Заседание № 175

09.07.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 346064-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (в части уточнения отдельных положений закона).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2757 по 2782 из 10732
14-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в              
Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в            
отношении соотечественников за рубежом". Доклад председателя Комитета по        
делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками          
Алексея Владимировича Островского.                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам           
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция       
ЛДПР.                                                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был 7      
июля принят во втором чтении, после чего подготовлен к третьему. Правовое       
управление Аппарата Государственной Думы провело правовую, лингвистическую      
экспертизы - замечаний нет. Данный документ размещён в Автоматизированной       
системе обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы.          
Комитет предлагает вам поддержать наше решение и принять в третьем чтении       
указанный законопроект.                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость выступить по мотивам? Багдасаров    
Семён Аркадьевич. Всё, да? Выносим проект федерального закона на "час           
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3262 по 3335 из 10732
Пункт 14. По мотивам - Багдасаров.                                              
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
Я хотел бы сказать, что мы сейчас будем принимать очень важный закон о          
соотечественниках, речь идёт о миллионах людей, которые остались за пределами   
нашей страны, в первую очередь на постсоветском пространстве. И вроде закон     
неплохой, но я почему-то начинаю думать: мы часто принимаем закон, а как он     
соблюдается, не смотрим. Ведь относительно недавно мы принимали поправки в      
закон "Об обороне" о том, что Вооружённые Силы должны участвовать в защите      
наших соотечественников за рубежом. Когда в этом законе мы говорим об           
обеспечении различных прав, социальных, гуманитарных прав наших                 
соотечественников, мы забываем, что основное право наших соотечественников -    
это надеяться на нас в области безопасности. И вот, смотрите, последние         
события в Киргизии очень легко общество воспринимает, в том числе наш           
парламент. Я хотел бы сказать, что по численности населения в Киргизии          
русские третьи, в Ошской области они тоже третьи, татары - на шестом месте, и   
мы никак не можем понять, а были ли среди них пострадавшие? Мы никак не может   
ответить, а почему министр обороны не выполнил распоряжение президента о        
защите соотечественников? Мы никак не можем понять, а что будет дальше, куда    
более шестисот тысяч человек мы вывезем? Данные последней переписи - шестьсот   
три тысячи человек русские.                                                     
                                                                                
Я хотел бы сказать, уважаемые, что у нас только в Центральной Азии без малого   
два миллиона русских живут. Мы не в состоянии, мы не сможем, как тут в нашем    
законопроекте сказано, в кратчайший срок обеспечить вывоз наших                 
соотечественников и обеспечить переселение в Российскую Федерацию. Этот         
процесс идёт в очень замедленным темпе. Поэтому мы должны на этом               
сосредоточиться, мы должны добиться того, чтобы сейчас, когда вроде бы есть     
легитимное Правительство Киргизии, выполнить вторую часть, вторую просьбу       
руководства Киргизии - не о миротворческой операции, а о том, чтобы мы          
отправили свои войска занять стратегические позиции, в том числе и защитить     
наших соотечественников. Если мы этого не сделаем, цена наша, цена страны       
нашей в глазах наших союзников упадёт, поймите правильно, и появятся новые      
старшие партнёры, назовём так, в лице Соединённых Штатов. А как к нам, к        
нашим соотечественникам будут относиться, я думаю, нетрудно понять.             
                                                                                
Наконец, в этом законопроекте говорится о том, что мы должны создать            
общественные организации соотечественников, находящихся за рубежом.             
Прекрасный вопрос. Хотел бы сказать, что в последнее время у нас в России       
создан целый ряд некоммерческих организаций, которые, находясь в Москве,        
занимаются защитой соотечественников. Это всё правильно, что мы там создаём,    
это всё понятно, но мы должны чётко понимать, что там не должно быть десятков   
таких организаций, враждующих между собой и из-за распределения нашей           
какой-то помощи.                                                                
                                                                                
Наконец, заключая соглашения, договоры с теми или иными государствами, в        
первую очередь на постсоветском пространстве, мы во главу угла должны ставить   
то, как это соглашение, как этот договор отразится на наших                     
соотечественниках. Дело в том, что мы постоянно скрываем одну вещь, - что       
есть государства, где на уровне законов идёт дискриминация наших                
соотечественников, как в Прибалтике, а есть государства, в том числе в          
Центральной Азии, - это Узбекистан, Таджикистан, - где в законе вроде всё       
нормально, а на практике идёт массовая дискриминация... (Микрофон отключён.)    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект под пунктом 14,      
третье чтение.                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              355 чел.78,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    355 чел.                                          
Не голосовало                  95 чел.21,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3629 по 3638 из 10732
ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, прошу извинить. По 14-му вопросу, закону о           
государственной политике, я ошибочно нажал кнопку "за". Я воздерживаюсь при     
голосовании по этому закону.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем к сведению.                                     
                                                                                

Заседание № 167

04.06.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 346064-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (в части уточнения отдельных положений закона).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2701 по 3709 из 6277
Переходим к пункту 15 порядка работы. Проект федерального закона "О внесении    
изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской            
Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Доклад официального        
представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря -              
заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Григория Борисовича   
Карасина.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Григорий Борисович.                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Его нет ещё? Я просто увидел господина Сванидзе,          
который пришёл на обсуждение данного вопроса, и был уверен, что другие тоже в   
зале. Ну хорошо, хотя должен сказать, что... А, вот видите, надо было           
объявить только, и сразу Григорий Борисович появился.                           
                                                                                
Пожалуйста, на трибуну. Мы уже объявили депутатам данный вопрос.                
                                                                                
КАРАСИН Г. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.    
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!             
Представляем внесённый Правительством Российской Федерации в Государственную    
Думу Федерального Собрания проект федерального закона "О внесении изменений в   
Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в            
отношении соотечественников за рубежом". В соответствии с принятым в мае        
99-го года законом о соотечественниках реализуется уже третья                   
правительственная программа поддержки наших соотечественников за рубежом. С     
участием федеральных органов исполнительной власти, Россотрудничества,          
министерств иностранных дел российских регионов, посольств расширяется          
содействие соотечественникам в защите их прав и законных интересов,             
сохранении и развитии связей с Россией. Вместе с тем за эти одиннадцать         
лет... целый ряд положений действующего закона нуждается в корректировке.       
Предлагаемые поправки к закону отражают современную политику России в           
отношении соотечественников, начиная с более чёткого определения самого         
предмета закона, понятия "российский соотечественник, проживающий за            
рубежом". Чисто патерналистская модель гуманитарной помощи соотечественникам    
со стороны России уступает место взаимодействию на принципах партнёрства и      
сотрудничества. Нововведения будут способствовать консолидации зарубежных       
российских общин, совместной защите соотечественниками своих прав и законных    
интересов в странах проживания. Именно на это будет направлена поддержка        
нашей страны - Российской Федерации.                                            
                                                                                
Дополнения закрепляют ряд уже реализуемых Россией положений по поддержке        
зарубежного "русского мира" в области образования, переселения,                 
структурирования общин и так далее.                                             
                                                                                
По инициативе Правительственной комиссии по делам соотечественников за          
рубежом разработкой законопроекта занимались полтора года российские            
парламентарии, профильные российские ведомства и министерства, Аппарат          
Правительства Российской Федерации и Администрация Президента Российской        
Федерации. При подготовке поправок, естественно, были учтены предложения и      
пожелания самих соотечественников.                                              
                                                                                
Законопроект поддержан на страновых и региональных конференциях, на недавнем    
заседании Всемирного координационного совета российских соотечественников в     
Москве.                                                                         
                                                                                
В проекте даётся уточнённое определение понятия "соотечественник за рубежом",   
исключающее возможность автоматически причислять к соотечественникам всех       
лиц, проживающих в государствах, которые в разное время входили в состав        
Российского государства и Советского Союза. В новой редакции к                  
соотечественникам будут отнесены граждане Российской Федерации, постоянно       
проживающие за рубежом, а также лица, проживающие за пределами Российской       
Федерации, сделавшие свободный выбор в пользу духовной и культурной связи с     
Россией и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на       
территории Российской Федерации. Ещё раз подчеркну: речь идёт о свободном       
выборе самих людей. При этом оговорка "как правило" расширяет возможность       
отнести к соотечественникам как русских и русскоязычных, так и представителей   
других национальностей, живущих в государствах ближнего и дальнего зарубежья,   
если у них есть российские корни и они идентифицируют себя с Россией как        
отечеством.                                                                     
                                                                                
Более чёткое определение самого понятия позволит государству целенаправленно    
вести работу, сконцентрировав внимание именно на тех, кто сам считает себя      
российским соотечественником и стремится поддерживать связи с исторической      
родиной, сохраняя свою российскую идентичность.                                 
                                                                                
Проект нацеливает соотечественников на активное отстаивание своих прав и        
законных интересов в странах проживания, укрепление связи с исторической        
родиной. Именно об этом говорил на Всемирном конгрессе соотечественников в      
декабре прошлого года Президент Российской Федерации.                           
                                                                                
Из ныне действующего закона предлагается исключить не реализованное за          
одиннадцать лет положение о государственном документировании                    
соотечественников. Анализ опыта работы иностранных государств со своими         
диаспорами, просчёт внешнеполитических, финансовых и юридических последствий    
говорят о нецелесообразности осуществления на практике этого положения.         
Обозначу лишь несколько факторов, подтверждающих необходимость исключения       
этого положения. Во-первых, международная практика госдокументирования          
ограничена отдельными, причём явно неудачными попытками выдачи так называемых   
этнических карт - карта поляка, сертификат принадлежности к венгерской          
национальности, - что для многонациональной России в принципе неприемлемо. В    
мире применяется лишь один принцип - гражданин, негражданин, из этого надо      
исходить и нам.                                                                 
                                                                                
Государственное документирование помимо серьёзных политических осложнений с     
соседями может затруднить положение самих соотечественников, особенно тех из    
них, которые заняты на государственной службе в соответствующих странах. Это    
может расслоить их на документированных и недокументированных, станет           
подменой самоидентификации бюрократической процедурой.                          
                                                                                
Вместе с тем в новой редакции закона предлагается закрепить положение, в        
соответствии с которым соотечественники смогут регистрироваться в               
общественных объединениях и при желании получать документы (свидетельства),     
подтверждающие их членство в организации соотечественников. Опыт выдачи         
подобных документов уже есть. Так, Русской общиной Крыма уже выдано более       
шести тысяч членских удостоверений.                                             
                                                                                
В законопроекте в соответствии с утверждённой Президентом Российской            
Федерации в июле 2008 года Концепцией внешней политики Российской Федерации     
вносятся корректировки формулировок принципов и целей государственной           
политики в отношении соотечественников, уточняются направления поддержки        
соотечественников в области культуры, языка, образования, информации.           
Российская Федерация, в частности, берёт на себя обязательства способствовать   
получению соотечественниками образования в Российской Федерации, причём         
соотечественникам предоставляются равные с гражданами Российской Федерации      
права при поступлении в государственные и муниципальные учебные заведения       
России для получения среднего и высшего профессионального образования.          
                                                                                
С учётом принятой и реализуемой ныне Государственной программы по оказанию      
содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию                     
соотечественников, проживающих за рубежом, вводится статья, содержащая          
соответствующие положения о содействии переселению на постоянной основе.        
Госпрограмма, как известно, действует до 2012 года.                             
                                                                                
В связи с активизацией работы российских регионов с соотечественниками          
полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в      
сфере отношений с соотечественниками дополнены положениями о создании           
соответствующих советов или комиссий по реализации государственной политики в   
отношении соотечественников.                                                    
                                                                                
В законопроект включены положения о Всемирном конгрессе соотечественников, о    
Всемирном координационном совете российских соотечественников и                 
координационных советах соотечественников в государствах их проживания. Эти     
общественные структуры, надо отметить, де-факто уже созданы и работают по       
итогам Всемирного конгресса соотечественников 2006 года.                        
                                                                                
В закон предлагается включить положение о моральном поощрении                   
соотечественников, которые вносят заметный вклад в развитие связей с Россией,   
сохранение русского языка и российской культуры за рубежом.                     
                                                                                
Принятие изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской   
Федерации в отношении соотечественников за рубежом" от 99-го года, по нашему    
убеждению, будет свидетельствовать о последовательной, энергичной линии         
российского государства на развитие и укрепление связей с соотечественниками.   
Корректировка закона будет способствовать дальнейшей консолидации и             
структурированию зарубежных российских общин, налаживанию их эффективного       
взаимодействия с исторической родиной.                                          
                                                                                
Прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать законопроект. Спасибо.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Григорий Борисович.                       
                                                                                
Содоклад делает председатель Комитета по делам Содружества Независимых          
Государств и связям с соотечественниками Алексей Владимирович Островский.       
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам           
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция       
ЛДПР.                                                                           
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Нет необходимости лишний раз      
подчёркивать значимость подготовленных поправок и дополнений в обсуждаемый      
закон. Он касается миллионов людей, относящих себя к российским                 
соотечественникам, и этот факт обязывает всех нас при его рассмотрении          
учитывать не только внутренние интересы, но и, в большей степени. интересы      
внешней политики Российской Федерации. Именно с таких позиций большинство       
депутатов - членов комитета отнеслись к данному законопроекту.                  
                                                                                
Как уже сказал Григорий Борисович Карасин, данные изменения готовились долго,   
широко обсуждались, и это даёт все основания считать, что законопроект          
выносится с учётом мнений всех заинтересованных субъектов, включая российских   
соотечественников. На заседании комитета и при обсуждении данных поправок в     
различных организациях краеугольным камнем дискуссии в основном были вопросы    
нового статуса соотечественника, мер его материальной и социальной поддержки,   
правовой защиты. В предлагаемом законопроекте эти вопросы нашли своё            
отражение по мере целесообразности и возможности их реализации.                 
                                                                                
Прежде всего хочу заметить, что изменения в основной закон носят в основном     
концептуальный характер и касается это, во-первых, самого понятия               
"соотечественники за рубежом", во-вторых, форм документирования                 
соотечественников и, в-третьих, принципов и целей государственной политики в    
отношении соотечественников. Позволю себе более конкретно кратко остановиться   
на этих положениях. В новой редакции закона к соотечественникам (и об этом      
уже говорилось с этой трибуны) относятся прежде всего те лица, которые имеют    
прямое отношение к Российской Федерации. В этих целях в проекте предусмотрено   
применение такой формулировки: как правило, относящиеся к коренным народам      
Российской Федерации. Как видим, понятие "соотечественники за рубежом"          
законодательно исключает возможность автоматически причислять к                 
соотечественникам всех лиц, проживающих в государствах, входивших в состав      
бывшего Советского Союза, при этом сохраняется возможность отнести к            
соотечественникам и русскоязычных, проживающих в государствах не только         
ближнего, но и дальнего зарубежья. Таким образом, уточнение термина             
"соотечественник за рубежом" позволит более точно классифицировать людей,       
которые напрямую имеют отношение к Российской Федерации, её истории, языку и    
культуре.                                                                       
                                                                                
Далее. Из закона предлагается исключить положение о государственном             
документировании соотечественников. Эта норма, как показала практика,           
оказалась абсолютно нежизнеспособной. Объясню почему. Во-первых, для            
реализации этого положения требуется заключение двусторонних соглашений, в      
противном случае каждое государство может рассматривать наличие такого          
документа как прямое вмешательство в его внутренние дела, определённое          
ограничение прав других граждан, проживающих на территории данной страны.       
Во-вторых, сам документ должен быть подкреплён как политическими, так и         
экономическими мерами поддержки. Наличие простой корочки, которая может         
использоваться только в кругу семьи и друзей, будет больше дискредитировать     
нашу страну и её нынешнюю политику, в этом случае внешнеполитическая мировая    
конъюнктура лишний раз получит возможность для критики России и её политики.    
                                                                                
Большинство российских соотечественников, проживающих не только в дальнем, но   
и в ближнем зарубежье, высказали однозначное мнение, что в случае               
неподкрепления конкретными материальными и социальными мерами надо отказаться   
от практики выдачи свидетельства российского соотечественника                   
государственного образца и предоставить право выдачи удостоверений              
организациям российских соотечественников. Такая практика уже имеется. В        
новой редакции закона свидетельство соотечественника не отменяется, но меняет   
форму и процедуру документирования. В частности, предлагается закрепить право   
соотечественников регистрироваться в общественных объединениях и организациях   
и получать свидетельства, подтверждающие членство в этих организациях.          
                                                                                
На взгляд депутатов - членов комитета, в законопроекте корректируются           
формулировки принципов и целей государственной политики Российской Федерации    
в отношении соотечественников, в частности уточняются некоторые направления     
поддержки соотечественников в области культуры, языка, образования,             
информации. Это принципиально важные изменения, ибо обеспечение соблюдения      
прав и свобод соотечественников за рубежом - главная задача нашей               
государственной политики, конституционная обязанность Российской Федерации.     
Именно эти фундаментальные начала должны быть положены в основу правового       
регулирования политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом.   
                                                                                
Государственная политика нашей страны в отношении соотечественников             
обновлённым законом провозглашается как всемерное оказание им государственной   
поддержки прежде всего в обеспечении их правовой защиты, создании условий,      
при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в зарубежных      
странах или вернуться в Российскую Федерацию.                                   
                                                                                
Есть ещё один аргумент в пользу нового закона, и он касается ответа на          
вопросы, в том числе и некоторых депутатов Государственной Думы, а также и      
членов нашего комитета, которые предлагают расширить перечень материальных      
льгот для российских соотечественников. Я думаю, никто ещё на протяжении        
существования всего человечества не отказывался от дополнительных мер           
социальной поддержки, даже очень богатые люди воспринимают такую поддержку      
как должное. Вместе с тем надо сказать, что мы не должны быть идеалистами и     
не можем законодательно закрепить социальные гарантии почти сорока миллионам    
людей, проживающим вне территории нашего государства, мы не можем обещать       
того, что сделать сегодня фактически абсолютно невозможно. И спекулировать на   
том, что закон ничего не даёт соотечественникам с точки зрения материальных     
благ, прежде всего неэтично.                                                    
                                                                                
Хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, ещё на один факт. Нам,          
законодателям, хорошо известно, что нормы закона имеют равнозначные и           
идентичные параметры действия. Представленные поправки как раз позволяют, с     
одной стороны, в каждой стране независимо от условий проживания                 
соотечественников не давать возможности власти в этой стране ущемлять права и   
свободы наших соотечественников, с другой стороны, всемерно содействовать       
консолидации соотечественников за рубежом, вывести отношения с ними на          
качественно новый уровень. И мы уверены, что все предложенные правительством    
изменения пойдут во благо нашим соотечественникам и в значительной степени      
закрепят ту работу, которая была проделана в этом направлении в последние       
годы.                                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, совместно с нашим комитетом в соответствии с решением        
Совета Государственной Думы над законопроектом работали Комитет                 
Государственной Думы по международным делам и Комитет по конституционному       
законодательству и государственному строительству. Они так же, как и мы,        
рекомендуют принять в первом чтении данный законопроект. У Правового            
управления Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера    
не имеется, при этом обращено внимание на редакцию пункта 2 статьи 26. При      
подготовке ко второму чтению данного законопроекта целесообразно, наверное,     
было бы уточнить эти формулировки.                                              
                                                                                
С учётом изложенного, уважаемые коллеги, после проведения всех необходимых      
экспертных процедур Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с        
соотечественниками принял решение поддержать проект федерального закона,        
внесённый в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, и         
рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Давайте произведём запись.                                     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Вносится предложение... сейчас посмотрим список, но я уже слышу предложение:    
по два вопроса от фракции.                                                      
                                                                                
Так, покажите список записавшихся.                                              
                                                                                
Семнадцать человек.                                                             
                                                                                
Первым было предложение депутата Гильмутдинова: по два вопроса от фракции.      
Ставлю данное предложение на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я поставлю, если не пройдёт это, то ваше поставлю, Нина   
Александровна, - по восемь.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              340 чел.98,6%                                     
Проголосовало против            5 чел.1,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    345 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Федоткин Владимир Николаевич, фракция КПРФ.                         
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Алексей Владимирович, вот вопрос. Вы говорили о сорока           
миллионах, живущих вне государства. Наверное, когда прорабатывался закон,       
определялась его финансовая составляющая. Во что в итоге выльется данный        
закон в плане денег? Видимо, они будут браться из бюджета, в то время как мы    
не можем поддержать многодетные семьи, инвалидам нашим отказываем в             
поддержке, участникам войны, как это будет балансироваться? Итак, первое:       
какова стоимость данного закона? И как это увязывается с нищенской поддержкой   
- от ветеранов войны до детей и пенсионеров - своих, внутри страны живущих?     
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Спасибо, уважаемый Владимир Николаевич, за вопрос.             
                                                                                
Именно потому, что Российская Федерация сейчас в силу объективных               
обстоятельств, связанных с мировым финансовым кризисом, не имеет возможностей   
для оказания поддержки материального характера нашим соотечественникам,         
выбирая приоритетом оказание поддержки собственным гражданам,                   
правительственная комиссия во главе с министром иностранных дел Лавровым        
двадцатью пятью голосами из двадцати шести исключила возможность траты          
российских бюджетных денег на это направление, и в этой связи тот               
законопроект, который сегодня представлен вам, уважаемый Владимир Николаевич,   
и остальным депутатам Государственной Думы, не потребует дополнительных         
расходов из федерального бюджета.                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Драпеко, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я     
иду по списку. Я дам слово вам, Нина Александровна.                             
                                                                                
Пожалуйста, Елена Григорьевна.                                                  
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, у меня вопрос такого плана. В тексте вашего     
законопроекта говорится о том, что удостоверение соотечественника будут         
выдавать иностранные общественные организации, зарегистрированные, таким        
образом, в иностранных государствах. Нет ли в этом юридического нонсенса? Или   
это какие-то международные организации будут? Там не очень понятно из текста    
законопроекта. Кто будет иметь право выдачи такого рода удостоверений?          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает?                                             
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Я отвечаю.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Владимирович, пожалуйста.                         
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемая Елена Григорьевна, как депутатов - членов комитета, так и иных        
депутатов Государственной Думы интересовала составляющая, о которой говорите    
вы. Ответственно с этой трибуны могу сказать вам, что в соответствии с          
пунктом 2 статьи 3 законопроекта российские соотечественники, как уже           
говорилось, могут регистрироваться в общественных объединениях                  
соотечественников в соответствии с уставом этих объединений в иных              
государствах и получать соответствующие документы.                              
                                                                                
Вот в данном случае как раз речь не идёт о выдаче Российской Федерацией         
документа государственного образца, что действительно, как думаете вы и         
некоторые другие коллеги, потребовало бы подписания соглашений с каждой из      
стран проживания соотечественников, что в ряде случаев представляется           
нереализуемым. В этой связи подобное законодательное закрепление ни в коей      
мере не является вмешательством во внутренние дела иного государства и          
находится в русле норм международного права.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ненашев Михаил Петрович, "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                 
                                                                                
НЕНАШЕВ М. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые депутаты, обсуждаемый закон является важнейшим для наших              
соотечественников, которые в силу разных причин проживают за российской         
границей. Недавно я встретился с соотечественниками, проживающими в Латвии, и   
они передали в Государственную Думу, в другие органы высшей власти свои         
обращения. Ряд предложений я направлю в профильные комитеты Думы для            
рассмотрения их ко второму чтению.                                              
                                                                                
И я убеждён, что государство Российское должно проводить в первую очередь       
активную и системную политику поддержки в отношении тех соотечественников,      
которые, выполняя долг перед нашим Отечеством, из-за известных политических     
обстоятельств теперь оказались гражданами других государств. Им и членам их     
семей надо всемерно помогать и по государственной, и по общественной линии.     
Эту позицию необходимо отразить в принимаемом законе. А тех, кто выезжает, к    
примеру, для замужества (кстати, подавляющее большинство из уезжающих -         
женщины) или в поисках лучшей доли, надо обязательно информировать о всех       
сторонах заграничной жизни.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Григорий Борисович, пожалуйста.                           
                                                                                
КАРАСИН Г. Б. Я бы начал с того, что все эти замечания, конечно, носят          
справедливый характер. И в 90-е годы миллионы наших соотечественников, волею    
судеб оказавшихся за границами Российской Федерации, конечно, очень много       
испытали на себе, намучались от абсолютно беспочвенных иногда обещаний          
российских политиков и разного рода трибунов-популистов. А сейчас Российская    
Федерация занимается очень серьёзной кропотливой работой, связанной с тем,      
чтобы наши соотечественники, живущие за рубежом, чувствовали себя более         
уверенно в тех странах, где волею судеб они оказались. Поэтому говорить о       
том, что мы ничего не тратим на помощь соотечественникам, конечно, нельзя. У    
нас бюджетами последних лет предусмотрены специальные ассигнования на помощь    
людям, нашим соотечественникам, в правовой сфере, в медицине, в подготовке      
учителей русского языка, в отдыхе ветеранов Великой Отечественной войны на      
территории Российской Федерации и в соответствующих странах.                    
                                                                                
Одним словом, это целая системная, продуманная программа действий, которая      
требует от нас, во-первых, внимания. И для этого раз в квартал собирается       
Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом во главе с     
Сергеем Викторовичем Лавровым, которая включает и парламентариев, и             
министров, и представителей Общественной палаты - одним словом, людей,          
непосредственно занятых в этой сфере, которые обсуждают, что является           
приоритетом. Я думаю, что эту работу надо наращивать, планы соответствующие у   
нас есть.                                                                       
                                                                                
Если говорить о приоритетах сегодняшнего дня, то прежде всего мы хотим          
обратить внимание на правовую оснащённость наших соотечественников. Мы вышли    
с предложением правительственной комиссии, которое было поддержано              
президентом, о создании в перспективе специального фонда правовой поддержки     
наших соотечественников. В последние годы на этой площадке были созданы очень   
важные, на мой взгляд, государственные структуры: это Россотрудничество, то     
есть российское агентство по делам соотечественников и гуманитарных связей со   
странами СНГ, которое активно включилось в эту работу; создан фонд "Русский     
мир", который тоже работает. Ещё раз хочу повторить: работа стала носить        
системный и серьёзный характер. Поэтому все те предложения, которые мы сейчас   
вносим о поправках, о модернизации уже действующего закона 99-го года, они      
навеяны именно этими соображениями.                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Эдель. Второй вопрос от фракции КПРФ.                                   
                                                                                
ЭДЕЛЬ И. О. Спасибо, Олег Викторович.                                           
                                                                                
Вопрос к докладчику и содокладчику.                                             
                                                                                
Де-факто существует, бытует понятие "разделённые народы". Эта категория         
образовалась после распада СССР, после установления границ Российской           
Федерации с сопредельными странами СНГ и Балтии. Это русские, лезгины,          
осетины, цахуры, частично аварцы и рутульцы. Как они считают, их правовой       
статус не определён ни в законе о соотечественниках, ни в законе о              
приграничном сотрудничестве. Закрепление понятий "разделённые государственные   
границы" и "народы Российской Федерации" с последующими изменениями в           
законодательстве Российской Федерации упростило бы существование народов        
данной категории и создало бы гарантии безопасности их проживания в             
сопредельных с Россией государствах. Считаете ли вы возможным реализацию        
данного предложения? Данный вопрос базируется на запросах данной категории      
людей.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый коллега, те нормы и положения, которые существуют    
в действующем вот на эту минуту законе, распространяют определение понятия      
соотечественников на всех тех, кто волею судьбы в одночасье оказался за         
пределами Российской Федерации, вместе с тем имел прямое отношение к бывшим     
Российской Империи, Советскому государству или современной России. Мы особо     
подчёркиваем, как члены правительственной комиссии, как депутаты профильного    
комитета, что тот законопроект, который мы рассматриваем сейчас, в случае его   
принятия меняет данное определение. Мы хотим, чтобы российские                  
соотечественники, проживающие за рубежом, прошли путь самоидентификации,        
выбрали свою связь с исторической родиной. Поэтому если разделённые народы,     
часть которых проживает за пределами Российской Федерации, и конкретные лица    
выразят свою историческую связь с нашей Родиной путём поддержки развития        
русского языка, русской культуры, наших традиций, то, безусловно, эта часть     
того или иного разделённого народа также будет иметь прямое отношение к нашим   
соотечественникам, проживающим за рубежом.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Климов, пожалуйста. Второй вопрос от "ЕДИНОЙ      
РОССИИ"... А, прошу прощения. Григорий Борисович, пожалуйста.                   
                                                                                
КАРАСИН Г. Б. Я хотел бы дополнить слова и мысли Алексея Владимировича          
следующим примером. У нас практически во всех государствах - участниках СНГ     
живёт очень много представителей так называемых разделённых народов, каждый     
из них имеет полное право считать себя, кстати, в основном и считает,           
российским соотечественником. И когда случаются тяжелые и драматичные           
события, как, например, события недавние в Киргизии, когда в силу               
внутриполитических разногласий под угрозой находятся интересы и безопасность    
русских, украинцев, турок-месхетинцев, чеченцев, которые живут в Киргизии,      
естественно, все приезжающие туда российские представители, включая             
представителей МИДа, встречаясь с соотечественниками, общаются со всеми, и      
слушают всех, и ставят перед руководством соответствующих стран - в данном      
случае Киргизии - прямой вопрос о том, что все наши соотечественники            
пользуются поддержкой и защитой Российской Федерации. Нам небезразлично, как    
они будут жить, как будут воспитываться и где будут получать образование их     
дети. И самое главное, они должны чувствовать уверенность в будущем своём,      
своих детей и внуков. Вот именно на это рассчитаны те более, я бы сказал,       
гибкие, но целенаправленные предложения, которые содержатся в новом             
законопроекте.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Климов, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                            
                                                                                
КЛИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, у меня, наверное, к двум выступающим вопрос один и   
тот же.                                                                         
                                                                                
Известно, что в нашем обществе вопросы миграционной политики - это не пустой    
звук, это то, что обсуждается и в обществе, и в семьях, и на кухнях. Как        
данный законопроект, вообще говоря, корреспондирует с нашей миграционной        
политикой, в какую сторону вектор после этого будет перенаправлен или это       
просто усиление существующего вектора? Вот если можно, поподробнее на эту       
тему, пожалуйста.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто начнёт?                                   
                                                                                
Григорий Борисович, пожалуйста, к вам вопрос.                                   
                                                                                
КАРАСИН Г. Б. Я бы начал с того, что в законопроекте отдельно прописана         
важность реализации программы государственной поддержки добровольного           
переселения наших соотечественников на территорию Российской Федерации. Вы      
знаете, что эта программа начала действовать. Не все регионы Российской         
Федерации сейчас готовы к тому, чтобы принять этих переселенцев, но вместе с    
тем около двадцати тысяч человек в силу разных обстоятельств решили вместе с    
семьями переехать на постоянное жительство в Российскую Федерацию. Им уже       
гарантированы соответствующие дотации, обустройство, решены вопросы             
образования детей и так далее. Самое главное, что этим людям в упрощённом       
порядке даётся российское гражданство: в течение трёх месяцев решаются эти      
вопросы. На мой взгляд, эта программа только начинает действовать. Главная её   
задача - это декларированно обеспечить право любого российского                 
соотечественника, в случае если у него будут такие жизненные обстоятельства,    
вернуться и быть обустроенным на территории собственной родины, что является    
доказательством того, что Россия занимается сейчас этой проблемой               
структурированно, серьёзно и будет заниматься и дальше.                         
                                                                                
Как этот закон отразится на других сферах миграции? Я думаю, что прежде всего   
эти тенденции будут носить центростремительный характер, если так можно         
выразиться, и всё-таки будут содействовать тому, что уважение к России в        
мире, к её экономическим и социальным условиям будет расти, а стало быть,       
тяга соотечественников к возвращению, к сотрудничеству со своей страной будет   
тоже возрастать.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянов Михаил Васильевич, пожалуйста.                  
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемый Григорий Борисович, статья 1 закона о господдержке                    
соотечественников предусматривает, что соотечественниками можно считать         
фактически миллионы людей, десятки миллионов людей. Новая редакция статьи 3     
закона вводит институт подтверждения и признания принадлежности к               
соотечественникам, то есть в результате соотечественниками могут считаться от   
силы несколько десятков тысяч активистов общественных объединений               
соотечественников, которые действуют за рубежом. Вот такой подход не сужает     
ли понятие "соотечественники" и не затруднит ли проведение в России активных    
действий по защите наших соотечественников за рубежом? Ну, одно дело, когда     
мы обращаемся к какой-то стране с требованием помогать нашим                    
соотечественникам развивать русскую культуру, говорить на родном языке...       
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос.                                           
                                                                                
Пожалуйста, Григорий Борисович.                                                 
                                                                                
КАРАСИН Г. Б. Я убеждён, что именно на это и направлен законопроект, который    
сейчас обсуждается. Мы расширяем понятие "соотечественники" и позволяем всем    
людям, которые ассоциируют себя с Россией, - необязательно это должны быть      
русские или русскоязычные люди, это могут быть люди, у которых есть давнишние   
корни в Российском государстве старых периодов, в бывшем Советском Союзе,       
которые любят русскую культуру, традиции, считают Россию отечеством, -          
считаться соотечественниками. Вовсе не обязательно при этом быть активистами    
или постоянно выступать в соответствующих общественных организациях страны      
пребывания, но мы приветствовали бы, если бы наши соотечественники были более   
активны и политически, и экономически, и социально, если бы они могли быть,     
если хотите, самостоятельной движущей силой политической, экономической в       
соответствующих странах.                                                        
                                                                                
Вместе с тем проект ни к чему людей не обязывает. Если, скажем, русские или     
русскоязычные люди работают на государственной службе в странах, которые        
являются соседями Российской Федерации, и по каким-то соображениям в            
свободное время участвуют в культурных мероприятиях, связанных с нашей          
культурой, с театром, посещают гастроли наших коллективов, приезжают к нам в    
Россию и здесь участвуют в каких-то мероприятиях, - пусть они делают это, мы    
никого ни в чём не сковываем и ни к чему не обязываем.                          
                                                                                
Мы абсолютно иначе ставим вопрос: люди сами определяют, как они будут           
относиться к своей собственной родине и в каких отношениях они будут            
состоять. Если они являются активистами, создают свои организации у себя в      
стране, за рубежом, и хотят при этом выдавать какие-то удостоверения, которые   
можно было бы гордо предъявить своим коллегам или родственникам, детям,         
внукам, они вольны это делать. Это не запрещают законы ни одной                 
цивилизованной страны, потому что эти люди являются, как правило, гражданами    
этой страны. Что касается собственно российских граждан, проживающих за         
рубежом, они являются гражданами Российской Федерации, и это высшая категория   
соотечественников для России, именно они должны обладать всеми правами, всеми   
привилегиями. Все остальные категории, хотим мы того или нет, находятся на      
ступень ниже, из этого мы и будем исходить.                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Алексей Владимирович.                               
                                                                                
Вопросы все заданы. Настаивает ли кто на...                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, семнадцать человек записались, и в     
этом списке не было ни одного представителя фракции ЛДПР. Я давал слово по      
списку.                                                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, я не прав, извините, Селезнёв действительно есть.     
Прошу прощения, это я промахнулся.                                              
                                                                                
Селезнёв Валерий Сергеевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Черкасов ещё должен быть. Вы мне не считайте, пожалуйста,        
время сейчас, посмотрите Черкасова.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет Черкасова, вот Черкасова точно нет.                   
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Тогда минуту мне дайте...                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конечно, у вас будет минута. Пожалуйста.                  
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. У меня вопрос конкретный в дополнение вопроса, который задал     
коллега Емельянов. У нас законодательство предусматривает сегодня вполне        
конкретные, индивидуальные права соотечественников. Вы хотите от этой           
конкретики, насколько я понимаю, уйти и передать функции правозащиты            
общественным объединениям соотечественников. Так вот у меня вопрос к            
докладчику основному: куда бежать бабушке Антоновой, для того чтобы не          
помереть, - в фонд поддержки соотечественников или в "Русский мир", потому      
что такие документы как карта поляков, вы, я так понимаю, не поддерживаете?     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
КАРАСИН Г. Б. Российское государство тратит немалые средства, и материальные,   
и другие, для того чтобы поддерживать политические и гражданские права своих    
соотечественников по всему миру. Мы видим это на примерах каждодневных или      
почти каждодневных репортажей по телевидению. И поэтому, когда случается беда   
и наш человек чувствует себя ущемлённым, идти он должен к официальным           
представителям российского государства. И кстати говоря, правительственной      
комиссией сейчас внесены предложения, направленные на то, чтобы специальные     
ассигнования, довольно значительные бюджетные ассигнования, были выделены на    
правовую защиту наших людей за рубежом: это и услуги квалифицированных          
адвокатов, и услуги, связанные с оказанием гуманитарной помощи напрямую.        
Гуманитарная медицинская помощь, конечно, не может быть безлимитной, она        
будет ограниченной, но первая помощь всегда оказывается по линии наших          
консульских служб и посольств. Правовая помощь будет оказываться на системной   
основе через адвокатов и юристов. Одним словом, у меня нет сомнения, что эта    
работа как раз в том аспекте, о котором говорите вы, будет выделена в           
отдельное направление работы с соотечественниками.                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть. От каждой из фракций по одному                
выступающему, да?                                                               
                                                                                
Так, пожалуйста, фракция КПРФ, депутат Калашников.                              
                                                                                
Не голосовали, но предлагается укладываться в пять минут.                       
                                                                                
Извините, я прервал вас. Пожалуйста.                                            
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Фракция КПРФ считает развитие     
отношений Российской Федерации с соотечественниками за рубежом важнейшим        
направлением внутренней и внешней политики страны, поэтому к рассмотрению       
предложенных правительством поправок в действующий федеральный закон            
коммунисты отнеслись чрезвычайно внимательно и заинтересованно.                 
                                                                                
Для начала напомню коллегам-депутатам, что в действующем ныне законе о          
соотечественниках, в статье 14, ясно сказано, что основные направления          
государственной политики в отношении соотечественников определяет Президент     
Российской Федерации, а не правительство.                                       
                                                                                
Это важно подчеркнуть потому, что предложенные правительством поправки в ныне   
действующий закон коренным образом меняют концепцию закона и входят в           
противоречие с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утверждённой   
Президентом России в июле 2008 года. В концепции чётко и правильно отмечено,    
что глобальная конкуренция впервые в новейшей истории приобретает               
цивилизационное измерение, а это предполагает конкуренцию между различными      
ценностными ориентирами и моделями развития. Действующий закон учитывает эту    
важнейшую особенность эпохи и её угрозу для России, а вот законопроект,         
внесённый правительством, не соответствует вызовам времени и коренным           
интересам.                                                                      
                                                                                
Мы вынуждены констатировать наличие в законопроекте ряда очень спорных          
моментов. В частности, речь идёт о новом толковании термина                     
"соотечественник". По действующему закону все уроженцы Советского Союза, а      
также эмигранты из России и СССР являются нашими соотечественниками.            
Мидовские чиновники, критикуя это положение закона, говорят, что                
соотечественников получается слишком много - до ста пятидесяти миллионов        
человек, проживающих от Польши до Аляски. Они считают, что представители        
титульных наций зарубежных стран, у которых есть своё отечество, не должны      
автоматически включаться в число наших соотечественников. Хорошо. Но для        
признания человека нашим соотечественником должно быть достаточно его           
свободного выбора в пользу России, как это прописано в действующем законе.      
Тот, кто считает страну проживания своим истинным отечеством, не станет         
претендовать на получение статуса нашего соотечественника.                      
                                                                                
В поправках свободный выбор заменили самоидентификацией, что, на наш взгляд,    
непринципиально. Принципиально другое: новое определение соотечественника в     
обсуждаемом законопроекте значительно сужает круг лиц, достойных права так      
называться. Одной самоидентификации оказывается мало. Во-первых, вносится       
поправка, что соотечественниками признаются лица, относящиеся, как правило, к   
народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации. Но         
никакого перечня народов, исторически проживающих на территории России, не      
существует. Куда вы отнесёте, к примеру, русскоязычных немцев, уехавших из      
Казахстана в Германию, но по-прежнему считающих себя связанными с Россией?      
Говорят, что оборот "как правило" позволит толковать эту норму расширительно    
в каждом конкретном случае. Но зачем вообще нужна такая норма, которую можно    
истолковать как угодно? Надо отметить, что пункт об этничности - это            
потенциал для дискриминации. Мы считаем национальный подход здесь излишним.     
                                                                                
Во-вторых, кандидат в соотечественники ещё будет обязан доказывать свою         
самоидентификацию общественной или профессиональной деятельностью. Каким        
образом человек может это доказать? Он должен будет стать членом общественной   
организации и она ему выдаст свидетельство? Как правило, общественные           
организации зарубежных соотечественников имеют весьма незначительные ресурсы    
и не обладают разветвлённой структурой. Другой вопрос: какие именно             
общественные организации будут уполномочены решать, кто достоин звания          
соотечественника, а кто нет - все или только те, которых одобрило российское    
посольство?                                                                     
                                                                                
О том, что это вопрос не праздный, свидетельствует скандальная история в        
русской общине Эстонии. На страновую конференцию соотечественников, прошедшую   
несколько дней тому назад, по непонятным причинам была приглашена только        
треть общественных объединений из заявивших ста двадцати. Как предполагают      
многие из активистов, отбор происходил при участии российского посольства. По   
их мнению, отсеялись наиболее заметные активисты.                               
                                                                                
А теперь представьте, что общественным объединениям делегируют ещё и право      
признавать статус соотечественника. Если ещё давать это право не всем, а        
только избранным российским посольствам и организациям, склоки грозят           
окончательно разорвать и без того хрупкий мир русских общин.                    
                                                                                
Мнение большинства видных деятелей русской диаспоры таково: законодательное     
сужение понятия "соотечественник" станет инструментом разделения общин, а       
вовсе не консолидацией, как это декларируется, и в конечном итоге оттолкнёт     
от России значительную часть соотечественников.                                 
                                                                                
По сути, на общественные объединения хотят переложить обязанность               
документировать наших зарубежных соотечественников. Обязанность, с которой не   
справилось могучее Российское государство, должны будут взять на себя           
разрозненные нищие общественные организации.                                    
                                                                                
Мы считаем, что искусственное ограничение числа наших соотечественников в       
корне противоречит интересам России. За пределами России... (Микрофон           
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пять минут истекло.                                       
                                                                                
Добавьте время, чтобы закончить выступление, полминуты.                         
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И. Мы считаем, что искусственное ограничение числа наших          
соотечественников в корне противоречит интересам России. За пределами России    
живёт около тридцати миллионов русских людей, и они имеют право на связь с      
Родиной. Они должны иметь возможность отправить своих детей учиться в           
российские вузы на бюджетной основе, и жалкую квоту в десять тысяч мест         
необходимо существенно расширить.                                               
                                                                                
Соотечественники должны иметь возможность принять участие в программе           
добровольного переселения в Россию. КПРФ считает... (Микрофон отключён.)        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятна позиция фракции.                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы вас проинформировать, что на заседании палаты     
по данному вопросу присутствует Николай Карлович Сванидзе, член совета          
Общественной палаты. Общественная палата нам представила официальное            
заключение на пяти страницах, она в целом одобрительно относится к данному      
законопроекту и с учётом замечаний предлагает его поддержать. Я так понимаю,    
что комитет отреагирует на высказанные замечания при подготовке законопроекта   
ко второму чтению.                                                              
                                                                                
Решульский Сергей Николаевич по ведению.                                        
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. Может, я что-то пропустил, а почему пять минут? Мы    
же не...                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я обратился к палате - никто не возражал против           
пятиминутного регламента.                                                       
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Да не может быть, чтобы никто не возражал.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, ставлю на голосование предложение депутата        
Гильмутдинова о том, чтобы выступающие от фракций укладывались в пять минут.    
И прежде чем начал выступать депутат Калашников, я попросил его уложиться в     
пять минут. Депутат Решульский возражает.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.84,3%                                     
Проголосовало против           56 чел.15,4%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,3%                                      
Голосовало                    364 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Косачёв, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". А, Захарьящев, да? Пожалуйста.    
                                                                                
ЗАХАРЬЯЩЕВ В. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Мы              
рассматриваем очень важный вопрос, который касается авторитета нашей Родины,    
и я искренне рад, что здесь присутствует Григорий Борисович. Мы слышим его      
яркие выступления в защиту соотечественников, знаем его чёткую,                 
принципиальную позицию. И конечно, не могу не поддержать Косачёва Константина   
Иосифовича в его также замечательной, активной работе.                          
                                                                                
Мы с вами видели сюжет по центральному телевидению: один из центральных         
каналов буквально взахлёб, радостно показывал семью переселенцев из             
Казахстана, живущих в одном из центральных районов России. Это заброшенный      
скотный двор, на котором разместилась семья. Они немножко благоустроили,        
повесили занавески, у них трактор, и дети спят в помещении, где прыгают козы,   
вместе с козами живут - потрясающая картина! Я думаю, что этот диссонанс        
вносит в замечательный доклад Алексея Владимировича сегодня небольшую ложку     
дёгтя. Поэтому мне очень хотелось бы поделиться своим мнением.                  
                                                                                
Мы занимались с Кокошиным этим два года назад. Я помню, что в бюджете было      
около 12 миллиардов заложено на это, и сумма не была полностью, даже            
практически наполовину использована. В результате Минфин трансфером             
перечислил в субъекты Федерации. Как ею распорядились субъекты Федерации, как   
она была использована на переселение наших соотечественников - никто до         
сегодняшнего дня не знает. Я хочу привести яркий пример, как работали немцы     
под Петербургом, в Петергофе. Они построили прекрасный посёлок, переселили      
немцев из Казахстана. Это наши с вами соотечественники, но строили немцы.       
Прекрасный, замечательный пример. Сегодня немцы в Краснодаре построили          
посёлок совместно с нашими фирмами на тридцать шесть тысяч жителей. Вы          
подумайте! Вот яркий пример отношения, реализации этой программы. (Я лично      
был месяц назад в этом посёлке с Тимченко Вячеславом Степановичем.) Но там      
сегодня наших соотечественников нет. Почему? Стоимость квадратного метра        
высока, дорогое жильё.                                                          
                                                                                
Буквально на прошлой неделе я доложил Олегу Викторовичу (он курирует немножко   
программу "Свой дом" от нашей ведущей партии), что мы разработали проект по     
строительству под Ленинградом, согласовали с губернатором: 12 тысяч рублей      
метр квадратный. Но затор в плане финансирования этого проекта, идут какие-то   
непонятные, так сказать, подковёрные игры. Когда наш председатель               
правительства Владимир Владимирович Путин был под Петербургом с министром       
обороны, ездил на машине по посёлку, вы помните, цена для наших военных - 46    
тысяч рублей, это коттеджный посёлок. Мы предлагаем замечательный посёлок, не   
хуже, а по некоторым позициям лучше, но мы не чувствуем целенаправленной        
единой политики власти в реализации вот этой программы. Мы сегодня принимаем    
новый закон, так сказать, не поглядев, что мы сделали за это время.             
                                                                                
Мне хотелось бы ещё раз - Григорий Борисович, не обижайтесь, пожалуйста, -      
обратиться за примером к финнам. Я был недавно в финском консульстве в          
Петербурге - стоит очередь! Но кто в очереди? Не финны, а наши земляки, наши    
россияне, которые имеют национальность финскую, ижорцы и прочие. Они едут в     
Финляндию на постоянное место жительства, потому что там предоставляют          
социальный пакет, кредиты, жильё, дом. Меня это глубоко затронуло. Слушайте,    
мы сегодня изобретаем велосипед. Мне неудобно было слушать Алексея              
Владимировича, выступавшего с этой трибуны, - я не услышал конкретики:          
сколько людей, как программа выполняется, что мы сделали. Над этим, знаете,     
такая завеса определённая.                                                      
                                                                                
Я вчера вечером позвонил в Польшу. Ведущая страна западного мира, там только    
в Варшаве проживает несколько десятков тысяч... А почему я позвонил? На         
следующей неделе мы готовимся поехать туда на два дня - там большие             
мероприятия по линии нашего православного движения и молодёжи. Нет "Русского    
дома" в Варшаве, там никто не знает о существовании фондов, которые мы          
сегодня называли. Слушайте, это одна из ведущих стран, где очень много наших    
интересов, значит, надо строить работу не по прошлым вешкам, а по более         
интересным.                                                                     
                                                                                
Я считаю, что при подготовке законопроекта ко второму чтению надо обязать       
правительство разработать пилотный проект, приступить наконец к конкретной      
предлагательной работе. Анализ прессы за эти дни, за последние семь дней        
показал, что на Дальнем Востоке идёт мощное обезлюживание: каждую минуту в      
России исчезает с лица земли деревня. Поэтому вопрос глубоко связан и с         
демографической проблемой нашей России.                                         
                                                                                
Я в целом одобряю и поддерживаю данный законопроект и буду за него              
голосовать. И призываю "ЕДИНУЮ РОССИЮ" проголосовать за данный проект.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас будет заключительное слово, Алексей Владимирович.   
Вы хотите по ведению? Пожалуйста, по ведению. Островский по ведению.            
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Спасибо, Олег Викторович.                                      
                                                                                
Я мог бы, конечно, так же эмоционально, как коллега Захарьящев, ответить на     
некоторые фразы, но сделаю это сухо и лаконично.                                
                                                                                
Хотел бы обратить внимание всей аудитории на то, что я, отвечая на вопрос       
уважаемого Федоткина Владимира Николаевича: "Повлечёт ли принятие данного       
закона дополнительное финансирование за счёт ущемления прав российских          
граждан?" - а вопрос был задан именно так, - сказал, что принятие данного       
закона не повлечёт дополнительного финансирования. Вместе с тем,                
расшифровываю для коллеги Захарьящева, что Российская Федерация ежегодно, и     
постоянно увеличивая эту сумму, тратит сотни миллионов рублей на поддержку      
наших соотечественников и, уверен, будет это делать и в будущем. Поэтому        
желательно, чтобы наши коллеги внимательно слушали, как задаётся вопрос и как   
формулируется ответ.                                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У меня тоже была информация, что должен выступать         
Косачёв от фракции, поэтому тут надо будет потом нам выяснить, как получилась   
замена выступающего. Мне непонятно.                                             
                                                                                
Пожалуйста, депутат Москалькова от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".               
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Тема соотечественников всегда     
являлась наиболее чувствительной темой, особенно относительно Российского       
государства, тем более в следующем году мы празднуем, или отмечаем, создание    
СНГ, но с горестью говорим о распаде СССР в 1991 году, когда заново нужно       
было отстраивать систему отношений с людьми, которые вынужденно оказались       
иностранными гражданами или лицами без гражданства. Восемь лет потребовалось    
нашему государству для того, чтобы отстроить эти отношения, и это удалось, и    
впервые было закреплено в нашем законодательном акте "О государственной         
политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".        
Сегодня многие положения этого закона требуют модернизации, включая принципы    
построения этих отношений, цели, полномочия органов, а главное -                
переосмысления самой дефиниции, понятия "соотечественники за рубежом".          
                                                                                
Авторам законопроекта в целом удалось достигнуть поставленных задач. И          
хорошо, что мой коллега Островский выправил свой первоначальный ответ, потому   
что авторами законопроекта наверняка не ставилась задача минимизации расходов   
на поддержку соотечественников. Наоборот, вся политика президента и             
правительства свидетельствует о том, что с каждым годом наращиваются расходы,   
в том числе материального плана, связанные с поддержкой наших                   
соотечественников за рубежом.                                                   
                                                                                
Безусловно, заслуживает новой редакции дефиниция, касающаяся понятия            
соотечественников. Предложенная редакция отвечает реалиям сегодняшнего дня и    
не принуждает всех, кто родился на территориях государств - бывших республик    
СССР, признавать себя гражданами России, а даёт право самоидентифицироваться,   
исходя из того, признают ли они культуру, историю нашего государства и          
считают ли они себя нашими гражданами, признающими культуру и историю нашего    
государства. Заслуживают внимания и поддержки многие другие положения этого     
законопроекта, в том числе и чётко определяющие полномочия органов              
государственной власти и местного самоуправления, заслуживают поддержки и       
новеллы о содействии добровольному переселению. Однако три вопроса вызывают у   
нас непонимание, и, мы считаем, их надо разрешить. Первый связан с              
отсутствием документа, подтверждающего принадлежность к соотечественникам.      
Отсутствие этого документа дезавуирует нормы, действительно очень               
прогрессивные нормы, о доступе к образованию в Российской Федерации наших       
соотечественников, в том числе за счёт федерального бюджета, при наличии        
документа, подтверждающего принадлежность к соотечественникам (это статья       
17). При содействии изучению языка на территории гражданства будет              
требоваться тоже, видимо, подтверждение статуса соотечественника. Создание и    
расходование средств фондов, специально создаваемых для поддержки               
соотечественников, - если мы будем использовать эти средства без                
подтверждения, что эти люди являются соотечественниками или организации         
объединяют соотечественников, наверняка у нашей Счётной палаты и других         
контролирующих органов возникнут вопросы.                                       
                                                                                
Второе. Законопроект закрепляет полномочия иностранных общественных             
организаций по включению в число их членов наших соотечественников. Я думаю,    
что в данном случае мы превышаем полномочия нашего Российского государства. И   
я просила бы обратить внимание ко второму чтению на статью 3, в которой         
говорится о том, что членство в этих иностранных объединениях подтверждается    
этими иностранными организациями при условии, если наши соотечественники        
ведут там активную работу, но есть ведь жёны, есть просто пассивные люди, их    
много, они являются нашими соотечественниками, и они будут выпадать из этой     
системы.                                                                        
                                                                                
И наконец, последнее. Жаль, что... (Микрофон отключён.)                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте пятнадцать секунд для завершения.                
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Жаль, что отсутствует право на упрощённый порядок получения   
гражданства нашими соотечественниками. Хотелось бы, чтобы эти нормы были        
усовершенствованы и дополнены ко второму чтению.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, заключительное слово. Докладчик, Григорий        
Борисович, настаивает? Нет. Алексей Владимирович уже выступил фактически с      
заключительным словом. Не настаивают представители президента и                 
правительства.                                                                  
                                                                                
Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О           
внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской   
Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Первое чтение.             
Голосуйте.                                                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              361 чел.80,2%                                     
Проголосовало против           57 чел.12,7%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    418 чел.                                          
Не голосовало                  32 чел.7,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.