Заседание № 86

11.03.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 344332-3 "О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (об исключении понятия "минимальный размер пенсии по старости" и положения об установлении федеральным законом о федеральном бюджете соотношения между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума; принят в первом чтении 2 апреля 2004 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1184 по 1252 из 5553
Вопрос 5 из блока законопроектов, принятых в первом чтении и предлагаемых к     
отклонению, - проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 5   
Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Доклад     
члена Комитета по труду и социальной политике Веры Егоровны Оськиной.           
Пожалуйста, Вера Егоровна.                                                      
                                                                                
ОСЬКИНА В. Е., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О   
внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме   
в Российской Федерации", который был принят Государственной Думой в первом      
чтении 2 апреля прошлого года. В указанном законопроекте предлагается новая     
редакция статей 2 и 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в             
Российской Федерации". В указанных статьях исключены положения, связанные с     
понятием "минимальный размер пенсии по старости", так как с 1 января 2002       
года вступил в действие Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О   
трудовых пенсиях в Российской Федерации", где это понятие отсутствует. В        
новой редакции статьи 5 также исключено положение, предусматривающее            
установление федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год   
соотношения между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером       
пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый    
год.                                                                            
                                                                                
В соответствии со статьей 94 Федерального закона от 22 августа 2004 года №      
122-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в     
Российской Федерации". Так, с 1 января 2005 года вступила в действие новая      
редакция статьи 2, которая содержит те же самые нормы, которые содержатся и в   
рассматриваемом законопроекте, а статья 5, в которую также предлагается         
внести изменения, утратила силу.                                                
                                                                                
В связи с этим дальнейшая работа над законопроектом и принятие его во втором    
чтении нецелесообразны. Правительство Российской Федерации, как автор           
рассматриваемой законодательной инициативы, обратилось в Государственную Думу   
с предложением снять с дальнейшего рассмотрения указанный законопроект в        
связи с утратой актуальности.                                                   
                                                                                
Учитывая вышеизложенное, в соответствии с частью девятой статьи 121 и со        
статьей 123-1 Регламента Государственной Думы Комитет Государственной Думы по   
труду и социальной политике принял решение рекомендовать Государственной Думе   
отклонить проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 5       
Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", принятый   
Государственной Думой в первом чтении.                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Егоровна. Присаживайтесь.                   
                                                                                
Будет ли выступать полномочный представитель Президента Российской Федерации?   
Полномочный представитель правительства? Будут ли выступать представители       
депутатских объединений? Нет.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование данный проект постановления. Кто     
за то, чтобы принять постановление об отклонении законопроекта, принятого в     
первом чтении? Прошу голосовать.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 44 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3%                                     
Проголосовало против           44 чел.9,8%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    357 чел.                                          
Не голосовало                  93 чел.20,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Постановление принято.                                                          
                                                                                

Заседание № 17

02.04.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 344332-3 "О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (об исключении понятия "минимальный размер пенсии по старости" и положения об установлении федеральным законом о федеральном бюджете соотношения между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3708 по 4367 из 6848
Коллеги, пункт 12. О проекте федерального закона "О внесении изменений в        
статьи 2 и 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской           
Федерации" докладывает официальный представитель Правительства Российской       
Федерации первый заместитель министра труда и социального развития Российской   
Федерации Январёв Валерий Андреевич.                                            
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Андреевич.                                                  
                                                                                
ЯНВАРЁВ В. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
первый заместитель министра труда и социального развития Российской             
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Проект федерального        
закона "О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона "О              
прожиточном минимуме в Российской Федерации" подготовлен в связи с              
необходимостью устранения тех несоответствий, которые возникли в этом законе    
в связи с принятием закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Как     
вы знаете, в связи с новым пенсионным законодательством такое понятие, как      
"минимальный размер пенсии по старости", отсутствует, и в этой связи            
необходимо было внести соответствующие изменения в две статьи закона о          
прожиточном минимуме. Такие изменения касаются статьи 2 и статьи 5              
федерального закона о прожиточном минимуме. Кроме того, из статьи 5             
исключается понятие: установление соотношения между прожиточным минимумом,      
минимальной пенсией и минимальным размером заработной платы. Это вызвано тем,   
что та методология, которая сейчас используется, после того как мы приняли      
закон о прожиточном минимуме, предусматривает, что прожиточный минимум          
устанавливается правительством, устанавливается ежеквартально, и бюджетный      
год должен устанавливаться на основании прогнозных оценок. А минимальная        
заработная плата и другие социальные гарантии устанавливаются                   
законодательством.                                                              
                                                                                
Возникла достаточно сложная конфигурация, когда мы устанавливаем                
законодательную норму на основании прогнозных расчетов, что на самом деле       
достаточно проблематично и сложно. И в этой связи мы предлагаем эту норму из    
закона исключить и записать, что просто определяется такое соотношение. Вот,    
пожалуй, все изменения, которые мы предлагаем внести в закон о прожиточном      
минимуме.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Андреевич. Присаживайтесь.               
                                                                                
Содоклад члена Комитета по труду и социальной политике Оськиной Веры            
Егоровны.                                                                       
                                                                                
ОСЬКИНА В. Е. Спасибо, Любовь Константиновна.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по труду и социальной           
политике рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в статьи   
2 и 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации",      
внесенный Правительством Российской Федерации, и с учетом поступивших           
замечаний и предложений принял решение поддержать его концепцию.                
                                                                                
В ходе обсуждения на заседании комитета было обращено внимание на то, что       
положениями целого ряда действующих законодательных актов закреплена связь      
величины прожиточного минимума и минимальных социальных гарантий,               
предоставляемых государством. Например, в соответствии со статьей 17            
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размеры         
базовых частей всех видов трудовых пенсий наряду с индексацией могут в целях    
поэтапного приближения к величине прожиточного минимума пенсионера              
устанавливаться отдельными федеральными законами одновременно с принятием       
федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.    
                                                                                
В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации            
минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей            
территории страны и не может быть ниже размера прожиточного минимума            
трудоспособного гражданина. Порядок и сроки достижения заявленной цели          
устанавливаются федеральным законом. В статье 181 Бюджетного кодекса            
Российской Федерации установлено, что в проекте федерального закона о           
федеральном бюджете должны определяться соотношения между величиной             
прожиточного минимума и минимальным размером пенсии по старости, минимальными   
размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат. В         
данном законодательном поле, по нашему мнению, нельзя ограничиваться только     
предложенными в законопроекте изменениями, и в рамках подготовки ко второму     
чтению это должно быть принято во внимание.                                     
                                                                                
На законопроект поступили отзывы из субъектов Федерации, в большинстве из них   
данный законопроект поддерживается. Комитет Совета Федерации по вопросам        
социальной политики также поддерживает данный законопроект.                     
                                                                                
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рекомендует         
Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О      
внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме   
в Российской Федерации".                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Егоровна.                                   
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Запишитесь, пожалуйста, на вопросы.                   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шесть человек. Смолин Олег Николаевич.                                          
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, у меня вопрос к представителю правительства.   
                                                                                
Уважаемый Валерий Андреевич, скажите, пожалуйста, как по-вашему, ускорит ли     
принятие данного законопроекта исполнение нормы Трудового кодекса, согласно     
которой минимальная заработная плата должна быть не ниже прожиточного           
минимума? И можете ли вы дать прогноз, когда все-таки в России минимальная      
зарплата и минимальная пенсия выйдут на уровень прожиточного минимума?          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЯНВАРЁВ В. А. Это закон все-таки больше технического характера, он просто       
нормы одного закона приводит в соответствие с нормами другого закона, чтобы     
не было разночтений.                                                            
                                                                                
Что касается поэтапного приближения, то вопрос о поэтапном приближении - это    
один из очень важных вопросов. Это, конечно, будет зависеть от того прогноза    
экономического развития, который сейчас делается. Вы знаете, задача, которую    
поставил президент, - в течение буквально двух-трех лет удвоить валовой         
внутренний продукт. От этого будет зависеть и решение проблемы, связанной с     
минимальными гарантиями и стандартами, и это касается не только зарплаты, но    
и других выплат.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Бенедиктов.                                                             
                                                                                
БЕНЕДИКТОВ Н. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна. Вопросы Валерию Андреевичу, да, наверное, и     
реакция Веры Егоровны тут палате была бы интересна.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К себе поближе микрофон, пожалуйста, вас плохо слышно.    
                                                                                
БЕНЕДИКТОВ Н. А. Не очень мне понятно, почему нужно убирать все-таки            
минимальный размер пенсий по старости и прожиточный минимум. Это по крайней     
мере являлось, на мой взгляд, ограничителем, скажем так, для волюнтаристски     
вводимых каких-то позиций. Что-то там не удалось сосчитать, а прожиточный       
минимум будет не установлен - мне бы хотелось все-таки понять, где тут,         
скажем, техника, а где принципиальная позиция.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Андреевич.                            
                                                                                
ЯНВАРЁВ В. А. Принципиальная позиция - тут только техника. Такое понятие, как   
"минимальный размер пенсий", не существует, поэтому мы не можем просто          
установить. Есть в соответствии с законодательством, новым пенсионным           
законодательством базовая пенсия, страховая и накопительная, поэтому мы-то      
как раз и приводим в соответствие с этим законодательством. Всё.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кибирев Борис Григорьевич, ваш вопрос.                    
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Валерий    
Андреевич, как вы хорошо знаете, Президент Российской Федерации Владимир        
Владимирович Путин выдвинул задачу борьбы с бедностью в Российской Федерации.   
Бедные - это те, которые получают доходы ниже прожиточного минимума.            
Соответственно, эта норма относится и к пенсионерам. Так вот, не кажется ли     
вам, что, когда вы убираете из действующего закона вот эту хотя бы              
техническую норму - прожиточный минимум пенсионера, вы тем самым идете          
вразрез с политикой Президента Российской Федерации и ослабляете его усилия     
по борьбе с бедностью?                                                          
                                                                                
ЯНВАРЁВ В. А. Естественно, мы ни в какое противоречие с президентом не          
вступаем. И суть состоит в том, что размер пенсии, которую получает             
пенсионер, должен быть обязательно выше, чем прожиточный минимум, но это не     
только базовая часть, а вся пенсия, которую он получает, в том числе и          
страховая.                                                                      
                                                                                
Извините, но, вообще-то, если говорить о технической стороне этой проблемы, о   
том, о чем вы говорите, то, если мы свяжем с прожиточным минимумом только       
базовую часть, если мы только вот на эту базовую часть, которая является, ну,   
как бы минимальной гарантией, низкой очень гарантией (потому что человек        
должен получать пенсию в соответствии со своим заработком и тем стажем,         
который он заработал) будем ориентироваться, на мой взгляд, это будет           
совершенно неправильно. Пенсия работника должна расти в соответствии с его      
трудовым участием и с той зарплатой, которую он получает.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Вере Егоровне, только я попросила бы             
внимательно слушать, потому что, когда обсуждался прошлый закон, не ответили    
на мой вопрос по детям. А что касается вашего замечания о том, что надо бы      
приравнять всех пенсионеров, я бы за была. Поэтому вопрос такой: как вы могли   
поддерживать закон, в котором устраняется такое понятие (это не технический     
момент, не только технический, здесь очень глубокий смысл), такой показатель,   
как соотношение между прожиточным минимумом и минимальными размерами пенсии и   
заработной платы? Это надо считать, это надо каждый квартал озвучивать,         
понятно, что сегодня правительству это неудобно, но депутатам-то как это        
можно поддерживать? Не понятно.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вера Егоровна, пожалуйста, по карточке Борзовой.          
                                                                                
ОСЬКИНА В. Е. Тамара Васильевна, спасибо вам за вопрос, не надо реплик по       
поводу прежнего выступления, я бы просила вас быть очень корректной по          
отношению к своим коллегам-депутатам.                                           
                                                                                
И отвечаю вам на следующий вопрос, который вы задали. Вы опять поступаете       
некорректно и упустили важную вещь в своем вопросе, что минимальный размер      
пенсий по старости - в законе, в новом пенсионном законодательстве такого       
термина уже нет, поэтому приводится в соответствие. Но комитет, рекомендуя      
Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении, обращает      
внимание еще на внесение изменений и в другие существующие законодательные      
акты. Прошу вас быть, пожалуйста, внимательнее и не пиариться за счет тех       
законопроектов, которые сегодня обсуждаются.                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Тюлькин, ваш вопрос.                              
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. У меня к представителю правительства вопрос.                      
                                                                                
Вот то, что термина в новом законе нет, - это понятно, но проблема-то, как мы   
понимаем, остается. Так почему они не поискали формулу, которая бы все-таки     
простым языком объясняла бы, что минимальный размер пенсии, которую получает    
человек, достигший пенсионного возраста, не может быть меньше прожиточного      
минимума? Наверное, этот путь был бы правильнее? Или не пришла такая мысль в    
голову правительству?                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Андреевич, ответьте, пожалуйста.                  
                                                                                
ЯНВАРЁВ В. А. Это один из важных вопрос. На самом деле вот как раз те           
программы, которые связаны с преодолением бедности, сейчас именно на это и      
нацелены. Я только сейчас говорил с Геннадием Васильевичем. Действительно,      
нужно какой-то выход в этой ситуации искать и давать предложения. Дело в том,   
что понятие накопительной части у нас пока очень неопределенно прописано в      
пенсионном законодательстве. Согласитесь, все-таки мы только начали             
заниматься этой проблемой. Вы знаете, что некоторые изменения туда опять        
будут вноситься, поэтому надо получить некоторую информацию и посмотреть, как   
это будет выглядеть. Мы от этой проблемы вовсе не уходим, не уходим от          
необходимости сопоставлять размеры пенсионного обеспечения и прожиточного       
минимума. Речь идет в данном случае только о технической стороне, что я и       
подчеркнул в своем выступлении, это техническая часть. Просто надо, чтобы в     
законодательстве не было разночтений, не было коллизий. Вот в чем проблема. А   
то, о чем вы говорите, о социально-экономической проблеме, которая остается,    
- она и будет оставаться, и ее мы должны решать, но мы не можем всё делать      
одним законом, одним махом. Вот проблема в чем.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задорнов Михаил Михайлович, ваш вопрос.                   
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Любовь Константиновна, уважаемые коллеги, у меня вопрос к Вере   
Егоровне, но сначала я просто поясню, откуда этот вопрос возник.                
                                                                                
Сейчас каждый год у нас в законе о бюджете есть четкая запись: соотношение      
прожиточного минимума и минимальной оплаты труда. Вот мы знаем, что оно у нас   
сейчас составляет 24 процента, что плохо, что подталкивает к каким-то           
действиям и нас, и правительство. Почему правительству надо этот норматив из    
закона убрать, это абсолютно понятно. Потому что в принципе закон о бюджете     
читаемый, все его читают, все его обсуждают, все видят, что у нас низкий        
минимум оплаты труда. Вот мы сейчас эту норму отменим, мы не устанавливаем      
сейчас ни сроков приближения к прожиточному минимуму, ни сроков повышения       
минимального размера оплаты труда. Зачем мы отказываемся от такого внятного     
политического сигнала самим себе, правительству и так далее? Это у меня         
вопрос к Вере Егоровне.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вера Егоровна. По карточке Борзовой.          
                                                                                
ОСЬКИНА В. Е. Спасибо, Михаил Михайлович. Возможно, вы невнимательно слушали    
мое выступление, но я уже сказала, что на заседании Комитета по труду и         
социальной политике был высказан ряд замечаний представителям правительства     
по данному законопроекту. Кроме того, если вы прочитали заключение комитета     
по данному законопроекту, то знаете, что там обращается внимание на замечание   
трехсторонней комиссии. Я могу его процитировать, но оно у вас на руках         
имеется в документах. Поэтому ко второму чтению мы все эти замечания поднимем   
вновь, и если они будут учтены, то комитет примет соответствующее решение.      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы закончились.                                                            
                                                                                
Депутат Бенедиктов, по ведению.                                                 
                                                                                
БЕНЕДИКТОВ Н. А. Я прошу прощения, почему я просил слова по ведению?            
Поскольку вопрос мой не был услышан, развернулась дискуссия по той же           
проблеме, которой касался вопрос. Мы пока убираем норму, связанную с            
минимальной пенсией. Ну назвали бы по-другому! Когда еще в будущем это будет    
зачищено, а сегодня уже разрушили социальный ограничитель. Вот это вот          
беспокоит. И поскольку Валерий Андреевич соглашается с тем, что проблема        
есть, так и не стоит говорить, что это только техническая проблема. Она         
реальная в жизни людей. Я прошу это учитывать и депутатам, поэтому задал        
вопрос не только представителю правительства, но и Вере Егоровне. К             
сожалению, не услышал ответа.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Андреевич, ответьте на оставшуюся     
часть вопроса.                                                                  
                                                                                
ЯНВАРЁВ В. А. Я решил сказать несколько слов по вопросу Михаила Михайловича.    
Дело в том, что соотношение как таковое, если хотите, какой-то норматив,        
который использовался нами раньше, на самом деле неплохой. Но посмотрите, что   
получается. Мы делаем прогнозный расчет на новый бюджетный год, всё это         
делается в апреле и даже в марте, положим, 2004 года, когда мы рассчитываем     
бюджет 2005 года и делаем прогноз прожиточного минимума. Потом на основании     
этого прогноза в конце года мы принимаем норму, которая реально может           
измениться, потому что меняются цены, они постоянно меняются, а прожиточный     
минимум - это потребительская корзина, умноженная на реальную динамику цен. И   
вот это соотношение, которое устанавливается, может оказаться... Во-первых,     
четыре периода, ежеквартально надо выбирать какой-то вариант, естественно,      
возникает проблема, что по логике вещей надо выбирать наименьшее, а не          
наибольшее, если выбирать наибольшее, тогда будут другие расчеты. То есть       
получается так, что реально норматив, который мы устанавливаем законодательно   
(а законодательная норма рассчитана очень сложным путем), не обеспечивается     
на протяжении всего бюджетного года, поэтому и возникли вот такие изменения.    
Мы в законе о прожиточном минимуме предусматриваем, что такое соотношение       
должно быть, но вот реально каким образом его осуществить? Видимо, нужен        
новый законодательный акт, который бы конкретно этот вопрос решал.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Плетнёва.                                                          
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый председательствующий! Мне бы хотелось, чтобы       
докладчики, которые выступали (я думаю, каждый депутат так мыслит), могли не    
только прочесть то, что написано, но и разъяснить депутатам суть, если те не    
понимают чего-то, для того и докладчик есть. На два одинаковых вопроса, по      
сути дела, депутат Оськина так и не ответила ни мне, ни Задорнову.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна, я тоже прошу вас тон-то сменить.       
Наверное, если чего-то не поняли, можно высказаться поделикатнее, можно         
подойти и поинтересоваться, а вы очень любите нам всем замечания делать, как    
в школе. Давайте не будем. Действительно, проблему непростую обсуждаем, и я     
думаю, если что-то вас не устроило, в рабочем порядке вы можете это решить      
очень легко и свободно.                                                         
                                                                                
Депутат Сапожников, по ведению.                                                 
                                                                                
САПОЖНИКОВ Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
Спасибо. Я записывался для вопроса, поэтому прошу вот...                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто записывался для вопроса - весь список был передо      
мной.                                                                           
                                                                                
САПОЖНИКОВ Н. И. Значит, техника так работает. У меня просто небольшое          
предложение, чтобы Вера Егоровна приложила к своему выступлению, к              
стенограмме, данные о том, какие же субъекты Российской Федерации поддержали    
этот законопроект.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вера Егоровна, тогда для депутатов распечаточку такую     
сделайте, депутатам по почтовым ящикам разложат.                                
                                                                                
Коллеги, все вопросы закончились, кто хотел бы выступить? Запишитесь на         
выступления.                                                                    
                                                                                
Покажите список. Пять человек.                                                  
                                                                                
Кулик Геннадий Васильевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
КУЛИК Г. В., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам,   
фракция "Единая Россия".                                                        
                                                                                
Я вношу предложение и прошу вас поддержать его. Протокольно в обязательном      
порядке записать: поручить комитету и тем, кто будет работать над подготовкой   
этого законопроекта ко второму чтению, обязательно предложить Государственной   
Думе вариант, где бы мы могли закрепить положение о том, что общий размер       
пенсии - и основной, и то, что у нас доплачивается, - был не ниже               
прожиточного минимума. Мы об этом говорили все эти годы, вывели пенсию на       
прожиточный минимум, и отступать от этого, на мой взгляд, было бы серьезной     
ошибкой.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Задорнов Михаил Михайлович.                                                     
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемые коллеги, вот то, что сейчас сказал Геннадий            
Васильевич, подтверждает, что даже представители большинства понимают, что      
закон в данной редакции принимать нельзя, потому что, для его сведения, у нас   
сегодня средний размер пенсии, Геннадий Васильевич, меньше, чем официальный     
прожиточный минимум. Это для вашего сведения - даже не минимальный, а средний   
размер пенсии меньше, чем прожиточный минимум. Что мы сейчас предлагаем по      
сути этим законопроектом?                                                       
                                                                                
У нас есть в пенсионном законодательстве определенное соотношение               
минимального размера оплаты труда с прожиточным минимумом, и есть в законе о    
бюджете соотношение оплаты труда минимальной и минимального опять-таки          
прожиточного уровня. Президент объявляет, что мы должны за ряд лет сократить    
вдвое число бедных. Как мы будем считать их? Как мы будем считать прожиточный   
минимум и как мы будем устанавливать соответственно пенсию тридцати пяти        
миллионов человек? Минимальный прожиточный уровень касается и всех              
работающих. Как мы будем соотносить эти ключевые показатели, определяющие       
уровень жизни? И в той ситуации, когда мы должны определить, как мы будем к     
этому двигаться, какие принимать меры, мы убираем из законодательства           
показатели, которые позволяют нам как-то ориентироваться в этом процессе!       
Коллеги, мне кажется, что, пока мы не предложим альтернативу этим расчетам,     
мы просто не имеем права убирать эти соотношения из законодательства.           
Законопроекты вносили, слава богу, в 2003 году, тогда, видимо, другие задачи    
стояли перед правительством, но сегодня, пока мы не выработаем уровень          
прожиточного минимума и соотношение пенсий и оплаты труда, ключевые             
показатели, мы не можем убирать какие-либо ориентиры из действующего            
законодательства, с моей точки зрения. Поэтому, я говорю не только от своего    
имени, но от имени всех независимых, мы будем голосовать против данного         
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, от фракции КПРФ записались Смолин, Кибирев и Тюлькин. Я      
тогда...                                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, у меня нет четвертого. Я прошу тогда немножко        
покомпактней выступления сделать.                                               
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, во-первых, Дума не принимала      
решение - по одному от фракций, поэтому я думаю, что с полным правом могу...    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я же вам не отказываю, я просто прошу вас, чтобы мы       
успели с законопроектом закончить хотя бы до обеда.                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Спасибо, Любовь Константиновна.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я полагаю, что закон этот не технический, и вот по каким     
причинам. Во-первых, хочу вам напомнить, что в России прожиточный минимум       
значительно занижен по сравнению с другими так называемыми цивилизованными      
странами. Я знаю, что кандидаты в депутаты перед выборами обычно любят          
поиграть словами и поспорить, что положено в основу нашего прожиточного         
минимума - кто-то говорит, что это норма Бухенвальда, кто-то говорит, что       
блокадного Ленинграда, а на самом деле, как я понимаю, ооновские нормы, в       
основном рассчитанные для развивающихся стран Азии и Африки.                    
                                                                                
Я напомню, что пару лет назад здесь выступал уважаемый мною господин Аркадий    
Дворкович, заместитель министра экономического развития и торговли, и он нам    
тогда привел следующие цифры: в России, по официальным данным тогдашним, 24     
процента бедных, но, как он сказал, в адресной социальной помощи нуждается      
половина населения. Хороша адресная помощь, если половина населения в ней       
нуждается!                                                                      
                                                                                
Во-вторых, уважаемые коллеги, сейчас мы по крайней мере знаем соотношение       
между величиной минимальной заработной платы и прожиточным минимумом.           
Уважаемый мною Михаил Михайлович Задорнов чуть-чуть ошибся, напомню, что        
согласно оценкам Комитета по труду и социальной политике прошлой Думы           
ситуация выглядит следующим образом: в 2002 году соотношение составляло 24,4    
процента, в 2003 году - 21,6 процента, то есть меньше, хотя были огромные       
дополнительные доходы бюджета, в 2004 году - 22 процента. Если мы каждый год    
будем на 0,4 процента приближать минимальную заработную плату к прожиточному    
минимуму, легко посчитать, что для этого потребуется ровно сто девяносто        
шесть лет и это счастливое событие произойдет в 2200 году, если эта тенденция   
будет продолжаться.                                                             
                                                                                
Третья позиция - в законе о пенсиях действительно нет понятия минимальной       
пенсии. С моей точки зрения, это недостаток не Трудового кодекса, а закона о    
пенсиях, именно туда и надо было бы вносить изменения, а не в Трудовой          
кодекс. Причем когда нам говорят, что средняя пенсия уже превысила              
прожиточный минимум пенсионера, то здесь, мне кажется, сразу два лукавства.     
Лукавство первое: на самом деле, по данным Комитета по труду и социальной       
политике прошлой Думы, примерно на 9 рублей меньше в среднегодовом исчислении   
в этом году будет средняя пенсия, чем прожиточный минимум пенсионера. И         
во-вторых, меня постоянно пенсионеры спрашивают: а почему для нас прожиточный   
минимум в полтора раза меньше, чем для работающего человека? Что, как только    
исполняется пятьдесят пять лет женщине, шестьдесят лет мужчине, сразу в         
полтора раза меньше хочется есть, пить, одеваться, или лекарств требуется       
меньше, или еще какие-то изменения происходят серьезные? Хотел бы сказать,      
что мне представляется этот закон явным намерением победить в России            
бедность, закрыв на нее глаза. Мы действительно даже не будем знать, как у      
нас, приближается или не приближается минимальная зарплата к прожиточному       
минимуму, больше или меньше у нас становится бедных и так далее, и так далее.   
Меня немножко удивила позиция Комитета по труду и социальной политике, потому   
что ко второму чтению концепцию закона исправить нельзя, какие бы замечания     
вы туда ни вписывали, концепцию закона исправить нельзя.                        
                                                                                
Я абсолютно согласен с уважаемым мной Геннадием Васильевичем Куликом, что нам   
давно надо было внести в закон положение о том, что пенсия не может быть в      
России ниже прожиточного минимума. Геннадий Васильевич, беда в том, что это     
требует внесения изменений в пенсионный закон, а мы сейчас принимаем            
изменения в Трудовой кодекс, и сделать это... извините, в закон "О              
прожиточном минимуме...", и я думаю, что сделать это ко второму чтению          
практически вряд ли удастся.                                                    
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, подводя итоги своего выступления, скажу что это     
небольшой, но всё же шаг в цепи шагов, которые мы, видимо, будем делать и       
дальше не к социальному капитализму, но к примитивному капитализму, от          
социального государства к безответственному государству. Я думаю, что при       
таких социальных законах мы будем двигаться не в цивилизованную Европу, а       
куда-нибудь в Африку. Я просил бы не поддерживать этот законопроект.            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
Кибирев Борис Григорьевич. Также прошу вас, Борис Григорьевич, покомпактнее,    
ладно?                                                                          
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Спасибо, Любовь Константиновна!                                   
                                                                                
Этот законопроект, по моему глубокому убеждению, принимать нельзя,              
естественно. В первую очередь по той причине, что он вступает в противоречие    
с той политикой, которую объявил Президент Российской Федерации по              
преодолению бедности, так как он абсолютно снимает, так сказать, любые усилия   
со стороны правительства на пути этой борьбы. Он не соответствует двум          
статьям нашей Конституции, я цитировать их не буду, но напомню, что в статье    
7 сказано о том, что государство наше социальное, значит, создает нормальные    
условия жизни для своих граждан, а часть 2 статьи 55 Конституции фиксирует,     
что в России не должны приниматься законы, которые ухудшают положение           
граждан.                                                                        
                                                                                
Мне совершенно непонятна логика правительства и ваша, уважаемый Валерий         
Андреевич. Вы в своей записке указали, что соотношение минимального размера     
оплаты труда и величины прожиточного минимума не должно регулироваться          
законами о федеральном бюджете, поскольку минимальный размер устанавливается    
на планируемый год исходя из финансовых возможностей государства. Но вы         
забыли, что кроме бюджетников в Российской Федерации есть производства, есть    
работодатели, есть акционерные общества, которые не из бюджета платят           
заработную плату, и почему они должны платить эти же несчастные 600 рублей,     
которые записаны для бюджетников? Вы, Валерий Андреевич, сказали о том, что     
можете ошибаться, когда назначаете соотношение между минимальным размером       
оплаты труда и величиной прожиточного минимума, а потом при реализации, так     
сказать, бюджета экономического развития цифры получаются другие - 16 или 20    
процентов. Так вы ошибитесь по-другому, вы напишите 80 процентов соотношение,   
а потом, к концу года, пусть окажется, что там всего 75 процентов, но это же    
будет не 16 и не 20 процентов.                                                  
                                                                                
Очень убедительно говорил мой коллега Олег Николаевич Смолин, когда называл     
вам проценты соотношения МРОТ и прожиточного минимума. Я эти проценты, - а      
там 24,4, и 21,6 и 22 - переведу немножко в другую арифметику. Вот для того     
чтобы прокормить одного в 2002 году на минимальный размер оплаты труда,         
должны были работать четыре человека, для того чтобы получить тот же самый      
эффект в прошлом, в 2003 году, должны были работать уже четыре с половиной      
человека, а наше правительство всё время говорит о том, как у нас всё хорошо,   
замечательно и здорово.                                                         
                                                                                
Я думаю, что правительство убирает из законов вот это соотношение, которое в    
практике единственное (нет нигде больше - ни в статистике, ни в экономической   
политике - такой цифры, которая одновременно бы включала и доход, и расход,     
то есть и минимальный размер труда, и прожиточный минимум), пытается            
исключить его по той причине, что стыдно. Ну как же так, могучая Россия, с      
традициями, с территориями, удовлетворяет потребности своих граждан, в том      
числе и пенсионеров, только на одну пятую часть!                                
                                                                                
Я считаю, что закон этот абсолютно не годится. Он, конечно, подлежит            
отклонению, а правительство должно искать возможности повышения и доходов в     
бюджет, и минимального размера оплаты труда. Где они, эти доходы, сорок раз     
было сказано здесь, в Думе, и еще раз мы можем повторить. Наша фракция не       
поддерживает этот закон.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тюлькин Виктор Аркадьевич.                                
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Я подведу итоги от имени фракции коммунистов.                     
                                                                                
В этом зале несколько раз имели место случаи, когда депутаты путали понятия     
формы, содержания, причинно-следственные связи и так далее. Хотелось бы         
думать, что и сегодня такой случай, - ан нет. Мы думаем, что на самом деле      
разработчики вполне сознательно, говоря о том, что приводится в соответствие    
форма, что вопрос технический, выхолащивают содержание, потому что, несмотря    
на то что где-то исчез тезис, сама проблема осталась. Она не стала нисколь      
менее актуальной, эта проблема. Поэтому надо было бы подумать действительно о   
том, как возродить эти термины, эти понятия в пенсионном законе и из другого    
не изымать. И здесь мы не можем согласиться с уважаемым товарищем Куликом,      
что давай, мол, во втором чтении проработаем. Сам весь проект закона состоит    
из трех-четырех слов. О каком втором чтении тут речь вести?                     
                                                                                
Говоря об изъятии понятия соотношения, есть смысл обратить внимание на логику   
правительства и на аргументы, что, мол, они могут только прогнозировать. Ну и   
что? Любому человеку, который изучает теорию управления, известно, что          
прогноз - это одна из основных функций, что прогноз должен превратиться в       
план, а затем нужно организовывать исполнение плана. А вот за результаты надо   
держать ответ - вот от этого правительство пытается уйти. И мы с этим должны    
категорически, все вместе, не согласиться: не должно быть так.                  
                                                                                
Так же несостоятельны аргументы "мы не можем" или "государство не может", как   
они говорят, "бюджет не позволяет". Я думаю, что правильней было бы говорить    
- и мы так считаем, - что не "государство не может", а "мы не можем". А         
раньше государство могло - теперь не может. Так освобождайте места! Вам давно   
уже это предлагают. Обещания о том, что скоро будем жить лучше или положим      
голову на рельсы, мы уже слышали. Теперь слышим новые обещания.                 
                                                                                
Особенно, считаем, необходимо обратить внимание на такой момент. Очень часто    
употребляется аргумент, связанный с накопительной системой, что, мол, раньше    
ее не было, а теперь не имеем достаточных данных, опыта и прочее, и прочее.     
Большинство сидящих в этом зале, независимо от вероисповедания и                
идеологических убеждений, все-таки воспитывались в советской школе и являются   
материалистами, и мы понимаем, что накапливаются не какие-то рубли, или         
цифры, на счетах, накапливаются результаты труда. И сегодня вся страна,         
начиная от депутатов и кончая олигархами, живет за счет тех фабрик, заводов и   
газопроводов, зданий и сооружений, которые созданы этими стариками, которым     
сегодня не дают прожиточного минимума. Поэтому это просто аморально - делать    
вид, что этой проблемы не существует, и говорить, что мы не можем. То, что      
касается олигархов, миллиардеров, которых мы наплодили достаточное              
количество, - здесь правительство может, власть может, партия власти может, а   
для стариков - не может.                                                        
                                                                                
Поэтому коммунисты считают, что Дума просто обязана поставить целью вывести     
пенсии по покупательной способности хотя бы на уровень советских времен и       
только после этого создавать всякие новации относительно накопительства,        
терминов и так далее.                                                           
                                                                                
Кроме этого, есть предложение обратить внимание на то, что данный               
законопроект внесен еще правительством Касьянова, которое благополучно          
переместилось в другие места. Может быть, президент в том числе и по этой       
причине дал товарищам возможность сменить вид деятельности? Подумайте об        
этом, уважаемые представители партии власти.                                    
                                                                                
Ну и наконец, мне очень жаль, что тот комитет, в который я вхожу, выносит на    
утверждение такие проекты. Если так будет продолжаться, то следует сменить      
ему название - комитет по социальной политике правительства и против труда.     
                                                                                
Наша фракция обращается прежде всего к фракциям "Родина", ЛДПР, к независимым   
кандидатам: давайте проявим консолидированно позицию и политику точно так же,   
как это было по закону о демонстрациях, когда мы считали, что проводится        
антидемократическая линия, а это звенья одной цепи. Зная, что будет хуже, на    
всякий случай предупреждаю о возможных акциях протеста народа. Ну а к           
представителям фракции "Единая Россия" у нас просьба подумать, с одной          
стороны, над тем, что все-таки есть такие понятия, как справедливость и         
совесть, ну а с другой стороны, что, возможно, и отвечать придется за           
сегодняшнюю политику.                                                           
                                                                                
И выражаясь языком нашего спикера, который говорит, что времена растащиловки    
кончились, давайте не допустим, чтобы они сменились временами обираловки.       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, закончились наши выступления. От фракции         
Исаев, по мотивам.                                                              
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Уважаемые коллеги, на мой взгляд, сейчас при обсуждении данного     
закона у нас существует излишняя политизация. Есть вопрос, который необходимо   
решить. В законе исключается понятие, которое отсутствует в сегодняшнем         
пенсионном законодательстве, - понятие минимальной пенсии. От того, что оно     
есть, от того, что оно присутствует, кроме путаницы, ничего не будет, поэтому   
этот вопрос необходимо решить.                                                  
                                                                                
И есть другой момент, связанный с минимальным размером оплаты труда и его       
соотношением с величиной прожиточного минимума. Я могу вам сказать, что         
комитет так просто отказываться от этого не собирается. Внимательно изучите     
заключение комитета, мы предполагаем ко второму чтению внести необходимые       
поправки. Мы считаем, что есть два пути. В том случае, если мы с вами, как      
предполагается, примем закон о поэтапном повышении минимального размера         
оплаты труда, необходимость фиксировать ежегодно в бюджете это соотношение      
отпадет. Если мы не примем такой закон, то понятно, что в любом случае закон,   
которым регулируется приближение минимальной заработной платы к прожиточному    
минимуму, должен существовать, это законодательно должно быть отрегулировано.   
Но это предмет, с нашей точки зрения, второго чтения данного законопроекта.     
                                                                                
В законопроекте есть одна бесспорная вещь - он, так сказать, убирает            
несуществующий термин, которого нет в сегодняшнем законодательстве. И в этом    
смысле законопроект надо принять в первом чтении и дальше, ко второму чтению,   
над ним работать.                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги.                                         
                                                                                
Представитель президента хотел бы высказаться по данному законопроекту? Нет.    
Я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в         
первом чтении? Прошу определиться голосованием.                                 
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              325 чел.72,2%                                     
Проголосовало против          101 чел.22,4%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    426 чел.                                          
Не голосовало                  24 чел.5,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.