Заседание № 258
О проекте федерального закона № 345523-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения порядка распространения информации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Сергей Михайлович Боярский. БОЯРСКИЙ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! 19 ноября мы рассмотрели законопроект во втором чтении. Это набор зеркальных мер и инструментов, которые могут быть применены в случае очередных недружественных шагов по ограничению работы наших средств массовой информации за рубежом. Комитет подготовил законопроект к рассмотрению в третьем чтении, замечаний нет. Просим поддержать. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы И. В. Лебедев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи, пожалуйста. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, фракция КПРФ. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, законопроект действительно вызвал широкое и бурное обсуждение вне стен Государственной Думы, а здесь его обсуждение прошло как-то достаточно мягко. Введение неких репрессивных механизмов, создание некой дубинки, которой можно будет в ответ, скажем, на какие-то очередные недружественные шаги шарахнуть по иноагентам, - вот как бы основная цель. Если же проанализировать и вникнуть в суть законопроекта, станет понятно, что в Российской Федерации сегодня не такой большой спектр источников информации: есть провластные, официальные источники информации, которые соответствующим образом обрабатывают информацию и доводят нужную позицию, как правило, согласованную, очень мало официальных средств массовой информации, которые действительно пытаются занимать какую-то взвешенную позицию, и есть вот этот правый или левый фланг, те средства массовой информации, которые либо в своей структуре имеют иностранный капитал, либо финансируются или каким-то иным образом поддерживаются из-за границы, - понятно, что их мнение тоже не слишком объективно. Естественно, грамотный, умный, думающий человек, собирая весь поток информации - как от проправительственного блока, так и от тех людей, точнее, от тех организаций, которые не заинтересованы в освещении объективных событий, формирует некую среднюю картину. Нам предлагается сегодня помечать иностранные средства массовой информации, их источники - ну, против этого, я думаю, никто не возражает. Если будет написано, что организация, которая предоставляет информацию, является организацией, имеющей иностранное финансирование, это позволит опять же думающим, грамотным людям сделать дополнительные выводы о том, как, каким образом преподносится та или иная информация и как она интерпретируется. Но то, что предлагается признать сегодня физических лиц фактически иностранными СМИ, вызывает много вопросов, большое количество вопросов. Есть человек репостнул, например, ту или иную информацию того или иного иностранного агента, скажем так (если будем термином этого законопроекта пользоваться), он попадает тоже в разряд этих самых иностранных агентов с вытекающими отсюда последствиями, достаточно жёсткими: это и блокировка, это и возможность подвергнуться штрафу, это и возможность влияния. И поэтому, на наш взгляд, та редакция, которая предложена сегодня, не является сдерживающим фактором, а является фактором, который потенциально может ограничивать предоставление объективной и достоверной информации и, естественно, не позволит людям анализировать её и делать свои выводы. В связи с этим фракция КПРФ не будет поддерживать данный законопроект и, естественно, обращается к остальным депутатам Государственной Думы, предлагает тоже не поддерживать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Толстой Пётр Олегович. Включите, пожалуйста, микрофон в президиуме. ТОЛСТОЙ П. О., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, буквально два тезиса по поводу рассматриваемого законопроекта. Буквально недавно вернулась в Россию Мария Бутина, она была на полтора года осуждена как раз по аналогичному закону, который действует на территории Соединённых Штатов Америки, за то, что не зарегистрировалась как иностранный агент - физическое лицо. Коллега Куринный говорил про свои выводы. Свои выводы каждый человек делает сам, вопрос в источниках информации. Речь идёт о защите от прямого иностранного влияния на рынке средств массовой информации, в том числе связанного непосредственно с физическими лицами, которые занимаются распространением информации из иностранных источников. К сожалению, политические силы в нашей стране нередко пользуются таким приёмом, чтобы вбрасывать для обсуждения часто недостоверные и компрометирующие факты. Я хочу напомнить, что 25 ноября 2017 года вступил в силу закон о внесении изменений в Закон "О средствах массовой информации" - о признании СМИ иноагентом. К сожалению, ситуация не утратила актуальности, и в предлагаемом законопроекте речь идёт о том, чтобы и физические лица - при наличии двойного ключа в виде решений Минюста и МИДа - могли быть причислены к иноагентам в случае распространения информации, поступившей из иностранных источников. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект под пунктом 15 нашего порядка работы. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 17 мин. 30 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Законопроект принимается в третьем чтении.
Заседание № 256
О проекте федерального закона № 345523-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения порядка распространения информации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 19, проект федерального закона "Овнесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Леонид Леонидович Левин, пожалуйста. ЛЕВИН Л. Л., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представляемый во втором чтении законопроект завершает создание комплекса зеркальных мер, формирующих возможность для ответных действий в случае ограничения работы отечественных СМИ или сотрудничающих с ними лиц за рубежом. Напомню, что ещё с 25 ноября 2017 года действует федеральный закон, которым устанавливается, что юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы, могут быть признаны иностранными СМИ, выполняющими функции иностранного агента, и к ним могут быть применены положения федерального закона о некоммерческих организациях. Инициативы и поправки, рассматриваемые сегодня, определяют порядок распространения информации иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, и уточняют вид иностранных агентов, которые действуют как средства массовой информации, устанавливая к ним такие же требования, как и те, что в настоящий момент предъявляются к некоммерческим организациям, признанным в установленном порядке выполняющими функции иностранного агента. Впервые вводится понятие физического лица, выполняющего функции иноСМИ, иноагента. Завершению подготовки законопроекта к процедуре второго чтения способствовали поправки, внесённые со стороны руководителя Комиссии Государственной Думы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России, председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарёва и председателя Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации, заместителя председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Андрея Климова. Поправки подготовлены с учётом позиции комитета, сформулированы в ходе работы над законопроектом. Всего поступило десять поправок, все они рекомендуются комитетом к принятию. После прошедшего заседания комитета, дачи рекомендаций комитетом ко второму чтению в информационном пространстве стало распространяться мнение, что под действие нового закона подпадут и российские СМИ. Такая трактовка не соответствует действительности, поскольку вопросы иностранного влияния в отношении зарегистрированных российских СМИ регулируются законом о запрете иностранцам иметь долю свыше 20 процентов в СМИ и законом об обязательной отчётности о получении средств из-за рубежа. Относительно тех опасений, что статус иностранного агента могут получить блогеры и пользователи социальных сетей, хочу отметить следующее. Во-первых, устанавливается, что в каждом конкретном случае это будет определяться совместным решением Минюста и МИДа, - это механизм, защищающий от принятия необоснованных решений. И подчёркиваю, в тексте написано "могут получить", но это не значит, что обязательно получат даже при полном совпадении обоих условий, зеркальность по отношению к воздействию на наши СМИ со стороны иностранных государств тут первична. Ну и во-вторых, необходимо будет установить, что журналист или блогер сотрудничает со СМИ-иноагентами и получает от них вознаграждение в денежной или иной форме, вот это требует дополнительного регулирования. Кстати, это положение коррелирует с позицией по некоммерческим организациям и иноагентам, высказанной Конституционным Судом, который установил, что при рассмотрении подобного рода случаев необходимо будет доказывать связь между действиями в интересах иностранных структур и получением за это вознаграждения. Комитетом текст проекта федерального закона подготовлен ко второму чтению, у Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний не имеется. Комитет предлагает поддержать представленную таблицу поправок № 1 и законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 31 мин. 25 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 31 мин. 50 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9 % Результат: принято Принят во втором чтении. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. ЛЕВИН Л. Л. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет просит включить данный законопроект в проект порядка работы Государственной Думы на 21 ноября для рассмотрения в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Принимается.