Заседание № 22

23.04.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 345827-3 "О внесении дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за неисполнение нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2917 по 3121 из 4229
Коллеги, рассматриваем пункт 12, проект федерального закона "О внесении         
дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных                    
правонарушениях". Докладывает Алексей Фёдорович Гришин, представитель Совета    
Федерации, член Совета Федерации. Пожалуйста.                                   
                                                                                
ГРИШИН А. Ф., представитель Совета Федерации, член Совета Федерации.            
                                                                                
Добрый день, уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему         
вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении дополнений в       
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",               
разработанный Советом Федерации. Цель законопроекта - установление              
административной ответственности за неисполнение нормативных правовых актов     
органов и должностных лиц местного самоуправления.                              
                                                                                
Сейчас сложилась ситуация, когда некоторыми субъектами Российской Федерации     
такая ответственность установлена, а некоторыми нет. Хотя согласно              
Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в   
Российской Федерации", как в старой редакции, так и в новой, неисполнение       
либо ненадлежащее исполнение решений органов и должностных лиц местного         
самоуправления влечет ответственность. То есть получается парадоксальная        
ситуация. С одной стороны, местное самоуправление - это власть, это вытекает    
из статьи 3 Конституции, согласно которой народ осуществляет власть в том       
числе через органы местного самоуправления, но, с другой стороны, какая же      
это власть, если за нарушение ее актов никакой ответственности нет.             
                                                                                
Местное самоуправление оказывается самым незащищенным. Судите сами. Органы      
госвласти субъектов Российской Федерации могут устанавливать ответственность    
за нарушение своих законов, а органы местного самоуправления устанавливать      
такую ответственность не могут. Ну, в принципе это было бы слишком              
рискованным. Мы предлагаем более мягкий вариант: предусмотреть как бы           
страхующую органы местного самоуправления небольшую санкцию, ответственность    
за неисполнение актов органов и должностных лиц местного самоуправления.        
Старый кодекс устанавливал ответственность за неисполнение решений местного     
самоуправления. Это, как вы знаете, не привело к каким-либо разрушительным      
последствиям. Сейчас такой нормы нет. Мы взяли за основу старую норму           
кодекса. Текст нашего законопроекта у вас перед глазами.                        
                                                                                
Я хотел бы отреагировать на некоторые замечания, которые высказывались в ходе   
обсуждения этого законопроекта.                                                 
                                                                                
Первое. Утверждается, что законопроект не относится к предмету ведения          
Российской Федерации, поскольку согласно требованию пункта 3 части первой       
статьи 1.3 кодекса к ведению Российской Федерации в области законодательства    
об административной ответственности относятся вопросы, имеющие только           
федеральное значение. В соответствии с тем же пунктом кодекса предметом         
ведения Российской Федерации является также установление административной       
ответственности за нарушение норм, предусмотренных федеральными законами. К     
указанным нормам относятся статья 44 действующего Федерального закона "Об       
общих принципах организации местного самоуправления...", а также пункт 3        
статьи 7 федерального закона, который принят в октябре 2003 года и вступит в    
силу 1 января 2006 года.                                                        
                                                                                
Кроме того, согласно статьям 3 и 12 Конституции Российской Федерации местное    
самоуправление вообще является основой конституционного строя, то есть важно    
защитить его дееспособность на федеральном уровне. Защита основ                 
конституционного строя - вопрос явно федерального значения.                     
                                                                                
Второе. В заключении есть ссылка на ряд федеральных законов, в соответствии с   
которыми установление ответственности за неисполнение решений органов           
местного самоуправления отнесено к ведению субъектов Российской Федерации.      
Действительно, это так, но мы как раз и исходили из конструкции переходных      
положений к закону от 4 июля 2003 года, которыми эта норма утверждена.          
Согласно эти положениям с 1 января 2005 года нормы федеральных законов,         
других нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, указанным   
в пункте 2 статьи 26-3, применяются, если законами субъектов Российской         
Федерации по указанным вопросам не установлено иное. То есть федеральные        
нормы как бы страховочные, регулирование субъекта - приоритетно. Так, мы        
предлагаем в законопроекте сделать оговорку, согласно которой положения         
применяются на территории тех субъектов, которые не установили своими           
законами ответственность за указанные правонарушения.                           
                                                                                
Мы признаем, что законодательное регулирование в субъектах Российской           
Федерации может быть более полным и развернутым, зачем же его перечеркивать?    
Но данный законопроект делает возможным привлечение к ответственности           
виновных лиц во всех остальных субъектах Российской Федерации, законами         
которых соответствующая ответственность не установлена. Уверен, что             
федеральный законодатель может определить пределы действия закона в             
пространстве. Речь идет именно об этом, а не о приоритете законов субъекта      
перед федеральными, поэтому нет оснований говорить о нарушении статьи 76        
Конституции Российской Федерации.                                               
                                                                                
Далее. В заключении комитета по конституционному законодательству говорится,    
что формулируемый состав правонарушений не конкретизирует объективную сторону   
проступка и поэтому требует уточнения и что якобы редакция статьи               
предполагает возможность применения административного наказания за любое, в     
том числе и формальное, нарушение без учета наличия и степени общественной      
вредности действий. Как представляется, с данным утверждением нельзя            
согласиться. Во-первых, объективной стороной предполагаемого правонарушения     
является бездействие, характеризующееся неисполнением муниципальных правовых    
актов, либо действие, им противоречащее. Таким образом, законопроектом четко    
и ясно устанавливается объективная сторона указанного правонарушения. В         
законопроекте четко и ясно говорится, что ответственность наступает за          
неисполнение, которое может быть выражено как в форме действия, так и в форме   
бездействия, не противоречащих закону нормативно-правовых актов органов,        
должностных лиц местного самоуправления.                                        
                                                                                
Во-вторых, предлагаемая статья устанавливает административную ответственность   
за неисполнение не противоречащих закону правовых актов местного                
самоуправления. Из этого следует, в частности, что речь идет об актах,          
принятых в пределах полномочий местного самоуправления.                         
                                                                                
Наконец, в заключении отмечается, что в законопроекте не указан перечень        
должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о данном правонарушении.   
Однако системную связь с существующими нормами КоАП данная норма фактически     
предполагает: дела о соответствующих административных правонарушениях будет     
возбуждать прокурор. Если учесть, что законопроектом устанавливается, что       
дела об этих правонарушениях уполномочен рассматривать суд, то получается       
следующий механизм реализации законопроекта: прокурор возбуждает дело об        
административном правонарушении, а суд рассматривает и выносит решение. Это     
дополнительная гарантия обоснованности применения норм. При этом, на наш        
взгляд, в любом случае высказанные относительно конкретных формулировок         
замечания не являются препятствием для принятия законопроекта и могут быть      
учтены при подготовке его ко второму чтению.                                    
                                                                                
Исходя из вышеизложенного, прошу коллег поддержать законодательную инициативу   
Совета Федерации, тем самым вы поддержите действия президента, правительства    
по реализации закона о местном самоуправлении. К сожалению, противодействие     
есть.                                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Содоклад сделает заместитель председателя Комитета по конституционному          
законодательству и государственному строительству Харитонов Александр           
Николаевич.                                                                     
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Я остановлюсь как          
минимум на двух позициях.                                                       
                                                                                
Пунктом 15 статьи 5 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих       
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"           
установлено, что принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации    
об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением     
местного самоуправления, отнесено к полномочиям органов государственной         
власти субъектов Федерации. И это подтверждено пунктом 2 статьи 26-3            
(вступающей в силу с 1 января 2005 года) Федерального закона "Об общих          
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных       
органов государственной власти...". То есть это положение подтверждено, и это   
задачи субъектов Российской Федерации.                                          
                                                                                
Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона (на который ссылался уважаемый           
коллега) от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного        
самоуправления в Российской Федерации" (новая редакция, вступающая в силу с 1   
января 2006 года) установлено, что за неисполнение муниципальных правовых       
актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов              
государственной власти и органов местного самоуправления несут                  
ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов     
Российской Федерации, так что на территориях поле законодательной               
деятельности обширно. Полагаем, что перечисленные федеральные законы являются   
правовым основанием для установления ответственности на уровне субъектов        
Федерации. Если где-то этого нет, есть предложение по-настоящему на местах      
поработать.                                                                     
                                                                                
Законопроектом не определено, кем будет составляться протокол об                
административном правонарушении, что делает невозможным применение нормы на     
практике. Уважаемый коллега сказал, что прокурор возбуждает, судья              
рассматривает. Если нарушил глава местного самоуправления, то только дайте      
повод столкнуться еще раз на административной ниве руководителю субъекта        
Федерации, прокурору и судье.                                                   
                                                                                
С учетом того, что будущее законодательство определено Государственной Думой    
и предполагает все дальнейшие решения этого вопроса, комитет по                 
конституционному законодательству рекомендует законопроект отклонить.           
Законопроект прошел правовую экспертизу, правительство дало отрицательный       
ответ.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Желающие выступить?        
Депутат Махмудов у нас сегодня целый день по всем вопросам. Пожалуйста.         
                                                                                
МАХМУДОВ М. Г. Уважаемые коллеги, если мы говорим о расширении                  
демократических норм в нашем государстве, то этим законопроектом, наоборот,     
мы укрепляем чиновническую власть на местах.                                    
                                                                                
Скажите мне, у какого главы администрации не хватает прав, чтобы исполнялись    
распоряжения, которые он принимает? И милиция, и суды, и прокуратура            
действуют одной командой, и финансы в его руках. И если мы сейчас               
дополнительными полномочиями еще будем наделять главу администрации... они и    
так у нас являются местными царьками. Поэтому этот законопроект в таком виде,   
как предложен, поддерживать нельзя.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства? Не желают высказаться. Коллеги, кто   
за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться    
голосованием. Мнение комитета - отклонить данный законопроект.                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 10 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за                9 чел.2,0%                                      
Проголосовало против          138 чел.30,7%                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7%                                      
Голосовало                    150 чел.                                          
Не голосовало                 300 чел.66,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.