? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемая Нина Александровна, законопроект определяет механизмы участия политических партий. А что касается формирования повестки, я уже об этом говорил, политические партии при обсуждении этих вопросов, на мой взгляд, должны пользоваться процедурными правами, то есть высказывать свою точку зрения и вносить предложения. Но у них, естественно, как вы понимаете, не будет возможности для голосования. И здесь в большей степени это вопрос не права, а политики - насколько те люди, которые будут выступать в соответствующих парламентах с точки зрения содержательной, с точки зрения аргументации и с точки зрения их, скажем так, политического веса, будут восприниматься парламентом. Вы на своём опыте знаете, что, даже когда политические партии, представленные в соответствующих парламентах, реализуют свои процессуальные права и голосуют, это не всегда означает, что их точка зрения побеждает. Естественно, статус тех людей, которые будут участвовать как представители партий, не представленных в парламенте, не может быть равен статусу представителей политических партий, представленных в парламенте. Поэтому здесь не надо, конечно, замахиваться на Вильяма Шекспира, а нужно чётко понимать, что это вопрос, повторяю, не формы юридической, а содержания. И здесь уже дело за самими политическими партиями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Попов хочет добавить. ПОПОВ С. А. Да, я хотел бы добавить, что пояснительная записка, которую президент приложил к данному законопроекту, даёт ещё дополнительную подсказку. Он выделяет из набора особо значимых проблем и вопросов, в обсуждении которых политические партии также могут принимать участие, именно вопросы, связанные с рассмотрением бюджета и отчёта о его исполнении. Он не случайно приводит это в качестве примера, ведь должно быть услышано мнение всех политических сил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Селезнёв. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемый Гарри Владимирович, у меня вопрос в развитие того, что только что прозвучало. Законопроектом предусматривается гарантированная возможность для партий, не представленных в Госдуме, не менее одного раза в год участвовать в пленарном заседании Госдумы. При этом в пояснительной записке написано и в вашем выступлении прозвучало, что эти партии могут и должны, по логике, участвовать в обсуждении при рассмотрении бюджета и отчёта о его исполнении, а также отчёта правительства. Я с этим абсолютно согласен и считаю, что тогда надо написать не "не менее одного раза", а "не менее трёх раз". Вот каково ваше мнение по этому вопросу? Пускай все политические силы страны развеют всякие иллюзии населения страны по поводу того, кто и как голосует за важнейшие документы и решения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Валерий Сергеевич, я бы всё-таки не путал цели, которые этим законопроектом предлагается достичь, и соответствующие средства, которые в законопроекте предусмотрены, с теми целями, которые вы предполагаете решить, судя по вопросу, который был задан. Цель привлечения представителей политических партий, не представленных в парламенте, к работе парламента не в том, чтобы повысить информированность граждан о работе парламента. Для этого есть достаточное количество политических партий, которые представлены в парламенте, и есть масса форм информирования через гласные, открытые, публичные дискуссии, которые проходят в парламенте. А вопрос о том, более трёх, более четырёх или более пяти, - мы всё-таки не хотим размывать границу между партиями, представленными в парламенте, и партиями, не представленными в парламенте, потому что в противном случае давайте мы тогда от выборов уйдём. Создал политическую партию, зарегистрировал, получил, условно говоря, более пятидесяти тысяч голов в качестве членов политической партии - и всё, иди работай во все парламенты, участвуй во всех дискуссиях и, может быть, даже голосуй совещательно, а не решающим образом. Нет, задача совсем другая - предоставить политическую, парламентскую площадку для участия в решении наиболее важных, значимых вопросов. Это и вопрос о бюджете на соответствующий год, который практически всегда идёт в увязке с отчётом о бюджете за истекший год, и вопрос об отчёте главы, какие-нибудь другие важные вопросы - какие, мы с вами сейчас решить не можем. Почему три, а не десять? Мы предлагаем конструкцию - не менее одного раза, а уже сами субъекты пусть решают, как часто им необходимо это делать и для чего. Но повторяю, всё-таки задача ровно та, о которой я говорил, - повысить активность политических партий, в том числе используя площадку парламента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Беляков. БЕЛЯКОВ А. В. Спасибо. Включили микрофон. Я надеюсь, время, пока он включался, у меня не будет вычтено. Уважаемый Гарри Владимирович, ну, Валерий Сергеевич задал отчасти близкий вопрос. Я действительно согласен, что даже те цели, те вопросы, которые вы сейчас в ответе обозначили - я имею в виду участие в заслушивании отчёта и в выслушивании инициатив других партий, - всё-таки довольно трудно в одно заседание включить, поэтому "не менее одного" - это, мне кажется, размытая формулировка. А вообще, знаете, на уровне политической оценки, я считаю, это очень прагматичный законопроект, потому что с учётом постоянно снижающегося рейтинга нашей партии власти, я думаю, это, так сказать, такой хороший подложен коврик для "ЕДИНОЙ РОССИИ". Я думаю, оппозиция должна поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это вопрос к кому? К Гарри Владимировичу? Пожалуйста, Гарри Владимирович, если есть что сказать. Я понимаю, что трудно. МИНХ Г. В. Единственное, я хочу прокомментировать. Раз это вопрос, то я даю ответ. Я, называя различные вопросы, которые можно было бы включить в повестку заседаний с участием политических партий, не представленных в парламенте, не обозначал это как цель, я обозначал это именно как те вопросы, которые можно рассмотреть. А цель законопроекта... Я её уже два раза называл, третий раз не буду называть, чтобы нас не упрекнули в излишней забывчивости. Я не вижу здесь никакого противоречия и повторю: всё-таки партии, прошедшие в парламент, и партии, не прошедшие в парламент, - это партии разного политического калибра, поэтому не надо таким калибром всё-таки стрелять по всем, пусть даже не воробьям, а по значительному количеству серьёзных вопросов. Надо выбирать принципиальные, самые принципиальные вопросы и вокруг них концентрировать публичную политическую дискуссию всех без исключения политических партий. Я думаю, что это достаточный формат для того, чтобы этим партиям дать глоток воздуха, чтобы их не забыли избиратели, потому что присутствие в парламенте - вы это знаете на своём опыте - это важный инструмент для того, чтобы наиболее эффективно и активно работать с избирателями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше нет вопросов. Присаживайтесь, пожалуйста, Сергей Александрович. Есть желающие выступить. От КПРФ - Решульский, Иванов - от ЛДПР, Емельянов - от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". "ЕДИНАЯ РОССИЯ" пока думает. Пожалуйста, Решульский. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я боюсь, что вас не примут, коллега Рябов, в "ЕДИНУЮ РОССИЮ". РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемые коллеги, мы рассматриваем действительно очень интересную инициативу, с которой выступил Президент Российской Федерации и которую он отметил ещё в своём ноябрьском Послании Федеральному Собранию. Вместе с тем благая, хорошая идея, как часто у нас происходит, может оказаться, в общем-то, испорченной чиновничьим сословием. Примерно об этом я говорил, когда рассматривали 5-й вопрос - о предоставлении жилья нашим военнослужащим. Что я имею в виду? Сложилась порочная практика, в том числе и со стороны президентской структуры, когда нам на утверждение, на рассмотрение вносятся законопроекты, которые, я считаю, глубоко не проанализированы, без дополнительного материала. Почему в выступлениях уважаемого Гарри Владимировича и содокладчика не прозвучало, скажем, сколько таких представителей будет приглашено в зал пленарных заседаний Государственной Думы? Мы же знаем количество утверждённых, зарегистрированных партий - правильно же я говорю? Тогда бы мы хотя бы ориентировочно знали, сколько минут каждому из них мы будем предоставлять и какое время уйдёт на рассмотрение этих вопросов. Это первое. И почему-то сочли необязательным предоставить нам информацию в разрезе всех законодательных собраний субъектов Федерации. Вообще-то, такой анализ, я надеюсь, в администрации президента всё-таки сделан - какая по субъектам Российской Федерации сложится картина. Странно получается: мы, рассматривая такой вопрос, до сих пор не знаем, сколько представителей и каких партий будут приглашены скажем, в законодательные собрания - возьмём по крайним точкам - Чукотки, Калининграда, Дагестана, Мурманска или ещё каких-либо субъектов Российской Федерации. А дальше получается вообще интересная вещь. Сам механизм, процедурные вопросы, о которых сегодня очень хорошо говорили депутаты, отданы, как говорится, ну, не на откуп, а на решение самих субъектов Российской Федерации. Представители одних и тех же партий будут по-разному себя чувствовать в разных законодательных собраниях субъектов Российской Федерации. Поясняю почему. Потому что в одном субъекте Федерации примут решение, что их приглашают на текущее заседание законодательного собрания, в другом субъекте Федерации примут решение, что их приглашают на отчёт высшего должностного лица, в третьем, как сказал Гарри Владимирович, - на утверждение бюджета субъекта Российской Федерации. А ведь мы с вами знаем, что даже в этом прекрасном зале такие хорошие депутаты, скажем, в эту сессию, вернее, в этот созыв ещё ни разу не проводили открытой, прямой дискуссии о социально-экономическом положении в стране, о нашей внешней и внутренней политике и так далее. Говорят, что мы тут рамками нашего Регламента ограничены и такие дискуссии проводить не можем, так для чего мы тогда приглашаем ещё и этих представителей? Что они будут делать здесь? Давайте обратим внимание на наш зал, не будем пока трогать субъекты Российской Федерации. Что, мы с вами пойдём на то, чтобы представителям этих партий предоставить по пять минут для политических выступлений на тех пленарных заседаниях, на которые мы их пригласим? Да нет же, конечно! Мы им предоставим слово для выступления? Ну, может быть. Я не знаю только, пять это будет минут или десять. То есть вот такая разноголосица по всей нашей стране, которая задаётся с трибуны или из зала пленарных заседаний высшего законодательного (представительного) органа государственной власти, - она сведёт всю, я ещё раз подчеркну, хорошую инициативу Президента Российской Федерации просто к декоративной демократии. Вроде бы все при деле, но в то же время паровоз как двигался в одну сторону, по одним рельсам, уже где-то кривым, а может быть, и без шпал, так и будет продолжать двигаться. Не знаю, будем ли мы дорабатывать этот законопроект ко второму чтению, не знаю даже, когда предлагает комитет вынести его на второе чтение. У нас обычно как инициатива президента или правительства, так моментально, как "Сапсан" пролетает между Москвой и Ленинградом, два-три дня - и всё принято. Но я бы всё-таки предложил тогда сделать следующий шаг. Мы с вами 20-го числа... А то, что весь зал проголосует за этот законопроект, в том числе и наша фракция, насколько бы мы ни считали его недоработанным, - это, как вы прекрасно понимаете, однозначно. Раз мы уже в первом чтении принимаем, раз мы примем во втором и в третьем чтениях, то давайте сделаем шаг навстречу президентской инициативе. 20-го числа у нас отчёт правительства об итогах 2009 года, впереди ещё неделя с лишним. Давайте мы сейчас сделаем месседж (да, сейчас это модное слово) - посыл нашим партиям, которые не получили здесь мандаты, и скажем: мы вас приглашаем на 20 апреля заслушать выступление Владимира Владимировича Путина, Председателя Правительства Российской Федерации, отчёт правительства за 2009 год. Тогда все в субъектах Российской Федерации - губернаторы, президенты, главы высших исполнительных органов власти - поймут, что это надо делать обязательно - приглашать таких представителей на отчёт... Но сделаем ли мы с вами это? Вот я вношу такое предложение, но я на сто процентов уверен, что не сделаем, потому что мы сегодня... Я вот слышал, как уважаемый мною Александр Петрович говорил... И это правильно, конечно. Вот это и будет декоративная демократия, как я вам уже сказал. Все вроде бы при деле, а результат будет совсем другой. Почему мы этого не сделаем? Мы вчера на Совете Думы рассматривали порядок рассмотрения вопроса 20-го числа. Мы там определили, а сегодня это подтвердили, что председатель правительства будет выступать без ограничения времени: час, два, три, пять, может быть, сколько будет нужно ему, столько он и будет выступать. Это правильно, я не возражаю. Мы определили, что по три вопроса... Почему по три вопроса, никто не может объяснить. У нас, говорят, сложилась такая практика. Ну давайте эту практику будем расширять. Мы же собираемся приглашать представителей других партий, не парламентских. Давайте примем предложение наших товарищей и коллег и посвятим этому вопросу целый день. Мы хотим выяснить всё-таки, каковы перспективы модернизации нашей страны, а то у нас в Кремле говорят одно про модернизацию, а в Белом доме, как называют Дом Правительства, модернизация понимается совсем по-другому, насколько я понимаю. Вот и давайте мы теперь примем решение о том, что будем задавать вопросы. Если фракции будут задавать по три, то пусть представители других партий, которых мы пригласим, тоже зададут вопросы. Далее. На вопрос - одна минута, на выступление председателя правительства и его ответы на вопросы - без ограничения, то есть я должен в минуту уложиться, концептуально определиться, что я хочу спросить от имени своей партии, фракции или своих товарищей, а мне будут в течение десяти - пятнадцати минут объяснять... Вы помните такую фразу: "Борис, ты не прав"? На заключительное слово тоже нет ограничений. Я ещё раз говорю: не будем ставить ограничение по времени для председателя правительства, но давайте расширим время для проведения такого отчёта. И вот наше предложение, нашей фракции: на 20-е число пригласить представителей не парламентских партий. Пусть они здесь действительно будут иметь право голоса и убедятся, что инициатива, которая идёт со стороны президента, - это не просто какой-то декоративный камуфляж ныне действующей системы политических взаимоотношений, да и других, будем так говорить, государственных, а на самом деле это чётко выверенная позиция. Следующий вопрос, я вначале о нём немножко сказал, но хочу его уточнить. Я думаю, какое бы время мы ни отвели на подготовку этих поправок... К моему великому сожалению, не успел глянуть, когда мы... а, вот, до 7 мая вносим... Да, тридцать секунд осталось. Я думаю, ко второму чтению мы всё-таки должны расписать механизм и процедуру - по каким вопросам в законодательные собрания субъектов Российской Федерации должны приглашаться представители этих партий. Если мы этого не сделаем, то у нас действительно получится так, как в пословице: кто в лес, кто по дрова. И мы действительно довольно интересную инициативу можем просто исковеркать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, учитывая то, что Сергей Николаевич обстоятельно высказался по поводу всех нюансов данного законопроекта, а также нежелание некоторых слушать, я постараюсь покороче... Конечно, вряд ли найдётся здесь человек, который будет голосовать против, но я от имени фракции ЛДПР хотел бы выразить несогласие с Гарри Владимировичем, который сказал, что данная инициатива вносится для того, чтобы предоставить политическую площадку для выступления малым партиям, которые не представлены в парламенте. Мне кажется, Гарри Владимирович, вы абсолютно не правы. Большое спасибо коллегам из "ЕДИНОЙ РОССИИ". Мне тут дали недавно прочитать интересный доклад, экономисты написали, которые сравнивали итоги развития экономики в период НЭПа и в 90-х годах. Заметьте: экономисты, не политики. И вот они там написали, что в период НЭПа была возможность у людей говорить друг с другом и быть услышанными: промышленники хотели, чтобы им давали больше оборотных средств, экономисты говорили, что это приведёт к инфляции, бодались, бодались, в итоге пришли к новой экономической политике, ввели золотой рубль, вытащили страну из кризиса. Главное, чтобы были услышаны идеи, которые дают оппоненты. У нас, к сожалению, этого не наблюдается. Взять, например, Курскую областную Думу: любая партия может прийти на заседание, в принципе особых препон нет, если в хороших отношениях, можно подарить плодотворную идею коммунистам, "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", "ЕДИНОЙ...", и внесут это предложение. Проблема в другом - дискуссии нет, нет желания услышать, и поэтому всё это абсолютно бесполезно. Не для этого президент, я думаю, вносит эти инициативы, а именно для того, чтобы большинство наконец-то научилось слушать меньшинство, чтобы прийти к какому-то результату, а не так: мы вам высказаться дали, вы поговорили - ну и слава богу, идите отдыхайте, мы всё равно без вас уже всё приняли и знаем, как решить. И в 90-х годах, когда пришла эта команда реформаторов, вы знаете, как она "замечательно" провела переходный период, как прошла приватизация, - вспомните все эти ужасы, которые были. Всё потому, что они знали, как делать, и другие мнения их не интересовали, их не интересовало мнение нобелевских лауреатов, которые писали, что не надо так проводить приватизацию, не надо отказываться от планирования, прочие вещи. Никто этого не слушал. То же самое случилось, когда от НЭПа произошёл откат, когда сказали: всё, мы знаем, как проводить. Пошло свёртывание реформ, и пришли к тому, к чему пришли, вы знаете историю, напоминать не буду. Поэтому в этом плане, уважаемые коллеги, всё-таки мне кажется, что нужно провести в жизнь - я думаю, президент с нами согласится, - предложение ЛДПР. Если мы действительно хотим, чтобы всё было более-менее нормально, чтобы мы главной целью перед собой ставили благосостояние страны и народа, а не победу какой-то конкретной партии на выборах, значит, нужно выборы проводить без всяких избирательных барьеров, хватает такой-то партии на мандат (сколько их там распределяют) - значит, она получает своего представителя, нет - значит, совсем уж не хватило... Нужно, чтобы выборы проводились не за деньги олигархов, которых много в списках появляется, и потом некоторые депутаты начинают искать тут в чужом глазу соринку, в своём бревна не замечая. Если так пойдёт дальше, мы ведь тоже многое можем вспомнить, у кого что есть, кто что не заплатил, кто где был и с кем целовался в неположенном месте. Проводить выборы нужно за счёт государства, чтобы государство предоставляло всем одинаковые возможности выступления в телеэфире, радиоэфире, оплачивало газетные площади. И тогда народ действительно выберет из всех предложений самые достойные, люди согласятся или не согласятся с нашим мнением. Вот тогда получится настоящая демократия. Я думаю, что президент именно для этого проводит свою политику и именно это он в своём послании и в нынешних законопроектах отразил. Если мнение меньшинства не будет услышано, всё остальное абсолютно бесполезно, можно что угодно делать - дать право и законодательной инициативы, и выступать, и показывать в прямом эфире трансляцию всех этих выступлений, но если большинство не пойдёт на учёт мнения меньшинства, то всё это филькина грамота и профанация. Надеюсь, этого не случится. ЛДПР поддерживает инициативу президента и выражает ему свою большую благодарность. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянов. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Видите, уже подробностей требует Коломейцев. Пожалуйста, Емельянов. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, закон очевидно позитивный, и в этом зале нет разногласий по поводу необходимости его принятия. Мы тоже его поддержим. Безусловно, этот законопроект направлен на то, чтобы сделать нашу политическую систему более гибкой, на то, чтобы малые партии, соответственно, те избиратели, которые за них голосовали, тоже были услышаны, и с этой точки зрения, безусловно, это позитивная президентская инициатива, стоящая в ряду других, за которые мы уже голосовали. Мы хотели бы, чтобы было учтено одно только предложение при подготовке законопроекта ко второму и третьему чтениям. Некоторое время назад я и лидер нашей фракции Левичев Николай Владимирович внесли законопроект, который тоже рассчитан на усиление роли малых партий, а именно: мы предложили, чтобы политические партии, не прошедшие в законодательные собрания регионов, могли не только выступать на заседаниях со своими предложениями, но и обладали бы правом законодательной инициативы. Мне кажется, что если это предложение будет принято, то мы ещё больше усилим роль вот этих партий малых, как мы их называем, которые не проходят в парламент, но мы им дадим больше шансов на то, чтобы себя проявить и, соответственно, выразить волю избирателей, которые за них голосовали. Мы подготовим соответствующие поправки ко второму чтению и очень хотели бы, чтобы к ним внимательно отнёсся комитет при их рассмотрении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента имеет возможность высказаться в заключительном слове. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Уважаемые депутаты, прежде всего поблагодарить хочу за поддержку - по крайней мере, как это прозвучало в выступлениях от фракций - той инициативы, которую сегодня мы рассматриваем. Вместе с тем, конечно, что касается содержательной части тех предложений, которые прозвучали, у меня есть несколько комментариев. Первое. Давайте всё-таки не смешивать разные жанры. Есть прямая демократия, есть представительная. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МИНХ Г. В. Вам виднее. Вам виднее, Николай Васильевич, исходя из вашего опыта, но с точки зрения Конституции две формы демократии - прямая и представительная. И если мы говорим о возможности участия тех политических партий, которые реализовали своё право в рамках прямой демократии, пройдя через процедуру выборов, но не смогли перейти в формат представительной демократии в виде участия, полноценного участия в работе парламентов, то просьба это не смешивать. Второе. Уважаемый Сергей Николаевич, мне кажется, что столь опытному политику и высокообразованному человеку несложно произвести простые арифметические действия. Если у нас зарегистрировано семь политических партий, то посчитать, сколько представителей партий будет приглашено в тот или иной парламент, - по-моему, задача для первоклассника. Вы знаете, что в Московской городской Думе представлено n (число, вам известное), в Государственной Думе - n+2, и так от Калининграда и до самого Дальнего Востока. Я думаю, здесь не надо того глубочайшего анализа, на отсутствие которого вы сетовали, это простая арифметическая задача, все составные этой задачи вам известны. Поэтому всё-таки лучше не выдвигать ложные цели, не тратить на это ни время, ни усилия, а более, мне кажется, объективно оценивать степень подготовки и проработки тех или иных предложений. И конечно же, не надо всё-таки брать на себя в рамках той самой управляемой демократии, о которой ваш коллега Коломейцев говорит, задачу - решать в федеративном государстве, сколько кого приглашать и по каким вопросам голосовать. Для того чтобы реализовать задачу, которая абсолютно правильно поставлена, для того чтобы мы друг друга не только слушали, но и услышали, тут я коллегу Иванова поддерживаю... Мне кажется, элемент пессимизма глубокого, который чувствовался, всё-таки предполагает отказ от участия в выступлениях, но по тому, как коллеги из ЛДПР выступают, видно, что вы всё-таки не утрачиваете надежду на то, что вас будут не только слушать, но и слышать. И здесь то же самое: чтобы быть услышанными и чтобы нашу политическую культуру развивать и повышать - а это одна из целей этой инициативы, - всё-таки давайте не будем законодателей, ваших коллег из ваших партий, из партий оппонентов заставлять действовать нашими руками, нашими головами, всё-таки пусть действуют самостоятельно. У них для этого есть законодательные возможности, есть фактические возможности. Поэтому доверяйте своим коллегам на уровне субъектов Российской Федерации, и всё у нас получится. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Груздев Владимир Сергеевич, не настаиваете на выступлении? Нет. Коллеги, обсуждение завершилось, поэтому я ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 09 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7% Результат: принято Принято. По ведению - депутат Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я действительно, Олег Викторович, по ведению, поскольку Гарри Владимирович усомнился в моих способностях в арифметике. Я ведь, Гарри Владимирович, специально потребовал эту цифру. Три человека нужно пригласить сюда, в зал, так давайте на 20-е число с подачи администрации президента пригласим их. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, ну вы же понимаете, что вы выступаете не по ведению, поэтому слово Гарри Владимировичу Минху. Отвечайте. МИНХ Г. В. Сергей Николаевич, я дал вам, по-моему, очень высокую оценку, и вы сейчас это подтвердили. Дважды два - четыре, я здесь согласен полностью, поэтому просьба: давайте всё-таки предложения всех коллег, независимо от политической принадлежности, фракционной составляющей, реализовывать самостоятельно, не надо привлекать к этому делу главу государства. И хочу вам напомнить четверостишие одного из классиков советских: "Товарищ, в мозгах просьбишку вычекань, да так, чтобы не стёрлось, и век прождя: брось привычку (глупая привычка!) - приплетать ко всему фамилию вождя". Спасибо.