Заседание № 73

12.01.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 346538-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (о включении во вторую очередь на получение жилищных субсидий инвалидов третьей группы и пенсионеров по старости, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3096 по 3347 из 4212
Подошел докладчик по пункту 12, который мы сейчас обсудим. О проекте            
федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О жилищных      
субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к     
ним местностей". Доклад представителя Законодательного Собрания Иркутской       
области члена Совета Федерации Валентина Ефимовича Межевича. Пожалуйста.        
                                                                                
МЕЖЕВИЧ В. Е., представитель Законодательного Собрания Иркутской области,       
член Совета Федерации.                                                          
                                                                                
Добрый день, уважаемый президиум! Добрый день, уважаемые коллеги!               
Законодательная инициатива Законодательного Собрания Иркутской области -        
проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О        
жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и           
приравненных к ним местностей" - имеет целью уточнить редакцию статьи 2,        
устанавливающую очередность предоставления жилищных субсидий гражданам в        
части определения второй очередности для инвалидов третьей группы и             
пенсионеров по старости, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей.         
Данная категория граждан в силу своего здоровья и возраста не в состоянии       
активно решать свою жилищную проблему самостоятельно, и, поскольку на их        
иждивении находятся несовершеннолетние дети, их проблема с переездом из         
районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, получения жилищных     
субсидий обострена в большей степени. Законодательное Собрание Иркутской        
области предлагает данные изменения, для того чтобы облегчить участь этих       
людей, так сказать, и предоставить им возможность покинуть те места, где они    
отработали всю свою жизнь и получили и инвалидность, и пенсию по старости, и    
иметь условия для нормального воспитания своих несовершеннолетних детей.        
                                                                                
Доклад закончен.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Ефимович. Присаживайтесь.               
                                                                                
Содоклад первого заместителя председателя Комитета по проблемам Севера и        
Дальнего Востока Станислава Агафоновича Елисейкина. Пожалуйста.                 
                                                                                
ЕЛИСЕЙКИН С. А., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый сегодня        
проект федерального закона был внесен в Государственную Думу 30 июня 2003       
года Законодательным Собранием Иркутской области. Как было уже сказано, по      
данной законодательной инициативе предполагается в рамках 125-го федерального   
закона из числа пенсионеров, имеющих право на получение жилищных субсидий в     
третью очередь, выделить инвалидов третьей группы и пенсионеров по старости,    
имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, и изменить их очередность на     
получение субсидий с третьей очереди на вторую.                                 
                                                                                
Комитет получил на данный законопроект более восьмидесяти отзывов от            
субъектов права законодательной инициативы и высших исполнительных органов      
государственной власти субъектов Российской Федерации. Поступили замечания от   
Правового управления Аппарата Государственной Думы, от Комитета Совета          
Федерации по делам Севера и малочисленных народов. Тридцать девять субъектов    
Российской Федерации, среди которых пятнадцать северных, высказались за         
поддержку данной законодательной инициативы, шесть субъектов предлагают         
отклонить внесение дополнений в законопроект, двадцать шесть субъектов          
замечаний и предложений не имеют. Правительство Российской Федерации в          
официальном отзыве отмечает, что предполагаемое изменение приведет к            
расширению круга лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий во вторую    
очередь, что ухудшит положение пенсионеров, не являющихся инвалидами третьей    
группы и не имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, но имеющих право     
на получение жилищных субсидий в третью очередь. Правительство Российской       
Федерации не поддерживает внесение дополнений в данный законопроект. Правовое   
управление Аппарата Государственной Думы указывает на ряд юридических           
неточностей, в том числе на то, что в результате вносимого дополнения           
федеральный закон № 125-ФЗ будет иметь внутреннюю несогласованность, так как    
для данной категории граждан не определен норматив предоставления им жилищных   
субсидий. Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов не   
поддерживает инициативу Законодательного Собрания Иркутской области. В          
заключении комитета отмечается, что из-за недостаточного финансирования         
федерального закона № 125-ФЗ даже включенные в очередь граждане не могут        
реализовать свое право на получение субсидий, поэтому принятие данного          
дополнения не будет иметь большого практического значения для решения           
жилищного вопроса указанных в законопроекте граждан.                            
                                                                                
Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока отмечает    
необходимость улучшения законодательства, касающегося проблемы переселения      
северян. Мы обращаем внимание на то, что существующий принцип распределения     
средств федерального бюджета не допускает возможности удовлетворять             
очередников, стоящих в последующей очереди, до того момента, пока не будут      
распределены субсидии очередникам предыдущей очереди. Таким образом, скудные    
федеральные ассигнования на выплату жилищных субсидий до граждан, стоящих в     
третьей, четвертой, пятой очереди, практически не доходят, что вызывает         
справедливые нарекания. Вместе с тем предлагаемое Законодательным Собранием     
Иркутской области дополнение, касающееся увеличения численности граждан во      
второй очереди, удлинит сроки получения жилищных субсидий инвалидами первой и   
второй групп и инвалидами с детства. Особо следует подчеркнуть, что в           
субъектах Российской Федерации уже сформированы единые списки граждан по        
категориям очередности. Пересмотр указанных списков может вызвать социальную    
напряженность в субъектах Российской Федерации.                                 
                                                                                
С начала работы депутатов четвертого созыва в комитете обсуждаются поправки в   
федеральный закон № 125-ФЗ. В качестве законодательной инициативы депутатами    
комитета был внесен в Государственную Думу проект федерального закона №         
46124-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях         
гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним           
местностей". После доработки, учитывающей замечания и предложения субъектов     
права законодательной инициативы и высших исполнительных органов                
государственной власти субъектов Российской Федерации, внесена новая редакция   
данного законопроекта, которая предполагает средства федерального бюджета       
распределять между существующими пятью категориями граждан, сохраняя принцип    
приоритетности наиболее социально незащищенных граждан, а также определять      
очередность с момента возникновения права для перерегистрации в другую          
категорию очереди с согласия граждан.                                           
                                                                                
С учетом вышеизложенного Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока         
рекомендует депутатам Государственной Думы отклонить в первом чтении проект     
федерального закона № 346538-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О    
жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и           
приравненных к ним местностей", внесенный Законодательным Собранием Иркутской   
области.                                                                        
                                                                                
Благодарю.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Плетнёва Тамара Васильевна,       
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Скажите, пожалуйста, вот вы в своем докладе отметили, что        
нужно сохранять принцип приоритетности при выдаче субсидий. Разве наличие       
несовершеннолетних детей у пенсионеров и инвалидов - это не приоритет?          
                                                                                
ЕЛИСЕЙКИН С. А. Я сказал бы, что из-за мизерного поступления средств и          
включения во вторую очередь дополнительно инвалидов третьей группы просто       
пострадают люди более социально незащищенные, то есть инвалиды первой и         
второй групп и инвалиды с детства, и это по сути не решит проблему. Поэтому     
нашим комитетом уже внесен в Думу проект закона, где определено квотирование    
средств между всеми категориями граждан, и при этом, как говорится, их размер   
определяется в зависимости от степени приоритетности. Этот законопроект, я      
думаю, будет рассмотрен в марте этого года.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще вопросы? Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста.                    
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Станислав Агафонович, вот мы говорим о недостатке бюджетных           
средств. Ну, в какой-то части, может быть, справедливо: денег всегда не         
хватает, такая это категория - деньги. Но вот приехал человек с места, с        
территории, теперь давайте мы ему объясним, почему при таком профиците и        
омертвленных в Стабилизационном фонде деньгах мы ему говорим, что он хороший    
и хороший законопроект принес, но только денег у нас на его законопроект нету   
- у нас не хватает на те законы, что сегодня действуют. Как это объяснить       
ему, я не знаю. Но он пусть посмотрит и пусть в свою территорию, в Иркутск,     
приедет и расскажет, что у нас здесь происходит.                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЕЛИСЕЙКИН С. А. Ну, это вопрос уже, как говорится, из совершенно другой темы.   
Хотя справедливости ради надо отметить, что в этом году на 25 процентов         
увеличились ассигнования по этой статье, на жилищные субсидии отъезжающим с     
Севера, по сравнению с 2004 годом, хотя этих средств явно недостаточно.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет больше вопросов. Присаживайтесь, Станислав   
Агафонович.                                                                     
                                                                                
Есть ли желание выступить? Есть. Будьте добры, напомните фамилию. Курьянович    
Николай Владимирович, пожалуйста.                                               
                                                                                
КУРЬЯНОВИЧ Н. В., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! Я предлагаю всем нам с большой,      
так сказать, осторожностью отнестись к предлагаемому законопроекту в том        
плане, чтобы все как один проголосовали за него. Статистика свидетельствует о   
том, что у нас до 80-90 процентов законодательных инициатив, идущих от наших    
коллег из представительных органов субъектов Федерации, не проходят, мы не      
хотим голосовать за законопроект "О детско-юношеском спорте...", за другие      
инициативы. Когда-то при советской власти эти люди были волею судеб             
перемещены туда и по своей инициативе, и по комсомольским путевкам, и сейчас    
мне представляется важной задачей государства забрать тех, кто желает выехать   
из районов Крайнего Севера и территорий, к ним приравненных. Это была в свое    
время инициатива коммунистического строя, поэтому все как один коммунисты, а    
также представители фальшивого, виртуального блока "Родина", которые мнят       
себя патриотами, должны проголосовать за этот законопроект.                     
                                                                                
Правительству необходимо изыскивать деньги, а не говорить постоянно о том,      
что нет никакого финансирования под тот или иной законопроект. Хватит уже       
рассказывать эти сказки! Размораживайте Стабилизационный фонд, давайте будем    
принимать законы о национализации нефти, газа, угля, золота и тому подобные,    
принимать закон, о котором мы много говорим, - о введении монополии на          
алкоголь, табак и сахар, разбираться с нашей недвижимостью за рубежом,          
которая используется ненадлежащим образом, трясти наших                         
олигархов-монополистов и так далее, и тому подобное. Надо переходить к          
радикальным методам, а так мы каждый день будем посвящать только обсуждению     
вопроса о монетизации льгот, будем отклонять все законотворческие инициативы    
наших коллег, и получится, что мы работаем-то вхолостую. Много бумаги, оплата   
ежедневно идет каждому из нас как депутату, и получается так, что работаем мы   
малоэффективно, к сожалению.                                                    
                                                                                
Поэтому я прошу уважаемых коллег отнестись с сочувствием к тем, кто сейчас      
проживает в трудных условиях Крайнего Севера, и проголосовать за этот           
законопроект. Спасибо.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пивненко Валентина Николаевна, пожалуйста.                                      
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Я очень благодарна за         
сочувствие и понимание, которые сегодня были при обсуждении двух                
законопроектов подряд, касающихся Севера, но еще раз хочу обратить внимание,    
что проблема выделения жилищных субсидий для переселения граждан для северян    
является наряду с пенсионной одной из наиболее острых. Предлагаемый             
законопроект, подчеркиваю еще раз, уважаемые депутаты, ущемляет как раз         
интересы северян, которые особенно не защищены, которые стоят на очереди        
десятки лет, ждут решения, и если мы примем данный законопроект, то, значит,    
мы тогда допустим несправедливость в отношении тех, кто стоит на очереди,       
которая существует в настоящее время, это касается инвалидов первой, второй     
группы, это касается детей инвалидов. Действительно, мы очень хотели бы,        
чтобы депутаты Государственной Думы обратили внимание на поправки, которые      
нами предложены и будут обсуждаться, по изменению данного закона, а особо -     
на финансирование статьи бюджета, которая касается переселения граждан с        
Севера. Но данный законопроект, подчеркиваю, не будет благом для северян, он    
в этих условиях еще более ущемит незащищенную часть населения Севера. Поэтому   
комитет осознанно принимал решение о том, что нельзя в данный момент            
поддерживать только инвалидов третьей группы, которые, кстати, являются         
работающими. Спасибо.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства?       
Полномочному представителю президента? Нет. Я хочу спросить: нет ли             
необходимости с заключительным словом докладчику выступить? Нет. Ставится на    
голосование...                                                                  
                                                                                
По мотивам голосования - Плетнёва Тамара Васильевна. Пожалуйста.                
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо, Борис Вячеславович. Я хочу только сказать, что этот     
закон никого не ущемляет, а как раз наоборот, к тем северянам, которые и так    
во второй очереди стоят, инвалидам первой, второй группы, добавляют еще         
инвалидов третьей группы, имеющих детей. Поэтому не надо никого вводить в       
заблуждение.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование: принять       
проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О        
жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и           
приравненных к ним местностей" в первом чтении.                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              126 чел.28,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    126 чел.                                          
Не голосовало                 324 чел.72,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.