Заседание № 17
02.04.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 344322-3 "О внесении изменения в часть пятую статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации" (о порядке определения прожиточного минимума).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4566 по 4901 из 6848
Переходим к рассмотрению пункта 13 - проекта федерального закона "О внесении изменения в часть пятую статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации первого заместителя министра труда и социального развития Российской Федерации Январёва Валерия Андреевича. Пожалуйста, Валерий Андреевич. ЯНВАРЁВ В. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменения в часть пятую статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации" подготовлен в связи с тем, что возникло также (конечно, мне уже трудно так говорить, но на самом деле это действительно так) несоответствие, которое существует в двух законах: в законе, вступившем в действие, - Трудовом кодексе и в законе "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Трудовой кодекс предусматривает согласно статье 133, что порядок расчета прожиточного минимума и его величина устанавливаются федеральным законом. В соответствии с законом "О прожиточном минимуме..." только порядок расчета величины прожиточного минимума устанавливается законом, сама величина устанавливается правительством. Я должен сказать, что существующий порядок расчета величины прожиточного минимума, который был установлен законом "О прожиточном минимуме...", себя оправдал. В общем, на наш взгляд, при такой системе, которая существует, системе ежеквартального установления величины прожиточного минимума, мы укладываемся, то есть примерно полтора месяца - это оптимальный срок, быстрее просто не получается. И конечно, установление величины прожиточного минимума федеральным законом приведет к еще большему затягиванию этого установления. Получится такая, довольно парадоксальная ситуация, что величину прожиточного минимума первого квартала какого-то года мы будем утверждать законом или другим каким-то актом где-то в конце второго квартала, что не имеет никакого - ни социального, ни экономического - смысла, потому что уже время прошло. Поэтому мы предлагаем в Трудовой кодекс Российской Федерации, в статью 133, внести изменения, которые сохранят тот порядок, который существует всегда, сейчас, то есть сохранить, что порядок расчета прожиточного минимума устанавливается законодательно. А величину будут по-прежнему устанавливать, как и сейчас, постановлением Правительства Российской Федерации. Вот смысл этого закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Андреевич. Присаживайтесь. Содоклад члена Комитета по труду и социальной политике Веры Егоровны Оськиной. Пожалуйста, Вера Егоровна. ОСЬКИНА В. Е. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, я не буду повторять то, что сказал Валерий Андреевич, скажу лишь следующее. На заседании Комитета по труду и социальной политике был рассмотрен данный законопроект. И мы сделали такие замечания. Данный законопроект... (Шум в зале.) Я прошу слушать внимательно тех, кто будет задавать вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И Владимир Владимирович Климов, повернитесь, пожалуйста, к нам передней частью, а то закрываете нам всю центральную часть нашего зала. Верочка, извините, пожалуйста, продолжайте. ОСЬКИНА В. Е. Данный законопроект дублирует положение пункта 55 статьи 1 проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации", принятого в первом чтении 20 июня 2003 года. Это положение было внесено правительством на этапе разработки текста проекта в рамках работы специально созданной рабочей группы. Учитывая то обстоятельство, что прохождение и принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации" потребует значительного времени, правительство приняло решение о внесении отдельного законопроекта по статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом представитель правительства заверил комитет и членов рабочей группы в том, что из текста законопроекта о внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации пункт о внесении изменений в статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации будет изъят при подготовке этого законопроекта ко второму чтению. Законопроект "О внесении изменения в часть пятую статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации" был принят к рассмотрению с учетом соответствующих заверений представителя правительства. В противном случае в соответствии с пунктом 2 статьи 110 Регламента Государственной Думы он должен был быть возвращен в правительство в связи с принятием в первом чтении аналогичного законопроекта по тому же самому вопросу. При выполнении этих условий Комитет по труду и социальной политике рекомендует Государственной Думе принять закон "О внесении дополнения в часть пятую статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации", по-моему, в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В целом? ОСЬКИНА В. Е. Да. Сначала, наверное, во втором чтении, а потом в целом, да? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что-то я пока не вижу, что в целом, у меня только постановление... Есть, да. Я тогда попросила бы Валерия Андреевича Январёва, как у нас процедурой предусмотрено, под стенограмму подтвердить то, что было сказано Верой Егоровной Оськиной, чтобы у нас потом не возникало никаких проблем. ЯНВАРЁВ В. А. Хорошо. Дело в том, что нам действительно этот закон нужен как можно скорее, потому что при наличии этого закона, принятии его в апреле, мы сможем уже в конце апреля - начале мая утвердить прожиточный минимум за первый квартал. Если мы это оттянем, то будет, в общем, некоторый правовой вакуум. Естественно, при рассмотрении законопроекта о внесении изменений в Трудовой кодекс во втором чтении этот пункт, который касается статьи 133, мы обязательно изымем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Справочку получили. Есть ли вопросы по докладу Январёва и Оськиной? У Александра Алексеевича есть вопрос, да? ИЗ ЗАЛА. Нет, нет, я потом хотел добавить! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Потом? Хорошо. Вопросов нет. Есть желающие выступить? Так, пожалуйста, Тюлькин Виктор Аркадьевич. ТЮЛЬКИН В. А. Уважаемые депутаты, товарищи и коллеги! Как вы понимаете, по поручению фракции я выступаю не для того, чтобы повлиять на результаты голосования, поскольку они, так сказать, известны. Речь идет о другом все-таки. Вот в данном случае и комитет, и правительство пытаются обосновать проведение этих поправок не только необходимостью приведения в соответствие одних законов другим, но и с точки зрения оперативности, с точки зрения действительного положения вещей... Всё равно правительство этим занимается. Однако мы просим вспомнить, какие результаты получает правительство в разных областях, когда занимается именно такими вещами. Их способность считать зависит напрямую от той задачи, которая поставлена. Когда речь шла об автогражданке, они считали, и получали, и всем доказывали, - правильно, в эту сторону, - хотя большинство депутатов из всех фракций, так сказать, выражало огромные сомнения. Когда речь идет о прожиточном минимуме, мы больше чем уверены, что результат будет получен, так сказать, совсем в другую сторону. Вот я из личного опыта... Впервые я столкнулся с подобным подходом, когда был еще молодым, горячим начальником цеха и пытался добиться переноса к проходной автобусной остановки. Наконец добился, что на парткоме поручили заместителю директора по быту, так сказать, заняться этим вопросом и выполнить. Срок подошел - он докладывает, что выполнено. Спрашиваем: как же так? Он говорит: "Так есть такое понятие - зона пешеходной досягаемости (там 900 метров). Вот я с местными властями и договорился, что в нашем случае она будет увеличена". Задача была выполнена, а остановка осталась на том же месте. Так примерно будет и с прожиточным минимумом, тем более что в данном случае имеется еще один аспект, который, мы так считаем, не учитывает ни комитет по социальным вопросам, ни правительство. Правильно было сказано, что величину в том числе определяет и закон, и порядок расчета, и величину, потому что именно закон говорит о том, что входит в прожиточный минимум - корзина потребительская и обязательные платежи, так сказать, и сборы, правительство только рассчитывает. Поэтому правильный существовал порядок до сих пор и правильно здесь показано. И снижать саму значимость понятия величины прожиточного минимума, отдавая его на откуп тем расчетчикам, которые считали в том числе автогражданку, - это, по крайней мере, недальновидно, а по большому счету, это значит оставить без защиты многие, многие тысячи наших людей. И наконец, я хочу обратить внимание, что против этого пункта категорически возразила Федерация независимых профсоюзов России, возразила, и об этом надо было бы сказать здесь, в этом зале, в том числе вам, уважаемый товарищ Исаев. Фракция коммунистов высказывается за то, чтобы проголосовать против этих поправок, и обращает внимание наших друзей и коллег на то, что сам момент голосования весьма показателен. В среду три фракции - КПРФ, ЛДПР и "Родина" - не отдали ни одного голоса закону о запрещении демонстраций. К ним же присоединились все независимые депутаты. Правильно сориентировались коллеги из "Единой России", что для них это смерти подобно, провели соответствующую работу - сегодня фракция ЛДПР, как один, отдала голоса "Единой России" при голосовании по закону о прожиточном минимуме. Значит, подумайте и посмотрите, в этом и проявляется ваша природа, и когда вас упрекают в том, что вы обслуживаете власть в нужные моменты, то обижаться не надо, обижаться надо только на себя. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От комитета и от фракции "Единая Россия" - Исаев Андрей Константинович. ИСАЕВ А. К. Уважаемые коллеги, к сожалению, мы опять сталкиваемся с ситуацией, когда совершенно ясный технический вопрос пытаются увести в какие-то политические дебри. На самом деле о чем идет речь? При принятии Трудового кодекса фактически была допущена ошибка: мы записали, что величину прожиточного минимума устанавливают федеральным законом. Если буквально следовать этой норме, это означает, что каждый раз, когда рассчитывается прожиточный минимум, должен вноситься соответствующий федеральный закон, мы в трех чтениях... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Господин Косариков, у нас сидят все лицом к президиуму. ИСАЕВ А. К. ...должны его обсуждать, мы обязаны рассылать его субъектам Федерации для получения заключений. В результате каждый раз установление конкретной величины будет отставать, потому что мы будем в течение длительного времени рассматривать вопрос об установлении величины. Предлагается записать, что порядок расчета прожиточного минимума определяется федеральным законом. Такой федеральный закон есть. Никакого произвола он не допускает, потому что он содержит в себе потребительскую корзину, то есть полный набор товаров, которые входят в структуру этого прожиточного минимума. В ближайшее время мы будем рассматривать новые предложения об увеличении этой потребительской корзины, на этом действительно необходимо сосредоточиться. А в данном случае речь идет о том, что мы убираем техническую погрешность и даем возможность оперативно устанавливать саму величину расчетную, которая полностью задана параметрами закона "О прожиточном минимуме..." и полностью предопределена, для того, чтобы не затягивать этот процесс, для того, чтобы прожиточный минимум устанавливался регулярно, ежеквартально и в соответствии с этим люди могли получать реальную социальную помощь. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, все желающие выступили. Александр Алексеевич Котенков - по ведению, и закончим обсуждение. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я хотел бы несколько слов сказать о том, что выдвинула Вера Егоровна как условие принятия сейчас этого закона. Дело в том, что принятый в первом чтении законопроект находится уже не в ведении правительства, а в ведении комитета, то есть в ваших могучих руках, и ваше право изъять оттуда эту дублирующую норму, правительство может только согласиться или не согласиться с вашим решением, поэтому стопроцентная гарантия того, что, если вы хотите ее изъять, вы ее изымете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич. По ведению - депутат Климов Владимир Владимирович. КЛИМОВ В. В., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я сейчас обращаюсь к депутату Тюлькину, который только что ушел с трибуны. Коллега Исаев и докладчики по закону в принципе всё четко и подробно осветили. У меня просто просьба и предложение к коллеге Тюлькину. Вы второй раз выступаете и второй раз "катаетесь" по депутатам "Единой России", подначиваете одного, другого. Ну, наверное, это просто некрасиво, и хотелось бы, чтобы вы в дальнейшем так не делали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович, по ведению. ИВАНОВ С. В. Я в принципе тоже хочу коллеге Тюлькину заметить, чтобы он не трогал нашу фракцию. Я как хочу, так и голосую, никто со мной никакой работы не проводил. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ближина, по ведению. Виктор Иванович, ну, кнопочку-то нажмите. Вот сейчас появилась ваша фамилия. БЛИЖИНА Л. Ф., фракция ЛДПР. Уважаемые депутаты, вы извините, я, конечно, вновь избранная, но вот прошел первый квартал - стыдно смотреть, как вы себя ведете! Вот мне нравится, как ведет сейчас заседание Любовь Константиновна: четко, конкретно. А у нас сплошные разговоры. Смотрите, какие законы мы принимаем! Мы же работаем для избирателей, которые нам доверили свою судьбу. Поэтому не стойте спиной к выступающим, не разговаривайте по своим мобильникам. Лучше тогда выйти, вы же не даете возможность нам послушать. Мы даже суть дела не можем услышать из-за ваших разговоров и шума. Вы, пожалуйста, меня извините, но уже всё это выходит... Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Иванович Илюхин, по ведению. ИЛЮХИН В. И. Уважаемые коллеги, я полностью присоединяюсь к только что прозвучавшему замечанию. Конечно, надо депутатскую этику соблюдать и уважительно относиться друг к другу. Но вы знаете, что меня особенно поразило перед голосованием такого важного вопроса? Оказывается, допущена была техническая ошибка. Я господина Исаева хочу спросить: а еще какие технические ошибки допущены? Я ведь помню, как принимали Трудовой кодекс и как господин Исаев ратовал и убеждал нас: блестящий Трудовой кодекс, надо за него голосовать! Тогда уж мы должны знать, где еще обнаружатся такие технические ошибки, которые существенно влияют на судьбу... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Иванович, дорогой, но это же не по ведению. Виктор Иванович, это не по ведению. ИЛЮХИН В. И. Конечно же по ведению. Но как же так? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я думаю, что вы с Исаевым это выясните в рабочем порядке. ИЛЮХИН В. И. Любовь Константиновна, такую аргументацию приводить при принятии данного закона: была допущена техническая ошибка! И это при принятии Трудового кодекса, ошибка, существенно влияющая на положение, как говорится... на оплату и прочее! Как это так?! Ну, не употребляйте тогда таких аргументов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Иванович, мы с вами для того и работаем, чтобы ошибки исправлять. Коллеги, я ставлю на голосование данный законопроект в первом чтении. Кто за принятие данного законопроекта? Прошу голосовать. Виктор Иванович, если мы будем перечислять всё, за что нам должно быть стыдно, мы покраснеем и вообще отсюда не выйдем, сгорим от стыда напрочь! Особенно за некоторые высказывания наших товарищей. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 18 мин. 33 сек.) Проголосовало за 363 чел.80,7% Проголосовало против 48 чел.10,7% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4% Результат: принято Принято. Только я теперь просила бы мне пояснить: мы в целом сейчас будем принимать этот закон или все-таки?.. Александр Алексеевич, вы не возражаете? Не возражаете. Коллеги, в рамках "часа голосования" объявляется голосование по данному законопроекту. Кто за то, чтобы принять данный закон в целом? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 23 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3% Проголосовало против 54 чел.12,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 421 чел. Не голосовало 29 чел.6,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 261
17.10.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 344322-3 "О внесении изменения в часть пятую статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации" (о порядке определения прожиточного минимума).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2123 по 2142 из 8694
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Мы просим перенести на более позднее время, на ноябрь, пункт 22. Дело в том, что он был внесен правительством в пакете с законом "О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", но в данный момент этот законопроект как раз на сегодня назначен для рассмотрения в российской трехсторонней комиссии. Поскольку мы хотим все вместе рассматривать, лучше этот пункт перенести на ноябрь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета по социальной политике. Был Селиванов - исчез. Сизов здесь, докладчик? Тоже нет. Ой, ну... С комитетом согласовано, Андрей Викторович? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну да, правительственный... Хорошо, на ноябрь.