Заседание № 2
О проекте федерального закона № 346410-4 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (о наделении органов местного самоуправления правом устанавливать квоты на участие иностранных граждан в оптовой и розничной торговле; внесён депутатами Государственной Думы четвёртого созыва Д. О. Рогозиным и А. Н. Савельевым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 11 порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В соответствии с решением Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству представляется данный доклад. Депутаты четвёртого созыва Дмитрий Олегович Рогозин и Андрей Николаевич Савельев его внесли. Рассматриваемый законопроект был внесён на рассмотрение Государственной Думы в октябре 2006 года, прошёл необходимые подготовительные процедуры и в настоящее время представляется Государственной Думе. Смысл данного законопроекта заключается в том, что предлагается ввести норму, согласно которой органы местного самоуправления были бы наделены правом установления квот на участие иностранных граждан и лиц без гражданства в оптовой и розничной торговле, осуществляемой на территории соответствующих муниципальных образований. Мотивы принятия решения, мотивы, по которым комитет предлагает отклонить данный законопроект. Комитет по конституционному законодательству не поддерживает данный законопроект, поскольку он имеет определённые расхождения с федеральным законодательством. Так, предусмотренное законопроектом наделение органов местного самоуправления полномочиями по возможному квотированию торговой деятельности для иностранных граждан и лиц без гражданства не соответствует Федеральному закону от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку установление квот на участие иностранных граждан и лиц без гражданства в оптовой и розничной торговле не относится к вопросам местного значения, перечисленным в статьях 14 и 16 названного федерального закона, и к полномочиям органов местного самоуправления по решению таких вопросов, зафиксированным в статье 17 данного закона. То есть это принципиальная позиция. Кроме того, предложенный рассматриваемым законопроектом порядок наделения органов местного самоуправления обозначенной функцией по квотированию торговой деятельности для иностранных граждан и лиц без гражданства не соответствует нормам статьи 18 закона "Об общих принципах организации местного самоуправления...", закрепляющей принципы правового регулирования вопросов местного значения, согласно которым перечень вопросов местного значения не может быть изменён иначе как путём внесения изменений и дополнений в данный федеральный закон. Вот с учётом всех обстоятельств, а также того дополнительного материала, который распространён среди депутатов в письменном виде, мы предлагаем данный законопроект отклонить. Хотел бы довести до сведения, что вопросы участия иностранных граждан и лиц без гражданства в оптовой и розничной торговле регулируются другим законодательством, в частности, вопросы квотирования привлечения иностранной рабочей силы относятся к компетенции Правительства Российской Федерации. Мы подробно обсуждали эти вопросы в рамках внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в 2006 году, а также в рамках подготовки федеральных законов о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в 2007 году. И в развитие данных документов 15 ноября 2006 года было принято постановление правительства № 683 "Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации". Всё это позволяет ставить вопрос о том, чтобы вот именно в том виде, в котором предложен данный законопроект, его отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к депутату Плигину? Есть вопрос, вижу руку Жириновского Владимира Вольфовича. И подводим черту. Пожалуйста, Владимир Вольфович, ваш вопрос. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Владимир Николаевич, вот вы не чувствуете некую абсурдность и нелогичность вашей позиции? Ведь депутаты, субъекты права законодательной инициативы, должны здесь выступать, защищая свой законопроект. Вместо них выступаете вы и вместо того, чтобы предложить Государственной Думе принять закон, ибо это смысл нашей деятельности, перекрываете эту законодательную инициативу, от имени комитета предлагаете отклонить. Вот что бы вы подумали, если бы в судебном процессе адвоката попросили прочитать речь прокурора? Вы все сказали бы, что это абсурд, что он обязан защитить подсудимого, обвиняемого, а прокурор должен уже от имени государства обвинять. Вы сейчас, вместо того чтобы дать возможность выступить... Тут нет авторов законопроекта, но есть фракция и партия. Ведь Миронов доказывает, что в этой партии, во фракции как раз присутствует "Родина", так сказать, они, насколько я понимаю, даже являются основателями, то есть... (Микрофон отключён.) ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Владимир Вольфович, так получается, что сложно отслеживать всю дискуссию, которая идёт в течение сегодняшнего дня, несмотря на вашу опытность, и я хотел бы возвратиться к тому предложению, которое уже ранее делал. К сожалению, вопрос представления данных законопроектов не урегулирован нормативным актом, он регулируется Регламентом Государственной Думы, поэтому предлагаю вернуться ещё раз к вопросу разработки закона о порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов, которые, видимо, урегулируют этот вопрос. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, других вопросов нет. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Жириновский, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Ещё раз, Владимир Николаевич, хочу с вами не согласиться. Представляете, что вы сейчас сказали? Что мы выносим на обсуждение законопроекты при отсутствии закона, который регулировал бы данную процедуру. Тогда мы здесь занимаемся беззаконием и произволом. Это должны быть первые шаги любого парламента - найти правовой механизм регулирования. И конечно, здесь есть вполне нормальные аспекты. Если нет докладчика, автора законодательной инициативы, то есть фракция, в рамках которой он работал. И если фракция "Справедливая Россия" села как раз, даже географически, так сказать, на то самое место, где сидела фракция "Родина", чьи депутаты данный законопроект подготовили, то нужно было этой фракции выделить депутатов, которые защищали бы здесь этот законопроект. Поэтому никак не могу согласиться с вашей позицией. Вы просто, Владимир Николаевич, наверное, меня неправильно поняли. Я говорил о том, что выступать с докладом о законопроекте должен тот, кто будет его защищать. Вы выступаете с предложением его не принимать. Да это вообще дикость, вы не имели права выступать здесь сегодня на трибуне. Другое дело, что как содокладчик от комитета вы могли занять другую позицию, но брать на себя инициативу выступить с докладом по законопроекту и предложить его отклонить - ну, это всё равно что в ЗАГС прийти жениху и невесте и сказать: "Мы в брак вступать не будем". Зачем тогда в ЗАГС пришли? Вы зачем выступили сегодня здесь с трибуны и предложили не принимать законопроект? Но это же абсурд, вы же юрист! Выступать с докладом по законопроекту может только или автор, или тот, кто будет защищать законопроект, предлагать его принять, а уже потом в дискуссии, пожалуйста, требуйте от депутатов занять другую позицию. Но это ни в какие ворота не лезет, когда вы выходите сюда, это уже второй случай сегодня! По пункту 16 другой представитель комитета, вместо того чтобы защищать закон, выйдет на эту трибуну, чтобы предложить парламенту его отклонить. Я считаю, это немыслимо, мы занижаем роль фракций. И у данного закона есть хозяин - фракция "Справедливая Россия", и по пункту 16 есть хозяин закона - фракция, ибо депутаты у нас сегодня только партийные, одномандатников нет, всё это работа депутатской фракции. Когда мы понижаем авторитет политической фракции, мы тем самым понижаем авторитет парламента. А по сути закона тоже вы не правы. Мы как раз опоздали. Ведь данный законопроект был внесён по горячим следам событий в Кондопоге и в других местах, где возникли трения между местными жителями и приезжими торговцами, купцами. Как раз органы самоуправления и должны это регулировать, ибо они лучше знают, что на их рынках происходит. В самом маленьком посёлке, в райцентре если есть места свободные - пожалуйста, давайте им, торговцам из любого региона, но, если местные жители хотят продавать свою продукцию, не мешайте им. Вы можете ограничить, но лучше не ограничивать, а строить дополнительные рынки. Мы всё время в нашей стране делаем нелогичные исторические шаги. Зачем ограничивать людей! Стройте ещё рынки, чтобы были пустые места, чтобы всегда можно было сказать: "Пожалуйста, торгуйте любой продукцией!" И не будет никаких этнических столкновений, поскольку местные торговцы всегда будут продавать дешевле, ибо заезжие купцы несут большие транспортные расходы, расходы, связанные с контактами с определёнными структурами, и, вздувая цены, они тем самым компенсируют свои расходы. Не надо лимитировать никого, надо просто дать возможность всем ежедневно, круглые сутки торговать. А мы отвергаем, мы ждём, когда где-то произойдёт конфликт. И потом в спешном порядке президент выступает и предлагает инициативу: мы введём квоты, мы сделаем то-то. Вот нужны трупы обязательно, кровь нужна! А когда депутаты предлагают решить на своём уровне, на уровне органов самоуправления, мы это отвергаем даже спустя уже вот такой длительный срок, как почти полтора года. Считаю, что мы вполне могли бы, должны были бы принять данный закон ещё в конце 2006 года, и в 2007 году органы местного самоуправления имели бы более весомую правовую базу. И здесь наша с вами вина, поэтому не авторов закона надо обвинять в чём-либо, а палату, которая... Кстати, я хотел, когда Олег Викторович выступал с планом нашей деятельности на ближайшие полгода... Во-первых, мы опять нарушили Регламент, не дали возможности высказаться депутатам. Вопросы задали, но, после того как заданы вопросы, обычно предлагается приступить к обсуждению. И вот я как раз хотел, в частности, упомянуть этот закон, который мы не только не приняли в 2006, в 2007 году, а даже в январе 2008 года, защищая портфели, отклоняем, отклоняем эти очень важные, нужные законы. И мы много раз нарушали Регламент. Вот не дали возможности выступить депутатам по 2-му пункту повестки дня, по предыдущей повестке дня перешли к укороченному регламенту. У нас очень хороший вариант: чуть что, больше четырёх выступающих - сразу давайте быстро, только по три минуты от фракции. Мне это напоминает хороший закон, который был принят в 1905 году, указ царя: стрелять по толпе, больше трёх не собираться! Как больше трёх, немедленно открывали огонь, и это был единственный способ погасить революцию. И в этом смысле, конечно, неприятно, что мы все подряд отвергаем очень нужные законы, и предыдущий, депутата Гудкова, тоже. Если мы будем плохо знать историю, мы не сможем дать правильный анализ современному положению дел. И здесь вопрос тоже очень актуальный. Мы должны или квотировать наличие иностранных торговцев на наших рынках, или заставить органы местного самоуправления строить как можно больше. Я за второе. Но у нас ни первое не получается, ни второе. У нас ни диктатура не получается - слишком кровавая, сталинский режим, ни демократия не получается - ельцинская, слишком рыхлая. Вот ничего у нас не получается, и из-за этого нас не любят, все не любят, и соседи тоже, и ближние, и дальние. В этом смысле мы должны как-то найти правильную модель развития. И то, что мы отклоняем больше законов, чем принимаем, - это вызывает удивление. Я ещё буду выступать по 16-му пункту. Чтобы не утомлять депутатов, я закончу своё выступление. Слава богу, депутат фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не успела сказать, чтобы только по одному выступлению, потому что я единственный - чего же меня ограничивать, уже дальше некуда, всего один желающий выступить! Поэтому я не буду весь лимит времени свой забирать, а сохраню его для 16-го пункта, чтобы как следует ударить по депутату Усачёву, представителю Ростовской области (очень не люблю эту область), и с удовольствием использую своё время для разгрома этого депутата, который будет выступать с мнением об отказе в принятии закона фракции ЛДПР. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но тем не менее восемь минут вы выбрали регламента. Уважаемые депутаты, больше желающих выступить нет. Представитель правительства не настаивает, представитель президента также. Докладчик, заключительное слово желаете?.. Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 51 сек.) Проголосовало за 26 чел.5,8% Проголосовало против 166 чел.36,9% Воздержалось 4 чел.0,9% Голосовало 196 чел. Не голосовало 254 чел.56,4% Результат: не принято Отклонено.
Заседание № 256
О проекте федерального закона № 346410-4 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (о наделении органов местного самоуправления правом устанавливать квоты на участие иностранных граждан и лиц без гражданства в оптовой и розничной торговле).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 36. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Андрей Николаевич Савельев в зале? Нет. Фиксируем отсутствие докладчика и по просьбе комитета переносим рассмотрение на 16 ноября.
Заседание № 234
О проекте федерального закона № 346410-4 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (о наделении органов местного самоуправления правом устанавливать квоты на участие иностранных граждан в оптовой и розничной торговле).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
САВЕЛЬЕВ А. Н., фракция "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемый Борис Вячеславович, во-первых, прошу проинформировать по поводу рассмотрения моего предложения о приглашении Рашида Нургалиева на заседание Государственной Думы в связи с событиями в Ставрополе, а также прошу снять с рассмотрения пункт 37 - законопроект о внесении изменения в закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", подготовленный депутатом Рогозиным и мной. С Рогозиным этот вопрос согласован. Мы считаем, что содержание данного законопроекта поглощено теми законами, касающимися правового положения иностранных граждан, которые уже приняты. Хотя мы подвергались страшной критике за этот закон, но тем не менее он уже, можно считать, вступил в действие, и рассматривать сегодня на заседании вышеупомянутый законопроект не имеет смысла.
И предложение снять пункт 37, где Савельев Андрей Николаевич является докладчиком. Возражений нет? Еще раз, пожалуйста, Савельеву Андрею Николаевичу включите микрофон. Я так понял, что снимается и отзывается законопроект? САВЕЛЬЕВ А. Н. Я просил снять, отзываем этот законопроект. А по...
Заседание № 228
О проекте федерального закона № 346410-4 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (о наделении органов местного самоуправления правом устанавливать квоты на участие иностранных граждан в оптовой и розничной торговле).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
САВЕЛЬЕВ А. Н., фракция "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический союз)". Просьба 7-й вопрос перенести на другой день.
Савельев Андрей Николаевич, как докладчик, просит перенести 7-й пункт. Не будет возражений? Нет. Вопрос 7 переносим, сегодня не рассматриваем.