Заседание № 109
О проекте федерального закона № 344300-7 "О внесении изменения в статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (по вопросу о списании сумм неустоек (штрафов, пеней).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Владимир Владимирович Гутенёв, пожалуйста. ГУТЕНЁВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона № 344300-7 "О внесении изменения в статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" во втором чтении был принят Государственной Думой 3 апреля. Законопроектом предлагается урегулировать возможность списания заказчиком принятой к учёту задолженности по уплате неустоек, если указанная задолженность сложилась до 1 января 2017 года по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объёме в 2015 и в 2016 годах. Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, прошёл все экспертизы, есть все необходимые заключения. Комитет предлагает принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить от фракций по мотивам голосования? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 25 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 107
О проекте федерального закона № 344300-7 "О внесении изменения в статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (по вопросу о списании сумм неустоек (штрафов, пеней).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Владимир Владимирович Гутенёв, пожалуйста. ГУТЕНЁВ В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в первом чтении 21 февраля нынешнего года. Законопроект предлагает урегулировать возможность списания заказчиками принятой к учёту задолженности по уплате неустоек, если указанная задолженность сложилась до 1 января 2017 года по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объёме в 2015 и 2016 годах. К законопроекту поступило две поправки редакционного характера, обе рекомендованы комитетом к принятию. Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе утвердить таблицу поправок и принять данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 08 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 32 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 101
О проекте федерального закона № 344300-7 "О внесении изменения в статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (по вопросу о списании сумм неустоек (штрафов, пеней).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 25, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Доклад официального представителя правительства замминистра финансов Алексея Михайловича Лаврова. ЛАВРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! В 2015-2016 годах в качестве одной из антикризисных мер была введена следующая норма в федеральный закон № 44-ФЗ: было предоставлено право списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), которые образовались в определённых случаях несоблюдения процедур при осуществлении закупок. Этой нормой активно пользовались поставщики товаров, работ и услуг, но норма прекратила своё действие 1 января 2017 года. При этом ряд штрафов и пеней был уже выверен, готов к списанию, но не были оформлены необходимые документы, и задолженность остаётся неурегулированной. Правительство предлагает дополнить статью 112 закона № 44-ФЗ нормой, регламентирующей, что такая накопившаяся к 1 января 2017 года задолженность поставщиков обязана быть списана в порядке и в случаях, определённых правительством. Уже подготовлен и со всеми согласован проект постановления, который будет содержать ровно такие же условия и порядок, как те, которые действовали в 2015-2016 годах: если контракт полностью исполнен в установленные сроки, но не соблюдались определённые сроки или другие условия и если задолженность не превышает 5 процентов стоимости контракта, такая задолженность списывается полностью; если задолженность составляет от 5 до 20 процентов стоимости контракта и погашена половина этой задолженности, вторая половина также подлежит списанию. Мы считаем, это облегчит деятельность поставщиков услуг и продлит действие антикризисных мер применительно к обязательствам по списанию такой задолженности, которые возникли у государства в 2015-2016 годах. Просим поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Владимира Владимировича Гутенёва, пожалуйста. ГУТЕНЁВ В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Напомню, что в конце 2014 года была принята норма, позволяющая заказчику предоставить поставщику отсрочку уплаты неустоек за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, а также осуществить списание начисленных сумм таких неустоек. Изначально эта норма распространялась на отношения, возникшие в 2015 году, но впоследствии была продлена и на 2016-й. Это послабление было призвано стать одной из антикризисных мер, вместе с тем в ходе анализа, проведённого Счётной палатой, было установлено, что положение постановления Правительства Российской Федерации № 190, предусматривающее обязанность заказчиков по предоставлению отсрочки уплаты неустоек и осуществлению списания начисленных сумм неустоек, в 2016 году применили далеко не все главные распорядители бюджетных средств, у которых задолженность поставщика по начисленным неустойкам отражена в бюджетном учёте. Максимальные суммы в плане отсрочки уплаты начисленных неустоек были представлены Министерством внутренних дел Российской Федерации - 75,5 миллиона рублей, Минздравом России - 30,3 миллиона рублей. Максимальные суммы для списания неустойки приходятся на Минприроды - 81,8 миллиона рублей, Росавтодор - 47,8 миллиона и Федеральную таможенную службу - 36,9 миллиона рублей. При этом общий объём сумм, по которым предоставлена отсрочка и проведены списания, составил менее 1 процента общей суммы неуплаченных неустоек, а 12 главных распорядителей бюджетных средств, в том числе Минпромторг, "Роскосмос", Росморречфлот, списание и отсрочку уплаты сумм задолженностей в 2016 году вообще не осуществляли. На основании указанных данных был сделан логичный вывод, что данные антикризисные меры в сфере закупок не нашли широкого применения среди заказчиков и не доказали актуальности дальнейшего продления. Собственно говоря, мы и не стали их продлевать в 2017 году. В то же время у многих заказчиков остаётся принятая к учёту просроченная задолженность по уплате неустоек, подлежащая списанию, однако эти заказчики формально не могут осуществить списание, поскольку соответствующие нормы утратили силу. Мы считаем, возвращение правила о списании неустоек будет обоснованным и справедливым, однако, подчеркну, речь идёт о задолженности, сложившейся только в 2015-2016 годах по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объёме в течение двух указанных лет. Таким образом, заказчики, пусть и с некоторым опозданием, смогут довести до логического завершения использование этого вида антикризисных мер. С учётом изложенного ответственный комитет рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Михайлович, мы постоянно вносим изменения, нескончаемые изменения в 44-й федеральный закон - и вот сегодня в очередной раз. Не проще ли вообще пересмотреть этот закон так, чтобы нам не вносить постоянно эти изменения? И почему в законе установлены такие жёсткие нормы в части исполнения контракта? Чтобы потом вносить подобного рода нормы о списании и обо всех этих моментах? Не проще ли сразу внести соответствующие изменения в закон? ЛАВРОВ А. М. Уважаемая Вера Анатольевна, данный законопроект призван решить совершенно конкретную счётную проблему: у нас есть выявленная и принятая к учёту задолженность, которая должна была быть списана, реально списана в пользу поставщиков, но по тем или иным причинам - административного характера, технического характера, организационного характера - она не была списана, поэтому предлагаются нормы, позволяющие списать такую задолженность и завершить реализацию этой антикризисной меры. Данный законопроект не затрагивает основы функционирования системы закупок и направлен на решение совершенно конкретного, прикладного вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. У меня к обоим докладчикам вопрос: о какой сумме предполагаемого списания идёт речь? И ещё: среди организаций, которые перечислили, почему-то нет Минобороны - оборонзаказ не учитывается в этой системе? Там не списывались по подобному механизму образовавшиеся, скажем так, пени, неустойки, штрафы? ЛАВРОВ А. М. Этот механизм распространялся на всех заказчиков, и все им пользовались. Минобороны не названо, очевидно, потому, что нет просроченной задолженности, а если она есть, она зафиксирована. Я могу указать суммы, которые будут списаны по данному законопроекту в отношении только федеральных, подчеркну, заказчиков (законопроект распространяется и на региональных и муниципальных), тоже по трём крупнейшим: за "Роскосмосом" числится 4,8 миллиарда рублей, за Росморречфлотом - 1 миллиард рублей и за Минпромторгом - 300 миллионов рублей. Это только самые крупные, полная такая отчётность имеется, она зафиксирована, и счёт идёт на миллиарды рублей. Это существенная поддержка бизнеса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И. Вопрос докладчику. С одной стороны, да, мы помогаем бизнесу, но, с другой стороны, постоянно встречаясь с губернаторами, с главами городов, сталкиваемся с проблемой: они очень остро ставят вопрос о том, что многие недобросовестные подрядчики заключают договор, а потом не выполняют своих обязательств, в результате страдает социальная сфера. Особенно остро этот вопрос стоит в медицине и в дорожной сфере. Так вот таким законом не даём ли мы возможность недобросовестным подрядчикам и дальше не исполнять своих обязательств в установленные сроки? А ещё хуже, когда они потом делают перерасчёт. Компании, которые подпадают под действие этого закона, могут потом опять участвовать в этих конкурсах или, скажем так, заставлять заказчика, который размещает заказ, изменить стоимость заказа, повысив её? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Кирилл Игоревич, законопроект как бы обращён в прошлое: списанию подлежит только та задолженность по штрафам, которая образовалась по состоянию на 1 января 2017 года по выполненным контрактам. Если контракт не выполнен, расторгнут досрочно, поставщик попадает в реестр недобросовестных поставщиков и так далее, со всеми необходимыми инструментами. Но если государственный или муниципальный контракт полностью выполнен, все обязательства исполнены на должном уровне, но при этом в ходе исполнения контракта были штрафы за нарушение сроков, например, и эта задолженность осталась несписанной, мы предлагаем её списать. Законопроект не создаёт негативных стимулов. Все необходимые инструменты по предотвращению злоупотреблений, установленные в 44-м законе, действуют в полном объёме и никоим образом не затрагиваются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Игорь Андреевич Торощин, пожалуйста. ТОРОЩИН И. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР будет поддерживать принятие данного законопроекта в первом чтении, но хотелось бы обратить внимание на очередную недоработку правительства. Почему мы вновь в рамках антикризисной меры возвращаемся к вопросу о списании неустоек, образовавшихся в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком ещё в 2015-2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом? Правовое регулирование этого вопроса осуществлялось до 1 января 2017 года. К этой дате утратили силу антикризисные нормы федерального закона № 44-ФЗ и постановления правительства № 190 от 2016 года, а несписанных неустоек по контрактам 2015-2016 годов, как выясняется, ещё очень много. Заказчики, что вполне логично, отказываются списывать неустойки со ссылкой на то, что такая антикризисная обязанность действовала для них до 1 января 2017 года. Аналогичные действовавшим в 2015-2016 годах антикризисные меры по 2017 году Правительством России инициированы не были, в результате ситуация целый год не находила решения. Вот один из распространённых примеров, когда подрядчик становился жертвой правовой нерешённости вопроса и нерасторопности правительства. Договоры на выполнение работ исполнены 28 декабря 2016 года с просрочкой исполнения, и, хотя оплата произведена тоже в последних числах декабря и этой же датой оформлены документы о приёмке, отчёт об исполнении размещается в ЕИС в январе 2017 года. С одной стороны, вроде и пени надо прощать, так как договор исполнен, пусть и в самых последних числах декабря 2016 года, а с другой стороны, после новогодних праздников правовая база уже отсутствовала. Именно на это на практике и уповали заказчики. Сегодня мы фактически повторно устанавливаем возможность списания заказчиками принятой к учёту задолженности по уплате неустоек, если указанная задолженность сложилась до 1 января 2017 года. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, мы уже в который раз рассматриваем изменения в закон "О контрактной системе...", вот сейчас идёт приложение к этому закону по вопросу о погашении неустоек, но в любом случае я полагаю, что мы - мы или, скорее всего, Федеральная антимонопольная служба, другие министерства и ведомства - должны доработать или вообще отработать по новой этот закон. Мы уже седьмой, восьмой, а может, десятый раз вносим точечные изменения, которые в итоге дают только какие-то точечные результаты, а ведь все мы знаем болевые точки этого закона. Первое. У нас может выиграть даже очень недобросовестный исполнитель контракта, играя только на понижение, - значит, должны быть жёстко прописаны условия по этой части. Кроме того, я считаю, должен быть перечень (кто-то скажет, что тут вопрос конкуренции) организаций - добросовестных исполнителей контракта, в отношении которых мы уже точно будем знать, что они его исполнят. Ведь какие нам цифры приводятся здесь? Контракты не исполняются, и миллиардами уходят деньги - никто не может их найти! А это чьи деньги? Нашего налогоплательщика. Так давайте вместе из этого выходить. И много других моментов мы здесь уже рассматривали. Давайте сделаем так, чтобы была прописана практически гарантия исполнения подрядчиком любого контракта - на оказание услуг, на приобретение и так далее. Я предлагаю: давайте сами защитим бюджет, защитим должностных лиц, чтобы они могли быть спокойны и уверены в том числе в части банковских гарантий - я обращаюсь к правительству с этой просьбой, - чтобы можно было не только по суду возвращать предварительный платёж, предоплату. Суд может идти два-три года - так, может быть, в одностороннем порядке в условиях контракта прописывать, чтобы можно было в банке, который предоставляет банковские гарантии, получить, вернуть деньги, если не исполняется контракт? Одним словом, я предлагаю решать вопрос, а не ставить какие-то там запятые, точки и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента желает выступить? Нет. Заключительное слово докладчика? Нет. Содокладчика? Тоже нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункт 25 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 56 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.